Резолюция Формозы 1955 г.
Резолюция Формозы 1955 года — совместная резолюция, принятая Сенатом США и подписанная президентом США Дуайтом Д. Эйзенхауэром 29 января 1955 года. [ 1 ] для противодействия угрозе вторжения (КНР) на Тайвань ( Китайская Республика Китайской Народной Республики ). Резолюция давала президенту США полномочия «использовать Вооруженные силы Соединенных Штатов, когда он считает это необходимым, для конкретной цели обеспечения безопасности и защиты Формозы и Пескадорских островов от вооруженного нападения [коммунистов]». [ 2 ]
Резолюция была сформулирована во время кризиса в Тайваньском проливе (1954–1955 гг.), который представлял собой короткий период вооруженного конфликта, в ходе которого Коммунистическая партия Китая (КПК) вторглась на острова в Тайваньском проливе, контролируемые Гоминьданом (Гоминьданом) под руководством Китайская Республика (КР). Скрытая реакция Совета Безопасности ООН на эти события побудила президента США Эйзенхауэра запросить резолюцию в январе 1955 года.
Фон
[ редактировать ]Цинский Китай и Вторая мировая война
[ редактировать ]Формоза и близлежащие острова находились под властью Цин, пока династия не уступила свой суверенитет Японии в 1895 году после ее поражения от японцев в первой китайско-японской войне . [ 3 ] Полвека спустя, в разгар Второй мировой войны, Каирская декларация 1943 года установила, что юрисдикция над островами будет возвращена Китаю в случае капитуляции Японии. После поражения Японии Соединенные Штаты, которые воевали с Китаем в качестве союзников и установили дипломатические отношения с этой страной посредством Вангийского договора , официально признали свое право вернуть себе все территории (включая Формозу), украденные у них Японией. В заявлении о нейтралитете, сделанном госсекретарем США Дином Ачесоном в январе 1950 года, правительство США заявило, что «никоим образом не собирается вмешиваться в военные действия на острове». [ 4 ]
Ухудшающиеся обстоятельства
[ редактировать ]Однако в начале 1950-х годов мирные отношения между Соединенными Штатами и Китайской Народной Республикой начали ухудшаться. В течение нескольких месяцев после объявления нейтралитета КНР захватила всю консульскую собственность США в Пекине, подписала в 1950 году Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи с Советским Союзом и начала наращивать свои силы в Чецзяне и Фуцзяне , напротив Формозы. Эти события, а также начало Корейской войны в июне 1950 года побудили президента Эйзенхауэра отдать приказ американскому военно-морскому флоту занять позицию в Тайваньском проливе, чтобы предотвратить возможное нападение КНР на Формозу. [ 5 ] Китайская республика всегда воспринималась западными державами как единственное законное правительство Китая и, таким образом, занимала свое место в Организации Объединенных Наций с момента ее создания. После победы Коммунистической партии Китая в гражданской войне в Китае официальное руководство КНР подняло вопрос о том, кто должен быть законным представителем Китая в ООН. США проголосовали против места КНР в ООН, что еще больше обострило напряженность в отношениях между двумя державами. [ 3 ]
К середине 1950-х годов США ввели торговое эмбарго и начали политику изоляции и сдерживания по отношению к КНР. [ 3 ] Параллельно с этим администрация Эйзенхауэра в период с 1952 по 1954 год увеличила свою дипломатическую, экономическую и военную помощь Тайваню: экономическая помощь составила 527 миллионов долларов США, а военная помощь - 940 миллионов долларов США. [ 3 ] 3 сентября 1954 года КПК начала тяжелую артиллерийскую бомбардировку китайских островов Кемой и Мацу , небольшой группы островов недалеко от материка, которую чиновники Китайской Республики считали оптимальной для стратегического позиционирования и повторного вторжения на материк. КНР дополнительно удерживала тринадцать американских пленных и угрожала их казнью, что побудило администрацию Эйзенхауэра принять дальнейшие меры. 2 декабря 1954 года китайско-американский договор о взаимной обороне в дополнение к другим соглашениям о взаимной безопасности в Тихом океане. между США и Китайской республикой был подписан [ 6 ]
Разрешение
[ редактировать ]6 января 1955 года президент Эйзенхауэр обратился в Сенат за советом и согласием на ратификацию Договора о взаимной обороне между США и Китайской республикой, в котором предусматривалось вооруженное нападение в западной части Тихого океана, направленное против Формозы и территорий Пескадорских островов. [ 7 ]
Когда в середине января 1955 года силы Коммунистической партии Китая захватили контроль над островом Инчаин, расположенным в 210 милях к северу от Тайваня, призывы к военному вмешательству США усилились, поскольку продолжающиеся нападения КПК на Кемой и Мацу расширили вооруженные стычки между двумя правительствами до такой степени, что порты материкового Китая. Эти события побудили президента Эйзенхауэра принять меры. 24 января Эйзенхауэр запросил у Конгресса разрешение использовать военную силу для защиты Тайваня. [ 8 ] На следующий день, 25 января 1955 года, Палата представителей 410 голосами против 3 в Палате представителей одобрила запрошенную президентом Эйзенхауэром резолюцию, которая уполномочила президента защищать Формозу (Тайвань) и Пескадорские острова. [ 9 ] 28 января 1955 г. Сенат одобрил резолюцию 85–3. [ 10 ] [ 11 ] В тот же день, когда Сенат США одобрил эту резолюцию, проблема Формозы наконец привлекла внимание Совета Безопасности ООН. Однако из-за отказа КНР присоединиться к обсуждению этот вопрос был фактически исключен из повестки дня ООН. Тем не менее, с одобрения Палаты представителей и Сената, президент Эйзенхауэр продвинулся вперед, подписав Резолюцию 29 января 1955 года. США официально приняли Формозскую резолюцию, предполагаемый механизм предотвращения нового кризиса в Тайваньском проливе, как это произошло во время Первого кризиса в Тайваньском проливе (1954–1955). Резолюция предоставила президенту Эйзенхауэру полномочия полностью защищать Формозу, предоставив ему право использовать вооруженные силы США в Тайваньском проливе. Хотя резолюция разрешала президенту США применять силу для защиты Формозы, она не выражала явно открытой поддержки правительства Китайской Республики. Резолюция была попыткой предотвратить дальнейший военный конфликт между Китайской Народной Республикой и Китайской Республикой без явного перехода на сторону Формозы. [ 8 ]
Последствия
[ редактировать ]Непосредственные последствия
[ редактировать ]Совместная резолюция не разрешила кризис Тайваньского пролива и не смягчила враждебность между КНР и Китайской республикой. Вместо этого резолюция расширила сферу действия Договора о взаимной обороне , расширив обязательства США по защите от вторжений КНР прибрежных островов, в дополнение к Тайваню.
Поскольку кризис продолжался до начала весны, официальные лица США публично предупредили о потенциальном использовании ядерного оружия, когда в марте 1955 года государственный секретарь Джон Фостер Даллес призвал к более сильному вмешательству США. Напряженность временно снизилась в апреле 1955 года, когда КНР объявила о своей готовности к переговорам по Тайваню и прекратила бомбардировки Кемой и Мацу. В мае КНР официально прекратила обстрелы и согласилась на перемирие. 12 сентября 1955 года Объединенный комитет начальников штабов проконсультировался с президентом Эйзенхауэром, предложив использовать ядерное оружие против КНР, если она начнет полномасштабное вторжение на Тайвань. Убедившись, что Пекин знает об этом, администрация Эйзенхауэра заключила временное перемирие с КНР до возобновления конфликта, когда Тайвань начал военное усиление двух островов. К маю 1957 года США предоставили Тайваню ракеты «Матадор», способные нести ядерные боеголовки. Когда в 1958 году разразился второй кризис Кемой, который повлек за собой новое развертывание военно-воздушных и военно-морских сил США, президент Эйзенхауэр пригрозил снова применить ядерное оружие. [ 12 ]
1970-е годы
[ редактировать ]Спустя более десяти лет после Второго кризиса в Тайваньском проливе США разорвали официальные дипломатические отношения с Китайской республикой в качестве условия возобновления дипломатических отношений с КНР. [ 12 ] Будучи преисполнен решимости воспользоваться расколом в отношениях между КНР и Советским Союзом и сместить баланс сил в сторону Запада, президент Ричард Никсон проводил политику сближения с Китаем. Это началось с его визита в Китай в 1972 году и завершилось в 1979 году подписанием Совместного коммюнике об установлении дипломатических отношений между президентом Картером и президентом Китая Дэн Сяопином . [ 13 ] [ 14 ] В коммюнике США, хотя и признали легитимность Китайской Народной Республики, признали лишь ее претензии на Тайвань. К апрелю Конгресс возобновил свои отношения с Тайванем, одобрив Закон об отношениях с Тайванем , который позволил продолжить коммерческие и культурные отношения и продажу оружия между США и Тайванем. Закон восстановил отношения США с Тайванем, сохранив при этом признание Китайской Народной Республики законным представителем Китая. [ 15 ]
1980-е годы
[ редактировать ]В 1980-х годах президент США Рональд Рейган « Шесть гарантий и его администрация дали Тайваню ». «Шесть гарантий» включали в себя обещания США соблюдать Закон об отношениях с Тайванем, не вмешиваться в продолжающиеся споры между Тайванем и Китаем и не прекращать продажу оружия Тайваню.
К августу 1982 года администрация Рейгана подписала третье совместное коммюнике с правительством КНР. Подписание этого соглашения фактически нормализовало отношения между США и Китаем и подтвердило приверженность США политике «одного Китая». Президент Рейган выразил поддержку укреплению связей с Тайванем, однако из-за опасений советской экспансии в эпоху холодной войны администрация президента Рейгана была вынуждена укрепить связи с Китаем. Таким образом, к июню 1984 года администрация президента Рейгана разрешила продажу американской военной техники Пекину. [ 16 ]
1990-е годы
[ редактировать ]Несмотря на третий кризис Тайваньского пролива в 1996 году, в ходе которого были проведены испытания китайских ракет в водах вблизи Тайваня, Тайвань провел свои первые свободные президентские выборы в 1996 году . Целью этих ракетных испытаний было побудить тайваньских избирателей проголосовать против таких кандидатов, выступающих за независимость, как действующий Гоминьдана президент Ли Тэнхуэй и представитель Демократической прогрессивной партии Пэн Минмин . [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] В конечном итоге Ли выиграл выборы с большим отрывом в марте 1996 года. [ 20 ]
21 век
[ редактировать ]К 2010-м годам США признали Китай КНР единственным Китаем на протяжении десятилетий. Однако, когда Дональд Трамп победил на президентских выборах в США в 2016 году, Трамп нарушил кодекс поведения США по отношению к Китаю, когда разговаривал с президентом Тайваня Цай Инвэнь по телефону . Это вызвало вопросы по поводу приверженности США политике «одного Китая». Президент Трамп попытался развеять эти сомнения во время разговора 9 февраля 2017 года с высшим лидером Китая Си Цзиньпином , в котором он вновь заявил, что будет соблюдать политику «одного Китая». Несмотря на соблюдение этой политики, США по-прежнему поддерживают неофициальные связи с Тайванем, включая предоставление военной помощи. [ 21 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ «HJRes.159 — 84-й Конгресс (1955-1956)» . Библиотека Конгресса . Проверено 24 июля 2015 г.
- ^ «Международные отношения Соединенных Штатов, 1955–1957, Китай, Том II - Офис историка» . History.state.gov . Проверено 13 марта 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Олива, Мара (2018). «Вызов второй: первый тайваньский кризис 1954–1955 годов». В Оливе, Мара (ред.). Эйзенхауэр и американское общественное мнение о Китае . Международное издательство Спрингер. стр. 117–153. дои : 10.1007/978-3-319-76195-4_5 . ISBN 978-3-319-76195-4 .
- ^ Ашерст, Альберт Дж. (1968). «Резолюция Формозы 1954–1955, 1958 гг.». Обзор военно-морского колледжа . 20 (7): 56–64. ISSN 0028-1484 . JSTOR 44639236 .
- ^ Ашерст, Альберт Дж. (1968). «Резолюция Формозы 1954–1955, 1958 гг.». Обзор военно-морского колледжа . 20 (7): 56–64. ISSN 0028-1484 . JSTOR 44639236 .
- ^ Ашерст, Альберт Дж. (1968). «Резолюция Формозы 1954–1955, 1958 гг.». Обзор военно-морского колледжа . 20 (7): 56–64. ISSN 0028-1484 . JSTOR 44639236 .
- ^ «Международные отношения Соединенных Штатов, 1955–1957, Китай, Том II - Офис историка» . History.state.gov . Проверено 13 марта 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Саймент, Джеймс (26 марта 2015 г.). Послевоенная Америка: Энциклопедия социальной, политической, культурной и экономической истории . Рутледж. ISBN 978-1-315-70160-8 .
- ^ «Резолюция HJ 159. ПОЛИТИКА ФОРМОЗЫ. РАЗРЕШИТЬ ПРЕЗИДЕНТУ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ФОРМОЗЫ И СВЯЗАННЫХ ТЕРРИТОРИЙ» . GovTrack .
- ^ «HJRES. 159. ПОЛИТИКА ФОРМОЗЫ» . GovTrack .
- ^ Эндрю Гласс. «Палата представителей одобряет резолюцию Формозы, 25 января 1955 года» . ПОЛИТИКА . Проверено 13 марта 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Саймент, Джеймс (26 марта 2015 г.). Послевоенная Америка: Энциклопедия социальной, политической, культурной и экономической истории . Рутледж. ISBN 978-1-315-70160-8 .
- ^ «Китайская Народная Республика-США: установление дипломатических отношений». Международно-правовые материалы . 18 (1): 272–275. Январь 1979 г. doi : 10.1017/s0020782900043886 . ISSN 0020-7829 . S2CID 249005911 .
- ^ Гэддис, Джон Льюис (2005). Холодная война: новая история . Пингвин Пресс. стр. 149–152. ISBN 978-1-59420-062-5 .
- ^ «Хронология: отношения США с Китаем 1949–2020» . Совет по международным отношениям . Проверено 13 марта 2020 г.
- ^ «Хронология: отношения США с Китаем 1949–2020» . Совет по международным отношениям . Проверено 13 марта 2020 г.
- ^ «Дезертирство «независимости» » . Си-Эн-Эн. 27 октября 1995 года. Архивировано из оригинала 7 августа 2016 года . Проверено 3 июня 2016 г.
- ^ Кроуэлл, Тодд; Бодин, Крис (15 марта 1996 г.). «Противостояния» . Си-Эн-Эн. Архивировано из оригинала 7 августа 2016 года . Проверено 3 июня 2016 г.
- ^ Рой, Денни (2003). Тайвань: политическая история . Издательство Корнельского университета. п. 198. ИСБН 9780801488054 . Архивировано из оригинала 12 апреля 2023 г. Проверено 3 июня 2016 г.
- ^ «Хронология: отношения США с Китаем 1949–2020» . Совет по международным отношениям . Проверено 13 марта 2020 г.
- ^ «Хронология: отношения США с Китаем 1949–2020» . Совет по международным отношениям . Проверено 13 марта 2020 г.