Альфред Носсиг
Альфред Носсиг | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 18 апреля 1864 г. |
Умер | 22 февраля 1943 г. (78 лет) |
Причина смерти | Казнь через расстрел |

Альфред Носсиг (18 апреля 1864 г. - 22 февраля 1943 г.) был еврейским скульптором, писателем и активистом сионизма и польского гражданского общества. Во время Второй мировой войны он содержался в Варшавском гетто . Другие евреи позже обвинили Носсига в сотрудничестве с гестапо .
Еврейские партизаны столкнулись с Носсигом в его квартире, требуя ответа на обвинения. Во время допроса Носсиг упал на колени и умолял сохранить ему жизнь, угрожая им, что немцы примут ответные меры, если он будет убит. Не испугавшись, партизаны казнили его. Обыскав его тело, они обнаружили немецкие документы. [ 1 ]
Носсиг был евгенистом, верившим в «биологическое превосходство» евреев. [ 2 ]
Биография
Альфред Носсиг родился в богатой семье в Лемберге (ныне Львов), тогда входившем в состав Австрийской империи (ныне Украина ). Отец Носсига познакомил его с немецкой культурой и был активистом за права евреев в Галиции, работая там секретарем еврейской общины. В начале 1880-х годов польский романтизм вдохновил Носсига сформулировать идеи о еврейской ассимиляции в польской культуре, которые он выразил в периодическом журнале Ojczyzna (Отечество) и в организации (которую он сам основал) под названием «Przymierze Braci» (Союз братьев). . Он был пионером в области еврейской демографии во время учебы в Лембергском университете , получив в 1884 году премию сената университета за свое эссе «O ludności» (О народонаселении). [ 3 ] Сестра Носсига Фелиция Носсиг (1855–1939) активно участвовала в польской социал-демократической политике и защите прав женщин и была матерью марксистского социалистического активиста Адама Прочника (чьим отцом, вероятно, был политик-социалист Игнаций Дашиньский ). [ 4 ]
Ранняя карьера
Носсиге начал писать театральные обзоры для польских и еврейских газет, а в 1888 году опубликовал свой первый сборник стихов «Poezje» , выигравший конкурс в Варшаве . [ 3 ] Впоследствии он опубликовал пьесу «Царь евреев» о Симоне бар-Кохбе , зачинщике восстания Бар-Кохбы против Римской империи. В 1887 году Носсиг опубликовал первую сионистскую работу на польском языке. нет будущего Он был озаглавлен «Попытка решить еврейскую проблему» (Proba rozwiązania kwestji źydowskiej) и утверждал, что у евреев в диаспоре ; таким образом, евреи должны создать свое собственное независимое государство в Палестине и соседних странах. Он также провел и опубликовал исследование статистики еврейского населения Центральной Европы, чтобы обосновать свои идеи. Отход Носсига от ассимиляционистских к националистическим еврейским взглядам (утверждалось, что он был первым, кто использовал слово «сионист») вызвал споры в его кругах. [ 5 ]
В 1892 году Носсиг жил в Вене, где работал арт-куратором и писателем, а также вращался в художественных кругах. Среди его друзей был пианист и композитор Падеревский , для которого он написал либретто оперы «Манру» (1901). Знакомый того периода писал о нем: «Корень его души: поэтическое еврейство; источник его сокровенной жизни: национальное возрождение еврейского народа; его манеры, его манеры, его поведение по отношению к другим людям, его вся внешняя маска: идеальный поляк [...] его культура, его стиль работы и тщательность: действительно настоящий немец». [ 6 ]
В 1894 году Носсиг переехал в Париж, где был корреспондентом польской газеты Gazeta Lwowska . Там он написал подробное эссе на немецком языке «Социальная гигиена евреев и народов Древнего Востока», стремясь сделать Моисеев закон о здоровье и гигиене одним из основополагающих трудов по современным гигиеническим стандартам. [ 7 ] В это время Теодор Герцль также работал в Париже корреспондентом газеты. Носсиг критиковал сионистскую тактику Герцля, но был вовлечен в планы Авраама Зальца , одного из первых коллег Герцля, по созданию деревни в Палестине для поселенцев из Галиции. [ 6 ]
В этот период Носсиг также работал скульптором-самоучкой, выставляясь в Париже, Вене и Берлине. Среди его предметов были « Странствующий еврей» , Иуда Маккавей и царь Соломон , а также портретные бюсты Падеревского и Макса Нордау , а также посмертная маска императрицы Елизаветы Австрийской . [ 3 ]
Сионистский активизм
В 1900 году Носсиг снова переехал, на этот раз в Берлин. В том же году он опубликовал эссе, призывающее к миру во всем мире на основе договоров, которые должны быть согласованы всеми европейскими странами – своего рода ранний Европейский Союз – в рамках которого евреям будет разрешено селиться в Османской Палестине . Он также общался с так называемыми «практическим сионистами», которые держались на явной дистанции от деятельности Всемирной сионистской организации Герцля (ВСО). Он также входил в совет еврейского издательства Jüdischer Verlag вместе с Мартином Бубером и стал постоянным автором журнала Ost und West . [ 8 ] Создавая «Ассоциацию еврейской статистики», он утверждал, что полученные данные будут не только противостоять антисемитизму , но и еврейской ненависти к себе . В других произведениях он также продолжал работать драматургом и написал исследование «Пересмотр социализма (Пересмотр социализма )», в котором подчеркивались социальные послания иудаизма. [ 9 ]

В 1903 году Носсиг тесно сотрудничал с Хаимом Вейцманом, надеясь основать еврейский университет. Вейцман предложил Носсигу принять участие в Сионистском конгрессе в Базеле в том же году. На конгрессе Носсиг и его союзники раскритиковали Герцля за попытку «купить» родину в Палестине, оставив евреев открытыми для исторических обвинений в том, что евреи были «торговцами», а не утвердились за счет работы. Это вмешательство стоило ему личной поддержки Вейцмана и других. [ 10 ] На Восьмом сионистском конгрессе 1907 года Носсиг выступал за широкий подход к сионизму во всех еврейских европейских общинах с городскими и сельскими поселениями как в Палестине, так и в соседних странах. [ 11 ] Будучи членом пропагандистского комитета ВСО, он изложил планы создания сионистского информационного агентства и газеты, а также выступал за сотрудничество с Османской империей в создании поселений. Однако личность Носсига продолжала отталкивать сторонников, и после 1908 года он не имел прямого отношения к ВСО. [ 12 ] В том же году он основал свою собственную организацию «Allgemeine Jüdische Kolonisations-Organisation» (AJKO), а в последующие годы предпринял ряд инициатив по работе с лидерами младотурецкой революции в Константинополе, часто посещая его. [ 13 ] В 1911 году он заявил британской газете The Daily Mail , что AJKO принесет пользу Великобритании, отклонив поток русских иммигрантов. [ 14 ]
Во время Первой мировой войны он организовал в 1915 году предоставление медицинского подразделения турецким войскам, финансируемое немецкими еврейскими организациями, в попытке убедить султана Мехмеда V принять иммиграцию восточноевропейских евреев. Ни это, ни дальнейшие визиты не имели никакого эффекта. В период после Декларации Бальфура в ноябре 1917 года Носсиг был привлечен некоторыми немецкими сионистскими организациями для лоббирования турецкого эквивалента Декларации. 5 января 1918 года Носсиг встретился в Берлине с Талат-пашой , тогдашним министром внутренних дел Турции, который дал ему расплывчатые обещания. После безрезультатных переговоров переговоры в Константинополе были свернуты; ) оставалось впечатление однако у некоторых (в том числе у посла США в Константинополе Генри Моргентау-старшего , что Носсиг действовал как агент немецких властей. [ 15 ]
Образование независимой Польши после Версальского договора со своим старым другом Падеревским в качестве премьер-министра дало Носсигу возможность выступать в качестве посредника между правительством преемника Падеревского, Владислава Грабского , и польской еврейской общиной. Он надеялся объединить различные еврейские фракции в единый представительный орган. Однако из-за раскола в польском еврействе между ассимиляционистами, традиционалистами, сионистами и социалистами, а также из-за фундаментального антисемитизма маршала Пилсудского (который на самом деле обладал политической властью в новом государстве), никакого прогресса достигнуто не было. [ 16 ]
Носсиг покинул Польшу и стремился создать всемирную организацию поддержки евреев. В этом контексте он упрекнул существующее сионистское руководство в его нечувствительности к проблемам арабов и дистанцировался от крайнего еврейского национализма Зеева Жаботинского , которого он охарактеризовал как «еврейского Троцкого ». Свои идеи он опубликовал в эссе «Сионизм и еврейство: кризис и решение» (1922). Ответные визиты в Польшу в конце того же десятилетия показали, что он не имел большого политического влияния ни на польское правительство, ни на еврейскую общину, и снова начали распространяться слухи о том, что Носсиг действовал в интересах правительства Германии. [ 17 ] [ 18 ]
Последние годы
Живя в Берлине в первые годы нацистского режима, он начал задумывать скульптурный памятник, включающий более 20 статуй, который он намеревался воздвигнуть на горе Сион , под названием «Святая гора», и выставил его модель в Берлине в 1936 год. [ 19 ] Перед войной Носсигу предложили убежище в Палестине, но он отказался покинуть Берлин без своих статуй. [ 20 ]
В 1938 году, когда ему было 75 лет, Носсиг жил в Праге, где писатель Йозеф Френкель описал его как «старого, больного и дряхлого человека. За ним ухаживала немецкая медсестра». С началом войны Носсиг бежал в Польшу и был передан на попечение Еврейского управления благосостояния в Варшаве. Адаму Чернякову , главе Варшавского гетто юденрата , было приказано принять его на работу, по-видимому, немецкие власти, а Носсиг был назначен офицером по эмиграции из гетто; на этом посту он пытался договориться с гестапо о разрешении эмигрировать некоторым еврейским лидерам, но (разумеется) без какого-либо результата; эмиграция была категорически запрещена в ноябре 1940 года. Затем Носсиг был назначен директором отдела искусства и культуры гетто, но без особого эффекта.
Смерть
При невыясненных обстоятельствах в гетто о Носсиге стали говорить как о коллаборационисте немцев. Носсига обвинили в предоставлении нацистам регулярных отчетов о еврейской подпольной деятельности в гетто, а подпольная группа сопротивления « Еврейская боевая организация » провела импровизированный суд и приговорила его к смертной казни. Носсиг упал на колени и умолял сохранить ему жизнь, угрожая немецким возмездием, если он будет убит. [ 1 ] Не испугавшись, партизаны расстреляли его в своей квартире 22 февраля 1943 года. Ему было 78 лет. [ 21 ]
По словам некоторых палачей Носсига, после казни из его личных вещей были изъяты удостоверение личности гестапо и шестистраничное досье о еврейском подпольном движении. [ 22 ] Похоронен на еврейском кладбище на улице Окоповой в Варшаве. Точное место его захоронения неизвестно; сохранился лишь фрагмент бляшки с его надгробия (участок 67, ряд 7). [ 23 ]
Ссылки
- ^ Jump up to: а б «Ужасный выбор» . www.jewishgen.org . Проверено 9 марта 2024 г.
- ^ Харт, Митчелл (1995). «Моисей-микробиолог: иудаизм и социальная гигиена в работах Альфреда Носсига» . Еврейские социальные исследования . 2 (1): 72–97. ISSN 0021-6704 . JSTOR 4467461 .
- ^ Jump up to: а б с Бауэр, Эла (2010). «Носсиг, Альфред» . Энциклопедия евреев Восточной Европы YIVO . Проверено 23 августа 2014 г.
- ^ Гурницка-Боратинская (1999), стр. 128–147
- ^ Альмог (2008), с. 2
- ^ Jump up to: а б Альмог (2008), стр. 3–4.
- ^ Харт (1995), стр. 71–5.
- ^ «Восток и Запад: ежемесячно иллюстрировано для всего иудаизма» . Компактная память . Университет Гете во Франкфурте . Проверено 2 января 2022 г.
- ^ Альмог (2008), стр. 6–7, 11.
- ^ Альмог (2008), стр. 8–10.
- ^ Альмог (2008), стр. 10–11.
- ^ Альмог (2008), стр. 12–13.
- ^ Альмог (2008), стр. 14–15.
- ^ Зильберберг (1989), с. 240.
- ^ Альмог (2008), стр. 16–19.
- ^ Альмог (2008), стр. 19–20.
- ^ Альмог (2008), стр. 20–21.
- ^ Зильберберг (1989), с. 241
- ^ Баер, Бернхард (1936). «Святая гора» . Утро . 11 . Берлин: 560–562.
- ^ Альмог (2008), с. 22
- ^ Альмог (2008), стр. 22–28.
- ^ «Альфред Носсиг, еврейский интеллектуал и еврейский предатель» . Еврейский журнал . Май 2009 года . Проверено 3 мая 2023 г.
- ^ Кладбища столицы Варшавы. Еврейские кладбища Варшавы: Рокарт, 2003. ISBN 83-916419-3-7.
Библиография
- Альмог, Шмуэль (2008). «Альфред Носсиг: переоценка». В исследованиях сионизма, том. 4 нет. 1, стр. 1–29. дои : 10.1080/13531048308575834
- Гурницка-Боратинская, Анета (1999) Мы хотим всю жизнь . Варшава: Фонд Res Publica. ISBN 83-910975-2-8
- Харт, Митчелл (1995). «Моисей-микробиолог: иудаизм и социальная гигиена в работах Альфреда Носсига». В журнале «Еврейские социальные исследования» , осень 1995 г., стр. 72–97. JSTOR 4467641
- Зильберберг, Майкл (1989). «Суд над Альфредом Носсигом - предателем или жертвой». В Майкле Маррусе (ред.), Нацистский Холокост. Часть 6: Жертвы Холокоста , том. 1, стр. 239–247. Берлин: Де Грютер Саур
- 1864 рождения
- 1943 смертей
- Художники из Львова
- Люди, погибшие в Варшавском гетто
- Польские скульпторы-мужчины
- Польские драматурги и драматурги XIX века.
- Польские писатели-мужчины XIX века
- Польские драматурги и драматурги-мужчины
- Еврейские драматурги и драматурги
- Еврейские евгеники
- Оперные либреттисты
- Скульпторы 20 века
- Скульпторы XIX века
- Польские драматурги и драматурги XX века.
- Польские писатели-мужчины ХХ века
- Польские сионисты
- Казненные информаторы гестапо.
- Казненные еврейские пособники нацистской Германии.
- Казненные польские коллаборационисты нацистской Германии.
- Люди, казненные Польшей из огнестрельного оружия
- Сторонники научного расизма