Jump to content

Альфред Носсиг

Страница расширена и защищена

Альфред Носсиг
Рожденный 18 апреля 1864 г.
Умер 22 февраля 1943 г. (78 лет)
Причина смерти Казнь через расстрел
Скульптура Носсига царя Соломона , ок. 1900 г.

Альфред Носсиг (18 апреля 1864 г. - 22 февраля 1943 г.) был еврейским скульптором, писателем и активистом сионизма и польского гражданского общества. Во время Второй мировой войны он содержался в Варшавском гетто . Другие евреи позже обвинили Носсига в сотрудничестве с гестапо .

Еврейские партизаны столкнулись с Носсигом в его квартире, требуя ответа на обвинения. Во время допроса Носсиг упал на колени и умолял сохранить ему жизнь, угрожая им, что немцы примут ответные меры, если он будет убит. Не испугавшись, партизаны казнили его. Обыскав его тело, они обнаружили немецкие документы. [ 1 ]

Носсиг был евгенистом, верившим в «биологическое превосходство» евреев. [ 2 ]

Биография

Альфред Носсиг родился в богатой семье в Лемберге (ныне Львов), тогда входившем в состав Австрийской империи (ныне Украина ). Отец Носсига познакомил его с немецкой культурой и был активистом за права евреев в Галиции, работая там секретарем еврейской общины. В начале 1880-х годов польский романтизм вдохновил Носсига сформулировать идеи о еврейской ассимиляции в польской культуре, которые он выразил в периодическом журнале Ojczyzna (Отечество) и в организации (которую он сам основал) под названием «Przymierze Braci» (Союз братьев). . Он был пионером в области еврейской демографии во время учебы в Лембергском университете , получив в 1884 году премию сената университета за свое эссе «O ludności» (О народонаселении). [ 3 ] Сестра Носсига Фелиция Носсиг [ pl ] (1855–1939) активно участвовала в польской социал-демократической политике и защите прав женщин и была матерью марксистского социалистического активиста Адама Прочника (чьим отцом, вероятно, был политик-социалист Игнаций Дашиньский ). [ 4 ]

Ранняя карьера

Носсиге начал писать театральные обзоры для польских и еврейских газет, а в 1888 году опубликовал свой первый сборник стихов «Poezje» , выигравший конкурс в Варшаве . [ 3 ] Впоследствии он опубликовал пьесу «Царь евреев» о Симоне бар-Кохбе , зачинщике восстания Бар-Кохбы против Римской империи. В 1887 году Носсиг опубликовал первую сионистскую работу на польском языке. нет будущего Он был озаглавлен «Попытка решить еврейскую проблему» (Proba rozwiązania kwestji źydowskiej) и утверждал, что у евреев в диаспоре ; таким образом, евреи должны создать свое собственное независимое государство в Палестине и соседних странах. Он также провел и опубликовал исследование статистики еврейского населения Центральной Европы, чтобы обосновать свои идеи. Отход Носсига от ассимиляционистских к националистическим еврейским взглядам (утверждалось, что он был первым, кто использовал слово «сионист») вызвал споры в его кругах. [ 5 ]

В 1892 году Носсиг жил в Вене, где работал арт-куратором и писателем, а также вращался в художественных кругах. Среди его друзей был пианист и композитор Падеревский , для которого он написал либретто оперы «Манру» (1901). Знакомый того периода писал о нем: «Корень его души: поэтическое еврейство; источник его сокровенной жизни: национальное возрождение еврейского народа; его манеры, его манеры, его поведение по отношению к другим людям, его вся внешняя маска: идеальный поляк [...] его культура, его стиль работы и тщательность: действительно настоящий немец». [ 6 ]

В 1894 году Носсиг переехал в Париж, где был корреспондентом польской газеты Gazeta Lwowska . Там он написал подробное эссе на немецком языке «Социальная гигиена евреев и народов Древнего Востока», стремясь сделать Моисеев закон о здоровье и гигиене одним из основополагающих трудов по современным гигиеническим стандартам. [ 7 ] В это время Теодор Герцль также работал в Париже корреспондентом газеты. Носсиг критиковал сионистскую тактику Герцля, но был вовлечен в планы Авраама Зальца , одного из первых коллег Герцля, по созданию деревни в Палестине для поселенцев из Галиции. [ 6 ]

В этот период Носсиг также работал скульптором-самоучкой, выставляясь в Париже, Вене и Берлине. Среди его предметов были « Странствующий еврей» , Иуда Маккавей и царь Соломон , а также портретные бюсты Падеревского и Макса Нордау , а также посмертная маска императрицы Елизаветы Австрийской . [ 3 ]

Сионистский активизм

В 1900 году Носсиг снова переехал, на этот раз в Берлин. В том же году он опубликовал эссе, призывающее к миру во всем мире на основе договоров, которые должны быть согласованы всеми европейскими странами – своего рода ранний Европейский Союз – в рамках которого евреям будет разрешено селиться в Османской Палестине . Он также общался с так называемыми «практическим сионистами», которые держались на явной дистанции от деятельности Всемирной сионистской организации Герцля (ВСО). Он также входил в совет еврейского издательства Jüdischer Verlag вместе с Мартином Бубером и стал постоянным автором журнала Ost und West . [ 8 ] Создавая «Ассоциацию еврейской статистики», он утверждал, что полученные данные будут не только противостоять антисемитизму , но и еврейской ненависти к себе . В других произведениях он также продолжал работать драматургом и написал исследование «Пересмотр социализма (Пересмотр социализма )», в котором подчеркивались социальные послания иудаизма. [ 9 ]

Носсиг (2-й слева) с Талат-пашой , Энвер-пашой и Халил-пашой , конец лета 1915 года.

В 1903 году Носсиг тесно сотрудничал с Хаимом Вейцманом, надеясь основать еврейский университет. Вейцман предложил Носсигу принять участие в Сионистском конгрессе в Базеле в том же году. На конгрессе Носсиг и его союзники раскритиковали Герцля за попытку «купить» родину в Палестине, оставив евреев открытыми для исторических обвинений в том, что евреи были «торговцами», а не утвердились за счет работы. Это вмешательство стоило ему личной поддержки Вейцмана и других. [ 10 ] На Восьмом сионистском конгрессе 1907 года Носсиг выступал за широкий подход к сионизму во всех еврейских европейских общинах с городскими и сельскими поселениями как в Палестине, так и в соседних странах. [ 11 ] Будучи членом пропагандистского комитета ВСО, он изложил планы создания сионистского информационного агентства и газеты, а также выступал за сотрудничество с Османской империей в создании поселений. Однако личность Носсига продолжала отталкивать сторонников, и после 1908 года он не имел прямого отношения к ВСО. [ 12 ] В том же году он основал свою собственную организацию «Allgemeine Jüdische Kolonisations-Organisation» (AJKO), а в последующие годы предпринял ряд инициатив по работе с лидерами младотурецкой революции в Константинополе, часто посещая его. [ 13 ] В 1911 году он заявил британской газете The Daily Mail , что AJKO принесет пользу Великобритании, отклонив поток русских иммигрантов. [ 14 ]

Во время Первой мировой войны он организовал в 1915 году предоставление медицинского подразделения турецким войскам, финансируемое немецкими еврейскими организациями, в попытке убедить султана Мехмеда V принять иммиграцию восточноевропейских евреев. Ни это, ни дальнейшие визиты не имели никакого эффекта. В период после Декларации Бальфура в ноябре 1917 года Носсиг был привлечен некоторыми немецкими сионистскими организациями для лоббирования турецкого эквивалента Декларации. 5 января 1918 года Носсиг встретился в Берлине с Талат-пашой , тогдашним министром внутренних дел Турции, который дал ему расплывчатые обещания. После безрезультатных переговоров переговоры в Константинополе были свернуты; ) оставалось впечатление однако у некоторых (в том числе у посла США в Константинополе Генри Моргентау-старшего , что Носсиг действовал как агент немецких властей. [ 15 ]

Образование независимой Польши после Версальского договора со своим старым другом Падеревским в качестве премьер-министра дало Носсигу возможность выступать в качестве посредника между правительством преемника Падеревского, Владислава Грабского , и польской еврейской общиной. Он надеялся объединить различные еврейские фракции в единый представительный орган. Однако из-за раскола в польском еврействе между ассимиляционистами, традиционалистами, сионистами и социалистами, а также из-за фундаментального антисемитизма маршала Пилсудского (который на самом деле обладал политической властью в новом государстве), никакого прогресса достигнуто не было. [ 16 ]

Носсиг покинул Польшу и стремился создать всемирную организацию поддержки евреев. В этом контексте он упрекнул существующее сионистское руководство в его нечувствительности к проблемам арабов и дистанцировался от крайнего еврейского национализма Зеева Жаботинского , которого он охарактеризовал как «еврейского Троцкого ». Свои идеи он опубликовал в эссе «Сионизм и еврейство: кризис и решение» (1922). Ответные визиты в Польшу в конце того же десятилетия показали, что он не имел большого политического влияния ни на польское правительство, ни на еврейскую общину, и снова начали распространяться слухи о том, что Носсиг действовал в интересах правительства Германии. [ 17 ] [ 18 ]

Последние годы

Живя в Берлине в первые годы нацистского режима, он начал задумывать скульптурный памятник, включающий более 20 статуй, который он намеревался воздвигнуть на горе Сион , под названием «Святая гора», и выставил его модель в Берлине в 1936 год. [ 19 ] Перед войной Носсигу предложили убежище в Палестине, но он отказался покинуть Берлин без своих статуй. [ 20 ]

В 1938 году, когда ему было 75 лет, Носсиг жил в Праге, где писатель Йозеф Френкель описал его как «старого, больного и дряхлого человека. За ним ухаживала немецкая медсестра». С началом войны Носсиг бежал в Польшу и был передан на попечение Еврейского управления благосостояния в Варшаве. Адаму Чернякову , главе Варшавского гетто юденрата , было приказано принять его на работу, по-видимому, немецкие власти, а Носсиг был назначен офицером по эмиграции из гетто; на этом посту он пытался договориться с гестапо о разрешении эмигрировать некоторым еврейским лидерам, но (разумеется) без какого-либо результата; эмиграция была категорически запрещена в ноябре 1940 года. Затем Носсиг был назначен директором отдела искусства и культуры гетто, но без особого эффекта.

Смерть

При невыясненных обстоятельствах в гетто о Носсиге стали говорить как о коллаборационисте немцев. Носсига обвинили в предоставлении нацистам регулярных отчетов о еврейской подпольной деятельности в гетто, а подпольная группа сопротивления « Еврейская боевая организация » провела импровизированный суд и приговорила его к смертной казни. Носсиг упал на колени и умолял сохранить ему жизнь, угрожая немецким возмездием, если он будет убит. [ 1 ] Не испугавшись, партизаны расстреляли его в своей квартире 22 февраля 1943 года. Ему было 78 лет. [ 21 ]

По словам некоторых палачей Носсига, после казни из его личных вещей были изъяты удостоверение личности гестапо и шестистраничное досье о еврейском подпольном движении. [ 22 ] Похоронен на еврейском кладбище на улице Окоповой в Варшаве. Точное место его захоронения неизвестно; сохранился лишь фрагмент бляшки с его надгробия (участок 67, ряд 7). [ 23 ]

Ссылки

  1. ^ Jump up to: а б «Ужасный выбор» . www.jewishgen.org . Проверено 9 марта 2024 г.
  2. ^ Харт, Митчелл (1995). «Моисей-микробиолог: иудаизм и социальная гигиена в работах Альфреда Носсига» . Еврейские социальные исследования . 2 (1): 72–97. ISSN   0021-6704 . JSTOR   4467461 .
  3. ^ Jump up to: а б с Бауэр, Эла (2010). «Носсиг, Альфред» . Энциклопедия евреев Восточной Европы YIVO . Проверено 23 августа 2014 г.
  4. ^ Гурницка-Боратинская (1999), стр. 128–147
  5. ^ Альмог (2008), с. 2
  6. ^ Jump up to: а б Альмог (2008), стр. 3–4.
  7. ^ Харт (1995), стр. 71–5.
  8. ^ «Восток и Запад: ежемесячно иллюстрировано для всего иудаизма» . Компактная память . Университет Гете во Франкфурте . Проверено 2 января 2022 г.
  9. ^ Альмог (2008), стр. 6–7, 11.
  10. ^ Альмог (2008), стр. 8–10.
  11. ^ Альмог (2008), стр. 10–11.
  12. ^ Альмог (2008), стр. 12–13.
  13. ^ Альмог (2008), стр. 14–15.
  14. ^ Зильберберг (1989), с. 240.
  15. ^ Альмог (2008), стр. 16–19.
  16. ^ Альмог (2008), стр. 19–20.
  17. ^ Альмог (2008), стр. 20–21.
  18. ^ Зильберберг (1989), с. 241
  19. ^ Баер, Бернхард (1936). «Святая гора» . Утро . 11 . Берлин: 560–562.
  20. ^ Альмог (2008), с. 22
  21. ^ Альмог (2008), стр. 22–28.
  22. ^ «Альфред Носсиг, еврейский интеллектуал и еврейский предатель» . Еврейский журнал . Май 2009 года . Проверено 3 мая 2023 г.
  23. ^ Кладбища столицы Варшавы. Еврейские кладбища Варшавы: Рокарт, 2003. ISBN 83-916419-3-7.

Библиография

  • Альмог, Шмуэль (2008). «Альфред Носсиг: переоценка». В исследованиях сионизма, том. 4 нет. 1, стр. 1–29. дои : 10.1080/13531048308575834
  • Гурницка-Боратинская, Анета (1999) Мы хотим всю жизнь . Варшава: Фонд Res Publica. ISBN   83-910975-2-8
  • Харт, Митчелл (1995). «Моисей-микробиолог: иудаизм и социальная гигиена в работах Альфреда Носсига». В журнале «Еврейские социальные исследования» , осень 1995 г., стр. 72–97. JSTOR   4467641
  • Зильберберг, Майкл (1989). «Суд над Альфредом Носсигом - предателем или жертвой». В Майкле Маррусе (ред.), Нацистский Холокост. Часть 6: Жертвы Холокоста , том. 1, стр. 239–247. Берлин: Де Грютер Саур
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9ef8432a45920548da78c1014445be07__1722312660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9e/07/9ef8432a45920548da78c1014445be07.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Alfred Nossig - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)