Кхмерский Лоу
Кхмерский лей | |
---|---|
Общая численность населения | |
179 193 (перепись 2008 г.); [1] 142 700 (оценка 1996 г.) [2] Значительные группы: | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Камбоджа | |
Языки | |
Кхмерский , другие австроазиатские языки | |
Религия | |
Тхеравада, буддизм , анимизм |
Кхмерский Лоу ( кхмерский : ជនជាតិខ្មែរលើ [cunciət kʰmae ləː] ; «верхние кхмеры») — собирательное название, данное различным коренным этническим группам, проживающим в высокогорьях Камбоджи . Кхмеры Лоу проживают главным образом в северо-восточных провинциях Ратанакири , Стунг Тренг и Мондулкири . Большинство горных групп являются мон-кхмерскими народами и имеют в той или иной степени отдаленное родство с кхмерами. Две группы кхмеров лоу являются чамскими народами , ветвью австронезийских народов , и имеют совершенно разное языковое и культурное происхождение. Племена, говорящие на мон-кхмерском языке, являются аборигенами материковой части Юго-Восточной Азии, их предки проникли в этот район с северо-запада во время доисторических эпох металла. [3] Группы , говорящие на австронезийском языке , Раде и Джараи , являются потомками малайско-полинезийских народов, пришедших на территорию нынешнего прибрежного Вьетнама ; они основали королевства Чампа , а после их упадка мигрировали на запад через хребет Аннамит , рассредоточившись между группами мон-кхмеров. [4] [5]
По оценкам, разрозненные группы, составляющие кхмерский лоу, включают 17-21 различную этническую группу, говорящую как минимум на 17 разных языках. [2] В отличие от чамского, вьетнамского и китайского меньшинств низменностей, группы кхмеров лоу не интегрировались в кхмерское общество или культуру и остаются политически неорганизованными и недостаточно представленными в правительстве Камбоджи. Между кхмерской группой Лоу и правительством никогда не заключалось никаких договоров, и Камбоджа не подписала Конвенцию коренных народов и народов, ведущих племенной образ жизни . [2] Знаменательный земельный закон Камбоджи 2001 года гарантирует общинные права коренных народов на их традиционные земли. [2] но правительство обвиняется в регулярном нарушении этих положений, конфисковав землю для самых разных целей - от коммерческой лесозаготовки до зарубежного развития. [6] [7] [8]
Терминология
[ редактировать ]Традиционно правящее кхмерское большинство называло все горные группы « пнонг» — названием одной из групп, которое на кхмерском языке стало означать «дикари», или «самре» — названием другой группы, которая развила значение «неотесанный». или «провинциал». [9] Оба эти слова сейчас считаются уничижительными. Колониальная французская администрация назвала горные народы Камбоджи, Лаоса и Вьетнама «горцами».
Термин «кхмерский лоу» был придуман Сангкум Реастр Ниюм правительством под руководством Сианука в Камбодже в 1950-х годах. Чтобы подчеркнуть единство или «камбоджийскую принадлежность» различных этнических групп, населявших его границы, и способствовать националистической сплоченности, правительство классифицировало граждан как одну из трех групп «кхмеров», кхмеров кандалов , кхмеров ислама и кхмеров лоу . [10] Кхмер Кандал («Центральный кхмер») относился к этническому кхмерскому большинству. Кхмерский ислам — это название этнического чама, населявшего центральные равнины Камбоджи. Кхмерский лоу был придуман как всеобъемлющий термин, охватывающий все коренные этнические меньшинства, большинство из которых проживают в отдаленных высокогорьях северо-восточной Камбоджи. [11] Нынешнее правительство использовало термин Choncheate Daeum Pheak Tech ( ជនជាតិ ដើម ភាគតិច ; «оригинальное этническое меньшинство») в официальных документах, называя этнических кхмеров Choncheate Daeum Pheak Chraeun ( ជនជាត ិ ដើម ភាគ ;; Оригинальное этническое большинство") . Однако «кхмерский лоу» по-прежнему остается разговорным и наиболее распространенным обозначением этих групп.
В кхмерском языке альтернативное, хотя и несвязанное, использование термина «кхмерский лоу» относится к северным кхмерам . [12] Этнические кхмеры иногда используют трехстороннее деление, чтобы отличить кхмеров, проживающих в Таиланде , Камбодже или Вьетнаме . Коренных жителей Таиланда иногда называют «кхмерскими лоу» из-за их расположения на южном плато Корат по сравнению с уроженцами Камбоджи, «кхмерскими кандалами», тогда как кхмеров, проживающих в нижнем районе дельты Меконга во Вьетнаме, называют « кхмерскими кромами». («нижний кхмерский» или «южный кхмерский»).
География и демография
[ редактировать ]Кхмеры Лоу составляют большинство населения в провинциях Ратанакири и Мондулкири, а также в значительном количестве они присутствуют в провинциях Кратье и Стунг Тренг. Их общая численность в 1969 году оценивалась в 90 000 человек. В 1971 году численность кхмеров Лоу оценивалась по разным оценкам от 40 000 до 100 000 человек. Данные о численности населения в 1987 году были недоступны, но общая численность, вероятно, составляла около 100 000 человек. По данным Всеобщей переписи населения, проведенной в 2008 году, их общая численность составляла 179 193 человека. [1]
Этническая группа | 2008 [1] | ||||
---|---|---|---|---|---|
Общий | 179,193 | ||||
Кости | 37,507 | ||||
Тампуан | 31,013 | ||||
Настроить | 28,612 | ||||
Джарай | 26,335 | ||||
Креунг | 19,988 | ||||
Братан | 9,025 | ||||
Стинг | 6,541 | ||||
Пещера | 6,218 | ||||
Краол | 4,202 | ||||
Груша | 1,827 | ||||
Ро Онг | 1,831 | ||||
Мел | 1,697 | ||||
Тмун | 865 | ||||
Суой | 857 | ||||
Khogn | 743 | ||||
Клюенг | 702 | ||||
Кчрук | 408 | ||||
Саоч | 445 | ||||
Автор Мун | 400 | ||||
Лон | 327 | ||||
К'нух | 56 | Мой | 19 | Они работают | 21 |
Кчак | 10 | ||||
Да | 5 |
Культура
[ редактировать ]Большинство кхмеров Лоу живут в разрозненных временных деревнях, в которых проживает всего несколько сотен жителей. Этими деревнями обычно управляет совет местных старейшин или деревенский староста.
Кхмеры Лоу выращивают самые разнообразные растения, но основная культура — сухой или горный рис, выращиваемый подсечно-огневым методом . Охота, рыбалка и собирательство дополняют растительную пищу в рационе кхмеров лоу. Дома варьируются от огромных многоквартирных домов до небольших построек на одну семью. Их можно строить близко к земле или на сваях. [5]
История
[ редактировать ]В период французского протектората французы не вмешивались в дела кхмерского лоу. Сообщается, что командование французской армии считало кхмеров Лоу отличным источником кадров для армейских аванпостов и набирало большое количество людей для службы во французских войсках. Многие кхмеры Лоу продолжили эту традицию, вступив в ряды камбоджийской армии .
В 1960-х годах правительство Камбоджи осуществило широкую программу гражданских действий, за которую несла ответственность армия, среди кхмеров Лоу в Мондулкири , Ратанакири , Стунг Тренг и Кох Конг провинциях . Целью этой программы было дать образование кхмерам лоу, научить их кхмерскому языку и, в конечном итоге, ассимилировать их в основную часть камбоджийского общества. Были предприняты некоторые усилия по переселению; в других случаях государственные служащие переезжали жить в отдельные группы кхмерских лоу, чтобы обучать своих членов кхмерскому образу жизни. Школы были предоставлены некоторым общинам кхмеров лоу, и в каждой большой деревне местный представитель правительства распространял информацию и поощрял кхмеров лоу изучать равнинный кхмерский образ жизни. Государственные служащие, отправленные на работу к кхмерам Лоу, часто рассматривали это назначение как своего рода наказание.
В конце 1960-х годов около 5000 кхмеров Лоу в восточной Камбодже подняли восстание против правительства и потребовали самоопределения и независимости. Правительственная пресса сообщила, что местные лидеры, лояльные правительству, были убиты. После восстания широко распространенное недовольство горных жителей этническими кхмерскими поселенцами заставило их отказаться сотрудничать с камбоджийской армией в подавлении сельских беспорядков. И «красные кхмеры», и вьетнамские коммунисты воспользовались этим недовольством и активно вербовали кхмеров Лоу в свои ряды. В 1968 году Пол Пот и другие красные кхмеры бежали на земли кхмеров Лоу, которые считались враждебными низинным кхмерам и правительству. В конце 1970 года правительственные силы покинули провинции Ратанакири и Мондулкири и передали этот район быстро растущим коммунистическим повстанческим силам красных кхмеров, Революционной армии Кампучии , и ее вьетнамским наставникам. Есть некоторые свидетельства того, что в 1960-х и 1970-х годах «Единый фронт освобождения угнетённых рас» (FULRO — Объединённый фронт освобождения угнетённых рас) объединял племена в горных районах южного Вьетнама и в его состав входили представители кхмерских групп лоу. ну как и из Чам в Камбодже.
В начале 1980-х годов пропагандистские группы красных кхмеров проникли в северо-восточные провинции и подстрекали к восстанию против центрального правительства. В 1981 году в состав правительства входили четыре главы кхмерских провинций Лоу, все, как сообщается, из группы Брао , в северо-восточных провинциях Мондулкири , Ратанакири , Стунг Тренг и Преа Вихеар . Согласно резолюции 1984 года Национальной конференции кадров ФРК, озаглавленной «Политика в отношении этнических меньшинств», меньшинства считались неотъемлемой частью камбоджийской нации, и их следует поощрять к участию в коллективизации. Политика правительства была направлена на превращение групп меньшинств в современных камбоджийцев. В той же резолюции содержится призыв к ликвидации неграмотности с условием уважения языков меньшинств и разрешения каждому племени писать, говорить и преподавать на своем родном языке.
Группы
[ редактировать ]Основными группами кхмеров лоу в Камбодже являются куй , пнонг , стиенг , брао , тампуан , груша , джарай и раде . Все, кроме двух последних, говорят на мон-кхмерских языках .
Настроить
[ редактировать ]В конце 1980-х годов около 160 000 куй проживали в северных камбоджийских провинциях Кампонгтхом , Преа Вихеар и Стунг Тренг , а также в соседнем Таиланде. (В 1978 году в самой Камбодже было зарегистрировано около 70 000 куй.) Большинство куй ассимилировались с преобладающей культурой страны, в которой они живут. Многие из них являются буддистами, и большинство практикуют выращивание влажного риса. Они имеют репутацию опытных кузнецов.
Брао, Кренг, Кавет
[ редактировать ]Брао Креунг , ней и Кавет населяют северо-восточную камбоджийскую провинцию Ратанакири и прилегающий к Лаос . Все трое говорят на разных, хотя и взаимопонятных, диалектах одного и того же языка. У них очень схожая культура с матрилинейным происхождением. В 1962 году популяция брао в Лаосе оценивалась примерно в 9 000 человек. В 1984 году сообщалось, что общая численность населения Брао составляла от 10 000 до 15 000 человек. Сообщается, что около 3000 брао переехали в Камбоджу из Лаоса в 1920-х годах. Брао живут в больших деревнях, состоящих из общинных домов. Они выращивают сухой рис и производят керамику. Похоже, у них есть двусторонняя система родства.
- Дом собраний
- Священная роща бананового духа
- Каюты для незамужней молодежи
Тампуан
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2022 г. ) |
По данным переписи 1998 года, население Тампуа составляет около 25 000 человек. У них мон-кхмерский язык, и они практикуют форму анимизма . У них матрилинейное происхождение.
Тампуанцы живут в северо-восточной провинции Камбоджи Ратанакири . Многие жители Тампуа живут в деревнях недалеко от столицы провинции Ратанакири, Бан Лунга , вокруг вулканического кратерного озера Йек Лаом. Некоторые живут разрозненными общинами вокруг небольшого городка Воун Сай. [13]
Бунонг, Камень
[ редактировать ]в общей сложности 23 000 бунонов Считалось, что в начале 1980-х годов в Камбодже и Вьетнаме проживало . В Камбодже бунонг обитают в провинциях Мондулкири , Кратье и Кампонгтям в деревнях, состоящих из нескольких длинных домов, каждый из которых разделен на отсеки, в которых могут проживать нуклеарные семьи. Банонг практикуют выращивание сухого риса, а некоторые также выращивают самые разнообразные овощи, фрукты и другие полезные растения в качестве второстепенных культур. Некоторые подгруппы ткут ткань. По крайней мере две подгруппы Бунонга имеют матрилинейное происхождение. Моногамия является преобладающей формой брака, а место жительства обычно является матрилокальным. Различия в богатстве измеряются количеством буйволов, которых известный человек приносит в жертву на похоронах или церемониях как знак статуса и как средство получения социального одобрения. Известно, что рабство существовало и в прошлом, но система позволяла рабу обрести свободу.
Стиенг . тесно связан с Бунонгом Обе группы расположены на границе Камбоджи и Вьетнама, и их языки принадлежат к одному и тому же подсемейству мон-кхмерских. В 1978 году общая численность камбоджийского стиенга составляла около 20 000 человек. Стиенг выращивает рис на засушливых полях. Их общество, по-видимому, патриархально, и место жительства после брака является патрилокальным, если был выплачен выкуп за невесту. У групп очень свободная политическая организация; в каждой деревне есть свои руководители и трибуналы.
Груша, Чонг, Саоч, Суой (группа Пирик)
[ редактировать ]Несколько небольших групп, возможно, общей численностью не более 10 000 человек в Камбодже и восточном Таиланде, составляют группу Пиарика . Основными членами являются Груша в Баттамбанг , Пурсат и Кампонгтхом провинциях ; Чонг ; в Таиланде и провинции Баттамбанг Саоч ; в провинции Кампот Самре ; территории бывшей провинции Сиемреап на и Суой в провинции Кампонгчнанг . Некоторые полагают, что эта группа представляет собой остатки докхмерского населения Камбоджи. Многие члены группы Пирик выращивают рис на сухих полях, который они дополняют охотой и собирательством. У них есть тотемические кланы, каждый из которых возглавляет вождь, унаследовавший свою должность по отцовской линии. Брак происходит в раннем возрасте; есть небольшой выкуп за невесту. Место жительства может быть матрилокальным до рождения первого ребенка или патрилокальным, как у саохов . Сельский староста является высшим политическим лидером. есть У Саоха совет старейшин, которые судят нарушения традиционного закона. Важную роль в этом играют два главных колдуна, чья основная функция — управлять погодой. Пирическая религия . У саочов труп хоронят, а не сжигают, как у кхмеров .
Джарай
[ редактировать ]Австронезийские группы Джарай и Э Де (также известные как Раде или Раде) образуют два крупнейших этнических меньшинства во Вьетнаме. Обе группы распространились на северо-восток Камбоджи, и у них много культурного сходства. Общая численность населения Джарай составляет около 200 000 человек; число E De около 120 000. Согласно данным о населении 1978 года, в конце 1970-х годов в Камбодже проживало 10 000 джарай и 15 000 э де. Они живут в длинных домах, содержащих несколько отсеков, занятых нуклеарными семьями, связанными по материнской линии. В одной деревне может быть от двадцати до шестидесяти длинных домов. Раде и Джараи выращивают рис на засушливых полях и второстепенные культуры, такие как кукуруза. Обе группы имеют экзогамные группы матрилинейного происхождения (группы единокровных родственников, которые признают традиционную связь общего происхождения по материнской линии и внутри которых они не вступают в брак). Женщины инициируют брачные переговоры, а место жительства является матрилокальным. Каждая деревня имеет свою собственную политическую иерархию и управляется олигархией ведущих семей. В прошлом колдуны, известные как «короли огня и воды», обладали политической властью, выходившей за пределы отдельной деревни. Раде и Джарай были тесно вовлечены в Движение FULRO , и многие лидеры движения принадлежат к этим двум группам.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Национальный институт статистики Министерства планирования Камбоджи (август 2009 г.). Всеобщая перепись населения Камбоджи 2008 года — окончательные результаты переписи населения . Национальный институт статистики.
- ^ Перейти обратно: а б с д Клегер, Хайнц (2004). Теория мультикультурализма и культурного разнообразия в Камбодже – окончательный вариант . Германия: Потсдамский университет.
- ^ Бейкер, Крис; Фонгпайчит, Пасук (2005). История Таиланда . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-01647-6 .
- ^ Грэм Тергуд (1999). От древних чамов к современным диалектам: две тысячи лет языковых контактов и изменений: с приложением чамских реконструкций и заимствований . Издательство Гавайского университета. ISBN 0-8248-2131-9 . Проверено 23 июля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б http://countrystudies.us/cambodia/44.htm получено 21 июля 2015 г.
- ^ «Земля Камбоджи, расчищенная ради прав на каучук, снесена бульдозером: влияние каучуковых плантаций Socfin-KCD на коренные общины в Бусре, Мондулкири» (PDF) . Международная федерация по правам человека . Проверено 24 июля 2015 г.
- ^ Му, Сочуа; Уилкстрем, Сесилия (18 июля 2012 г.). «Захват земель в Камбодже» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 24 июля 2015 г.
- ^ «Представление для универсального периодического обзора ООН, Камбоджа» (PDF) . Универсальный периодический обзор, 2013 год . ЛИКАДО. 2013. с. 1.
- ^ Хедли, Роберт К.; Чхор, Килин; Лим, Лам Кхенг; Кхеанг, Лим Хак; Чун, Чен. 1977. Камбоджийско-английский словарь . Бюро специальных исследований современных языков. Издательство Католического университета Америки. Вашингтон, округ Колумбия ISBN 0-8132-0509-3
- ^ Энгельберт, Томас (1998). «Враг нужен: проблема Кохинхина и фракционная борьба в Камбодже, 1949–50». Исследования Юго-Восточной Азии . 6 (2): 131–163. дои : 10.1177/0967828X9800600203 . JSTOR 23746937 .
- ^ Бэрд, Ян Г. (2013). « Коренные народы и земля: сравнение прав собственности на общинную землю и его последствий в Камбодже и Лаосе». Точка зрения Азиатско-Тихоокеанского региона . 54 (3): 269–281. дои : 10.1111/apv.12034 .
- ^ Тарр, Чжоу Мэн (1992). «Изменение представлений о времени и деньгах в крестьянской общине северо-восточного Таиланда». Социальный анализ: Международный журнал социальной и культурной практики (31).
- ^ http://www.peoplesoftheworld.org/text?people=Tampuan Получено 21 июля 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- EMU International - Организация, создающая систему фонологии и письма для тампуанского языка.
- Джарай в Камбодже - Сайт, посвященный лингвистике народа джарай в Камбодже.
- о племени Томбон-Хилл в Камбодже. Статья Антонио Грасеффо
- Этническое разнообразие на реке Сезон , Антонио Грасеффо
- Брао и слон Антонио Грасеффо
- Большие истории, маленькие города http://bigstories.com.au/#/town/banlung Документальный онлайн-фильм о деревнях тампуана в Банлунге, Ратанакири.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Страноведение . Федеральный исследовательский отдел .