Jump to content

Кхмерский Лоу

(Перенаправлено с кхмерского леу )
Кхмерский Лоу
Кхмерский лей
Различные камбоджийские этнические меньшинства в традиционных костюмах
Слева направо : Тампуан , Куй , Бунонг , Креунг , Суой , Джарай и Пор.
Общая численность населения
179 193 (перепись 2008 г.); [1] 142 700 (оценка 1996 г.) [2]

Значительные группы:

Регионы со значительной численностью населения
Камбоджа
Языки
Кхмерский , другие австроазиатские языки
Религия
Тхеравада, буддизм , анимизм
Этническая карта Камбоджи (1972 г.).

Кхмерский Лоу ( кхмерский : ជនជាតិខ្មែរលើ [cunciət kʰmae ləː] ; «верхние кхмеры») — собирательное название, данное различным коренным этническим группам, проживающим в высокогорьях Камбоджи . Кхмеры Лоу проживают главным образом в северо-восточных провинциях Ратанакири , Стунг Тренг и Мондулкири . Большинство горных групп являются мон-кхмерскими народами и имеют в той или иной степени отдаленное родство с кхмерами. Две группы кхмеров лоу являются чамскими народами , ветвью австронезийских народов , и имеют совершенно разное языковое и культурное происхождение. Племена, говорящие на мон-кхмерском языке, являются аборигенами материковой части Юго-Восточной Азии, их предки проникли в этот район с северо-запада во время доисторических эпох металла. [3] Группы , говорящие на австронезийском языке , Раде и Джараи , являются потомками малайско-полинезийских народов, пришедших на территорию нынешнего прибрежного Вьетнама ; они основали королевства Чампа , а после их упадка мигрировали на запад через хребет Аннамит , рассредоточившись между группами мон-кхмеров. [4] [5]

По оценкам, разрозненные группы, составляющие кхмерский лоу, включают 17-21 различную этническую группу, говорящую как минимум на 17 разных языках. [2] В отличие от чамского, вьетнамского и китайского меньшинств низменностей, группы кхмеров лоу не интегрировались в кхмерское общество или культуру и остаются политически неорганизованными и недостаточно представленными в правительстве Камбоджи. Между кхмерской группой Лоу и правительством никогда не заключалось никаких договоров, и Камбоджа не подписала Конвенцию коренных народов и народов, ведущих племенной образ жизни . [2] Знаменательный земельный закон Камбоджи 2001 года гарантирует общинные права коренных народов на их традиционные земли. [2] но правительство обвиняется в регулярном нарушении этих положений, конфисковав землю для самых разных целей - от коммерческой лесозаготовки до зарубежного развития. [6] [7] [8]

Терминология

[ редактировать ]

Традиционно правящее кхмерское большинство называло все горные группы « пнонг» — названием одной из групп, которое на кхмерском языке стало означать «дикари», или «самре» — названием другой группы, которая развила значение «неотесанный». или «провинциал». [9] Оба эти слова сейчас считаются уничижительными. Колониальная французская администрация назвала горные народы Камбоджи, Лаоса и Вьетнама «горцами».

Термин «кхмерский лоу» был придуман Сангкум Реастр Ниюм правительством под руководством Сианука в Камбодже в 1950-х годах. Чтобы подчеркнуть единство или «камбоджийскую принадлежность» различных этнических групп, населявших его границы, и способствовать националистической сплоченности, правительство классифицировало граждан как одну из трех групп «кхмеров», кхмеров кандалов , кхмеров ислама и кхмеров лоу . [10] Кхмер Кандал («Центральный кхмер») относился к этническому кхмерскому большинству. Кхмерский ислам — это название этнического чама, населявшего центральные равнины Камбоджи. Кхмерский лоу был придуман как всеобъемлющий термин, охватывающий все коренные этнические меньшинства, большинство из которых проживают в отдаленных высокогорьях северо-восточной Камбоджи. [11] Нынешнее правительство использовало термин Choncheate Daeum Pheak Tech ( ជនជាតិ ដើម ភាគតិច ; «оригинальное этническое меньшинство») в официальных документах, называя этнических кхмеров Choncheate Daeum Pheak Chraeun ( ជនជាត ិ ដើម ភាគ ;; Оригинальное этническое большинство") . Однако «кхмерский лоу» по-прежнему остается разговорным и наиболее распространенным обозначением этих групп.

В кхмерском языке альтернативное, хотя и несвязанное, использование термина «кхмерский лоу» относится к северным кхмерам . [12] Этнические кхмеры иногда используют трехстороннее деление, чтобы отличить кхмеров, проживающих в Таиланде , Камбодже или Вьетнаме . Коренных жителей Таиланда иногда называют «кхмерскими лоу» из-за их расположения на южном плато Корат по сравнению с уроженцами Камбоджи, «кхмерскими кандалами», тогда как кхмеров, проживающих в нижнем районе дельты Меконга во Вьетнаме, называют « кхмерскими кромами». («нижний кхмерский» или «южный кхмерский»).

География и демография

[ редактировать ]

Кхмеры Лоу составляют большинство населения в провинциях Ратанакири и Мондулкири, а также в значительном количестве они присутствуют в провинциях Кратье и Стунг Тренг. Их общая численность в 1969 году оценивалась в 90 000 человек. В 1971 году численность кхмеров Лоу оценивалась по разным оценкам от 40 000 до 100 000 человек. Данные о численности населения в 1987 году были недоступны, но общая численность, вероятно, составляла около 100 000 человек. По данным Всеобщей переписи населения, проведенной в 2008 году, их общая численность составляла 179 193 человека. [1]

Население
Этническая группа 2008 [1]
Общий 179,193
Кости 37,507
Тампуан 31,013
Настроить 28,612
Джарай 26,335
Креунг 19,988
Братан 9,025
Стинг 6,541
Пещера 6,218
Краол 4,202
Груша 1,827
Ро Онг 1,831
Мел 1,697
Тмун 865
Суой 857
Khogn 743
Клюенг 702
Кчрук 408
Саоч 445
Автор Мун 400
Лон 327
К'нух 56 Мой 19 Они работают 21
Кчак 10
Да 5

Культура

[ редактировать ]

Большинство кхмеров Лоу живут в разрозненных временных деревнях, в которых проживает всего несколько сотен жителей. Этими деревнями обычно управляет совет местных старейшин или деревенский староста.

Кхмеры Лоу выращивают самые разнообразные растения, но основная культура — сухой или горный рис, выращиваемый подсечно-огневым методом . Охота, рыбалка и собирательство дополняют растительную пищу в рационе кхмеров лоу. Дома варьируются от огромных многоквартирных домов до небольших построек на одну семью. Их можно строить близко к земле или на сваях. [5]

В период французского протектората французы не вмешивались в дела кхмерского лоу. Сообщается, что командование французской армии считало кхмеров Лоу отличным источником кадров для армейских аванпостов и набирало большое количество людей для службы во французских войсках. Многие кхмеры Лоу продолжили эту традицию, вступив в ряды камбоджийской армии .

В 1960-х годах правительство Камбоджи осуществило широкую программу гражданских действий, за которую несла ответственность армия, среди кхмеров Лоу в Мондулкири , Ратанакири , Стунг Тренг и Кох Конг провинциях . Целью этой программы было дать образование кхмерам лоу, научить их кхмерскому языку и, в конечном итоге, ассимилировать их в основную часть камбоджийского общества. Были предприняты некоторые усилия по переселению; в других случаях государственные служащие переезжали жить в отдельные группы кхмерских лоу, чтобы обучать своих членов кхмерскому образу жизни. Школы были предоставлены некоторым общинам кхмеров лоу, и в каждой большой деревне местный представитель правительства распространял информацию и поощрял кхмеров лоу изучать равнинный кхмерский образ жизни. Государственные служащие, отправленные на работу к кхмерам Лоу, часто рассматривали это назначение как своего рода наказание.

В конце 1960-х годов около 5000 кхмеров Лоу в восточной Камбодже подняли восстание против правительства и потребовали самоопределения и независимости. Правительственная пресса сообщила, что местные лидеры, лояльные правительству, были убиты. После восстания широко распространенное недовольство горных жителей этническими кхмерскими поселенцами заставило их отказаться сотрудничать с камбоджийской армией в подавлении сельских беспорядков. И «красные кхмеры», и вьетнамские коммунисты воспользовались этим недовольством и активно вербовали кхмеров Лоу в свои ряды. В 1968 году Пол Пот и другие красные кхмеры бежали на земли кхмеров Лоу, которые считались враждебными низинным кхмерам и правительству. В конце 1970 года правительственные силы покинули провинции Ратанакири и Мондулкири и передали этот район быстро растущим коммунистическим повстанческим силам красных кхмеров, Революционной армии Кампучии , и ее вьетнамским наставникам. Есть некоторые свидетельства того, что в 1960-х и 1970-х годах «Единый фронт освобождения угнетённых рас» (FULRO — Объединённый фронт освобождения угнетённых рас) объединял племена в горных районах южного Вьетнама и в его состав входили представители кхмерских групп лоу. ну как и из Чам в Камбодже.

В начале 1980-х годов пропагандистские группы красных кхмеров проникли в северо-восточные провинции и подстрекали к восстанию против центрального правительства. В 1981 году в состав правительства входили четыре главы кхмерских провинций Лоу, все, как сообщается, из группы Брао , в северо-восточных провинциях Мондулкири , Ратанакири , Стунг Тренг и Преа Вихеар . Согласно резолюции 1984 года Национальной конференции кадров ФРК, озаглавленной «Политика в отношении этнических меньшинств», меньшинства считались неотъемлемой частью камбоджийской нации, и их следует поощрять к участию в коллективизации. Политика правительства была направлена ​​на превращение групп меньшинств в современных камбоджийцев. В той же резолюции содержится призыв к ликвидации неграмотности с условием уважения языков меньшинств и разрешения каждому племени писать, говорить и преподавать на своем родном языке.

Основными группами кхмеров лоу в Камбодже являются куй , пнонг , стиенг , брао , тампуан , груша , джарай и раде . Все, кроме двух последних, говорят на мон-кхмерских языках .

Настроить

[ редактировать ]

В конце 1980-х годов около 160 000 куй проживали в северных камбоджийских провинциях Кампонгтхом , Преа Вихеар и Стунг Тренг , а также в соседнем Таиланде. (В 1978 году в самой Камбодже было зарегистрировано около 70 000 куй.) Большинство куй ассимилировались с преобладающей культурой страны, в которой они живут. Многие из них являются буддистами, и большинство практикуют выращивание влажного риса. Они имеют репутацию опытных кузнецов.

Брао, Кренг, Кавет

[ редактировать ]

Брао Креунг , ней и Кавет населяют северо-восточную камбоджийскую провинцию Ратанакири и прилегающий к Лаос . Все трое говорят на разных, хотя и взаимопонятных, диалектах одного и того же языка. У них очень схожая культура с матрилинейным происхождением. В 1962 году популяция брао в Лаосе оценивалась примерно в 9 000 человек. В 1984 году сообщалось, что общая численность населения Брао составляла от 10 000 до 15 000 человек. Сообщается, что около 3000 брао переехали в Камбоджу из Лаоса в 1920-х годах. Брао живут в больших деревнях, состоящих из общинных домов. Они выращивают сухой рис и производят керамику. Похоже, у них есть двусторонняя система родства.

По данным переписи 1998 года, население Тампуа составляет около 25 000 человек. У них мон-кхмерский язык, и они практикуют форму анимизма . У них матрилинейное происхождение.

Тампуанцы живут в северо-восточной провинции Камбоджи Ратанакири . Многие жители Тампуа живут в деревнях недалеко от столицы провинции Ратанакири, Бан Лунга , вокруг вулканического кратерного озера Йек Лаом. Некоторые живут разрозненными общинами вокруг небольшого городка Воун Сай. [13]

Бунонг, Камень

[ редактировать ]

в общей сложности 23 000 бунонов Считалось, что в начале 1980-х годов в Камбодже и Вьетнаме проживало . В Камбодже бунонг обитают в провинциях Мондулкири , Кратье и Кампонгтям в деревнях, состоящих из нескольких длинных домов, каждый из которых разделен на отсеки, в которых могут проживать нуклеарные семьи. Банонг практикуют выращивание сухого риса, а некоторые также выращивают самые разнообразные овощи, фрукты и другие полезные растения в качестве второстепенных культур. Некоторые подгруппы ткут ткань. По крайней мере две подгруппы Бунонга имеют матрилинейное происхождение. Моногамия является преобладающей формой брака, а место жительства обычно является матрилокальным. Различия в богатстве измеряются количеством буйволов, которых известный человек приносит в жертву на похоронах или церемониях как знак статуса и как средство получения социального одобрения. Известно, что рабство существовало и в прошлом, но система позволяла рабу обрести свободу.

Стиенг . тесно связан с Бунонгом Обе группы расположены на границе Камбоджи и Вьетнама, и их языки принадлежат к одному и тому же подсемейству мон-кхмерских. В 1978 году общая численность камбоджийского стиенга составляла около 20 000 человек. Стиенг выращивает рис на засушливых полях. Их общество, по-видимому, патриархально, и место жительства после брака является патрилокальным, если был выплачен выкуп за невесту. У групп очень свободная политическая организация; в каждой деревне есть свои руководители и трибуналы.

Груша, Чонг, Саоч, Суой (группа Пирик)

[ редактировать ]

Несколько небольших групп, возможно, общей численностью не более 10 000 человек в Камбодже и восточном Таиланде, составляют группу Пиарика . Основными членами являются Груша в Баттамбанг , Пурсат и Кампонгтхом провинциях ; Чонг ; в Таиланде и провинции Баттамбанг Саоч ; в провинции Кампот Самре ; территории бывшей провинции Сиемреап на и Суой в провинции Кампонгчнанг . Некоторые полагают, что эта группа представляет собой остатки докхмерского населения Камбоджи. Многие члены группы Пирик выращивают рис на сухих полях, который они дополняют охотой и собирательством. У них есть тотемические кланы, каждый из которых возглавляет вождь, унаследовавший свою должность по отцовской линии. Брак происходит в раннем возрасте; есть небольшой выкуп за невесту. Место жительства может быть матрилокальным до рождения первого ребенка или патрилокальным, как у саохов . Сельский староста является высшим политическим лидером. есть У Саоха совет старейшин, которые судят нарушения традиционного закона. Важную роль в этом играют два главных колдуна, чья основная функция — управлять погодой. Пирическая религия . У саочов труп хоронят, а не сжигают, как у кхмеров .

Австронезийские группы Джарай и Э Де (также известные как Раде или Раде) образуют два крупнейших этнических меньшинства во Вьетнаме. Обе группы распространились на северо-восток Камбоджи, и у них много культурного сходства. Общая численность населения Джарай составляет около 200 000 человек; число E De около 120 000. Согласно данным о населении 1978 года, в конце 1970-х годов в Камбодже проживало 10 000 джарай и 15 000 э де. Они живут в длинных домах, содержащих несколько отсеков, занятых нуклеарными семьями, связанными по материнской линии. В одной деревне может быть от двадцати до шестидесяти длинных домов. Раде и Джараи выращивают рис на засушливых полях и второстепенные культуры, такие как кукуруза. Обе группы имеют экзогамные группы матрилинейного происхождения (группы единокровных родственников, которые признают традиционную связь общего происхождения по материнской линии и внутри которых они не вступают в брак). Женщины инициируют брачные переговоры, а место жительства является матрилокальным. Каждая деревня имеет свою собственную политическую иерархию и управляется олигархией ведущих семей. В прошлом колдуны, известные как «короли огня и воды», обладали политической властью, выходившей за пределы отдельной деревни. Раде и Джарай были тесно вовлечены в Движение FULRO , и многие лидеры движения принадлежат к этим двум группам.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Национальный институт статистики Министерства планирования Камбоджи (август 2009 г.). Всеобщая перепись населения Камбоджи 2008 года — окончательные результаты переписи населения . Национальный институт статистики.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Клегер, Хайнц (2004). Теория мультикультурализма и культурного разнообразия в Камбодже – окончательный вариант . Германия: Потсдамский университет.
  3. ^ Бейкер, Крис; Фонгпайчит, Пасук (2005). История Таиланда . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-01647-6 .
  4. ^ Грэм Тергуд (1999). От древних чамов к современным диалектам: две тысячи лет языковых контактов и изменений: с приложением чамских реконструкций и заимствований . Издательство Гавайского университета. ISBN  0-8248-2131-9 . Проверено 23 июля 2015 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б http://countrystudies.us/cambodia/44.htm получено 21 июля 2015 г.
  6. ^ «Земля Камбоджи, расчищенная ради прав на каучук, снесена бульдозером: влияние каучуковых плантаций Socfin-KCD на коренные общины в Бусре, Мондулкири» (PDF) . Международная федерация по правам человека . Проверено 24 июля 2015 г.
  7. ^ Му, Сочуа; Уилкстрем, Сесилия (18 июля 2012 г.). «Захват земель в Камбодже» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 24 июля 2015 г.
  8. ^ «Представление для универсального периодического обзора ООН, Камбоджа» (PDF) . Универсальный периодический обзор, 2013 год . ЛИКАДО. 2013. с. 1.
  9. ^ Хедли, Роберт К.; Чхор, Килин; Лим, Лам Кхенг; Кхеанг, Лим Хак; Чун, Чен. 1977. Камбоджийско-английский словарь . Бюро специальных исследований современных языков. Издательство Католического университета Америки. Вашингтон, округ Колумбия ISBN   0-8132-0509-3
  10. ^ Энгельберт, Томас (1998). «Враг нужен: проблема Кохинхина и фракционная борьба в Камбодже, 1949–50». Исследования Юго-Восточной Азии . 6 (2): 131–163. дои : 10.1177/0967828X9800600203 . JSTOR   23746937 .
  11. ^ Бэрд, Ян Г. (2013). « Коренные народы и земля: сравнение прав собственности на общинную землю и его последствий в Камбодже и Лаосе». Точка зрения Азиатско-Тихоокеанского региона . 54 (3): 269–281. дои : 10.1111/apv.12034 .
  12. ^ Тарр, Чжоу Мэн (1992). «Изменение представлений о времени и деньгах в крестьянской общине северо-восточного Таиланда». Социальный анализ: Международный журнал социальной и культурной практики (31).
  13. ^ http://www.peoplesoftheworld.org/text?people=Tampuan Получено 21 июля 2015 г.
[ редактировать ]

Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Страноведение . Федеральный исследовательский отдел .

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9e5941909a93e6616f46c85e9046236d__1708608480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9e/6d/9e5941909a93e6616f46c85e9046236d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Khmer Loeu - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)