Пирик Народы
![]() Танец кардамона - это традиционный танец народов Pearic of Pursat Province , Камбоджа . | |
Общая численность населения | |
---|---|
9,280 | |
Регионы со значительным населением | |
Камбоджа | 8,780 |
Таиланд | 500 |
Языки | |
Жюриковые языки | |
Религия | |
Анимист , буддизм Thoravada |
Pearic Peoples ( / ˈ P ɛər / ; от [ˈpɛə] ; также por ) относится к коренным группам, включая грушу (также известную как Samre ), Chong , Samray , Suoy и Sa'och , которые говорят на одном из жарин и жить скудным существованием после многих лет конфликта в Камбодже и Таиланде . [ 1 ] Группы из заминки говорят по -разному, но тесно связаны, языки и имеют много культурных черт, которые заметно отличаются от доминирующих кхмерских и тайских культур.
История
[ редактировать ]Перед их контактом с кхмерными правителями, устная традиция дает нам следующий план жизни народов Пирика: в прошлом народы Пирика не выращивали землю и жили кочевой и собирали жизнь в лесах; Они существовали на клубнях, листьях, цветах и фруктах, а также для пальмовых сердец, обеспечиваемых различными пальмами. Используя арбалеты и стрелы, отравленные соком дерева Чуэ ( Antiaris toxicaria lesch.) Или различными ловушками, они охотились на животных, таких как олень, слоны и птицы; Они также поймали маленькую игру вручную. Высушенное на солнце или копченое мясо, наряду с рыбой, пойманной в горных реках, обеспечило их белок. Приправы и специи поступили из кислых фруктов, дикого перца и семян кардамона . Они жевали листья дикого бетеля и орехи дикой ладони. В то время груша перемещалась в группах, число которых не может быть точно оценено, и они строили укрытия, где бы они ни были довольны. Неизвестно, были ли это небольшие группы, ограниченные родственником, и под властью главы семьи или более крупными полчищами под руководством назначенного авторитета. [ 2 ]
Сравнение может быть проведено с информацией, предоставленной отчетом китайского путешественника Чжоу Дагуаня во время его поездки в Камбоджу в 1296 году; Что касается Чоуан (Чонг), он пишет: «... этот вид (из дикарей) не живет в домах; сопровождается их семьями, они бродят в горах с глиняной банкой на головах. Если они сталкиваются с диким животным , они убивают его луком или копьем, поджигают из камня, готовят зверя и едят в общении, затем они продолжают свой путь » . Груша, по крайней мере, те из Массива Кулен - потому что автор в основном описал регион Ангкор - первоначально практиковал бы кочевой образ жизни, основанный на сборе и охоте. Это не отличается от устной традиции груши в горах кардамона, некоторые из которых, как говорят, происходили из Ангкора. Именно установление нового государства иностранцами в регионе, кхмерах с севера, изменило бы их образ жизни. [ 2 ]
Статус Пол Кравана или "кардамонных рабов", вероятно, восходит к концу первого тысячелетия. Чжоу Дагуан добавляет: «В ближайших регионах есть и те, кто посвящает себя выращиванию кардамона и хлопчатобумажных деревьев и плетения тканей» . Автор, скорее всего, имеет в виду Самре на горе Кулен, который должен был заплатить налог на хлопок. В большинстве случаев хроники камбоджийских царей упоминают участие жителей провинции Пернат в военных экспедициях против кхмеров или сиамцев. Создание состояния рабов кардамона привело к значительным изменениям в жизни груши горы. Они должны были, по их словам, тратить два -три месяца в год, собирая цветы и фрукты кардамона, и в течение этого периода их поиск пищи стал сложнее. Но в свою очередь государство предоставило им рис; Затем ответственному человеку было поручено собрать дань и передавать ее провинциальному мандарину. Это привело к группировке большего числа людей под властью, по крайней мере, сезонно, лидера, очевидно, выбранного самим собой. Похоже, что женщины, дети и пожилые люди не участвовали в собрании; Установившись в базовом лагере, они ждали бы, пока мужчины вернутся. Это было началом сидячих. Когда работа была выполнена, группы возобновили свой марш по лесу. Было невозможно определить, оставались ли группы, образованные для выбора кардамона, оставались нетронутыми в течение всего года, или они разразились на небольшие единицы, чтобы вернуться к кочевнику. [ 2 ]
Однако невозможно определить начало сельского хозяйства среди груши, однако, связывая это явление с политическими преобразованием в условиях их жизни кажется проще. Несколько факторов вступают в игру одновременно: сезонная сидячая сидячая; развитие посредством выращивания растений кардамона; Контакт с камбоджийцами . Вполне вероятно, как обычно бывает, женщины, сгруппированные во временные «деревни» с детьми и пожилыми людьми, начали развивать землю. Клубки, которые груша тяжело потребляла, должны были сначала появиться вокруг дома вместе с некоторыми специями и ароматическими растениями, некоторые из которых были введены позже. Что касается риса, сомнительно, что он был посажен тогда: это мог быть только горный рис, посеянный только в полях, полученных путем очистки леса, преимущественно мужской задачи, которую мужчины, занятые сбором, не могли обеспечить. Если женщины не вернули с равнин, техника использования болот для роста риса. Некоторые старые Самре утверждают, что в прошлом кардамон стал диким в редких местах в массиве, который когда -то назывался «Земля девяти гор». По их словам, распространение кардамона было сделано посредством выращивания. Среди Samray, кардамон, встреченный на окружающих холмах, был бы посажен; Места, где он растет, называются «soun kravanh» или «кардамонные сады», в отличие от «добычи краванх» или «леса кардамона» Самре. Среди чон Провинция Чантбури , растение также выращивалось. Название горы Кардамона может также объяснить распространение кардамона людьми и для важности, прикрепленного к этому дикому растению. [ 2 ]
Этнография
[ редактировать ]Народы Пирика включают в себя: Самре в провинции Пурнат; Самрей в Баттамбанге ; Чонг и Чонг-самре в провинции Трат Восточного Таиланда ; и Чонг Ла и Чонг Хип , в провинции Чантбури , Таиланд.
В общинах груш в провинции Пех -Вихир население груши, по оценкам, в 2002 году составило 299 домохозяйств (1674 человек).
Согласно народу грушевого самрея из Кранхунга, Кулен -Хилл из региона Самрей выжил из -за эмиграции во времена королевства Ангкора . После восстания в 1967 году Самлаут , груша в районе Стунг Кранхунг переехала в Та Санх . [ 3 ]
В то время как некоторые саоч живут в прибрежной зоне Камбоджи, [ 4 ] Многие Сауч из района Кампонг Сом были взяты в плена в 1830 -х годах и переселены в провинции Канчанабури , Таиланд. [ 5 ]
Чонг ) - (или Чжонг это народы Пирика, которые живут как в Таиланде, так и в Камбодже, в Таиланде, провинция Трат Чонг , и провинция Чантхабури . По состоянию на 2014 год [update], Чонг в провинции Ко -Конг , Камбоджа стремится предотвратить строительство плотины Cheay Areng , которая вытеснит местных жителей. [ 6 ] Люди Чонга в национальном парке Южного Кардамома были перемещены в рамках проекта по смещению углерода в период с 2018 по 2023 год. [ 7 ]
Народы Пирика традиционно культивируют нагорье рис с помощью метода Swidden .
Они следуют традиционным религиям.
Язык
[ редактировать ]Люди говорят на исчезающую группу языков на живопике . Герард Диффот (1992) утверждает, что язык и обычаи груши радикально отличаются от других социальных групп в Камбодже.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джереми Аронсайд; Кен Серерота. «Международный коренной форум по биоразнообразию, комитет по сохранению народов коренных народов» (PDF) . Открытая рабочая группа ADHOC по охраняемым районам Биоразнообразия Организации Объединенных Наций . Архивировано из оригинала (PDF) 14 июня 2008 года . Получено 2007-10-11 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Мартин, Мари-Александрин (1974). «Груша, культиваторы-собиратели массивного кардамома (Камбоджа)» [Груша, фермерские граморы массива кардамома (Камбоджа)]. Сельские исследования (на французском языке). 53–56: 439–447 . Получено 13 февраля 2024 года .
- ^ Айронсайд, Джереми (апрель 2005 г.). «Обзор распределения людей (POR) в Камбодже» . ngoforum.org . Архивировано из оригинала от 24 июля 2011 года . Получено 2007-10-11 .
- ^ «Камбоджа дом мирового наследия» . Mot.gov.kh. Архивировано из оригинала 2007-08-24 . Получено 2007-10-12 .
- ^ Исара, Чусри (2009). «Чунг (сах) Таиланда и Камбоджа: фонологические и лексические сравнения» (PDF) . Mon-Kmer Studies Journal . 38 Получено 10 декабря 2015 года .
- ^ Mam, Kalyanee (2014-10-19). «Камбоджа затопит священную и биораверскую долину для сомнительной плотины?» Полем Мать Джонс . Получено 2014-10-24 .
- ^ «Камбоджа: проект, компенсирующий углерод, нарушает права коренных народов» . Хьюман Райтс Вотч . 2024-02-28 . Получено 2024-03-01 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Брюне, Дж. Орган рта среди Самре гор Кардамона . Куала -Лумпур: Малазийское общество азиатских исследований, 1969.
- Ironside, J., 2005. Обзор истории и распределения групп груши (POR) в Камбодже . Министерство управления земельными ресурсами/GTZ/FFI, Phnom Penh.