Ставроникита
Ставроникита | |
Информация о монастыре | |
---|---|
Полное имя | Святой монастырь Ставроникита |
Заказ | Вселенский Патриархат |
Посвящается | Святой Николай |
епархия | Гора Афон |
Люди | |
Основатель(и) | Никита (или Ставроницета) Никифор |
Прежний | Archimandrite Elder Tykhon |
Сайт | |
Расположение | Гора Афон , Греция |
Координаты | 40 ° 16'04,74 дюйма с.ш. 24 ° 16'36,24 дюйма в.д. / 40,2679833 ° с.ш. 24,2767333 ° в.д. |
Публичный доступ | Только мужчины |
Монастырь Ставроникита ( греч . Μονή Σταυρονικήτα , Мони Ставроникита ) — восточно-православный монастырь в монашеском государстве Афон в Греции , посвященный Святому Николаю . Он построен на вершине скалы у моря недалеко от середины восточного берега Афонского полуострова, расположен между монастырями Ивирон и Пантократорос . Место, где построен монастырь, впервые было использовано афонскими монахами еще в 10 веке. Ставроникита была последней официально освященной афонским монастырем в 1536 году и занимает пятнадцатое место в иерархии афонских монастырей. В настоящее время здесь проживает от 30 до 40 монахов.
Имя
[ редактировать ]Относительно названия монастыря существуют различные противоречивые традиции и истории. Согласно одной из афонских традиций, название представляет собой сочетание имен двух монахов, Ставроса и Никиты, которые жили на этом месте в двух кельях до постройки монастыря. Другая традиция повествует об офицере византийской армии, служившем под началом византийского императора Иоанна I Цимисхия , по имени Никифор Ставроникитас, который построил монастырь и назвал его своим именем. Третья традиция приписывает основание монастыря патрицию по имени Никитас. патриция Именины по восточно-православному календарю святых отмечаются на следующий день после праздника Креста Господня . Следовательно, согласно этому сказанию, монастырь получил свое название от сочетания имени патриция со словом «Ставрос» (греческое слово, обозначающее крест).
Помимо традиционного названия, в некоторых старинных документах монастырь упоминается как «Монастырь Богородицы » , из чего следует, что изначально монастырь был посвящен Богородице . Более часто встречающееся альтернативное название - «Монастырь Стравоникиты», которое является искажением оригинального названия.
История
[ редактировать ]Множество противоречивых историй о названии монастыря намекают на неясность его исторического происхождения. В документе протоса Никифора , датированном 1012 годом, есть подпись монаха, который подписывается как «монах Никифор из Стравоникиты греч ( » . Ставроникита» ( греч . του Σταυρονικήτα ). Это намекает на существование монастыря Ставроникита еще в первой половине XI века. По мнению археолога Сотириса Кадаса, это означает, что монастырь Ставроникита был одним из монастырей, которые были основаны или построены в первые годы организованной монашеской жизни на Афоне. [ 1 ]
Эта ранняя часть истории монастыря закончилась примерно в первой половине 13 века, когда монастырь был заброшен из-за постоянных пиратских набегов, а также из-за огромного воздействия, нанесенного Четвертым крестовым походом всей Византийской империи . Заброшенный монастырь первоначально перешел под юрисдикцию Протосов , затем под юрисдикцию монастыря Кутлумусиу , а затем монастыря Филофея и функционировал как скит . монахи Филофея продали Ставроникиту игумену Феспротианского монастыря В 1533 году Григориосу Гиромериатису (греч. Γρηγόριος Γηρομερειάτης). К концу XV века русский паломник Исайя подтверждает, что монастырь был греческим. [ 2 ]
В 1536 году патриаршим указом Патриарха Иеремии I был восстановлен статус Ставроникиты как одного из монастырей Афона, в результате чего их общее число достигло 20. Таким образом, Ставроникита стала последним официально освященным монастырем Афона и обычно упоминается как последний добавленный монастырь. к афонской иерархии.
Григориос Гиромериатис в конце концов покинул свой монастырь в Теспротии и навсегда поселился в Ставрониките. В последующие годы он приложил большие усилия для восстановления и расширения монастыря. монастыря Он построил окружную стену, множество келий, а также собор . После смерти Григория в 1540 году реконструкцию продолжил сам Патриарх Иеремия из любви и уважения к Григорию. Необычайной особенностью монастыря этой эпохи является тот факт, что, хотя большинство афонских монастырей уже в значительной степени переняли так называемый «идиоритмический» образ жизни (полуотшельнический вариант христианского монашества), Ставроникита была основана и долгое время продолжала функционировать. после как на принципах общежительного монашества.
Последующая история монастыря ознаменовалась тем, что он всегда оставался небольшим по сравнению с другими афонскими монастырями как по собственности, так и по числу монахов. Несмотря на неоднократную помощь афонской общины, а также важных благотворителей, таких как архонт Сервопулос в 1612 году, монах Маркос в 1614 году, жители Кеа и принц Валахии в 1628 году, Томас Кладос в 1630 году Александру Гика с 1727 по В 1740 году развитие монастыря постоянно тормозилось, отчасти из-за ссор с близлежащими скитами и монастырями, в первую очередь с монастырем Кутлумусиу , по вопросам земельной собственности и, что более важно, из-за двух больших пожаров в 1607 и 1741 годах, которые сожгли Ставроникиту дотла. Однако монастырь продолжал расти. В 1628 году католикон был отремонтирован, а в 1770 году был построен знаменитый акведук монастыря и некоторые его часовни , такие как часовня Святого Димитрия на монастырском кладбище, часовня Архангелов и часовня Святого Димитрия. Пять мучеников .
Во время греческой войны за независимость в начале XIX века Ставроникита, как и весь Афон, переживала тяжелые времена. Монастырь столкнулся с тяжелой экономической ситуацией из-за огромного долга, который помог финансировать войну, а его монахи были рассеяны после вторжения османов на Афон. Поэтому монастырь вместе с некоторыми другими афонскими монастырями опустел, как и многие его владения в Валахии , Молдавии и других местах. Такая ситуация продолжалась около десяти лет, после чего османы покинули Афон, и все выжившие монахи начали возвращаться в монастырь.
Однако процветанию монастыря снова поставили под угрозу три крупных пожара в 1864, 1874 и 1879 годах, нанесших большой ущерб. Монастырь был перестроен, но монахи снова оказались в долгах, что привело к дальнейшему упадку. Эту ситуацию отчасти удалось переломить стараниями игумена Феофила, монаха ранее из Ватопеда .
В 1968 году Василий (Гонтикакис) стал настоятелем Ставроникиты и превратил монастырь в общежительный, возродив таким образом монашескую жизнь в Ставрониките. Василий переехал в Ивиронский монастырь в 1990 году. [ 3 ]
Архитектура
[ редактировать ]Ставроникита – самый маленький из всех афонских монастырей. Важными достопримечательностями монастыря являются его характеристики, башня у входа, акведук , а также многовековой кипарис за западным углом комплекса.
Кафоликон святителю монастыря посвящен Николаю и является самым маленьким католиконом среди других афонских аналогов. Он был построен в 16 веке над существовавшей ранее церковью, посвященной Богородице . Собор украшен фресками и иконостасом работы известного иконописца Феофана Критского и его сына Симеона. монастыря Трапезная расположена на верхнем этаже южной стороны комплекса и содержит важные иконографии.
Во второй половине 20 века монастырь был практически заброшен и медленно ветшал. Кроме того, скала, на которой был построен монастырь, сильно пострадала от серии землетрясений. Было обнаружено, что скала медленно рушится и скатывается к морю, что вызвало опасения по поводу будущей структурной стабильности монастыря.
Задачу по обновлению и восстановлению монастыря взял на себя Центр сохранения афонского наследия (греч. Κεντρο Διαφαλίκας Agioreitikis Klironomias , сокращенно К.Д.А.К.), государственная организация, находящаяся в ведении Министерства Македонии-Фракии . С 1981 по 1999 год проводились обширные ремонтные работы, в ходе которых с помощью сложного инженерного метода была стабилизирована подстилающая порода. [ 4 ]
Культурные сокровища
[ редактировать ]В монастыре хранится широко известная икона Святого Николая XIV века, известная как «Стрейдас» (греч. Άγιος Νικόλαος ο Στρειδάς, «Святой Николай-Устрица»), потому что, когда ее случайно обнаружили на дне моря, там устрица. была прилеплен ко лбу святителя Николая. По афонскому преданию, когда монахи Ставроникиты вынимали устрицу, лоб святого кровоточил.
Ставроникита имеет коллекцию выдающихся икон и святых реликвий . В монастыре также имеются священнические одежды, ритуальные предметы и другие ценности. В монастыре также имеется коллекция из 171 рукописи, из которых 58 написаны на пергаменте . Некоторые рукописи имеют примечательную иконографию и украшение.
Известные люди
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кадас, Сотирис. Святая Гора (по-гречески). Афины: Экдотике Афинон. п. 113. ИСБН 960-213-199-3 .
- ^ А.Е. Бакалопулос (1973). История Македонии, 1354-1833 гг. [Автор] А.Э. Вакалопулос . п. 166.
В конце 15-го века русский паломник Исайя рассказывает, что монахи поддерживают себя различными видами работы, включая возделывание виноградников... Он также сообщает нам, что почти половина монастырей - славянские или албанские. В качестве серба он называет Дохеяриу, Григориу, Айю Павлу, монастырь недалеко от Айю Павлу, посвященный св. Иоанну Богослову (он, несомненно, имеет в виду монастырь Айю Дионисиу), и Хиландариу. Пантелеймон — русский, Симонопетра — болгарин, а Каракаллу и Филофей — албанцы. Зографу, Кастамониту (см. рис. 58), Ксеропотаму, Кутлумусиу, Ксенофонта, Иверона и Протатона он упоминает без каких-либо обозначений; а Лавру, Ватопед (см. рис. 59), Пантократор и Ставроникиту (недавно основанную патриархом Иеремией I) он называет именно греческими (см. карту 6).
- ^ Доробанту, Мариус (28 августа 2017 г.). Исихазм, Иисусова молитва и современное духовное возрождение Афона (магистерская диссертация). Неймеген: Университет Радбауд . Проверено 28 августа 2022 г.
- ^ Центр сохранения афонского наследия. Архивировано 29 сентября 2007 г. на странице Wayback Machine о Ставрониките, с фотографиями стабилизации скалы.
Библиография
[ редактировать ]- Кадас, Сотирис. Святая Гора (по-гречески). Афины: Экдотике Афинон. ISBN 960-213-199-3 .
- Харкиолакис, Николаос. Традиция и эволюция архитектуры Святого монастыря Ставроникита (на греческом языке). Гора Афон: монастырь Ставроникита. ISBN 960-86507-0-4 .