Спранг

Спранг – это древний метод изготовления ткани , обладающей естественной эластичностью. По внешнему виду он похож на сетку , но, в отличие от сетки, спрунг полностью состоит из нитей основы. Археологические данные показывают, что пружина возникла раньше вязания ; две формы рукоделия имеют внешнее сходство и выполняют схожие функции, но требуют разных производственных технологий.
Хотя примеры спранга были обнаружены еще в бронзовом веке , спранг был почти полностью недокументирован в письменных источниках до конца девятнадцатого века, когда археологические находки вызвали интерес в Европе . Музейные образцы спрангов ошибочно принимались за вязание или кружево , пока обнаружение древних образцов не побудило пересмотреть более новые изделия. Впоследствии спранг был идентифицирован в различных культурах и традициях на нескольких континентах. Его практика как народного искусства в двадцатом веке пошла на убыль, а возникшие традиции исчезли в большинстве регионов. Вязание во многом вытеснило пряжу.
Техника
[ редактировать ]В принципе, спранг можно рассматривать как практическое применение техники манипулирования волокнами, используемой в детской игре, известной как « кошачья колыбель» . [1] Спранг изготавливается путем подготовки набора нитей основы либо на прямоугольной раме, либо между парой балок. Затем мастер создает ткань, соединяя нити основы. В отличие от большинства методов производства текстиля, при которых новые ряды добавляются в конце завершенных рядов, плетение работает в центре группы волокон, и материал растет внутрь с обоих концов с симметричными верхней и нижней половинами. Мастер должен сохранять контроль над центральной частью, иначе структура распадется: большинство обработанных пружин имеют слишком много волокон, чтобы их можно было держать в руках, поэтому стержни или палки сохраняют правильное положение волокон. Сама манипуляция с волокнами выполняется пальцами мастера. Декоративные узоры могут быть созданы за счет регулярных изменений пересечений волокон. По мере накопления пересечений мастер разбивает материал палкой. [2] [3] Работа продолжается, материал растет от обоих краев к середине, пока центральная полоса не станет слишком тугой для продолжения работы. [4] Готовая ткань либо разделяется на два одинаковых элемента, либо постоянно закрепляется посередине для стабилизации противоположных скручиваний. [3] В традициях, где две половинки пружины не разрезаются, этот центральный шов является характерным признаком изготовления пружины. [3]
История и использование
[ редактировать ]Английское шведское слово sprang имеет происхождение . [3] [5] Возможно, он распространился на юг, в сторону Средиземноморья, во время железного века или, возможно, позднего бронзового века. [1] Самый ранний сохранившийся пример спранга — сетка для волос , ок. 1400 г. до н.э., найденный в болоте в Дании . [2] Большинство археологических находок ткани из пряжи относятся к поздней классической эпохе и началу периода раннего средневековья : места включают Норвегию (третий-пятый века нашей эры), Швейцарию , Египет (возможно, двадцать вторая династия , также раннее коптское ) и различные римские сайты. Использование спранга также было высказано на основании археологических находок древних ткацких станков и изображений на старинных произведениях искусства. [1]

Спранг также является местной техникой рукоделия среди народов Южной Америки , самые ранние известные примеры которой датируются примерно 900 годом нашей эры среди культур Паракас и культуры Наска на территории современного Перу . Спранг также был отмечен на Ближнем Востоке , в Центральной Азии , на Индийском субконтиненте и в Северной Америке . Спранг коренных народов Северной Америки включает шерстяные шарфы Хо-Чанка из Висконсина и хопи . свадебные пояса [5] Естественная эластичность пружины делает ее подходящей для изготовления чулок, сеток для волос, рукавов, сумок, шарфов и других целей, где требуется гибкий материал. [1] [5] По словам историка рукоделия Кэтрин Аморосо Лесли, большая часть возникшего рукоделия носит утилитарный характер и, следовательно, до самого конца его истории упускалась из виду учеными. [5]
- Фактически, только в девятнадцатом веке, когда на археологических раскопках произошло открытие, оно было признано отдельной и отличной формой рукоделия. Многие музейные предметы, которые ошибочно были классифицированы как вязаные или кружевные, теперь правильно идентифицированы как вязанные. [5]
После почти одновременных археологических находок в Дании и Египте в 1870-х годах образец коптского спрана, привезенного в Австрию в 1882 году, вдохновил руководство фабрики недалеко от Вены на производство пружинных гамаков . 1889 в Париже На Всемирной выставке года была представлена выставка, копирующая древний спранг, что привело к возобновлению интереса к этой технике. Традиционно культуры, которые практиковали спрайн, не создавали письменных записей о его производстве или использовании. Вскоре после парижской выставки стали документироваться живые традиции спранга. Было установлено, что в 1890-е годы украинские сельские жители занимались изготовлением женских чепчиков. Вскоре после этого местное производство различных предметов одежды было также зарегистрировано в некоторых частях Восточной Европы и в Дании. Местные европейские традиции обычно сохранялись до середины двадцатого века. [5] Спранг, однако, в значительной степени представляет собой историческую технику, которая в большинстве случаев была вытеснена более поздним изобретением вязания, самый ранний известный пример которого датируется третьим веком нашей эры. [1]
В конце восемнадцатого и начале девятнадцатого веков военная мода на декоративные шелковые пояса, известные как фаха в Испании, приобрела международную популярность среди генералов как отличительное украшение звания. Мода распространилась на Северную Европу и Северную Америку. Джордж Вашингтон носил пояс из красного шелка, появившийся примерно в 1779 году. [5]
Современный скачок
[ редактировать ]В исследовании народного текстиля Анатолии ( Греция ) Линда Вельтерс идентифицирует зонари как длинный пояс с бахромой, сделанный из пружин. Зонари представляет собой округлый материал неопределенной длины длиной около 2 или 3 метров, который при ношении заворачивают несколько раз. Из интервью, проведенных в 1980-х годах, Велтерс обнаружил, что эту технику практиковали пожилые женщины и считали специальным навыком, которым они отрабатывали на парах балок. В их словарном запасе не было специального термина, который бы соответствовал слову «спранг», поэтому они называли его описательными фразами, такими как вязание палочками , плетение и плетение без прохождения . Зонари веретена изготавливаются из овечьей шерсти, прядущей вручную с помощью и окрашиваемой в красный, синий или черный цвет в зависимости от местных обычаев. Пояса зонари — это обычай на большей части Арголиды и Коринфии , где они являются традиционными предметами приданого, которые женщины носят начиная с замужества, ассоциируются с плодородием и надевают в ритуальных случаях. Велтерс отмечает, что в основном ими владели и носили пожилые женщины. [3]
Техника спранг также сохранилась как традиционный метод изготовления гамаков в Гватемале , Мексике и Колумбии , а также в Колумбии для изготовления сумок для покупок, известных как мечита . Работа в этих местах обычно выполняется на ткацком станке . гамаки ручной работы Мезоамериканские продолжают производиться для экспорта на различные международные рынки. [2] [5]
Кроме того, спранг используется для изготовления шелковых завязок для брюк для мужской и женской одежды в Пенджабе, Индии и Пакистане. Там деревенские женщины до сих пор используют эту технику для создания красочных узоров в клетку, полоску или зигзаг, которые передаются из поколения в поколение. Концы работы завершают, используя технику плетения, чтобы сделать жесткий двухдюймовый «харар» с переплетенными нитями и узлами. Эти пружинящие шнурки также используются для «гуграи» (длинных юбок, которые традиционно носят пенджабские женщины) – временами было модно выставлять напоказ концы шнурков, висящие с «харарами», с добавлением ярких помпонов или украшений. на. Техника спранг также используется для изготовления черной «дориа», традиционно заплетенной в женские волосы; у них также есть красочный финал «харар», закрепленный в конце. Их можно найти в продаже в Пенджабе даже сейчас. Изготавливались также сеточки для волос, детские колыбели, подвесные корзины для фруктов. В попытках сохранить традиционную пенджабскую культуру в Джулландере и его окрестностях существуют центры культурных ремесел, где возникла техника - одно из нескольких старых текстильных искусств, передающихся молодым мастерам. В текстиле современного искусства иногда используются настенные драпировки. [2]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и EJW Барбер (1991). Доисторический текстиль: развитие ткани в эпоху неолита и бронзового века с особым упором на Эгейское море . Издательство Принстонского университета. стр. 122–125. ISBN 978-0-691-00224-8 . Проверено 13 сентября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Джон Гиллоу и Брайан Сентанс (1999). Мировой текстиль: наглядное руководство по традиционным технологиям . Темза и Гудзон. п. 56.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Линда Велтерс (1999). Народное платье в Европе и Анатолии . Издательство Берг. стр. 207–209. ISBN 978-1-85973-287-8 . Проверено 13 сентября 2008 г.
- ^ Д.Т. Дженкинс (2003). Кембриджская история западного текстиля . Опубликовано издательством Кембриджского университета. стр. 24–25. ISBN 978-0-521-34107-3 . Проверено 13 сентября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Кэтрин Аморосо Лесли (2007). Рукоделие через историю: Энциклопедия . Издательская группа Гринвуд. стр. 207–209. ISBN 978-0-313-33548-8 . Проверено 13 сентября 2008 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Англосаксонские и викингские ремесла - Sprang
- Библиография раннего Спранга
- Сетки и чепцы в позднеримском и византийском Египте, автор Петра Линшайд.
- Голландский веб-сайт с английским переводом о sprang и nalbinding