Джон Лейденский
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Ноябрь 2015 г. ) |
Джон Лейденский | |
---|---|
![]() | |
Анабаптистский король Мюнстера | |
Царствование | 8 сентября 1534 г. - 24 июня 1535 г. |
Депутаты | Канцлер Генрих Крехтинг Лейтенант Бернхард Крехтинг Городской держатель Бернхард Книппердоллинг |
Рожденный | Йохан Бёкельссон 2 февраля 1509 г. Зевенховен , графство Голландия , Габсбургские Нидерланды |
Умер | 22 января 1536 г. Главный рынок , Мюнстер , Княжество-епископство Мюнстерское | (26 лет)
Супруг | |
Род занятий | Портной, торговец, трактирщик |
Известный | Роль в Мюнстерском восстании |
Джон Лейденский (урожденный Йохан Бёкельсзон ; 2 февраля 1509 — 22 января 1536) был голландским лидером анабаптистов . В 1533 году он переехал в Мюнстер , столицу княжества -епископства Мюнстера , где стал влиятельным пророком, превратил город в милленаристскую анабаптистскую теократию и провозгласил себя королем Нового Иерусалима в сентябре 1534 года. Восстание было подавлено в июне 1535 года. после того, как принц-епископ Франц фон Вальдек осадил город и захватил Иоанна. Джон был замучен до смерти на центральной рыночной площади города 22 января 1536 года вместе с Бернхардом Книппердоллингом и Бернхардом Крехтингом .
Жизнь
[ редактировать ]
Джон был внебрачным сыном голландского мэра и портного учеником по профессии. Он родился в деревне Зевенховен в муниципалитете Ньюкооп , расположенном в голландской провинции Южная Голландия . Выросший в бедности, молодой Джон стал харизматичным лидером, пользующимся большим уважением среди своих последователей. Джон был анабаптистом , сначала тайно, но позже он стал признанным пророком секты, которая в конечном итоге захватила немецкий город Мюнстер. По его собственному свидетельству, он переехал в Мюнстер в 1533 году, потому что слышал, что там есть вдохновенные проповедники. Он послал за Яном Маттисом , который его крестил. [ 1 ]
После его прибытия Маттис, признанный пророком, стал главным лидером города. Маттис изгнал всех католиков из города вскоре после своего прибытия и создал общинную структуру, основанную на Евангелиях. Он объявил деньги вне закона и запретил владеть собственностью. Армия, поддерживаемая католиками, во главе с Францем фон Вальдеком, принцем-епископом Мюнстера, Оснабрюка и Миндена , осадила город Мюнстер после захвата анабаптистами. Маттис возглавил штурм осады в пасхальное воскресенье 1534 года, но быстро умер. Иоанн Лейденский стал самопровозглашенным «королем Нового Иерусалима». [ 2 ] до его падения в июне 1535 года.

Джон Лейденский возглавил анабаптистов во время осады. Будучи лидером, он занял позицию Маттиса как пророка и в конечном итоге основал Королевский Орден с Королевским двором и королевским костюмом, который был сделан из имущества, отобранного у граждан Мюнстера. Иоанн Лейденский давал своим голодающим подданным множество обещаний о спасении от осады и предстоящих наградах за их непреходящую верность. Это, наряду с его харизмой, сохраняло его положение в городе до окончательного поражения от рук принца-епископа. Его девизом было: «Gottes macht is myn cracht». [ 3 ] (Божья мощь – моя сила).

Армия Мюнстера потерпела поражение в 1535 году от князя-епископа Франца фон Вальдека. Иоанн Лейденский был взят в плен. Его нашли в подвале дома, откуда его отвезли в темницу в Дюльмене, а затем привезли обратно в Мюнстер. 22 января 1536 года вместе с Бернхардом Крехтингом и Бернхардом Книппердоллингом был подвергнут пыткам, а затем казнен. Каждого из троих прикрепили к шесту железным ошейником с шипами, а его тело в течение часа разрывали раскаленными щипцами.
После того, как Книппердоллинг увидел процесс пыток Джона Лейденского, он попытался покончить с собой ошейником, используя его, чтобы задушить себя. После этого палач привязал его к столбу, чтобы он не мог покончить с собой. После сожжения им вырывали языки щипцами, а затем каждого убивали горящим кинжалом, проткнувшим сердце. Тела поместили в три железные корзины и повесили на шпиле церкви Святого Ламберта , а останки оставили гнить. Примерно пятьдесят лет спустя кости были удалены, но корзины остались.
Историография
[ редактировать ]Традиционная точка зрения состоит в том, что Иоанн Лейденский основал в Мюнстере полигамную теократию , наиболее известную благодаря закону, принятому Иоанном, гласящему, что любая незамужняя женщина должна принять первое сделанное ей предложение руки и сердца, в результате чего мужчины конкурировали за то, чтобы приобрести наибольшее количество жен. . Некоторые источники сообщают, что сам Джон взял шестнадцать жен помимо своей « королевы » Дивары ван Харлем и что он публично обезглавил одну из своих жен, Элизабет Вандшерер , после того, как она восстала против его власти.
Карл Каутский в своей работе «Коммунизм в Центральной Европе во времена Реформации » отмечает, что эта картина анабаптистского Мюнстера почти полностью основана на отчетах, написанных врагами анабаптистов, которые пытались оправдать свой кровавый отвоевывание города. [ 4 ] Чтение источников Каутским подчеркивает упор анабаптистов на социальное равенство, политическую демократию и общинную жизнь во время номинального правления Иоанна.
В пословице, на сцене и в художественной литературе
[ редактировать ]- Имя Джона до сих пор живо в голландском языке в поговорке zich met een Jan(tje) van Leiden van iets afmaken (в широком смысле: вытащить Джона из Лейдена ), что означает не прилагать слишком много усилий (или каких-либо усилий) к чему-либо. .
- Джон Лейден фигурирует в произведении Томаса Нэша « Несчастный путешественник» (1594), герой которого Джек Уилтон сатирически описывает осаду Мюнстера и смерть Лейдена.
- Джакомо В опере «Пророк» (1849) Мейербера героем является Джон. Он включает в себя захват Мюнстера (Деяния III и IV), коронацию Иоанна как избранника Божия в соборе (Акт IV), а его финал происходит во дворце Иоанна в Мюнстере.
- Джон появляется как доверенное лицо Гитлера в Фридриха Рек-Маллечевена антинацистском романе 1937 года «Бокельсон: Geschichte eines Massenwahns» («Бокельсон: Повесть о массовом безумии»).
- Джон Лейденский фигурирует в романе Питера Ванситтарта 1962 года , опубликованном как «Осада» в США и « Друзья Бога» в Великобритании.
- Джон (как Ян Бокельсон) — один из главных героев пьесы Die Wiedertäufer» « Фридриха Дюрренматта 1967 года и оперы Созерцайте солнце» « Александра Гёра 1985 года .
- Джон Лейденский появляется в романе «L'Œuvre au noir» или «Бездна» Маргариты Юрсенар 1968 года, в котором Юрсенар сочетает в себе вымышленных и реальных персонажей, описывая все Мюнстерское восстание и его падение. Отрывок занимает небольшую главу.
- В немецкой телевизионной драме 1993 года «Король сожжения о Лейдене Кристоф Вальц играет Яна Бёкельзоона, а Марио Адорф играет епископа фон Вальдека.
- Джон также фигурирует в Лютера Блиссета романе «Q» .
- Джон (Ян) Лейденский — центральный персонаж романа Аниты Мейсон 2003 года «Совершенство» .
- Джон — центральный персонаж романа Антонио Орехудо 2005 года «Реконструкция».
- Джон — центральный персонаж романа Джонатона Рэйнбоу 2010 года « Поговори с ней по-доброму» . [ 5 ] историческая фантастика, действие которой происходит во время событий Мюнстерского восстания.
- Главный герой романа Ричарда Пауэрса « 2014 года Орфей» сочиняет оперу, в которой главным героем является Джон Лейденский.
- Опера «И. С. Бах - Апокалипсис» (2022) группы OPERA2DAY и Nederlandse Bachvereniging об этапах радикализации основана на жизни Джона.
- Он был одним из главных персонажей «Золотого города», отмеченной наградами иммерсивной драмы 1974 года, написанной и исполненной театральной группой Стратклайда в соборе Глазго и соборе Святой Марии в Эдинбурге (епископальном) во время Эдинбургского фестиваля Fringe .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Леппякари, Мария (2006). Апокалиптические изображения Иерусалима . Лейден: Брилл. п. 105. ИСБН 978-90-474-0878-9 .
- ^ Леппякари, Мария (2006). Апокалиптические изображения Иерусалима . Лейден: Брилл. п. 105. ИСБН 978-90-474-0878-9 .
- ^ «Хуан де Лейден _ AcademiaLab» . academia-lab.com . Проверено 16 июля 2023 г.
- ^ «Каутский: Коммунизм в Центральной Европе (гл. 5в)» .
- ^ Радуга, Джонатан (февраль 2003 г.). Поговори с ней любезно: Роман анабаптистов . Приятное слово. ISBN 1-57921-590-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Новый Иерусалим: короткая жизнь и ужасная смерть самой дерзкой секты христианского мира» , Пол Хэм, ISBN 978-0143781332
Король-портной: Взлет и падение анабаптистского королевства Мюнстер , Энтони Артур, ISBN 0-312-26783-5
- «В погоне за тысячелетием» , Норман Кон, ISBN 978-0195004564
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Изображение клеток в церкви Святого Ламберта.
- Многоженство в Мюнстере - Кейт Армс (pdf)
- «Der wedderdoeper eidt» / клятва мюнстерских анабаптистов
- Интернет-биография Яна ван Лейдена
- Ян Бёкельсзон (ок. 1509–1536) в Глобальной онлайн-энциклопедии анабаптистов-меннонитов
- Осада Мюнстера из сериала BBC "В наше время"
- 1509 рождений
- 1536 смертей
- Голландские протестантские религиозные лидеры
- Люди из Лейдена
- История Мюнстера
- Полигамия в Европе
- Голландские анабаптисты
- Голландские жертвы пыток
- Голландцев казнили за границей
- Казни XVI века в Священной Римской империи
- Люди казнены ножевым способом
- Самопровозглашенная монархия