Мариенбад (видеоигра)
Мариенбад | |
---|---|
![]() Подгорский был вдохновлен адаптировать «Ним» для Odra 1003 благодаря его использованию в фильме 1961 года « В прошлом году в Мариенбаде» . | |
Разработчик(и) | Витольд Подгурский |
Платформа(ы) | Этап 1003 |
Выпускать |
|
Жанр (ы) | Головоломка |
Режим(ы) | Одиночная игра |
Marienbad — польская игра- головоломка для мэйнфреймов 1962 года, созданная инженером Elwro Витольдом Подгорским во Вроцлаве , Польша, для своей Odra 1003 . Это была адаптация логической игры nim . Вдохновленный обсуждением в журнале Przekrój варианта ним в фильме 1961 года « В прошлом году в Мариенбаде » ( L'Année dernière à Marienbad ), названном журналом «Мариенбад», Подгорский запрограммировал игру для находящегося в разработке мейнфрейма 1003. выпущен в 1963 году. В игре игроки противостояли компьютеру в поочередных раундах удаления спичек из набора, при этом последний игрок, взявший спичку, становился проигравшим. Поскольку компьютер всегда делал оптимальные ходы, он был практически непобедим.
Мариенбад не распространился далеко за пределы своего первоначального местоположения. Эльвро не производил и не рекламировал игру, хотя Подгурский воссоздал ее в Wojskowa Akademia Techniczna ( Военно-технологическом университете в Варшаве ). Игра канула в безвестность, и не сохранилось ни изображений, ни документации, позволяющих воссоздать ее в первоначальном виде; поскольку остался только один известный Odra 1003 и возможности воссоздать игру не существует, она считается потерянной. Несмотря на свою простоту, она считается, возможно, первой польской компьютерной или видеоигрой.
Геймплей
[ редактировать ]В ним игроки по очереди удаляют хотя бы один объект из набора объектов, традиционно спичек, с целью либо стать, либо не стать игроком, который убирает последний объект. Варианты игрового процесса можно смоделировать математически. [1] В игровом режиме Мариенбада . по умолчанию было создано четыре ряда совпадений, по одному, трем, пяти или семи совпадениям в каждом ряду Та сторона, которая осталась с последним матчем, проиграла. Компьютерная распечатка показывала игроку текущую расстановку матчей. Одновременно в игру мог играть один игрок, ход которого чередовался с ходом компьютера. [2] Независимо от того, какая сторона начала игру, компьютер почти наверняка одержит победу, поскольку он всегда делает идеальные ходы. [3]
При максимальных настройках игра состояла из 8000 строк, содержащих до 1 триллиона совпадений, и компьютеру требовался час, чтобы выбрать следующий ход. Игра не поддерживала вывод видео, так как у Odra 1003 не было экрана. Вместо этого игра велась с помощью телетайпа и перфоратора для карточек, на котором машина печатала результаты. [3]
Разработка
[ редактировать ]«Написание» программы заключалось в установке на ключах 39-битного содержимого и 13-битного адреса каждой ячейки памяти программы.В то время не было ни операционной системы, ни языков программирования, а компьютер мог только писать и читать с телетайпа, а также загружать и перфорировать бумажную ленту».
Витольд Подгорский объясняет, как он написал Мариенбад для Одры 1003. [4]
Elwro — польская компания, основанная в 1959 году и базирующаяся во Вроцлаве , Польша, которая разрабатывала и производила мейнфреймы и микрокомпьютеры . Его первым выпуском был мэйнфрейм Odra 1001 в 1960 году, за ним последовали Odra 1002 в 1962 году и Odra 1003 в 1963 году. Витольд Подгурский был недавним выпускником Вроцлавского технологического университета по специальности электронная инженерия и специализировался на математических машинах. [2] [5] Впервые услышав о существовании «электронного мозга» в 1955 году в старшей школе, он начал пять лет изучать автоматизацию «цифровых машин». Он защитил магистерскую диссертацию в Elwro, где он работал 10 октября 1961 года, работая с Odra 1001. Он разработал способ управления памятью компьютера, позволяющий сохранять контент, тем самым проложив путь для Odra 1003. [4] В новой машине использовались современные транзисторные ключи, допускавшие 500 операций в секунду, а барабанная память программы Odra 1003 имела емкость 40 килобайт. [6]
Работая в Elwro в 1961 году, Подгорский открыл для себя логическую игру «Ним», читая выпуск еженедельного журнала Przekrój . В журнале описывалась игра для двух игроков, в которой игроки удаляют любое количество предметов из одного из четырех рядов, при этом игрок, державший последний предмет, проигрывает. Пшекрой назвал этот вариант нима «Мариенбад» в честь французского фильма 1960 года « В прошлом году в Мариенбаде » ( L'Année dernière à Marienbad ), в котором персонажи часто играют в математические дуэли. [5] [7] Подгорский вдохновился использованием игры «ним» в фильме после того, как прочитал о ее принципах. [8]
Читая многочасовую лекцию на обязательном курсе военного дела, Подгорский решил расшифровать алгоритм Мариенбада и сохранить его в двоичной системе, понятной компьютерам. [4] [5] Позже Подгорский утверждал, что алгоритм чрезвычайно просто внедрить в компьютер и его можно выразить двумя словами, добавив, что, если он никому не интересен, он унесет его в могилу. [4] Он запрограммировал игру для первого прототипа Odra 1003, который тогда находился в разработке и должен был быть установлен в Управлении топографического генерального штаба Войска Польского во Вроцлаве. [5]
Игра, предназначенная для логических дуэлей, [4] [9] был разработан исключительно Подгорским путем создания алгоритма, написания списка инструкций, которые были напечатаны на листах размером с открытку, и ручной установки начального состояния каждой ячейки памяти. [5] [10] Он разработал игру так, чтобы ее невозможно было победить: если игрок-человек допустит хоть одну ошибку, компьютер победит. Хотя сотрудники завода Elwro знали, что результат игры предопределен, многие вызвались в нее сыграть. Им не удалось обыграть стандартную 16-матчевую версию Мариенбада , не говоря уже о более высоких настройках игры. [5]
Наследие
[ редактировать ]
Как и многие игры ранней истории видеоигр , Мариенбад не распространился далеко за пределы первоначального местоположения. Мэйнфреймы были редкостью во всем мире и в основном располагались в правительственных или военных учреждениях или крупных корпорациях, поэтому их обычно нельзя было использовать в развлекательных целях. [9] В период с 1963 по 1965 год Elwro произвела всего 42 мейнфрейма Odra 1003. [11] Elwro отказалась публиковать или рекламировать игру, и о названии практически забыли. [8] [12] После разработки игры Подгурский стал студентом Wojskowa Akademia Techniczna ( Военного технологического университета в Варшаве ) и с помощью однокурсника Богдана Блеи создал там версию игры на Odra 1003 при посредничестве университета. оператор. Компьютером и, следовательно, игрой мог пользоваться любой ученик, но только через оператора, который получал от игрока требуемые данные и передавал информацию на компьютер. Как и в оригинальной игре Подгорского, игра была по сути непобедимой; в результате операторы активно отговаривали игроков от участия. Руководство университета поддержало это, так как хотело насильно искоренить «неприятную привычку изводить компьютеры для логических игр», которую, по их мнению, следует использовать только в серьезных военных целях. Игроки стали проводить секретные встречи перед огромным компьютером поздними вечерами, когда операторов не было. [3] [5] Подгорский вспоминает, что, несмотря на то, что игра была создана для того, чтобы всегда побеждать игрока, многие люди тратили много часов, пытаясь расшифровать алгоритм или выиграть. [4]
В последующие годы варианты «Ним» и «Мариенбад» стали вторым по популярности типом компьютерных игр, представленных на польских компьютерах после крестиков и крестиков , поскольку это была относительно простая игра для программирования. Войцех Пияновский , который позже стал ведущим на протяжении двух десятилетий « Колеса фортуны» 1970-х годов, предложил польскому телевидению провести игровое шоу, в котором игроки соревнуются с компьютером в игре «Ним» на миникомпьютере Momik 8b. [5] Тем временем Подгорский продолжал работать в Elwro, участвуя в создании компьютеров Odra, хотя и не прекращал работу над играми. После того, как коллеги привезли из Египта вариант настольной игры «Манкала» , он вдохновился адаптировать ее для компьютера. На этот раз он не хотел создавать непобедимую игру, а включил регулируемые уровни сложности, чтобы создать увлекательный опыт независимо от опыта игрока. [5]
В статье для Polish Bytes ( Bajty Polskie ) Бартломей Клуска утверждает, что, поскольку единственный экземпляр Odra 1003 хранится в Технологическом музее в Варшаве в неактивном состоянии, оригинальная игра Мариенбада больше не существует вне памяти игроков. [5] Никаких воссозданий игры для более современных компьютеров не было, и нет известных фотографий или документации о том, как в игру играли или создавались. [13] [14] В исследовательской работе Марии Гарды Gry komputerowe jako dziedzictwo kulturowe ( «Компьютерные игры как культурное наследие ») она отмечает, что об игре следует писать только в прошедшем времени, поскольку оригинальные элементы не сохранились, добавляя, что, хотя Мариенбада алгоритм могут быть воссозданы в новой среде программирования, реконструкция физических транзисторов исходного компьютера будет практически невозможна. В статье далее сравниваются проблемы игры в эту игру в современную эпоху с игрой в Super Mario Bros. на изначально запланированном оборудовании через 50 лет. [9]
Мариенбад считается одной из первых польских видеоигр, разработанных почти за 20 лет до последующих кандидатов OiX (1984), Gąsienica (1985) и Puszka Pandory (1986). [13] [15] [6] [16] и задолго до первой известной польской игры Tajemnica Statuetki (1993). [8] Историк игр из Лодзи Бартек Клуска сделал это утверждение в своей основополагающей книге о польской индустрии видеоигр « Польские байты» ; [17] его исследование показало, что игра на 24 года старше игры, которая ранее носила это название. [18] Клуска, однако, отмечает, что ему предшествовала «Kółko i krzyżyk», версия крестиков-ноликов, написанная программистом Департамента математических аппаратов Богданом Мишем в 1960 году для компьютера XYZ с использованием сетки размером с шахматную доску. [5] Михал Новицкий из Gram.pl утверждал, что исследование Клуски, в отличие от предыдущего и более неточного польского текста о видеоиграх Dawno temu w grach (Однажды в играх) , позволяет сделать заявление Мариенбада как первой польской компьютерной или видеоигры. почти со 100% уверенностью. [19] В статье розничного продавца Empik далее утверждается, что простота Мариенбада и отсутствие видеовыхода означает, что термин «компьютерная игра» является несколько преувеличенным термином для его описания, а тем более «видеоигра». [20]
Однако в статье Гарды утверждается, что, несмотря на свою простоту, игра имеет значение как одна из самых ранних компьютерных или видеоигр в регионе, хотя Марцин Косман из Gamezilla отмечает, что эта первая попытка создания польской компьютерной игры осталась практически незамеченной. [9] [21] Яцек Гловацкий из Gry Online заявил, что, несмотря на его безвестность, его следует считать прародителем современной польской индустрии видеоигр и что о его существовании и создании стоит помнить. [8] На независимом фестивале Ars 2018 прошла выставка «От Мариенбада до Новиграда», посвященная истории польской индустрии видеоигр от Мариенбада до «Ведьмака 3 » (2015). [17] [22]
См. также
[ редактировать ]- Нимрод — мэйнфрейм 1951 года, созданный для игры в ним.
- Ранняя история видеоигр
- Ранние игры для мейнфреймов
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Донован, Тристан (20 апреля 2010 г.). Повтор: История видеоигр . Желтый муравей. стр. 1–9. ISBN 978-0-9565072-0-4 .
- ^ Jump up to: а б «Dawno, Dawno temu, zanim powstał «Wiedźmin»…» [Однажды, ещё до того, как был создан «Ведьмак»…] (на польском языке). Онет.пл. 15 июля 2013 г. Архивировано из оригинала 17 июня 2018 г. . Проверено 17 июня 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Макминик (20 августа 2015 г.). «Элвро часть 3 – первая, серийная Одра» [Эльвро часть 3 – Первая, серийная Одра]. Хорошие программы (на польском языке). Архивировано из оригинала 19 марта 2018 года . Проверено 19 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кутковский, Ярослав. "Strona Elwro" [Веб-сайт Elwro] (на польском языке). Эльро . Архивировано из оригинала 17 июня 2018 года . Проверено 19 июня 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Клуска, Бартломей (2015). Bytes polskie [ Польские байты ] (на польском языке). Издательство электронных книг. ISBN 978-83-927229-3-9 . Архивировано из оригинала 18 июня 2018 года . Проверено 18 июня 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Мрожевси, Бартломей (декабрь 2016 г.). «Polskie technologie» [Польские технологии]. Формат ПК (на польском языке). Архивировано из оригинала 17 июня 2018 года . Проверено 17 июня 2018 г.
- ^ «Это игра Марианбад!» [Это игра Марианбад!]. Пшекрой (на польском языке). Ага. 862. 15 октября 1981 г.
- ^ Jump up to: а б с д Гловацкий, Яцек (18 марта 2013 г.). «Вы когда-нибудь слышали о «Мариенбаде», первой польской видеоигре в истории? Нет? Ну, вам обязательно нужно наверстать упущенное!» [Вы когда-нибудь слышали о «Мариенбаде», первой польской видеоигре? Ага? Ну, надо успеть!]. Онлайн-игры (на польском языке). Вебедия . Архивировано из оригинала 7 января 2018 года . Проверено 19 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д Гарда, Мария Б. (январь 2014 г.). «Gry komputerowe jako dziedzictwo kulturowe» [Компьютерные игры как культурное наследие] (PDF) . Replay: Польский журнал игровых исследований (на польском языке). Университет Лодзка: 120–122. Архивировано (PDF) из оригинала 17 июня 2018 года . Проверено 17 июня 2018 г.
- ^ Шевчик, Олаф (23 октября 2011 г.). « Bajty polskie», czyli historia gier znad Wisły» («Польские байты», или история игр на Висле). Яун Сни (на польском языке). Архивировано из оригинала 19 марта 2018 года . Проверено 19 марта 2018 г.
- ^ Клуска, Бартломей; Розвадовский, Мариуш (октябрь 2011 г.). «Первая польская игра». CD-Action (на польском языке). Бауэр Медиа Групп . стр. 96–97. ISSN 1426-2916 .
- ^ "Od gry w zapałki do "Wiedźmina. 55 lat polskich gier komputerowych" [Из матча к "Ведьмаку". 55 лет польским компьютерным играм] (на польском языке). Польское радио . 21 февраля 2017 года. Архивировано из оригинала 19 марта 2018 года . Проверено 19 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Михалик, Лукаш (29 августа 2013 г.). «Старейшие польские компьютерные игры. Все началось... в 1962 году!» [Старейшие польские компьютерные игры. Все началось... в 1962 году!]. Гаджетомания (на польском языке). Архивировано из оригинала 20 марта 2018 года . Проверено 19 марта 2018 г.
- ^ «Один пиксель слишком далеко, и персонаж мертв: беседа с Бартломеем Клуской» . Культура.пл . 23 августа 2017 года. Архивировано из оригинала 8 мая 2018 года . Проверено 17 июня 2018 г.
- ^ «ПСХ Экстрим 209» . PSX Extreme (на польском языке). Январь 2015. Архивировано из оригинала 7 июля 2017 года . Проверено 17 июня 2018 г.
- ^ Шиманек, Цезари (июнь 2016 г.). «Редакционная статья» [Редакционная статья] (PDF) . Bloomberg Businessweek Polska (на польском языке). №6. Блумберг . п. 2. ISSN 2083-6279 . Архивировано (PDF) из оригинала 17 июня 2018 года . Проверено 17 июня 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Независимый фестиваль Ars 2018 – Программа» . Независимый фестиваль Арс. 2018. Архивировано из оригинала 5 сентября 2017 года . Проверено 17 июня 2018 г.
- ^ Косман, Марцин (10 ноября 2011 г.). «Recenzja książki «Bajty polskie» » [Рецензия на книгу «Польские байты». Гамезилла (на польском языке). Архивировано из оригинала 17 июня 2018 года . Проверено 17 июня 2018 г.
- ^ Новицкий, Михал (12 декабря 2011 г.). «Польские байты - Клуска и Розвадовский - рецензия на книгу» (на польском языке). Грам.пл. Архивировано из оригинала 9 мая 2015 года . Проверено 17 июля 2018 г.
- ^ «Od Teenagenta do Frostpunka – barwny świat gier z Polski» [От Teenager to Frostpunk – красочный мир игр из Польши] (на польском языке). Эмпик . 25 апреля 2018 г. Архивировано из оригинала 19 июня 2018 г. Проверено 19 июня 2018 г.
- ^ Косман, Марцин (10 февраля 2012 г.). «Historia polskich gier. Jak to się zaczęło? (część 1)» [История польских игр. Как это началось? (Часть 1)]. Гамезилла (на польском языке). Архивировано из оригинала 17 июня 2018 года . Проверено 17 июня 2018 г.
- ^ «Znamy pierwsze wydarzenia Ars Independent 2018» [Мы знаем первые мероприятия Ars Independent 2018]. О.пл (на польском языке). 15 июня 2018 года. Архивировано из оригинала 17 июня 2018 года . Проверено 17 июня 2018 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Начало - Historia Polskich Gier #1 ( История польских игр #1 ) от Polskie Gry Wideo