Секрет статуи
Секрет статуи | |
---|---|
![]() | |
Разработчик(и) | Дом программного обеспечения Метрополис |
Издатель(и) | Дом программного обеспечения Метрополис |
Дизайнер(ы) | Адриан Хмеларц Гжегож Меховский Анджей Михалак |
Платформа(ы) | ПРИНАДЛЕЖАЩИЙ |
Выпускать | 12 февраля 1993 г. |
Жанр (ы) | Приключение |
Режим(ы) | Одиночная игра |
Tajemnica Statuetki на польском языке, — приключенческая игра разработанная и изданная Metropolis Software House для компьютеров под управлением DOS в 1993 году. Хотя она никогда не выпускалась на английском языке, в англоязычном мире она известна как The Mystery of the Statuette . [ 1 ] Игра была задумана командой под руководством Адриана Хмелажа , которая использовала фотографии, сделанные во Франции, в качестве статических экранов в игре. Первая игра в жанре приключенческой игры, созданная в Польше . Сюжет вращается вокруг вымышленного агента Интерпола по имени Джон Поллак, пытающегося разгадать тайну, связанную с кражами древних артефактов по всему миру.
На момент выпуска игры пиратство в области программного обеспечения в Польше процветало ; Однако игра была продана тиражом от 4000 до 6000 копий и стала там очень популярной. Tajemnica Statuetki получила высокую оценку за сюжет и за то, что стала культурной вехой, которая помогла продвинуть и легитимизировать польскую игровую индустрию, несмотря на незначительную критику за ее игровую механику и аудиовизуальный дизайн. Игра нашла теплый прием как со стороны игрового сообщества, так и со стороны отраслевых журналов, которые, как правило, акцентировали внимание на положительных сторонах игры.
Геймплей
[ редактировать ]
Tajemnica Statuetki показана от первого лица . [ 2 ] Это приключенческая игра в жанре «укажи и щелкни» , состоящая из серии фотографических изображений, хотя большая часть информации передается в виде текста. [ 3 ] Игра разделена на три главы, действие каждой из которых происходит в разных локациях. [ 4 ]
Игроки решают головоломки и взаимодействуют с персонажами, продвигаясь по сюжету. [ 5 ] Меню предлагает шесть различных действий, снаряжения и карту. Игрок использует команды действий аналогично приключениям LucasArts . [ 4 ] Игрок выполняет действия, нажимая командную кнопку, а затем предмет инвентаря или часть экрана комнаты. [ 4 ]
объекты размером в один пиксель Часто для прохождения игры требуется, чтобы игрок находил на мониторе ; это известно как охота за пикселями . [ 2 ] Головоломки игры требуют от игрока знаний в различных областях, таких как рецепты коктейлей; игроку, например, поручено заказать туристу напиток нужного состава. [ 2 ]
Сюжет
[ редактировать ]Когда религиозные артефакты со всего мира, часто имеющие незначительную рыночную стоимость, начинают исчезать, Интерпол понимает, что это не работа нечестного коллекционера. Улики приводят к тому, что подозрения падают на коммандос и бывшего агента ЦРУ Йоахима Ваднера, который выглядит бесполезным, но умным. Чтобы поймать вора, Интерпол выбирает лучшего стажера, главного героя и игрового персонажа Джона Поллака, молодого американца польского происхождения. Поллак имеет в своем распоряжении неограниченные средства, может собрать кубик Рубика менее чем за три минуты и может убивать голыми руками. Он берет свой портфель с гаджетами, садится на подводную лодку и отправляется в Тихий океан. [ 3 ]
Поллак следует за Ваднером на Сан-Амбросио , остров у побережья Чили. Он завершает разведывательную миссию в кафе, работая там неделями, выполняя отработанные движения, например, кладя салфетку на стойку. За это время кафе меняет собственника, но продвижения по делу нет. Поллак допрашивает бармена, который говорит, что Ваднер недавно был там. Игроки могут приготовить для Поллака различные коктейли. Ваднер приходит на пляж и наблюдает за тремя молодыми девушками, ни одна из которых не обращает на него внимания. [ 3 ] В какой-то момент игрок попадает в плен и получает задание сбежать из камеры, задача, которая требует расщепления дверей, их рам и ручек, использования электричества для паралича охранника и противодействия сухости в горле, вызванной питьем из лужи. . [ 2 ] С этого момента поиски продолжаются по городам и туристическим центрам, и преступление в конечном итоге приобретает сатанинский, оккультный оттенок.
Разработка
[ редактировать ]Это была приключенческая игра «Тайемница статуэтки». Фотографии для него я собирал в Сен-Тропе , не особо веря, что их можно использовать, потому что на снимках был приятель, с которым я ходил. Однако когда я их собрал и начал программировать, пришлось попиксельно удалять его с этих фотографий.
- Адриан Хмеларц о создании игры [ 6 ]
Tajemnica Statuetki была задумана Адрианом Хмелажем . Где-то в 1990-е годы он понял, что настало время создать первую польскую приключенческую игру. [ 7 ] Он «и несколько друзей разработали план сделать фотографии из отпуска во Франции и превратить их в видеоигру». [ 8 ] Группа поняла, что может обслуживать неосвоенный польский рынок программного обеспечения, где у многих людей были компьютеры, но они не могли погрузиться в приключенческие игры, потому что не понимали английского языка. [ 7 ] Хмеларж не беспокоился о том, что польский игровой рынок мал, потому что рынок уже был освоен разработчиком X-Land, и понимал, что у рынка есть потенциал, отмечая количество людей, посещавших конференции. [ 7 ] Этот проект превратился в Tajemnica Statuetki . [ 8 ]
Игра была задумана Хмелярцем после того, как он посетил Лазурный Берег , сфотографировав местность и построив сюжет на основе своих впечатлений. [ 9 ] Он и его школьные друзья Гжегож Мечовски и Анджей Михалак [ 10 ] сотрудничал в игре. Хмелярж взял на себя режиссерско - сценаристскую роль и задал творческий тон. [ 11 ] [ 12 ]
По словам Меховского, до марта 1993 года Хмелярж ежедневно писал для игры шестнадцать часов. [ 7 ] Меховски занимался бизнесом и маркетингом, а Михалак применял физиогномику в производстве. [ 12 ] Меховски и его брат отвечали за продажи и логистику; они сотрудничали с компьютерными компаниями Optimus и JTT. [ 9 ] Меховски и Михалак финансировали проект за счет продажи компьютеров. [ 2 ] Марцин М. Дрюс, сделавший несколько фотографий для игры, [ 13 ] его часто принимают за создателя игры. [ 12 ]
Дизайн
[ редактировать ]
Хотя изначально предполагалось, что Tajemnica Statuetki будет иметь рисованную графику, во время разработки игра была изменена, и вместо нее в качестве статического фона экрана использовались оцифрованные фотографии. [ 10 ] До этого момента графические дизайнеры потратили много часов на концепт-арт и раскадровку . [ 14 ] Это было нетипично для отрасли того времени. [ 15 ] где было нормой видеть на экране движущихся главных героев и разнообразные локации. [ 16 ] Выбор привел к тому, что игра полностью состояла из фотографического материала, который нужно было правильно визуализировать, чтобы игра могла поместиться не более чем на две дискеты . [ 15 ] Это было необходимо, чтобы минимизировать его стоимость для потребителей. [ 17 ] до такой степени, что они будут готовы купить его на законных основаниях. [ 7 ] Разработчики также сократили расходы, решив включать фотографии вместо анимированных видеороликов. [ 3 ] [ 7 ] По словам Хмелярца, «мы были инди до того, как это стало круто, так сказать». [ 18 ] По данным Antyweb, разработка игры прошла успешно, несмотря на скудный бюджет , отметив «инициативу» Хмеларца по использованию «самодельных методов», когда у него не было доступа к нескольким Elwro и IMB XT . компьютерам [ 19 ] Во время разработки он жил во Вроцлаве. [ 3 ]
Игра полностью написана на ассемблере . [ 10 ] имел исходный текст размером один мегабайт и содержал 2000 циклов, всего около 30 000 команд. [ 7 ] Название, типичное для приключений типа «укажи и щелкни», требует от игрока управлять главным героем с помощью мыши . [ 20 ] Фотографии в игре были сделаны на Лазурном Берегу , Сен-Тропе , [ 21 ] [ 22 ] Монте-Карло , Ницца и заброшенная кальвинистская церковь и кладбище в Енджиховицах, Стшелин . [ 10 ] Специально для игры команда отправилась в эти локации, где сделала как можно больше фотографий. [ 15 ]
Звуковой ландшафт игры включает в себя такие эффекты, как закрывающиеся двери и протирание очков. [ 3 ] Хмеларц вставил ссылки на массовую культуру , например, на Джеймса Бонда . [ 11 ] Чтобы сделать игру более привлекательной, разработчики добавили раздел, основанный на навыках, который игроки могли пропустить, если захотели. [ 7 ] Заключительный сегмент Tajemnica Statuetki наполнен весельем, имитирующим более легкие стороны создания игры; [ 12 ] По мнению OnlySP, это «смесь ужастика и триллера». [ 23 ] и смесь ощущений, юмора и оккультизма по Хмелярцу. [ 7 ] «Юношескую фантазию» можно наблюдать во время встречи с главным противником, выполняя магический ритуал в огненном круге из именинных свечей . [ 2 ] По словам Меховского, игра была создана под девизом «Учите с удовольствием, играйте с обучением», и этот образовательный подход был признан Не Тылко Видзьмином , который сказал, что игра несет ответственность за своих игроков, десятилетия спустя знающих, как добиться хороших результатов. коктейли в результате внутриигровой головоломки. [ 2 ]
Хмеларца Философия дизайна заключалась в создании игры, похожей на те, что выпускались на Западе; [ 22 ] По данным Komputers Wait , на момент разработки игры польская компьютерная индустрия отставала от западной на пять лет, а польские игры обычно представляли собой клоны популярных в то время западных видеоигр. Tajemnica Statuetki можно сравнить с приключенческими играми конца 1980-х годов. [ 24 ] Секретная служба согласилась, заявив, что игра визуально напоминает приключение «Укажи и щелкни» « Обратный отсчет» (1990) и интерактивное фантастическое приключение «Амазон» (1984) из-за схожих систем меню и использования оцифрованных изображений. [ 3 ] Многие критики признали ограничения игры с точки зрения размера индустрии видеоигр в стране на тот момент. [ 4 ] Один журнал напомнил своим читателям не проводить сравнения между игрой и новейшими играми таких гигантов приключенческих игр, как Sierra On-Line , LucasArts , Infogrames и Delphine , из-за «огромного» пробела в «опыте, финансовых и технологических ресурсах, инфраструктуре». и правовая защита», которая постепенно закроется. [ 25 ]
Выпускать
[ редактировать ]Авторы Tajemnica Statuetki и редакция Secret Service благодарят всех участников товарной биржи, которые решили не распространять пиратскую версию игры.
- Приложение к интервью Секретной службы с создателями игры, в котором отмечается состояние пиратства на момент выпуска игры. [ 7 ]
Разработка Tajemnica Statuetki была завершена к 12 февраля 1993 года; [ 7 ] в конце того же года игра вышла на рынок [ 2 ] [ 26 ] по цене 231 000 польских злотых . [ 2 ] Во время разработки игры команда обратилась к издателям Atlantis Software и Avalon Interactive (тогда называвшаяся Virgin Interactive ), но получила отказ. [ 2 ] Хмеларц поручил IPS Computer Group распространять и продавать его, но компания согласилась взять только 100 копий, а не 2000, которые предложили создатели; в результате Хмеларц основал собственную компанию, чтобы продать остальную часть акций. [ 2 ] Название его издательской компании Metropolis Software было выбрано потому, что «оно звучало красиво». [ 2 ] Основанная в 1992 году для подготовки к выпуску игры в следующем году, [ 27 ] она стала одной из первых польских компаний по производству видеоигр после таких современников, как Computer Adventure, Studio и X-Land. [ 26 ]
Хмеларж упаковал игры в упаковку, которую разработал сам. [ 28 ] В каждой коробке находились две дискеты HD с программой и дополнительными материалами. [ 3 ] Последний включал экземпляр вымышленной газеты «Дзенник Метрополис» от 1 октября; [ 3 ] статьи представляли сюжет игры и содержали информацию о мерах защиты от пиратства, самоотносящийся юмор и рекламу будущего выпуска Teenagent , крошечный кроссворд и секретные коды для использования в игре. [ 26 ]
Tajemnica Statuetki стала премьерным названием компании. [ 29 ] Metropolis Software разместила рекламу в отраслевых журналах. [ 2 ] В одном номере «Секретной службы» была рецензия, включавшая интервью с авторами, конкурс и рекламу. [ 2 ] Участники конкурса могли выиграть компьютерную технику и книги. [ 30 ] Команда также разместила рекламу в прессе. [ 31 ] Гизмо считал, что коммерческий успех игры во многом обусловлен «преднамеренной, хорошо продуманной кампанией в СМИ», которая включала продажу компакт-дисков, прикрепленных к популярному журналу. [ 32 ]
Продажи игры превзошли оценки IPS и ожидания создателей. [ 2 ] Chmielarz было продано тиражом от 4000 до 6000 копий. [ 2 ] [ примечание 1 ] по почте в то время, когда перемещение всего 1000 или 2000 единиц считалось большим достижением. [ 33 ] [ 34 ] Благодаря прибыли от первоначальных продаж Хмеларц смог управлять Metropolis Software в течение двух лет без финансовых трудностей. [ 8 ]
Западные хиты редко достигали такого уровня продаж. [ 39 ] На рынке по-прежнему доминировало безудержное пиратство. [ 2 ] [ 11 ] В то время, когда в Польше внедрялись демократия и капитализм, [ 40 ] и когда в 1994 году вступил в силу Закон о защите программного обеспечения , игроки не привыкли платить большие суммы за оригинальные игры. [ 26 ] Польские разработчики привыкли к тому, что игроки пиратствуют их игры, и продолжали тратить месяцы на игры, несмотря на небольшую отдачу. [ 17 ] По мнению Хмелярца, основной причиной такого культурного ландшафта была товарная биржа, откуда он сам пришел; он очень критично относился к пиратам, особенно к тем, кто пытался взломать его игру. [ 2 ] Несмотря на частое пиратство, значительное количество единиц было продано легально. [ 17 ] SS-NG ( Секретная служба - Следующее поколение ) объясняет Statuetki успех Tajemnica на рынке, подверженном пиратству, тем, что она достаточно дешева и сопоставима по качеству с англоязычными приключенческими играми. [ 26 ]
Прием
[ редактировать ]Публикация | Счет |
---|---|
Секретная служба | 92% [ 3 ] |
СС-НГ | 7/10 [ 17 ] |
Онлайн-игры | 8.2/10 [ 41 ] |
Написание и сюжет
[ редактировать ]Таемница Статуэтки появились в необычайно удачное время. Люди были в восторге от приключения, а графическое оформление, изображавшее чрезвычайно феноменальные пейзажи, оказало положительный эффект. Это была интересная альтернатива серо-серой польской жизни. Что ж, невозможно забыть эту специфическую атмосферу криминальной истории, смешанную с беззаботной жизнью Сен-Тропе.
- МиастоГир о том, почему игра захватила воображение игроков [ 42 ]
Tajemnica Statuetki Сюжет и написание получили высокую оценку; По данным Video Games Round the World , в целом его положительный прием был обусловлен главным образом сильным сценарием. [ 43 ] Gry Online похвалил «отлично реализованный сценарий», поддерживающий повествование. [ 20 ] в то время как Gra.pl сказал, что лучшим элементом игры является ее сюжет [ 44 ] и МиастоГир заявили, что увлекательный сюжет игры перевешивает ее недостатки. [ 15 ] GameDot заявила, что название «до сих пор удивляет своей яркостью описания окружения и структурой диалогов (по образцу произведений LucasArts), которые напоминают солидный литературный материал». [ 11 ]
SS-NG написала, что польский язык был «профессионально реализован» без орфографических и стилистических ошибок, и считает, что игра обеспечивает баланс между юмором и мрачными, наполненными ужасами сценариями. [ 26 ] SS-NG также отметила, что повествование и игровой процесс хорошо продуманы и выдержаны, и добавила, что умелое сочетание юмора и драмы эффективно разбивает напряжение моментами, вызывающими смех. [ 17 ] Секретная служба заявила, что самым сильным преимуществом игры является использование польского языка, включая такие особенности , как склонение существительных и отсылки к польским шуткам , стереотипам и культуре . [ 3 ] По мнению Benchmark , «профессиональный, напряженный триллер» весьма оригинален и во многом обязан своим успехом периоду его выхода, когда технологические несовершенства компенсировались сильными концепциями. [ 45 ]
По словам Orange, игроки оценили интригующий сценарий и внимание к деталям, и с 2014 года игра привлечет новых поклонников. [ 22 ] Полигамия заявила, что игроки оценили увлекательный сценарий игры, высококлассную криминальную интригу и продуманную постановку. [ 46 ] По словам Dawno temu w grach , игра не порадовала, но ее сильной стороной было исполнение хорошо построенного и прописанного сценария, который держит игрока в напряжении до конца. [ 47 ] Bastion Magazynów писал, что, несмотря на свой статус единственной приключенческой игры на польском языке, единственным ее достоинством был хорошо построенный сюжет. [ 48 ] По словам Джизмо , «хорошо продуманная и в меру захватывающая сюжетная линия» считалась в то время нетипичной и одновременно диковинкой и новинкой. [ 49 ]
Несказмлекием сказал, что запутанное описание побега из камеры, включая отрывок «плюй так долго, пока не высохнет в горле», оправдывает описание Чимиелажа как «величайшего польского садиста на игровом рынке». [ 50 ] Отмечая отсутствие сложного сюжета и хорошо проработанных персонажей, Polskie Gry Wideo написала, что игра предлагает часы развлечений. [ 4 ] Валгалла писала, что сюжет фотоприключенческой игры 2002 года «Тихие выходные на Капри» звучал «даже хуже», чем сюжет Tajemnica Statuetki. [ 51 ] Отмечая, что интересный, вдохновленный оккультизмом сюжет был хорошо принят даже за пределами Польши, рецензент Gameplay поставил под сомнение смысл главной статуэтки в истории. [ 52 ] SS-NG написал, что в игре отличная атмосфера. [ 53 ]
Гэмблер написал, что игра представляет собой «очень успешную программу», в некоторой степени созданную по образцу серии Quest от Sierra . [ 54 ] Gry.impo заявил, что игра запутана, отметив, что она наполнена атмосферой и культовыми головоломками. [ 55 ]
Геймплей
[ редактировать ]Геймплей Tajemnica Statuetki был встречен рецензентами неоднозначно. Gry Online считает, что игра требовательна и требует от игроков терпения и непредвзятости, чтобы находить абсурдные решения головоломок. [ 16 ] Несмотря на сложность, SS-NG призвала игроков придерживаться этого режима, отметив, что даже сегодня он доставит часы развлечения. [ 17 ] Полигамия писала, что, хотя игра технически несовершенна, игроки оценили ее за интересный сценарий, высококлассную криминальную интригу и тщательное исполнение. [ 31 ] SS-NG отметил, что в эпоху до прохождения игра была особенно сложной из-за таких аспектов, как защита от копирования, раскрывающаяся в середине игры, игра в игровой комнате и полезный предмет, замаскированный под интерьер здания. [ 17 ] Secret Service охарактеризовала игровой процесс как напоминающий продукты Infocom , в частности The Hitchhikers Guide To the Galaxy , отметив, что от игроков требуется быть острыми и проницательными при взаимодействии с найденными объектами , которые часто приходится использовать способами, противоречащими их первоначальным целям. Рецензент раскритиковал сложность обнаружения одних предметов и изучения существования других. Приводя такие примеры, как монета на пляже, заколка на диване и крючок на якоре, Секретная служба отметила, что такие предметы имеют размер в один пиксель и не видны на экране, что требует поиска пикселей с помощью мыши». создавая ненужные простои». Из-за этой трудности, по мнению журнала, разработчикам следовало протестировать игру с обычными игроками, прежде чем публиковать ее. [ 3 ]
Polskie Gry Wideo игры писала, что интерфейс , требующий охоты за пикселями, не подтверждает правильные решения головоломок, не дает подсказок или четкой цели, что делать в мире, что ставит его в противоречие с другими приключенческими играми того времени. Они сочли это «немного разочаровывающим» и в результате менее приятным. [ 4 ] Benchmark отметил, что поиск деталей и объектов, имеющих отношение к продвижению по сюжету, требует от игроков напряжения глаз . [ 45 ] мнение, поддержанное Оранжевым. [ 22 ] Не Тылко Видьмин отметил, что даже по меркам того времени игра считалась сложной. [ 2 ] Гизмо сказал, что игра устроена так, что игроки должны бить по экрану мышами. [ 49 ] Хотя Секретная служба заявила, что Tajemnica Statuetki нарушающих игру построена более скромно, чем ее западные аналоги, они пришли к выводу, что она сделана добротно, без лагов и ошибок, . [ 3 ] Gry Online утверждала, что игра была менее увлекательной и интересной, чем ее преемница Teenagent . [ 56 ] Polskie Gry Wideo отметила «непроработанный игровой дизайн и многочисленные неинтуитивные решения». [ 4 ]
Аудиовизуальный дизайн
[ редактировать ]Критики неоднозначно отреагировали на Statuetki аудиовизуальный дизайн Tajemnica . В Gry Online заявили, что когда игра появилась на рынке, «само использование оцифрованных фотографий было вершиной достижений польских программистов». [ 16 ] Майкл Захаржевски из Imperium Gier сказал, что по стандартам 1999 года игру следует считать позорной с точки зрения технического качества. [ 57 ] MiastoGier писал, что, несмотря на простой дизайн, в игре впечатляющая графика. [ 15 ] PB.pl отметил, что сегодня игра выглядит «неуклюжей» [ 9 ] в то время как Interaktywnie отметила, что подала апелляцию, несмотря на свой «дилетантский характер». [ 58 ] По данным Radio Szczecin, по стандартам 2014 года игра «неухоженная» из-за статичных фотографий, отсутствия анимации и музыки, а также пояснительных субтитров, которые могут «отпугнуть молодых игроков». Однако было отмечено, что игрокам постарше следует играть в эту игру, чтобы напомнить им о том, какими были приключенческие игры раньше. [ 59 ]
SS-NG заявила, что аудиовизуальный контент игры казался недостаточным по сравнению с западными играми даже на момент выпуска, особенно звуковые эффекты и использование оцифрованных фотографий. [ 17 ] Gry Online отметил, что, хотя в игре не хватало графики, использование оцифрованных фотографий в то время считалось важной вехой в польской индустрии видеоигр. [ 60 ] Описывая игру как «сильный учебник с красивыми изображениями», Secret Service выразила разочарование тем, что она не включила музыку во вступление или построчную озвучку. [ 3 ] «Видеоигры по всему миру» сочли производственную ценность «спартанской» из-за использования оцифрованных фотографий, отсутствия анимации и музыки, а также минимального количества звуковых эффектов. [ 43 ] Polskie Gry Wideo писала, что графика игры контрастировала с графикой ее западных современников, таких как « Таинственный дом» (1980), «Особняк маньяка» (1987), «Тайна острова обезьян» (1990) и «Индиана Джонс и судьба Атлантиды » (1992). [ 4 ]
В SS-NG заявили, что фотоматериалы игры добавили атмосферы аутентичности. [ 26 ] Bastion Magazynów отметил, что даже на момент выхода игра не радовала ни звуком, ни графикой. [ 48 ] Гизмо сказал, что отсутствие анимации и неслышный саундтрек считаются техническими недостатками. [ 49 ] МиастоГир отметил, что беспрецедентное использование невероятно фотореалистичной графики вызвало удивление игроков. [ 15 ] Хмелярж согласился, что игра «технически не порадовала». [ 61 ] Секретная служба написала, что им хотелось бы, чтобы создатели игры создали версию, совместимую с видеокартами более низкого качества. [ 3 ] В SS-NG посчитали, что игра «не впечатлила графикой». [ 53 ] Exec посетовал, что звук был ограничен всего несколькими семплами и некоторыми «очень раздражающими скрипами». [ 62 ]
Польскость
[ редактировать ]Video Games Round the World писали, что рецензенты были готовы игнорировать недостатки Tajemnica Statuetki, поскольку это было первое польское приключение для ПК. [ 43 ] SS-NG отметила, что, поскольку он был выпущен только на польском языке, англоговорящие люди не смогли в полной мере насладиться им и что, несмотря на его недостатки, он «завоевал сердца польских [и непольских] любителей приключений». [ 17 ] На сайте также говорится, что в нее должен играть каждый, чтобы они оценили одну из первых польских видеоигр. [ 17 ] Несмотря на оговорки журнала, Secret Service сочла Tajemnica Statuetki хорошей игрой, рекомендуя ее из-за ее доступности и доступности; в нем также говорилось: «Патриотический долг всех игроков должен состоять в том, чтобы купить его у производителя и закончить». [ 3 ] SS-NG назвал игру источником национальной гордости, отметив, что «в нее может играть любой, кто знает наш прекрасный славянский язык». [ 26 ] По мнению рецензента, в отличие от других приключенческих игр в игре есть возможность повторного прохождения, потому что это часть их детства; сценаристы выразили благодарность разработчикам за те многие часы, которые они провели за игрой. [ 26 ] Алексий Учанский написал в Gambler , что в то время в польской игровой индустрии было «2,5 хороших игры отечественного производства (и примерно в десять раз больше мусора)», большинство из которых не оказали влияния на развитие индустрии, назвав Metropolis и ее ранние игры достойными исключение. [ 63 ]
Хотя Tajemnica Statuetki не могла конкурировать с Sierra продукцией или LucasArts, SS-NG заявила, что по польским стандартам того времени она была довольно хороша, написав, что лучшим аспектом названия является то, что «прежде всего, оно было польским». [ 64 ] Несмотря на то, что в наше время трудно понять, как можно было однажды похвалить такой средний продукт, [ 65 ] Геймплей писал, что поиграть в Tajemnica Statuetki стоило того, чтобы увидеть, как когда-то выглядел «мировой хит польского производства». [ 66 ] Polskie Gry Wideo заявила, что, возможно, самым важным в игре было то, что информация предоставляется на польском языке, и назвала это «революционным». [ 4 ] В SS-NG заявили, что, хотя к 2004 году игра, возможно, была «немного забыта», это не умаляет ее «вклада в развитие всей отечественной индустрии». [ 26 ] В 2014 году Радио Щецин отметило, что игра не очень устарела, но она незабываема, потому что это полностью польская продукция, от исполнителей до субтитров, с международным действием. [ 67 ] Радио Щецина также отметило, что название незабываемо из-за его культурной значимости, в том смысле, что игра с польскими артистами и субтитрами произвела фурор на мировой арене. [ 59 ]
Наследие
[ редактировать ]За Tajemnica Statuetki последовало получившее признание критиков приключение в жанре point-and-click Teenagent (1995). [ 8 ] [ 11 ] который компания охотно рекламировала так: «Создатели Tajemnica Statuetki молчали больше года. Посмотрите сами, почему». [ 11 ] InnPoland объясняет эту маркетинговую кампанию тем, что игра стала «прорывом». [ 68 ] PB.pl сообщает, что этот лозунг «захватил» общественность. [ 9 ]
Поскольку Teenagent была первой польской игрой, которая продавалась профессионально, [ 20 ] Полигамия заявила, что «ни один из польских производителей никогда не предварял свою игру такими большими маркетинговыми усилиями», и это вызвало ажиотаж вокруг игры в СМИ. [ 31 ] По словам Eurogamer , «студия была в восторге от первых успехов» этих двух игр. [ 28 ] Среди более поздних работ студии была сатирическая приключенческая игра The Prince and the Coward (1998), созданная с помощью писателя-фантаста Яцека Пекары . [ 69 ] The Prince and the Coward завершили трилогию приключенческих игр, с которых Хмеларж начал свою карьеру гейм-дизайнера. [ 23 ] Хмеларц считал, что это название, одна из его первых трех коммерческих игр, было более убедительным, чем его первые игры для ZX Spectrum . [ 1 ] Анонсировано продолжение истории Tajemnica Statuetki , которое должно было быть выпущено на компакт-диске. Фотоматериал для игры был собран, но работы были приостановлены, и Metropolis Software работала над другими проектами. [ 10 ] [ 20 ] По состоянию на декабрь 1994 года Секретная служба все еще ожидала Tajemnica Statuetki 2 , скорее всего, в 1995 году. выхода [ 70 ] Байты Польские отметил, что даже в 2015 году игроки все еще ожидали продолжения игры с сюжетом, в котором Поллак отправляется на отдых с другом в польский замок возле Мазурского озера , а его друга забирает скорая помощь. [ 71 ]
Личный конфликт между Хмелярцем и Меховским привел к тому, что первый покинул компанию примерно в 2002 году и сформировал People Can Fly . [ 72 ] Metropolis Software была приобретена CD Projekt в 2008 году как дочерняя компания. [ 73 ] и прекратил свое существование в следующем году. [ 74 ] Позже Меховски основал 11 Bit Studios . [ 75 ] Метрополис сохранил за собой права на Tajemnica Statuetki ; они стали собственностью CD Projekt, когда они купили компанию, и могут по-прежнему владеть ими. [ 76 ]
Использование праздничных фотографий как части визуального языка игры частично вдохновило разработчика People Can Fly Войцеха Паздура использовать фотограмметрию для создания уровней для шутера от первого лица Painkiller . [ 77 ] приключенческая игра Ramon's Spell 2004 года. По версии SS-NG , по образцу этой игры была создана [ 78 ] Tajemnica Statuetki была первой игрой Metropolis, в которой использовались агенты специальных служб, и этот образ снова появится во многих их более поздних играх, включая Infernal 2007 года . [ 56 ] Хмелярж, «польский Сид Мейер ». [ 79 ] сказал, что его игра The Vanishing of Ethan Carter 2014 года позволила ему вернуться к своим корням приключенческих игр эпохи Tajemnica Statuetki , [ 80 ] в то время как Gamezilla сказал, что последняя игра не существовала бы без первой. [ 81 ]
В тексте Адама Ющака Polski Rynek Gier Wideo – Sytuacja Obecna Oraz Perspektywy Na Przyszłość отмечен «прорывной» характер Tajemnica Statuetki в более широком контексте; появление польского игрового рынка было отложено из-за социалистической системы и отсутствия широкого доступа к компьютерам и консолям; в результате он начал развиваться только в 1980-х годах. Первый польский компьютерный журнал Bajtek был выпущен в 1985 году. Примерно в это же время начали появляться и первые польские игры, поместив Tajemnica Statuetki в историю польских развлечений. [ 82 ]
Благодаря этому продукту игроки поверили, что поляки смогут делать хорошие игры, а сами разработчики поверили, что на отечественные товары есть спрос.
- SS-NG обозреватель Яцек Марчиняк о влиянии Tajemnica Statuetki на развитие польского рынка компьютерных игр, [ 26 ]
Игра Хмеляржа оказала большое влияние на внутренний рынок. [ 17 ] InnPoland написала, что это была одна из первых польских игр, «имеющих статус хита». [ 68 ] Это стало «несомненным успехом» [ 11 ] и «громкий хит AT -эры». [ 83 ] Она заметно выделялась на фоне аналогичных приключенческих игр от Mirage, LK Avalon и ASF, и ее было сложно спутать с другими играми. [ 2 ] Не тылко Видзьмин написал, что поведение IPS как издателя было «забавным… анекдотом» из-за беспрецедентного успеха игры. [ 2 ] МиастоГир сказал, что ранние работы Metropolis Software были частью золотого века приключенческих игр после эпохи анимационных спрайтов и связанных кадров; сайт посчитал ее важной частью истории культуры для любителей приключенческих игр, которая показывает начало разработки польских игр и начало карьеры Адриана Хмеляржа и называет игру «легендарной». [ 15 ]
Оне назвал Tajemnica Statuetki «одной из самых важных игр в истории виртуальных развлечений». [ 84 ] Игра «позволила Metropolis Software» «получить признание в польском мире любителей приключенческих игр». [ 85 ] Кроме того, Оне заявил, что эта игра произвела революцию в разработке игр в стране и что «на протяжении многих лет она определяла направление развития индустрии». [ 86 ] Хотя о Tajemnica Statuetki практически ничего не слышно в западном мире, [ 8 ] это был «большой успех для динамичной польской аудитории». [ 9 ] В СС-НГ писали, что об этом написано так много, что некоторые моменты анализа уже затерты. [ 26 ]
По данным Polygon , «благодаря пиратству практически каждый игрок определенного возраста в Польше играл в Mystery of the Statuette». [ 8 ] Одной из причин был пакет Metropolis Pack, содержащий Tajemnica Statuetki , Teenagent и Katharsis, собранный пиратами и выпущенный как условно-бесплатное ПО. [ 87 ] В SS-NG заявили, что убыточность отрасли из-за пиратства потребовала от Хмелярца решительности. [ 17 ] Польский ютубер Кшиштоф «NRGeek» Мисельски заявил, что первоначальный выпуск игры стал первой игрой, которую он когда-либо купил, а не пиратствовал. [ 88 ] По состоянию на 2019 год [update]Хмеляржа считают «живой легендой» польской индустрии видеоигр. [ 17 ] и «один из самых важных разработчиков компьютерных игр» в стране. [ 68 ] Polskie Gry Wideo отмахнулся от разочаровывающих аспектов названия, назвав его «первыми, неуклюжими шагами» в начале влиятельной карьеры Хмеляржа, назвав это «шагом в правильном направлении». [ 4 ] История ранней разработки польских видеоигр, в частности создания Tajemnica Statuetki , была рассмотрена в польскоязычной книге « Не только Ведьмак: История польских компьютерных игр» . [ 89 ]
В 2014 году Orange назвал эту игру шестой лучшей польской игрой 1990-х годов. [ 90 ] Logo 24 включил Tajemnica Statuetki в «десятку самых важных польских игр», а Chmielarz назвал «вероятно, самым известным и уважаемым польским разработчиком игр». [ 34 ] В 2016 году игра экспонировалась в рамках выставки Digital Dreamers во Дворце культуры и естественных наук в Варшаве и была включена в список Benchmark в их статье Najlepsze polskie gry ( Лучшие польские игры ). [ 45 ] Марцин Н. Дрюс и Хмеларц воссоединились для выступления на конференции Pixel Connect 2017 года, где рассказали об игре. [ 91 ] Хмеларж ранее говорил об этом на встрече с другими ранними польскими разработчиками игр в 2013 году. [ 92 ] В игру можно легально играть на GOG.com . [ 66 ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Хмеларж, Адриан (30 апреля 2014 г.). «Семь смертных грехов приключенческих игр» . Астронавты . Архивировано из оригинала 21 августа 2017 года . Проверено 28 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Марцин, Косман. Не только Ведьмак. История польских компьютерных игр . стр. 89–93. Архивировано из оригинала 7 января 2018 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Марчевский, Яцек (декабрь 1993 г.). Секрет статуэтки (на польском языке). Варшава: ProScript Sp. з о. о. 16–17.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Тайна статуи – обзор» . Польские видеоигры (на польском языке). 25 марта 2016. Архивировано из оригинала 6 января 2018 года . Проверено 6 января 2018 г.
- ^ "Таемница Статуэтки (ПК)" . www.komputerswiat.pl (на польском языке). Архивировано из оригинала 28 декабря 2017 года . Проверено 28 декабря 2017 г.
- ^ «Адриан Хмелаж – человек, который верил, что люди могут летать» (на польском языке). 19 февраля 2011 года. Архивировано из оригинала 25 февраля 2017 года . Проверено 9 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Маленький великан – Вилад с авторами игры ТАЙНА СТАТУЕТКИ: Адрланом Хмлеларцем (А.Ч.) и Гжегожем Мечовским (КМ) (на польском языке). Секретная служба. Декабрь 1993. стр. 20 –1.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Холл, Чарли (16 июля 2014 г.). «Астронавты: польская команда становится маленькой, чтобы мыслить масштабнее» . Полигон . Архивировано из оригинала 9 декабря 2017 года . Проверено 28 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Замороженный Новый Мир» . pb.pl (на польском языке) . Проверено 28 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Чайковский, Михал. «Таемница Статуэтки: Интересные факты об игре» . Adventurescope (на польском языке). Архивировано из оригинала 9 января 2018 года . Проверено 28 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Gry stare ale jare #46 – Подросток» . Gamedot (на польском языке). 9 июля 2015 года. Архивировано из оригинала 28 декабря 2017 года . Проверено 28 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Адриан Хмеларж – волшебник из Любина – гений, шут, мировой авторитет?» . Онет Гры (на польском языке). 30 октября 2014 года. Архивировано из оригинала 29 декабря 2017 года . Проверено 28 декабря 2017 г.
- ^ Мэтью (7 мая 2017 г.). «Марцин М. Дрюс – постоянный игрок?» . Постоянный игрок (на польском языке). Архивировано из оригинала 16 июня 2017 года . Проверено 6 января 2018 г.
- ^ Пользователь Джама (март 1996 г.). «Подростковый компакт-диск» . Секретная служба . п. 29.
{{cite magazine}}
:|author=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г Ониск, Войцех «Рааистлин» (16 мая 2013 г.). «РетроСтрефа – Таемница Статуэтки» . MiastoGier.pl . Архивировано из оригинала 28 декабря 2017 года . Проверено 28 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с «Таемница Статуэтки (ПК) | GRYOnline.pl» . GRY-Online.pl (на польском языке). Архивировано из оригинала 28 декабря 2017 года . Проверено 29 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Марчиняк, Яцек «Одинокий человек» (2003). «Таемница Статуэтки (стр. 15)» . СС-НГ (на польском языке) . Проверено 28 декабря 2017 г.
- ^ «Сколько стоит создание игры и почему столько? | Полигамия» . Polygamia.pl (на польском языке). 26 апреля 2013. Архивировано из оригинала 29 декабря 2017 года . Проверено 29 декабря 2017 г.
- ^ «Марцин М. Дрюс: Wspierajmy polski gamedev – AntyWeb» . AntiWeb (на польском языке). 21 сентября 2012. Архивировано из оригинала 7 января 2018 года . Проверено 6 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д Виатер, Павел (5 октября 2012 г.). «Польская история: Metropolis Software и Адриан Хмеларц» . Гра.пл. Архивировано из оригинала 29 декабря 2017 года . Проверено 29 декабря 2017 г.
- ^ «НГ Альфас: Метрополис» Следующее поколение Когда. 35. Imagine Media . Ноябрь 1997 г. с. 86.
- ^ Jump up to: а б с д "Польские игры 90-х - часть 1 - Фотогалереи | Orange Polska" . www.orange.pl (на польском языке). Архивировано из оригинала 7 января 2018 года . Проверено 7 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Уильямс, Лахлан (16 января 2014 г.). « «Странный художественный ужас» - «неуклюжее беспокойство», стоящее за исчезновением Итана Картера - эксклюзивное интервью» . OnlySP (Только одиночная игра) . Архивировано из оригинала 5 января 2018 года . Проверено 6 января 2018 г.
- ^ «Вы чужое хвалите, а свое...? Местный патриотизм и восприятие польских игр» . Гамезилла (на польском языке). Архивировано из оригинала 29 декабря 2017 года . Проверено 29 декабря 2017 г.
- ^ Иватани, Тору (2015). Видеоигры по всему миру . МТИ Пресс . ISBN 9780262527163 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Марчиняк, Яцек «Одинокий человек» (2004). «Тайна статуэтки» . СС-НГ (на польском языке). стр. 50 . Проверено 7 января 2020 г.
- ^ «Metropolis Software – игры, мини-игры, описания игр, бесплатные игры, прохождения игр, руководства по играм» . gamedile.pl (на польском языке). Архивировано из оригинала 28 декабря 2017 года . Проверено 28 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Перчес, Роберт (19 мая 2015 г.). «Игра Ведьмак, которой никогда не было» . Еврогеймер . Архивировано из оригинала 23 июня 2017 года . Проверено 28 декабря 2017 г.
- ^ Вольф, Марк Дж. П. (2015). Видеоигры по всему миру . МТИ Пресс. ISBN 9780262527163 . Архивировано из оригинала 29 декабря 2017 года.
- ^ Конкурс загадочных статуэток . Секретная служба. стр. 51.
- ^ Jump up to: а б с «Opowieści z krypty: Teraz Polska | Polygamia» . Polygamia.pl (на польском языке). 7 октября 2009 года. Архивировано из оригинала 29 декабря 2017 года . Проверено 29 декабря 2017 г.
- ^ «Астронавты – Geezmo.pl» . geezmo.pl . Архивировано из оригинала 9 января 2018 года . Проверено 9 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Пшекрой (на польском языке). Читатель. 2001. стр. 50. Архивировано из оригинала 29 декабря 2017 года.
- ^ Jump up to: а б с «Топ-10: самые польские игры» . Логотип24 (на польском языке). Архивировано из оригинала 28 декабря 2017 года . Проверено 28 декабря 2017 г.
- ^ «Адриан Хмеларж – человек, который верил, что люди могут летать» . forsal.pl . Архивировано из оригинала 25 февраля 2017 года . Проверено 9 января 2018 г.
- ^ «Opowieści z krypty: Teraz Polska» (на польском языке). 7 октября 2009 года. Архивировано из оригинала 29 декабря 2017 года . Проверено 29 декабря 2017 г.
- ^ "Польские игры 90-х - часть 1 - Фотогалереи | Orange Polska" . www.orange.pl (на польском языке). Архивировано из оригинала 7 января 2018 года . Проверено 7 января 2018 г.
- ^ «Астронавты – Geezmo.pl» . geezmo.pl . Архивировано из оригинала 9 января 2018 года . Проверено 9 января 2018 г.
- ^ «Польские игры 90-х — часть 1: Тайна статуи» . Оранжевый (на польском языке). 17 августа 2011 года. Архивировано из оригинала 7 января 2018 года . Проверено 7 января 2018 г.
- ^ Холл, Чарли (16 июля 2014 г.). «Астронавты: польская команда становится маленькой, чтобы мыслить масштабнее» . Полигон . Проверено 9 января 2018 г.
- ^ «Таемница Статуэтки (ПК) — GRYOnline.pl» . GRY-Online.pl .
- ^ МГ-Софт. «RetroStrefa – Tajemnica Statuetki – MiastoGier.pl» . www.miastogier.pl . Архивировано из оригинала 28 декабря 2017 года.
- ^ Jump up to: а б с Иватани, Тору (2015). Видеоигры по всему миру . МТИ Пресс. ISBN 9780262527163 .
- ^ «Польская история: Metropolis Software и Адриан Хмеларц» . www.gra.pl. Архивировано из оригинала 29 декабря 2017 года . Проверено 6 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Кралка, Якуб (8 мая 2010 г.). «Лучшие польские игры: Tajemnica Statuetki» . Бенчмарк (на польском языке). Архивировано из оригинала 7 января 2018 года . Проверено 6 января 2018 г.
- ^ «Сказки из склепа: Польша сейчас | Полигамия» . Polygamia.pl (на польском языке). 7 октября 2009 года. Архивировано из оригинала 29 декабря 2017 года . Проверено 7 января 2018 г.
- ^ Клуска, Бартломей (2008). «Дому Тену В Грач» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 5 ноября 2016 г. Проверено 6 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Марчиняк, Яцек «Одинокий человек». «Приключенческие игры» . Склад Бастион .
- ^ Jump up to: а б с «Астронавты – Geezmo.pl» . geezmo.pl . Архивировано из оригинала 9 января 2018 года . Проверено 9 января 2018 г.
- ^ «Pixel Connect 2017, репортаж с первого дня Pixel Heaven – neskazmlekiem.pl» . neskazmlekiem.pl (на польском языке). 29 мая 2017 года. Архивировано из оригинала 7 января 2018 года . Проверено 7 января 2018 г.
- ^ "Tajemnica Statuetki powraca?" . Valhalla.pl (на польском языке). 4 июля 2006 г. Архивировано из оригинала 7 января 2018 г. Проверено 6 января 2018 г.
- ^ Gameplay.pl, Мруке, для. «Диски на дне шкафа — воспоминания игрока» . геймплей.пл . Архивировано из оригинала 20 апреля 2015 года . Проверено 9 января 2018 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Марчиняк, Яцек «Одинокий человек» (2004). «Подросток» . СС-НГ (на польском языке). стр. 27.
- ^ Tajemnica Statuetki (на польском языке). Журнал «Игрок». Декабрь 1993. стр. 61 .
- ^ "Мальчики не плачут (ПК) - Обзор - ImRo.Gry | Компьютерные игры - ПК Playstation PS2 PS3 PSP GBA Xbox360 - Скачать бесплатно" . gry.imro.pl. Архивировано из оригинала 16 июня 2006 года . Проверено 12 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Инфернальный» . Онет Гры (на польском языке). 22 января 2007 года . Проверено 10 января 2018 г.
- ^ Польша, Виртуальная группа. «Тайна статуи — Gry.wp.pl» . Проверено 2 февраля 2017 г.
- ^ «Вы думаете, что польские игры — это только «Ведьмак»? Тогда встречайте 11 Bit Studios» . interaktywnie.com (на польском языке). Архивировано из оригинала 29 декабря 2017 года . Проверено 28 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Щецин, Радио (19 сентября 2014 г.). «[21.09.2014] Tajemnica Statuetki (1993) – ГермашГермаш – Радио ЩецинРадио Щецин» . [21.09.2014] Tajemnica Statuetki (1993) (на польском языке). Архивировано из оригинала 28 декабря 2017 года . Проверено 28 декабря 2017 г.
- ^ «Таемница статуэтки» . Gry Online (на польском языке). Архивировано из оригинала 28 декабря 2017 года . Проверено 2 февраля 2017 г.
- ^ Чубковска, Сильвия (19 февраля 2011 г.). «Адриан Хмеларж – человек, который верил, что люди могут летать» . Forsal.pl (на польском языке). Архивировано из оригинала 25 февраля 2017 года . Проверено 9 января 2018 г.
- ^ Мних, Чеслав (13 октября 2018 г.). «Тайна статуэтки» . Исполнительный (на польском языке).
- ^ Учанский, Алексий (7 октября 2009 г.). «Статья «Игрок 2/96», цитируемая в «Сказках из склепа: Тераз Польска» . Ретро-Стрефа (на польском языке). Архивировано из оригинала 28 декабря 2017 года . Проверено 29 декабря 2017 г.
- ^ Марчиняк, Яцек «AloneMan» (сентябрь 2004 г.). «Заклинание Рамона» . СС-НГ (на польском языке).
- ^ Мруке (7 апреля 2012 г.). «Диски на дне шкафа — воспоминания игрока» . Геймплей (на польском языке). Архивировано из оригинала 20 апреля 2015 года . Проверено 9 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Мруке (7 апреля 2012 г.). «Диски на дне шкафа — воспоминания игрока» . Геймплей (на польском языке). Архивировано из оригинала 20 апреля 2015 года . Проверено 9 января 2018 г.
- ^ Кутыс, Анджей (9 сентября 2014 г.). "[21.09.2014] Таемница Статуэтки (1993р.)" . Радио Щецин (на польском языке). Архивировано из оригинала 28 декабря 2017 года . Проверено 6 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Буртан, Гжегож (4 апреля 2016 г.). «Воспоминания о заклинании. Подросток, Ваки, Принц и Трус — в это играли, когда ведьмак еще был героем историй» . ИНН Польша. (на польском языке). Архивировано из оригинала 28 декабря 2017 года . Проверено 28 декабря 2017 г.
- ^ Валерич, Давид (25 августа 2014 г.). «25 лет свободы в видеоиграх» . Технополис (на польском языке). Политика. Архивировано из оригинала 28 декабря 2017 года . Проверено 28 декабря 2017 г.
- ^ Осел, Пегас (декабрь 1994 г.). Утечки . Секретная служба. стр. 12 .
- ^ Клуска, Бартломей; Розвадовский, Мариуш (21 августа 2015 г.). Байты Польские (на польском языке). электронная книга. ISBN 9788392722939 .
- ^ Холл, Чарли (16 июля 2014 г.). «Астронавты: польская команда становится маленькой, чтобы мыслить масштабнее» . Полигон . Архивировано из оригинала 9 декабря 2017 года . Проверено 29 декабря 2017 г.
- ^ Сотрудники IGN (18 февраля 2008 г.). «Метрополис присоединяется к группе CD Projekt» . ИГН . Архивировано из оригинала 11 декабря 2017 года . Проверено 29 декабря 2017 г.
- ^ «Ведьмак. 10 фактов к 10-летию игры» . ЭскаРОК (на польском языке). Архивировано из оригинала 29 декабря 2017 года . Проверено 29 декабря 2017 г.
- ^ «В погоне за «Ведьмаком». Кто повторит успех CD Projekt?» (на польском языке). 24 мая 2017. Архивировано из оригинала 29 декабря 2017 года . Проверено 29 декабря 2017 г.
- ^ Косман, Марцин (24 октября 2012 г.). « Свобода сладка на вкус» — интервью с Адрианом Хмелярцем, сооснователем студии The Astronauts . Гамезилла (на польском языке). Компьютерный мир. Архивировано из оригинала 29 декабря 2017 года . Проверено 29 декабря 2017 г.
- ^ «Jak powstawało polskie Get Even – rozmowa z The Farm 51» . Eurogamer.pl (на польском языке). Архивировано из оригинала 28 декабря 2017 года . Проверено 28 декабря 2017 г.
- ^ Марчиняк, Яцек «Одинокий человек» (2004). «Заклинание Рамона» . СС-НГ .
- ^ «Люди могут летать без Адрианы Хмелярзы» (на польском языке). 13 августа 2012 года. Архивировано из оригинала 4 ноября 2012 года . Проверено 9 января 2018 г.
- ^ «Адриан Хмеларц – Исчезновение Итана Картера» . Геймеры приключений . 10 сентября 2014 года. Архивировано из оригинала 5 января 2018 года . Проверено 5 января 2018 г.
- ^ Ольшевский, Павел (11 ноября 2014 г.). «Она хороша, потому что она польская? Родные видеоигры завоевывают мир» . Гамезилла (на польском языке) . Проверено 10 января 2018 г.
- ^ Ющак, Адам (2016). «Польский рынок видео Fier – текущая ситуация и перспективы» (на польском языке).
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Рефлюкс» . ПКМир . Архивировано из оригинала 28 декабря 2017 года . Проверено 28 декабря 2017 г.
- ^ Кварк (15 июля 2013 г.). «Давным-давно, еще до того, как был создан «Ведьмак»…» . Онет (на польском языке). Архивировано из оригинала 28 декабря 2017 года . Проверено 28 декабря 2017 г.
- ^ «Принц и трус – обзор – Зона приключений – Приключенческие игры от А до Я» . www.adventure-zone.info (на польском языке). Архивировано из оригинала 28 декабря 2017 года . Проверено 28 декабря 2017 г.
- ^ «Вы когда-нибудь слышали о «Мариенбаде», первой польской видеоигре в истории? Нет? Ну, вам обязательно нужно наверстать упущенное!» . Онет (на польском языке). 18 марта 2013 года . Проверено 10 января 2018 г.
- ^ Родзери, Якуб (январь 1999 г.). Польское качество . Журнал «Игрок». стр. 56 .
- ^ Чесельский, Гжегож (2 ноября 2018 г.). «Интервью с Кшиштофом «NRGeek» Мисельским» . arytmia.eu (на польском языке) . Проверено 11 марта 2019 г.
- ^ «Кому адресована книга? Не только Ведьмаку. История польских компьютерных игр? . Гамезилла (на польском языке). 5 мая 2015. Архивировано из оригинала 29 декабря 2017 года . Проверено 29 декабря 2017 г.
- ^ «Polskie gry lat 90. - część 1 (6/10)» . Оранжевый (на польском языке). 17 августа 2011 года. Архивировано из оригинала 7 января 2018 года . Проверено 7 января 2018 г.
- ^ Гурска, Неска (29 мая 2017 г.). «Pixel Connect 2017, репортаж о первом дне Pixel Heaven» . Неска З Млекьем (на польском языке). Архивировано из оригинала 7 января 2018 года . Проверено 7 января 2018 г.
- ^ Атари. «Атари» . atarionline.pl . Архивировано из оригинала 7 января 2018 года . Проверено 7 января 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- видеоигры 1993 года
- Приключенческие игры «укажи и щелкни»
- Детективные видеоигры
- Игры только для DOS
- ДОС-игры
- Эксклюзивные видеоигры для Польши
- Приключенческие игры от первого лица
- Видеоигры про полицейских
- Видеоигры, разработанные в Польше
- Видеоигры, действие которых происходит в Чили
- Однопользовательские видеоигры
- Метрополис Программные игры