Новогодняя буря 1992 года

Новогодний шторм ( норвежский : Nyttårsorkanen ), известный в Шотландии как « Ураган Хогманай », представлял собой чрезвычайно мощный и рекордный ураган в Европе , сравнимый с сильным ураганом 4-й категории, который затронул большую часть северной Шотландии и западной Норвегии . 1 января 1992 года. По оценкам DNMI , самый сильный продолжительный ветер (в среднем за 10 минут) и самые сильные порывы достигли скорости 103 миль в час. (166 км/ч; 46 м/с) и 138 миль в час (222 км/ч; 62 м/с) соответственно. [ 1 ] Неофициальные рекорды порывов ветра, превышающих 170 узлов (87 м/с), были зафиксированы на Шетландских островах, а Статфьорд-Б в Северном море зарегистрировал порывы ветра, превышающие 145 узлов (75 м/с). Погибших было очень мало, в основном из-за довольно низкой численности населения островов, того факта, что островитяне привыкли к сильным ветрам, а также из-за того, что он ударил утром в праздничный день, когда люди находились в помещениях. В Норвегии произошел один смертельный случай во Фрее , Мёре и Ромсдал графстве . Два человека погибли также на острове Унст на Шетландских островах. Несмотря на то, что некоторые называют его «ураганом», шторм имел внетропическое происхождение и классифицируется как внетропический циклон .
Метеорологический обзор
[ редактировать ]Новогодний шторм был классифицирован как внетропический циклон, также известный как циклон средних широт , который распространен в этой части мира, особенно в зимние и осенние месяцы. [ 2 ] В Европе их обычно называют европейскими бурями .
К 12:00 UTC 31 декабря 1991 г. образовался атлантический центр низкого давления высотой 985 мб на левом выходе сильного юго-западного струйного течения , который находился на координатах 57° с.ш. и 27° з.д. В это время очень резкая термическая впадина (холодный воздух) простиралась от юго-запада Исландии до Гебридских островов , а за ней в Атлантике располагался термический гребень (теплый воздух). [ 3 ] Спутниковый снимок в 16:00 UTC 31 декабря показал «ясный глаз » в запятой облака, который указывает на то, что сухой воздух из стратосферы опускается в развивающееся низкое давление, что является признаком взрывного циклогенеза . К 18:00 UTC минимум углубился до 966 МБ. [ 3 ] В полночь (00:00 по всемирному координированному времени 1 января) левый выход струйного течения находился сразу за вершиной острого термического хребта к западу от Фарерских островов , быстро углубляя нижний центр до 957 мб. Двигаясь со скоростью около 55 узлов (63 миль в час; 102 км/ч; 28 м/с), низменность продолжала углубляться, проходя над Фарерскими островами и к северу от Шетландских островов . Падение давления составило 5 мб/ч на Шетландских островах и 7 мб/ч на Фарерских островах. [ 3 ] Самый сильный ветер дул над Шетландскими островами между 01:00 UTC и рассветом. [ 4 ]
Система описывается как « погодная бомба » из-за ее взрывного циклогенеза, значительно превышающего критерии углубления на 24 мб за 24 часа. [ 5 ] Взрывной циклогенез обычно происходит там, где сухой воздух из стратосферы стекает в развивающуюся область низкого давления и вызывает очень быстрый подъем воздуха внутри депрессии. Это увеличит его вращение, что, в свою очередь, углубляет центр низкого давления и создает более сильный шторм. [ 3 ] Новогодняя «Погодная бомба», возможно, испытала двойной взрывной циклогенез: во-первых, из-за вытягивания холодного сухого воздуха из стратосферы и, во-вторых, из-за перехвата этого и без того быстрого развития в левом выходе реактивной струи с теплым воздухом выраженный термический гребень. [ 3 ]
Сформированный | 30 декабря 1991 г. |
---|---|
Продолжительность | 4 дня |
Рассеянный | 3 января 1992 г. |
Самые сильные ветры |
|
Самый высокий порыв | 197 миль в час (317 км/ч; 88 м/с) |
шкала Бофорта | 12 |
Самое низкое давление | 947 мб (27,96 дюймов рт. ст. ) |
Погибшие | 3 |
Повреждать | Неизвестный. |
Отключения электроэнергии | Неизвестный. |
Затронутые районы | Великобритания, Фарерские острова, Норвегия |
Часть европейского сезона ураганов 1991–1992 гг. |
Влияние
[ редактировать ]Норвегия
[ редактировать ]Новогодний шторм стал самым разрушительным ураганом в современной истории Норвегии с точки зрения материального ущерба. Пострадало 29 000 зданий, [ 6 ] а также большое количество продуктивного леса. [ 7 ] В Норвегии общая стоимость ущерба оценивается более чем в 2 миллиарда норвежских крон (по оценкам 1992 года) с поправкой на инфляцию, что составляет почти 4 миллиарда норвежских крон (по ценам 2023 года) или 400 миллионов долларов США . Норвежские СМИ впоследствии написали, что это был ураган, который случается раз в 300 лет. Метеорологи скорее предположили, что у него была скорость ветра с периодом повторения около 50–200 лет, варьирующаяся от региона к региону. [ 8 ] До этого момента у него была самая высокая скорость ветра, измеренная в Норвегии, и она не повторялась, по крайней мере, в течение первых 30 лет после этого. Несмотря на чрезвычайно сильный ветер, в Норвегии зарегистрирован только один погибший.
Максимальные порывы ветра, зарегистрированные в Норвегии во время шторма, составили 139 миль в час (224 км/ч; 62 м/с). [ 8 ] что зафиксировано на 2 маяках; Свиной и Скальмен в уезде Мёре-ог-Ромсдал . Кроме того, на этих двух маяках также был зарегистрирован самый сильный продолжительный 1-минутный ветер в Норвегии со скоростью 117 миль в час (188 км / ч; 52 м / с), что эквивалентно урагану 3-й категории по шкале Саффира-Симпсона . [ 9 ] [ 10 ] [ 8 ] По оценкам Норвежского метеорологического института (MET Норвегии) (норвежский: Meteorologisk Institutt ), порывы ветра достигали 135 миль в час (217 км/ч; 60 м/с). [ 11 ] в аэропорту Олесунна в Вигре были зафиксированы порывы ветра со скоростью 123 миль в час (198 км/ч; 55 м/с). Например, [ 12 ] Надежные данные о ветре для западного побережья Норвегии трудно получить из-за удаленности региона.
После урагана акция помощи под названием «Аксьон Оркан» была организована в Осло , городе, который не пострадал от урагана, . Реакция населения в пострадавших районах была неоднозначной. Акция была поддержана губернатором округа Мёре-ог-Ромсдал , но мэр Ванильвена пренебрег предполагаемым намерением собрать «еду и одежду для жертв урагана», заявив об отсутствии необходимости в такой помощи. [ 13 ] Позже люди, стоящие за акцией, заявили, что это никогда не было целью. [ 14 ] К середине января Аксион Оркан собрал 600–800 000 норвежских крон. [ 14 ] [ 15 ]
Великобритания
[ редактировать ]Этот шторм считается самым мощным штормом, обрушившимся на Великобританию за всю достоверную зарегистрированную историю, и является претендентом на звание самого сильного внетропического циклона в мире с точки зрения скорости ветра. [ 3 ]
В Великобритании больше всего пострадала Шотландия. Ветер был самым сильным на Северных островах , особенно на Шетландских островах . На Шетландских островах были зарегистрированы обширные структурные повреждения, и два человека погибли после того, как их хижина для наблюдения за птицами на Херманессе была разрушена во время сильного шторма. [ 16 ] Депрессия распространилась в сторону Великобритании от побережья Канады 30–31 декабря 1991 года, двигаясь со скоростью 63 мили в час (101 км/ч; 28 м/с). [ 3 ] [ 4 ] Метеорологическое бюро признало развитие системы и впоследствии вечером 31 декабря выпустило предупреждения для некоторых частей Шотландии. [ 4 ] Сильнейшие ветры обрушились на Шетландские и Оркнейские острова , начиная с позднего вечера 31 декабря 1991 года, причем самые сильные ветры дули с 01:00 до рассвета 1 января 1992 года по местному времени. [ 4 ] Самые сильные ветры были зарегистрированы на авиабазе RAF Saxa Vord , расположенной на острове Унст на северной оконечности Шетландских островов, где были зафиксированы порывы ветра со скоростью более 197 миль в час (317 км/ч; 88 м/с). [ 4 ] [ 3 ] однако, поскольку станция и записывающие приборы были уничтожены, это не было подтверждено как официальный рекорд для Соединенного Королевства, а данные о пиковом ветре недоступны. [ 4 ] Тем не менее, учитывая ущерб и удаленность островов, ожидается, что скорость ветра в некоторых частях наверняка будет выше 200 миль в час (320 км/ч; 89 м/с). [ 4 ]
Расположение | Порыв ветра | 1 минута устойчивого ветра | Высота | Примечания |
---|---|---|---|---|
RAF Saxa Ward, Анст, Великобритания | >200 миль в час (320 км/ч; 89 м/с) [ 4 ] | Неизвестный | 285 м (935 футов) [ 17 ] | Отказ оборудования и серьезный ущерб объекту [ 4 ] |
Херманесс, Шетландские острова, Великобритания | >200 миль в час (320 км/ч; 89 м/с)* [ 4 ] | >120 миль в час (190 км/ч; 54 м/с) [ 4 ] | 18 м (59 футов) [ 18 ] [ 19 ] | *Оценка получена с учетом повреждений и близости к авиабазе ВВС Сакса Ворд — месту, где два орнитолога были сброшены со скалы. [ 16 ] |
Маяк Макл-Флугга , Анст, Великобритания | ~ 200 миль в час (320 км / ч; 89 м / с) [ 3 ] [ 19 ] | >120 миль в час (190 км/ч; 54 м/с). [ 4 ] [ 19 ] | 66 м (217 футов) [ 20 ] | Максимальная скорость была 172 мили в час. станция смогла записать. Головка анемометра отломилась. Устойчивый ветер со скоростью >120 миль в час в течение более получаса. [ 3 ] [ 4 ] [ 19 ] |
Саллом-Во-Харбор , Шетландские острова, Великобритания | Неизвестный. | 150 миль в час (240 км/ч; 67 м/с) [ 4 ] | 0 м (0 футов) [ 21 ] | «Устойчивый» ветер со скоростью 150 миль в час зафиксирован лодками, пришвартованными в гавани Саллом-Во ( Bft . 14). [ 4 ] |
Статфьорд-Б , Шетландские острова, Великобритания | 194 миль в час (312 км/ч; 87 м/с) [ 3 ] | 125 миль в час (201 км/ч; 56 м/с) [ 16 ] | 0 м (0 футов) [ 22 ] | Отчет сделан недалеко от берега совместной британско-норвежской нефтяной платформы. |
Маяк Свинёй , остров Свинёй, Норвегия | 139 миль в час (224 км/ч; 62 м/с) [ 8 ] | 102 миль в час (164 км/ч; 46 м/с) [ 8 ] | 35 м (115 футов) [ 23 ] | Совместное самое высокое значение устойчивого ветра в Норвегии. [ 9 ] |
Маяк Скальмен , Смёла , Норвегия | 139 миль в час (224 км/ч; 62 м/с) [ 8 ] | 102 миль в час (164 км/ч; 46 м/с) [ 8 ] | 16 м (52 фута) [ 24 ] | Совместное самое высокое значение устойчивого ветра в Норвегии. [ 9 ] |
Аэропорт Олесунн , Вигра , Норвегия | 123 миль в час (198 км/ч; 55 м/с) [ 12 ] | 76 миль в час (122 км/ч; 34 м/с) [ 12 ] | 21 м (69 футов) [ 25 ] | Сильнейший ветер дул в светлое время суток. [ 12 ] |
Маяк Халтен , Фрёйя , Норвегия | 123 миль в час (198 км/ч; 55 м/с) [ 8 ] | 89 миль в час (143 км/ч; 40 м/с) | 70 м (230 футов) [ 26 ] | Экстраполированные данные выше предела графика. [ 8 ] |
Аэропорт Молде , Орё , Норвегия | 121 миль в час (195 км/ч; 54 м/с) [ 8 ] | Неизвестный. | 3 м (9,8 футов) [ 27 ] | Регистрация среднего ветра не удалась. [ 8 ] |
Акраберг , Фарерские острова, Дания | Неизвестный. | 92 миль в час (148 км/ч; 41 м/с) [ 3 ] | 94 м (308 футов) [ 28 ] | Южная оконечность Судуроя ( датский : Suderø). [ 29 ] |
Самбург , Шетландские острова, Великобритания | 113 миль в час (182 км/ч; 51 м/с) [ 3 ] | 76 миль в час (122 км/ч; 34 м/с) [ 3 ] [среднее значение за 60 минут] | 6 м (20 футов) [ 30 ] | Записано в аэропорту Самбурга . [ 3 ] |
Батт-оф-Льюис , Внешние Гебриды , Великобритания | 110 миль в час (180 км/ч; 49 м/с) [ 31 ] | Неизвестный. | 37 м (121 фут) [ 32 ] | Самый сильный порыв ветра зафиксирован в Великобритании за пределами Северных островов . [ 31 ] |
Леруик , Шетландские острова, Великобритания | 109 миль в час (175 км/ч; 49 м/с) [ 3 ] | 72 миль в час (116 км/ч; 32 м/с) [ 3 ] [среднее значение за 60 минут] | 82 м (269 футов) [ 33 ] | Леруик является столицей и крупнейшим городом Шетландских островов, где проживает более 20 000 человек. [ 34 ] |
Селла Несс , Шетландские острова, Великобритания | >98 миль в час (158 км/ч; 44 м/с) [ 3 ] | >72 миль в час (116 км/ч; 32 м/с) [ 3 ] [среднее значение за 60 минут] | 10 м (33 фута) [ 35 ] | Непоследовательные данные, поступающие с этой станции, указывают на потенциально более сильный ветер. [ 3 ] |
Торсхавн , Фарерские острова, Дания | Неизвестный. | 69 миль в час (111 км/ч; 31 м/с) [ 3 ] | 24 м (79 футов) [ 36 ] | Торсхавн, столица и крупнейший город Фарерских островов, где проживает более 14 000 человек (1992 г.). [ 37 ] |
*Важно признать, что из-за силы ветра многие станции не смогли передать значения, превышающие запланированные, например, Muckle Flugga. Эта станция не могла сообщить значение выше 150 узлов (170 миль в час; 280 км/ч; 77 м/с), поэтому она достигла 150 узлов и не могла подняться выше, несмотря на более сильный ветер. Некоторые станции также были разрушены при определенном пороге и поэтому не предоставили данных о том, какими оцениваются пиковые значения ветра.
Самый сильный продолжительный ветер наблюдался в гавани Саллом-Во на Шетландских островах, при этом корабли, укрывшиеся в гавани, сообщали о устойчивом ветре со скоростью 150 миль в час. [ 4 ] Эти ветры эквивалентны тем, которые встречаются при ураганах 4-й категории по шкале Саффира-Симпсона. [ 10 ] Аналогичным образом, самые сильные порывы наблюдались над северной частью Шетландских островов, при этом сообщалось о порывах более 200 миль в час (320 км/ч; 89 м/с).
Расположение | |
---|---|
Координаты | 60 ° 45' с.ш. 0 ° 53' з.д. / 60,75 ° с.ш. 0,89 ° з.д. |
Физическая география | |
Группа островов | Шетландские острова |
Администрация | |
Страна | Шотландия |
Суверенное государство | Великобритания |
![]() |
Ущерб
[ редактировать ]Сообщалось о серьезных структурных повреждениях на Шетландских островах: двое туристов (в возрасте 26 и 22 лет) погибли после того, как их хижина для наблюдения за птицами была разрушена ураганом со скоростью более 200 миль в час. [ 16 ] Останки туристов были найдены без обуви: один из них недалеко к югу по тропе к хижине, а другой более чем в полумиле к востоку у подножия 18-метровой скалы. [ 19 ] Станция Королевских ВВС Сакса Ворд, расположенная на северной оконечности Шетландских островов, также пострадала от разрушительных повреждений: все три обтекателя, используемые британскими вооруженными силами для НАТО разведки , были полностью разрушены во второй раз после того, как они были разрушены в 1960 году ветром со скоростью 170 миль в час. порывы. [ 19 ] Неподалеку 30-метровая (98 футов) радиомачта была сломана пополам. [ 4 ] На допросе командир эскадрильи Николас Гордон заверил, что национальная безопасность не пострадала, но не сказал, функционируют ли уцелевшие радары, предназначенные для обнаружения советских бомбардировщиков и ракет. [ 4 ] Станция Сакса Ворд понесла наиболее серьезные повреждения: в некоторых частях здания фундамент был очищен от каких-либо построек. [ 19 ]
На острове Унст, наиболее пострадавшем от урагана острове, караваны и лодки, как сообщается, «летали по воздуху», а один караван полностью исчез, предположительно в океане. [ 4 ] рыбные фермы : лосось на сумму 1,3 миллиона фунтов стерлингов (с поправкой на инфляцию) вырвался из разорванных сетей и разбитых клеток, а выжившим фермам предложили рекордные цены на рыбу из-за ее нехватки. Сильно пострадали [ 4 ] [ 38 ] Сообщается о серьезных повреждениях отелю St. Magnus Bay, построенному в 19 веке в Хиллсвике , который был перенесен на фундамент, а также соседнему старейшему пабу The Booth на Шетландских островах. [ 4 ] пострадал, автостоянка была смыта - общий ремонт этих двух зданий должен был стоить 1,3 миллиона фунтов стерлингов (с поправкой на инфляцию). [ 4 ] [ 38 ] Отель Hagdale Lodge , вмещавший 50 рабочих на морской нефтяной вышке , был почти полностью разрушен. Внешние стены домика обрушились сами по себе, и участок был признан непригодным для использования: из Дербишира прибыли новые домики , а на территории был проведен полный ребрендинг. [ 39 ] Два крыла отеля были «разрушены» и унесены ветром в море на расстоянии 0,5 мили (0,80 км), а оставшиеся были пробиты летающими деревьями и стеклом, которые заделали стоячие стены. [ 19 ] В Сундракуа женщина едва не была раздавлена обрушившимся дымоходом, который упал на ее кровать, когда она была вдали от дома. [ 19 ]
У дома на Вест-Йелле сняли крышу, и его снесло на 50 ярдов по трассе A968, прежде чем он упал обратно под землю. В стоянке для автоприцепов в Леруике было разрушено 22 каравана, 8 из которых были «подброшены в воздух», в результате чего два человека серьезно пострадали, а незастрахованный караван был опрокинут после удара соседнего каравана. [ 19 ] [ 4 ] Музей в Шведском Кирке , построенный как памятник шведским рыбакам, был разрушен, а здание было подброшено на 20 футов в воздух. [ 19 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Метеорологический институт» . Метеорологический институт .
- ^ «Страхование последствий европейских ураганов» . Stories.ecmwf.int . Проверено 7 января 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Фрейзер, Пенсильвания «Погодная бомба Шетландских островов: развитие «новогоднего шторма» 1 января 1992 года» . Академия.edu .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Карл, Гордон (10 июля 2010 г.). «История RAF Saxa Vord: The Storm - Новый 1991/92 год, часть 1» . История Королевских ВВС Сакса Ворд . п. «Санди Таймс», 12 января 1992 г. Проверено 7 января 2023 г.
- ^ «Что такое метеорологическая бомба?» . Метеорологическое бюро . Проверено 7 января 2023 г.
- ^ «Новогодний ураган» . Большой норвежский лексикон Ашехога и Гильдендаля . Издательство Знание. 2007. Архивировано из оригинала 23 февраля 2013 года.
- ^ Норвежское информационное агентство (29 января 1992 г.). «Обширный ураган, опустошающий лес».
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Ауне, Бьёрн; Харствейт, Кнут (3 августа 1992 г.). «Гроза 1 января 1992 года» (PDF) . Метеорологический институт .
- ^ Перейти обратно: а б с Гронас, Сигбьёрн (октябрь 1995 г.). «Усиление уединения в предновогоднюю бурю 1992 года» . Теллус А. 47 (5): 733–746. дои : 10.1034/j.1600-0870.1995.00116.x . ISSN 0280-6495 .
- ^ Перейти обратно: а б «Шкала ураганного ветра Саффира-Симпсона» . www.nhc.noaa.gov . Проверено 7 января 2023 г.
- ^ Спенсбергер, Клеменс; Шемм, Себастьян (23 апреля 2020 г.). «Взаимодействие фронта и орографии во время выхода на берег новогоднего шторма 1992 года» . Динамика погоды и климата . 1 (1): 175–189. Бибкод : 2020WCD.....1..175S . doi : 10.5194/wcd-1-175-2020 . hdl : 20.500.11850/411458 . S2CID 218997732 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Понсе де Леон, Соня (декабрь 2013 г.). «Временное поле ветра ERA на 1 января 1992 года в 06 UTC» . Researchgate.net . Проверено 7 января 2023 г.
- ^ Конгсберг, Фредди; Том-Эгиль Йенсен (15 января 1992 г.). «Помогите! У нас нет проблем!». ВГ .
- ^ Перейти обратно: а б Олсен, Эспен (16 января 1992 г.). «Тайная охота на бедняков». ВГ .
- ^ «Ураганное действие». Афтенпостен Афтен . 16 января 1992 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Ураган Хогманай — Шетландские острова, декабрь 91 — январь 92» . Метеорологический форум сообщества Netweather . 26 августа 2006 г. Проверено 7 января 2023 г.
- ^ «Сакса Ворд из Справочника Шотландии» . www.scottish-places.info . Проверено 7 января 2023 г.
- ^ «Германесса Поход» . Шетланд.орг . Проверено 7 января 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Фогг, Роб (3 января 1992 г.). «Несчастный Новый год, дома разносятся» (PDF) . Шетланд Таймс . Проверено 7 января 2023 г.
- ^ «Макл Флюгга» . Совет Северного маяка . Проверено 7 января 2023 г.
- ^ Скиннер, Саймон. «Информация о порту Саллом Во» . Совет Шетландских островов . Проверено 7 января 2023 г.
- ^ «Район Статфьорда» . www.equinor.com . Проверено 7 января 2023 г.
- ^ «Свиной маяк» , Arc.Ask3.Ru , 24 июля 2022 г. , дата обращения 7 января 2023 г.
- ^ «Маяк Скальмен» , Arc.Ask3.Ru , 3 июля 2022 г. , дата обращения 7 января 2023 г.
- ^ «Аэропорт Олесунна, Вигра» , Arc.Ask3.Ru , 21 декабря 2022 г. , дата обращения 7 января 2023 г.
- ^ «Маяк Халтен» , Arc.Ask3.Ru , 7 марта 2022 г. , дата обращения 7 января 2023 г.
- ^ «Аэропорт Молде – Авинор» . авинор.нет . Проверено 7 января 2023 г.
- ^ «Акраберг» , Arc.Ask3.Ru , 7 марта 2022 г. , дата обращения 7 января.
- ^ «Судурой» , Arc.Ask3.Ru , 1 января 2023 г. , дата обращения 7 января 2023 г.
- ^ «Аэропорт Самбург» , Arc.Ask3.Ru , 1 января 2023 г. , дата обращения 7 января 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б "MWR_1991_12 | Метеорологическое бюро UA" . digital.nmla.metoffice.gov.uk . Проверено 7 января 2023 г.
- ^ «Бут маяка Льюиса» , Arc.Ask3.Ru , 7 марта 2022 г. , дата обращения 7 января 2023 г.
- ^ «Топографическая карта Леруика, высота, местность» . Топографические карты . Проверено 7 января 2023 г.
- ^ «Оркнейские и Шетландские острова» . Алистер Кармайкл . Проверено 7 января 2023 г.
- ^ «#GetOutside: делайте больше на британской природе» . ОС GetOutside . Проверено 7 января 2023 г.
- ^ «Топографическая карта Торсхавна, высоты, местность» . Топографические карты . Проверено 7 января 2023 г.
- ^ «Торсхавн» , Arc.Ask3.Ru , 24 декабря 2022 г. , дата обращения 7 января 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «500 000 фунтов стерлингов в 1992 году → 2023 год | Калькулятор инфляции в Великобритании» . www.in2013dollars.com . Проверено 7 января 2023 г.
- ^ Карл, Гордон (8 сентября 2010 г.). «История RAF Saxa Vord: отель Baltasound и буря 91/9 ». История ВВС Великобритании Сакса Ворд Получено 8 января.
Книги
[ редактировать ]- Бруасет, Оддгейр (1992), Орканен (Ураган) , Осло: Det Norske Samlaget , ISBN 82-521-3909-4 .