Трансдисциплинарность
Эта статья , возможно, содержит оригинальные исследования . ( Август 2007 г. ) |
Трансдисциплинарность означает исследовательскую стратегию, которая пересекает дисциплинарные границы для создания целостного подхода. Он применяется к исследовательским усилиям, сосредоточенным на проблемах, выходящих за рамки двух или более дисциплин, таких как исследования эффективных информационных систем для биомедицинских исследований (см. биоинформатика ), и может относиться к концепциям или методам, которые изначально были разработаны одной дисциплиной, но в настоящее время используется некоторыми другими, такими как этнография , метод полевых исследований, первоначально разработанный в антропологии , но теперь широко используемый в других дисциплинах.Бельмонтский форум [1] уточнили, что трансдисциплинарный подход позволяет вносить вклад и анализировать научные и ненаучные сообщества заинтересованных сторон, а также способствует системному способу решения проблемы. Сюда входят инициативы, которые поддерживают наращивание потенциала, необходимого для успешной трансдисциплинарной разработки и реализации исследовательских действий.
Использование
[ редактировать ]Трансдисциплинарность имеет два общих значения:
Немецкое использование
[ редактировать ]В немецкоязычных странах Трансдисциплинарность подразумевает интеграцию различных форм исследований и включает конкретные методы использования знаний при решении проблем. [2] Конференция 2003 года, состоявшаяся в Геттингенском университете, продемонстрировала различные значения мульти-, меж- и трансдисциплинарности и внесла предложения по их объединению без устранения существующих обычаев. [3]
Когда сама природа проблемы является спорной, трансдисциплинарность может помочь определить наиболее актуальные проблемы и связанные с ними исследовательские вопросы. [4] Первый тип вопросов касается причины нынешних проблем и их будущего развития (системные знания). Другой касается того, какие ценности и нормы можно использовать для формирования целей процесса решения проблем (целевые знания). Третий связан с тем, как проблемную ситуацию можно преобразовать и улучшить (знание трансформации). Трансдисциплинарность требует адекватного решения сложности проблем и разнообразия их восприятия, чтобы абстрактные и конкретные знания были связаны между собой, а практики способствовали общему благу. [5] [6]
Трансдисциплинарность возникает, когда участвующие эксперты взаимодействуют в открытой дискуссии и диалоге, придавая равный вес каждой точке зрения и связывая их друг с другом. Это сложно из-за огромного количества задействованной информации, а также из-за несоизмеримости специализированных языков в каждой области знаний. Чтобы преуспеть в этих условиях, исследователям нужны не только глубокие знания и ноу-хау в соответствующих дисциплинах, но и навыки модерации, посредничества, ассоциации и передачи.
Более широкое использование
[ редактировать ]Трансдисциплинарность также используется для обозначения единства знаний за пределами дисциплин. [7]
Жан Пиаже ввел такое использование этого термина в 1970 году, а в 1987 году Международный центр трансдисциплинарных исследований (CIRET) принял Хартию трансдисциплинарности. [8] на 1-м Всемирном конгрессе трансдисциплинарности, Конвенто-да-Аррабида, Португалия, ноябрь 1994 г.
В подходе CIRET трансдисциплинарность радикально отличается от междисциплинарности . Междисциплинарность, как и плюридисциплинарность, касается переноса методов из одной дисциплины в другую, позволяя исследованию выходить за дисциплинарные границы, но оставаясь в рамках дисциплинарного исследования.
Как указывает приставка «транс», трансдисциплинарность касается того, что находится одновременно между дисциплинами, между различными дисциплинами и за пределами каждой отдельной дисциплины. Ее цель — понимание современного мира, одним из императивов которого является всеобъемлющее единство знаний.
Еще одной важнейшей определяющей характеристикой трансдисциплинарных исследований является вовлечение заинтересованных сторон в определение целей и стратегий исследования, чтобы лучше учитывать распространение знаний, полученных в результате исследования. Сотрудничество между заинтересованными сторонами считается важным – не только на академическом или дисциплинарном уровне, но и посредством активного сотрудничества с людьми, на которых влияют исследования, и заинтересованными сторонами на уровне сообщества. Таким образом, трансдисциплинарное сотрудничество становится уникальной возможностью использовать различные способы познания мира, генерировать новые знания и помогать заинтересованным сторонам понимать и учитывать результаты или уроки, извлеченные в результате исследования. [9]
Трансдисциплинарность определяется Басарабом Николеску через три методологических постулата: существование уровней Реальности, логика включенного среднего и сложность. [10] При наличии нескольких уровней Реальности пространство между дисциплинами и за их пределами наполнено информацией. Дисциплинарное исследование касается, в лучшем случае, одного и того же уровня Реальности; причём в большинстве случаев это касается лишь фрагментов одного уровня Реальности. Напротив, трансдисциплинарность касается динамики, порожденной действием сразу нескольких уровней Реальности. Открытие этой динамики обязательно проходит через дисциплинарные знания. Хотя трансдисциплинарность и не является новой дисциплиной или новой супердисциплиной, она подпитывается дисциплинарными исследованиями; в свою очередь, дисциплинарные исследования проясняются трансдисциплинарными знаниями новым, плодотворным способом. В этом смысле дисциплинарные и трансдисциплинарные исследования не антагонистичны, а дополняют друг друга. Как и в случае с дисциплинарностью, трансдисциплинарные исследования не являются антагонистическими, а дополняют мультидисциплинарные и междисциплинарные исследования.
По мнению Николеску, трансдисциплинарность, тем не менее, радикально отличается от мультидисциплинарности и междисциплинарности из-за своей цели — понимания современного мира, чего невозможно достичь в рамках дисциплинарных исследований. [ нужна ссылка ] Цель мультидисциплинарности и междисциплинарности всегда остается в рамках дисциплинарных исследований. Если трансдисциплинарность часто путают с междисциплинарностью или мультидисциплинарностью (и по той же причине отметим, что междисциплинарность часто путают с мультидисциплинарностью), то это объясняется во многом тем, что все три выходят за пределы дисциплинарных границ. Защитники утверждают, что эта путаница скрывает огромный потенциал трансдисциплинарности. [11] Одним из самых известных специалистов по трансдисциплинарности в Аргентине является Пабло Тигани , и его концепция трансдисциплинарности такова:
Это искусство совмещения нескольких наук в одном человеке. Трансдисциплинарный специалист – это учёный, обучающийся в различных академических дисциплинах. Этот человек слил все свои знания в один толстый провод. Этот единый канал знаний используется для решения проблем, включающих в себя множество проблем. Решение трансдисциплинарного руководителя — единственное, которое учитывает полное решение проблемы, не оставляя ни единой нити. [ Эта цитата нуждается в цитировании ]
В настоящее время трансдисциплинарность представляет собой консолидированную академическую область, дающую начало новым прикладным исследованиям, особенно в Латинской Америке и странах Карибского бассейна. В этом смысле трансдисциплинарные и биомиметические исследования Хавьера Кольядо [12] « Большая история» представляет собой экологию знаний между научными знаниями и древней мудростью коренных народов , таких как коренные народы Эквадора . По словам Колладо, [13] трансдисциплинарная методология, применяемая в области Большой Истории, направлена на понимание взаимосвязей человеческого рода с различными уровнями реальности, сосуществующими в природе и в космосе, и это включает мистические и духовные переживания, очень присутствующие в ритуалах шаманизм с аяуаской и другими священными растениями. Вкратце, преподавание Большой Истории в университетах Бразилии , Эквадора , Колумбии и Аргентины подразумевает трансдисциплинарное видение, которое интегрирует и объединяет различные эпистемы, находящиеся внутри, между и за пределами научных дисциплин, то есть включая древнюю мудрость, духовность , искусство , эмоции, мистические переживания и другие измерения, забытые в истории науки , особенно позитивистским подходом.
Трансдисциплинарное образование
[ редактировать ]Трансдисциплинарное образование – это образование, которое обеспечивает гармоничную интеграцию различных дисциплин для создания новых знаний и поднятия учащегося на более высокие уровни когнитивных способностей и устойчивых знаний и навыков. Это предполагает улучшение нейронных сетей для обучения на протяжении всей жизни. [14]
Трансдисциплинарность была отмечена на международном уровне как важная цель образования. Например, Global Education Magazine , международный журнал, поддерживаемый ЮНЕСКО и УВКБ ООН :
«Трансдисциплинарность представляет собой способный зародыш способствовать эндогенному развитию эволюционного духа внутреннего критического сознания, где религия и наука дополняют друг друга. Уважение, солидарность и сотрудничество должны быть глобальными стандартами для всего человеческого развития без границ. Это требует радикальных изменений. В онтологических моделях устойчивого развития, глобального образования и мирового общества мы должны опираться на признание множественности моделей, культур и социально-экономической диверсификации. А также биоразнообразие является путем появления новых видов, культурного разнообразия. представляет творческий потенциал мирового общества». [15]
Влияние в дисциплинах и областях
[ редактировать ]Искусство и гуманитарные науки
[ редактировать ]Трансдисциплинарность можно найти в искусстве и гуманитарных науках. Например, Планетарная коллегия стремится «развитие трансдисциплинарного дискурса в сближении искусства, науки, технологий и исследований сознания». Исследовательская группа Plasticities Sciences Arts (PSA) также разрабатывает трансдисциплинарные подходы в отношении взаимоотношений гуманитарных и фундаментальных наук, а также в области искусства и науки. Пример трансдисциплинарного исследования в области искусства и гуманитарных наук можно увидеть в исследовании Люси Джеффри о творчестве Сэмюэля Беккета под названием «Трандисциплинарный Беккет: визуальные искусства, музыка и творческий процесс» . [16]
Гуманитарные науки
[ редактировать ]Диапазон трансдисциплинарности становится ясен, когда четыре центральных вопроса биологических исследований ((1) причинность , (2) онтогенез , (3) адаптация , (4) филогения [по Нико Тинбергену 1963, см. также четыре вопроса Тинбергена , ср. Аристотель : Причинность/Четыре основные причины]) отображаются на графике относительно различных уровней анализа (например, клетка , орган , индивидуум , группа ; [ср. «Законы об уровнях сложности» Николая Хартмана 1940/1964, см. также Руперт Ридл 1984]): [17]
Причинно-следственная связь | Онтогенез | Приспособление | Филогения | |
---|---|---|---|---|
Молекула | ||||
Клетка | ||||
Орган | ||||
Индивидуальный | ||||
Группа | ||||
Общество |
В этой «схеме трансдисциплинарности» могут переплетаться все антропологические дисциплины (пункт С в таблице pdf-файла ниже), их вопросы (пункт А: см. pdf-файл) и результаты (пункт Б: см. pdf-файл) и распределены друг с другом для примеров того, как эти аспекты помещаются в эти маленькие квадратики в матрице. [18] Эта диаграмма включает в себя все области антропологических исследований (никто не исключен). Это отправная точка систематического порядка всех гуманитарных наук, а также источник последовательного объединения и структурирования их результатов. Эта «био-психо-социальная» структура ориентации является основой для развития «Фундаментальной теории гуманитарных наук» и трансдисциплинарного консенсуса. (В этой таблице ориентации вопросы и контрольные уровни, выделенные курсивом, также относятся к предмету гуманитарных наук.). Нико Тинберген был знаком с обеими концептуальными категориями (т.е. четырьмя центральными вопросами биологических исследований и уровнями анализа), таблицы были составлены Герхардом Медикусом. Конечно, гуманистическая перспектива всегда предполагает трансдисциплинарный подход. Хорошим и классическим примером смешения самых разных наук были работы, разработанные Лейбницем в XVII-XVIII веках с целью создания универсальной системы правосудия. [19]
Наука о здоровье
[ редактировать ]Термин «трансдисциплинарность» становится все более распространенным в исследованиях в области здравоохранения и считается важным для повышения эффективности и результативности здравоохранения. [20] Трансдисциплинарность в общественном здравоохранении делает упор на интеграцию различных людей, навыков, точек зрения и опыта из разных дисциплин для растворения традиционных границ и разработки целостных подходов, связывающих границы экосистемы и здоровья человека. [21]
См. также
[ редактировать ]- GAIA - академический журнал (науки об окружающей среде).
- Журнал Global Education – рецензируемый трансдисциплинарный журнал
- Международная ассоциация трансдисциплинарной психологии
- Наука командной науки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Бельмонт Форум» . Бельмонтский форум . Архивировано из оригинала 30 июля 2021 г. Проверено 31 июля 2021 г.
- ^ Миттельштрасс 2003 .
- ^ Бранд, Шаллер и Фёлькер 2004 .
- ^ Фунтович и Равец 1993 .
- ^ Хирш Хадорн 2008 .
- ^ Джагер и Шерингер 1998 .
- ^ Николеску 2002 .
- ^ «Хартия трансдисциплинарности | Inters.org» . inters.org . Архивировано из оригинала 31 июля 2021 г. Проверено 31 июля 2021 г.
- ^ Уиксон, Кэрью и Рассел 2006 .
- ^ Николеску 2008 .
- ^ Хульт, FM (2010). Тематические исследования в трансдисциплинарной области образовательной лингвистики. В FM Hult (ред.), Направления и перспективы образовательной лингвистики (стр. 19-32). Нью-Йорк: Спрингер.
- ^ Колладо-Руано 2018 .
- ^ Колладо-Руано 2016 .
- ^ (Синдхья, 2019). https://www.slideshare.net/sindhyaajith/trans-disciplinary-education. Архивировано 2 февраля 2022 г. в Wayback Machine.
- ^ Трансдисциплинарное образование как этика реформы разнообразия в мировом обществе 21 века, статья, опубликованная Хавьером Колладо 20 июня: Всемирный день беженцев в журнале Global Education Magazine, ISSN 2255-033X
- ^ Джеффри 2021 .
- ^ Врач 2005 .
- ^ см., например, таблицу «Рамки антропологических исследований» (PDF) . Архивировано из оригинала 7 июля 2014 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ См. Хосе Андрес-Гальего, 42. «Связаны ли гуманизм и смешанные методы? Универсальная (китайская) мечта Лейбница»: Журнал исследований смешанных методов, 29 (2) (2015): 118-132: http://mmr.sagepub .com/content/9/2/118.abstract. Архивировано 27 августа 2016 г. в Wayback Machine .
- ^ Ван Бьюер, Ванесса (октябрь 2017 г.). «Трансдисциплинарность в здравоохранении: концептуальный анализ» . Форум медсестер . 52 (4): 339–347. дои : 10.1111/nuf.12200 . ПМИД 28547926 .
- ^ Продай, Керстин; Оммес, Франциска; Фишер, Флориан; Арнольд, Лаура (1 сентября 2022 г.). «Мульти-, меж- и трансдисциплинарность среди кадров общественного здравоохранения: обзорный обзор для оценки определений и применения концепций» . Международный журнал экологических исследований и общественного здравоохранения . 19 (17): 10902. doi : 10.3390/ijerph191710902 . ISSN 1660-4601 . ПМЦ 9517885 . ПМИД 36078616 .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Брэнд, Фрэнк; Шаллер, Франц; Фёлькер, Харальд, ред. (2004). : Трансдисциплинарность инвентарь и перспективы (на немецком языке). Геттинген: Университетское издательство.
- Кольядо-Руано, Хавьер (январь – июнь 2016 г.). «Биоэтика как трансдисциплинарная наука о сложности: коэволюционное введение из Большой истории» . Revista Colombiana de Bioetica . 11 (1): 56. Архивировано из оригинала 12 июня 2018 г. Проверено 4 июня 2018 г.
- Кольядо-Руано, Хавьер (2018). Коэволюция в большой истории: трансдисциплинарный и биомиметический подход к целям устойчивого развития (PDF) (Диссертация). Архивировано из оригинала (PDF) 28 июня 2017 г. Проверено 4 июня 2018 г.
- Фунтович, С.; Равец, Дж. (1993). «Наука для постнормального возраста». Фьючерсы . 31 (7): 735–755.
- Хирш Хадорн, Гертруда; и др., ред. (2008). Справочник трансдисциплинарных исследований . Гейдельберг: Спрингер.
- Джагер, Дж.; Шерингер, М. (1998). « Трандисциплинарность: проблемная ориентация без методологических ограничений» (PDF) . ГЕЯ (на немецком языке). 7 (1): 10–25. дои : 10.14512/gaia.7.1.4 .
- Медикус, Герхард (2005). «Картирование трансдисциплинарности в гуманитарных науках» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 9 февраля 2018 г. Проверено 8 февраля 2018 г.
- Джеффри, Люси (2021). Трансдисциплинарный Беккет: визуальное искусство, музыка и творческий процесс . Лондон: там же.
- Миттельштрасс, Юрген (2003). Трансдисциплинарность: научное будущее и институциональная реальность на ( немецком языке). УВК, Университет-Верлаг Констанц. ISBN 3-87940-786-Х .
- Николеску, Басараб (2002). Манифест трансдисциплинарности . Перевод Карен-Клэр Восс. Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка (SUNY).
- Николеску, Басараб, изд. (2008). Трансдисциплинарность: теория и практика . Кресскилл, Нью-Джерси: Hampton Press.
- Уиксон, Ф.; Кэрью, Алабама; Рассел, AW (2006). «Трансдисциплинарные исследования: характеристики, затруднения и качество». Фьючерсы . 38 (9): 1046–1059. дои : 10.1016/j.futures.2006.02.011 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кармона, Бернар (2009). Пробуждение гения ( ученика на французском языке). Издания l'Harmattan.
- Кармона, Бернар (2013). Трансдисциплинарный гений: практика дебатов в тибетском буддизме [ Трансдисциплинарный гений: практика дебатов в тибетском буддизме ] (на французском языке). Издания l'Harmattan.
- Хамбергер, Э.; Люгер, К., ред. (2008). Трансдисциплинарная коммуникация: Современные значения в междисциплинарном диалоге [ Трансдисциплинарная коммуникация: Современные значения в междисциплинарном диалоге ] (на немецком языке). Вена: австрийский Издательство по искусству и культуре. ISBN 978-3-85437-264-6 .
- Хартманн, Николай (1964) [1939]. Структура реального мира (2-е изд.). Берлин: де Грюйтер.
- Макс-Ниф, Манфред А. (2005). «Основы трансдисциплинарности». Экологическая экономика . 53 (1): 5–16. Бибкод : 2005EcoEc..53....5M . doi : 10.1016/j.ecolecon.2005.01.014 .
- Медикус, Герхард (2015). Быть человеком: преодоление разрыва между науками о теле и разуме (PDF) . Берлин. дои : 10.25651/1.2022.0005 . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г. Проверено 8 февраля 2018 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Миттельштрасс, Юрген (4 октября 2000 г.). Трансдисциплинарность: новые структуры в науке . Конференция в замке Рингберг . Архивировано из оригинала 19 июля 2011 г.
- Ридл, Руперт (1984). Биология познания . Чичестер: Уайли.
- Стейнмец, Джордж (2007). «Трансдисциплинарность как неимперская встреча» . Тезис одиннадцатый . 91 (1): 48–65. дои : 10.1177/0725513607082002 . Архивировано из оригинала 21 апреля 2024 г.
- Стоколс, Дэниел (2006). «На пути к науке трансдисциплинарного исследования действий» . Американский журнал общественной психологии . 38 (1–2): 63–77. дои : 10.1007/s10464-006-9060-5 . ПМИД 16791514 .
- Тинберген, Нико (1963). «О целях и методах этологии». Журнал психологии животных . 20 (4): 410–433. дои : 10.1111/j.1439-0310.1963.tb01161.x .
- Вильсмайер, Улли; Мерсон, Джулиана; Мейер, Эстер (2023). «Трансдисциплинарность». У Филиппа, Торстена; Шмоль, Тобиас (ред.). Справочник по трансдисциплинарному обучению . Билефельд: стенограмма Verlag. стр. 381–390. ISBN 978-3-8376-6347-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ] в этой статье Использование внешних ссылок может не соответствовать политике и рекомендациям Википедии . ( Май 2024 г. ) |
- Интегральный исследовательский центр
- трансдисциплинарная сеть, Швейцарские академии искусств и наук
- Трансдисциплинарные тематические исследования в ETH Zurich
- Международный центр трансдисциплинарных исследований. Архивировано 6 сентября 2009 г. в Wayback Machine. Сайт Международного центра трансдисциплинарных исследований (CIRET). Электронный журнал «Трансдисциплинарные встречи».
- Трансдисциплинарные исследования Серия книг, посвященная трансдисциплинарным исследованиям.
- Медикус, Герхард. «Основная теория гуманитарных наук» . Архивировано из оригинала (pp; с пояснениями в примечаниях) 09 февраля 2018 г. Проверено 8 февраля 2018 г.
- Фонд «Диалог Всемирного Знания»
- Трансдисциплинарные исследования в аспирантуре Клермонтского университета
- ПЛАСТИР: Трансдисциплинарный обзор человеческой пластичности
- Журнал Международной ассоциации трансдисциплинарной психологии