Jump to content

Трансдисциплинарность

Трансдисциплинарность означает исследовательскую стратегию, которая пересекает дисциплинарные границы для создания целостного подхода. Он применяется к исследовательским усилиям, сосредоточенным на проблемах, выходящих за рамки двух или более дисциплин, таких как исследования эффективных информационных систем для биомедицинских исследований (см. биоинформатика ), и может относиться к концепциям или методам, которые изначально были разработаны одной дисциплиной, но в настоящее время используется некоторыми другими, такими как этнография , метод полевых исследований, первоначально разработанный в антропологии , но теперь широко используемый в других дисциплинах.Бельмонтский форум [1] уточнили, что трансдисциплинарный подход позволяет вносить вклад и анализировать научные и ненаучные сообщества заинтересованных сторон, а также способствует системному способу решения проблемы. Сюда входят инициативы, которые поддерживают наращивание потенциала, необходимого для успешной трансдисциплинарной разработки и реализации исследовательских действий.

Использование

[ редактировать ]

Трансдисциплинарность имеет два общих значения:

Немецкое использование

[ редактировать ]

В немецкоязычных странах Трансдисциплинарность подразумевает интеграцию различных форм исследований и включает конкретные методы использования знаний при решении проблем. [2] Конференция 2003 года, состоявшаяся в Геттингенском университете, продемонстрировала различные значения мульти-, меж- и трансдисциплинарности и внесла предложения по их объединению без устранения существующих обычаев. [3]

Когда сама природа проблемы является спорной, трансдисциплинарность может помочь определить наиболее актуальные проблемы и связанные с ними исследовательские вопросы. [4] Первый тип вопросов касается причины нынешних проблем и их будущего развития (системные знания). Другой касается того, какие ценности и нормы можно использовать для формирования целей процесса решения проблем (целевые знания). Третий связан с тем, как проблемную ситуацию можно преобразовать и улучшить (знание трансформации). Трансдисциплинарность требует адекватного решения сложности проблем и разнообразия их восприятия, чтобы абстрактные и конкретные знания были связаны между собой, а практики способствовали общему благу. [5] [6]

Трансдисциплинарность возникает, когда участвующие эксперты взаимодействуют в открытой дискуссии и диалоге, придавая равный вес каждой точке зрения и связывая их друг с другом. Это сложно из-за огромного количества задействованной информации, а также из-за несоизмеримости специализированных языков в каждой области знаний. Чтобы преуспеть в этих условиях, исследователям нужны не только глубокие знания и ноу-хау в соответствующих дисциплинах, но и навыки модерации, посредничества, ассоциации и передачи.

Более широкое использование

[ редактировать ]

Трансдисциплинарность также используется для обозначения единства знаний за пределами дисциплин. [7]

Жан Пиаже ввел такое использование этого термина в 1970 году, а в 1987 году Международный центр трансдисциплинарных исследований (CIRET) принял Хартию трансдисциплинарности. [8] на 1-м Всемирном конгрессе трансдисциплинарности, Конвенто-да-Аррабида, Португалия, ноябрь 1994 г.

В подходе CIRET трансдисциплинарность радикально отличается от междисциплинарности . Междисциплинарность, как и плюридисциплинарность, касается переноса методов из одной дисциплины в другую, позволяя исследованию выходить за дисциплинарные границы, но оставаясь в рамках дисциплинарного исследования.

Как указывает приставка «транс», трансдисциплинарность касается того, что находится одновременно между дисциплинами, между различными дисциплинами и за пределами каждой отдельной дисциплины. Ее цель — понимание современного мира, одним из императивов которого является всеобъемлющее единство знаний.

Еще одной важнейшей определяющей характеристикой трансдисциплинарных исследований является вовлечение заинтересованных сторон в определение целей и стратегий исследования, чтобы лучше учитывать распространение знаний, полученных в результате исследования. Сотрудничество между заинтересованными сторонами считается важным – не только на академическом или дисциплинарном уровне, но и посредством активного сотрудничества с людьми, на которых влияют исследования, и заинтересованными сторонами на уровне сообщества. Таким образом, трансдисциплинарное сотрудничество становится уникальной возможностью использовать различные способы познания мира, генерировать новые знания и помогать заинтересованным сторонам понимать и учитывать результаты или уроки, извлеченные в результате исследования. [9]

Трансдисциплинарность определяется Басарабом Николеску через три методологических постулата: существование уровней Реальности, логика включенного среднего и сложность. [10] При наличии нескольких уровней Реальности пространство между дисциплинами и за их пределами наполнено информацией. Дисциплинарное исследование касается, в лучшем случае, одного и того же уровня Реальности; причём в большинстве случаев это касается лишь фрагментов одного уровня Реальности. Напротив, трансдисциплинарность касается динамики, порожденной действием сразу нескольких уровней Реальности. Открытие этой динамики обязательно проходит через дисциплинарные знания. Хотя трансдисциплинарность и не является новой дисциплиной или новой супердисциплиной, она подпитывается дисциплинарными исследованиями; в свою очередь, дисциплинарные исследования проясняются трансдисциплинарными знаниями новым, плодотворным способом. В этом смысле дисциплинарные и трансдисциплинарные исследования не антагонистичны, а дополняют друг друга. Как и в случае с дисциплинарностью, трансдисциплинарные исследования не являются антагонистическими, а дополняют мультидисциплинарные и междисциплинарные исследования.

По мнению Николеску, трансдисциплинарность, тем не менее, радикально отличается от мультидисциплинарности и междисциплинарности из-за своей цели — понимания современного мира, чего невозможно достичь в рамках дисциплинарных исследований. [ нужна ссылка ] Цель мультидисциплинарности и междисциплинарности всегда остается в рамках дисциплинарных исследований. Если трансдисциплинарность часто путают с междисциплинарностью или мультидисциплинарностью (и по той же причине отметим, что междисциплинарность часто путают с мультидисциплинарностью), то это объясняется во многом тем, что все три выходят за пределы дисциплинарных границ. Защитники утверждают, что эта путаница скрывает огромный потенциал трансдисциплинарности. [11] Одним из самых известных специалистов по трансдисциплинарности в Аргентине является Пабло Тигани , и его концепция трансдисциплинарности такова:

Это искусство совмещения нескольких наук в одном человеке. Трансдисциплинарный специалист – это учёный, обучающийся в различных академических дисциплинах. Этот человек слил все свои знания в один толстый провод. Этот единый канал знаний используется для решения проблем, включающих в себя множество проблем. Решение трансдисциплинарного руководителя — единственное, которое учитывает полное решение проблемы, не оставляя ни единой нити. [ Эта цитата нуждается в цитировании ]

В настоящее время трансдисциплинарность представляет собой консолидированную академическую область, дающую начало новым прикладным исследованиям, особенно в Латинской Америке и странах Карибского бассейна. В этом смысле трансдисциплинарные и биомиметические исследования Хавьера Кольядо [12] « Большая история» представляет собой экологию знаний между научными знаниями и древней мудростью коренных народов , таких как коренные народы Эквадора . По словам Колладо, [13] трансдисциплинарная методология, применяемая в области Большой Истории, направлена ​​на понимание взаимосвязей человеческого рода с различными уровнями реальности, сосуществующими в природе и в космосе, и это включает мистические и духовные переживания, очень присутствующие в ритуалах шаманизм с аяуаской и другими священными растениями. Вкратце, преподавание Большой Истории в университетах Бразилии , Эквадора , Колумбии и Аргентины подразумевает трансдисциплинарное видение, которое интегрирует и объединяет различные эпистемы, находящиеся внутри, между и за пределами научных дисциплин, то есть включая древнюю мудрость, духовность , искусство , эмоции, мистические переживания и другие измерения, забытые в истории науки , особенно позитивистским подходом.

Трансдисциплинарное образование

[ редактировать ]

Трансдисциплинарное образование – это образование, которое обеспечивает гармоничную интеграцию различных дисциплин для создания новых знаний и поднятия учащегося на более высокие уровни когнитивных способностей и устойчивых знаний и навыков. Это предполагает улучшение нейронных сетей для обучения на протяжении всей жизни. [14]

Трансдисциплинарность была отмечена на международном уровне как важная цель образования. Например, Global Education Magazine , международный журнал, поддерживаемый ЮНЕСКО и УВКБ ООН :

«Трансдисциплинарность представляет собой способный зародыш способствовать эндогенному развитию эволюционного духа внутреннего критического сознания, где религия и наука дополняют друг друга. Уважение, солидарность и сотрудничество должны быть глобальными стандартами для всего человеческого развития без границ. Это требует радикальных изменений. В онтологических моделях устойчивого развития, глобального образования и мирового общества мы должны опираться на признание множественности моделей, культур и социально-экономической диверсификации. А также биоразнообразие является путем появления новых видов, культурного разнообразия. представляет творческий потенциал мирового общества». [15]

Влияние в дисциплинах и областях

[ редактировать ]

Искусство и гуманитарные науки

[ редактировать ]

Трансдисциплинарность можно найти в искусстве и гуманитарных науках. Например, Планетарная коллегия стремится «развитие трансдисциплинарного дискурса в сближении искусства, науки, технологий и исследований сознания». Исследовательская группа Plasticities Sciences Arts (PSA) также разрабатывает трансдисциплинарные подходы в отношении взаимоотношений гуманитарных и фундаментальных наук, а также в области искусства и науки. Пример трансдисциплинарного исследования в области искусства и гуманитарных наук можно увидеть в исследовании Люси Джеффри о творчестве Сэмюэля Беккета под названием «Трандисциплинарный Беккет: визуальные искусства, музыка и творческий процесс» . [16]

Гуманитарные науки

[ редактировать ]

Диапазон трансдисциплинарности становится ясен, когда четыре центральных вопроса биологических исследований ((1) причинность , (2) онтогенез , (3) адаптация , (4) филогения [по Нико Тинбергену 1963, см. также четыре вопроса Тинбергена , ср. Аристотель : Причинность/Четыре основные причины]) отображаются на графике относительно различных уровней анализа (например, клетка , орган , индивидуум , группа ; [ср. «Законы об уровнях сложности» Николая Хартмана 1940/1964, см. также Руперт Ридл 1984]): [17]

Причинно-следственная связь Онтогенез Приспособление Филогения
Молекула
Клетка
Орган
Индивидуальный
Группа
Общество

В этой «схеме трансдисциплинарности» могут переплетаться все антропологические дисциплины (пункт С в таблице pdf-файла ниже), их вопросы (пункт А: см. pdf-файл) и результаты (пункт Б: см. pdf-файл) и распределены друг с другом для примеров того, как эти аспекты помещаются в эти маленькие квадратики в матрице. [18] Эта диаграмма включает в себя все области антропологических исследований (никто не исключен). Это отправная точка систематического порядка всех гуманитарных наук, а также источник последовательного объединения и структурирования их результатов. Эта «био-психо-социальная» структура ориентации является основой для развития «Фундаментальной теории гуманитарных наук» и трансдисциплинарного консенсуса. (В этой таблице ориентации вопросы и контрольные уровни, выделенные курсивом, также относятся к предмету гуманитарных наук.). Нико Тинберген был знаком с обеими концептуальными категориями (т.е. четырьмя центральными вопросами биологических исследований и уровнями анализа), таблицы были составлены Герхардом Медикусом. Конечно, гуманистическая перспектива всегда предполагает трансдисциплинарный подход. Хорошим и классическим примером смешения самых разных наук были работы, разработанные Лейбницем в XVII-XVIII веках с целью создания универсальной системы правосудия. [19]

Наука о здоровье

[ редактировать ]

Термин «трансдисциплинарность» становится все более распространенным в исследованиях в области здравоохранения и считается важным для повышения эффективности и результативности здравоохранения. [20] Трансдисциплинарность в общественном здравоохранении делает упор на интеграцию различных людей, навыков, точек зрения и опыта из разных дисциплин для растворения традиционных границ и разработки целостных подходов, связывающих границы экосистемы и здоровья человека. [21]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Бельмонт Форум» . Бельмонтский форум . Архивировано из оригинала 30 июля 2021 г. Проверено 31 июля 2021 г.
  2. ^ Миттельштрасс 2003 .
  3. ^ Бранд, Шаллер и Фёлькер 2004 .
  4. ^ Фунтович и Равец 1993 .
  5. ^ Хирш Хадорн 2008 .
  6. ^ Джагер и Шерингер 1998 .
  7. ^ Николеску 2002 .
  8. ^ «Хартия трансдисциплинарности | Inters.org» . inters.org . Архивировано из оригинала 31 июля 2021 г. Проверено 31 июля 2021 г.
  9. ^ Уиксон, Кэрью и Рассел 2006 .
  10. ^ Николеску 2008 .
  11. ^ Хульт, FM (2010). Тематические исследования в трансдисциплинарной области образовательной лингвистики. В FM Hult (ред.), Направления и перспективы образовательной лингвистики (стр. 19-32). Нью-Йорк: Спрингер.
  12. ^ Колладо-Руано 2018 .
  13. ^ Колладо-Руано 2016 .
  14. ^ (Синдхья, 2019). https://www.slideshare.net/sindhyaajith/trans-disciplinary-education. Архивировано 2 февраля 2022 г. в Wayback Machine.
  15. ^ Трансдисциплинарное образование как этика реформы разнообразия в мировом обществе 21 века, статья, опубликованная Хавьером Колладо 20 июня: Всемирный день беженцев в журнале Global Education Magazine, ISSN   2255-033X
  16. ^ Джеффри 2021 .
  17. ^ Врач 2005 .
  18. ^ см., например, таблицу «Рамки антропологических исследований» (PDF) . Архивировано из оригинала 7 июля 2014 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  19. ^ См. Хосе Андрес-Гальего, 42. «Связаны ли гуманизм и смешанные методы? Универсальная (китайская) мечта Лейбница»: Журнал исследований смешанных методов, 29 (2) (2015): 118-132: http://mmr.sagepub .com/content/9/2/118.abstract. Архивировано 27 августа 2016 г. в Wayback Machine .
  20. ^ Ван Бьюер, Ванесса (октябрь 2017 г.). «Трансдисциплинарность в здравоохранении: концептуальный анализ» . Форум медсестер . 52 (4): 339–347. дои : 10.1111/nuf.12200 . ПМИД   28547926 .
  21. ^ Продай, Керстин; Оммес, Франциска; Фишер, Флориан; Арнольд, Лаура (1 сентября 2022 г.). «Мульти-, меж- и трансдисциплинарность среди кадров общественного здравоохранения: обзорный обзор для оценки определений и применения концепций» . Международный журнал экологических исследований и общественного здравоохранения . 19 (17): 10902. doi : 10.3390/ijerph191710902 . ISSN   1660-4601 . ПМЦ   9517885 . ПМИД   36078616 .

Цитируемые работы

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a720023a8935ad275ec3b5c9e2451395__1719931500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a7/95/a720023a8935ad275ec3b5c9e2451395.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Transdisciplinarity - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)