Раджпуты Непала
Общая численность населения | |
---|---|
46,577 [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | |
Языки | |
Майтхили , Бходжпури | |
Религия | |
индуизм | |
Родственные этнические группы | |
Чатария Шрестха , Тхакурис , Майтхилы и другие индоарийские народы |
Раджпуты Непала ( непальский : Непалка Раджпут ) или в древности Раджпутры ( непальский : Раджпутра ) — община раджпутов- кшатриев в Непале.
Существовали различные исторические группы раджпутов из древней и средневековой Индии , которые иммигрировали в долину Катманду , королевство Кхас Малла , западные холмистые регионы и другие территории Тераи . Непальской династией индийского равнинного происхождения были Личхависы. [ 2 ] которые назвали себя архаичным титулом Раджпутра . [ 3 ] Массовая иммиграция раджпутов в Непал началась с ростом мусульманских завоеваний на Индийском субконтиненте после XII века нашей эры. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Эти раджпуты в основном поселились в долине Катманду, а также на различных холмах Гималайских хребтов, особенно в западно-центральном Непале. [ 7 ] Эти группы раджпутов в Западном Непале привели к распаду королевства Кхас Малла и образованию большого количества конфедеративных государств, называемых Байсе Раджья и Чаубиси Раджья . [ 7 ] Раджпуты долины Катманду установили брачные отношения с правителями невар-малла долины Катманду , которые сами были раджпутами по происхождению. Известным из этих малла раджпутов был знаменитый правитель Джаяштхити Малла. [ 8 ] который установил индуистские реформы и социальные правила среди неваров долины Катманду. Семьи раджпутов с Индо-Гангской равнины регулярно приглашались малласами из долины Катманду, и из потомков равнинных раджпутов в суд Маллы. [ 9 ] Суд шаха также в значительной степени отдавал предпочтение раджпутам, поскольку правовые нормы Королевства Непал были склонны к тому, чтобы сделать их одной из высшей индуистской касты в Тагадхари . группе [ 10 ] и фракция, которой не разрешено быть порабощенной в Непале. [ 11 ]
Некоторые писатели придерживаются мнения, что раджпуты Непала имеют ложное происхождение, и многие семьи заявляли о раджпутском происхождении в политических целях. [ 12 ]
Легенды и хроники
[ редактировать ]Личхависы были первой непальской династией индийского равнинного происхождения, начавшей свое правление в IV или V веке. [ 2 ] Историк Бабурам Ачарья в интервью утверждает, что Амшуверма и правители Личхави все были раджпутами . [ 13 ] Сама надпись Личчави описывает их как Раджпутры. [ 13 ] Раджпутры, которых причисляли к шатриям, играли особую роль в политике в период Личчави. В надписи Сикубахи (Шанкхамула) Личчави упоминаются Раджпутра Ваджраратха, Раджпутра Бабхаруварма и Раджпутра Дешаварма. [ 3 ] Раджпутра Бабхаруварма и Раджпутра Дешаварма были Дутаками (дипломатами) во время правления царя Гангадевы и Амшувармы соответственно. [ 3 ] Точно так же в надписи Санги Личчави упоминается имя Раджпутры Викрамасены, который был Данданаякой (судьей). [ 3 ] В надписи Деопатана Личчави упоминается Раджпутра Шурасена, а в надписях Адешвары упоминаются имена Раджпутры Нандавармы, Раджпутры Джишнувармы и Раджпутры Бхимавармы. [ 3 ] Таким образом, историк Дханаваджра Ваджрачарья заключает, что Раджпутры из рангов кшатриев в изобилии занимали высшие позиции при дворе Личчави. [ 3 ] Надпись Балешвара короля Крачаллы (или Крачаллы Дева) королевства Кхас Малла в столице Дуллу. [ 14 ] самопровозгласил, что он принадлежит к буддийской семье Джина из горного раджпутского происхождения. [ 15 ] В надписи упоминаются два его региональных руководителя (мандаликаса) как Рават Раджас . [ 15 ]

Немногие группы индуистов , включая раджпутов, прибыли в Непал до падения Читтора из-за регулярных вторжений мусульман в Индию . [ 7 ] После падения Читторгарха в 1303 году Алауддином Хилджи из династии Халджи раджпуты из этого региона большими группами иммигрировали в Непал из-за тяжелых религиозных преследований. Инцидент поддерживается как раджастханскими, так и непальскими традициями. [ 4 ] [ 5 ] [ 16 ] [ 7 ] [ примечание 1 ] Индийский ученый Рахул Рам утверждает, что иммиграция раджпутов в Непал является несомненным фактом, но могут возникнуть вопросы в чистоте крови некоторых ведущих семей. [ 19 ] Историк Джеймс Тодд упоминает, что существовала одна раджастханская традиция, в которой упоминается иммиграция раджпутов из Мевара в Гималаи в конце 12 века после битвы между Читтором и Мухаммадом Гори . [ 6 ] Историк Джон Т. Хичкок и Джон Велптон утверждают, что регулярные вторжения мусульман привели к сильному притоку раджпутов и браминов с 12 века. [ 20 ] [ 21 ]
Индуистские иммигранты, в том числе раджпуты, быстро смешались с обществом хас из-за большого сходства. [ 7 ] Вторжению раджпутов в центральный Непал легко способствовали правители Кхас Маллы, которые создали большое феодальное государство, охватывающее более половины Большого Непала . [ 7 ] Кроме того, племена магар в Западном Непале очень радушно приветствовали вождей раджпутов-иммигрантов. [ 22 ] После конца 13 века империя Хас распалась и была разделена на Байсе Раджья (22 княжества) в регионе Карнали-Бхери и Чаубис Раджья (24 княжества) в регионе Гандаки. Этими королевствами Байсе и Шобиз управляли раджпуты и несколько децентрализованных племенных образований. [ 7 ] Историк и иезуит Людвиг Стиллер утверждает, что вмешательство раджпутов в политические дела королевства Кхас Малла было важной причиной распада королевства, и далее он предполагает:
Хотя их было относительно мало, они принадлежали к высшей касте, были воинами и обладали темпераментом, который быстро обеспечил им господство в княжествах Королевства Джумла , их влияние на королевство было центробежным.
— Людвиг Стиллер «Возвышение дома Горкхи». [ 7 ]
После иммиграции раджпутов в Западный Непал династия Шах и их кланы Тхакури начали заявлять о своем происхождении от раджпутских беженцев из Читтора, чей форт дважды осаждался мусульманскими захватчиками в 1303 и 1568 годах. [ 21 ] Раджа Вамшавали (королевская генеалогия), написанная Читравиласой по наущению короля Рамы Шаха Королевства Горкха , а также Горакша Вамшавали (генеалогия Горакши) связывают королевскую династию Горкхи с правящей семьей Равал Раджпут в Читторе . [ 23 ] Ричард Темпл утверждает, что некоторые из правящих династий долины Непала имели отцовское « арийское раджпутское» происхождение и матрилинейное происхождение аборигенов . [ 24 ] Он также утверждает, что королевский дом Горкхи состоял из таких раджпутов-полукровок. [ 24 ] Тхакури, считающиеся правящими кланами Непала, также называются раджпутами. [ 25 ] Праяг Радж Шарма упоминает, что раджпуты, упомянутые в Мулуки Айн (Своде законов), были Тхакури. [ 26 ]
-
Рамакришна Кунвар , дворянин Горхали Кунвар, заявил о своем происхождении из семьи Рана Раджпут из Мевара.
Канвар , исторический клан Чхетри , самопровозглашенный потомок рана-раджпутов Читтора и получивший титул Рана . [ 27 ] В более старой версии их генеалогии говорится, что Кунвары произошли от раджпутского принца Рам Сингха Рана, внучатого племянника правителя Мевара . [ 28 ] В более новой версии их происхождения, опубликованной Прабхакаром, Гаутамой и Пашупати Шамшером Джангом Бахадуром Рана, говорится, что они произошли от Кунвара Кумбхакарана Сингха, младшего брата Гухилы , короля Мевара, Равала Ратнасимхи . Во время первой осады Читторгарха в 1303 году нашей эры потомки Кумбхакарана Сингха покинули Мевар на север, к предгорьям Гималаев. [ 29 ]
История
[ редактировать ]Личчави Раджпутрас
[ редактировать ]Личхависы были первой непальской династией индийского равнинного происхождения, начавшей свое правление в IV или V веке. [ 2 ] Историк Бабурам Ачарья в интервью утверждает, что Амшуверма и правители Личхави все были раджпутами и кшатриями . [ 13 ] В надписи Личчави они описаны как Раджпутры (принцы). [ 13 ] Раджпутры, которых причисляли к шатриям, играли особую роль в политике в период Личчави. В надписи Сикубахи (Шанкхамула) Личчави упоминаются Раджпутра Ваджраратха, Раджпутра Бабхаруварма и Раджпутра Дешаварма. [ 3 ] Раджпутра Бабхаруварма и Раджпутра Дешаварма были Дутаками (дипломатами) во время правления царя Гангадевы и Амшувармы соответственно. [ 3 ] Точно так же в надписи Санги Личчави упоминается имя Раджпутры Викрамасены, который был Данданаякой (судьей). [ 3 ] В надписи Деопатана Личчави упоминается Раджпутра Шурасена, а в надписях Адешвары упоминаются имена Раджпутры Нандавармы, Раджпутры Джишнувармы и Раджпутры Бхимавармы. [ 3 ] Таким образом, историк Дханаваджра Ваджрачарья заключает, что Раджпутры из рангов кшатриев в изобилии занимали высшие позиции при дворе Личчави. [ 3 ]
Кхас Раджпуты ( Тхакури и Чхетри )
[ редактировать ]Надпись Балешвара короля Крачаллы (или Крачаллы Дева) королевства Кхас Малла в столице Дуллу. [ 14 ] самопровозгласил, что он принадлежит к буддийской семье Джина из горного раджпутского происхождения. [ 15 ] В надписи упоминаются два его региональных руководителя (мандаликаса) как Рават Раджас . [ 15 ]

Немногие группы индуистов , включая раджпутов, прибыли в Непал до падения Читтора из-за регулярных вторжений мусульман в Индию . [ 7 ] После падения Читторгарха в 1303 году Алауддином Хилджи из династии Халджи раджпуты из этого региона большими группами иммигрировали в Непал из-за тяжелых религиозных преследований. Инцидент поддерживается как раджастханскими, так и непальскими традициями. [ 4 ] [ 5 ] [ 16 ] [ 7 ] [ примечание 2 ] Индийский ученый Рахул Рам утверждает, что иммиграция раджпутов в Непал является несомненным фактом, но могут возникнуть вопросы в чистоте крови некоторых ведущих семей. [ 19 ] Историк Джеймс Тодд упоминает, что существовала одна раджастханская традиция, в которой упоминается иммиграция раджпутов из Мевара в Гималаи в конце 12 века после битвы между Читтором и Мухаммадом Гори . [ 6 ] Историк Джон Т. Хичкок и Джон Велптон утверждают, что регулярные вторжения мусульман привели к сильному притоку раджпутов и браминов с 12 века. [ 20 ] [ 21 ]
Индуистские иммигранты, в том числе раджпуты, быстро смешались с обществом хас из-за большого сходства. [ 7 ] Вторжению раджпутов в центральный Непал легко способствовали правители Кхас Маллы, которые создали большое феодальное государство, охватывающее более половины Большого Непала . [ 7 ] Кроме того, племена магар в Западном Непале очень радушно приветствовали вождей раджпутов-иммигрантов. [ 22 ] После конца 13 века империя Хас распалась и была разделена на Байсе Раджья (22 княжества) в регионе Карнали-Бхери и Чаубис Раджья (24 княжества) в регионе Гандаки. Этими королевствами Байсе и Шобиз управляли раджпуты и несколько децентрализованных племенных образований. [ 7 ] Историк и иезуит Людвиг Стиллер утверждает, что вмешательство раджпутов в политические дела королевства Кхас Малла было важной причиной распада королевства, и далее он предполагает:
Хотя их было относительно мало, они принадлежали к высшей касте, были воинами и обладали темпераментом, который быстро обеспечил им господство в княжествах Королевства Джумла , их влияние на королевство было центробежным.
— Людвиг Стиллер «Возвышение дома Горкхи». [ 7 ]
После иммиграции раджпутов в Западный Непал династия Шах и их кланы Тхакури начали заявлять о своем происхождении от раджпутских беженцев из Читтора, чей форт дважды осаждался мусульманскими захватчиками в 1303 и 1568 годах. [ 21 ] Раджа Вамшавали (королевская генеалогия), написанная Читравиласой по наущению короля Рамы Шаха Королевства Горкха , а также Горакша Вамшавали (генеалогия Горакши) связывают королевскую династию Горкхи с правящей семьей Равал Раджпут в Читторе . [ 23 ] Ричард Темпл утверждает, что некоторые из правящих династий долины Непала имели отцовское « арийское раджпутское» происхождение и матрилинейное происхождение аборигенов . [ 24 ] Он также утверждает, что королевский дом Горкхи состоял из таких раджпутов-полукровок. [ 24 ] Тхакури, считающиеся правящими кланами Непала, также называются раджпутами. [ 25 ] Праяг Радж Шарма упоминает, что раджпуты, упомянутые в Мулуки Айн (Своде законов), были Тхакури. [ 26 ]
-
Рамакришна Кунвар , дворянин Горхали Кунвар, заявил о своем происхождении из семьи Рана Раджпут из Мевара.
Канвар , исторический клан Чхетри , самопровозглашенный потомок рана-раджпутов Читтора и получивший титул Рана . [ 27 ] В более старой версии их генеалогии говорится, что Кунвары произошли от раджпутского принца Рам Сингха Рана, внучатого племянника правителя Мевара . [ 28 ] В более новой версии их происхождения, опубликованной Прабхакаром, Гаутамой и Пашупати Шамшером Джангом Бахадуром Рана, говорится, что они произошли от Кунвара Кумбхакарана Сингха, младшего брата Гухилы , короля Мевара, Равала Ратнасимхи . Во время первой осады Читторгарха в 1303 году нашей эры потомки Кумбхакарана Сингха покинули Мевар на север, к предгорьям Гималаев. [ 30 ]
Неварские раджпуты (Невар Малла , Такурс и Чатария )
[ редактировать ]
В 1380 году нашей эры последний король Баиш Тхакури, Арджун Дев или Арджун Малла, был свергнут своими министрами и смещен королем раджпутов Стхити Малла . [ 8 ] Стхити Малла провозгласил себя кшатрием происхождения Солнца бога . [ 31 ] Преемник Стхити Маллы, король Джотир Малла и его преемники пригласили семьи раджпутов из Уттар-Прадеша и Бихара и вступили с ними в брачные отношения. [ 9 ] Сыновьям Джьотирмаллы была присвоена раджпутская фамилия Сингх, а другим сыновьям - фамилия Малла . [ 9 ] Женихов-раджпутов набирали из регионов Бихара и женили на их дочерях правителей Маллы. [ 32 ] Эти зятья раджпутов были включены в готру правителей Маллы. [ 32 ] а зять, живший с их Малла, тестями получил фамилию Сингх . [ 9 ] Таким образом, семьи раджпутов стали придворными в Непале и создали новый класс эндогамных придворных (Бхарадари = Бхаро). [ 9 ]
Приток раджпутов также произошел в 14 веке с прибытием короля Карната Хари Симха Дева (14 век н. э.) и свиты, которая пришла вместе с ним в долину Катманду во время нападения на королевство Тирхут Гият ад-Дина Туглука из династии Туглук в 1324 год н.э. Эти раджпуты аналогичным образом заключили брачные союзы с существующими королями Маллы. [ 33 ] Эти Маллы и их придворные кланы теперь объединились в единую кастовую группу неварских кшатриев, местно называемую Чатария , которая, как полагают, является производным от слова «кшатрий», второй варны традиционной индуистской варнашрамы, включающей царей, воинов и администраторы. Чатарии считают себя потомками Рагхувамши -кшатриев короля Карната Хари Симхи Дева (14 век н. э.) и пришедшего вместе с ним раджпутского окружения. [ 34 ] Кланы раджпутов, прибывшие в это время и превратившиеся в нынешние фамилии среди чатарий, включают Рагхуванши, Равал , Райтор , Чаухан , Чандель и Хада . Присутствие этих примечательных нынешних титулов клана Чатария, явно не принадлежащих неварам, которые до сих пор распространены среди современных раджпутов Индии, было предложено как свидетельство претензий Чатарии на свое происхождение. [ 35 ] Кроме того, эти потомки раджпутов, которые считаются высшими слоями современной касты Чатария; такие кланы, как Малла, Прадхан , Прадхананга, Патрабанш, Бхаро, Рагхубанши , Раджбанш, Раджбхандари , Онта, Аматья , Чаухан , Райтор и т. д., получают высший статус «Тхакур/Таку», в то время как другие чатарии менее возвышены, хотя и сохраняют свой статус. Статус Чатхари/Кшатрия. Тем не менее, этим тхакурам и чатариям присвоен второй по величине кастовый статус среди неваров после раджопадхьяйских брахманов. [ 36 ]
В Джанга Бахадура Раны кастовой системе в Мулуки Айн чатарии были помещены в статус тагадхари двиджджати высших дваждырожденных каст. [ 37 ] Мулуки Айн называет их tharghar ra asal sresth, указывая на то, что кланы/дома имеют благородное происхождение и являются настоящими Shrestha , архаичным почетным термином. [ 38 ]
Современная эпоха: Тераи Раджпуты
[ редактировать ]Сегодня только мадхеши/тераи раджпуты по-прежнему указывают себя в качестве раджпутов в переписи населения Непала, тогда как невары и хас-кшатрии учитываются отдельно. Согласно переписи населения Непала 2011 года , численность раджпутов Мадхеси/Тераи составляет 41 972 человека. Кастой с самым большим соотношением представительства на государственной службе в Непале являются раджпуты, численность которых на государственной службе в 5,6 раза превышает их присутствие в населении. [ 39 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Шотландский ученый Фрэнсис Бьюкенен-Гамильтон сомневается в первой традиции притока раджпутов в Непал, в которой говорится, что раджпуты из Читтора пришли на Риди-базар в 1495 году нашей эры и продолжили захват королевства Горкха после пребывания в Бхиркоте . [ 17 ] Он упоминает вторую традицию, которая гласит, что раджпуты достигли Пальпы через Раджпур у реки Гандак . [ 4 ] Третья традиция упоминает, что раджпуты достигли Пальпы через Кумаон и Джумлу . [ 18 ]
- ^ Шотландский ученый Фрэнсис Бьюкенен-Гамильтон сомневается в первой традиции притока раджпутов в Непал, в которой говорится, что раджпуты из Читтора пришли на Риди-базар в 1495 году нашей эры и продолжили захват королевства Горкха после пребывания в Бхиркоте . [ 17 ] Он упоминает вторую традицию, которая гласит, что раджпуты достигли Пальпы через Раджпур у реки Гандак . [ 4 ] Третья традиция упоминает, что раджпуты достигли Пальпы через Кумаон и Джумлу . [ 18 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Национальное статистическое управление (2021 г.). Национальная перепись населения и жилищного фонда 2021 года, Отчет о кастовой/этнической принадлежности . Правительство Непала (Отчет).
- ^ Jump up to: а б с Прадхан 2012 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Ваджрачарья 1975 , с. 239.
- ^ Jump up to: а б с д и Гамильтон 1819 , стр. 129–132.
- ^ Jump up to: а б с Регми 1961 , с. 14.
- ^ Jump up to: а б с Тодд 1950 , с. 209.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Прадхан 2012 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б Ачарья 1970 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б с д и Ачарья 1970 , с. 12.
- ^ «Насколько дискриминационным был первый Мулуки Айн по отношению к далитам?» . 21 августа 2015 г.
- ^ Регми 1969a , с. 44.
- ^ Нагендра Кр Сингх (1997). Непал: от беженца к правителю: воинствующая раса Непала . Издательство АПХ. стр. 1–2. ISBN 978-81-7024-847-7 .
- ^ Jump up to: а б с д Регми 1973а , с. 146.
- ^ Jump up to: а б Аткинсон 1884 , стр. 516–518.
- ^ Jump up to: а б с д Аткинсон 1884 , с. 518.
- ^ Jump up to: а б Райт 1877 , стр. 167–168.
- ^ Jump up to: а б Гамильтон 1819 , стр. 240–244.
- ^ Jump up to: а б Гамильтон 1819 , стр. 12–13, 15–16.
- ^ Jump up to: а б Рахул 1996 , с. 77.
- ^ Jump up to: а б Хичкок 1978 , стр. 112–113.
- ^ Jump up to: а б с д Велптон 2005 , с. 10.
- ^ Jump up to: а б Панди 1997 , с. 507.
- ^ Jump up to: а б Ачарья 1976а , с. 172.
- ^ Jump up to: а б с д Темпл 1970 , с. 138.
- ^ Jump up to: а б Гурунг 1994 , с. 21.
- ^ Jump up to: а б Шарма 2004 , с. 133.
- ^ Jump up to: а б Регми 1975а , с. 91.
- ^ Jump up to: а б Райт 1877 , с. 285.
- ^ Рана, Прабхакар SJB; Рана, Пашупати Шумшир Юнг Бахадур; Рана, Гаутам SJB (2003). «РАНАСЫ НЕПАЛА» .
- ^ Рана, Прабхакар SJB; Рана, Пашупати Шумшир Юнг Бахадур; Рана, Гаутам SJB (2003). «РАНАСЫ НЕПАЛА» .
- ^ Ачарья 1970 , с. 11.
- ^ Jump up to: а б Ачарья 1975б , с. 186.
- ^ Геллнер и Куигли (1995). Спорные иерархии. Совместная этнография каст среди неваров долины Катманду, Непал . Clarendon Press: Оксфордские исследования в области социальной и культурной антропологии. ISBN 978-0-19-827960-0 .
- ^ Россер, Колин (1966). Социальная мобильность в кастовой системе неваров . В Фюрер-Хаймендорфе.
- ^ Биста, Дор Бахадур (1967). Жители Непала . Катманду: Ратна Пустак Бхандар.
- ^ Геллнер и Куигли (1995). Спорные иерархии. Совместная этнография каст среди неваров долины Катманду, Непал . Clarendon Press: Оксфордские исследования в области социальной и культурной антропологии. ISBN 978-0-19-827960-0 .
- ^ Биста, Дор Бахадур (1967). Жители Непала . Катманду: Ратна Пустак Бхандар.
- ^ https://www.nepjol.info/index.php/OPSA/article/download/1133/1558 Харка Гурунг; Контекст далитов
- ^ Дакал, Амит (11 июня 2014 г.). «Раджпуты, каястхи и тарайские брахманы представляют наибольшее количество государственных служащих ». Стопат . Проверено 25 января 2018 г.
Источники
[ редактировать ]- Ачарья, Бабурам (1 января 1970 г.), «Непал, невар и язык невари» (PDF) , Серия исследований Regmi , 2 (1): 1–15
- Ачарья, Бабурам (1 марта 1973 г.) [1966], «Аннексия королевств Малла» (PDF) , Серия исследований Регми , 5 (3): 54–60
- Ачарья, Бабурам (1 сентября 1975a), «Социальные изменения в период раннего шаха» (PDF) , Серия исследований Регми , 7 (9): 165–172
- Ачарья, Бабурам (1 октября 1975b), «Социальные изменения в период раннего шаха» (PDF) , Серия исследований Регми , 7 (9): 184–188
- Ачарья, Бабурам (1 сентября 1976a), «Король Притхви Нараян Шах» (PDF) , Серия исследований Регми , 8 (9): 172–179
- Ачарья, Бабурам (1 декабря 1976b), «Король Притхви Нараян Шах» (PDF) , Серия исследований Регми , 8 (12): 225–233
- Аткинсон, Эдвин Т. (1884), Гималайский географический справочник, Том 2, Часть 2
- Гурунг, Ганешман (1994), Коренные народы: мобилизация и перемены , С. Гурунг
- Гамильтон, Фрэнсис Бьюкенен (1819), Отчет о Королевстве Непал и территориях, присоединенных к этому доминиону Домом Горкхи , констебль
- Хичкок, Джон Т. (1978). «Дополнительный взгляд на кастовую систему Непала». У Джеймса Ф. Фишера (ред.). Гималайская антропология: индо-тибетский интерфейс . Вальтер де Грютер. ISBN 978-90-279-7700-7 .
- Панди, Рам Нивас (1997). Создание современного Непала: исследование истории, искусства и культуры княжеств Западного Непала . Публикации Ниралы. ISBN 9788185693378 .
- Прадхан, Кумар Л. (2012), Политика Тапа в Непале: с особым акцентом на Бхима Сена Тапу, 1806–1839 , Нью-Дели: Concept Publishing Company, ISBN 9788180698132
- Рахул, Рам (1996). Королевский Непал: политическая история . Издательство Викас. ISBN 9788125900702 .
- Регми, ДР (1961), Современный Непал , Калькутта: Firma KL Mukhopadhyay.
- Регми, Махеш Чандра (1 декабря 1969a), «Документы о рабстве» (PDF) , Серия исследований Регми , 1 (2): 44–45
- Регми, Махеш Чандра (1 декабря 1969b), «О мадхесиях Тараи» (PDF) , Серия исследований Регми , 1 (2): 49–50
- Регми, Махеш Чандра (1 января 1970 г.), «Финансовые привилегии раджпутов и такуров, 1863 г.» (PDF) , Серия исследований Регми , 2 (1): 19
- Регми, Махеш Чандра (1 декабря 1970b), «Каста Джаиси» (PDF) , Серия исследований Регми , 2 (12): 277–285
- Регми, Махеш Чандра (1 января 1971 г.), «Сексуальные отношения с овдовевшими невестками» (PDF) , Серия исследований Регми , 3 (1): 1–2
- Регми, Махеш Чандра (1 августа 1973a), «Интервью с Бабурамом Ачарьей» (PDF) , Серия исследований Регми , 5 (8): 141–147
- Регми, Махеш Чандра (1 декабря 1973b), «Интервью с Бабурамом Ачарьей» (PDF) , Серия исследований Регми , 5 (12): 221–228
- Регми, Махеш Чандра (1 мая 1975a), «Предварительные заметки о природе закона и правительства Рана» (PDF) , Серия исследований Регми , 7 (5): 88–97
- Регми, Махеш Чандра (1 декабря 1975b), «Разные документы о регионе Бхери-Махакали» (PDF) , Серия исследований Регми , 7 (12): 221–223
- Регми, Махеш Чандра (1 мая 1976 г.), «Мулуки Айн» (PDF) , Серия исследований Регми , 8 (5): 81–93
- Шарма, Праяг Радж (2004). Государство и общество в Непале: исторические основы и современные тенденции . Книги Химала. ISBN 9789993343622 .
- Темпл, сэр Ричард (1 июня 1970 г.) [1887], «Заметки о поездке по Непалу в мае 1876 г.» (PDF) , Regmi Research Series , 2 (6): 136–144
- Тодд, Джеймс (1950). Летопись и древности Раджастана . Лондон: Рутледж и Кеган Пол. ISBN 9789993343622 .
- Ваджрачарья, Дханаваджра (1 декабря 1975 г.), «Заметки о надписи Чангунараян» (PDF) , Серия исследований Регми , 7 (12): 232–240
- Велптон, Джон (2005). История Непала . Издательство Кембриджского университета . ISBN 0-521-80470-1 .
- Райт, Дэниел (1877), История Непала , издательство Кембриджского университета