Отрезать
Отрезать
Садовник | |
---|---|
![]() Деревня Кепаро и залив Ионического моря | |
Координаты: 40 ° 3'9 "N 19 ° 49'45" E / 40,05250 ° N 19,82917 ° E | |
Страна | ![]() |
Графство | Влёра |
Муниципалитет | Химаре |
Муниципальная единица | Химаре |
Высота | 450 м (1480 футов) |
Население (2005) | |
• Общий | 1,563 [ 1 ] |
Часовой пояс | UTC+1 ( центральноевропейское время ) |
• Лето ( летнее время ) | UTC+2 ( центральноевропейское время ) |
Кепаро ( албанская определенная форма : Кепарой ; греческий : Κηπαρό , Кипаро ) — приморская деревня в муниципалитете Химара в уезде Влёра , Албания . [ 2 ] [ 3 ] Деревня является частью Албанской Ривьеры и разделена на две части: Верхний или Старый Кепаро на возвышенности и Нижний или Новый Кепаро на побережье. Кепаро — албанскоязычная деревня. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
Имя
Первая идентифицированная форма названия деревни — «Клаперо» в переписке 1566 года жителей Химары , искавших убежища от Османской империи, с Неаполитанским королевством . [ 9 ] [ 10 ] Считается, что название происходит от слова kllapë и греческого суффикса -erό , который обычно используется в топонимах (например, Вромеро ). Поскольку «кллапе/клапа» имеет почти одно и то же значение на местных албанском и греческом диалектах, возникает вопрос, является ли это имя албанским или греческим. Форма Qeparo — более позднее нововведение, возникшее посредством метатезиса гласных и типичного сдвига /kl/ на /q/ в южноалбанских диалектах. [ 9 ]
История
Античность и средневековый период
Укрепления раннего и среднего бронзового века были обнаружены в Кукуме, холме к западу от бассейна Кепаро, возвышающемся на 100 м над уровнем моря, и в Нгуре, холме к западу от бассейна Кепаро, возвышающемся на 70 м над уровнем моря. Керамика Кукума раннего бронзового века, а также методы и узоры строительства имеют сходство с гончарными изделиями того же периода, обнаруженными в Малике , Шкодере , Гайтане и Мате . [ 11 ] Кукумские постройки являются самыми ранними известными постройками на албанском побережье Ионического моря . [ 12 ]
Микенские греческие двойные топоры Бухгольца IV заключительного этапа дворцовой системы LBA (1100-1030 гг. до н.э.) были найдены в местечке Шафка-э-Кудхесит между Кепаро и Кудхесом . Подобные предметы, происходящие из Эгейского региона, в этот период были импортированы по всей территории нынешней Албании. [ 13 ] [ 14 ]
укрепления с многорядными стенами, относящиеся к эпохе поздней бронзы и раннему железному веку . В замке Карос в Кепаро обнаружены [ 15 ] Поселения на территории, которая впоследствии стала западной Хаонией, включая Карос, вероятно, были укреплены в LBA и EIA из-за внутренних, а также внешних факторов. Среди внутренних факторов был процесс социально-экономической дифференциации с появлением аристократического класса и последующими конфликтами между поселениями, которым требовались оборонительные сооружения. Среди внешних факторов могло быть давление со стороны соседних территорий Греции из-за неопределенности и беспорядков, начавшихся с крахом микенской цивилизации и продолжавшихся в средние века (XII–VIII вв. до н.э.). [ 16 ] Определение этнической принадлежности этих укреплений проблематично и должно быть связано с изучением культуры этих укреплений по отношению к культуре того же периода, обнаруженной в районе Шкодры, Мати и в восточной Албании. [ 17 ] Укрепление Кароса позднего бронзового века имеет общие типологические черты с замком в близлежащей Химаре . [ 18 ]
На Каросе также есть тип укреплений раннего железного века с более сложной архитектурной композицией, состоящей из нескольких стенных ограждений. Археологические данные на данный момент показывают, что планиметрическая структура этих укреплений типа Кароса железного века была характерной чертой пограничной области между Иллирией и Эпиром, и что на архитектуру Кароса повлияла близлежащая область Амантия , где можно найти подобные структуры. . [ 19 ] По планиметрическому строению они находят параллели с аналогичными поселениями на остальной территории Хаонии и Южной Иллирии , но отличаются от доисторических укреплённых деревень Молоссии , которые, с другой стороны, ясно демонстрируют организацию жилых пространств и предоставить доказательства непрерывного проживания населения от бронзового века до эллинистического периода . [ 20 ]
В классической древности эта территория составляла побережье Чаона , расположенное на северо-западе Эпира . [ 21 ] Эллинистический, римский и позднеантичный археологический материал, обнаруженный на поверхности возле этих укреплений и при археологических раскопках в некоторых из них, связан с созданием комаи ( греч . κώμη /κώμαι , «деревня (деревни) без стен»). [ 22 ] ) типа сельских поселений, построенных вблизи них. Эти заброшенные укрепленные сооружения жители комаи должны были использовать лишь в случае опасности. [ 20 ] В Кепаро было обнаружено римское поселение, датируемое периодом между началом имперского периода и III веком нашей эры. [ 23 ]
Было высказано предположение, что древнее укрепление Кароса было вновь заселено в поздней античности, и его постройки предположительно датируются VI-VII веками нашей эры, поскольку некоторая керамика и керамика, найденные на этом месте, датируются более поздним византийским периодом. [ 24 ]
Османский период
В 1501 году деревнями в регионе Химара управляли собственные старейшины, а традиционным местом собраний региона была местность Спилеа, недалеко от деревни Кепаро. Некоторые деревни пользовались большими привилегиями, чем другие, поскольку им были предоставлены капеданы - потомственные лидеры, выполнявшие военные функции, особенно в отношении набора кадров. Семья Джика носила этот титул в Кепаро, и майор по имени Атанасио Джика упоминался в неаполитанских документах, касающихся вербовки королем в этом регионе в конце 18 века. Помимо этих капедан, в деревнях региона Химара не было уникальных лидеров, а скорее совет, состоявший из глав местных фисов или братств, известных в соответствующих документах как приматы. [ 25 ] В 1583 году Клепаро (Кепаро) был включен в список деревень Сопота Нахие , который был административным подразделением Санджака Албании в составе Османской империи . [ 26 ]
В 1722 году Кепаро населяли этнические албанцы. Миссионер восточного обряда Джузеппе Широ из Арбереш города Пьяна-дельи-Альбанези на Сицилии посетил регион Химара в 1722 году благодаря связям, основанным на том, что основатели Пьяна-дельи-Альбанези были выходцами из региона Химара. [ 27 ] В том же году деревни Химара, Паласа, Илиас, Вуно, Пилур и Кепаро отказались подчиниться паше Дельвины. [ 28 ]
В деревне есть православная церковь Святого Димитрия , датированная 1760 годом, одна из девяти церквей в Албании, посвященных сегодня этому святому. [ 29 ] Церковь была построена в период, когда давление на обращение в ислам было сильным . [ 30 ] Еще одна церковь, стоящая в центре поселения, — церковь Святой Марии, построенная в 1796 году. [ 31 ]
Греческая школа Кепаро, сохранившаяся до сих пор, датируется началом 19 века. Он был построен в то время, когда в регионе процветало греческое образование. [ 32 ] Позже, в 1860 году, греческую школу спонсировали греческие национальные благотворители Евангелос и Константинос Заппас . В 1898-1899 годах в Кепаро действовали три греческие школы: начальная, средняя и женская, в которых обучалось всего 100 учеников. [ 33 ]
Во время Балканских войн (1912–1913) местные жители нападали и убивали общины из соседних мусульманских деревень, опасаясь, что последние будут завербованы османской армией против Кепаро. Жителей Кепаро поддерживали боеприпасами расквартированные в этом районе греческие подразделения. [ 34 ] Наряду с другими соседними деревнями жители Кепаро и Вуно поддерживали вооруженные действия греческой армии во время Балканских войн. [ 35 ]
Современный период
В 1912-1913 годах Кепаро был грекоязычным поселением. [ 36 ] По словам Мартина Урбана в 1938 году, Кепаро входил в число греческих деревень Химары, а албанскими были Пилур, Вуно и Кудхес. [ 37 ] Николас Хаммонд рассказал, что деревня образовалась в 1930-х годах на южной границе грекоязычного кармана, город Химара (город) . центром которого был [ 38 ]
В межвоенный период село было грекоязычным. [ 39 ] После 1957 года деревня разделилась на две части: Новый Кепаро, где сконцентрировалось население, и Старый Кепаро. [ 40 ] В том же году правительство Народной Республики Албания построило главную дорогу вдоль побережья, что расширило экономические и другие возможности в этом районе. [ 40 ] Водный канал, построенный возле дороги, стал фактором, который со временем заставил людей поселиться возле моря, в результате чего деревня разделилась на части: Старый Кепаро и Новый Кепаро. [ 40 ] Прибрежный Нью-Кепаро является центром обеих деревень, где расположены государственные службы и проводится общественная деятельность. [ 40 ] В посткоммунистической Албании около двух третей сельского населения эмигрировали из Кепаро. [ 40 ] Остальные люди занимались развитием села, строя новые дома и уделяя особое внимание повышению качества жизни. [ 40 ] Позже эта территория стала туристическим направлением, и Новому Кепаро пришлось столкнуться с проблемами, связанными с неконтролируемым разрастанием городов и ростом населения. [ 40 ] Эмиграция в основном затронула Старый Кепаро, население которого сократилось, многие старые дома остались необитаемыми и находятся в разном состоянии. [ 40 ]
География

Кепаро расположен на западном склоне горы Гживлаш, на высоте около 450 метров (1480 футов) над уровнем моря. В древние времена Кепаро располагался на холме Кастели. Позже его жители поселились немного ниже, на склоне Гживлаша, к юго-востоку от холма Кастели, чтобы быть ближе к своим полям и спастись от зимнего холода. С 1957 года Кепаро был разделен на Старую деревню ( албанский : Fshati i vjetër , греческий : Άνω или Παλαιό Κηπαρό ) и Новую деревню ( албанский : Fshati i ri , греческий : Κάτω или Νέο Κηπαρό ). [ 41 ]
На востоке Кепаро ограничен деревней Борш, на северо-востоке - с Чорраджем, на севере - с Кудхесом, на северо-западе - с Пилури, на западе - с городом Химара, а на юге и юго-западе - с Ионическим морем. Замок Порто -Палермо , вероятно, построенный венецианцами и позднее использовавшийся Али-пашой для защиты от химариотов, является частью территории Кепаро. [ 42 ]
Кепаро выращивал оливки на протяжении веков, как упоминалось в начале 19 века в работе Франсуа Пуквиля , Наполеона Бонапарта генерального консула при дворе Али-паши в Янине . [ 43 ] Свидетельством тому являются столетние оливковые деревья, до сих пор существующие в деревне.
Демография
Кепаро в начале 1990-х годов был в основном населен албаноязычным населением, многие из которых были православными христианами. [ 44 ] В 1995 году Калливретакис подсчитал, что православное албанское население населяло Кепаро Поштме (нижний район), а греческое население населяло Кепаро Сиперме/Άνω Κηπαρό, Ано Кипаро (верхний район). [ 45 ] Эта цифра, также принятая Нициакосом, представляет местную демографию в 2010 году. [ 46 ] Сегодня Кепаро — албанскоязычная деревня. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Современный Кепаро разделен на две части: старая часть (или верхняя часть) расположена на холме c. 300–400 метров над уровнем моря, а новая часть (нижняя часть) тянется вдоль прибрежной дороги и медленно спускается к побережью Ионического моря. [ 47 ]
Албанские местные диалекты являются частью южного Тоска , а точнее, подгруппы . Лаберишта [ 48 ] Лабариштский вариант албанского языка, на котором говорят в Кепаро, имеет много общих черт с арберешским языком . родственным ему [ 49 ] [ 50 ] Местная албанская идиома, на которой говорят в деревне, включает заимствованные слова, восходящие к старой фазе греческого языка. [ 51 ]
Греческие заимствования также свидетельствуют о особенности цитакизма, которая типична для различных греческих идиом, включая идиому Химары , например, в случае фореши (костюм), шимэ (флаг). [ 52 ] Кепаро является частью общей и едва отслеживаемой области греческого языкового субстрата, которая включает в себя обе стороны Ионического моря, как видно из местных топонимов. [ 53 ]
Деревня состоит из следующих кварталов или братств ( албанский : vellazeri ): Баллегурас, Брагджинт и Пошчере, Браджинт и Сиперме, Дхимегёнас, Гикебитай, Мертокай, Ндрегджин, Печолат, Погдан и Рушат . Каждое братство имело своего покровителя. [ 54 ] Сегодня подавляющее большинство местных жителей переехали в соседнюю Грецию в поисках постоянной или сезонной работы. [ 55 ]
Туризм
Кепаро – одно из любимых туристических мест Албанской Ривьеры . Два отеля и несколько гостевых домов обслуживают туристов на небольших пляжах.
Известные достопримечательности включают: пещеру Френгу, Хунда-э-Мадхе, пляж Скалома и древнюю гавань. [ 56 ]
Известные люди
- Персефони Кокедхима , албанский партизан, народный герой и член Албанского национально-освободительного движения.
- Андон Кесари , албанский актёр и режиссёр.
- Георгиос Стефану , офицер греческой жандармерии и революционер.
- Андреа Варфи , албанский поэт и националист.
См. также

Ссылки
- ^ Зия Джоли, Юлли Вейсиу, изд. (2009). Албанский энциклопедический словарь: Н-Ж и приложение . Академия наук Албании . п. 2149. ИСБН 9789995610326 .
- ^ «Местоположение Кепаро» . Проверено 20 июня 2010 г.
- ^ «Закон № 115/2014» (PDF) (на албанском языке). п. 6376 . Проверено 25 февраля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Джозеф, Брайан; Новик, Александр; Соболев Андрей; Спиро, Аристотель (2018). «Греки и албанцы в Паласе и окрестностях: репортаж с места» (PDF) . Материалы 8-й Международной конференции новогреческих диалектов и лингвистической теории (MGDLT8), Гирокастер, 4–6 октября 2018 г .: 70.
Этнолингвистическая ситуация в регионе Химара лучше всего описывается с точки зрения языков, на которых говорят в деревнях в территории, а именно наречии албаноязычных деревень Вуно, Кепаро, Кудхес и Пилур (Мемушай и Грилло 2009),1 а также Дримадес (Дхерми в его албанском названии), Паласа и сама Химара, где, по мнению албанских исследователей, наряду с албанским языком также говорят на греческом языке (Мемушай 2004: 180, Демирадж 2006, Сотири 2006: 264).
- ^ Jump up to: а б Сотири, Наташа (2001). Речь и топонимия Кепароя . Академия наук Албании . п. 13. ISBN 9789992775905 .
жители Кепароя одноязычны, албаноязычны, хотя очень близки к городу Химара, жители которого двуязычны (албанско- и грекоязычны). На другом берегу Химары находится деревня Вуно, которая также говорит по-албански; после Вуноя следует Дермиу, который является албанским и грекоязычным [жители Кепаро одноязычны, албанскоязычны, хотя они очень близки к городу Химара, жители которого двуязычны (албанско- и грекоязычны). На другом берегу Химары находится деревня Вуно, которая также говорит по-албански; после Вуно следует Дерми, говорящий на албанском и греческом языках]
- ^ Jump up to: а б Мемушай, Рами; Грилло, Хелена (2009). «Венди и сэ фольмес сэ Химарес нэ диалектин югор тэ шкипес» [Место химарской речи в южном диалекте албанского языка]. Studime Filologjike (1–2): 29–62. ISSN 0563-5780 .
Чтобы определить этническое происхождение данного сообщества, язык может использоваться в качестве важного элемента. Сравнение речи данного сообщества с речью соседних с ним сообществ позволяет ответить на поставленный вопрос. Если большинство языковых особенностей территориального варианта встречается в других соседних вариантах, то это является доказательством того, что эти общности имеют одно этническое происхождение. Именно по этому пути мы проследили в нашей статье для определения этнической принадлежности муниципалитета Химара, в который входят город Химара и деревни Паласса, Дерми, Вуно, Илиас, Пилур, Кудхес и Кепаро. Город Химара, деревни Дерми и Паласса двуязычны на греческом и албанском языках, в то время как другие деревни являются одноязычными, но в любой из двуязычных деревень албанский язык является родным языком их носителей.
- ^ Jump up to: а б Грегорич, Наташа. «Спорные пространства и согласованные идентичности в Дерми/Дримадах района Химара/Химара, Южная Албания» (PDF) . Университет Новой Горицы . п. 63. Архивировано из оригинала (PDF) 10 июня 2011 года . Проверено 15 августа 2010 г.
В своих повседневных разговорах местные жители Дерми, Паласе и Химары в основном используют греческий диалект и частично южноалбанский (тоскский) диалект, тогда как жители Илиаса, Вуно, Кепаро, Кудхеса и Пилура в основном говорят на албанском тоске. диалект
- ^ Мукли, Хелена Грилло. «Топонимика как макроструктура и микроструктура (исследование топонимии Химарского округа)» . Диакрония : 496 . Проверено 6 ноября 2023 г.
местные жители Илиаса, Вуно, Кепаро, Кудхеса и Пилура в основном говорят на южноалбанском (тоскском) диалекте.
- ^ Jump up to: а б Кириази 2008 , с. 7.
- ^ Флористан 1992 , с. 74.
- ^ Кочи 1991 , стр. 44, 48–49, 58–59.
- ^ Чип и машина 2016 , с. 61.
- ^ Бейко, Лоренц (2002). «Микенское присутствие и влияние в Албании» . Греческое влияние на восточном побережье Адриатического моря . Книжний Круг: 12, 21, 24. ISBN. 9789531631549 . Проверено 4 апреля 2020 г.
Однако все они относятся к очень позднему микенскому периоду, LHIIIC Late (1100-1030 гг. до н. э.)… и датируются также LHIIIC Late. Важно отметить, что в этот период довольно широкое распространение имели предметы повседневного обихода микенского типа. Важнейшим классом материалов из этих изделий являются орудия труда: двойные топоры и однолезвийные бронзовые кинфесы микенского типа (рис. 3). Двойные топоры встречаются в Харе, Бутринте, Саранде, Кепаро, Ллешане и т. д., а однолезвийные ножи встречаются в Барче, Малике, Пажке, Кукесе, Мате, Вайзе.
- ^ Бунгури, Адем (2012). «Бронзовые двойные топоры из Албании » Иллирия . 36 .
- ^ Кочи 1991 , стр. 39, 58–59.
- ^ Гджипали 2007 , стр. 117–118: «Из изучения укреплённых поселений в западной Каонии (Химара, Кароси, Бадра, Гьяшньяри, Стилло, Бутринт, Каливо, Вагалат и др.) данные до сих пор говорят об укреплении этих поселений в эпоху поздней бронзы. и железные периоды в начале 12. Похоже, что внутренние, но и внешние факторы продиктовали их усиление процесса социально-экономической дифференциации и создания социальной стратификации, где правила племенная аристократия и из этих поселений наиболее могущественные устанавливали гегемонию над другими. Эта ситуация была источником конфликтов и войн, которые диктовали нам принятие защитных мер. можно отметить давление, исходящее с соседних территорий Греции, где неопределенность и волнения начинаются с падением микенской цивилизации и продолжаются в «темный период» (XII – VIII н. э.) Именно в этот период укрепление поселений становится обычным явлением».
- ^ Кочи 1991 , с. 61.
- ^ Ципа, Криледкан (2017). «Химара в эллинистический период. Анализ исторических, эпиграфических и археологических источников» . Новаенсия . 28:68 . Проверено 25 апреля 2023 г.
- ^ Чип и машина 2016 , с. 76.
- ^ Jump up to: а б Чип и Машина 2016 , с. 77.
- ^ Чипа и Мешини 2016 , стр. 59, 61.
- ^ «Древнегреческий (LSJ)» . ЛСЖ . 21 сентября 2023 г. Проверено 8 ноября 2023 г.
- ^ Шпуза 2022 , с. 100.
- ^ Боуден, Уилл (2015). «Справочник позднеантичных памятников Эпира-Ветуса» . academia.edu . п. 107.
- ^ Валентини, Джузеппе (1956). Право сообщества – в албанской правовой традиции . Флоренция: Валлекки Эдоре. стр. 271–272.
кроме них, в деревнях не было единых вождей, а был только совет вождей «фисов» или братства (V). в этих документах называются «записями»
- ^ Люк, Дэвид (1975). «Следы в средневековой топонимике Сопотского региона». Албанская этнография (т. 8). Академия наук: 172.
Нахия-э-Сопот, часть Санджака в Албании... В год, о котором идет речь (1583), Нахия-э-Сопот насчитала 10 деревень, а не 12, как зафиксировано в предыдущей переписи, а это были: Сопот - 100 трактиров, Черная Горица – 37 трактиров, Зилехова (где был неизвестно) – 120 трактиров, Клепаро (Кепарой), Пикернас (Пикераси), Русати (где он находился, неизвестно), Комати (который может быть Черрикой) и Эфтерани (Фтерра).
- ^ Бартл, Питер (1991). «К топографии и истории Химары» . Мюнхенский журнал балкановедения . 8 . ISBN 9783878281962 .
Nach der Relation von Giuseppe Schirò su dem Jahre 1722 Waren von del 14 Himariotischen Ortschaften Drei (Himara Dhermi und Palasa) «di nationale greci», die restlichen 11 (Илиас, Вуно, Каларат, Пилури, Кепаро, Пичеррас, Лукова, Сен- Василь, Хундекова, Нивица и Бубари и Лекура) wurden als "di nationale albanesi" bezeichnet
- ^ Албанская этнография . Том. 15. Академия наук РПШ, Институт истории, сектор этнографии. 1987. с. 199.
- ^ Элси, Роберт (декабрь 2000 г.). Словарь албанской религии, мифологии и народной культуры . Издательство Нью-Йоркского университета. п. 65. ИСБН 0-8147-2214-8 .
- ^ Гиакумес, Георгиос К. (1996). Памятники православия в Албании . Школа Дукас. стр. 88. ISBN 978-960-7203-09-0 .
- ^ Лемос, Ад, Аль Хнайфес, Алтинсой и др., 2018: стр. 19
- ^ Жоао, Ретт Лемос; Ризки, Пратама Ад; Мутасем, Аль-Хнайфес; Айше, Алтынсой, 2018: с. 20: «Также в деревне находится 200-летняя школа, построенная в то время, когда греческое образование распространялось во всех деревнях Влёры».
- ^ Кольцида, Афина. «Внимание – Университет Аристотеля в Салониках – Псифиотики» Образование в Северном Эпире в поздний период Османской империи (PDF) (на греческом языке). Университет Салоник. п. 174 . Проверено 27 декабря 2014 г.
- ^ Кинли, Кристофер (3 сентября 2021 г.). «Балканская война в Эпире: религиозная идентичность и непрерывность конфликта» . Журнал балканских и ближневосточных исследований . 23 (5): 667–683. дои : 10.1080/19448953.2021.1935077 . ISSN 1944-8953 . Проверено 2 ноября 2023 г.
В Химаре жители деревни Кепаро использовали боеприпасы, предоставленные греческими солдатами, чтобы убивать своих соседей-мусульман, которые, как они боялись, помогут османам в их уничтожении.
- ^ Лемос, Ад, Аль Хнайфес, Алтинсой и др., 2018: стр. 17
- ^ Петтифер, Джеймс; Поултон, Хью; Греция, MRG (1994). Южные Балканы . Группа по правам меньшинств. п. 32. ISBN 978-1-897693-75-9 .
- ^ Казер, Карл (1992). Пастухи, бойцы, племенные герои: истоки и современность Балканского патриархата (на немецком языке). Бёлау Верлаг Вена. п. 208. ИСБН 978-3-205-05545-7 .
Только три албанские деревни были типичными родовыми деревнями. 93 Остальные деревни были греческими.
- ^ Хаммонд, Николас Джеффри Лемприер (1967). Эпир: география, древние руины, история и топография Эпира и прилегающих территорий . Кларендон П.п. 122.
Грекоязычная деревня Кепаро. В 1930 году эта деревня была южной окраиной грекоязычного кармана, центром которого является Химара.
- ^ Хаммонд Николас Джеффри Лемприер. Эпир: география, древние руины, история и топография Эпира и прилегающих территорий . Кларендон П., 1967, с. 122: «»в грекоязычную деревню Кепаро».
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Кроси, Энкела (2017). Круглогодичный туризм на Албанской Ривьере: пример Кепаро (PDF) (магистратура). Университет Эпока. п. 28 . Проверено 30 марта 2022 г.
- ^ Муниципалитет Химаре . п. 5, 12.
- ^ Ндаруринзе, Рената (2008). Откройте для себя Албанию: по следам Скандербега (на немецком языке). Берлин: Трешер Верлаг. п. 243. ИСБН 978-3-89794-125-0 .
- ^ «Я вижу, что это место полно оливковых рощ» ... в: Пуквиль, FCHL, Путешествие в Морею, Константинополь, Албанию и некоторые другие части Османской империи в 1798, 1799, 1800 и 1801 годах . Париж Ше Габон, 1805 г. [1]
- ^ Гиакумес, Георгиос К. (1996). Памятники православия в Албании . Школа Дукас. стр. 88. ISBN 978-960-7203-09-0 .
Кипаро: Раньше в деревне говорили по-гречески, как следует из названия. Сейчас его населяют преимущественно албанцы, среди которых большое количество православных.
- ^ Калливретакис, Леонидас (1995). « Греческая община Албании с точки зрения исторической географии и демографии ». Николакопулос, Илиас, Кулубис Теодорос А. и Танос М. Веремис (ред.). Греки Албании [Греки Албании] . Афинский университет. стр. 51. "E Греки, А албанские православные христиане? стр. 53. "QEPARO POSTHME KIPARO 854 AH? КЕПАРО СИПЕРМЕ GARDEN UPPER 461 E"
- ^ Нициакос, Василис (2010). На границе: трансграничная мобильность, этнические группы и границы вдоль албанско-греческой границы . Берлин: Лит. п. 99. ИСБН 9783643107930 .
Деревнями, говорящими исключительно на греческом языке, кроме Химаре, являются Кепаро, Сиперме, Дерми и Палас.
- ^ Бон, Наташа Грегори (1 января 2008 г.). Пространства несоответствия: этнография пространства и места в деревне Дерми/Дримадес, Южная Албания (и словенский язык). Издательство ЗРК. п. 47. ИСБН 978-961-254-083-8 .
- ^ Гджинари, Йорги (1989). Диалекты албанского языка (на албанском языке). Академия наук Албании, Институт лингвистики. п. 57.
- ^ Тотони, М (1971). Албанская диалектология I, Наблюдения за языком курвелеш (английский: Албанская диалектология I, Наблюдения за языком курвелеш ) (на албанском языке). п. 85.
- ^ Сотири, Наташа (2001). Диалект и топонимия Кепарой (на албанском языке). Академия наук Албании. п. 13. ISBN 99927-759-0-4 . ОЛ 3756700М .
Таким образом, жители Кепароя одноязычны, албаноязычны, хотя очень близки к городу Химара, жители которого двуязычны (албанско- и грекоязычны). На другом берегу Химары находится деревня Вуно, которая также говорит по-албански; после Вуноя идет Дермиу, говорящий по-албански и по-гречески. (на английском языке: Таким образом, жители Кепаро одноязычны и говорят по-албански, хотя мы очень близки к городу Химара, жители которого двуязычны (говорят на албанском и греческом языках). На другой стороне Химары находится деревня Вуно, которая также говорит по-албански, после Вуно идет Дерми, говорящий по-албански и по-гречески)
- ^ Киризайс, Д.; Спироу, А. (2011). Современная греческая диалектология: греческие идиомы Албании . Афины: Афинская академия - ILNE, стр. 192–193. ISBN 978-960-404-217-3 .
- ^ Кириазис, Дорис (2007). «Отношения греческой идиомы Химары с другими новогреческими идиомами» . Изучение греческого языка (на греческом языке). 26 . Аристотелеио Панепистемио Салоники: 202.
- ^ Кириазис, Дорис (2018). «Лексические и ономасиологические соответствия между греческими диалектами Великой Греции, Ионических островов, Эпира и Южной Албании» . Международная конференция: Балканские и южнославянские анклавы в Италии: языки, диалекты и идентичности : 2 . Проверено 9 ноября 2023 г.
- ^ Улькини, К. «Феномены древней социальной организации в Химаре и Сули». Албанская этнография (на французском языке). XV (1987). Тирана: 201.
- ^ Лемос, Ад, Хнайфес, Альтинсо и др. (2018), с. 17
- ^ «Кепаро» . Муниципалитет Химаре . Проверено 24 апреля 2023 г.
Библиография
- Жоао, Ретт Лемос; Ризки, Пратама Ад; Мутасем, Аль-Хнайфес; Айше, Алтинсой (2018). Устойчивые модели сохранения и возрождения наследия: предложение для исторических деревень Вуно и Кепаро, Албания . Технический университет Берлина . ISBN 978-3-9812769-8-5 . Проверено 6 ноября 2023 г.
- Чипа, Криледжан; Мешини, Мэриглен (2016). «Новые данные о предгородских укреплениях Юго-Западной Албании» [Новые данные о предгородских укреплениях Юго-Западной Албании]. Иллирия . 40 : 59–95.
- Флористан, Дж. М. (1992). «Контракты Химарры с Неаполитанским королевством в XVI и начале 17 веков». Эритея (13): 53–87.
- Гджипали, Илир (2007). «Доисторические исследования в Юго-Западной Албании» . Иллирия . 33 (1): 107–133. дои : 10.3406/iliri.2007.1067 .
- Кочи, Яно (1991). «Доисторические укрепления на побережье Чаон /Les Fortifications Préhistoriques de la Côte Chaonienne» . Иллирия . 21 : 39–64. дои : 10.3406/iliri.1991.1581 .
- Шпуза, Саймир (2022). Романизация Южной Иллирии и Хаонии . Коллекция Французской школы Рима. Публикации Французской школы Рима. ISBN 9782728310982 .
- Васюченек, Михал (2012). «Возвращение к этнической солидарности в Османской империи: чины и местные политические элиты в Молдавии и Валахии 17 века». В Сарияннисе, Маринос (ред.). Новые тенденции в османских исследованиях: доклады, представленные на 20-м симпозиуме CIÉPO в Ретимно, 27 июня – 1 июля 2012 г. Университет Крита – факультет истории и археологии.
- Кириази, Дори (2008). «Рецензия: Н. Сотири, Диалект и топонимия Кепаро [Ιδίωμα και τοπωνυμικό του Кепаро]» (PDF) . Альбаноэлленика . 3 .
Дальнейшее чтение
- Видманн, Карло Аурелио; Паладини, Филиппо Мария (редактор): Депеши с Корфу - 1794–1797 гг . Венеция, Ла Мальконтента, 1997.
- Иналджик, Халил: Датировано 835 годом хиджры: Sûret-i Defter-i Sancak-i Arvanid [ Копия финансового отчета провинции Арванид (Албания), 1431 год нашей эры ]. Текст был опубликован с предисловием Халила Инальчика. Помимо текста, имеется Закон Авлонии, датированный 991 г. по хиджре, 1 карта и 29 факсимиле. (Из изданий Турецкого исторического общества, XIV серия – № 1. Книги Тахрир.) Типография Турецкого исторического общества – Анкара. 1954, с. 27–28.
- Регион Химара: Официальный сайт муниципалитета. [2]