Армяно-еврейские отношения
Армяно-еврейские отношения сложны, часто по политическим и историческим причинам.
Сравнения
[ редактировать ]
Армян Геноцида и евреев часто сравнивали как в академической, так и в неакадемической литературе, по крайней мере, с начала 20 века, часто в контексте армян и Холокоста . [ 1 ] [ 2 ] который наряду с геноцидом в Камбодже и геноциде в Руанде считается одним из самых громких геноцидов 20 века. [ 3 ] Историки, журналисты, политологи отмечают ряд сходств между двумя этническими группами: широкое расселение по миру, сравнительно небольшой размер, прежнее отсутствие государственности , тот факт, что обе страны в значительной степени окружены мусульманами и в основном враждебно настроены. странах, их влиятельное лобби в США , их успехи в бизнесе и в качестве образцовых меньшинств , и даже их успехи в шахматах . [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
Чарльз Уильям Уилсон написал в 11-м издании Британской энциклопедии (1911 г.): [ 9 ]
Армяне по своей сути являются восточным народом, обладающим, как и евреи, на которых они похожи своей исключительностью и широким распространением, замечательной расовой стойкостью и способностью приспосабливаться к обстоятельствам.
Во время своего визита в Армению в 2012 году министр сельского хозяйства Израиля Орит Нокед заявила: «Мы похожи друг на друга своей историей, характером, небольшой численностью населения и наличием общин за границей». [ 10 ]
История
[ редактировать ]Первые контакты между армянами и евреями относятся к древности. Тигран Великий , при котором Армения достигла своего наибольшего развития, поселил тысячи евреев в Армении в I веке до нашей эры. [ 11 ] Сегодня в Армении осталась лишь небольшая, в основном русифицированная еврейская община численностью 800 человек. [ 12 ]
Армяне проживали в Израиле на протяжении веков. Армянский Патриархат Иерусалима был основан в 638 году. Он расположен в Армянском квартале , самом маленьком из четырех кварталов Старого города Иерусалима . Согласно исследованию 2006 года, только в Старом городе проживают 790 армян. [ 13 ]
Одно из самых ранних упоминаний об армянах и евреях содержится в книге французского путешественника Обри де Ла Мотре «Путешествие по Европе, Азии и частям Африки» 1723 года , где автор пишет, что армяне и евреи «считаются более честный» по сравнению с греками в Османской империи . [ 14 ]
Израиль поддержал Азербайджан в первой Нагорно-Карабахской войне против Армении в начале 1990-х годов. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] По данным журнала Turkish Weekly , «хорошие отношения Турции и Израиля с Грузией и Азербайджаном вызывают в Ереване теории заговора, а радикальные армяне утверждают, что евреи играют главную роль в этой «великой антиармянской стратегии»». [ 18 ] Израиль также оказывал значительную поддержку Азербайджану оружием и боеприпасами во время второй Нагроно-Карабахской войны , как сообщается, это делается в обмен на азербайджанскую энергию и доступ к Ирану. [ 19 ] Продажи Израилем оружия Азербайджану подверглись критике как в Армении, так и в Израиле [ 20 ] [ 21 ] и обострило отношения между двумя странами. [ 22 ]
В 2004 году частная телекомпания АЛМ, принадлежащая Тиграну Карапетяну, «использовала платформу для распространения взглядов, изображающих евреев как сомнительную расу, стремящуюся доминировать в Армении и во всем мире». В 2005 году Армен Аветисян, лидер небольшой радикальной националистической партии «Армянско-арийский союз», был арестован по обвинению в разжигании межнациональной розни. Мемориал Холокоста в ереванском парке подвергся вандализму в 2004 году. [ 23 ]
Нурхан Манугян , армянский патриарх Иерусалима, заявил, что к армянам относятся как к «гражданам третьего сорта». [ 24 ] В 2023 году произошло все большее количество инцидентов, разжигающих ненависть в отношении Армянского патриархата, его священников и армянского бизнеса. [ 25 ] при этом наблюдался общий рост числа нападений евреев на христиан в Иерусалиме. [ 26 ] Армянский Патриархат Иерусалима и Греческая Православная Церковь осудили нападение на святое место в армяно-греческой церкви Святой Марии , выразив сожаление по поводу неадекватных действий правоохранительных органов и отсутствия осуждения, которое привело к дальнейшему увеличению числа нападений. [ 27 ] [ 28 ]
Антисемитизм в Армении
[ редактировать ]Согласно опросу ADL , проведенному в 2014 году, около 58 процентов армян выразили антисемитские тенденции и предрассудки, а 80 процентов армян заявили, что они не встречали еврея. [ 29 ]
Президент Еврейской общины Армении Рима Варжапетян-Феллер заявила 23 января 2015 года, что «Еврейская община чувствует себя в Армении защищенной, и власти уважают ее права, культуру и традиции. В Армении семитизм, и у нас хорошие отношения с армянами. Конечно, в общине есть определенные проблемы, вытекающие из общей ситуации в стране». [ 30 ]
Согласно докладу о соблюдении прав человека в стране за 2022 год, опубликованному Госдепартаментом США , «наблюдатели оценили еврейское население страны в от 500 до 1000 человек. Члены еврейской общины сообщили о заметном улучшении за год и снижении уровня антисемитизма по сравнению с предыдущим годом». году, когда после интенсивных боевых действий с Азербайджаном осенью 2020 года в обществе усилились антисемитские настроения, как сообщается, из-за применения азербайджанцами оружия израильского производства. Представитель еврейской общины сообщил, что из России прибыли сотни евреев. с февраля сообщалось только о положительном опыте в стране». [ 31 ]
Позиция евреев и Израиля по геноциду армян
[ редактировать ]
«История посла Моргентау» (1918 г.), один из основных первоисточников, обсуждающих геноцид армян , была написана Генри Моргентау-старшим , американским евреем. Точно так же «Сорок дней Муса-Дага» (1933), один из самых известных романов о геноциде, был написан Францем Верфелем , австрийским евреем. [ 32 ] Рафаэль Лемкин , польский еврейский юрист, придумал концепцию геноцида как преступления против человечества , основываясь на армянском опыте. [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ]
Вокруг признания Израилем геноцида армян разгорелся спор. предполагает Яир Аурон , что Израиль не хочет портить свои отношения с Турцией и хочет сохранить «уникальность» Холокоста. [ 36 ]
В 2001 году министр иностранных дел Израиля Шимон Перес назвал геноцид армян «бессмысленным». В ответ историк и эксперт по геноциду Исраэль Чарни обвинил Переса в том, что он «перешел моральные границы, которые ни один еврей не должен позволить себе нарушить». В своем письме Пересу Чарни заявил:
Похоже, что из-за вашего желания развивать очень важные отношения с Турцией вы были готовы обойти тему геноцида армян в 1915–1920 годах... возможно, в вашей широкой перспективе потребностей государства Израиль , ваша обязанность - обойти и воздержаться от обсуждения этой темы с Турцией, но, как еврей и израильтянин, мне стыдно за то, до какой степени вы сейчас вошли в диапазон фактического отрицания геноцида армян, сравнимого к отрицанию Холокоста. [ 37 ]
В 2008 году Йосеф Шагал , бывший израильский парламентарий от правого крыла партии «Исраэль Бейтейну», в интервью азербайджанским СМИ заявил: «Я считаю глубоко оскорбительным и даже кощунственным сравнивать Холокост европейского еврейства во время Второй мировой войны с массовым истреблением Армянский народ во время Первой мировой войны был убит, потому что они были евреями, но армяне спровоцировали Турцию и должны винить себя». [ 38 ]
Кнессет . не проголосовал за законопроект о геноциде армян в 2011 году [ 39 ] Спикер Кнессета Реувен Ривлин , среди его сторонников, заявил: «Мой долг как еврея и израильтянина — признавать трагедии других народов». [ 40 ]
После некоторой предыдущей оппозиции еврейские лоббистские группы в Соединенных Штатах присоединились к призыву правительства США признать геноцид армян. Массовый активизм американских евреев оказал влияние на этот вопрос. [ 41 ] В 2014 году известный Американский еврейский комитет почтил память жертв геноцида армян. AJC призвал правительство Турции не только предоставить полный доступ к историческим записям того мрачного периода, но и обратить внимание на реалии, которые раскрывают эти записи. [ 42 ] В 2015 году Еврейский совет по связям с общественностью принял резолюцию о геноциде армян, призывающую Конгресс США и президента США признать геноцид армян. [ 43 ]
Известные люди смешанного армяно-еврейского происхождения
[ редактировать ]- Левон Аронян (отец-еврей, мать-армянка), армянский гроссмейстер по шахматам. [ 44 ]
- Елена Боннэр (отец-армянин, мать-еврейка), советская и российская правозащитница. [ 45 ] [ 46 ]
- Сергей Довлатов (отец-полуеврей, мать-армянка), советский журналист и писатель. [ 47 ]
- Гарри Каспаров (отец-еврей, мать-армянка), советский и российский гроссмейстер, которого многие считают величайшим шахматистом. [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ]
- Евгений Петросян (отец-армянин, мать-еврейка), российский комик [ 51 ]
- Арам Сароян (отец-армянин, мать-еврейка), американский поэт (сын Уильяма Сарояна и Кэрол Грейс )
- Ричард Шепард (отец-еврей, мать-армянка), американский кино- и телережиссер [ 52 ]
- Джеки Спейер (отец-еврей, мать-армянка), женщина-конгрессмен США из Калифорнии [ 53 ]
- Майкл Вартан (отец армянин, болгарин и венгерец, мать еврейка), франко-американский актер кино и телевидения. [ 54 ] [ 55 ]
- Зураб Жвания (отец-грузин, мать смешанного еврейско-армянского происхождения), грузинский политик [ 56 ] [ 57 ]
- Майкл Артин (отец наполовину армянин и мать наполовину еврейка), американский математик [ 58 ]
- Джо Страммер (армянский прадед и немецко-еврейская прабабушка), британский музыкант [ 59 ]
- Армен Вайцман (армянское и европейское еврейское происхождение), американский актер [ 60 ]
- Максин Кассен , американская поэтесса [ 61 ]
- Питер Габель (мать-полуармянка, отец-еврей; сын Арлин Фрэнсис и Мартина Габель ), [ 62 ] [ 63 ] академик права, редактор Tikkun журнала
- Артем Оганов , российский кристаллограф-теоретик. [ 64 ]
Известные армяно-еврейские браки
[ редактировать ]- Долорес Зограб (армянка) и Генри Л. Либманн (еврей)
- Уильям Сароян (армянин) и Кэрол Грейс (еврейка) [ 65 ]
- Tigran Petrosian (Armenian) and Rona Yakovlevna Avinezer (Jewish) [ 66 ] [ 67 ]
- Михаил Ботвинник (еврей) и Гаяне Давидовна Ананова (армянка) [ 66 ]
- Levon Ter-Petrosyan (Armenian) and Lyudmila Ter-Petrosyan (Jewish) [ 68 ]
- Рубен Варданян (армянин) и Вероника Зонабенд (еврейка) [ 69 ]
- Эмиль Артин (отец-армянин) и Натали «Наташа» Наумовна Ясны (отец-еврей) [ 58 ]
- Garik Martirosyan (Armenian) and Zhanna Levina (Jewish) [ 70 ]
- Leonid Khachiyan (Armenian) and Olga Pischikova Reynberg (Jewish) [ 71 ]
- Abram Alikhanov and Slava Solomonovna Roshal (Jewish)
См. также
[ редактировать ]Работает
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- (на французском языке) Турабиан, Арам. Франция: армяне и евреи [английский: Армяне и евреи]. 1938 год
- Мазиан, Флоренция (1990). Почему Геноцид?: Армянский и еврейский опыт в перспективе . Эймс: Издательство Университета штата Айова. ISBN 978-0-8138-0143-8 .
- Varzhapetyan, Vardvan (1995). Армяне и евреи: цифры, даты, имена [Armenians and Jews: numbers, dates, names] (in Russian). Yerevan: NOY. ISBN 9785727000137 .
- Мелсон, Роберт (1996). Революция и геноцид: об истоках Геноцида армян и Холокоста . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-51991-3 .
- Ованнисян, Ричард Г .; Майерс, Дэвид Н. (1999). Просвещение и диаспора: армянские и еврейские случаи . Атланта: Scholars Press. ISBN 978-0-7885-0604-8 .
- Аурон, Яир (2000). Банальность безразличия: сионизм и геноцид армян . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издатели транзакций. ISBN 978-1-4128-4468-0 .
- Кизер, Ханс Лукас ; Шаллер, Доминик Дж. (2002). Геноцид Холокост армян и Цюрих: Chronos Verlag . ISBN 978-3-0340-0561-6 .
- Лачинер, Седат; Кая, Ибрагим (2003). Армянский вопрос и евреи . Анкара: Издательство Университета Анкары. ISBN 978-975-92445-3-8 .
- Мандель, Мод С. (2003). После геноцида: армяне и евреи во Франции двадцатого века . Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка. ISBN 978-0-8223-3121-6 .
- Гючлю, Ючел (2012). Холокост и случай Армении в сравнительной перспективе . Лэнхэм, Мэриленд: Университетское издательство Америки. ISBN 978-0-7618-5782-2 .
Статьи
[ редактировать ]- (на немецком языке) Софер, Лео: Армяне и евреи . Журнал демографии и статистики евреев , том 3 (1907), № 5, стр. 65–69.
- (на немецком языке) Вайсенберг, Самуэль. «Армяне и евреи». Специальная перепечатка из Архива антропологии Брауншвейга 13, № 4 (1914), 383–387.
- Надель-Голобич, Элеонора. « Армяне и евреи в средневековом Львове. Их роль в восточной торговле 1400–1600 гг. », Cahiers du Monde russe et советский , Vol. 20, № 3/4 (июль-декабрь 1979 г.), с. 345–388, Школа перспективных исследований в области социальных наук , Париж.
- Чарни, Израиль В. «Турки, армяне и евреи». Книга Международной конференции по Холокосту и Геноциду: Книга первая. Программа конференции и кризис . 1983.
- Декмеджян, Р. Грайр . «Детерминанты геноцида: армяне и евреи на примере». Геноцид армян в перспективе (1986): 92–94.
- Дадрян, Ваагн Н . «Совпадающие аспекты армянского и еврейского геноцида. Новая интерпретация концепции Холокоста». Исследования Холокоста и геноцида 3.2 (1988): 151–169.
- (на немецком языке) Хейнсон, Г. «Армяне и евреи как тестовый пример для удаления трех столетий Герберта Иллига » Этика и социальные науки: Форум по спорам для рассмотрения культуры (EuS) 8.4 (1997): 490.
- (на французском языке) Коэн, Рая. «Геноцид армян в коллективной еврейской памяти». Записные книжки иудаизма 3 (1998): 113–122.
- Дадрян, Ваагн Н. «Историко-правовая взаимосвязь между Геноцидом армян и еврейским Холокостом: от безнаказанности к карающему правосудию». Йельский журнал международного права 23 (1998): 503.
- Шмидингер, Томас (2005). « Армянин, как и еврей, является паразитом за пределами своей родины» О геноциде армянского населения Османской империи» (PDF) (на немецком языке). Венский университет .
- Марутян, Арутюн (2011). «Структурные особенности памяти о еврейском Холокосте и Геноциде армян» . Патма-Банасиракан Хандес (на армянском языке) (2). Ереван: Национальная академия наук Армении : 24-46. ISSN 0135-0536 .
- Тауб, Райан. « Диаспорическая идентичность в американской армянской и еврейской литературе » . Университет Флориды . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 г.
Другой
[ редактировать ]- Бен-Рафаэль, Элиезер (2009). «Специальная двойная сессия: Родина и принимающая сторона: сравнение армян и евреев» (PDF) . Уппсала, Швеция: Шведская коллегия перспективных исследований в области социальных наук . Проверено 12 августа 2013 г.
- Бен-Рафаэль, Элиезер (11–14 июня 2009 г.). «Родина и Родина: сравнение армян и евреев» (PDF) . Ереван: Международный институт социологии . Проверено 14 августа 2013 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Санджян, Ара. «Ричард Ованнисян и Дэвид Майерс, Просвещение и диаспора: случаи армян и евреев (рецензия на книгу на английском языке)», Арменологическое обозрение Айказяна , том. 21 (2001), стр. 405–410. См . здесь : «Конечно, это не первая попытка сравнить определенные аспекты армянской и еврейской истории. Однако предыдущие сравнительные усилия в основном касались Геноцида армян 1915 года в сочетании с еврейским Холокостом во время Второй мировой войны. "
- ^ «Армения» . Еврейская виртуальная библиотека . Проверено 12 августа 2013 г.
Судьба и образ жизни армян в некоторых существенных чертах сравниваются с судьбой и образом жизни евреев.
- ^ Джонс, Адам (2013). Геноцид: всестороннее введение . Рутледж. п. 268. ИСБН 978-1-134-25981-6 .
- ^ Бернс, Джон Ф. (14 июня 1982 г.). «Долгое путешествие Уильяма Сарояна из Фресно на землю его предков» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 16 августа 2013 г.
Как и евреи и другие рассеянные народы, армяне воспитали гордость, выходящую за пределы их гористого уголка Закавказья, немногим превышающего Вермонт, который является всем, что осталось от империи, которая в древнем мире стояла на одном уровне с Византией и Персией.
- ^ Келлер, Билл (11 сентября 1988 г.). «Армения и ее соседи только расходятся» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 16 августа 2013 г.
Как и израильтян, армян объединяет яркое чувство виктимности, возникшее после резни турками 1,5 миллиона армян в 1915 году. Армяне воспитаны на этой истории геноцида и чувствуют себя окруженными реальными или потенциальными врагами - исламским Азербайджаном, Ираном и Турцией.
- ^ Призрак, Майкл (15 июля 1994 г.). «Армяне мучительно страдают на войне, но с гордостью и решимостью» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 16 августа 2013 г.
Подобно Израилю, еще одной маленькой стране, окруженной врагами с поразительно схожим характером и историей, Армения ставит свою целеустремленную цель – суровый горный анклав Нагорный Карабах в Азербайджане – превыше всего.
- ^ Эдмондс, Дэвид (18 ноября 2009 г.). «Лев и тигр» . Перспектива . Проверено 25 августа 2013 г.
Параллели между евреями и армянами поразительны. Обе страны имеют сплоченную диаспору: за пределами страны проживает более чем в три раза больше этнических армян, чем внутри страны, а денежные переводы являются ключом к поддержанию экономики. Обе страны имеют сильные лоббистские группы в Вашингтоне. Оба чрезмерно гордятся достижениями своей этнической группы: певица Шер и теннисист Андре Агасси — американцы, которых армяне считают своими. У обоих есть истории, отмеченные трагедиями, формирующими идентичность. И Израиль, и Армения – маленькие страны и шахматные гиганты.
- ^ Брайс, Джеймс (1877). Закавказье и Арарат: Записки отпускного путешествия осенью 1876 года . Лондон: Macmillan and Co. p. 311 .
Армяне — необыкновенный народ, с упорством в естественной жизни, едва ли уступающим упорству евреев, и, возможно, даже более замечательным, поскольку оно не было навязано им такими постоянными преследованиями.
- ^ Британская энциклопедия (11-е изд.). 1911 год .
- ^ «Министр сельского хозяйства Израиля говорит о сходстве историй армян и евреев» . Армянское зеркало-зритель . 20 апреля 2012 года . Проверено 30 августа 2013 г.
- ^ Нойснер, Джейкоб (1965). История евреев в Вавилонии, тома 1–5 . Архив Брилла. п. 27 .
Тигран взял в плен большое количество евреев и депортировал их в Армавир и Вардгес на реке Ксах, которые стали крупным торговым центром.
- ^ «Армения» . Национальная коалиция в поддержку советского еврейства . Архивировано из оригинала 6 июля 2011 года . Проверено 16 августа 2013 г.
- ^ Иерусалим Старый город Городская структура и геополитические последствия (PDF) . Международный центр мира и сотрудничества. 2009. с. 43. ИСБН 978-965-7283-16-5 . Архивировано из оригинала (PDF) 28 сентября 2013 года . Проверено 30 августа 2013 г.
- ^ Обри де ла Мотре (1723 г.). Путешествие А. де ла Мотре по Европе, Азии и частям Африки . Лондон: Напечатано для автора. п. 189 .
- ^ Р. Храйр Декмеджян и Ованн Х. Симонян. Неспокойная вода: Геополитика Каспийского региона , 2003, с. 125 «Помимо коммерческих связей, Израиль оказал решительную поддержку Азербайджану в его конфликте с Арменией из-за Нагорного Карабаха, которая, как сообщается, включала военную помощь».
- ^ Седат Лачинер, Мехмет Озджан, Ихсан Бал. Ежегодник USAK по международной политике и праву, 2010 г. , Vol. 3, с. 322 «Израиль был одним из стратегических партнёров и сторонников Азербайджана в Нагорно-Карабахской войне с Арменией».
- ^ Бахруз Балаев, Право на самоопределение на Южном Кавказе: Нагорный Карабах в контексте , Lexington Books, 2013, с. 73 «Израиль поддержал Азербайджан в его конфликте с Арменией за анклав Нагорный Карабах».
- ^ Лачинер, Седат (2002). «Еврейский скептицизм Армении и его влияние на армяно-израильские отношения» . Журнал турецкого еженедельника . Архивировано из оригинала 9 марта 2016 года . Проверено 30 августа 2013 г.
- ^ «92 рейса с израильской базы свидетельствуют об экспорте оружия в Азербайджан» . Гаарец . Проверено 23 марта 2023 г.
- ^ Рубин, Майкл (08 марта 2023 г.). «Принятие Азербайджана подрывает стратегические интересы и моральное положение Израиля» . 19 Сорок Пять . Проверено 23 марта 2023 г.
- ^ «Израильские ученые просят Израиль: прекратить продажу оружия Азербайджану» . Национальные новости Израиля . 18.10.2020 . Проверено 23 марта 2023 г.
- ^ «Армения отзывает посла в Израиле из-за продажи оружия Азербайджану» . Рейтер . 01.10.2020 . Проверено 23 марта 2023 г.
- ^ Даниелян, Эмиль (26 января 2005 г.). «Армения: евреи страны встревожены зарождающимся антисемитизмом» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . Проверено 30 августа 2013 г.
- ^ « Мы — граждане третьего сорта», — говорит Армянский Патриарх Иерусалима» . Гаарец . 29 июня 2012 года . Проверено 31 августа 2013 г.
- ^ «Армяне в Иерусалиме живут под прицелом ненависти» . Иерусалимский постхристианский мир . Проверено 23 марта 2023 г.
- ^ «В Иерусалиме растет число нападений на христиан» . Le Monde.fr . 04 февраля 2023 г. Проверено 23 марта 2023 г.
- ^ Сотрудники АФП и ТОИ. «Греческая церковь осуждает «теракт» после того, как священнослужители подверглись нападению на святое место Иерусалима» . www.timesofisrael.com . Проверено 23 марта 2023 г.
- ^ «Армянский Патриархат Иерусалима осуждает нападение на Гефсиманскую церковь Святой Марии» . Общественное радио Армении . Проверено 23 марта 2023 г.
- ^ «Антидиффамационная лига» . global100.adl.org . Проверено 4 января 2021 г.
- ^ Участник, гость (23 января 2015 г.). «Мировое еврейство не может стать инструментом в руках антиармянских пропагандистов» . Армянский еженедельник . Проверено 24 ноября 2020 г.
{{cite web}}
:|last=
имеет общее имя ( справка ) - ^ БЮРО ДЕМОКРАТИИ, ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ТРУДА. «ОТЧЕТ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА АРМЕНИЯ 2022» (PDF) . Проверено 23 марта 2023 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Бушинский, Джей (20 августа 2004 г.). «Геноцид армян: взгляните в лицо душераздирающей правде истории» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 3 сентября 2013 г.
- ^ Яир Аурон . Банальность отрицания: Израиль и Геноцид армян . Издательство Transaction, 2004. с. 9: «Когда Рафаэль Лемкин придумал слово «геноцид» в 1944 году, он привел уничтожение армян в 1915 году как яркий пример геноцида»
- ^ Уильям Шабас . Геноцид в международном праве: преступления преступлений . Издательство Кембриджского университета, 2000. стр. 25: «Интерес Лемкина к этой теме восходит к его временам, когда он был студентом Львовского университета, когда он внимательно следил за попытками привлечь к ответственности виновных в массовых убийствах армян»
- ^ А. Дирк Мозес . Геноцид и общество поселенцев: насилие на границе и украденные дети коренных народов в истории Австралии . Berghahn Books, 2004. с. 21: «Возмущенный тем, что виновные в геноциде армян в значительной степени избежали судебного преследования, Лемкин, который был молодым государственным прокурором в Польше, начал в начале 1930-х годов лоббировать международное право, криминализирующее уничтожение таких групп».
- ^ Дер Мугрдечян, Барлоу (декабрь 2000 г.). «Доктор Яир Аурон анализирует реакцию евреев на Геноцид армян посредством новых исследований» . Хе Шаржум . Калифорнийский государственный университет, Центр арменоведения Фресно. Архивировано из оригинала 18 июля 2013 года . Проверено 30 августа 2013 г.
- ^ Фиск, Роберт (18 апреля 2001 г.). «Переса обвиняют в отрицании «бессмысленного» армянского Холокоста» . Независимый . Архивировано из оригинала 16 апреля 2009 года . Проверено 30 августа 2013 г.
- ^ Депутат парламента Израиля: "Считаю глубоко оскорбительными и даже богохульственными попытки сравнивать Катастрофу европейского еврейства в годы Второй мировой войны с массовым истреблением армянского народа в годы Первой мировой войны" . Day.Az (на русском языке). 28 марта 2008 года . Проверено 30 августа 2013 г.
- ^ «Израильский министр призывает признать геноцид армян» . Рейтер . 12 июня 2012 года . Проверено 30 августа 2013 г.
- ^ Лис, Джонатан (31 мая 2011 г.). «Спикер Кнессета работает над признанием геноцида армян» . Гаарец . Проверено 30 августа 2013 г.
- ^ Банерджи, Нила (19 октября 2007 г.). «Армянский вопрос представляет собой дилемму для евреев США» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 4 сентября 2013 г.
- ^ «АЕК отдает дань памяти жертвам Медс Егерна» (пресс-релиз). АЕК. 23 апреля 2014 г. Архивировано из оригинала 2 октября 2015 г. Проверено 6 декабря 2015 г.
- ^ «Резолюция о Геноциде армян» . Еврейский совет по связям с общественностью. 16 октября 2015 г. Архивировано из оригинала 16 ноября 2018 г. Проверено 6 декабря 2015 г.
- ^ Эдмондс, Дэвид (18 ноября 2009 г.). «Лев и тигр» . Перспектива . Проверено 9 октября 2013 г.
- ^ Шукман, Гарри (21 июня 2011 г.). «Елена Боннэр: советский диссидент и правозащитник, проводивший кампанию вместе со своим мужем Андреем Сахаровым» . Независимый .
- ^ Стэнли, Алессандра; Швирц, Майкл (19 июня 2011 г.). «В 88 лет скончалась Елена Боннэр, вдова Сахарова» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Рад, Джон (1990). Литература в изгнании . Дарем: Издательство Университета Дьюка. п. 96 . ISBN 978-0-8223-0987-1 .
- ^ Шефлер, Гил (8 апреля 2013 г.). «UN Watch наградит Каспарова наградой за права человека» . Еврейское телеграфное агентство . Проверено 9 октября 2013 г.
- ^ «Гарри Каспаров » энциклопедия Британская Получено 9 октября.
- ^ Бауэр, Лорел (12 сентября 1993 г.). «Движения ментального матадора» . Чикаго Трибьюн . Проверено 9 октября 2013 г.
- ^ "А всему виной телефон ..." Central Jewish Resource. Archived from the original on 4 March 2016 . Retrieved 9 October 2013 .
Евгений Петросян, у которого мама еврейка. А вы знаете, что считается не по папе - армянин, а по маме - еврей.
- ^ Аркун, Арам (15 июня 2012 г.). «Два голливудских мира Ричарда Шепарда» . Армянское зеркало-зритель . Проверено 9 октября 2013 г.
- ^ «Джеки Спейер» . Джей-стрит . Архивировано из оригинала 22 февраля 2014 года . Проверено 9 октября 2013 г.
- ^ Вартанян, Храг (1 апреля 2004 г.). «Майкл Вартан: лицо, которое трудно забыть» . Армянский Всеобщий Благотворительный Союз . Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 года . Проверено 9 октября 2013 г.
- ^ Блум, Нейт (3 июня 2005 г.). «Знаменитые евреи» . Еженедельно . Архивировано из оригинала 13 марта 2006 года.
- ^ «Премьер-министр Грузии гордится, что его мать армянка» . PanARMENIAN.Net . 10 июня 2004 г.
- ^ «Еврейская община скорбит о внезапной кончине премьер-министра Грузии» . Федерация еврейских общин СНГ. 3 февраля 2005 г. Архивировано из оригинала 24 марта 2005 г. Проверено 9 октября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б О'Коннор, Джон Дж.; Робертсон, Эдмунд Ф. , «Армяно-еврейские отношения» , Архив истории математики MacTutor , Университет Сент-Эндрюс
- ^ Салевич, Крис (2006). Песня искупления: Баллада о Джо Страммере . Нью-Йорк: Макмиллан. стр. 35, 205. ISBN. 978-0-571-21178-4 . OCLC 76794852 .
- ^ «Hard Knocks, серия № 308 импровизаций для людей с Мэттом Бессером в сериале Earwolf» .
- ^ «Максина Кассен» . pw.org . Поэты и писатели . Архивировано из оригинала 20 сентября 2021 года.
Идентификация как: американец армянского происхождения, еврей.
- ^ Вакин, Дэниел Дж. (1 июня 2001 г.). «Арлин Фрэнсис, актриса и телеведущая, 93 года» . Нью-Йорк Таймс .
Г-жа Фрэнсис родилась Арлин Фрэнсис Казанджян 20 октября 1907 года в Бостоне, в семье армянского иммигранта.
- ^ Стерлинг, Кристофер Х. (13 мая 2013 г.). Биографический словарь радио . Рутледж. стр. 150–151. ISBN 978-1-136-99376-3 . Проверено 18 сентября 2021 г.
- ^ "Артем Оганов" (in Russian). Made by Russians. September 14, 2015. Archived from the original on 12 July 2023 . Retrieved 12 July 2023 .
Я наполовину армянин, наполовину еврей.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Хомбергер, Эрик (11 августа 2003 г.). «Кэрол Мэттау» . Хранитель .
- ^ Перейти обратно: а б Сосонко, Геннадий (2013). Чемпионы мира, которых я знал Новое в шахматах. п. 235 . ISBN 9789056914844 .
- ^ "Приемный сын девятого шахматного короля тиграна петросяна: "папа совсем не хотел становиться чемпионом мира. Это его мама заставила" " . Fakty (in Russian). 13 August 2009. Archived from the original on 1 December 2019.
- ^ Ишханян, Ваан (4 июля 2008 г.). «Удобная цель: рост антисемитизма как провокация против Тер-Петросяна» . АрменияСейчас . Архивировано из оригинала 17 января 2017 года.
Жена Тер-Петросяна Людмила - еврейка.
- ^ Шимпфёссль, Элизабет (2018). Богатые россияне: от олигархов к буржуазии . Издательство Оксфордского университета . п. 201 . ISBN 9780190677763 .
- ^ "Жанна Левина-Мартиросян: "Люблю прозу с изюминкой" " . Jewish.ru (in Russian). 14 December 2018. Archived from the original on 18 February 2020.
По национальности я еврейка, мои родители – и мама, и папа – евреи, но я, наверное, не очень правильная еврейка.
- ↑ Дочь Хачияна, Анна, блоггер: «Анна Хачиян» . Твиттер . 23 августа 2016 г. Проверено 18 февраля 2020 г. .
Будучи армянином и евреем, я должен согласиться.
; «Анна Хачиян» . Твиттер. 4 декабря 2019 г. . Проверено 18 февраля 2020 г. .я (пренебрежительный, бинаристический, гиперкритичный русский армянин/еврей)