Пачамама
Пачамама | |
---|---|
Земля, жизнь, урожай, сельское хозяйство, урожай, плодородие | |
![]() Изображение Пачамамы в космологии, иллюстрированное Хуаном де Санта-Крусом Пачакути Ямки Салькамайгуа (1613 г.), по изображению в Храме Солнца Куриканча в Куско. | |
Другие имена | Мама Пача, Мать-Земля, Королева Пачамама |
Область | Анды ( Империя инков ) |
Родители | Виракоча |
Супруга | Создатель Земли , Солнце |
Потомство | Ты Мама Килла |
Пачамама — богиня, почитаемая народами Анд коренными . В мифологии инков она богиня типа « Мать-Земля ». [ 1 ] и богиня плодородия , которая управляет посадкой и сбором урожая, олицетворяет горы и вызывает землетрясения . Она также вездесущее и независимое божество, обладающее собственной творческой силой для поддержания жизни на этой земле. [ 1 ] Ее святилищами являются священные скалы или стволы легендарных деревьев, а ее художники представляют ее взрослой женщиной, несущей урожай картофеля или листьев коки . [ 2 ] Четыре космологических принципа кечуа – Вода, Земля, Солнце и Луна. [ 2 ] - заявляют, что Пачамама является их основным источником. Священники приносят ей в жертву лам , куй ( морских свинок ) и изысканные миниатюрные обожженные одежды. [ 3 ] Пачамама — мать Инти, бога солнца, и Мама Киллы, богини луны. Говорят, что Мама Килла — жена Инти.
После испанской колонизации Америки они обратили коренное население региона в католицизм . Из-за религиозного синкретизма фигура Девы Марии ассоциировалась у многих коренных жителей с фигурой Пачамамы. [ 4 ]
Когда андские культуры сформировали современные нации, фигура Пачамамы все еще считалась доброжелательной, щедрой на свои дары, [ 5 ] и местное название Матери-Природы . В 21 веке многие коренные народы Южной Америки основывают экологические проблемы на этих древних верованиях, говоря, что проблемы возникают, когда люди берут слишком много у природы, потому что они берут слишком много у Пачамамы. [ 6 ]
Этимология
[ редактировать ]Пачамама ( пача + мама ) обычно переводится как Мать-Земля. Более дословным переводом было бы «Мать Мира» (на языках аймара и кечуа ). [ 7 ] К богине инков можно обращаться по-разному; Основной способ - Пачамама. Другие ее имена: Мама Паша, Ла Пачамама и Мать-Земля.
Современные ритуалы
[ редактировать ]
Пачамаме и ее сыну-мужу Инти поклоняются как доброжелательным божествам в местности, известной как Тавантинсую . Тавантинсую — это название бывшей империи инков , и этот регион простирается через Андские горы на территории современной Боливии , Эквадора , Чили , Перу и северной Аргентины . Перед встречами и праздниками люди обычно произносят тост в честь Пачамамы. совершают особый вид возлияния, известный как хала В некоторых регионах люди ежедневно . Они проливают небольшое количество чичи на пол для богини, а затем выпивают остальное.
В Пачамаме есть особый день поклонения, который называется Martes de challa (вторник Чаллы). Люди закапывают еду, бросают конфеты и сжигают благовония, чтобы поблагодарить Пачамаму за урожай. В некоторых случаях празднующие помогают традиционным священникам, известным как ятири на языке аймара, в выполнении древних обрядов, призванных принести удачу или добрую волю богини, таких как принесение в жертву морских свинок или сжигание зародышей ламы (хотя сегодня это редкость). Фестиваль совпадает с христианским праздником Масленицы , который также отмечается среди католиков как Карнавал или Марди Гра .
Центральным ритуалом Пачамамы является Чалла или Паго (плата). Он проводится в течение всего августа, а во многих местах также в первую пятницу каждого месяца. Другие церемонии проводятся в особое время, например, при отъезде в путешествие или при прохождении апачеты . По словам Марио Рабея и Родольфо Мерлино, аргентинских антропологов, изучавших андскую культуру с 1970-х по 1990-е годы,
«Самый важный ритуал — это чаллако. Чальяко — это деформация слов кечуа «ч'аллай» и «чаллакуй», которые относятся к действию по настойчивому опрыскиванию. [ 7 ] На нынешнем языке крестьян южных Центральных Анд слово «чаллар» используется в значении «накормить и напоить землю». [ 8 ] Чальяко представляет собой сложную серию ритуальных шагов, которые начинаются в семейных жилищах накануне вечером. Они готовят особую еду – тайтинча . Церемония завершается у пруда или ручья, где люди возносят дань уважения Пачамаме, включая «еду, напитки, листья коки и сигары». [ 8 ] [ 9 ]
Бытовые ритуалы
[ редактировать ]Ритуалы в честь Пачамамы проводятся круглый год, но особенно много их в августе, прямо перед посевной. [ 2 ] Поскольку август — самый холодный месяц зимы в южных Андах, люди чувствуют себя более уязвимыми для болезней. [ 2 ] Поэтому август считается «сложным месяцем». [ 2 ] В это тревожное время жители Анд верят, что они должны быть в очень хороших отношениях с природой, чтобы сохранить себя, свой урожай и домашний скот здоровыми и защищенными. [ 2 ] Для этого семьи проводят очищающие ритуалы, сжигая растения, дрова и другие предметы, чтобы отпугнуть злых духов, которых, как считается, в это время больше. [ 2 ] Люди также пьют мате (южноамериканский горячий напиток), который, как считается, приносит удачу. [ 2 ]
В ночь перед 1 августа семьи готовятся почтить память Пачамамы, готовя всю ночь. [ 2 ] Затем хозяин собрания проделывает яму в земле. [ 2 ] Если почва выходит хорошо, значит, год будет хороший; в противном случае год не будет обильным. [ 2 ] Прежде чем кому-либо из гостей будет разрешено есть, хозяин должен сначала подать тарелку с едой Пачамаме. [ 2 ] Оставленную еду выливают на землю и читают молитву Пачамаме. [ 2 ]
Воскресный парад
[ редактировать ]Главной достопримечательностью фестиваля Пачамама является воскресный парад. Оргкомитет фестиваля ищет самую пожилую женщину общины и выбирает ее «Королевой года Пачамамы». [ 2 ] Впервые эти выборы состоялись в 1949 году. Женщины из числа коренного населения, особенно женщины старшего возраста, рассматриваются как воплощения традиций и живые символы мудрости, жизни, плодородия и воспроизводства. Избранную королеву Пачамаму сопровождают гаучо , которые объезжают площадь на своих лошадях и приветствуют ее во время воскресного парада. Воскресный парад считается кульминацией фестиваля. [ 2 ]
Пачамаму также называют почтенным духом, руководящим современными церемониями аяуаски в западной культуре.
Поклонение Нью Эйдж
[ редактировать ]С конца 20-го века в стиле Нью-Эйдж Анд возникла практика поклонения Пачамаме среди белых и метисов . Верующие совершают еженедельное ритуальное богослужение, которое проводится по воскресеньям и включает в себя обращения к Пачамаме на языке кечуа, хотя некоторые упоминания могут быть и на испанском языке. [ 10 ] У них есть храм, внутри которого находится большой камень с медальоном, символизирующим группу Нью Эйдж и ее верования. Чаша с землей справа от камня символизирует Пачамаму из-за ее статуса Матери-Земли. [ 10 ]
Некоторые туристические агентства воспользовались зарождающимся в Андских сообществах движением «Новый век» (взятым из ритуальных практик кечуа), чтобы побудить туристов посетить места инков. Туристам, посещающим такие места, как Мачу-Пикчу и Куско, также предоставляется возможность принять участие в ритуальных подношениях Пачамаме. [ 6 ] [ 11 ]
Пачамама и христианство
[ редактировать ]Многие ритуалы, связанные с Пачамамой, практикуются в сочетании с христианскими ритуалами до такой степени, что многие семьи одновременно являются христианскими и пачамамистас. [ 9 ]
По мнению ученого Мануэля Марзаля, в современном Перу культ Пачамамы в некоторых случаях принял христианские черты или был переосмыслен в рамках католической религии. Обряды, подобные подношению Пачамаме, включали «определенные христианские символы и молитвы», а также были «объектом христианских интерпретаций», как скрытых, так и явных. Одна из этих интерпретаций заключается в том, что Пачамама представляет собой природную щедрость, созданную Богом. Для некоторых жителей Анд, пишет он, «Пачамама утратила свою первоначальную идентичность и превратилась в символ провидения единого Бога или [...] священную реальность, которая кормит человечество от имени Бога». [ 12 ]
Подобным же образом Папа Иоанн Павел II в двух проповедях, произнесенных в Перу и Боливии, определил почитание Пачамамы как древнее признание божественного провидения, которое в некотором смысле стало прообразом христианского отношения к творению. 3 февраля 1985 года он заявил, что «ваши предки, отдавая дань земле (Мама Паша), не делали ничего иного, как признавали доброту Бога и его благотворное присутствие, которое давало им пищу посредством земли, которую они обрабатывали. ." [ 13 ] 11 мая 1988 года он заявил, что Бог «знает, что нам нужно от пищи, которую производит земля, этой разнообразной и выразительной реальности, которую ваши предки называли «Пачамама», и которая отражает работу божественного провидения, поскольку она предлагает нам свои дары для благо человека». [ 14 ]
Марзал также утверждает, что для некоторых жителей Анд Пачамама сохраняет «посредническую роль» между Богом и человеком в преимущественно католических рамках, аналогичных роли святых. [ 15 ] Некоторые ученые-этнографы также отмечают синкретическое отождествление Пачамамы с Девой Марией. [ 16 ] Пачамаму иногда синкретизируют как Деву Канделарии . [ 17 ]
В октябре 2019 года произведения искусства коренных народов Амазонки были выставлены в садах Ватикана и в римской церкви накануне Синода епископов Панамазонского региона . Деревянные скульптуры в форме беременной женщины были ошибочно названы в средствах массовой информации «Пачамама» и впоследствии использовались в качестве их обозначения, несмотря на то, что они не соответствовали традиционному изображению Пачамамы, а скульптуры на мероприятии назывались «Богоматерь Амазонки». . [ 18 ] Папа Франциск , назвав их Пачамама , извинился, когда их украли и бросили в Тибр нападавшие, обвинившие их в идолопоклонстве. В своем заявлении Папа пояснил, что при доставке статуй в Ватикан «не было никакого идолопоклоннического намерения». Кардинал Герхард Мюллер заявил: «Великой ошибкой было принести идолов в церковь, а не потушить их». [ 19 ] [ 20 ]
Политическое использование
[ редактировать ]Вера в Пачамаму занимает видное место в перуанском национальном повествовании. Бывший президент Алехандро Толедо провел символическую инаугурацию 28 июля 2001 года на вершине Мачу-Пикчу. На церемонии религиозный старейшина кечуа принес подношение Пачамаме. [ 6 ] Некоторые андские интеллектуалы идентифицируют Пачамаму как пример автохтонии .
Бывший президент Боливии Эво Моралес в своих выступлениях на протяжении всего своего президентства упоминал имя Пачамамы, а также использовал язык и символику, которые нравились коренному населению Боливии. [ 21 ] [ 22 ]
См. также
[ редактировать ]- Атабей
- Бхуми
- Гайя
- Движение богини
- Закон о правах Матери-Земли
- Мать-богиня
- Мать-природа
- Фестиваль Пачамама
- Уиллка Раймонд
- Гастротека пакчамама
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Дрансарт, Пенни . (1992) «Пачамама: Мать-Земля Инков с длинной развевающейся одеждой». Платье и пол: создание и значение. Эд. Рут Барнс и Джоан Б. Эйхер . Нью-Йорк/Оксфорд: Берг. 145-63. Распечатать.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Мэтьюз-Салазар, Патрисия. (2006) «Стать полностью индийцами: гаучо, королевы Пачамамы и туристы в переделке Андского фестиваля». Фестивали, туризм и социальные изменения: переделка миров. Эд. Дэвид Пикард и Майк Робинсон. Np: Публикации просмотра каналов. 71–81.
- ^ Мурра, Джон В. (1962). «Ткань и ее функции в государстве инков» . Американский антрополог . 64 (4): 714. doi : 10.1525/aa.1962.64.4.02a00020 .
- ^ Мерлино, Родольфо и Марио Раби (1992). «Сопротивление и гегемония: местные культы и централизованная религия в Южных Андах». Аллпанчис (на испанском языке) (40): 173–200. дои : 10.36901/allpanchis.v24i40.799 .
- ^ Молини, Антуанетта (2004). «Воскрешение инков: роль индийских представителей в создании перуанской нации». История и антропология . 15 (3): 233–250. дои : 10.1080/0275720042000257467 . S2CID 162202435 .
- ^ Jump up to: а б с Хилл, Майкл (2008). «Инка крови, Инка души». Журнал Американской академии религии . 76 (2): 251–279. doi : 10.1093/jaarel/lfn007 . ПМИД 20681090 . S2CID 20198583 .
- ^ Jump up to: а б Лира, Джордж А. (1944). Ккечува – Испанский словарь (на испанском языке). Тукуман, Аргентина
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Марио Раби и Родольфо Мерлино (1988). Хорхе Флорес Очоа (ред.). «Ритуально-стадное управление у пастухов Аргентинского нагорья». Лламичос и Пакочерос: пастухи лам и альпака (на испанском языке). Куско, Перу: 113–120.
- ^ Jump up to: а б Мерлино, Родольфо и Марио Раби (1983). «Пастухи Южного Андского Альтиплано: религиозность, территория и экологический баланс» . Аллпанчис (на испанском языке). 15 (21). Куско , Перу: 149–171. дои : 10.36901/allpanchis.v15i21.888 . S2CID 224855452 .
- ^ Jump up to: а б Хилл, Майкл Д. (2010). «Миф, глобализация и метисы в андской религии нового века». Этноистория . 57 (2): 263–289. дои : 10.1215/00141801-2009-063 .
- ^ Гомес-Баррис, Макарена (1 ноября 2012 г.). «Андские переводы: туризм нью-эйдж и культурный обмен в Священной долине, Перу». Латиноамериканские перспективы . 39 (6): 68–78. дои : 10.1177/0094582X12454561 . S2CID 144458589 .
- ^ Марзал, Мануэль (2002). Зачарованная земля: трактат о религиозной антропологии Латинской Америки . Издательство Тротта. стр. 198–205. ISBN 978-84-8164-566-8 .
- ^ Иоанн Павел II (3 февраля 1985 г.). «Проповедь в Куско, Перу» .
- ^ Иоанн Павел II (11 мая 1988 г.). «Проповедь в Кочабамбе, Боливия» .
- ^ Марзал, стр. 411–412.
- ^ Марзал, с. 414.
- ^ Мануэль Паредес Исагирре. «МИРОВОЗЗРЕНИЕ И РЕЛИГИОЗНОСТЬ В ПРАЗДНИКЕ» (на испанском языке). Архивировано из оригинала 28 августа 2010 г. Проверено 15 февраля 2010 г.
- ^ Хорн, Трент. «Пачамама, безбрачие и амазонский синод» . www.catholic.com . Католические ответы . Проверено 6 апреля 2022 г.
- ^ «Извинения Папы Франциска за кражу статуй Амазонки» . Новости Би-би-си . 25 октября 2019 г. . Проверено 8 сентября 2021 г.
- ^ «Взгляд The Guardian на «языческих идолов» в Ватикане: войны между церковными культурами должны беспокоить всех нас» . Хранитель . 31 октября 2019 года . Проверено 8 сентября 2021 г.
- ^ «Информационные услуги Латинской Америки» . Июль 2006.
- ^ Козлов, Николас (07 августа 2007 г.). Уго Чавес: нефть, политика и вызов США . Пэлгрейв Макмиллан. п. 171 . ISBN 9781403984098 .
пахамамаморалес.
Внешние ссылки
[ редактировать ]