Jump to content

Пачамама

(Перенаправлено с Мама Паша )
Пачамама
Земля, жизнь, урожай, сельское хозяйство, урожай, плодородие
Изображение Пачамамы в космологии, иллюстрированное Хуаном де Санта-Крусом Пачакути Ямки Салькамайгуа (1613 г.), по изображению в Храме Солнца Куриканча в Куско.
Другие имена Мама Пача, Мать-Земля, Королева Пачамама
Область Анды ( Империя инков )
Родители Виракоча
Супруга Создатель Земли , Солнце
Потомство Ты
Мама Килла

Пачамама — богиня, почитаемая народами Анд коренными . В мифологии инков она богиня типа « Мать-Земля ». [ 1 ] и богиня плодородия , которая управляет посадкой и сбором урожая, олицетворяет горы и вызывает землетрясения . Она также вездесущее и независимое божество, обладающее собственной творческой силой для поддержания жизни на этой земле. [ 1 ] Ее святилищами являются священные скалы или стволы легендарных деревьев, а ее художники представляют ее взрослой женщиной, несущей урожай картофеля или листьев коки . [ 2 ] Четыре космологических принципа кечуа – Вода, Земля, Солнце и Луна. [ 2 ] - заявляют, что Пачамама является их основным источником. Священники приносят ей в жертву лам , куй ( морских свинок ) и изысканные миниатюрные обожженные одежды. [ 3 ] Пачамама — мать Инти, бога солнца, и Мама Киллы, богини луны. Говорят, что Мама Килла — жена Инти.

После испанской колонизации Америки они обратили коренное население региона в католицизм . Из-за религиозного синкретизма фигура Девы Марии ассоциировалась у многих коренных жителей с фигурой Пачамамы. [ 4 ]

Когда андские культуры сформировали современные нации, фигура Пачамамы все еще считалась доброжелательной, щедрой на свои дары, [ 5 ] и местное название Матери-Природы . В 21 веке многие коренные народы Южной Америки основывают экологические проблемы на этих древних верованиях, говоря, что проблемы возникают, когда люди берут слишком много у природы, потому что они берут слишком много у Пачамамы. [ 6 ]

Этимология

[ редактировать ]

Пачамама ( пача + мама ) обычно переводится как Мать-Земля. Более дословным переводом было бы «Мать Мира» (на языках аймара и кечуа ). [ 7 ] К богине инков можно обращаться по-разному; Основной способ - Пачамама. Другие ее имена: Мама Паша, Ла Пачамама и Мать-Земля.

Современные ритуалы

[ редактировать ]
Музей Пачамамы в Аргентине

Пачамаме и ее сыну-мужу Инти поклоняются как доброжелательным божествам в местности, известной как Тавантинсую . Тавантинсую — это название бывшей империи инков , и этот регион простирается через Андские горы на территории современной Боливии , Эквадора , Чили , Перу и северной Аргентины . Перед встречами и праздниками люди обычно произносят тост в честь Пачамамы. совершают особый вид возлияния, известный как хала В некоторых регионах люди ежедневно . Они проливают небольшое количество чичи на пол для богини, а затем выпивают остальное.

В Пачамаме есть особый день поклонения, который называется Martes de challa (вторник Чаллы). Люди закапывают еду, бросают конфеты и сжигают благовония, чтобы поблагодарить Пачамаму за урожай. В некоторых случаях празднующие помогают традиционным священникам, известным как ятири на языке аймара, в выполнении древних обрядов, призванных принести удачу или добрую волю богини, таких как принесение в жертву морских свинок или сжигание зародышей ламы (хотя сегодня это редкость). Фестиваль совпадает с христианским праздником Масленицы , который также отмечается среди католиков как Карнавал или Марди Гра .

Центральным ритуалом Пачамамы является Чалла или Паго (плата). Он проводится в течение всего августа, а во многих местах также в первую пятницу каждого месяца. Другие церемонии проводятся в особое время, например, при отъезде в путешествие или при прохождении апачеты [ эс ] . По словам Марио Рабея и Родольфо Мерлино, аргентинских антропологов, изучавших андскую культуру с 1970-х по 1990-е годы,

«Самый важный ритуал — это чаллако. Чальяко — это деформация слов кечуа «ч'аллай» и «чаллакуй», которые относятся к действию по настойчивому опрыскиванию. [ 7 ] На нынешнем языке крестьян южных Центральных Анд слово «чаллар» используется в значении «накормить и напоить землю». [ 8 ] Чальяко представляет собой сложную серию ритуальных шагов, которые начинаются в семейных жилищах накануне вечером. Они готовят особую еду – тайтинча . Церемония завершается у пруда или ручья, где люди возносят дань уважения Пачамаме, включая «еду, напитки, листья коки и сигары». [ 8 ] [ 9 ]

Бытовые ритуалы

[ редактировать ]

Ритуалы в честь Пачамамы проводятся круглый год, но особенно много их в августе, прямо перед посевной. [ 2 ] Поскольку август — самый холодный месяц зимы в южных Андах, люди чувствуют себя более уязвимыми для болезней. [ 2 ] Поэтому август считается «сложным месяцем». [ 2 ] В это тревожное время жители Анд верят, что они должны быть в очень хороших отношениях с природой, чтобы сохранить себя, свой урожай и домашний скот здоровыми и защищенными. [ 2 ] Для этого семьи проводят очищающие ритуалы, сжигая растения, дрова и другие предметы, чтобы отпугнуть злых духов, которых, как считается, в это время больше. [ 2 ] Люди также пьют мате (южноамериканский горячий напиток), который, как считается, приносит удачу. [ 2 ]

В ночь перед 1 августа семьи готовятся почтить память Пачамамы, готовя всю ночь. [ 2 ] Затем хозяин собрания проделывает яму в земле. [ 2 ] Если почва выходит хорошо, значит, год будет хороший; в противном случае год не будет обильным. [ 2 ] Прежде чем кому-либо из гостей будет разрешено есть, хозяин должен сначала подать тарелку с едой Пачамаме. [ 2 ] Оставленную еду выливают на землю и читают молитву Пачамаме. [ 2 ]

Воскресный парад

[ редактировать ]

Главной достопримечательностью фестиваля Пачамама является воскресный парад. Оргкомитет фестиваля ищет самую пожилую женщину общины и выбирает ее «Королевой года Пачамамы». [ 2 ] Впервые эти выборы состоялись в 1949 году. Женщины из числа коренного населения, особенно женщины старшего возраста, рассматриваются как воплощения традиций и живые символы мудрости, жизни, плодородия и воспроизводства. Избранную королеву Пачамаму сопровождают гаучо , которые объезжают площадь на своих лошадях и приветствуют ее во время воскресного парада. Воскресный парад считается кульминацией фестиваля. [ 2 ]


Пачамаму также называют почтенным духом, руководящим современными церемониями аяуаски в западной культуре.

Поклонение Нью Эйдж

[ редактировать ]

С конца 20-го века в стиле Нью-Эйдж Анд возникла практика поклонения Пачамаме среди белых и метисов . Верующие совершают еженедельное ритуальное богослужение, которое проводится по воскресеньям и включает в себя обращения к Пачамаме на языке кечуа, хотя некоторые упоминания могут быть и на испанском языке. [ 10 ] У них есть храм, внутри которого находится большой камень с медальоном, символизирующим группу Нью Эйдж и ее верования. Чаша с землей справа от камня символизирует Пачамаму из-за ее статуса Матери-Земли. [ 10 ]

Некоторые туристические агентства воспользовались зарождающимся в Андских сообществах движением «Новый век» (взятым из ритуальных практик кечуа), чтобы побудить туристов посетить места инков. Туристам, посещающим такие места, как Мачу-Пикчу и Куско, также предоставляется возможность принять участие в ритуальных подношениях Пачамаме. [ 6 ] [ 11 ]

Пачамама и христианство

[ редактировать ]

Многие ритуалы, связанные с Пачамамой, практикуются в сочетании с христианскими ритуалами до такой степени, что многие семьи одновременно являются христианскими и пачамамистас. [ 9 ]

По мнению ученого Мануэля Марзаля, в современном Перу культ Пачамамы в некоторых случаях принял христианские черты или был переосмыслен в рамках католической религии. Обряды, подобные подношению Пачамаме, включали «определенные христианские символы и молитвы», а также были «объектом христианских интерпретаций», как скрытых, так и явных. Одна из этих интерпретаций заключается в том, что Пачамама представляет собой природную щедрость, созданную Богом. Для некоторых жителей Анд, пишет он, «Пачамама утратила свою первоначальную идентичность и превратилась в символ провидения единого Бога или [...] священную реальность, которая кормит человечество от имени Бога». [ 12 ]

Подобным же образом Папа Иоанн Павел II в двух проповедях, произнесенных в Перу и Боливии, определил почитание Пачамамы как древнее признание божественного провидения, которое в некотором смысле стало прообразом христианского отношения к творению. 3 февраля 1985 года он заявил, что «ваши предки, отдавая дань земле (Мама Паша), не делали ничего иного, как признавали доброту Бога и его благотворное присутствие, которое давало им пищу посредством земли, которую они обрабатывали. ." [ 13 ] 11 мая 1988 года он заявил, что Бог «знает, что нам нужно от пищи, которую производит земля, этой разнообразной и выразительной реальности, которую ваши предки называли «Пачамама», и которая отражает работу божественного провидения, поскольку она предлагает нам свои дары для благо человека». [ 14 ]

Марзал также утверждает, что для некоторых жителей Анд Пачамама сохраняет «посредническую роль» между Богом и человеком в преимущественно католических рамках, аналогичных роли святых. [ 15 ] Некоторые ученые-этнографы также отмечают синкретическое отождествление Пачамамы с Девой Марией. [ 16 ] Пачамаму иногда синкретизируют как Деву Канделарии . [ 17 ]

В октябре 2019 года произведения искусства коренных народов Амазонки были выставлены в садах Ватикана и в римской церкви накануне Синода епископов Панамазонского региона . Деревянные скульптуры в форме беременной женщины были ошибочно названы в средствах массовой информации «Пачамама» и впоследствии использовались в качестве их обозначения, несмотря на то, что они не соответствовали традиционному изображению Пачамамы, а скульптуры на мероприятии назывались «Богоматерь Амазонки». . [ 18 ] Папа Франциск , назвав их Пачамама , извинился, когда их украли и бросили в Тибр нападавшие, обвинившие их в идолопоклонстве. В своем заявлении Папа пояснил, что при доставке статуй в Ватикан «не было никакого идолопоклоннического намерения». Кардинал Герхард Мюллер заявил: «Великой ошибкой было принести идолов в церковь, а не потушить их». [ 19 ] [ 20 ]

Политическое использование

[ редактировать ]

Вера в Пачамаму занимает видное место в перуанском национальном повествовании. Бывший президент Алехандро Толедо провел символическую инаугурацию 28 июля 2001 года на вершине Мачу-Пикчу. На церемонии религиозный старейшина кечуа принес подношение Пачамаме. [ 6 ] Некоторые андские интеллектуалы идентифицируют Пачамаму как пример автохтонии .

Бывший президент Боливии Эво Моралес в своих выступлениях на протяжении всего своего президентства упоминал имя Пачамамы, а также использовал язык и символику, которые нравились коренному населению Боливии. [ 21 ] [ 22 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Дрансарт, Пенни . (1992) «Пачамама: Мать-Земля Инков с длинной развевающейся одеждой». Платье и пол: создание и значение. Эд. Рут Барнс и Джоан Б. Эйхер . Нью-Йорк/Оксфорд: Берг. 145-63. Распечатать.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Мэтьюз-Салазар, Патрисия. (2006) «Стать полностью индийцами: гаучо, королевы Пачамамы и туристы в переделке Андского фестиваля». Фестивали, туризм и социальные изменения: переделка миров. Эд. Дэвид Пикард и Майк Робинсон. Np: Публикации просмотра каналов. 71–81.
  3. ^ Мурра, Джон В. (1962). «Ткань и ее функции в государстве инков» . Американский антрополог . 64 (4): 714. doi : 10.1525/aa.1962.64.4.02a00020 .
  4. ^ Мерлино, Родольфо и Марио Раби (1992). «Сопротивление и гегемония: местные культы и централизованная религия в Южных Андах». Аллпанчис (на испанском языке) (40): 173–200. дои : 10.36901/allpanchis.v24i40.799 .
  5. ^ Молини, Антуанетта (2004). «Воскрешение инков: роль индийских представителей в создании перуанской нации». История и антропология . 15 (3): 233–250. дои : 10.1080/0275720042000257467 . S2CID   162202435 .
  6. ^ Jump up to: а б с Хилл, Майкл (2008). «Инка крови, Инка души». Журнал Американской академии религии . 76 (2): 251–279. doi : 10.1093/jaarel/lfn007 . ПМИД   20681090 . S2CID   20198583 .
  7. ^ Jump up to: а б Лира, Джордж А. (1944). Ккечува – Испанский словарь (на испанском языке). Тукуман, Аргентина {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  8. ^ Jump up to: а б Марио Раби и Родольфо Мерлино (1988). Хорхе Флорес Очоа (ред.). «Ритуально-стадное управление у пастухов Аргентинского нагорья». Лламичос и Пакочерос: пастухи лам и альпака (на испанском языке). Куско, Перу: 113–120.
  9. ^ Jump up to: а б Мерлино, Родольфо и Марио Раби (1983). «Пастухи Южного Андского Альтиплано: религиозность, территория и экологический баланс» . Аллпанчис (на испанском языке). 15 (21). Куско , Перу: 149–171. дои : 10.36901/allpanchis.v15i21.888 . S2CID   224855452 .
  10. ^ Jump up to: а б Хилл, Майкл Д. (2010). «Миф, глобализация и метисы в андской религии нового века». Этноистория . 57 (2): 263–289. дои : 10.1215/00141801-2009-063 .
  11. ^ Гомес-Баррис, Макарена (1 ноября 2012 г.). «Андские переводы: туризм нью-эйдж и культурный обмен в Священной долине, Перу». Латиноамериканские перспективы . 39 (6): 68–78. дои : 10.1177/0094582X12454561 . S2CID   144458589 .
  12. ^ Марзал, Мануэль (2002). Зачарованная земля: трактат о религиозной антропологии Латинской Америки . Издательство Тротта. стр. 198–205. ISBN  978-84-8164-566-8 .
  13. ^ Иоанн Павел II (3 февраля 1985 г.). «Проповедь в Куско, Перу» .
  14. ^ Иоанн Павел II (11 мая 1988 г.). «Проповедь в Кочабамбе, Боливия» .
  15. ^ Марзал, стр. 411–412.
  16. ^ Марзал, с. 414.
  17. ^ Мануэль Паредес Исагирре. «МИРОВОЗЗРЕНИЕ И РЕЛИГИОЗНОСТЬ В ПРАЗДНИКЕ» (на испанском языке). Архивировано из оригинала 28 августа 2010 г. Проверено 15 февраля 2010 г.
  18. ^ Хорн, Трент. «Пачамама, безбрачие и амазонский синод» . www.catholic.com . Католические ответы . Проверено 6 апреля 2022 г.
  19. ^ «Извинения Папы Франциска за кражу статуй Амазонки» . Новости Би-би-си . 25 октября 2019 г. . Проверено 8 сентября 2021 г.
  20. ^ «Взгляд The ​​Guardian на «языческих идолов» в Ватикане: войны между церковными культурами должны беспокоить всех нас» . Хранитель . 31 октября 2019 года . Проверено 8 сентября 2021 г.
  21. ^ «Информационные услуги Латинской Америки» . Июль 2006.
  22. ^ Козлов, Николас (07 августа 2007 г.). Уго Чавес: нефть, политика и вызов США . Пэлгрейв Макмиллан. п. 171 . ISBN  9781403984098 . пахамамаморалес.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ad2d424dee637b0a447ff89a4c2f3b98__1716987300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ad/98/ad2d424dee637b0a447ff89a4c2f3b98.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pachamama - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)