Сиддхантасара
![]() Титульный лист первого издания; 1889 г. | |
Автор | Манилал Двиведи |
---|---|
Оригинальное название | Принципиальный |
Язык | Гуджарати |
Жанр | История философии |
Издатель | Нирнай Сагар Пресс |
Дата публикации | 1889 |
Место публикации | Британская Индия |
ОКЛК | 20231887 |
Сиддхантасара ( произносится [sɪd'ðantsar] ; перевод The Gist of Princes ) — гуджаратская книга 1889 года по истории философии индийского писателя и философа Манилала Двиведи . Это историческая критика мировых религиозных философий . Книга посвящена эволюции религиозных чувств и пытается установить превосходство философии Адвайты над другими религиозными философиями.
Сиддхантасара получил положительные отзывы и стал вехой в истории литературы Гуджарати , но также подвергся критике из-за логических ошибок и непоследовательности в аргументах автора. Манишанкар Бхатт (известный как Кави Кант) опубликовал свой обзор в виде книги под названием «Сиддхантасарану Авалокан» («Анализ Сиддхантасары»). Критики считают Сиддхантасару самой важной работой Манилала и рассматривают ее как ответ на культурную программу и реформаторскую деятельность колониальной Индии того времени.
Фон
[ редактировать ]
В 1888 году Манилал планировал написать две книги на гуджарати . Первой из них была книга, разъясняющая практические проявления индуистской философии. Второй представлял собой подробный трактат по теоретическим аспектам философии Адвайты в контексте сравнительного изучения индуизма с одной стороны и всех других религий мира с другой. 9 сентября того же года он закончил писать первую книгу под названием «Пранавинимайя» , которая была опубликована в декабре. Пранавинимайя была основана на месмеризме . [ 1 ] 5 октября, [ 2 ] Манилал начал писать вторую книгу «Сиддхантасара» . Прогресс был прерван болезнью, но книга была завершена в марте 1889 года и опубликована в Бомбее в июне 1889 года. [ 1 ] [ 3 ] Книга имела подзаголовок «Сарваманья Экдхармана Татва Сучаввано Праятна» («К философии универсальной религии»). [ 4 ]
В предисловии к «Сиддхантасаре» Манилал поясняет цель написания книги:
В этом мире существует множество систем мышления, таких как религия и философия, но я верю, что все это трансформации одних и тех же вечных принципов. Путь достижения этих вечных принципов — это философия Адвайты древней Индии. Я считаю, что это не нуждается в доказательствах, поскольку это само доказательство. Моя попытка состоит в том, чтобы установить эти принципы.
На титульном листе Манилал описал свою работу как «очерк истории мысли в Индии, заканчивающийся попыткой указать на основу универсальной религии». Манилал объяснил, что его «попытка [была] искать истину, которая не связана никакими сектантскими или идеологическими соображениями», и предположил, что этот поиск истины будет обусловлен его собственными убеждениями. [ 5 ]
Содержание
[ редактировать ]Книга разделена на одиннадцать глав. В первой главе обсуждаются религиозные идеи и подчеркивается необходимость стандартной религии, приемлемой для всех. В последней главе представлено сравнение индийских и западных представлений о религии и подробно описано утверждение арийской религии , основанной на философии Адвайты, как наиболее приемлемой религиозной философии. Промежуточные главы представляют историю индийских религиозно-философских традиций, включая подробное обсуждение Вед , Упанишад , Сутр , Смрити , Шести систем индуистской философии, буддизма , джайнизма , чарваков философии , Пуран и Тантр . [ 7 ] [ 8 ]
В первой главе Манилал отвергает идею повествования о сотворении мира из Книги Бытия , изложенную в Ветхом Завете , и утверждает, что Вселенная вечна; то есть без начала и конца. [ 7 ] Манилал утверждает, что Веды являются источником всех религиозных идей, в них лежит происхождение универсальной религии. Он утверждает, что Веды были «боговдохновенными» текстами и поэтому они вечны. [ 9 ] Он пытается логически объяснить ритуальные практики, описанные в Ведах, их акцент на Карма Марге , а также их идеи о множестве богов и богинь и идолопоклонстве. [ 10 ]
Теологические выводы Манилала заключаются в том, что Арьяварта (древняя Индия) является источником всех религий; что Адвайта Веданта — изначальная и универсальная религия, а другие религии — всего лишь ее производные; и что Адвайта Веданта — высшая религия, в которой лежит мокша (освобождение). [ 11 ]
Методология
[ редактировать ]Манилал стремится продемонстрировать, что в своей изначальной форме все религии содержат в своей основе аспекты философии Адвайты. С этой целью он представляет историю мировых религий и исследует особенности каждой. Он пытается объяснить значение старых обычаев и доказать мифов и преувеличений Пуран целенаправленность . В ответ на ( критику Пуран со стороны Макса десяти воплощений индуистского Мюллера он представляет подробную интерпретацию дашаватара Вишну бога Вишну) в Пуранах , отвергая дарвиновскую теорию эволюции . В качестве метафорического объяснения связи между Ведами , Пуранами и Упанишадами он пишет: « Веды — это ящик истории философских мыслей; Упанишады — это ключ, позволяющий открыть его для получения содержимого, а Пураны — это лампы, позволяющие нам увидеть это содержимое полностью». [ 12 ]
Дхирубхай Такер , биограф Манилала, охарактеризовал метод Манилала как начинающийся с логических рассуждений, от которых затем отказываются по мере продолжения дискуссии в пользу резкого заявления о личном убеждении, представленного как самоочевидное . Он пишет, что «в стиле [Манилала] есть сила убеждения, которая настолько сильна, что средний читатель не может обнаружить уловку, но она вряд ли ускользнет от внимания критического читателя». [ 13 ]
Прием и критика
[ редактировать ]Сиддхантасара считается самой важной работой Манилала. [ 14 ] [ 15 ] После публикации Манилал был признан одним из крупнейших философских и религиозных мыслителей своего времени. [ 14 ] Работа также вызвала длительные споры среди интеллектуалов по поводу логических ошибок и непоследовательность аргументов автора. [ 16 ] Большинство критиков утверждают, что в своем чрезмерном энтузиазме доказать тезис Манилал принимает определенные факты как самоочевидные, искажает их в соответствии со своими целями, представляет доказательства из неясных источников или, в случае отсутствия доказательств, прибегает к софистике . [ 13 ]
Историк Виджай Сингх Чавда писал: «Эта работа стала результатом длительного и вдумчивого изучения Манилалом фундаментальных принципов Санатанской индуистской дхармы, и он поместил их в надлежащий исторический контекст». [ 14 ] Такер рассматривает публикацию «Сиддхантасары» как событие в Гуджарате , говоря, что она исправила впечатление среди образованного класса, что Пураны были просто причудливыми историями. [ 17 ] Историк культуры Тридип Сухруд рассматривает Сиддхантасару как «интересный ответ как на колониальную культурную программу, так и на реформаторские движения ». [ 18 ]
Критика Канта
[ редактировать ]Гуджаратский поэт Манишанкар Бхатт (известный как Кави Кант) рассмотрел Сиддхантасар подробно . Его комментарии по главам были опубликованы в Jnanasudha , журнале, который редактировал Раманбхай Нилкантх , с 1894 по 1896 год. Они были написаны в форме любовных писем, адресованных Кантом своей воображаемой возлюбленной Канте. [ 17 ] манере разоблачал словесные и логические уловки Манилала В этих письмах Кант в легкой ироничной . Манилал ответил на комментарии Канта в своем ежемесячном литературном журнале « Сударашан» . [ 13 ]
В июне 1895 года Кант впервые случайно встретил Манилала в резиденции общего друга в Бароде . Как отмечает Такер, в этом случае на Канта повлияли личность и философия Манилала. После этой встречи взгляды Канта претерпели изменения. Он перестал критиковать Манилала и выражал ему восхищение в своих письмах. [ 19 ] В одном письме он написал о взгляде Манилала на Пураны :
Его метод лечения правильный. Ему удалось установить, что авторы Пуран в значительной степени были знакомы с Ведами и Упанишадами и что их целью было не посеять суеверия в сознании людей, а научить их истинам религии в простая популярная форма. [ 17 ]
В заключительной части своих писем, опубликованной в августовско-сентябрьском номере «Джнянасудхи» , Кант писал: «Я почтительно приветствую эту работу Манилала, несмотря на некоторые противоречия, много односторонних рассуждений и другие подобные недостатки... Говоря за себя, я воспринимайте его как своего гуру за то, что он привлек мое внимание к некоторым похвальным чертам нашей древней религии». [ 20 ] Критика Канта Сиддхантасары была позже опубликована в виде книги под названием «Сиддхантасарану Авалокан» («Анализ Сиддхантасары»). [ 20 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Английский перевод. Оригинал заявления на гуджарати:
«В мире существует множество школ мысли — религия, метафизика и т. д. — но я верю, что все они являются трансформациями одной вечной высшей тайны; и я верю, что прямой путь к пониманию этой изначальной высшей тайны — это Арья Адвайта Даршан. . Это мое обязательство сделать…» [ 6 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Такер 1983 , с. 29.
- ^ Такер 1957 , с. 150.
- ^ L&C 1891 , с. 70 .
- ^ Даш 2010 , с. 326.
- ^ Jump up to: а б Сухруд 2009 , с. 156.
- ^ Двиведи 1919 , стр. 4–5.
- ^ Jump up to: а б Сухруд 2009 , с. 157.
- ^ Такер 1983 , стр. 45.
- ^ Сухруд 2009 , с. 158.
- ^ Сухруд 2009 , с. 160.
- ^ Сухруд 2009 , с. 166.
- ^ Такер 1983 , стр. 45–46.
- ^ Jump up to: а б с Такер 1983 , с. 47.
- ^ Jump up to: а б с Чавда 1982 , с. 165.
- ^ Сухруд 2009 , с. 155.
- ^ Такер 1983 , стр. 46–47.
- ^ Jump up to: а б с Такер 1983 , с. 46.
- ^ Сухруд 2009 , с. 167.
- ^ Такер 1983 , стр. 47–48.
- ^ Jump up to: а б Такер 1983 , с. 48.
Источники
[ редактировать ]- Чавда, В.К. [на гуджарати] (1982). Современный Гуджарат . Ахмадабад: Книжная компания New Order. Мистер. 165. OCLC 9477811 .
- Даш, Сантош Кумар (2010). «Хиндутва и кастовый архив: к вопросу об «индуистском» сознании». В Ачаре, Дипта (ред.). Дискурс, демократия и различия: взгляды на сообщество, политику и культуру . Нью-Дели: Сахитья Академи . стр. 309–341. ISBN 978-81-260-2846-7 .
- Двиведи, Манилал (1919). Сиддхантасара (3-е изд.). стр. 4–5.
- Восточный список Лузака и рецензия на книгу . Лузак и компания. 1891. с. 70 .
- Сухруд, Тридип (2009). «Любовь, желание и мокша: Манибхай Набхубхай и потеря Свадхармы». Написание жизни: три мыслителя из Гуджарата . Хайдарабад: Ориент Блэксван . ISBN 978-81-250-3043-0 .
- Такер, Дхирубхай (1957). Манилала Набхубхай: Дживарананга Манилал Набхубхай: Дживанранг [ Биография Манилала Набхубхая ] (на гуджарати). п. 150. OCLC 81126946 .
- Такер, Дхирубхай (1983). Манилал Двиведи . Создатели индийской литературы. Нью-Дели: Сахитья Академи. ОСЛК 10532609 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Такер, Дхирубхай (1956). Манилала Набхубхай: Сахитьясадхана Манилал Набхубхай: Сахитья Садхана [ Работы Манилала Набхубхая ] (на гуджарати). Ахмадабад: Гурджар Грантхаратна Карьялай. стр. 78–106. OCLC 80129512 .