Гупта (король)
Гупта | |
---|---|
Махараджа Шри | |
![]() Махараджа Шри Гупта ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | |
Гупта король | |
Царствование | в. 240–280 гг. н.э. |
Преемник | Гхатоткача |
Рожденный | в. 220 г. н.э. Паталипутра , Магад |
Умер | в. 280 г. н.э. Паталипутра , Магад |
Проблема | Гхатоткача |
Династия | Гупта |
Империя Гуптов 320 г. – 550 г. н.э. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гупта ( сценарий Гупта : Гу-пта , эт. конец III века н.э.) — основатель династии Гуптов в северной Индии. Его отождествляют с царем Че-ли-ки-то (считается, что это китайская транскрипция слова « Шри -Гупта»), который, по словам китайского буддийского монаха VII века Ицзин , построил храм недалеко от Ми-ли-киа-то. си-киа-по-но ( Мригашихавана ) для китайских паломников.
Имя
[ редактировать ]Гупта не засвидетельствован своими собственными надписями или монетами, хотя некоторые печати и монеты ошибочно приписывались ему. [ 2 ] правнука Самудрагупты его Самое раннее его описание встречается в надписи на Праяграаджском столбе и дословно повторяется в нескольких более поздних записях династии: [ 3 ]
Самудрагупта процветающего сыном Махадеви Кумарадеви был сына и Сони Гупты сыном сыном Гхатоткачи . , Величество [ 4 ] [ 5 ]
Надпись на Аллахабадском столбе называет предков Самудрагупты Шри Гуптой ( Шри Гу-пта ), Шри Гхатоткача и Шри Чандрагупта . [ 3 ] Некоторые более ранние ученые полагали, что имя основателя династии было «Шри-гупта» ( IAST : Шригупта), поскольку Гупта, похоже, не является именем. Однако сейчас общепринято, что Шри - это почетный титул, а не неотъемлемая часть имени короля; «Гупта» было настоящим именем короля. Вишну -сахасранама упоминает Гупту среди 1008 имен Вишну , что позволяет предположить, что его можно использовать как имя. [ 6 ] Название происходит от слова gup («защищать»). [ 7 ]
Дата
[ редактировать ]Гупта, скорее всего, правил во второй половине III века, хотя на основании существующих свидетельств невозможно точно датировать его правление. Различные оценки его правления включают: [ 8 ] [ 2 ]
- Р.К. Мукерджи : ок. 240–280 гг. н.э.
- АС Альтекар : ок. 270–290 гг. н.э.
- В.А. Смит : ок. 275–300 гг. н. э.
- Тедж Рам Шарма: ок. 275–295 гг. н.э.
- С.Р. Гоэл : ок. 295–300 гг. н. э.
Политический статус
[ редактировать ]Надпись на Аллахабадском столбе использует титул Махараджа ( «Великий царь») для Гупты и его сына Гхатоткачи , в отличие от титула Махараджадхираджа («царь великих царей») для более позднего правителя Чандрагупты I. В более поздний период титул Махараджа использовался феодальными правителями, что привело к предположениям, что Гупта и Гхатоткача были феодальными королями. [ 9 ] Например, ученые Р. Д. Банерджи и К. П. Джаясвал предполагают, что они были вассалами Кушаны . [ 10 ]
Нет сомнений в том, что Гупта и Гхатоткача имели более низкий статус и были менее могущественными, чем Чандрагупта I. [ 9 ] Однако есть несколько случаев, когда верховные правители использовали титул Махараджа как в периоды до Гупты, так и в периоды после Гупты, поэтому использование титула Махараджа не может рассматриваться как убедительное свидетельство вассального статуса Гупты. [ 9 ] Суверенные цари нескольких современных или почти современных династий, включая Вакатаков , использовали титул Махараджа . Более того, Кушанская империя уже пришла в упадок до прихода к власти Гуптов, поэтому Гупта вряд ли был вассалом Кушан. [ 10 ]
Отождествление с Че-ли-ки-то
[ редактировать ]Китайский буддийский монах VII века Ицзин в своем описании маршрута более раннего корейского путешественника (из Силлы ) Хвуи-луна (慧輪), псевдоним Праджняварма, упоминает, что в древние времена царь Че-ли-ки-то (室利笈多) построил храм возле Ми-ли-киа-си-киа-по-но ( Мригашихавана ) для китайских паломников. Король выделил на его содержание храму доходы 24 деревень. [ 11 ] Во времена Ицзин сохранился только кирпичный фундамент этого храма. [ 12 ]
Нумизмат Джон Аллан прочитал Че-ли-ки-то как транскрипцию Шри-Гупты. Дж. Ф. Флит выступил против этой теории, указав, что, согласно трудам Ицзин, Че-ли-ки-то процветал за пятьсот лет до него (т. е. во втором веке), а Гупта правил в конце III века. Более того, в надписях Гуптов имя царя упоминается как «Гупта» (которое можно было бы транскрибировать как ки-то , 笈多), а не как «Шри-гупта» ( Че-ли-ки-то ). Аллан утверждал, что заявление Ицзин о дате рождения короля не следует понимать буквально и что китайские писатели, посещавшие Индию, часто использовали слово «Шри» в качестве почетного обращения. [ 10 ]
Судя по имеющимся данным, религиозная принадлежность Гупты неясна. Историк А. К. Нараин предполагает, что он был вайшнавитом , терпимо относившимся к буддийской деятельности в своем королевстве. [ 13 ] Этот последний сценарий можно было бы сравнить с более поздними монархами Гуптов, которые были преимущественно вайшнавами, но при чьих режимах неортодоксальным религиозным движениям, таким как буддизм и джайнизм . позволялось процветать [ 14 ]
Территория
[ редактировать ]Некоторые ученые, такие как Д. К. Гангули и Р. К. Маджумдар , интерпретировали описание Ицзин как означающее, что храм находился более чем в 40 йоджанах к востоку от Наланды , вдоль реки Ганга , и определили его местоположение в современной Бенгальской области. [ 15 ] Маджумдар прочитал Ми-ли-киа-си-киа-по-но как транскрипцию Мрига-стхапаны, названия ступы , которая находилась в историческом регионе Варендра в Бенгалии. [ 15 ] По мнению Гангули, это предполагает, что династия Гуптов зародилась в Бенгалии, а по мнению Маджумдара, это лишь доказывает, что Бенгалия была частью королевства Гупта. [ 16 ]
Другие ученые, такие как Б. П. Синха и Джаганнатх Агравал, читают Ми-ли-киа-си-киа-по-но из рассказа Ицзин как транскрипцию Мрига-шиха-вана ( IAST : Мригашикхавана ) и отождествляют его с Мригадайей (Олень). Парк) в Сарнатхе , на территории современного восточного штата Уттар-Прадеш . [ 12 ] Ашвини Агравал утверждает, что Ми-ли-киа-си-киа-по-но не является точной транскрипцией Мрига-стхапана: Мрига-шиха-вана ближе, а иная интерпретация сочинений Ицзин предполагает, что Ми-ли-киа- си-киа-по-но находился в Сарнатхе. [ 17 ] Синха предполагает, что Хуэй-лунь ошибочно указал его расположение к востоку от Наланды. [ 18 ] Эти историки предполагают, что династия Гуптов возникла в восточном Уттар-Прадеше. [ 17 ] [ 18 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Полная надпись , Флит, Джон Фейтфулл (1888). Корпус индийских надписей Vol. 3 . стр. 1 -17.
- ^ Перейти обратно: а б Ашвини Агравал 1989 , с. 86.
- ^ Перейти обратно: а б РЦ Маджумдар 1981 , стр. 6.
- ^ Бхандаркар, ДР ; Чхабра, Британская Колумбия (1981). Гай, Г.С. (ред.). Corpus Inscriptionum Indicarum: Надписи ранних царей Гуптов . Археологическая служба Индии.
- ^ Гангули, Дилип Кумар (1987). Имперские Гупты и их времена . Публикации Абхинава. стр. 63–64. ISBN 8170172225 .
- ^ Ашвини Агравал 1989 , стр. 84–85.
- ^ Тедж Рам Шарма 1989 , с. 42.
- ^ Тедж Рам Шарма 1989 , стр. 49–55.
- ^ Перейти обратно: а б с RC Маджумдар 1981 , стр. 6–7.
- ^ Перейти обратно: а б с Ашвини Агравал 1989 , с. 85.
- ^ Дилип Кумар Гангули 1987 , с. 7.
- ^ Перейти обратно: а б Ашвини Агравал 1989 , с. 80.
- ^ АК Нараин 1983 , стр. 17–52.
- ^ А. К. Нараин 1983 , с. 44.
- ^ Перейти обратно: а б Ашвини Агравал 1989 , с. 79.
- ^ Ашвини Агравал 1989 , стр. 79–80.
- ^ Перейти обратно: а б Ашвини Агравал 1989 , стр. 81–82.
- ^ Перейти обратно: а б Тедж Рам Шарма 1989 , с. 38.
Общие источники
[ редактировать ]- А. К. Нараин (1983). «Религиозная политика и толерантность в Древней Индии с особым упором на эпоху Гуптов». В Бардуэлле Л. Смите (ред.). Очерки культуры Гуптов . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-0-8364-0871-3 .
- Ашвини Агравал (1989). Взлет и падение императорских Гуптов . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0592-7 .
- Дилип Кумар Гангули (1987). Имперские Гупты и их времена . Абхинав. ISBN 978-81-7017-222-2 .
- Р. К. Маджумдар (1981). Всеобъемлющая история Индии . Том. 3, Часть I: 300–985 гг. н.э. Конгресс истории Индии / Народное издательство. стр. 17–52. OCLC 34008529 .
- Тедж Рам Шарма (1989). Политическая история имперских Гуптов: от Гупты до Скандагупты . Концепция. ISBN 978-81-7022-251-4 .