Джон Кипариссиотес
Иоанн Кипариссиот или Кипариссиот ( греч . Ἰωάννης Κυπαρισσιώτης ; ок. 1310–1378/79), прозванный современниками «Мудрым», был византийским богословом и ведущим писателем- антипаламитом в период, последовавший за смертью Никифора. Григоры (ок. 1360 г.) и самого Паламы (14 сентября 1359 г.). в четырнадцатом веке Из всех противников Григория Паламы он был наиболее систематическим богословом и, возможно, самым способным. Большинство его работ сохранилось в оригинальных неотредактированных рукописях; ни один из них никогда не появлялся в переводе на современный язык. Хотя издания некоторых его работ выходили с 1950-х годов, большинство из них, опубликованных небольшими тиражами в Греции, найти на Западе почти так же трудно, как и сами оригинальные рукописи.
Жизнь
[ редактировать ]О жизни Кипариссиота известно немного фактов. Фамилия Кипариссиотов иногда появляется в византийских записях, начиная с десятого века. Это указывает на происхождение семьи из Кипариссии , города на юго-западном побережье Пелопоннеса ; Однако остается неясным, родился ли Иоанн Кипариссиот там, или в Константинополе , или в каком-то другом месте. Уровень сложности его сочинений позволяет предположить, что где бы он ни родился, образование он получил в византийской столице. Не позднее 1342 года он встал на сторону противников Паламы в религиозном споре по поводу исихазма , который тогда разделял византийское общество и обострял гражданскую войну . Возможно, он принадлежал к кругу ученых, часто посещавших дом Никифора Григоры; он отзывается о нем с большим уважением и является нашим единственным источником информации о том, что после смерти Григоры паламиты тащили его труп по улицам. [ 1 ] Среди других знакомых был Деметриос Кидонес , премьер-министр Иоанна VI Кантакузина и Иоанна V Палеолога и переводчик Фомы Аквинского .
В ходе возобновления гонений на антипаламитов, последовавших за осуждением в 1368 году брата Деметрия Кидона, монаха Прохора , Кипариссиот счел необходимым бежать из страны. В 1371 году он жил на Кипре , о чем свидетельствует письмо Деметрия Кидонеса (эп. 35). Оттуда он направился дальше на запад; записи свидетельствуют, что он путешествовал со двором папы Григория XI во время путешествия последнего из Авиньона в Рим (9 ноября 1376 г. - 12 декабря 1377 г.) и получал от него ежемесячную пенсию. [ 2 ] К тому времени он, должно быть, стал католиком. Возможно, хотя и не наверняка, что Кипариссиот — это «добрый Иоанн», о котором Кидон в другом письме (эп. 130) говорит как о вернувшемся в Константинополь (1378/79). Если так, то это будет последняя информация о нем, которой мы располагаем.
Сочинения
[ редактировать ]Мы имеем из-под пера Кипариссиота два крупных произведения и ряд второстепенных. Два важнейших его труда — « Декады» , с одной стороны, и «Против ереси паламитов» , с другой. Последняя работа представляет собой гигантский полемический трактат в пяти частях, большая часть которого до сих пор остается неотредактированной. Из его первой части, озаглавленной «О преступлениях паламитов» , были опубликованы книги 1 и 4 ( Migne , PG 152, 664–737, перепечатывающее издание « Комбефиса» 1672 года ). Пятая часть более крупного труда представляет собой подробное опровержение « Краткого трактата» Нилоса Кабасилы . [ 3 ] и состоит из пяти книг. Целью Кипариссиота в этой работе, как и в других местах, является защита божественной простоты ; он утверждает, что не существует среднего понятия между нетварным и тварным и что все нетварное должно быть действительно тождественно единой божественной природе. Текст этой работы был отредактирован доктором Ставросом Марагудаки и опубликован в Афинах в 1985 году. [ 4 ]
Что же касается « Декады » — или, если дать им правильное название, « Элементарное изложение богословских текстов» ( Τῶν θεολογικῶν ῥήσεων στοιχειώδης ἔκθεσις ), — это менее откровенно полемический труд, хотя и он в конечном счете направлен на опровержение Паламитское богословие. Он состоит из десяти частей, каждая из которых разделена на десять глав (отсюда и альтернативное название). Альберт Эрхард охарактеризовал эту работу как «первую [византийскую] попытку систематической догматики в духе западной схоластики ». [ 5 ] Далее он говорит об этом следующим образом:
«Как и схоласты, Иоанн начинает с изложения аксиом, определений и классификаций богословия (в смысле Учения о Боге). Он различает мистическую и демонстративную теологию; Доказательное богословие далее делится на утвердительное и отрицательное. Утвердительная теология имеет дело с божественными эманациями и именами, негативная теология — с бесконечностью Бога как в творениях, так и в нем самом, и, наконец, с божественной простотой . Путем дальнейших подразделений Иоанн получает десять Декад, каждая из которых содержит дополнительные главы. Подражание схоластам, тем не менее, ограничивается этими сходствами; по своему содержанию эта византийская Summa de Deo состоит исключительно из отрывков из отцов , сгруппированных по конкретным рассматриваемым вопросам. Главный авторитет — Дионисий ПсевдоАреопагит ; после него чаще всего вновь появляются Афанасий , три каппадокийца , Златоуст , Кирилл Александрийский и Иоанн Дамаскин ». [ 5 ]
Минь перепечатывает латинский перевод этой работы, сделанный Франсиско Торресом в конце шестнадцатого века (PG 152, 741–992). Сообщается, что совсем недавно появилось издание греческого текста, хотя его пока нет в большинстве западных библиотек. [ 6 ]
Другие произведения Иоанна Кипариссиота включают девять гимнов, обращенных к Слову Божьему. [ 7 ] и небольшой труд о вопросе, действительно ли личные свойства в Троице отличаются от божественной сущности. [ 8 ] (Ответ Кипариссиота — нет.)
Примечания
[ редактировать ]- ^ См. Kyparissiotes, Palamitarum transgregum (О преступлениях паламитов), IV.10 (PG 152, 733D-736A).
- ^ См. Анджело Меркати, «Джованни Чипариссиота алла корте ди Грегорио XI», Byzantine Journal 30 (1929/30), 496–501.
- ↑ Текст под редакцией Мануэля Кандала, «Богословское правило» Нила Кабасиласа, Orientalia Christiana Periodica 23 (1957), 240–256.
- ^ Ставрос Т. Мараудаки, против Нилоса Кабасилы, впервые вышедшие Editio Princeps Иоанн Кипариссиот « Пять антиретических трактатов в печати ( ) ». Второе издание (Афины, 1985 г.).
- ^ Jump up to: а б А. Эрхард, «Богословие», в книге Карла Крумбахера , «История византийской литературы» , 2-е изд. (Мюнхен, 1897 г.), с. 107.
- ^ Василиос Л. Дентакес, изд., Иоанн Кипарисий, Элементарное изложение богословских высказываний. Текст (после латинского перевода Франциска Турриана) ныне является первым изданием ( Editio Princeps ). Иоанна Кипариссиота [ Элементарное изложение богословских текстов . Текст вместе с латинским переводом Франсиско Торреса теперь впервые появляется в печати ( Editio Princeps ).] Афины, 1982. Книга представляет собой пятый том серии Ἠσυχαστικαὶ καὶ Τιλοσοφικαὶ Μελεται [ Исихастические и философские исследования ].
- ^ Василиос Л. Дентакес, изд., , приписываемые Иоанну Кипариссиоту, теперь впервые Божьему появляются Девять гимнов Слову в печати ( Editio Princeps )] (Афины, 1964).
- ^ Мануэль Кандал, SJ, «Хуан Чипарисиота и паламитская проблема тринитария», Orientalia Christiana Periodica 25 (1959), 127–164.
Ссылки
[ редактировать ]- Джуги, Мартин, статья «Паламит, полемика», в книге А. Вакант и др., ред., Словарь католической теологии , том. 11 (Париж, 1931 г.), столбцы. 1777–1818, особенно. 1806 ф.
- Коттер, Б., статья «Иоганнес Кипариссиот», в: Lexicon for Theology and Church , Vol. 5 (Freiburg 1960), 1054–55.
- Мараудаки, Ставрос Т. Иоанну Кипариссиото Ката Нилос Кавасилас Речи пяти несогласных, теперь публикуется первая (Editio Princeps). Второе издание (Афины, 1985 г.).
- Prosopographisches Lexikon der Palaiologenzeit , vol. ВИ, нет. 13900.
- Талбот А.М., статья «Кипариссиот, Иоанн», в книге Александра П. Каждана, главного редактора, Оксфордский словарь Византии , том. 2 (Нью-Йорк, 1991), с. 1162.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Франц Тиннефельд (1992). «Кипариссиот, Иоанн». В Баутце, Трауготт (ред.). Биографически-библиографический церковный лексикон (BBKL) (на немецком языке). Том 4. Герцберг: Бауц. столбцы. 868-869. ISBN 3-88309-038-7 .