Франц Экерле
Франц Экерле | |
---|---|
Рожденный | 24 апреля 1912 г. Баден-Баден , Германия |
Умер | 14 февраля 1942 г. пропал без вести под Великими Луками | (29 лет)
Верность | Нацистская Германия |
Услуга/ | ‹См. Тфд › ВВС |
Лет службы | 1935–1942 |
Классифицировать | Гауптманн (капитан) |
Единица | JG 135 , JG 76 , JG 54 |
Команды | 3./JG 138 , 3./JG 76 , 6./JG 54 I./JG 54 |
Битвы/войны | Вторая мировая война |
Награды | Рыцарский крест Железного креста с дубовыми листьями |
Другая работа | высшего пилотажа Пилот |
Франц Экерле (24 апреля 1912 — 14 февраля 1942) — немецкий Люфтваффе военный летчик и пилот высшего пилотажа . Как асу-истребителю во время Второй мировой войны , на его счету 59 воздушных побед, четыре над западными союзниками и 55 на Восточном фронте . Летающий ас или ас-истребитель — это военный летчик , сбивший пять или более самолетов противника в ходе воздушного боя. [ 1 ]
Экерле родился в Баден-Бадене и вырос в Германской империи , Веймарской республике и нацистской Германии . Уже обученный пилотом, он поступил на военную службу в Люфтваффе в 1935 году. После дальнейшего обучения его направили в Jagdgeschwader 135 . В 1938 и 1939 годах Эккерле участвовал в чемпионате Германии по воздухоплаванию. В начале Второй мировой войны он служил в составе Jagdgeschwader 76 и одержал свою первую воздушную победу 15 мая 1940 года во время битвы за Францию . После дальнейших воздушных побед, заявленных во время битвы за Британию и операции «Барбаросса» , вторжения Германии в Советский Союз, Экерле был награжден Рыцарским крестом Железного креста 18 сентября 1941 года. В январе 1942 года Экерле был назначен группенкоммандером (командиром группы) I. Gruppe (1-я группа) Jagdgeschwader 54 . После воздушного боя 14 февраля 1942 года он пропал без вести и предположительно погиб в бою недалеко от Шлиссельбурга . Посмертно Экерле был награжден Рыцарским крестом Железного креста с дубовыми листьями. 12 марта 1942 г. одержал 59 воздушных побед.
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Экерле родился 24 апреля 1912 года в Баден-Бадене , в то время входившем в Великое герцогство Баден Германской империи . [ 2 ] Уже прошедший подготовку в качестве пилота, он поступил на военную службу в Люфтваффе 1 апреля 1935 года. 1 апреля 1937 года Экерле получил звание лейтенанта (второй лейтенант) и был отправлен в I. Gruppe (1-я группа) Jagdgeschwader 135 (JG 135) . —135-й истребительный авиаполк), базирующийся в Бад-Айблинге . [ 3 ] Группа была создана только 15 марта , и ею командовал майор Макс Ибель . [ 4 ]
В 1938 году на Klemm Kl 35 Экерле занял четвертое место на 10-м чемпионате Германии по воздухоплаванию в Нюрнберге . [ 5 ] В следующем году на Bücker Bü 133 Jungmeister он занял второе место на 11-м чемпионате Германии по воздухоплаванию во Франкфурте . [ 6 ] [ 7 ]
После аншлюса , аннексии Австрии нацистской Германией 12 марта 1938 года, Экерле был направлен в I. группу Jagdgeschwader Вене 138 (JG 138–138-й истребительный авиаполк), дислоцированную в -Швехате, также известную как « Винер-Ягдгруппа » («Вена»). истребительная группа»). Там он был назначен Staffelkapitän (командиром эскадрильи) 3. Staffel (3-й эскадрильи) JG 138 в 1939 году. [ 3 ] 1 мая 1939 года его подразделение I./JG 138 было переименовано в I. Gruppe of Jagdgeschwader 76 (I./JG 76 — 1-я группа 76-го истребительного авиаполка). [ 8 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Вторая мировая война в Европе началась в пятницу 1 сентября 1939 года, когда немецкие войска вторглись в Польшу . При подготовке вторжения в середине августа 1939 года I. Gruppe JG 76 была переброшена на аэродром в Штубендорфе (современный Избицко в Польше) и поддерживала наступление немцев на центральном и южном участках фронта. [ 9 ] 14 сентября I. Gruppe была выведена из боевых действий и вернулась на свой аэродром базирования Вена-Асперн, куда прибыла 26 сентября. [ 9 ] 26 октября группенштаб (штабное подразделение) и 1-й штабной полк были направлены во Франкфурт-на-Майне они снова были объединены со 2-м и 3-м штабным полками , где 2 ноября . Из Франкфурта-на-Майне группа летала для защиты истребителей во время « Странной войны » в регионе Франкфурта, Рейна и Саара . В апреле 1940 года I. Gruppe перебралась на аэродром Майнц-Финтен , первоначально называвшийся Флигерхорст Обер-Ольм. Группа оставалась в Обер-Ольме до начала битвы за Францию . [ 10 ] Поддерживая переправу немцев через Маас , Экерле одержал свою первую и единственную воздушную победу над истребителем Supermarine Spitfire 15 мая во время битвы при Седане . [ 11 ]
26 июня 1940 года I. Gruppe JG 76 была переведена на аэродром Ваалхавен в Нидерландах и подчинена Jagdgeschwader 54 (JG 54–54-й истребительный авиаполк). Там группе было поручено обеспечить воздушную защиту голландского побережья. 5 июля I./JG 76 был официально интегрирован в JG 54 и переименован в II./JG 54, а 3./JG 76 стал 6./JG 54. [ 12 ] 25 августа II группа JG 54 была передана под командование гауптмана Дитриха Грабака . [ 13 ]
Война против Советского Союза
[ редактировать ]После капитуляции Королевской югославской армии 17 апреля 1941 года, находясь на аэродроме Земун недалеко от Белграда , гешвадер получил приказ 3 мая 1941 года передать все Bf 109-E, чтобы они могли получить новый вариант Bf 109-F. . Переходная подготовка была завершена на аэродроме Штольп-Райц в Померании . После интенсивной подготовки гешвадер был переброшен на аэродромы Восточной Пруссии . 18 июня II. 20 июня группа переехала в Нойкухрен (современный Пионерский район), а затем в Тракенен (современная Ясная Поляна). в . Советский Союз 22 июня Вермахт начал операцию «Барбаросса» — вторжение Группа поддержки группы армий «Север» в ее стратегической цели в направлении Ленинграда . [ 14 ] До этого 1 июня 1941 года Экерле было присвоено звание гауптмана (капитана). [ 15 ]
В первый день вторжения II. Группа совершила несколько вылетов в поддержку немецких бомбардировщиков, атакующих советские аэродромы возле Ковно , современный Каунас. В тот день Экерле заявил, что Туполев СБ . сбит бомбардировщик [ 16 ] Всего это была его пятая воздушная победа. [ 17 ] 25 июня группа последовала за немецким наступлением и перебазировалась на аэродром в Ковно. Через два дня они переехали в Дюнабург , современный Даугавпилс. 28 июня 8-я танковая дивизия установила плацдарм на Даугаве . три бомбардировщика Иллюшин ДБ-3 . Действуя из Дюнабурга, Экерле заявил , что 30 июня над плацдармом были сбиты [ 18 ] Экерле был награжден Рыцарским крестом Железного креста сентября После своей 30-й победы в воздухе 18 . Презентацию провел генерал дер Флигер Хельмут Фёрстер , командующий I. Fliegerkorps (1-й авиакорпус). [ 19 ]
В начале ноября группа была выведена с Восточного фронта на период отдыха и пополнения, где базировалась на аэродромах в Дёберице , а затем и в Ютерзене . К 20 декабря группа получила 40 Focke-Wulf Fw 190 истребителей A. Заказ на переоборудование в Fw 190 был отозван и отправлен в Йезау под Кенигсбергом, современный Калининград в России, где они получили 40 самолетов Bf 109-F-4. [ 20 ] В этот период Экерле был переведен в группенштаб I. Gruppe JG 54. Командование 6-м штабом затем было передано гауптману Карлу Саттигу. [ 21 ]
Командир группы и смерть
[ редактировать ]5 января 1942 года Экерле был назначен группенкоммандером (командиром группы) I. Gruppe JG 54. Он сменил на этом посту гауптмана Эриха фон Зелле , который был переведен. Группа блокады базировалась в Красногвардейске (современная Гатчина) и участвовала в воздушных боях Ленинграда . [ 22 ] 7 января советский Волховский фронт атаковал немецкие войска у реки Волхов , в то время как советский Северо-Западный фронт атаковал южнее озера Ильмень в ходе битвы при Любани . В тот день советские бомбардировщики атаковали аэродром Зиверская , защищаясь от этой атаки, Экерле сбил один самолет. [ 23 ] В течение шести дней группа вновь выполняла вылеты в поддержку Хеера ( армии) вдоль Волхова в районе боевых действий к юго-востоку от Ленинграда под Тосно . 13 января Экерле приписали сбитый бомбардировщик СБ-2, за которым Поликарпова И-16 . 19 января были сбиты два истребителя [ 24 ]
Экерле был вынужден совершить вынужденную посадку на своем Мессершмитте Bf 109 F-4 ( Werknummer 9728 — заводской номер) в тылу советских позиций возле Вороново, к юго-востоку от Шлиссельбурга , 14 февраля 1942 года. [ 25 ] Он был объявлен пропавшим без вести и предположительно убит. он был посмертно награжден Рыцарским крестом Железного креста с дубовыми листьями ( Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes mit Eichenlaub ). 12 марта 1942 года за 59 воздушных побед [ 26 ] Экерле сменил гауптман Ганс Филипп На посту командира I. Gruppe . [ 27 ] According to Soviet sources, Eckerle was shot down near Turyshkino, located approximately 12 kilometers (7.5 miles) southeast of Mga . He was likely shot down by Mladshiy Leytenant Petrukhin, Mladshiy Leytenant Markov, and Serzhant Savosin from 71 IAP (Fighter Aviation Regiment— Istrebitelny Aviatsionny Polk ) of the KBF ( Krasnoznamyonnyy Baltiyskiy Flot ), the air force of the Red Banner Baltic Fleet. [ 28 ] Пейдж утверждает, что его застрелили недалеко от Великих Лук . [ 29 ]
Краткое изложение карьеры
[ редактировать ]Заявления о воздушной победе
[ редактировать ]По словам американского историка Дэвида Т. Забекки , Экерлу на счету 59 воздушных побед. [ 30 ] Мэтьюз и Форман, авторы книги «Асы Люфтваффе – биографии и заявления о победах» , исследовали Федеральные архивы Германии и нашли документацию по 59 заявлениям о победах в воздухе, все из которых подтвердились. В это число входят 55 на Восточном фронте и четыре на Западном фронте. [ 31 ]
Хроника воздушных побед | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Это и ? (знак вопроса) указывает на несоответствия в информации, перечисленные Прином, Стеммером, Родейком, Боком, Мэтьюзом и Форманом. | |||||||||
Требовать | Дата | Время | Тип | Расположение | Требовать | Дата | Время | Тип | Расположение |
– 3-я Jagdgeschwader 76 эскадрилья – [ 32 ] Битва за Францию - 10 мая - 25 июня 1940 г. | |||||||||
1 | 15 мая 1940 г. | 12:00 | Спитфайр [ 33 ] | ||||||
– 6-я Jagdgeschwader 54 эскадрилья – [ 32 ] У Ла-Манша и над Англией - 26 июня 1940 г. - 29 марта 1941 г. | |||||||||
2 | 30 июля 1940 г. | 20:04 | Бленхейм | Флиссинген [ 34 ] | 4 | 9 ноября 1940 г. | 11:45 | Спитфайр | 3 км (1,9 миль) к востоку от Дила [ 35 ] |
3 | 1 августа 1940 г. | 16:50 | Бленхейм | 5 км (3,1 мили) от Хаамстеде [ 34 ] | |||||
– 6-я Jagdgeschwader 54 эскадрилья – [ 32 ] Операция Барбаросса - 22 июня - 5 декабря 1941 г. | |||||||||
5 | 22 июня 1941 г. | 17:30 | СБ-2 [ 36 ] | 22 | 25 июля 1941 г. | 07:55 | ДБ-3 [ 37 ] | ||
6 | 30 июня 1941 г. | 06:50 | ДБ-3 [ 38 ] | 23 | 10 августа 1941 г. | 04:10 | И-16 [ 39 ] | ||
7 | 30 июня 1941 г. | 06:51 | ДБ-3 [ 38 ] | 24 | 12 августа 1941 г. | 12:35 | И-18 ( МиГ-1 ) [ 39 ] | ||
8 | 30 июня 1941 г. | 12:32 | ДБ-3 [ 38 ] | 25 | 12 августа 1941 г. | 17:45 | И-153 [ 40 ] | ||
9 | 2 июля 1941 г. | 20:30 | СБ-3 [ 41 ] | 26 | 14 августа 1941 г. | 11:15 | И-16 | east of Petrovskoye [ 40 ] | |
10 | 2 июля 1941 г. | 20:32 | СБ-3 [ 41 ] | 27 | 18 августа 1941 г. | 12:15 | И-18 (МиГ-1) [ 40 ] | ||
11 | 2 июля 1941 г. | 20:40 | СБ-3 [ 41 ] | 28 | 22 августа 1941 г. | 19:18 | И-16 [ 40 ] | ||
12 | 6 июля 1941 г. | 04:05 | СБ-2 [ 41 ] | 29 | 22 августа 1941 г. | 19:21 | И-16 [ 40 ] | ||
13 | 7 июля 1941 г. | 06:46 | ДБ-3 [ 41 ] | 30 | 23 августа 1941 г. | 18:50 | И-16 [ 40 ] | ||
14 | 7 июля 1941 г. | 15:50 | СБ-3 [ 41 ] | 31 | 3 сентября 1941 г. | 11:30 | И-18 (МиГ-1) [ 42 ] | ||
15 | 17 июля 1945 г. | 09:35 | СБ-2 [ 43 ] | 32 | 8 сентября 1941 г. | 13:30 | И-18 (МиГ-1) [ 42 ] | ||
16 | 19 июля 1941 г. | 20:45 | СБ-2 [ 37 ] | 33 | 8 сентября 1941 г. | 13:40 | И-18 (МиГ-1) [ 42 ] | ||
17 | 19 июля 1941 г. | 20:46 | СБ-2 [ 37 ] | 34 | 15 сентября 1941 г. | 17:20 | И-18 (МиГ-1) [ 42 ] | ||
18 | 22 июля 1941 г. | 09:56 | И-18 (МиГ-1) [ 37 ] | 35 | 17 сентября 1941 г. | 13:45 | моноплан с низкорасположенным крылом [ 42 ] | ||
19 | 22 июля 1941 г. | 18:15 | И-18 (МиГ-1) [ 37 ] | 36 | 19 сентября 1941 г. | 07:07 | СБ-3 [ 42 ] | ||
20 | 23 июля 1941 г. | 03:25 | И-16 [ 37 ] | 37 | 19 сентября 1941 г. | 07:09 | СБ-3 [ 42 ] | ||
21 | 23 июля 1941 г. | 03:26 | И-16 [ 37 ] | 38 | 14 октября 1941 г. | 15:30 | СБ-3 [ 44 ] | ||
– Штаб I. Группа Jagdgeschwader 54 – [ 45 ] Восточный фронт - 6 декабря 1941 г. - 14 февраля 1942 г. | |||||||||
39 | 1 января 1942 г. | 10:35 | И-16 [ 46 ] | 50 | 28 января 1942 г. | 12:06 | И-18 (МиГ-1) [ 46 ] | ||
40 | 1 января 1942 г. | 10:42 | И-16 [ 46 ] | 51 | 30 января 1942 г. | 11:11 | И-18 (МиГ-1) [ 46 ] | ||
41 | 1 января 1942 г. | 14:08 | И-153 [ 46 ] | 52? [ Примечание 1 ] | 2 февраля 1942 г. | 14:44 | И-16 | 10 км (6,2 миль) к юго-юго-западу от Нарвы [ 47 ] | |
42 | 7 января 1942 г. | 14:50 | И-16 [ 46 ] | 53 | 3 февраля 1942 г. | 09:25 | И-18 (МиГ-1) [ 47 ] | ||
43 | 13 января 1942 г. | 08:53 | СБ-2 [ 46 ] | 54 | 3 февраля 1942 г. | 09:45 | И-18 (МиГ-1) [ 47 ] | ||
44 | 19 января 1942 г. | 11:05 | И-16 [ 46 ] | 55 | 5 февраля 1942 г. | 15:37 | И-18 (МиГ-1) [ 47 ] | ||
45 | 19 января 1942 г. | 11:10 | И-16 [ 46 ] | ? [ Примечание 2 ] | 6 февраля 1942 г. | 11:25 | МиГ-1 [ 32 ] | ||
46 | 21 января 1942 г. | 09:30 | Ил-2 [ 46 ] | 56 | 7 февраля 1942 г. | 09:15 | И-16 [ 47 ] | ||
47 | 26 января 1942 г. | 13:22 | И-18 (МиГ-1) [ 46 ] | 57 | 7 февраля 1942 г. | 13:00 | И-16 [ 47 ] ? [ Примечание 3 ] | ||
48 | 28 января 1942 г. | 09:03 | I-180 ( Yak-7 ) [ 46 ] | 58 | 7 февраля 1942 г. | 15:42 | Ил-2 [ 47 ] | ||
49 | 28 января 1942 г. | 09:06 | I-180 (Yak-7) [ 46 ] | 59 | 14 февраля 1942 г. | 14:25 | И-153 [ 47 ] | окрестности Вороново |
Награды
[ редактировать ]- Железный крест (1939)
- Рыцарский крест Железного креста с дубовыми листьями
- Рыцарский крест 18 сентября 1941 года в звании и штабфелькапитана 1./Jagdgeschwader 54 гауптмана . [ 50 ] [ 51 ]
- 82-й дубовый лист 12 марта 1942 года в должности капитана и командира группы 54 I./Jagdergeschwader . [ 50 ] [ 52 ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Спик 1996 , стр. 3–4.
- ^ Обермайер 1989 , с. 49.
- ^ Перейти обратно: а б Стокерт 2012 , с. 384.
- ^ Прин и др. 2000а , с. 208.
- ^ Гарберс и 10. Граждане Германии .
- ^ Гарберс и 11. Граждане Германии .
- ^ Рёсслер 2000 , с. 270.
- ^ Прин и др. 2000а , с. 263.
- ^ Перейти обратно: а б Прин и др. 2000а , с. 445.
- ^ Прин и др. 2001 , с. 438.
- ^ Прин и др. 2000б , стр. 370, 376.
- ^ Прин и др. 2002 , с. 304.
- ^ Прин и др. 2002 , с. 310.
- ^ Прин и др. 2003 , с. 212.
- ^ Стокерт 2012 , с. 385.
- ^ Прин и др. 2003 , стр. 212, 228.
- ^ Уил 2007 , стр. 7–8.
- ^ Прин и др. 2003 , стр. 212, 214, 229.
- ^ Хелд, Trautloft & Bob 1994 , стр. 97.
- ^ Прин и др. 2005 , с. 209.
- ^ Прин и др. 2005 , с. 216.
- ^ Прин и др. 2005 , с. 195.
- ^ Bergström & Mikhailov 2001 , p. 61.
- ^ Прин и др. 2005 , стр. 180, 199.
- ^ Прин и др. 2005 , с. 203.
- ^ Уил 2007 , с. 24.
- ^ Уил 2001 , с. 118.
- ^ Bergström & Mikhailov 2001 , p. 67.
- ^ Страница 2020 , с. 100.
- ^ Забецкий 2014 , стр. 1618.
- ^ Мэтьюз и Форман 2014 , стр. 259–261.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Мэтьюз и Форман 2014 , с. 260.
- ^ Прин и др. 2000б , с. 376.
- ^ Перейти обратно: а б Прин и др. 2002 , с. 313.
- ^ Прин и др. 2002 , с. 316.
- ^ Прин и др. 2003 , с. 228.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Прин и др. 2003 , с. 233.
- ^ Перейти обратно: а б с Прин и др. 2003 , с. 229.
- ^ Перейти обратно: а б Прин и др. 2003 , с. 234.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Прин и др. 2003 , с. 235.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Прин и др. 2003 , с. 231.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Прин и др. 2003 , с. 237.
- ^ Прин и др. 2003 , с. 232.
- ^ Прин и др. 2003 , с. 239.
- ^ Мэтьюз и Форман 2014 , стр. 260–261.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Прин и др. 2005 , с. 199.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Прин и др. 2005 , с. 200.
- ^ Мэтьюз и Форман 2014 , с. 261.
- ^ Перейти обратно: а б Томас 1997 , с. 139.
- ^ Перейти обратно: а б Шерцер 2007 , с. 287.
- ^ Фелльгибель 2000 , с. 168.
- ^ Фелльгибель 2000 , с. 59.
Библиография
[ редактировать ]- Бергстрем, Кристер [на шведском языке] ; Михайлов, Андрей (2001). Воздушная война Черного Креста / Красной Звезды на Восточном фронте, Том II, Возрождение, январь – июнь 1942 года . Пасифика, Калифорния: Военная история Тихоокеанского региона. ISBN 978-0-935553-51-2 .
- Фелльгибель, Вальтер-Пеер [на немецком языке] (2000) [1986]. Носители Рыцарского креста Железного креста 1939–1945 гг. — Кавалеры высшей награды Второй мировой войны всех родов частей Вермахта ] (на немецком языке). Фридберг, Германия: Подзун-Паллас. ISBN 978-3-7909-0284-6 .
- Гарберс, Майкл, изд. (2013–2021 гг.). «10. Граждане Германии» . Архив соревнований по высшему пилотажу . Международная авиационная федерация . Проверено 26 сентября 2021 г.
- Гарберс, Майкл, изд. (2013–2021 гг.). «11. Граждане Германии» . Архив соревнований по высшему пилотажу . Международная авиационная федерация . Проверено 26 сентября 2021 г.
- Держись, Вернер; Траутлофт, Ханнес ; Боб, Ханс-Эккехард (1994). JG 54: Фотоистория Grünherzjäger . Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publishing . ISBN 978-0-88740-690-4 .
- Мэтьюз, Эндрю Йоханнес; Форман, Джон (2014). Асы Люфтваффе — Биографии и заявления о победах — Том 1 A–F . Уолтон на Темзе: Красный коршун. ISBN 978-1-906592-18-9 .
- Обермайер, Эрнст (1989). крестоносцы истребительных войск Люфтваффе 1939–1945 гг. ( Рыцарские на немецком языке). Майнц, Германия: Верлаг Дитер Хоффманн. ISBN 978-3-87341-065-7 .
- Пейдж, Нил (2020). Дневные асы-истребители Люфтваффе 1939–42 . Филадельфия, Пенсильвания: Издательство Casemate Publishers . ISBN 978-1-61200-849-3 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2000a). ВВС 1934–1945 гг. — Часть 1 — Предвоенный период и действия над Польшей — 1934–1939 гг. ] Истребительные части немецких (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-54-0 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2001). ВВС Германии с 1934 по 1945 год - Часть 2 - «Сидячая война» - 1 сентября 1939 года по 9 мая 1941 года Истребительные части (9 мая 1940 года ) (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-59-5 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2000b). Летчики-истребители ВВС Германии в 1934–1945 гг. Часть 3. Действия в Дании и Норвегии 9.4. по 30 ноября 1940 г. — Поход на Запад, 10 мая. по 25 июня 1940 г. [ Ассоциация летчиков-истребителей немецких люфтваффе с 1934 по 1945 г. Часть 3 - Назначения в Дании и Норвегии, 9 апреля - 30 ноября 1940 г. - Кампания на Западе, 10 мая - 25 июня 1940 г. ] (на немецком языке). Печать Струве. ISBN 978-3-923457-61-8 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2002). Истребительные части немецких ВВС с 1934 по 1945 год — Часть 4/II — Операции над Ла-Маншем и над Англией — 26 июня 1940 года по 21 июня 1941 года [ Истребительные части немецких ВВС с 1934 по 1945 год — Часть 4/ II — Действия у Ла-Манша и над Англией — с 26 июня 1940 г. по 21 июня 1941 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-64-9 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2003). Летчики-истребители ВВС Германии в 1934–1945 гг. — Часть 6/II — Операция «БАРБАРОССА» — Операция на Востоке — 22 июня. по 5 декабря 1941 г. [ Истребительные части немецких ВВС с 1934 по 1945 гг. — Часть 6/II — Операция «БАРБАРОССА» — Действия на Востоке — 22 июня — 5 декабря 1941 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-70-0 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2005). немецких ВВС 1934–1945 гг. — Часть 9/I — Зимняя война на Востоке — 6 декабря 1941 г. — 30 апреля 1942 г., декабрь 1941 Истребительные части г. — 30 апреля 1942 г. ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-76-2 .
- Рёсслер, Рольф (2000). Баден-Баден под свастикой [ Баден-Баден под свастикой ] (на немецком языке). ISBN 978-3-8311-0288-4 .
- Шерцер, Вейт (2007). Кавалеры Рыцарского креста 1939-1945 гг. Кавалеры Рыцарского креста Железного креста 1939 г. из армии, авиации, кригсмарине, Ваффен-СС, фольксштурма и союзных с Германией вооруженных сил по документам Федерального архива [ Рыцарский крест] Носители 1939-1945 гг. Кавалеры Рыцарского креста Железного креста 1939 г. армии, авиации, флота, Ваффен-СС, фольксштурма и союзников. Войска с Германией по документам Федерального архива ] (на немецком языке). Йена, Германия: Scherzers Militaer-Verlag. ISBN 978-3-938845-17-2 .
- Спик, Майк (1996). Истребители-асы Люфтваффе . Нью-Йорк: Ivy Books . ISBN 978-0-8041-1696-1 .
- Стокерт, Питер (2012) [1996]. Носители дубовых листьев, 1939–1945, том 1 [ Носители дубовых листьев, 1939–1945, том 1 ] (на немецком языке) (4-е изд.). Бад-Фридрихсхалль, Германия: Панорамный вид Фридрихсхалла. ISBN 978-3-9802222-7-3 .
- Томас, Франц (1997). Носители ( дубовых листьев 1939–1945 Том 1: А – К на немецком языке). Оснабрюк, Германия: Biblio-Verlag. ISBN 978-3-7648-2299-6 .
- Уил, Джон (2001). Ягдгешвадер 54 «Грюнхерц» . Авиационные элитные подразделения. Том. 6. Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey Publishing . ISBN 978-1-84176-286-9 .
- Уил, Джон (2007). Подробнее Bf 109 Асы Русского фронта . Самолет асов. Том. 76. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing . ISBN 978-1-84603-177-9 .
- Забекки, Дэвид Т. , изд. (2014). Германия в войне: 400 лет военной истории . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-Clio . ISBN 978-1-59884-981-3 .
- 1917 рождений
- Дела о пропавших без вести 1940-х годах
- 1942 смертей
- Люди из Баден-Бадена
- Люди из Великого герцогства Баден
- Пилоты ВВС
- Пилоты-пилоты
- Военнослужащие из Баден-Вюртемберга
- Немецкие летающие асы времен Второй мировой войны
- Пропал без вести во время Второй мировой войны
- Персонал Люфтваффе погиб во Второй мировой войне
- Кавалеры Рыцарского креста Железного креста с дубовыми листьями