Политический статус Косово
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти сообщения )
|
Политический статус Косово , также известный как вопрос Косово , является предметом длительного политического и территориального спора между сербским (а ранее югославским ) правительством и правительством Косово , возникшим в результате распада Югославии (1991–1991 гг.) . 92) и последовавшая за этим война в Косово (1998–99). В 1999 году управление Автономным краем Косово и Метохия было передано на временной основе Организации Объединенных Наций в соответствии с резолюцией СБ ООН 1244, положившей конец косовскому конфликту того года. Эта резолюция подтвердила территориальную целостность Сербии в отношении Косово, но потребовала от администрации ООН содействовать установлению «существенной автономии и самоуправления» для Косово до «окончательного урегулирования» для переговоров между сторонами.
Переговоры при поддержке ООН начались в феврале 2006 года, и, хотя между сторонами не было достигнуто соглашение, в мае 2007 года было представлено предложение специального посланника ООН Мартти Ахтисаари , в котором рекомендовалось «контролируемая независимость» провинции. многих недель обсуждений в ООН в Нью-Йорке США После , Великобритания и другие европейские члены Совета Безопасности ООН официально «отменили» проект резолюции, поддерживающий предложение Ахтисаари, 20 июля 2007 года, поскольку им не удалось заручиться поддержкой России. поддержка. [ 1 ] [ не удалось пройти проверку ]
17 февраля 2008 года представители народа Косово , действуя за пределами рамок временных институтов самоуправления (ВИС), созданных управляющей миссией ООН, издали декларацию о независимости, учреждающую Республику Косово . [ 2 ] Международный Суд постановил, что декларация не нарушает международное право, и заявил, что подписавшие ее авторы представляют широкую волю народа Косово, а не Ассамблею Косово под эгидой резолюции 1244 ООН . [ 3 ]
Фон
[ редактировать ]Статус в Королевстве Югославия
[ редактировать ]
После Балканских войн (1912–13) и Лондонского и Бухарестского договоров , которые привели к потере османами большей части Балкан, Косово управлялось как неотъемлемая часть Королевства Сербия , в то время как его западная часть ( Метохия ) управлялась Королевство Черногория . В 1918 году Черногория объединилась с Сербией, став сначала неотъемлемой частью Королевства Сербия, а вскоре после этого под властью сербов присоединилась к Королевству сербов, хорватов и словенцев (КСХС), признанному в 1919 и 1920 годах на Парижской мирной конференции и Лига Наций и принятие конституции в 1921 году. Демонстрации косовских албанцев с требованием союза с Княжеством Албания были подавлены Королевской югославской армией . [ 4 ] В 1922 году государственной комиссией исторические образования были упразднены и созданы 33 новые административные области (области), управляемые из центра. В 1926 году пограничный спор с Албанской Республикой был разрешен, и большая часть региона Гора осталась в составе Королевства.
В 1929 году Королевство (официально переименованное в « Югославию ») было реструктурировано на девять крупных провинций, называемых бановинас (банаты), официально оформленных новой Конституцией 1931 года. Их границы были намеренно проведены так, чтобы они не соответствовали границам между этническими группами. или к государственным границам до Первой мировой войны. Большая часть Косово была передана Зета-Банату , а меньшие части - Моравскому и Вардарскому Банатам . [ 5 ]
Статус в коммунистической Югославии
[ редактировать ]Первая Конституция Федеративной Народной Республики Югославии (позже переименованной в Социалистическую Федеративную Республику Югославию , СФРЮ) установила Косово-Метохию и северный регион Воеводины в качестве автономных провинций в составе Народной Республики Сербия . Он также продвинул регион Вардар на юге Сербии до статуса отдельной республики, Народной Республики Македония . В конституции, принятой 31 января 1946 года, говорилось, что « Народная Республика Сербия включает автономную провинцию Воеводина и автономный край Косово-Метохия». В нем не уточнялись права и объем автономных провинций, вместо этого говорилось, что этот вопрос должен «определяться конституцией [материнской] республики». [ 6 ]
Более поздняя Конституция СФРЮ , принятая 7 апреля 1963 года, снова предусматривала, что республики «создают автономные провинции в соответствии с конституцией в районах с отличительными национальными особенностями или в областях с другими отличительными особенностями на основе явного волеизъявления население этой территории». В составе Социалистической Республики Сербия «есть автономные провинции Воеводина и Косово и Метохия, созданные в 1945 году по решению Народного Собрания Народной Республики Сербия в соответствии с волеизъявлением населения этих областей». Детали прав и объема провинций снова были оставлены на усмотрение республиканских конституций. [ 7 ]
Конституция Югославии 1974 года , на тот момент самая длинная в мире, существенно изменила конституционную систему Югославии. Он увеличил автономию Косово и Воеводины и предоставил обеим автономным провинциям де-факто право вето в сербском и югославском парламентах, поскольку изменения в их статусе не могли быть внесены без согласия двух провинциальных ассамблей. Он также предоставил равный статус сербскому, албанскому и турецкому языкам и алфавитам в Косово.
Конституция Сербии 1974 года, принятая в то же время, подтвердила, что «Социалистическая Республика Сербия включает в себя Социалистическую автономную провинцию Воеводина и Социалистическую автономную провинцию Косово , которые возникли в результате общей борьбы наций и народностей Югославии в Национально-освободительной войне». Война [ Вторая мировая война ] и социалистическая революция...» Отдельно обнародованная Конституция Социалистической автономной провинции Косово гласила, что:
Социалистическая Автономная Край Косово — это автономное, социалистическое, демократическое, общественно-политическое и самоуправляющееся сообщество трудящихся и граждан, равноправных албанцев, черногорцев, сербов, турок и представителей других наций, национальностей и этнических групп, основанное на принципах власть и самоуправление рабочего класса и всех трудящихся. Социалистическая автономная провинция Косово входит в состав Социалистической Республики Сербия и Социалистической Федеративной Республики Югославия.
В 1980-х годах умеренный сербский коммунистический политик Иван Стамболич , ставший президентом Сербии , призвал другие республики согласиться на сокращение автономии провинций.
Стамболичу удалось склонить на свою позицию Союз коммунистов Югославии (СКЮ) по этому вопросу на 13-м съезде СКЮ, состоявшемся в 1986 году, а затем создать комиссию для проработки деталей конституционных реформ. Однако в 1987 году Стамболич был свергнут своим бывшим протеже Слободаном Милошевичем , который использовал проблему Косово для усиления своей политической поддержки.
При Слободане Милошевиче
[ редактировать ]Гораздо более жесткая линия Милошевича настаивала на более жесткой политике в отношении косовских албанцев. 28 марта 1989 года он добился внесения поправок в Конституцию Сербии, предоставивших Скупщине Сербии исключительные права принимать решения о конституционной структуре страны, отменив право вето Косово и Воеводины. Согласно опровергнутому утверждению МТБЮ в обвинительном заключении Милошевича, когда предложенные поправки были представлены на рассмотрение Скупщины Косово, большинство членов Скупщины воздержались в знак протеста, и голосование не набрало необходимого квалифицированного большинства в две трети . Тем не менее спикер Ассамблеи заявил, что поправки были приняты и вступили в силу должным образом. [ 8 ] Обвинение МТБЮ было опровергнуто в суде Вукашином Джокановичем, который на тот момент во время суда был президентом Скупщины Косово. Он предоставил суду видеозапись голосования вместе со стенографическими записями заседания собрания, на которых ясно видно, как члены собрания голосовали за поправки к конституции необходимым большинством голосов. [ 9 ]
В следующем году была принята новая конституция Сербии, которая резко сократила полномочия автономных провинций, оставив за центральными властями Белграда многие ранее автономные права . Он также изменил название Косово с Социалистической автономной провинции Косово на Автономную провинцию Косово и Метохия , вернув провинции статус, существовавший до 1970-х годов, и используя сербское название для западной части региона. [ 10 ]
Конституция 1990 года встретила сильное сопротивление косовских албанцев, которые создали «теневое» правительство, параллельное официальному истеблишменту, в котором доминируют сербы. Ассамблея Косово, в которой доминируют албанцы, приняла неофициальную резолюцию, объявляющую Косово независимым образованием в составе Югославии, эквивалентным по статусу существующим республикам. Несколько дней спустя Скупщина Косово была официально распущена сербским парламентом 5 июля 1990 года, все ее законы были признаны недействительными, а ее законодательные функции были переданы законодательному органу Белграда. 22 сентября 1991 года свергнутые албанские члены Ассамблеи Косово тайно встретились в Приштине, чтобы провозгласить Косово независимым суверенным государством, « Республикой Косово ». Албания была единственной страной, признавшей независимость. [ 8 ] [ 11 ]
Независимость Косово также не была поддержана международным сообществом, которое с 1991 года проводило последовательную политику сохранения существующих границ отдельных республик Югославии. 10 октября 1991 года СБСЕ (ныне Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе ) предупредило, что государства-члены «никогда… не признают никаких изменений границ, внешних или внутренних , вызванных силой». Соединенные Штаты, Европейское сообщество и Советский Союз опубликовали 18 октября 1991 года совместное заявление, подтвердившее эти принципы. [ 12 ]
Тот же набор принципов оставался краеугольным камнем международной политики в отношении бывшей Югославии на протяжении всех югославских войн . Так, например, международное сообщество настаивало на сохранении Боснии и Герцеговины и Хорватии в качестве единого государства, отказывая в признании отколовшейся Республике Сербской и Республике Сербской Краины .
Статус и война в Косово
[ редактировать ]Статус Косово был ключевым вопросом в политическом насилии, которое предшествовало войне в Косово 1999 года. Армия освобождения Косово из этнических албанцев была сформирована в начале 1990-х годов и начала атаковать сербскую полицию и югославскую армию в 1996 году.
Международное сообщество также не поддержало независимость Косово на этом этапе. Совет Безопасности ООН принял резолюцию 1160 Совета Безопасности ООН 31 марта 1998 года, призывающую стороны достичь мирного урегулирования и отвергающую любые односторонние попытки перекроить границы, вместо этого «подтверждая приверженность всех государств-членов суверенитету и территориальной целостности Федеральной границы» . Республика Югославия ». Те же принципы были подтверждены на встрече высокого уровня во время бомбардировок НАТО в 1999 году , когда министры иностранных дел «Большой восьмерки» приняли политику создания «временной администрации Косово… в соответствии с которой народ Косово может пользоваться значительной автономией в рамках Федеративной Республики». Югославии». [ 13 ]
2 июня 1999 года совместная финско-российская группа во главе с тогдашним президентом Финляндии Мартти Ахтисаари представила президенту Милошевичу ряд предложений. Они включали обязательство заключить «временное политическое рамочное соглашение, обеспечивающее существенное самоуправление Косово, полностью принимая во внимание соглашения Рамбуйе и принципы суверенитета и территориальной целостности Союзной Республики Югославии и других стран региона. " Под сильным давлением продолжающихся бомбардировок НАТО Милошевич согласился вывести югославские войска из Косово и разрешить создание в провинции администрации под руководством ООН, а безопасность должны обеспечивать силы под руководством НАТО ( КФОР ). [ 14 ]
Временная администрация ООН в Косово
[ редактировать ]
Конституционный статус Косово на период с июня 1999 по февраль 2008 года был установлен Организацией Объединенных Наций в Резолюции Совета Безопасности ООН (СБ ООН) 1244 , принятой 10 июня 1999 года. [ 15 ] Совет Безопасности передал Косово под временную администрацию Миссии Организации Объединенных Наций в Косово (МООНК) под руководством специального представителя Генерального секретаря . Он также прямо подтвердил существующий суверенитет Сербии над Косово, «подтвердив приверженность всех государств-членов суверенитету и территориальной целостности Союзной Республики Югославии и других государств региона, как это изложено в Хельсинкском Заключительном акте и приложении к нему». 2 [финско-российские предложения]». Он также установил требование о том, что процесс постконфликтного статуса должен полностью учитывать «принципы суверенитета и территориальной целостности Союзной Республики Югославии».
В публичном выступлении 9 июня 1999 года президент Слободан Милошевич заявил:
Мы не отдали Косово. Группа восьми наиболее развитых стран мира и Организация Объединенных Наций гарантируют суверенитет и территориальную целостность нашей страны. Эта гарантия также содержится в проекте резолюции. Белградское соглашение закрыло открытые вопросы возможной независимости Косово в период, предшествовавший агрессии. Территориальная целостность нашей страны не может быть поставлена под угрозу... политический процесс, который будет основан на принципах, вытекающих из ранее проведенных дискуссий, [также] в равной степени основан на суверенитете и территориальной целостности нашей страны. Это означает, что в этом политическом процессе можно говорить только об автономии и ни о чем другом, кроме нее. [ 16 ]
Как отметил Юлбер Хиса, реальность на местах была совсем иной. Хотя «резолюция 1244 уважает суверенитет и территориальную целостность Союзной Республики Югославии, включая Косово» и даже предусматривает размещение сербских войск в крае, на местах «определенные территории находятся под полным контролем КФОР и международных сил». администрации» без какого-либо участия сербов. [ 17 ] Однако эта часть резолюции так и не была реализована. Жестко ограниченный контроль, осуществляемый Сербией в Косово, побудил многих комментаторов описывать природу ее суверенитета как чисто «номинальную».
Уильям Дж. О'Нил комментирует, что формулировка резолюции также была призвана «успокоить Республику Македонию, в которой проживает значительное албанское меньшинство, в том, что ее территориальные границы не находятся под угрозой. Ее также можно рассматривать как предупреждение Албании даже не подумайте о любой территориальной экспансии ради создания «великой Албании». [ 18 ]
15 мая 2001 года МООНК приняла «Конституционные рамки временного самоуправления». [ 19 ] Хотя она обеспечивает конституционные рамки , она не является конституцией и намеренно не содержит суждений по вопросу суверенитета, поскольку сама МООНК не играет роли в определении окончательного статуса Косово. [ 20 ] В нем Косово определяется как «образование под временной международной администрацией» и «неделимая территория».
Важно отметить, что собственным институтам Косово было специально запрещено принимать какие-либо односторонние решения о статусе края. В Конституционных рамках говорится, что временные институты самоуправления (ВИС) «никоим образом не должны влиять или умалять высшие полномочия СПГС [Специального представителя Генерального секретаря] по осуществлению резолюции 1244 СБ ООН». Скупщине Косово фактически запрещено принимать какие-либо решения или заявления о будущем статусе Косово. [ 21 ] Министров иностранных дел и обороны нет, поскольку эти функции отнесены к полномочиям SRSG. МООНК в конечном итоге одобрила создание министерств юстиции и внутренних дел в конце 2005 года, но отметила, что создание министерств не связано с вопросом об окончательном статусе Косово. [ 22 ]
Конституция вновь созданного государства Сербия и Черногория 2003 года официально признала новый временный статус Косово, описав Сербию и Черногорию как «государство Черногория и государство Сербия, которое включает автономный край Воеводина и автономный край Косово и Метохия». последний в настоящее время находится под международным управлением в соответствии с резолюцией 1244 СБ ООН». [ 23 ] В 2006 году Сербия разработала новую конституцию, в которой Косово снова было названо неотъемлемой частью Сербии. [ 24 ]
Вмешательство Сербии в Косово вызвало серьезные проблемы [ нужна ссылка ] . МООНК получила исключительные права на управление экономическими делами Косово и заявила в Конституционных рамках о своем намерении создать рыночную экономику . До 1999 года большая часть экономики Косово контролировалась государством. Все государственные предприятия принадлежали правительству Югославии или сербскому государству, оба управлялись из Белграда. Когда МООНК приступила к приватизации активов, которыми она не владела, сербы, имеющие интересы в компаниях, подлежащих приватизации, подали в суд сначала на МООНК, а затем на ООН в Нью-Йорке.
Шведский экономист Джессика Йонссон утверждает, что тот факт, что Косово по закону до сих пор рассматривается как часть Сербии, а также продолжающаяся политическая напряженность вызвали значительные трудности в достижении экономического развития и что его неопределенный правовой статус не позволяет ему получить доступ к кредитам. от международных финансовых институтов, таких как Всемирный банк .
Резолюция 1244
[ редактировать ]Совета Безопасности ООН Резолюция 1244 , принятая в 1999 году, в преамбуле подтвердила «приверженность всех государств-членов суверенитету и территориальной целостности Союзной Республики Югославии» и санкционировала «международное гражданское присутствие в Косово с целью обеспечения временного администрацией Косово, при которой народ Косово может пользоваться значительной автономией в составе Союзной Республики Югославии», т.е. Миссия временной администрации Организации Объединенных Наций в Косово (МООНК), при безопасности, обеспечиваемой НАТО. - возглавлял Силы для Косово (KFOR). Резолюция также санкционировала процесс определения окончательного статуса Косово. Что касается последнего, то в Приложении 1 к резолюции говорится, что «политическое решение косовского кризиса» должно «полностью учитывать... принципы суверенитета и территориальной целостности Союзной Республики Югославии».
Статусный процесс (2006–2008 гг.)
[ редактировать ]Первоначальные переговоры при поддержке ООН (2006 г.)
[ редактировать ]Процесс определения будущего статуса Косово при содействии ООН возглавил специальный посланник ООН Мартти Ахтисаари , бывший президент Финляндии; австрийский дипломат Альберт Рохан Его заместителем является . Офис Ахтисаари — Офис специального посланника ООН по Косово (UNOSEK) — расположен в Вене , Австрия, и включает в себя сотрудников по связям из НАТО , ЕС и США. [ 25 ] В его усилиях Ахтисаари поддерживает посол Фрэнк Виснер , представитель США на переговорах о статусе Косово. [ 26 ] Ахтисаари проводит регулярные встречи с представителями Контактной группы .
Переговоры о первоначальном статусе были сосредоточены на технических вопросах, важных для долгосрочной стабильности Косово, особенно на правах и защите косовских меньшинств (особенно косовских сербов). Ахтисаари собрал стороны для первого прямого диалога в феврале 2006 года, чтобы обсудить децентрализацию местного самоуправления, которая является важной мерой по защите общин косовских сербов. Последующие встречи обсуждали экономические вопросы, права собственности, защиту наследия Сербской православной церкви и институциональные гарантии прав меньшинств Косово. [ 27 ] [ 25 ]
24 июля 2006 года Ахтисаари собрал стороны в Вене для первых переговоров на высоком уровне по самому результату статуса. Президент Сербии Борис Тадич , премьер-министр Воислав Коштуница , президент Косово Фатмир Сейдиу и премьер-министр Агим Чеку присутствовали и представили свои соответствующие платформы по будущему статусу Косово. Позже Ахтисаари сообщил прессе, что встреча не привела к каким-либо прорывам, но добавил, что дискуссия была «откровенной и откровенной», а атмосфера оказалась лучше, чем он мог ожидать. [ 28 ] [ 29 ]
Ахтисаари проинформировал министров иностранных дел Контактной группы 20 сентября 2006 года в Нью-Йорке на встрече под председательством государственного секретаря США Кондолизы Райс . На этой встрече Контактная группа опубликовала заявление для прессы, в котором подтвердила свое желание работать над урегулированием путем переговоров в течение 2006 года, а также одобрила планы Ахтисаари разработать всеобъемлющее предложение по урегулированию статуса. [ 30 ] После консультаций с Контактной группой в Вене 10 ноября Ахтисаари решил отложить представление своего предложения партиям до тех пор, пока в Сербии не пройдут парламентские выборы 21 января 2007 года. Он сказал, что передаст свое предложение партиям «без промедления» после этих выборов. . [ 31 ]
Продолжение обсуждений
[ редактировать ]3 апреля Ахтисаари представил Совету Безопасности ООН свой окончательный пакет предложений, который включал четкую рекомендацию о том, что Косово должно стать независимым при условии определенного периода международного наблюдения. [ 27 ] [ 32 ] [ 33 ]
Приштина приняла окончательное соглашение Ахтисаари, а Белград его отверг. Сразу после того, как предложения стали достоянием общественности, США и Германия (в качестве председателя ЕС ) выступили с решительными заявлениями в поддержку. Европейский парламент также заявил о полной поддержке плана Ахтисаари. Россия , однако, призвала к новым раундам переговоров, возможно, с новым спецпосланником. По крайней мере, еще один член Совета Безопасности, Южная Африка , являющаяся непостоянным членом, выразила согласие с озабоченностью России. [ 34 ]
11 мая европейские члены Совета Безопасности ООН, Германия и США распространили проект резолюции Совета Безопасности ООН, который заменит резолюцию 1244 Совета Безопасности ООН, одобрит соглашение Ахтисаари и упразднит администрацию ООН после переходного периода в 120 дней. Постоянный представитель США в ООН заявил, что европейско-американский проект получил достаточную поддержку в Совете Безопасности, чтобы быть принятым, если только Россия не решит использовать свое вето в Совете Безопасности, которое Россия неоднократно заявляла, что она может использовать его, если резолюция не будет приемлемой. обеими сторонами. [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ]
Россия отвергла резолюцию Совета Безопасности ООН, основанную на плане Ахтисаари. [ 38 ] В ходе дискуссий, продолжавшихся на неделе 16 июля, казалось бы, с небольшой надеждой на достижение соглашения, ЕС глава внешнеполитического ведомства Хавьер Солана заявил, что Европейский Союз прекратит поддерживать усилия по согласованию резолюции в поддержку плана Ахтисаари «в течение нескольких дней», если Россия будет обеспокоена не удалось встретить. В понедельник, 16 июля, Россия отклонила еще один проект резолюции, призывающий к дальнейшим переговорам между Сербией и косовскими албанцами, назвав проект «пронизанным концепцией независимости Косово». Заместитель главы британской миссии в Нью-Йорке Карен Пирс заявила 17 июля журналистам, что окончательный проект резолюции будет представлен «в течение 36 часов».
По данным службы новостей Reuters , [ 39 ] Солана заявил, что дальнейшие четырехмесячные переговоры будут проводиться под руководством Контактной группы , однако не исключил, что резолюция может быть согласована в ближайшие дни. Канцлер Германии Ангела Меркель, похоже, поддержала возобновление переговоров между сторонами после обсуждений с премьер-министром Сербии Воиславом Коштуницей : «Сейчас мы думаем о том, можно ли будет поддержать этап переговоров между Белградом и Приштиной, чтобы попытаться еще раз найти решение». ", - сказала Меркель.
Соединенные Штаты , Великобритания и другие европейские члены Совета Безопасности официально «отклонили» проект резолюции, поддерживающий предложение Ахтисаари, 20 июля 2007 года, не сумев заручиться поддержкой России. [ 40 ]
Позже Генеральный секретарь ООН одобрил еще один ограниченный по времени раунд переговоров под руководством тройки переговорщиков США, ЕС и России. «Тройка» завершила свою работу 10 декабря 2007 года, так и не добившись соглашения между сторонами о статусе Косово.
22 января 2008 года Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла резолюцию, призывающую к продолжению переговоров на основе резолюции СБ ООН 1244. [ 41 ] [ 42 ]
План Ахтисаари
[ редактировать ]Переговоры по статусу Косово, проводимые при поддержке ООН под руководством специального посланника ООН Мартти Ахтисаари , начались в феврале 2006 года с целью завершить их к концу того же года. Хотя по техническим вопросам был достигнут прогресс, Косово и Сербия по-прежнему диаметрально противоположны по вопросу самого статуса. [ 43 ] Косово Премьер-министр временных институтов . Агим Чеку заявил, что его правительство не примет ничего, кроме независимости, и не будет рассматривать вопрос о разделе [ 44 ] Со стороны Сербии премьер-министр Воислав Коштуница заявил, что Сербия предоставит Косово полную автономию, но не может принять независимость. [ 45 ] Позиция Контактной группы ведущих стран заключается в том, что Косово «должно оставаться многоэтническим и урегулирование должно быть приемлемым для народа Косово. Кроме того, не будет возврата Косово к ситуации, существовавшей до 1999 года, никакого раздела Косово». и никакого союза Косово с какой-либо другой страной или частью другой страны». [ 20 ] Хотя в проекте соглашения еще не упоминалось слово «независимость», он включал в себя несколько положений, которые широко интерпретировались как подразумевающие государственность Косово. Например, проект соглашения даст Косово право подавать заявку на членство в международных организациях, создать Силы безопасности Косово и принять национальную символику. [ 46 ] Ахтисаари сказал, что после периода консультаций со сторонами он завершит разработку своего предложения по урегулированию для представления в Совет Безопасности ООН, и на этом этапе он также уточнит сам вопрос статуса. [ 47 ]
В феврале 2007 года Ахтисаари представил лидерам Белграда и Приштины проект предложения по урегулированию статуса, который стал основой для проекта резолюции Совета Безопасности ООН, в которой предлагается «контролируемая независимость» провинции. По состоянию на начало июля 2007 года проект резолюции, который поддержали США, Великобритания и другие европейские члены Совета Безопасности, был переписан четыре раза, чтобы попытаться учесть опасения России, что такая резолюция подорвет принцип государственного суверенитета. . [ 48 ] США назвали это предложение «справедливым и сбалансированным». [ 49 ] в то время как председатель ЕС отметил, что предложения Ахтисаари «основаны на почти двенадцатимесячных прямых переговорах между Белградом и Приштиной». [ 50 ] Россия, имеющая право вето в Совете Безопасности в качестве одного из пяти постоянных членов, заявила, что не поддержит ни одну резолюцию, которая неприемлема как для Белграда, так и для Приштины. [ 51 ]
В Белграде премьер-министр Сербии Воислав Коштуница отказался принять Ахтисаари. Коштуница заявил, что, поскольку Сербия до сих пор не сформировала новое правительство после парламентских выборов 21 января, у него нет мандата на обсуждение Косово, и поэтому он не может встретиться с Ахтисаари. Тем не менее, позже он осудил это предложение как «нелегитимное и неприемлемое», поскольку, по его мнению, оно «нарушает Устав ООН... подрывая суверенитет члена ООН Сербии». [ 52 ] [ 53 ] Президент Борис Тадич все же принял Ахтисаари, после чего подтвердил свою клятву никогда не признавать независимое Косово. [ 54 ] Министр иностранных дел Вук Драшкович предупредил, что «необходимо избегать навязанного решения, которое может превратить Сербию в фактор нестабильности». [ 55 ]
После многих недель обсуждений в ООН Соединенные Штаты, Великобритания и другие европейские члены Совета Безопасности 20 июля 2007 года официально «отменили» проект резолюции, поддерживающий предложение Ахтисаари, не сумев заручиться поддержкой России. Лидеры косовских албанцев отреагировали предложением односторонней независимости 28 ноября 2007 года, хотя ООН должна была бы отменить любое такое действие. [ 1 ] [ не удалось пройти проверку ] В ноябре 2008 года ЕС принял требование Сербии не реализовывать план Ахтисаари через EULEX. [ 56 ]
Референдум по конституции Сербии
[ редактировать ]Референдум по предложенному проекту новой сербской конституции прошел 28 и 29 октября 2006 г., в результате которого проект конституции был одобрен сербским избирателем. [ 57 ] Эта конституция является первой в Сербии как независимого государства после конституции Королевства Сербия 1903 года. На общенациональном референдуме право голоса имели более 6,6 миллиона человек. Косово не голосовало. За почти столетие сербского правления в Косово это единственная попытка законного присоединения Косово к Сербии, и албанцы восприняли ее как попытку предрешить результат переговоров. В преамбуле конституции говорится, что «Косово является автономной провинцией Сербии со значительной автономией». Сербские ученые-юристы пришли к выводу, что это недвусмысленное заявление означает, что отделение Косово от Сербии было бы неконституционным.
Позиции сторон
[ редактировать ]- Позиция Сербии по статусу Косово заключается в том, что Косово должно пользоваться значительной автономией, но не должно быть предоставлено независимость. Видение Белграда Косово, которое часто называют «больше, чем автономия, меньше, чем независимость», предполагает расширение автономии, при которой Косово в значительной степени свободно самоуправляться, хотя Косово не будет разрешено играть независимую роль в международных отношениях или обороне и номинально останется в составе государства. Сербии. Сербская сторона также предложила в качестве решения формулу « Одна страна — две системы », то есть «модель Гонконга». [ 58 ] [ 59 ] но оно было отвергнуто албанскими политиками. [ 60 ] [ 61 ] Сербия утверждает, что независимость Косово будет нарушением суверенитета и территориальной целостности Сербии и, следовательно, противоречит Уставу ООН и принципам международного права. Белград также утверждает, что МООНК допустила широкую дискриминацию косовского сербского меньшинства и не содействовала возвращению около 200 000 внутренне перемещенных лиц , бежавших из Косово во время и сразу после конфликта. Сербия настаивает на том, что резолюция 1244 СБ ООН , которая предусматривала политический процесс определения статуса при содействии ООН, исключает независимость посредством ссылки в преамбуле на суверенитет и территориальную целостность Союзной Республики Югославии (ныне Сербия). Премьер-министр Сербии Воислав Коштуница заявил, что «...любое навязанное решение, которое приведет к захвату части нашей территории, будет нарушением международного права». [ 62 ]
- Косовские албанцы обычно утверждают, что они не могли оставаться в составе сербского государства, ссылаясь на репрессии со стороны правительства Милошевича в 1990-х годах. [ 27 ] Премьер-министр Косово Агим Чеку заявил, что «признание независимости Косово закроет темные главы балканской истории и создаст возможность для новой и устойчивой региональной стабильности». [ 63 ]
- В ноябре 2005 года страны Контактной группы опубликовали свод «Руководящих принципов» по урегулированию статуса Косово. [ 64 ] [ 65 ] Эти принципы, в частности, включали требование о том, чтобы не было возврата к ситуации, существовавшей до 1999 года, и чтобы не было никаких изменений границ Косово (т.е. никакого раздела Косово) и никакого союза Косово с каким-либо соседним государством. [ 27 ] [ 28 ] В том же заявлении содержится призыв ко всем сторонам воздерживаться от односторонних шагов и отвергать любые формы насилия. Контактная группа утверждает, что окончательное решение о статусе Косово должно быть одобрено Советом Безопасности ООН. На встрече министров иностранных дел в январе 2006 года Контактная группа далее заявила, что урегулирование «должно, среди прочего, быть приемлемым для народа Косово», и подчеркнула необходимость урегулирования, направленного на решение проблем этнических меньшинств Косово. [ 27 ] [ 66 ] Президент России Владимир Путин заявил в сентябре 2006 года, что мир должен применять те же стандарты к сепаратистским грузинским регионам Южная Осетия и Абхазия , что и к сербской провинции Косово, где многие стремятся к независимости. Он также добавил, что Россия не поддержит никакую резолюцию Совета Безопасности ООН, которая, по ее мнению, ставит под угрозу эти права. [ 67 ] [ 68 ]
- В докладе НАТО по вопросу статуса Косово говорится, что регион может иметь право на отделение в случае иностранной оккупации или если регион является колонией другого государства. В докладе НАТО утверждается, хотя и упоминаются разногласия по поводу интерпретации, что третье условие существует, когда «народ, чье право на внутреннее самоопределение было полностью нарушено правительством, которое не представляет народ», и предполагает, что Косово соответствует этому условию. В заключение делается вывод, что, хотя есть доводы в пользу права на отделение Косово, оно отвергает право на отделение в тех случаях, когда регионы открыты для демократических механизмов. [ 69 ]
Декларация независимости
[ редактировать ]
Несмотря на официальное неодобрение ООН и России, США, Великобритания и Франция , похоже, признали независимость Косово. [ 70 ] если бы это было объявлено 28 ноября 2007 г. или 10 декабря 2007 г., то это крайний срок для соглашения между Косово и Сербией, установленный Генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном . [ 71 ] В феврале 2008 года Хашим Тачи заявил, что около 100 стран готовы немедленно признать независимость Косово после провозглашения. [ 72 ]
17 февраля 2008 года Косово провозгласило независимость. Конституционный суд Республики Сербия признал этот акт незаконным, утверждая, что он не соответствует Уставу ООН , Конституции Сербии , Хельсинкскому Заключительному акту, Резолюции 1244 Совета Безопасности ООН (включая предыдущие резолюции) и Комиссии Бадинтера . [ 73 ] 18 февраля 2008 года Национальное собрание Республики Сербия объявило декларацию независимости Косово недействительной по предложению правительства Республики Сербия .
Конституция Косово была провозглашена 15 июня 2008 года и сразу же признана Сербией незаконной. [ 74 ]
Обзор Международного Суда
[ редактировать ]27 марта 2008 года министр иностранных дел Сербии Вук Еремич заявил, что Сербия обратится в Международный Суд с просьбой рассмотреть законность декларации независимости Косово. [ 75 ] 8 октября 2008 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию Сербии с просьбой к Международному Суду оценить законность декларации независимости Косово. [ 76 ] Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла это предложение 8 октября 2008 года 77 голосами за, 6 голосами против и 74 воздержавшимися. [ 77 ] 22 июля 2010 года суд постановил, что декларация не нарушает международное право, поскольку в целом международное право не касается деклараций независимости и поскольку в данном конкретном случае декларация не была издана Ассамблеей Косово , временными институтами самоуправления. Правительство или любой другой официальный орган и, следовательно, авторы, назвавшие себя «представителями народа Косово», не были связаны Конституционными рамками (обнародованными Миссией Организации Объединенных Наций по делам временной администрации в Косово). (МООНК)) или резолюцией СБ ООН 1244, адресованной только государствам-членам Организации Объединенных Наций и органам Организации Объединенных Наций . [ 78 ] Перед объявлением Хашим Тачи заявил, что «победителей и проигравших» не будет и что «я ожидаю, что это будет правильное решение, соответствующее воле граждан Косово. Косово будет уважать консультативное заключение». Со своей стороны, президент Сербии Борис Тадич предупредил, что «если Международный Суд установит новый принцип, это запустит процесс, который приведет к созданию нескольких новых стран и дестабилизации многих регионов мира». [ 79 ]
Переговоры Белграда и Приштины
[ редактировать ]Брюссельское соглашение (2013 г.)
[ редактировать ]После шести месяцев переговоров между Сербией и Косово под руководством Европейского Союза 19 апреля 2013 года было достигнуто соглашение. В обмен на ограниченные автономные полномочия сербского севера Сербия согласилась не блокировать путь Косово к возможному членству в ЕС. [ 80 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Полное освещение Косово на Yahoo! News» . Архивировано из оригинала 23 июня 2009 года . Проверено 28 апреля 2010 г.
- ^ "МКЮ выносит консультативное заключение о соответствии международному праву одностороннего провозглашения независимости Косово" . Мир.топор . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 28 февраля 2016 г.
- ^ «В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ПРАВОМ ОДНОСТОРОННЯЯ ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ ОТНОСИТЕЛЬНО КОСОВО» (PDF) . Icj-cij.org . Архивировано из оригинала (PDF) 21 августа 2010 года . Проверено 28 февраля 2016 г.
- ^ Штайнер, Зара (2005). Огни, которые погасли: Европейская международная история, 1919-1933 гг . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-151881-2 . OCLC 86068902 .
- ^ «Конституция Королевства Югославия (1931 г.)» . Архивировано из оригинала 21 октября 2009 года . Проверено 15 июня 2013 г.
- ^ «КОНСТИТУЦИЯ ФЕДЕРАТИВНОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ЮГОСЛАВИИ (1946 г.)» (TXT) . Worldstatesmen.org . Проверено 28 февраля 2016 г.
- ^ «КОНСТИТУЦИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ РЕСПУБЛИКИ ЮГОСЛАВИИ» (DOC) . Worldstatesmen.org . Проверено 28 февраля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Прокурор Трибунала против Слободана Милошевича и др.» . Объединенные Нации . Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии . 16 октября 2001 г. Архивировано из оригинала 28 мая 2005 г. Проверено 28 февраля 2016 г.
- ^ «Стенограмма показаний Вукасина Йокановича» . Объединенные Нации . Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии . 1 декабря 2004 года . Проверено 28 февраля 2016 г.
- ^ [1] Архивировано 9 сентября 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ Луи Селл, Слободан Милошевич и разрушение Югославии , с. 93. (Издательство Университета Дьюка, 2003).
- ^ Сюзанна Н. Лалонд, Определение границ в конфликтном мире: роль Ути Поссидетиса , с. 176 (McGill-Queen's Press, 2002)
- ^ «Заявление Председателя по итогам встречи министров иностранных дел «Большой восьмерки», состоявшейся в Петерсбергском центре 6 мая 1999 года» . НАТО.int . Проверено 28 апреля 2010 г.
- ^ А. Р. Грум и Пол Тейлор, «Система Организации Объединенных Наций и кризис в Косово», стр. 303, в « Косово и проблема гуманитарной интервенции» , ред. Альбрехт Шнабель, Рамеш Чандра Тхакур. (Издательство Университета Организации Объединенных Наций, 2000 г.)
- ^ «НАТО и Косово: Резолюция ООН 1244 (1999) – 10 июня 1999 г.» . НАТО.int . Проверено 15 июня 2013 г.
- ^ «Обращение президента Югославии Слободана Милошевича к нации», Borba , 10 июня 1999 г.; цитируется по Стивену Т. Хосмеру, Конфликт вокруг Косово: почему Милошевич решил урегулировать ситуацию, когда он это сделал , стр. 118 (Рэнд Корпорейшн, 2001)
- ^ Юлбер Хиса, «Косово: постоянный международный протекторат?», стр. 288 в книге «Роль ООН в продвижении демократии: между идеалами и реальностью» , ред. Эдвард Ньюман, Роланд Рич (University Press United Nations, 2004)
- ^ Уильям Г. О'Нил, Косово: незавершенный мир , с. 35. (Издательство Линн Риннер, 2001 г.)
- ^ [2] Архивировано 30 декабря 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б Йоахим Рюкер, специальный представитель Генерального секретаря и глава МООНК. Запись 5522-й встречи. Архивировано 26 сентября 2007 г. в Wayback Machine , среда, 13 сентября 2006 г.
- ^ Хеккеруп, Ганс. Многоликое Косово Линдхарт и Рингхоф, 2002 г.
- ^ «МООНК создает два новых министерства ВИС и Судебный совет Косово» (PDF) . Пресс-релиз МООНК . 20 декабря 2005 г. Архивировано из оригинала (документ PDF) 26 июня 2008 г. . Проверено 28 января 2008 г.
- ^ «Конституционная Хартия Государственного Союза Сербии и Черногории» (PDF) . Worldstatesmen.org . Проверено 28 февраля 2016 г.
- ^ «Европа | Премьер-министр Сербии планирует новый закон о Косово» . Новости Би-би-си. 12 сентября 2006 г. Проверено 28 февраля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Офис Специального посланника ООН по Косово» . УНОСЕК. 1 августа 2007 года. Архивировано из оригинала 23 июля 2011 года . Проверено 28 апреля 2010 г.
- ^ « Назначение посла Фрэнка Г. Виснера специальным представителем государственного секретаря на переговорах о статусе Косово », Кондолиза Райс, Вашингтон, округ Колумбия, 19 декабря 2005 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Переговоры о статусе Косово все еще продолжаются », Блерта Фоники-Кабаши, Southeast European Times , Приштина, 15 декабря 2006 г.
- ^ Jump up to: а б « Нет прорыва на переговорах по Косово », BBC News , 24 июля 2006 г.
- ^ « Переговоры между сербами и косовскими албанцами не привели к прорыву в вопросе о будущем статусе. Архивировано 30 сентября 2007 г. в Wayback Machine » Agence France-Presse (AFP), Вена, 24 июля 2006 г.
- ↑ Заявление министров Контактной группы по Косово , Нью-Йорк, 20 сентября 2006 г.
- ^ « ООН откладывает доклад о будущем Косово », BBC News , 10 ноября 2006 г.; Заявление специального посланника Мартти Ахтисаари после консультаций с Контактной группой. Архивировано 22 декабря 2006 г. в Wayback Machine , 10 ноября 2006 г. (файл .pdf).
- ^ « Статус Косово — колеса скрежетают », The Economist , 6 октября 2005 г.
- ^ « Переговоры склоняются к независимости », Der Spiegel , 20 февраля 2006 г.
- ^ Темные тени нависли над Косово | Бронвен Мэддокс: Мировой брифинг - Times Online, архивировано 27 июля 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ «Россия может наложить вето на предложение о независимости Косово – план США нравится» . Un.org . Проверено 28 апреля 2010 г.
- ^ «Россия грозит вето по Косово» . Новости Би-би-си. 24 апреля 2007 года . Проверено 28 апреля 2010 г.
- ^ « Распространена резолюция ООН по Косово », AP , 11 мая 2007 г.
- ^ "/ Мир - Россия отвергает план по Косово" . Ft.com. 13 июля 2007 года . Проверено 28 апреля 2010 г.
- ^ "/ Мир - ЕС и США представляют резолюцию по Косово" . Ft.com. 14 октября 2007 года . Проверено 28 апреля 2010 г.
- ^ «Косово настаивает на независимости после того, как действия ООН провалились» . News.yahoo.com . Проверено 28 апреля 2010 г.
- ^ Парламентская ассамблея Совета Европы. Пресс-релиз: ПАСЕ призывает к продолжению переговоров по статусу Косово. Архивировано 28 мая 2009 г. в Wayback Machine , Страсбург, 22 января 2008 г. – Проверено 19 июня 2009 г.
- ^ Парламентская ассамблея Совета Европы. Резолюция 1595 (2008). Архивировано 16 сентября 2012 г. в Wayback Machine : Развитие событий в отношении будущего статуса Косово. 22 января 2008 г. - Проверено 19 июня 2009 г.
- ^ «Европа | ООН разочарована тупиком в Косово» . Новости Би-би-си. 9 октября 2006 г. Проверено 28 февраля 2016 г.
- ^ Хоутон, Ник (1 августа 2006 г.). «Европа | Анализ: тревожное ожидание Косово» . Новости Би-би-си . Проверено 28 февраля 2016 г.
- ^ «Европа | Сербия отвергает компромисс по Косово» . Новости Би-би-си. 31 июля 2006 года . Проверено 28 февраля 2016 г.
- ^ " Посланник ООН добивается многоэтнического, самоуправляющегося Косово. [ постоянная мертвая ссылка ] ", Agence France-Presse (AFP), Вена, 2 февраля 2007 г.
- ^ « Пресс-конференция Ахтисаари. Архивировано 17 января 2016 года в Wayback Machine », веб-сайт UNOSEK , Нью-Йорк, 8 февраля 2007 года.
- ^ «Сообщается, что Россия отвергает четвертый проект резолюции о статусе Косово» . SETimes.com. 29 июня 2007 года . Проверено 28 апреля 2010 г.
- ↑ Презентация предложения о статусе Косово сторонам , Шон МакКормак, представитель Государственного департамента США, Вашингтон, округ Колумбия, 2 февраля 2007 г.
- ↑ Заявление председательства ЕС о предложениях по статусу Косово, которые Мартти Ахтисаари представит сегодня в Белграде и Приштине. Архивировано 8 февраля 2007 г. в Wayback Machine , 2 февраля 2007 г.
- ^ «Совет Безопасности ООН по-прежнему разделен по вопросу Косово» . SETimes.com . Проверено 28 апреля 2010 г.
- ^ « Посланник ООН представляет план Косово, Сербия быстро отвергает его. Архивировано 4 февраля 2007 г. в Wayback Machine », Барри Вуд, Голос Америки (Голос Америки), Вашингтон, 2 февраля 2007 г.
- ^ «Предложение Ахтисаари неприемлемо и нелегитимно для Сербии» , веб-сайт правительства Республики Сербия, Белград, 7 февраля 2007 г.
- ^ " Посланник ООН представляет предложение по Косово [ постоянная мертвая ссылка ] ", Гарентина Края, Associated Press (AP), Приштина, 2 февраля 2007 г.
- ^ «Сербские лидеры предупреждают, что план ООН по Косово может дестабилизировать Балканы» , International Herald Tribune , Белград, 7 февраля 2007 г.
- ^ BalkanInsight.com (7 ноября 2008 г.). «ЕС принимает условия Белграда для EULEX» . Софияэхо.com . Проверено 28 апреля 2010 г.
- ^ «Сербия поддерживает проект конституции» . Би-би-си. 30 октября 2006 г. Проверено 30 октября 2006 г.
- ^ «Компромисс по формуле «Одна страна – две системы» . Mfa.gov.rs. Проверено 28 апреля 2010 г.
- ^ «РТХК» . РТХК . 29 июня 2006 года . Проверено 28 апреля 2010 г.
- ^ АП [ мертвая ссылка ]
- ^ АФП (6 ноября 2007 г.). «Косово отвергает модель Гонконга, предложенную Сербией» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 20 декабря 2007 года . Проверено 28 апреля 2010 г.
- ^ « Сербы обвиняют ООН в нарушении закона о независимости Косово », Юэн Макаскилл , The Guardian (Великобритания) , 25 октября 2005 г.
- ^ « Успех в Косово », Агим Чеку, The Washington Post , 12 декабря 2006 г.
- ↑ Руководящие принципы Контактной группы по урегулированию статуса Косово. Архивировано 21 декабря 2006 г. в Wayback Machine , ноябрь 2005 г. (файл .pdf).
- ↑ Руководящие принципы Контактной группы по урегулированию статуса Косово. Архивировано 6 мая 2006 г. в Wayback Machine , ноябрь 2005 г. (.html).
- ^ « Заявление Контактной группы о будущем Косово », Вашингтон, округ Колумбия, 31 января 2006 г.
- ↑ Путин говорит, что мир должен относиться к Косово, сепаратистским регионам Грузии на равных , Associated Press , 13 сентября 2006 г.
- ↑ Коштуница беседует с Путиным. Архивировано 27 февраля 2007 г. в Wayback Machine B92 . 15 января 2007 г.
- ^ «Косовский кризис с точки зрения международного права: самоопределение, территориальная целостность и вмешательство НАТО» (PDF) . НАТО.
- ^ Саймон Тисдалл (13 ноября 2007 г.). «Боснийский кошмар возвращается в ЕС» . Хранитель . Лондон . Проверено 28 апреля 2010 г.
- ^ Вуд, Николас (2 октября 2007 г.). «Похоже, набирает силу движение к независимому Косово» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 22 мая 2010 г.
- ^ «Косово рассчитывает на быстрое признание со стороны «100 стран» » . Рейтер. 8 февраля 2008 года . Проверено 14 февраля 2008 г.
- ^ «Решение Национального собрания Республики Сербия о подтверждении решения правительства Республики Сербия об отмене незаконных действий временных институтов самоуправления в Косово и Метохии в отношении односторонней Декларации Независимость» . Архивировано из оригинала 11 декабря 2008 года . Проверено 7 апреля 2009 г.
- ^ «Конституция нового независимого Косово вступает в силу» . 15 июня 2008 г. Архивировано из оригинала 20 мая 2011 г.
- ^ «Сербия будет добиваться заключения Мирового суда по поводу декларации независимости Косово» . Интернэшнл Геральд Трибьюн. 27 марта 2008 года . Проверено 27 марта 2008 г.
- ^ «Генеральная Ассамблея ООН поддерживает инициативу Сербии по Косово» . SETimes.com . Проверено 28 апреля 2010 г.
- ^ «ООН добивается мнения Мирового суда по Косово» . Би-би-си. 8 октября 2008 года . Проверено 8 октября 2008 г.
- ^ «Соответствие международному праву одностороннего провозглашения независимости Косово» . Нспм.рс. Проверено 24 июля 2010 г.
- ^ «Международный суд вынес решение по вопросу государственности Косово – Европа» . Аль-Джазира на английском языке . Проверено 9 ноября 2012 г.
- ^ Васович, Александр (19 апреля 2013 г.). «ЕС выступает посредником в исторической сделке по Косово, открывается дверь для присоединения Сербии» . Рейтер . Проверено 15 июня 2013 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чиркович, Сима (2004). Сербы . Молден: Издательство Блэквелл. ISBN 9781405142915 .
- Кер-Линдси, Джеймс. «От автономии к независимости: эволюция международного мышления по Косово, 1998–2005 гг.». Журнал балканских и ближневосточных исследований 11.2 (2009): 141–156.
- Пападимитриу, Димитрис и Петар Петров. «Чье правление, чей закон? Оспариваемая государственность, внешние рычаги воздействия и миссия Европейского Союза по верховенству закона в Косово». JCMS: Журнал исследований общего рынка 50.5 (2012): 746-763.
- Павлович, Стеван К. (2002). Сербия: История названия . Лондон: Херст и компания. ISBN 9781850654773 .
- Радойчич, Мирьяна С. (2015). «Европейский Союз и проблема Косово – международная этическая перспектива» . Труды философского факультета в Приштине . 45 (1): 167–184. дои : 10.5937/zrffp45-7157 .
- Самарджич, Слободан (2009). Самарджич, Слободан (ред.). «Проблема Косово-Метохии с точки зрения европейской интеграции». Сербия в процессе ассоциации с Европейским Союзом, Официальный вестник : 193–238.