Ментализм
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2011 г. ) |
Ментализм — исполнительское искусство, в котором его практикующие, известные как менталисты , демонстрируют высокоразвитые умственные или интуитивные способности. Возможно, такие действия включают гипноз , телепатию , ясновидение , гадание , предвидение , психокинез , медиумизм , контроль над разумом , способности к памяти, дедукцию и быструю математику. Менталисты разыгрывают театральное представление, включающее специальные эффекты , которые могут показаться использующими психические или сверхъестественные силы, но на самом деле достигаются «обычными средствами колдовства ». [1] естественные человеческие способности (т.е. чтение языка тела, утонченная интуиция, подсознательное общение, эмоциональный интеллект ), а также глубокое понимание ключевых принципов психологии человека или других поведенческих наук. [2] [3] [4]
Ментализм обычно классифицируется как подкатегория магии и, если его исполняет сценический фокусник, также может называться ментальной магией . Однако сегодня многие профессиональные менталисты в целом могут отличаться от фокусников, настаивая на том, что их вид искусства использует особый набор навыков. [5] Менталисты утверждают, что вместо того, чтобы делать «волшебные трюки», они производят психологические переживания для разума и воображения и расширяют реальность с помощью исследований психологии, внушения и влияния. [6] Менталистов также часто считают экстрасенсами-развлекателями. [6] [7] [8] хотя в эту категорию также входят исполнители-нементалисты, такие как экстрасенсы и эксцентрики .
Некоторые известные фокусники, такие как Пенн и Теллер и Джеймс Рэнди , утверждают, что ключевое различие между менталистом и тем, кто претендует на звание настоящего экстрасенса, заключается в том, что первый открыто заявляет о том, что он опытный художник или артист, совершающий свои подвиги. посредством практики, обучения и естественных средств, в то время как последние могут претендовать на то, что действительно обладают подлинными сверхъестественными , психическими или экстрасенсорными способностями и, таким образом, действуют неэтично. [1] [9] [10]
Известный менталист Джозеф Даннингер , который также работал над разоблачением мошеннических медиумов, [11] уловил это ключевое чувство, когда объяснил свои впечатляющие способности следующим образом: «Любой десятилетний ребенок мог бы сделать это – с сорокалетним опытом». [5] Как и любое исполнительское искусство, ментализм требует многих лет самоотдачи, обширного изучения, практики и навыков, чтобы добиться хороших результатов.
Фон
[ редактировать ]Многое из того, что совершают в своих действиях современные менталисты, можно отнести непосредственно к «испытаниям» сверхъестественных сил, которые проводились медиумами, спиритуалистами и экстрасенсами в XIX веке. [12] Однако история ментализма уходит еще дальше. Сообщения о провидцах и оракулах можно найти в Ветхом Завете. [13] Библии и в трудах о Древней Греции . [14] Парацельс повторил тему, настолько напоминающую древних греков, что в человечество были включены три принципа: духовные, физические и менталистические явления. [15] который обычно называют одним из самых ранних в современной истории, был совершен дипломатом и новаторским фокусником Менталистский акт , Джироламо Скотто в 1572 году. [5] В исполнении ментализма могут использоваться принципы фокуса, включая уловки, финты, неправильное направление и другие навыки уличной или сценической магии . [16] Тем не менее, современные менталисты теперь все чаще используют идеи человеческой психологии и поведенческих наук, чтобы произвести необъяснимые переживания и эффекты для своей аудитории. Меняясь со временем, некоторые менталисты включают iPhone в свой распорядок дня. [17]
Техники ментализма
[ редактировать ]Ловкость рук и другие традиционные приемы фокусников.
Менталисты обычно пытаются объяснить их эффекты проявлениями психологии, гипноза, способности влиять тонкими вербальными сигналами, острой чувствительностью к языку тела и т. д. Все это подлинные явления, но они недостаточно надежны или впечатляющи, чтобы лечь в основу. спектакля в стиле ментализм. На самом деле это фальшивые объяснения — часть ошибочного направления менталистов — и истинный метод, который они используют, — это классический трюк фокусников.
Характерной особенностью «чтения мыслей» менталиста является то, что зритель должен записать мысль. Этому приводятся различные оправдания – для того, чтобы дать возможность зрителю сосредоточиться на мысли или для того, чтобы показать ее другим членам аудитории и т. д. – но настоящая причина состоит в том, чтобы дать возможность менталисту затем тайно получить доступ к записанной информации. . Существуют различные техники, которые может использовать менталист. Классический метод – «центральный разрыв». Зрителя просят записать свою мысль на небольшом листке бумаги (называемом менталистами «заготовкой»). Ей говорят написать мысль в центре заготовки, а иногда менталист добавляет к заготовке круг или линию, чтобы убедиться, что она пишет посередине. Затем ей приказывают сложить заготовку так, чтобы менталист не мог видеть надпись. Затем менталист берет заготовку и разрывает ее на мелкие кусочки, которые затем может сжечь, выбросить или вернуть в руки зрителя «на хранение». Тайно, в процессе разрывания, менталист вырывает и прячет центральную часть заготовки, на которой записана написанная мысль, а позже находит возможность тайно прочитать ее. В качестве альтернативы менталист может тайно подсмотреть написанную мысль. Менталисты используют большое количество детальных хореографий, чтобы получить представление. Одна популярная версия, известная как «ацидус новус», требует, чтобы зритель написал свою мысль в правом нижнем углу заготовки. Обычно менталист заполняет остальные три квадранта заготовки письменами, так что только нижний правый квадрант остается свободным. Как только мысль написана и заготовка сложена, менталист подносит заготовку к свету, чтобы продемонстрировать, что сквозь бумагу не видно никаких надписей. В ходе этого действия он может незаметно для зрителей просунуть большой палец между складками заготовки и открыть вид на нижний правый квадрант. Затем он жестикулирует заготовкой, поднося ее на уровень глаз в поле зрения, и при этом может тайно подсмотреть написанную мысль зрителя. Это лишь одна из многих подобных хореографических постановок. Некоторые из них заключаются в помещении заготовки в хитроумный бумажник, который позволяет менталисту скрытно видеть надпись. Другие используют ловкость рук, основанную на карточной или монетной магии.
В дополнение к этим традиционным магическим методам сегодня менталисту доступен огромный спектр электронных, компьютерных и других уловок. К ним относятся игральные кости, которые тайно передают выброшенные числа, колоды карт, которые тайно передают выбранные карты, блокноты, которые тайно передают написанное и т. д. Смартфоны добавили дополнительный диапазон возможностей. Например, менталист может использовать скрытые метки NFC, чтобы тайно загрузить на телефон зрителя поддельную версию популярного веб-сайта, такого как Google Images, что позволяет ему узнать изображение, которое, по мнению зрителя, было выбрано тайно.
Написание ногтей и его технологические эквиваленты.
Если представление по чтению мыслей не предполагает записи зрителем тайной мысли, обычно используемый метод заключается в том, что менталист претендует на предсказание тайной мысли путем (очевидно) записи невидимого предсказания, часто за планшетом или другой твердой поверхностью, а затем он просит зрителя раскрыть мысль, а менталист в этот момент быстро и скрытно пишет или завершает свое предсказание, используя гвоздильный карандаш или трюк свами. Это небольшие устройства, которые позволяют менталисту писать незаметно большим пальцем под прикрытием планшета или в кармане.
Опять же, эти традиционные устройства фокусников теперь дополнены технологиями. Менталист теперь может покупать классные и белые доски, способные писать (очевидно) рукописные сообщения, передаваемые им удаленно, небольшие принтеры, которые могут распечатать выбранный зрителем номер и подавать отпечатанную бумагу в (очевидно) запечатанную банку, и множество других вещей. технологические устройства, которые создают впечатление, что менталист предсказал мысль зрителя, хотя на самом деле он просто ждал, пока зритель ее раскроет, а затем создал доказательства своего «предсказания».
Предположение:
Эта техника предполагает внедрение идеи, мысли или впечатления в сознание зрителя или участника. Менталист делает это, используя тонкие вербальные сигналы, жесты, язык тела, а иногда и визуальные средства, чтобы влиять на свои мысли. Например, если попросить кого-нибудь «подумать о любой карте из обычной колоды», он автоматически создаст в уме общую идею игральной карты. Точно так же, попросив их «ясно представить карту в своем уме», можно создать в их воображении образ конкретной карты. [18]
Неверное направление: этот метод, также известный как отвлечение внимания, направлен на отвлечение внимания аудитории от секретного метода или процесса, лежащего в основе эффекта ментализма. Фокусники и менталисты часто используют широкие жесты, анимированные движения, музыку и болтовню, чтобы отвлечь внимание от хитрого маневра, который является целью трюка. Например, менталист может вести оживленную беседу, тайно записывая что-то на ладони. Или же он может эффектно бросить куртку на стул, чтобы прикрыть скрытого в зале помощника. [19]
Холодное чтение: этот метод включает в себя расчетные предположения и логические выводы о человеке путем тщательного наблюдения за его внешним видом, реакциями, манерами, интонациями голоса и другими бессознательными реакциями. Менталисты используют эти сигналы наряду с предположениями с высокой степенью вероятности о человеческой природе, чтобы получить удивительно точные представления о характере и деталях о ком-либо. Затем они могут представить это так, как будто они волшебным образом узнали информацию посредством экстрасенсорных способностей. [20]
Горячее чтение : это относится к практике сбора исходной информации об аудитории или участниках перед проведением менталистического акта или сеанса. Тогда менталисты могут удивить зрителей, открыв то, чего они иначе не могли бы знать. Однако проводить горячие чтения без информирования аудитории считается неэтичным. Этические менталисты проводят горячие чтения только в том случае, если они открыто раскрывают это, или делают это для развлечения с согласия участника.
Психологическое манипулирование. Мастера-менталисты обладают глубоким пониманием человеческой психологии, что позволяет им тонко манипулировать мыслями, эмоциями и поведением. Они используют вербальные внушения, социальное давление, визуальные сигналы и ментальные рамки, чтобы влиять на восприятие и реакцию. Это позволяет им направлять участников к желаемым ответам, результатам или выбору. Например, менталист может намекнуть, что выбор определенного числа приведет к чему-то положительному.
Двойная реальность: этот принцип предполагает структурирование рутины, чтобы представить наблюдателю и участнику разные впечатления. Например, менталист может попросить зрителя выбрать «случайную» карту, которую на самом деле заставил помощник менталиста. Участник считает, что свободно выбрал любую карту, а зрители знают, что ею манипулируют.
Тонкое артистизм: самые опытные менталисты гарантируют, что их выступления кажутся совершенно естественными, органичными и неотрепетированными, даже если они тщательно спланированы. Они структурируют свои действия, манеру и эффекты так, чтобы они выглядели как чистая удача, совпадение или случайность, а не как хитрые иллюзии или уловки. Это «невидимое» артистизм сохраняет загадочность менталистских представлений. [21]
Подходы к производительности
[ редактировать ]Стили менталистской презентации могут сильно различаться. В этом духе Пенн и Теллер объясните, что «[м]ентализм — это жанр магии, существующий в широком спектре морали». [9] Раньше порой некоторые исполнители, такие как Александр [22] и Ури Геллер [23] [24] [25] зарекомендовали себя как настоящие экстрасенсы.
Некоторые современные исполнители, такие как Деррен Браун , объясняют, что их результаты и эффекты обусловлены использованием природных навыков, включая способность овладевать магическими техниками и зрелищностью, читать язык тела и влиять на аудиторию с помощью психологических принципов, таких как внушение . [3] В этом ключе Браун объясняет, что в своих выступлениях он представляет и ставит «психологические эксперименты». [26] Менталист и артист-экстрасенс Баначек также отрицает, что он обладает какими-либо сверхъестественными или реальными экстрасенсорными способностями. [27] работал с Образовательным фондом Джеймса Рэнди над расследованием и разоблачением фальшивых экстрасенсов. много лет [28] Он ясно дает понять публике, что эффекты и переживания, которые он создает во время своих выступлений на сцене, являются результатом его высокоразвитых исполнительских навыков и магических техник в сочетании с психологическими принципами и тактикой. [27] [29]
Макс Мейвен часто представлял свои выступления как интерактивные загадки и исследования загадочных измерений человеческого разума. [30] Его описывают как «менталиста и мастера-волшебника». [31] а также «теоретик тайн». [32] Другие менталисты и смежные исполнители также позиционируют себя как «артисты-мистеры». [33]
Есть менталисты, в том числе Морис Фогель , Крескин , Чан Канаста и Дэвид Берглас , которые не делают конкретных заявлений о том, как достигаются эффекты, и могут оставить это на усмотрение аудитории, создавая то, что было описано как «чудесное чувство двусмысленности». о том, обладают ли они истинными экстрасенсорными способностями или нет». [34]
Современные менталисты часто выносят свои шоу на улицы и показывают трюки живой, ничего не подозревающей публике. Для этого они подходят к случайным представителям общественности и просят продемонстрировать так называемые сверхъестественные способности. Однако некоторые исполнители, такие как Деррен Браун , которые часто применяют этот метод выступления, перед началом трюка говорят своей аудитории, что все, что они видят, является иллюзией и что на самом деле они не «читают мысли». Это стало причиной множества споров в сфере магии, поскольку некоторые менталисты хотят, чтобы их аудитория поверила, что этот тип магии «настоящий», в то время как другие считают, что лгать зрителю морально неправильно. [35]
Отличие от магов
[ редактировать ]Профессиональные менталисты обычно не смешивают «стандартные» фокусы со своими умственными подвигами. При этом ментализм слишком тесно ассоциируется с театральными трюками , используемыми фокусниками. Многие менталисты утверждают, что они вообще не являются волшебниками, утверждая, что это вообще другой вид искусства. [6] [5] Аргумент состоит в том, что ментализм вызывает веру и воображение, которые, если они представлены должным образом, могут позволить аудитории интерпретировать данный эффект как «реальный» или, по крайней мере, могут обеспечить достаточную двусмысленность, поэтому неясно, действительно ли этого можно каким-либо образом достичь. [36] [2] Отсутствие уверенности в пределах реальности может привести к тому, что люди в аудитории придут к разным выводам и убеждениям относительно заявлений исполнителей-менталистов – будь то об их различных так называемых экстрасенсорных способностях, фотографической памяти, «человеческом калькуляторе», сила внушения, НЛП или другие навыки. Таким образом, ментализм может воздействовать на чувства и восприятие или понимание реальности зрителем иначе, чем техники колдовства, используемые в сценической магии. [37] [2]
Фокусники часто просят аудиторию отказаться от своего неверия, игнорировать законы природы и позволить своему воображению поиграть с различными фокусами, которые они представляют. Они признаются, что они обманщики с самого начала, и знают, что публика понимает, что все — иллюзия. [38] [2] Всем известно, что маг на самом деле не может достичь показанных невозможных подвигов, таких как распилить человека пополам и собрать его вместе без травм, но такой уровень уверенности обычно не существует среди аудитории менталистов. Тем не менее, другие менталисты считают неэтичным изображать свои силы реальными, принимая ту же философию представления, что и большинство магов. Эти менталисты честны в своих обманах, некоторые называют это «театральным ментализмом». [39]
Тем не менее, некоторые фокусники все еще смешивают мысленные представления с магическими иллюзиями. Например, трюк с чтением мыслей может также включать магическое перемещение двух разных объектов. Такие гибридные магические часто называют ментальной магией действия исполнители . К фокусникам, которые регулярно смешивают магию с ментальной магией, относятся Дэвид Копперфильд , Дэвид Блейн , Удивительный Крескин и Динамо . [ нужна ссылка ]
Известные менталисты
[ редактировать ]- Лиор Сушард
- Удивительный Крескин
- Ури Геллер
- Джозеф Даннингер
- Деррен Браун
- Александр
- Теодор Аннеманн
- Баначек
- Кейт Бэрри
- Гай Бавли
- Дэвид Берглас
- Пол Брук
- Акшай Лаксман
- Чан Канаста
- Боб Кэссиди
- Ясновидящие
- Коринда
- Анна Ева Фэй
- Гленн Фалькенштейн
- Морис Фогель
- Хаим Гольденберг
- Берлинг Халл
- Аль-Коран
- Нина Кулагина
- Макс Мэйвен
- Джерри МакКембридж
- Александр Дж. Макайвор-Тиндалл
- Вольф Мессинг
- Ален Нет
- Марк Пол
- Ричард Остерлинд
- Пиддингтоны
- Оз Перлман
- Тайны принцессы
- Марк Салем
- Занциги
Исторические личности
[ редактировать ]Методы ментализма иногда предположительно использовались за пределами индустрии развлечений, чтобы влиять на действия выдающихся людей в личных и/или политических целях. Известные примеры обвиняемых практикующих включают:
- Эрик Ян Хануссен , предположительно оказавший влияние на Адольфа Гитлера. [40]
- Григорий Распутин , предположительно оказавший влияние на царицу Александру. [41]
- Вольф Мессинг , предположительно оказавший влияние на Иосифа Сталина [42]
- Граф Алессандро ди Калиостро , обвиненный в оказании влияния на представителей французской аристократии в деле с бриллиантовым ожерельем
В Альберта Эйнштейна предисловии Эптона Синклера к книге о телепатии «Ментальное радио» 1930 года он поддержал попытку своего друга проверить способности предполагаемых экстрасенсов и скептически предположил: «Так что, если каким-то образом изложенные здесь факты опираются не на телепатию, а на некоторые бессознательное гипнотическое воздействие от человека к человеку, это также представляло бы большой психологический интерес». [43] Таким образом, Эйнштейн здесь сослался на методы современного ментализма.
См. также
[ редактировать ]- Холодное чтение
- Память спорт
- Мнемонист
- Научный скептицизм
- Тринадцать шагов к ментализму
- Менталист
- Мышечная память
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Ментализм - Энциклопедия утверждений» . ДЖРЕФ . Проверено 10 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д «В чем разница между магией и ментализмом?» . CW Магия . 2021 . Проверено 10 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Браун, Деррен (2007). Уловки разума . Соединенное Королевство: Издательство Transworld.
- ^ «Что такое ментализм?» . Брют . Проверено 11 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д Бреннан, Джон Т. (2007). Призраки Ньюпорта: духи, негодяи, легенды и знания . История Пресс.
- ^ Jump up to: а б с Исчезновение, Inc. (2021). Что такое Ментализм? .
- ^ «Ассоциация артистов-экстрасенсов: Заявление» . www.pea.org . Проверено 11 января 2021 г.
- ^ «Био» . Баначек . Проверено 11 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Пенн и Теллер (2021). Искусство и развлечения: менталист или мошенник? . МастерКласс.
- ^ Ропер, Ричард (19 марта 2015 г.). « Честный лжец: как Удивительный Рэнди развенчал экстрасенсорные мошенничества» . Чикаго Сан-Таймс . Проверено 10 января 2021 г.
- ^ Грин, Адам (26 сентября 2019 г.). «Как Деррен Браун изменил чтение мыслей для скептиков» . Житель Нью-Йорка . Проверено 10 января 2021 г.
- ^ Кэссиди, Боб: «Основы профессионального ментализма». Библиотека, 2007. С. 7–9.
- ^ Грант, Элиуй (1923). «Оракул в Ветхом Завете» . Американский журнал семитских языков и литератур . 39 (4): 257–281. дои : 10.1086/369998 . ISSN 1062-0516 . JSTOR 528285 . S2CID 170460547 .
- ^ Флауэр, Майкл Аттья (2008). Провидец в Древней Греции (PDF) . Беркли и Лос-Анджелес, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета.
- ^ Ахтерберг, Дж. (2002). Образы в исцелении: шаманизм и современная медицина . Шамбала. п. 71. ИСБН 978-0-8348-2629-8 . Проверено 1 июня 2023 г.
- ^ Рэнди, Джеймс (1995). «Энциклопедия утверждений, мошенничества и мистификаций оккультного и сверхъестественного» . Пресса Святого Мартина . Проверено 28 марта 2008 г.
- ^ « «Быстрее, чем Сиди Лэмб»: Д.К. Меткалф однажды стал жертвой ошеломляющего трюка с паролем менталиста Оза Перлмана» . Спортивный Раш . Проверено 19 мая 2024 г.
- ^ «глоссарий» . Лиор Сушард . Проверено 19 мая 2024 г.
- ^ «искусство введения в заблуждение» . Кэтрин Миллс . Проверено 19 мая 2024 г.
- ^ «Как работает холодное чтение» . Волшебная корпорация «Исчезновение» . Проверено 19 мая 2024 г.
- ^ «Техники ментализма»: методы освоения ментализма , получено 30 марта 2024 г.
- ^ «Александр – Человек, который знает» . ФорзониМаджик . Проверено 10 января 2021 г.
- ^ «Экстрасенс... и Скептик: Ури Геллер и Джеймс Рэнди боролись друг с другом почти 20 лет. Теперь они снова за дело» . Лос-Анджелес Таймс . 27 июля 2020 года. Архивировано из оригинала 27 июля 2020 года . Проверено 10 января 2021 г.
- ^ АФП. «Ури Геллер предлагает Великобритании свои «экстрасенсорные способности» при предложении работы» . www.timesofisrael.com . Проверено 10 января 2021 г.
- ^ Лаример, Сара. «В тот раз ЦРУ было убеждено, что самопровозглашенный экстрасенс обладает паранормальными способностями» . Вашингтон Пост . ISSN 0190-8286 . Проверено 10 января 2021 г.
- ^ Деррен Браун. «Ментализм, чтение мыслей и искусство проникать в свою голову» . www.youtube.com . Проверено 11 января 2021 г. - через YouTube.
- ^ Jump up to: а б «Проект Альфа» . Баначек . Проверено 10 января 2021 г.
- ^ Серрадо, Деррик (13 ноября 2009 г.). «Баначек - Ментализм и скептицизм | Точка исследования» . Проверено 10 января 2021 г.
- ^ Мисом, Тайлер; Вайнштейн, Джастин (2 ноября 2014 г.), Честный лжец (документальный фильм, биография, комедия, история), Джеймс Рэнди, Хосе Альварес, Пенн Джиллетт, Теллер, Left Turn Films, Pure Mutt Productions, BBC Storyville , получено 10 января 2021 г.
- ^ «Все о Максе ~ MaxMaven.com» . www.maxmaven.com . Проверено 10 января 2021 г.
- ^ «Личное мышление фокусника Макса Мейвена для выступления за пределами Бродвея | ТеатрМания» . www.theatermania.com . Проверено 10 января 2021 г.
- ^ «Макс Мейвен, теоретик тайн и фокусник (EG8)» . Конференция ЭГ . 30 октября 2019 года . Проверено 10 января 2021 г.
- ^ «Британское общество любителей мистических развлечений PSYCRETS» . PSYCRETS Британское общество любителей тайн . Проверено 11 января 2021 г.
- ^ Ландман, Тодд (18 марта 2016 г.). «Профессор магии: волшебники понимают, что значит быть человеком» . Разговор . Проверено 10 января 2021 г.
- ^ «Неправильно ли заниматься магией?» . Архивировано из оригинала 26 апреля 2015 года . Проверено 12 апреля 2015 г.
- ^ Мио (22 марта 2016 г.). «Ключевые различия между ментализмом и магией» . Магия от Мио . Проверено 10 января 2021 г.
- ^ Мио (22 марта 2016 г.). «Ключевые различия между ментализмом и магией» . Магия от Мио . Проверено 10 января 2021 г.
- ^ Мио (22 марта 2016 г.). «Ключевые различия между ментализмом и магией» . Магия от Мио . Проверено 10 января 2021 г.
- ^ Кимлат, Костя. «Менталист-волшебник» . Костя Кимлат Бизнес-волшебник . Проверено 14 февраля 2024 г.
- ^ Гордон, Мел: «Хануссен: еврейский ясновидящий Гитлера». Дикий дом, 2001 г.
- ^ Джордж Кинг, Последняя императрица: Жизнь и времена Александры Федоровны, царицы России . Книги-реплики, 2001. ISBN 978-0735101043
- ^ Гамильтон-Паркер, Крейг (1 декабря 1996 г.). «Медиум с посланием». Шотландия в воскресенье . п. 5.
- ^ Халперн, Пол (30 августа 2020 г.). «Эйнштейн и менталисты» . Середина . Проверено 11 января 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Х. Дж. Берлингейм . (1891). Читатели мыслей и их трюки . В листках из альбомов фокусников: Или современные фокусники и их произведения . Чикаго: Донохью, Хеннеберри и Ко, стр. 108–127.
- Деррен Браун (2007). Уловки разума . Трансмир Пресс. Великобритания.
- Стив Друри (2016). За пределами Знания . Друри. ISBN 978-1326544867
- Макс Мейвен (1992). Книга гаданий Макса Мейвена. Генерал Прентис Холл; 1-е издание. ISBN 0135641217
- Уильям В. Раушер. (2002). Читатели мыслей: мастера обмана . Мистик Лайт Пресс.
- Барри Х. Уайли. (2012). Увлечение чтением мыслей: викторианская наука на зачарованном рубеже . МакФарланд. ISBN 978-0786464708