плетение корзин
плетение корзин | |
---|---|
Написал | Плавт |
Параметр | Сикион |
«Цистеллария» — комедийная латинская пьеса раннего римского драматурга Тита Макция Плавта . История, действие которой происходит в греческом городе Сикион , повествует о девочке по имени Селениум, которая была разоблачена в младенчестве и воспитана куртизанкой по имени Мелаенис. По счастливой случайности выясняется, что ее биологическая мать, замужем за сенатором Демифо, живет по соседству, что позволяет ей выйти замуж за любящего ее молодого человека Алкесимарха.
Пьеса была адаптирована из утраченной комедии Менандра « Синаристосай» («Женщины, которые обедали вместе»). [1] « Цистеллария », по-видимому, является одной из самых ранних пьес Плавта. В строке 202 выражена надежда, что война с Карфагеном вскоре завершится победой римлян ( Вторая Пуническая война фактически завершилась в 202 г. до н. э.). В том же отрывке упоминаются «ваши союзники, старые и новые», что может быть ссылкой на союзный договор, заключенный с Этолийской лигой в 209 году. [2]
Персонажи
[ редактировать ]- Селен: юная куртизанка, оказавшаяся свободнорожденной.
- Гимназия: проститутка, подруга Селена
- Мать Гимназии: (без имени) тоже проститутка.
- Алкесимарх: молодой человек из Сикиона, влюбленный в Селен.
- Раб Алцесимарха: (без имени)
- Отец Алцесимарха: (без имени)
- Мелаенис: проститутка, усыновившая Селениум еще ребенком.
- Лампадий: раб Фаностраты
- Фанострата: жена Демифо и биологическая мать Селена.
- Халиска: служанка Мелаэниса
- Демифос: сенатор Сикиона, муж Фаностраты.
Метрическая структура
[ редактировать ]Пьесы Плавта традиционно делятся на пять действий. Однако не считается, что подразделения актов относятся ко времени Плавта, поскольку ни одна рукопись не содержит их до 15 века. [3] Кроме того, сами акты не всегда соответствуют структуре пьесы, что часто более наглядно проявляется в разнице в размерах.
Обычно в Плавте метрическая часть начинается с ямбических сенариев (которые не сопровождались музыкой), за которыми, при необходимости, следует музыкальный отрывок или песня, и заканчивается хореическими септенариями, которые читались или пелись под музыку пары трубы, известные как голени . [4]
Хотя части пьесы теперь утеряны, поскольку в рукописях отсутствуют страницы, структура пьесы выглядит следующим образом: A = ямб-сенарий, B = другие размеры, C = хореические септенарии:
- BBC, ABC, ABABCBC, AC, BBAC
Вместо обычного ямба-сенария пьеса открывается полиметрической песней. Последний раздел также открывается полиметрической песней. Кроме того, есть три отрывка в семеричном ямбе и дикий отрывок в анапестах, где молодой любовник Алкесимарх поет о своем горе.
Селен обрисовывает свою проблему
[ редактировать ]- Акт 1.1 (1–37): полиметрическая песня (ба, иа-тр, ан, кр) [5] (37 строк)
- Куртизанка Селениум выходит из дома. [6] с двумя другими женщинами, старыми и молодыми, которые кормили их обедом. Они оба благодарят Селену за обед, хотя старуха жалуется, что вина было слишком мало.
- Акт 1.1 (38–58): ямб семеричный (21 строка)
- Старуха напоминает Селениум, что они с матерью Селениум были проститутками, и теперь ее дочь Гимназия занимается тем же делом.
- Акт 1.1 (59–119): хорей семеричный (61 строка)
- Селен, однако, сообщает им, что она никогда не спала ни с одним мужчиной, кроме Алкесимарха, которого она любит и который обещал жениться на ней; но она огорчена, потому что услышала, что он помолвлен с дочерью богатого человека, живущего по соседству. Затем она умоляет старушку позволить Гимназии присмотреть за ее домом в течение трех дней, так как ее звала мать. Она дает ключ от гимназии и уходит.
Объяснено рождение и происхождение Селена
[ редактировать ]- Акт 1.2–1.3 (120–202): ямб кенарий (79 строк)
- Старая проститутка объясняет публике, что несколько лет назад она нашла Селену младенцем, выставленным на улице, и отдала ее на воспитание матери Селениум. Судя по всему, последний хотел использовать ребенка, чтобы обмануть любовника-иностранца. [7]
- После ее ухода появляется божество Ауксилиум («Помощь»). Она [8] объясняет зрителям, что несколько лет назад с Лемноса в Сикион приехал некий купец; он изнасиловал девушку из знатного происхождения и сбежал обратно на Лемнос. На Лемносе он женился, но, родив дочь, жена его умерла. Позже он вернулся в Сикион и женился на той же девушке, которую изнасиловал; и, узнав об обнаруженном ребенке, он поручил ее слуге приложить усилия, чтобы найти ее. Между тем Селена подросла, и в нее влюбился молодой человек, а она в него; но его отец хочет, чтобы он женился на кузине с Лемноса.
Страсть Алцесимарха к селену
[ редактировать ]- Акт 2.1 (203–228): анапестическая песня (28 строк).
- Входит юноша Алкесимарх и страстно поет о муках влюбленности. Он рассказывает, как отец продержал его в деревне шесть дней.
- ( Здесь в рукописях имеется пробел длиной около 100 строк. Следующие за пробелом строки 231–491 существуют только в амвросийском палимпсесте и частично неразборчивы. ) [9]
- Акт 2.2–2.3 [10] (231–272): хорей семеричный (42+ строки)
- Алцесимарх приказывает своему рабу горько упрекнуть его в том, что он не видел Селена в течение этих шести дней. Раб делает то, что ему говорят.
- (253–272: сохранилось лишь несколько следов. Еще 70 строк отсутствуют после 266. )
Алцесимарх узнает о приготовлениях к свадьбе.
[ редактировать ]- Алкесимарх посещает дом Селена, и Гимназия рассказывает ему о приготовлениях к свадьбе.
- Акт 2.3 (продолжение) (273–304): ямб сенарий (32 строки)
- Алкесимарх, кажется, впадает в бреду. Он просит своего раба принести ему доспехи, лошадь и отряд солдат. Гимназия и раб реагируют тревогой. Она советует ему не бороться с любовью, а пойти к матери Селены и попросить прощения.
- ( Здесь потеряно еще 70 строк. )
- Акт 2.4 (305–373): ямб семеричный (37 строк)
- ( 322–362 представляют собой только фрагменты .) Отец Алкесимарха, имя которого не названо, посещает дом Селениум, чтобы сказать ей держаться подальше от его сына. Он находит там Гимназию и принимает ее за Селену. Он поражен ее красотой, а она дразнит его, флиртуя с ним...
- ( Есть еще один пробел в рукописи между 372 и 389, а затем до 449 строки сохранилось лишь несколько букв. Считается, что десять фрагментов, цитируемых грамматистами Присцианом и Нонием, всего 15 строк, в основном ямбическими сенарийиями. принадлежать пробелу. Последний из них, 405–408, определенно можно поместить, поскольку он соответствует сохранившимся следам .
- Акт 2.5–2.6 (продолжение) (374–408): ямб сенарий (15 строк)
- Мать Гимназии приходит в дом Алкесимарха, чтобы забрать Гимназия, который, похоже, не хочет уходить.
- Лампадио, слуга, которому было поручено найти Селену, преследовал мать Гимназии. Он описывает уродливых проституток, которых видел в различных борделях, пока искал ее....
- Акт 2.7 (449–452): восьмидесятилетний ямб (4 строки).
- ...Алцесимарх умоляет Селену и ее мать Мелаэниду, но безуспешно. Селен уходит.
- Акт 2.7 (453–460): хорей семеричный (8 строк)
- Он продолжает умолять, но Мелаенис упрекает его за нарушение клятвы.
- Акт 2.7 (461–464): фрагментарный, размер неопределенный, вероятно, ямб (4 строки)
- Алцесимарх по-прежнему отказывается идти.
- Акт 2.7 (465–535): хорей семеричный (68 строк)
- Он клянется, что никогда не женится на лемнианской девушке, которую выбрал для него отец. Мелаэнида со своей стороны клянется, что никогда не позволит ему жениться на ее дочери. Алкесимарх клянется списком богов (он допускает ошибки в их отношениях, и она должна его исправлять), что он убьет их обоих, если она не отправит ему обратно Селен. Он уходит. Мелаенис решает последовать за ним, чтобы убедиться, что он не сделает ничего глупого. Внезапно она видит приближающегося Лампадио.
Мелаенис узнает о родителях Селениум
[ редактировать ]- Акт 2.8–2.9 (536–630): ямб сенарий (95 строк)
- Лампадио, слуга, которому было приказано искать дочь Демифо, рассказывает сам себе о том, как он следовал за старухой. Его любовница Фанострата (жена Демифо) слышит его и выходит из дома. Он рассказывает ей, что старуха сказала ему, что Гимназия была не той девушкой, которую он искал, а что она отдала ребенка проститутке по имени Мелаенис. Он говорит, что старушка отказалась сказать ему, где живет Мелаенис, но он скоро узнает.
- Мелаенис, подслушавшая все это, выходит вперед и задает вопросы Лампадио. Он говорит ей, что хозяином дома является Демифо, и рассказывает о двух дочерях Демифо, одна из которых родилась в результате изнасилования. Мелаенис решает пойти домой и принести Селену, чтобы вернуть ее богатым родителям.
- Акт 3.1–4.1 (631–670): хорей семеричный (39 строк)
- Мелаенис возвращается с Селениумом и служанкой. Она несет небольшую шкатулку ( цистеллу ), в которой находится детская погремушка, которая докажет личность Селениум. Она передает гроб своей горничной Халиске и приказывает ей постучать в дверь Демифо.
- Внезапно из дома выходит Алцесимарх. Он носит меч и собирается покончить с собой. Три женщины бросаются к нему. Он хватает Селену и втягивает ее внутрь. Мелаенис и Халиска следуют за ним. В замешательстве Халиска роняет гроб.
- Лампадио возвращается. Он злится, потому что мать Гимназии теперь отрицает все, в чем призналась ранее. Он находит гроб. Фанострата, вышедшая из дверей дома Демифо, вдруг узнает в гробу тот самый, который она подарила дочери.
Фанострата и Демифо находят свою дочь
[ редактировать ]- Акт 4.2 (671–703): полиметрическая песня (ан, ба, кр) (33 строки)
- Халиска выходит из дома Алкесимарха и лихорадочно ищет гроб. Лампадио и Фаносрата подслушивают ее пение.
- Акт 4.2 (704–773): ямб семеричный (43 строки)
- Халиска собирается вернуться, когда ее зовут Лампадио и Фаносрата. Она спрашивает, нашел ли кто-нибудь гроб. Лампадио и Фанострата сначала подозревают подвох и ничего не выдают. В конце концов, после того, как она обнаруживает, что в нем есть погремушка, Лампадио говорит, что знает, где она находится, но хочет награды. Фанострата игнорирует его и говорит, что ей нужно поговорить с Халиской.
- Акт 4.2 (747–773): ямбический сценарий (27 строк)
- Она спрашивает Халиску, где находится владелец гроба, и Халиска указывает на дом Алкесимарха. Она говорит, что Мелаенис намерена вернуть Селен своим родителям, но между тем она хотела бы вернуть гроб. Фанострата возвращает гроб и следует за Халиской в дом Алкесимарха.
- Акт 5.1 (774–787): хорей семеричный (14 строк)
- Демифо сейчас прибыл с заседания сената. Он просит Лампадио объяснить, что происходит, так как на улице слышал много сплетен. Лампадио сообщает ему, что у него родилась дочь. Они вместе идут в дом Алкесимарха. Постановочная труппа выходит вперед и сообщает зрителям, что спектакль на этом заканчивается, и требует аплодисментов.
Переводы
[ редактировать ]- Английский перевод Генри Томаса Райли из Perseus : Cistellaria
- Вольфанг де Мело, 2011 г. [11]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ В. де Мело (2011), Плавт: Комедия шкатулки (Классическая библиотека Леба), стр. 123–124.
- ^ В. де Мело (2011), Плавт: Комедия шкатулки (Классическая библиотека Леба), стр. 129–130.
- ^ Меррилл, Франция (1972). Тити Макчи Плаути Мостеллария , с. XIX.
- ^ Порядок ABC, распространенный у Плавта, см. Мур, Тимоти Дж. (2012), Музыка в римской комедии . Издательство Кембриджского университета, стр. 237–42, 253–8, 305–8, 367–71.
- ^ Подробную информацию о размерах построчно см. в: База данных Тимоти Дж. Мура из «Метры римской комедии» , Вашингтонский университет в Сент-Луисе.
- ↑ Судя по всему, дом для нее снимает Алцесимарх: ср. строки 312, 319.
- ↑ Сравните сюжет «Трукулента » Плавта с этим мотивом.
- ^ Вероятно, женский, поскольку греческий эквивалент Βοήθεια — женский.
- ^ В. де Мело (2011), Плавт: Комедия шкатулки (Классическая библиотека Леба), стр. 2011. 157.
- ↑ В оксфордском тексте Линдси 1905 года все строки 203–535 называются Актом 2.1, но в тексте де Мело 2011 года нумерация сцен изменена.
- ^ Плавт; Перевод Вольфганга де Мело (2011). Плавт, Том II: Казина; Комедия «Шкатулка»; Куркулио; Эпидик; Два Менехмуса . Классическая библиотека Леба. ISBN 978-0674996786 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Латинский текст под редакцией Фридриха Льва в Персее : Cistellaria