Jump to content

Сектантство в Саудовской Аравии

Карта Саудовской Аравии 2011 года с подробным описанием ключевых городов

Сектантство в Саудовской Аравии означает «подталкивание правительства Саудовской Аравии сверху вниз к религиозной поляризации» между суннитским большинством и шиитским меньшинством. [ 1 ] Это включает в себя антишиитскую политику саудовского режима, а также напряженность между суннитским большинством и шиитским меньшинством . Часто считается, что правительство Саудовской Аравии угнетает шиитскую общину, которая составляет до 15% населения Саудовской Аравии. [ 2 ] Это происходит на фоне более широкого прокси-конфликта между Ираном и Саудовской Аравией , поскольку Иран является шиитской республикой. [ 3 ]

По словам ученого-международника Рика Нео, «мусульман-шиитов уже давно преследуют, и они продолжают сталкиваться с беспрецедентной степенью религиозной, экономической и социально-политической маргинализации». [ 4 ] Хьюман Райтс Вотч отмечает, что шииты «сталкиваются с систематической дискриминацией в сфере религии, образования, правосудия и трудоустройства». [ 5 ] работают только три судьи-шиита Например, шиитам не хватает юридического представительства: в шиитских судах Восточной провинции , и их юрисдикция полностью ограничивается семейным правом. [ 4 ]

В учебных программах преимущественно игнорируется история шиитов, а в некоторых текстах используются уничижительные термины в отношении шиитов. [ 6 ] В прошлом шиитов изображали как «примеры ахль аль-бида», «новаторов», отклоняющихся от ислама». [ 6 ] В 2017 году Хьюман Райтс Вотч сообщила, что в саудовских школьных учебниках часто используются «завуалированные формулировки, чтобы заклеймить шиитские религиозные практики как ширк , политеизм или гула , «преувеличение»». [ 7 ]

Что касается трудоустройства, шиитов часто не рассматривают на работу в государственном секторе, и им, скорее всего, будут платить меньше, чем их коллегам-суннитам, даже если они более квалифицированы. [ 4 ] Несмотря на то, что шииты работают в богатых нефтью отраслях Восточной провинции, они в основном работают на «черных и низкооплачиваемых должностях» и не имеют доступа к более богатым профессиям. [ 4 ] [ 8 ] На рабочем месте шииты сталкиваются с дальнейшей дискриминацией и не могут исповедовать свою религию. [ 4 ]

Напряженность возникла с момента возникновения ваххабизма и коалиции, которую Дом Саудов сформировал с ваххабитами в 1744 году. После 1960-х годов трения усилились; Несмотря на разрядку напряженности в 1990-х годах, напряженность возросла после вторжения США в Ирак в начале 2010-х годов в 2003 году и обострилась после внутренних протестов во время «арабской весны» .

Предыстория: 1744 – 1960-е гг.

[ редактировать ]
Абдель Азиз бин Абдель Рахман Аль Сауд (также известный как Ибн Сауд), основатель Саудовской Аравии, правил в 1932–1953 годах.

Ваххабизм — ветвь суннитско-салафитской мысли . В результате своей политики ваххабизм считается полностью нетерпимым к шиизму, поскольку ваххабизм стремится восстановить ислам в его чистейшей форме, наблюдавшейся при жизни исламского пророка Мухаммеда . [ 3 ] В 1744 году Дом Саудов сформировал коалицию с ваххабитами. Этот союз продолжается и по сей день; Ваххабитские улемы поддерживают политическую власть аль-Сауда, наполняя саудовский режим исламской легитимностью. [ 9 ] Исламская легитимность считается центральным элементом власти Саудовской Аравии, учитывая ее положение хранителя двух самых святых мест ислама : Мекки и Медины . [ 10 ] Чтобы укрепить свой суннитский престиж, Саудовское государство стало «фактическим бастионом антишиитских догм в исламском мире», рассматривая шиизм как ересь. [ 4 ] [ 11 ]

После 1744 года ваххабиты «развернули джихад, который включал разрушение гробниц, святынь и даже надгробий, а также очищение ислама от шиизма, поскольку его чрезмерное почтение к семье Мухаммеда считалось граничащим с идолопоклонством». [ 3 ] Более того, в 1802 году Абдул Азиз бин Мухаммад бин Сауд разграбил шиитскую святыню Кербелу , в результате чего погибло около 5000 шиитов. [ 3 ] В 1913 году Ибн Сауд захватил Аль-Ахсу в Восточной провинции, где проживало множество шиитов. [ 12 ] - и официально присоединил регион к эмирату Неджд и Хаса . Ибн Сауд разрешил шиитам иметь свои отдельные судебные суды для рассмотрения религиозных и семейных дел. [ 13 ] Некоторые из последователей Ибн Сауда оказывали на него давление, чтобы он принял более жесткие меры против шиитов. Ибн Сауд изначально не предпринял никаких действий в этом направлении, а вместо этого отдал приоритет приобретению новой территории для расширения эмирата Неджд и Хаса. [ 3 ]

Однако в 1925 году, после захвата Хиджаза , Ибн Сауд продолжил снос шиитских гробниц. [ 3 ] Несмотря на это, после закрепления своего политического правления Ибн Сауд выбрал тихую политику частичного сосуществования, позволив некоторым шиитам управлять своими собственными мечетями. [ 3 ] Тем не менее, антишиитская риторика преобладала в государственных институтах. [ 14 ] В 1927 году ваххабитские улемы издали фетву (постановление), призывающую шиитов принять суннитский ислам . [ 12 ] По всему Королевству были закрыты многие шиитские учреждения, в том числе мечети и общественные центры, а празднование Ашуры было запрещено. [ 11 ] Публикация и распространение шиитских религиозных текстов были объявлены вне закона, как и шиитский призыв к молитве. [ 12 ]

первый план: подъем Гамаля Абдель Насера панарабизма Два события позднее выдвинули напряженность на ​​и иранская революция 1979 года, в результате которой была создана шиитская Исламская Республика Иран. [ 4 ]

Влияние панарабизма

[ редактировать ]

Приход Насера ​​глубоко обеспокоил исламские монархии на Ближнем Востоке. Насер призывал к созданию панарабского государства , защищая республиканизм и осуждая монархические режимы, такие как Дом Саудов. Действительно, Насер заявил, что он «обеспечит, чтобы Фейсал стал последним королем Саудовской Аравии». [ 15 ] Чтобы противостоять панарабизму и компенсировать влияние Насера, Саудовская Аравия склонилась к панисламизму . [ 4 ] Панисламизм стремился «легитимизировать дальнейшее существование монархии и еще теснее переплести ее с суннитским исламом и ультраконсервативным ваххабизмом». [ 4 ] После поражения сил Насера ​​в арабо-израильской войне 1967 года панарабизм потерял свою динамику. [ 16 ] Многие арабы разочаровались в этой концепции, что позволило панисламизму занять ее место. [ 16 ] По словам Нео, рост панисламизма попытался нормализовать суннитский ислам и ваххабизм и усугубил разногласия между суннитским большинством Саудовской Аравии и шиитским меньшинством. [ 4 ] В целом, панисламистский дискурс привел к более выраженному суннитско-шиитскому нарративу. [ 4 ]

Тем временем шиитский ученый Хасан аль-Саффар начал призывать к реформам и в 1975 году основал Шиитское реформаторское движение. Аль-Саффар стремился провести реформу, которая бы обратилась к религиозным, социальным и экономическим условиям шиитов. в Саудовском Королевстве, призывая к улучшению условий жизни и праву на более открытую практику. [ 17 ]

Иранская революция и насилие 1979 года

[ редактировать ]
Демонстранты в городе Сафва , Катиф, во время восстания Катифа 1979 года.

Революция 1979 года привела к приходу к власти Рухоллы Хомейни, также известного как аятолла Хомейни. Светский был свергнут, а Хомейни был режим Реза Шаха Пехлеви назначен Верховным лидером , официально основав Исламскую Республику. [ 18 ] Возвышение Хомейни вызвало множество опасений у Дома Саудов. Хомейни призывал к свержению таких режимов, как Дом Саудов, а благодаря консолидации Ирана как шиитской республики суннитско-шиитская идеология, порожденная панисламизмом, была «высечена в камне», разжигая межрелигиозную вражду среди Саудовской Аравии. Сунниты и саудовские шииты. [ 4 ] [ 19 ] [ 12 ]

Вернувшись в Саудовскую Аравию, шииты Аль-Ахсы и Катифа оставались экономически и социально исключенными из «общего саудовского опыта» из-за своей принадлежности к шиитскому исламу. [ 2 ] [ 12 ] По словам историка Джошуа Тейталбаума, шииты этих регионов «отвергают официальную версию истории Саудовской Аравии», которая изображает аннексию этих регионов «как мифологическое «объединение» Аравийского полуострова ». [ 12 ] Тейтальбаум уточняет, что многие шииты рассматривают саудовское правление в Аль-Ахсе и Катифе как оккупацию, продолжающуюся с 1913 года. [ 12 ]

Таким образом, иранская революция 1979 года и свержение шаха Пехлеви мобилизовали шиитов на обеспечение равного обращения с их суннитскими коллегами, положив конец их экономической и социальной изоляции от государства. Шиитов в Катифе это больше всего тронуло, а также они были разочарованы плохими условиями труда и заработной платой в нефтяной промышленности. [ 8 ] Порвав с саудовской политикой, 25 марта 1979 года шииты публично отпраздновали Ашуру. 28 марта они собрались в знак протеста против режима. Между шиитами и суннитским большинством вспыхнуло насилие, кульминацией которого стало восстание Катифа 1979 года . Национальная гвардия Саудовской Аравии жестко подавила восстание, в результате которого погибло 20-24 шиита. [ 20 ]

В ответ на насилие Реформистское движение аль-Саффара трансформировалось в более радикальную Организацию исламской революции на Аравийском полуострове (OIRAP). [ 17 ] Напряженность между OIRAP и правительством Саудовской Аравии усилилась в 1987 году после инцидента в Мекке .

Последствия инцидента в Мекке 1987 года

[ редактировать ]
Иранская почтовая марка 1987 года, посвященная инциденту в Мекке того года и его жертвам.

После восстания в Катифе правительство Саудовской Аравии предоставило некоторые уступки своему шиитскому населению. [ 21 ] Отношения между суннитским большинством и шиитским меньшинством были в основном спокойными, несмотря на ирано-иракскую войну 1980-88 годов . [ 3 ] События 1987 года изменили это положение после волнений в Мекке . В результате столкновений между иранскими шиитами и силами безопасности Саудовской Аравии во время ежегодного хаджа погибло по меньшей мере 400 человек, хотя официальная статистика остается спорной. [ 22 ] В ответ правительство Саудовской Аравии усилило официальное давление на шиитскую общину, что побудило аль-Саффара перенести штаб-квартиру OIRAP из Тегерана в Дамаск . [ 3 ]

Несмотря на то, что аль-Саффар работал из Сирии , он продолжал контрабандой переправлять антисаудовские брошюры в Восточную провинцию. После того, как напряженность 1987 года достигла предела, отношения между Саудовской Аравией и Ираном улучшились. [ 23 ] Одновременно с этим улучшились суннитско-шиитские отношения, что помогло положить начало разрядке, которая снова изменила характер операций OIRAP. [ 3 ]

Разрядка: 1990 - начало 2000-х гг.

[ редактировать ]

После вторжения президента Ирака Саддама Хусейна в Кувейт в 1990 году тон OIRAP значительно изменился. Опасаясь вторжения Саддама в Саудовскую Аравию, «Саффар призвал своих последователей сплотиться вокруг правительства для борьбы с режимом Саддама. Многие саудовские шииты вызвались присоединиться к армии и силам гражданской обороны». [ 3 ] OIRAP была распущена и в 1991 году стала Реформационным движением на Аравийском полуострове. [ 12 ] Это новое Движение за реформы призывало к мирным реформам и демократии, используя петиции в первую очередь для улучшения статуса саудовских шиитов, условий их труда и зарплат в нефтяном секторе. [ 3 ] Отношения между режимом и шиитами стали более сговорчивыми. В 1993 году король Фахд согласился «освободить 400 шиитов, содержавшихся в качестве политических заключенных, и позволить еще 1200–1500 вернуться в Королевство». [ 3 ] Реформаторское движение формально распалось в результате переговоров с королем Фахдом. [ 3 ] Особенно важное событие произошло, когда саудовский режим назвал шиизм неортодоксальной сектой в переизданном школьном учебнике, признав, что шиитский ислам имеет свою собственную школу юриспруденции. [ 12 ]

Несмотря на разрядку, примирение саудовским режимом с шиитами вызвало гнев некоторых радикальных суннитских фундаменталистов в Королевстве, которые продолжали заявлять о своей нетерпимости к шиитам. [ 12 ] Шейх Насир Сулейман аль-Умар, например, заклеймил шиитов как «лжецов и ненадежных» в своей публикации 1993 года «Ваки аль-Рафида фи Билад ат-Таухид» («Реальность рафидов в стране Таухид »). [ 24 ] Более того, «не все шииты согласились на новое соглашение с режимом, а некоторые члены зарубежной оппозиции не вернулись». [ 12 ]

После терактов 11 сентября саудовский режим начал диалог о реформах внутри королевства. [ 25 ] После падения режима Саддама в 2003 году либеральные исламисты-сунниты объединили усилия с саудовскими шиитами, чтобы выпустить петицию «Видение Родины». [ 12 ] Все больше и больше шиитов призывали к более справедливому юридическому представительству и созданию собственных отдельных религиозных судов, поскольку суннитские суды не признают показания шиитов. [ 4 ] В начале нового столетия сначала продолжалась разрядка, но позже она столкнулась с ограничениями.

В 2005 году национальные выборы по всей Саудовской Аравии прошли в муниципальные советы. Король Саудовской Аравии Абдалла разрешил шиитам участвовать в этих выборах; шииты выиграли почти все места, на которые претендовали. [ 12 ] Однако эти места столкнулись с ограничениями. [ 12 ] Половина мест в совете оспаривалась, а другая половина была назначена правительством Саудовской Аравии. [ 26 ] Более того, места имели ограниченные полномочия, поскольку муниципальные советы могли решать только муниципальные вопросы, а не более широкие городские или городские проблемы. [ 26 ] [ 27 ]

Региональные события в некоторой степени повлияли на внутреннюю напряженность. Падение Саддама Хусейна проложило путь к подъему шиизма в Ираке. [ 28 ] [ 29 ] Это усилило трения между саудовскими суннитами и саудовскими шиитами, поскольку деятели ваххабитов опасались более широкого подъема шиизма. [ 12 ] В Ливане война 2006 года и деятельность шиитской «Хезболлы» усугубили этот страх. [ 12 ] [ 30 ] Ваххабитские деятели, такие как шейх Абдулла ибн Джибрин, обвиняли и называли шиитов «злом по своей природе». [ 12 ] В январе 2007 года Ибн Джибрин издал фетву, назвав шиитов мушрикин (многобожников) и суннитов «истинными мусульманами». [ 12 ]

В феврале 2009 года исламская религиозная полиция преследовала около 1000 граждан-шиитов, направлявшихся в паломничество в Медину; В сообщениях утверждается, что полиция также зафиксировала паломничество женщин в чадре, несмотря на этикет, касающийся скромности. [ 4 ] [ 5 ] В ходе столкновений 15-летний шиитский паломник был застрелен полицией, а шиитский шейх получил ножевое ранение от неизвестного гражданского лица, кричащего «убей отказника!». [ 4 ] [ 31 ] В ответ на столкновения, возглавляемые шиитской общиной, по всей Восточной провинции вспыхнули протесты. [ 4 ]

Обращение с шиитами продолжало ухудшаться. После того, как муниципальные советы, запланированные на 2009 год, были отложены, шииты «разочаровались в невыполненных обещаниях режима», данных в рамках разрядки, которые не смогли поддержать улучшение прав шиитского населения. [ 32 ] [ 33 ] Арабская весна нашла отклик у этих шиитов, и протесты позже вспыхнули с возросшим энтузиазмом. [ 4 ]

Арабская весна – наши дни

[ редактировать ]

«Арабская весна» дала импульс демонстрациям в Саудовской Аравии; В 2011 году протесты по всей Восточной провинции усилились. [ 4 ] В ходе этих демонстраций были убиты по меньшей мере 16 шиитов. [ 34 ] В то время как в протестах «арабской весны» использовалась фраза « аш-шаб юрид искат ан-низам » («народ хочет падения режима»), демонстрации в Восточной провинции поначалу были умеренными по сравнению с ними. На некоторых плакатах написано: «Мы не планируем свергать режим». [ 35 ] Вместо этого шииты выступили за реформы, стремясь улучшить свой статус и права при саудовском режиме. [ 35 ]

К 2012 году тон этих протестов стал более агрессивным: лозунги призывали к смерти министра внутренних дел Наифа бин Абдель Азиза за его антишиитскую политику и риторику. [ 35 ] Шиитский шейх Нимр ан-Нимр участвовал в поощрении демонстраций. В 2011 году ан-Нимр призвал протесты оставаться мирными, заявив, что «оружие слова сильнее пуль». [ 35 ] [ 36 ] Поскольку протесты продолжались, ан-Нимр стал «номинальным главой движения». [ 35 ] 8 июля 2012 года во время акции протеста в Аль-Авамии аль-Нимр был ранен в ногу и арестован полицией. [ 36 ] Впоследствии протесты усилились, но в конечном итоге были подавлены саудовскими войсками к концу августа 2012 года. [ 35 ] В ответ на восстание правительство Саудовской Аравии все же пошло на определенные уступки. Режим потратил 130 миллиардов долларов на повышение зарплат, жилищное строительство, финансирование религиозных организаций и развитие инфраструктуры, «эффективно нейтрализуя большую часть оппозиции». [ 33 ]

Несмотря на реформы, в 2015 году был принят новый указ, еще больше ограничивающий полномочия шиитских судов и ограничивающий юридическое представительство шиитов. Указ предоставил суннитским судам право отменять решения шиитских судов. [ 4 ]

В январе 2016 года правительство Саудовской Аравии казнило аль-Нимра , что разозлило многих шиитов и вызвало критику со стороны различных правозащитных организаций по всему миру, включая Amnesty International . [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] В декабре 2020 года правительство призвало снести мечеть, где ан-Нимр проводил молитвы и читал проповеди. [ 39 ]

В 2017 году вновь вспыхнула напряженность между саудовскими силами безопасности и шиитскими жителями Катифа, кульминацией которой стали беспорядки в Катифе в 2017–2020 годах . Этот период беспорядков относится к серии стычек, в результате которых были разрушены целые жилые районы Аль-Авамии. [ 40 ] В июле 2017 года четверо шиитов были приговорены к смертной казни за столкновения с силами безопасности в регионе. [ 41 ]

В сентябре 2017 года Хьюман Райтс Вотч проанализировала образовательную программу Саудовской Аравии и обнаружила, что шиитская «практика посещения могил и религиозных святынь для почитания важных религиозных деятелей и членов семьи пророка, а также тавассула » подвергалась стигматизации как « основания для отлучения от ислама и понести наказание в виде навечной отправки в ад». [ 7 ] В обзоре сделан вывод, что «правительственные учебники увековечивают антишиитскую идеологию в саудовском обществе, которая служит разжиганию ненависти к гражданам-шиитам и поддерживает систему дискриминации против них». [ 7 ]

Отвечая на это в интервью The Atlantic , проведенном в 2018 году, наследный принц Мухаммад бен Салман заявил, что «шииты нормально живут в Саудовской Аравии. У нас нет проблем с шиитами». [ 42 ] наследного принца Однако, по мнению Хьюман Райтс Вотч, реформы «не устранили всю антишиитскую риторику в учебниках, особенно на уровне средней школы», поскольку в некоторых текстах шииты по-прежнему называются рафидами, или отказниками. [ 43 ] По состоянию на февраль 2021 года Хьюман Райтс Вотч утверждает, что «Саудовская Аравия предприняла важные шаги по очистке своих школьных учебников по религии от ненавистных и нетерпимых выражений, но в текущих текстах сохраняются формулировки, унижающие практики, связанные с религиозными меньшинствами». [ 44 ]

В 2019 году саудовский режим казнил 37 человек , обвиненных государством в терроризме и обвиненных в сговоре с Ираном; большинство этих людей были шиитами из Восточной провинции, критиковавшими политику саудовского режима. [ 14 ] По состоянию на 2020 год правительство отказывается возвращать тела этих мужчин их семьям. [ 45 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Линч, Марк (2016). Новые арабские войны: восстания и анархия на Ближнем Востоке . Нью-Йорк. ISBN  978-1-61039-609-7 . OCLC   914195546 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  2. ^ Перейти обратно: а б Тейтальбаум, Джошуа (2017). «Шииты Саудовской Аравии: Абсолютный Другой Эр-Рияда» . Саудовская Аравия, Персидский залив и новый региональный ландшафт . Начать Центр стратегических исследований Садата – через JSTOR.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Хиро, Дилип (2018). Холодная война в исламском мире: Саудовская Аравия, Иран и борьба за господство . Нью-Йорк. ISBN  978-0-19-005022-1 . ОСЛК   1083471952 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Нео, Рик (1 сентября 2020 г.). «Религиозная секьюритизация и институционализированное сектантство в Саудовской Аравии» . Критические исследования безопасности . 8 (3): 203–222. дои : 10.1080/21624887.2020.1795479 .
  5. ^ Перейти обратно: а б «Саудовская Аравия: относитесь к шиитам одинаково» . Хьюман Райтс Вотч . 3 сентября 2009 г. Проверено 18 апреля 2021 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б ар-Рашид, Мадави (1998). «Шииты Саудовской Аравии: меньшинство в поисках культурной аутентичности» . Британский журнал ближневосточных исследований . 25 (1): 121–138. дои : 10.1080/13530199808705657 . ISSN   1353-0194 . JSTOR   195850 .
  7. ^ Перейти обратно: а б с « Они нам не братья » . Хьюман Райтс Вотч . 26 сентября 2017 г. Проверено 5 мая 2021 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б Мазахери, Нима (01 ноября 2017 г.). «Нефть, инакомыслие и распределение» . Мировое развитие . 99 : 186–202. дои : 10.1016/j.worlddev.2017.05.028 . ISSN   0305-750X .
  9. ^ Натана Дж. Делонг-Бас (2016). «Между конфликтом и сосуществованием: саудовские шииты как субъекты, объекты и агенты в Васатийе и Ватании» . Журнал исламских и мусульманских исследований . 1 (1): 47–64. дои : 10.2979/jims.1.1.04 . JSTOR   10.2979/jims.1.1.04 . S2CID   151760549 .
  10. ^ Нево, Джозеф (1998). «Религия и национальная идентичность в Саудовской Аравии» . Ближневосточные исследования . 34 (3): 34–53. дои : 10.1080/00263209808701231 . ISSN   0026-3206 . JSTOR   4283951 .
  11. ^ Перейти обратно: а б Джонс, Тоби (2009). «Боевые действия в Аравии: шииты и политика конфронтации в Саудовской Аравии». Серия периодических бумаг . Программа шиитской воинственности, Центр по борьбе с терроризмом в Вест-Пойнте.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Тейтальбаум, Джошуа (2010). «Шииты Саудовской Аравии». Современные тенденции в исламской идеологии . 10 : 72–86.
  13. ^ Луэр, Лоуренс (2008). Транснациональная шиитская политика: религиозные и политические сети в Персидском заливе . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN  978-0-231-70040-5 . OCLC   184821752 .
  14. ^ Перейти обратно: а б Наджар, Омайма Ал. «Саудовские шииты: между иранской скалой и саудовской наковальней» . www.aljazeera.com . Проверено 16 апреля 2021 г.
  15. ^ Манн, Джозеф (сентябрь 2012 г.). «Король Фейсал и вызов революционной идеологии Насера» . Ближневосточные исследования . 48 (5): 749–764. дои : 10.1080/00263206.2012.706220 . ISSN   0026-3206 . S2CID   144629072 .
  16. ^ Перейти обратно: а б Тиби, Басам (2001). Ислам между культурой и политикой . Хаундмиллс, Бейзингсток, Хэмпшир: Пэлгрейв. ISBN  0-230-51414-6 . OCLC   70211321 .
  17. ^ Перейти обратно: а б Фанди, Мамун (2001). Саудовская Аравия и политика инакомыслия (1-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пэлгрейв. ISBN  0-312-23882-7 .
  18. ^ «Иранская революция февраля 1979 года» . Институт Ближнего Востока . Проверено 03 мая 2021 г.
  19. ^ Вери, Фредерик; Карасик, Теодор В.; Надер, Алиреза; Гез, Джереми; Ханселл, Лидия; Гаффи, Роберт А.; Фонд Смита Ричардсона (2009). Саудовско-иранские отношения после падения режима Саддама . Корпорация РЭНД. ISBN  9780833046574 . JSTOR   10.7249/mg840srf .
  20. ^ «Оппозиционные движения в Саудовском королевстве и их история» . Политический союз и обзор в Нью-Йоркском университете . 2012. Архивировано из оригинала 29 августа 2013 г. Проверено 19 апреля 2021 г.
  21. ^ Джонс, Тоби Крейг (2006). «Восстание на периферии Саудовской Аравии: современность, маргинализация и шиитское восстание 1979 года». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 38 (2): 213–233. дои : 10.1017/S0020743806412320 . S2CID   143066112 .
  22. ^ «402 человека погибли в столкновениях саудовцев и иранцев: убийства в храме в Мекке спровоцировали нападения на четыре посольства в Тегеране» . Лос-Анджелес Таймс . 2 августа 1987 г. Проверено 17 апреля 2021 г.
  23. ^ Кейнуш, Банафше (2016), «Саудовско-иранская разрядка» , Саудовская Аравия и Иран: друзья или враги? , Нью-Йорк: Palgrave Macmillan, США, стр. 131–150, doi : 10.1007/978-1-137-58939-2_9 , ISBN.  978-1-137-58939-2 , получено 3 мая 2021 г.
  24. ^ Исмаил, Райхан (2012). «Саудовские улемы и шииты Саудовской Аравии» . Журнал шиитских исламских исследований . 5 (4): 403–422. дои : 10.1353/isl.2012.0066 . hdl : 1885/71817 . ISSN   2051-557X . S2CID   144703302 .
  25. ^ Мумтаз, Кашиф (2004). «Саудовская Аравия после 11 сентября: государство в смятении» . Стратегические исследования . 24 (3): 73–86. ISSN   1029-0990 . JSTOR   45242539 .
  26. ^ Перейти обратно: а б «Саудовские шииты стекаются на выборы» . www.aljazeera.com . Проверено 4 мая 2021 г.
  27. ^ Абдулаал, Валид (2008). «Муниципальные советы в Саудовской Аравии, контекст и организация». Факультет экологического дизайна Университета короля Абдель Азиза . 6:12 .
  28. ^ «Суннитско-шиитский раскол» . www.cfr.org . Проверено 4 мая 2021 г.
  29. ^ Баззи, Мохамад (15 января 2016 г.). «Как казнь Саддама Хусейна способствовала росту сектантства на Ближнем Востоке» . Нация . ISSN   0027-8378 . Проверено 4 мая 2021 г.
  30. ^ Луоми, Мари (2008). Сектантская идентичность или геополитика: региональный раскол между шиитами и суннитами на Ближнем Востоке . Финский институт международных отношений. Хельсинки: Финский институт международных отношений. ISBN  978-951-769-203-8 . OCLC   683216967 .
  31. ^ «Отрицание достоинства» . Хьюман Райтс Вотч . 3 сентября 2009 г. Проверено 18 апреля 2021 г.
  32. ^ ар-Рашид, Мадави (2013). «Внутренняя сектантская политика Саудовской Аравии» (PDF) . Норвежский ресурсный центр по миростроительству :
  33. ^ Перейти обратно: а б Макфаркуар, Нил (9 июня 2011 г.). «В Саудовской Аравии королевские фонды покупают мир на данный момент» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 4 мая 2021 г.
  34. ^ Вери, Фредерик. «Забытое восстание в Восточной Саудовской Аравии» . Фонд Карнеги за международный мир . Проверено 18 апреля 2021 г.
  35. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Маттисен, Тоби (2012). «Саудовская весна?»: Протестное движение шиитов в Восточной провинции 2011—2012 гг . Ближневосточный журнал . 66 (4): 628–659. дои : 10.3751/66.4.14 . ISSN   0026-3141 . JSTOR   23361621 . S2CID   145387022 .
  36. ^ Перейти обратно: а б с «Шейх Нимр ан-Нимр: номинальный шиитский священнослужитель» . Новости Би-би-си . 2016-01-02 . Проверено 18 апреля 2021 г.
  37. ^ «Шиитский священнослужитель среди 47 казненных Саудовской Аравией за один день» . www.amnesty.org . 2 января 2016 года . Проверено 18 апреля 2021 г.
  38. ^ «Шейх Нимр ан-Нимр: шиитский священнослужитель был занозой на глазу саудовского режима» . Хранитель . 2016-01-02 . Проверено 18 апреля 2021 г.
  39. ^ Behnegarsoft.com (08.12.2020). «Народ Саудовской Аравии выражает гнев по поводу сноса шиитской мечети Аль-Авамия | Тагрибньюс (TNA)» . Информационное агентство Тагриб (TNA) . Проверено 18 апреля 2021 г.
  40. ^ «Конфликт в Катифе | ACLED» . 27 апреля 2018 г. Проверено 18 апреля 2021 г.
  41. ^ «Саудовская Аравия казнит шиитов за «насильственные нападения» » . www.aljazeera.com . Проверено 18 апреля 2021 г.
  42. ^ Голдберг, Джеффри (2 апреля 2018 г.). «Наследный принц Саудовской Аравии: Верховный лидер Ирана «выставляет Гитлера в хорошем свете» » . Атлантика . Проверено 18 апреля 2021 г.
  43. ^ «Реформы» Саудовской Аравии не включают толерантность к шиитскому сообществу» . Хьюман Райтс Вотч . 21 сентября 2018 г. Проверено 18 апреля 2021 г.
  44. ^ «Саудовская Аравия: необходимы дальнейшие реформы учебников» . Хьюман Райтс Вотч . 15 февраля 2021 г. Проверено 5 мая 2021 г.
  45. ^ Араб, Новое (8 апреля 2020 г.). «Саудовская Аравия отказывается возвращать тела мусульман-шиитов, казненных после «фиктивного суда» » . алараби . Проверено 18 апреля 2021 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b9c8628e1302079183cf0d1295e9fc2e__1707998640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b9/2e/b9c8628e1302079183cf0d1295e9fc2e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sectarianism in Saudi Arabia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)