Сектантство в Саудовской Аравии

Сектантство в Саудовской Аравии означает «подталкивание правительства Саудовской Аравии сверху вниз к религиозной поляризации» между суннитским большинством и шиитским меньшинством. [ 1 ] Это включает в себя антишиитскую политику саудовского режима, а также напряженность между суннитским большинством и шиитским меньшинством . Часто считается, что правительство Саудовской Аравии угнетает шиитскую общину, которая составляет до 15% населения Саудовской Аравии. [ 2 ] Это происходит на фоне более широкого прокси-конфликта между Ираном и Саудовской Аравией , поскольку Иран является шиитской республикой. [ 3 ]
По словам ученого-международника Рика Нео, «мусульман-шиитов уже давно преследуют, и они продолжают сталкиваться с беспрецедентной степенью религиозной, экономической и социально-политической маргинализации». [ 4 ] Хьюман Райтс Вотч отмечает, что шииты «сталкиваются с систематической дискриминацией в сфере религии, образования, правосудия и трудоустройства». [ 5 ] работают только три судьи-шиита Например, шиитам не хватает юридического представительства: в шиитских судах Восточной провинции , и их юрисдикция полностью ограничивается семейным правом. [ 4 ]
В учебных программах преимущественно игнорируется история шиитов, а в некоторых текстах используются уничижительные термины в отношении шиитов. [ 6 ] В прошлом шиитов изображали как «примеры ахль аль-бида», «новаторов», отклоняющихся от ислама». [ 6 ] В 2017 году Хьюман Райтс Вотч сообщила, что в саудовских школьных учебниках часто используются «завуалированные формулировки, чтобы заклеймить шиитские религиозные практики как ширк , политеизм или гула , «преувеличение»». [ 7 ]
Что касается трудоустройства, шиитов часто не рассматривают на работу в государственном секторе, и им, скорее всего, будут платить меньше, чем их коллегам-суннитам, даже если они более квалифицированы. [ 4 ] Несмотря на то, что шииты работают в богатых нефтью отраслях Восточной провинции, они в основном работают на «черных и низкооплачиваемых должностях» и не имеют доступа к более богатым профессиям. [ 4 ] [ 8 ] На рабочем месте шииты сталкиваются с дальнейшей дискриминацией и не могут исповедовать свою религию. [ 4 ]
Напряженность возникла с момента возникновения ваххабизма и коалиции, которую Дом Саудов сформировал с ваххабитами в 1744 году. После 1960-х годов трения усилились; Несмотря на разрядку напряженности в 1990-х годах, напряженность возросла после вторжения США в Ирак в начале 2010-х годов в 2003 году и обострилась после внутренних протестов во время «арабской весны» .
Предыстория: 1744 – 1960-е гг.
[ редактировать ]
Ваххабизм — ветвь суннитско-салафитской мысли . В результате своей политики ваххабизм считается полностью нетерпимым к шиизму, поскольку ваххабизм стремится восстановить ислам в его чистейшей форме, наблюдавшейся при жизни исламского пророка Мухаммеда . [ 3 ] В 1744 году Дом Саудов сформировал коалицию с ваххабитами. Этот союз продолжается и по сей день; Ваххабитские улемы поддерживают политическую власть аль-Сауда, наполняя саудовский режим исламской легитимностью. [ 9 ] Исламская легитимность считается центральным элементом власти Саудовской Аравии, учитывая ее положение хранителя двух самых святых мест ислама : Мекки и Медины . [ 10 ] Чтобы укрепить свой суннитский престиж, Саудовское государство стало «фактическим бастионом антишиитских догм в исламском мире», рассматривая шиизм как ересь. [ 4 ] [ 11 ]
После 1744 года ваххабиты «развернули джихад, который включал разрушение гробниц, святынь и даже надгробий, а также очищение ислама от шиизма, поскольку его чрезмерное почтение к семье Мухаммеда считалось граничащим с идолопоклонством». [ 3 ] Более того, в 1802 году Абдул Азиз бин Мухаммад бин Сауд разграбил шиитскую святыню Кербелу , в результате чего погибло около 5000 шиитов. [ 3 ] В 1913 году Ибн Сауд захватил Аль-Ахсу в Восточной провинции, где проживало множество шиитов. [ 12 ] - и официально присоединил регион к эмирату Неджд и Хаса . Ибн Сауд разрешил шиитам иметь свои отдельные судебные суды для рассмотрения религиозных и семейных дел. [ 13 ] Некоторые из последователей Ибн Сауда оказывали на него давление, чтобы он принял более жесткие меры против шиитов. Ибн Сауд изначально не предпринял никаких действий в этом направлении, а вместо этого отдал приоритет приобретению новой территории для расширения эмирата Неджд и Хаса. [ 3 ]
Однако в 1925 году, после захвата Хиджаза , Ибн Сауд продолжил снос шиитских гробниц. [ 3 ] Несмотря на это, после закрепления своего политического правления Ибн Сауд выбрал тихую политику частичного сосуществования, позволив некоторым шиитам управлять своими собственными мечетями. [ 3 ] Тем не менее, антишиитская риторика преобладала в государственных институтах. [ 14 ] В 1927 году ваххабитские улемы издали фетву (постановление), призывающую шиитов принять суннитский ислам . [ 12 ] По всему Королевству были закрыты многие шиитские учреждения, в том числе мечети и общественные центры, а празднование Ашуры было запрещено. [ 11 ] Публикация и распространение шиитских религиозных текстов были объявлены вне закона, как и шиитский призыв к молитве. [ 12 ]
первый план: подъем Гамаля Абдель Насера панарабизма Два события позднее выдвинули напряженность на и иранская революция 1979 года, в результате которой была создана шиитская Исламская Республика Иран. [ 4 ]
Влияние панарабизма
[ редактировать ]Приход Насера глубоко обеспокоил исламские монархии на Ближнем Востоке. Насер призывал к созданию панарабского государства , защищая республиканизм и осуждая монархические режимы, такие как Дом Саудов. Действительно, Насер заявил, что он «обеспечит, чтобы Фейсал стал последним королем Саудовской Аравии». [ 15 ] Чтобы противостоять панарабизму и компенсировать влияние Насера, Саудовская Аравия склонилась к панисламизму . [ 4 ] Панисламизм стремился «легитимизировать дальнейшее существование монархии и еще теснее переплести ее с суннитским исламом и ультраконсервативным ваххабизмом». [ 4 ] После поражения сил Насера в арабо-израильской войне 1967 года панарабизм потерял свою динамику. [ 16 ] Многие арабы разочаровались в этой концепции, что позволило панисламизму занять ее место. [ 16 ] По словам Нео, рост панисламизма попытался нормализовать суннитский ислам и ваххабизм и усугубил разногласия между суннитским большинством Саудовской Аравии и шиитским меньшинством. [ 4 ] В целом, панисламистский дискурс привел к более выраженному суннитско-шиитскому нарративу. [ 4 ]
Тем временем шиитский ученый Хасан аль-Саффар начал призывать к реформам и в 1975 году основал Шиитское реформаторское движение. Аль-Саффар стремился провести реформу, которая бы обратилась к религиозным, социальным и экономическим условиям шиитов. в Саудовском Королевстве, призывая к улучшению условий жизни и праву на более открытую практику. [ 17 ]
Иранская революция и насилие 1979 года
[ редактировать ]
Революция 1979 года привела к приходу к власти Рухоллы Хомейни, также известного как аятолла Хомейни. Светский был свергнут, а Хомейни был режим Реза Шаха Пехлеви назначен Верховным лидером , официально основав Исламскую Республику. [ 18 ] Возвышение Хомейни вызвало множество опасений у Дома Саудов. Хомейни призывал к свержению таких режимов, как Дом Саудов, а благодаря консолидации Ирана как шиитской республики суннитско-шиитская идеология, порожденная панисламизмом, была «высечена в камне», разжигая межрелигиозную вражду среди Саудовской Аравии. Сунниты и саудовские шииты. [ 4 ] [ 19 ] [ 12 ]
Вернувшись в Саудовскую Аравию, шииты Аль-Ахсы и Катифа оставались экономически и социально исключенными из «общего саудовского опыта» из-за своей принадлежности к шиитскому исламу. [ 2 ] [ 12 ] По словам историка Джошуа Тейталбаума, шииты этих регионов «отвергают официальную версию истории Саудовской Аравии», которая изображает аннексию этих регионов «как мифологическое «объединение» Аравийского полуострова ». [ 12 ] Тейтальбаум уточняет, что многие шииты рассматривают саудовское правление в Аль-Ахсе и Катифе как оккупацию, продолжающуюся с 1913 года. [ 12 ]
Таким образом, иранская революция 1979 года и свержение шаха Пехлеви мобилизовали шиитов на обеспечение равного обращения с их суннитскими коллегами, положив конец их экономической и социальной изоляции от государства. Шиитов в Катифе это больше всего тронуло, а также они были разочарованы плохими условиями труда и заработной платой в нефтяной промышленности. [ 8 ] Порвав с саудовской политикой, 25 марта 1979 года шииты публично отпраздновали Ашуру. 28 марта они собрались в знак протеста против режима. Между шиитами и суннитским большинством вспыхнуло насилие, кульминацией которого стало восстание Катифа 1979 года . Национальная гвардия Саудовской Аравии жестко подавила восстание, в результате которого погибло 20-24 шиита. [ 20 ]
В ответ на насилие Реформистское движение аль-Саффара трансформировалось в более радикальную Организацию исламской революции на Аравийском полуострове (OIRAP). [ 17 ] Напряженность между OIRAP и правительством Саудовской Аравии усилилась в 1987 году после инцидента в Мекке .
Последствия инцидента в Мекке 1987 года
[ редактировать ]
После восстания в Катифе правительство Саудовской Аравии предоставило некоторые уступки своему шиитскому населению. [ 21 ] Отношения между суннитским большинством и шиитским меньшинством были в основном спокойными, несмотря на ирано-иракскую войну 1980-88 годов . [ 3 ] События 1987 года изменили это положение после волнений в Мекке . В результате столкновений между иранскими шиитами и силами безопасности Саудовской Аравии во время ежегодного хаджа погибло по меньшей мере 400 человек, хотя официальная статистика остается спорной. [ 22 ] В ответ правительство Саудовской Аравии усилило официальное давление на шиитскую общину, что побудило аль-Саффара перенести штаб-квартиру OIRAP из Тегерана в Дамаск . [ 3 ]
Несмотря на то, что аль-Саффар работал из Сирии , он продолжал контрабандой переправлять антисаудовские брошюры в Восточную провинцию. После того, как напряженность 1987 года достигла предела, отношения между Саудовской Аравией и Ираном улучшились. [ 23 ] Одновременно с этим улучшились суннитско-шиитские отношения, что помогло положить начало разрядке, которая снова изменила характер операций OIRAP. [ 3 ]
Разрядка: 1990 - начало 2000-х гг.
[ редактировать ]После вторжения президента Ирака Саддама Хусейна в Кувейт в 1990 году тон OIRAP значительно изменился. Опасаясь вторжения Саддама в Саудовскую Аравию, «Саффар призвал своих последователей сплотиться вокруг правительства для борьбы с режимом Саддама. Многие саудовские шииты вызвались присоединиться к армии и силам гражданской обороны». [ 3 ] OIRAP была распущена и в 1991 году стала Реформационным движением на Аравийском полуострове. [ 12 ] Это новое Движение за реформы призывало к мирным реформам и демократии, используя петиции в первую очередь для улучшения статуса саудовских шиитов, условий их труда и зарплат в нефтяном секторе. [ 3 ] Отношения между режимом и шиитами стали более сговорчивыми. В 1993 году король Фахд согласился «освободить 400 шиитов, содержавшихся в качестве политических заключенных, и позволить еще 1200–1500 вернуться в Королевство». [ 3 ] Реформаторское движение формально распалось в результате переговоров с королем Фахдом. [ 3 ] Особенно важное событие произошло, когда саудовский режим назвал шиизм неортодоксальной сектой в переизданном школьном учебнике, признав, что шиитский ислам имеет свою собственную школу юриспруденции. [ 12 ]
Несмотря на разрядку, примирение саудовским режимом с шиитами вызвало гнев некоторых радикальных суннитских фундаменталистов в Королевстве, которые продолжали заявлять о своей нетерпимости к шиитам. [ 12 ] Шейх Насир Сулейман аль-Умар, например, заклеймил шиитов как «лжецов и ненадежных» в своей публикации 1993 года «Ваки аль-Рафида фи Билад ат-Таухид» («Реальность рафидов в стране Таухид »). [ 24 ] Более того, «не все шииты согласились на новое соглашение с режимом, а некоторые члены зарубежной оппозиции не вернулись». [ 12 ]
После терактов 11 сентября саудовский режим начал диалог о реформах внутри королевства. [ 25 ] После падения режима Саддама в 2003 году либеральные исламисты-сунниты объединили усилия с саудовскими шиитами, чтобы выпустить петицию «Видение Родины». [ 12 ] Все больше и больше шиитов призывали к более справедливому юридическому представительству и созданию собственных отдельных религиозных судов, поскольку суннитские суды не признают показания шиитов. [ 4 ] В начале нового столетия сначала продолжалась разрядка, но позже она столкнулась с ограничениями.
2005 - 2011
[ редактировать ]В 2005 году национальные выборы по всей Саудовской Аравии прошли в муниципальные советы. Король Саудовской Аравии Абдалла разрешил шиитам участвовать в этих выборах; шииты выиграли почти все места, на которые претендовали. [ 12 ] Однако эти места столкнулись с ограничениями. [ 12 ] Половина мест в совете оспаривалась, а другая половина была назначена правительством Саудовской Аравии. [ 26 ] Более того, места имели ограниченные полномочия, поскольку муниципальные советы могли решать только муниципальные вопросы, а не более широкие городские или городские проблемы. [ 26 ] [ 27 ]
Региональные события в некоторой степени повлияли на внутреннюю напряженность. Падение Саддама Хусейна проложило путь к подъему шиизма в Ираке. [ 28 ] [ 29 ] Это усилило трения между саудовскими суннитами и саудовскими шиитами, поскольку деятели ваххабитов опасались более широкого подъема шиизма. [ 12 ] В Ливане война 2006 года и деятельность шиитской «Хезболлы» усугубили этот страх. [ 12 ] [ 30 ] Ваххабитские деятели, такие как шейх Абдулла ибн Джибрин, обвиняли и называли шиитов «злом по своей природе». [ 12 ] В январе 2007 года Ибн Джибрин издал фетву, назвав шиитов мушрикин (многобожников) и суннитов «истинными мусульманами». [ 12 ]
В феврале 2009 года исламская религиозная полиция преследовала около 1000 граждан-шиитов, направлявшихся в паломничество в Медину; В сообщениях утверждается, что полиция также зафиксировала паломничество женщин в чадре, несмотря на этикет, касающийся скромности. [ 4 ] [ 5 ] В ходе столкновений 15-летний шиитский паломник был застрелен полицией, а шиитский шейх получил ножевое ранение от неизвестного гражданского лица, кричащего «убей отказника!». [ 4 ] [ 31 ] В ответ на столкновения, возглавляемые шиитской общиной, по всей Восточной провинции вспыхнули протесты. [ 4 ]
Обращение с шиитами продолжало ухудшаться. После того, как муниципальные советы, запланированные на 2009 год, были отложены, шииты «разочаровались в невыполненных обещаниях режима», данных в рамках разрядки, которые не смогли поддержать улучшение прав шиитского населения. [ 32 ] [ 33 ] Арабская весна нашла отклик у этих шиитов, и протесты позже вспыхнули с возросшим энтузиазмом. [ 4 ]
Арабская весна – наши дни
[ редактировать ]«Арабская весна» дала импульс демонстрациям в Саудовской Аравии; В 2011 году протесты по всей Восточной провинции усилились. [ 4 ] В ходе этих демонстраций были убиты по меньшей мере 16 шиитов. [ 34 ] В то время как в протестах «арабской весны» использовалась фраза « аш-шаб юрид искат ан-низам » («народ хочет падения режима»), демонстрации в Восточной провинции поначалу были умеренными по сравнению с ними. На некоторых плакатах написано: «Мы не планируем свергать режим». [ 35 ] Вместо этого шииты выступили за реформы, стремясь улучшить свой статус и права при саудовском режиме. [ 35 ]
К 2012 году тон этих протестов стал более агрессивным: лозунги призывали к смерти министра внутренних дел Наифа бин Абдель Азиза за его антишиитскую политику и риторику. [ 35 ] Шиитский шейх Нимр ан-Нимр участвовал в поощрении демонстраций. В 2011 году ан-Нимр призвал протесты оставаться мирными, заявив, что «оружие слова сильнее пуль». [ 35 ] [ 36 ] Поскольку протесты продолжались, ан-Нимр стал «номинальным главой движения». [ 35 ] 8 июля 2012 года во время акции протеста в Аль-Авамии аль-Нимр был ранен в ногу и арестован полицией. [ 36 ] Впоследствии протесты усилились, но в конечном итоге были подавлены саудовскими войсками к концу августа 2012 года. [ 35 ] В ответ на восстание правительство Саудовской Аравии все же пошло на определенные уступки. Режим потратил 130 миллиардов долларов на повышение зарплат, жилищное строительство, финансирование религиозных организаций и развитие инфраструктуры, «эффективно нейтрализуя большую часть оппозиции». [ 33 ]
Несмотря на реформы, в 2015 году был принят новый указ, еще больше ограничивающий полномочия шиитских судов и ограничивающий юридическое представительство шиитов. Указ предоставил суннитским судам право отменять решения шиитских судов. [ 4 ]
В январе 2016 года правительство Саудовской Аравии казнило аль-Нимра , что разозлило многих шиитов и вызвало критику со стороны различных правозащитных организаций по всему миру, включая Amnesty International . [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] В декабре 2020 года правительство призвало снести мечеть, где ан-Нимр проводил молитвы и читал проповеди. [ 39 ]
В 2017 году вновь вспыхнула напряженность между саудовскими силами безопасности и шиитскими жителями Катифа, кульминацией которой стали беспорядки в Катифе в 2017–2020 годах . Этот период беспорядков относится к серии стычек, в результате которых были разрушены целые жилые районы Аль-Авамии. [ 40 ] В июле 2017 года четверо шиитов были приговорены к смертной казни за столкновения с силами безопасности в регионе. [ 41 ]
В сентябре 2017 года Хьюман Райтс Вотч проанализировала образовательную программу Саудовской Аравии и обнаружила, что шиитская «практика посещения могил и религиозных святынь для почитания важных религиозных деятелей и членов семьи пророка, а также тавассула » подвергалась стигматизации как « основания для отлучения от ислама и понести наказание в виде навечной отправки в ад». [ 7 ] В обзоре сделан вывод, что «правительственные учебники увековечивают антишиитскую идеологию в саудовском обществе, которая служит разжиганию ненависти к гражданам-шиитам и поддерживает систему дискриминации против них». [ 7 ]
Отвечая на это в интервью The Atlantic , проведенном в 2018 году, наследный принц Мухаммад бен Салман заявил, что «шииты нормально живут в Саудовской Аравии. У нас нет проблем с шиитами». [ 42 ] наследного принца Однако, по мнению Хьюман Райтс Вотч, реформы «не устранили всю антишиитскую риторику в учебниках, особенно на уровне средней школы», поскольку в некоторых текстах шииты по-прежнему называются рафидами, или отказниками. [ 43 ] По состоянию на февраль 2021 года Хьюман Райтс Вотч утверждает, что «Саудовская Аравия предприняла важные шаги по очистке своих школьных учебников по религии от ненавистных и нетерпимых выражений, но в текущих текстах сохраняются формулировки, унижающие практики, связанные с религиозными меньшинствами». [ 44 ]
В 2019 году саудовский режим казнил 37 человек , обвиненных государством в терроризме и обвиненных в сговоре с Ираном; большинство этих людей были шиитами из Восточной провинции, критиковавшими политику саудовского режима. [ 14 ] По состоянию на 2020 год правительство отказывается возвращать тела этих мужчин их семьям. [ 45 ]
См. также
[ редактировать ]- Прокси-конфликт между Ираном и Саудовской Аравией
- Шиитский ислам в Саудовской Аравии
- Антишиизм
- Сектантство
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Линч, Марк (2016). Новые арабские войны: восстания и анархия на Ближнем Востоке . Нью-Йорк. ISBN 978-1-61039-609-7 . OCLC 914195546 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Тейтальбаум, Джошуа (2017). «Шииты Саудовской Аравии: Абсолютный Другой Эр-Рияда» . Саудовская Аравия, Персидский залив и новый региональный ландшафт . Начать Центр стратегических исследований Садата – через JSTOR.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Хиро, Дилип (2018). Холодная война в исламском мире: Саудовская Аравия, Иран и борьба за господство . Нью-Йорк. ISBN 978-0-19-005022-1 . ОСЛК 1083471952 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Нео, Рик (1 сентября 2020 г.). «Религиозная секьюритизация и институционализированное сектантство в Саудовской Аравии» . Критические исследования безопасности . 8 (3): 203–222. дои : 10.1080/21624887.2020.1795479 .
- ^ Перейти обратно: а б «Саудовская Аравия: относитесь к шиитам одинаково» . Хьюман Райтс Вотч . 3 сентября 2009 г. Проверено 18 апреля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б ар-Рашид, Мадави (1998). «Шииты Саудовской Аравии: меньшинство в поисках культурной аутентичности» . Британский журнал ближневосточных исследований . 25 (1): 121–138. дои : 10.1080/13530199808705657 . ISSN 1353-0194 . JSTOR 195850 .
- ^ Перейти обратно: а б с « Они нам не братья » . Хьюман Райтс Вотч . 26 сентября 2017 г. Проверено 5 мая 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мазахери, Нима (01 ноября 2017 г.). «Нефть, инакомыслие и распределение» . Мировое развитие . 99 : 186–202. дои : 10.1016/j.worlddev.2017.05.028 . ISSN 0305-750X .
- ^ Натана Дж. Делонг-Бас (2016). «Между конфликтом и сосуществованием: саудовские шииты как субъекты, объекты и агенты в Васатийе и Ватании» . Журнал исламских и мусульманских исследований . 1 (1): 47–64. дои : 10.2979/jims.1.1.04 . JSTOR 10.2979/jims.1.1.04 . S2CID 151760549 .
- ^ Нево, Джозеф (1998). «Религия и национальная идентичность в Саудовской Аравии» . Ближневосточные исследования . 34 (3): 34–53. дои : 10.1080/00263209808701231 . ISSN 0026-3206 . JSTOR 4283951 .
- ^ Перейти обратно: а б Джонс, Тоби (2009). «Боевые действия в Аравии: шииты и политика конфронтации в Саудовской Аравии». Серия периодических бумаг . Программа шиитской воинственности, Центр по борьбе с терроризмом в Вест-Пойнте.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Тейтальбаум, Джошуа (2010). «Шииты Саудовской Аравии». Современные тенденции в исламской идеологии . 10 : 72–86.
- ^ Луэр, Лоуренс (2008). Транснациональная шиитская политика: религиозные и политические сети в Персидском заливе . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-70040-5 . OCLC 184821752 .
- ^ Перейти обратно: а б Наджар, Омайма Ал. «Саудовские шииты: между иранской скалой и саудовской наковальней» . www.aljazeera.com . Проверено 16 апреля 2021 г.
- ^ Манн, Джозеф (сентябрь 2012 г.). «Король Фейсал и вызов революционной идеологии Насера» . Ближневосточные исследования . 48 (5): 749–764. дои : 10.1080/00263206.2012.706220 . ISSN 0026-3206 . S2CID 144629072 .
- ^ Перейти обратно: а б Тиби, Басам (2001). Ислам между культурой и политикой . Хаундмиллс, Бейзингсток, Хэмпшир: Пэлгрейв. ISBN 0-230-51414-6 . OCLC 70211321 .
- ^ Перейти обратно: а б Фанди, Мамун (2001). Саудовская Аравия и политика инакомыслия (1-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пэлгрейв. ISBN 0-312-23882-7 .
- ^ «Иранская революция февраля 1979 года» . Институт Ближнего Востока . Проверено 03 мая 2021 г.
- ^ Вери, Фредерик; Карасик, Теодор В.; Надер, Алиреза; Гез, Джереми; Ханселл, Лидия; Гаффи, Роберт А.; Фонд Смита Ричардсона (2009). Саудовско-иранские отношения после падения режима Саддама . Корпорация РЭНД. ISBN 9780833046574 . JSTOR 10.7249/mg840srf .
- ^ «Оппозиционные движения в Саудовском королевстве и их история» . Политический союз и обзор в Нью-Йоркском университете . 2012. Архивировано из оригинала 29 августа 2013 г. Проверено 19 апреля 2021 г.
- ^ Джонс, Тоби Крейг (2006). «Восстание на периферии Саудовской Аравии: современность, маргинализация и шиитское восстание 1979 года». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 38 (2): 213–233. дои : 10.1017/S0020743806412320 . S2CID 143066112 .
- ^ «402 человека погибли в столкновениях саудовцев и иранцев: убийства в храме в Мекке спровоцировали нападения на четыре посольства в Тегеране» . Лос-Анджелес Таймс . 2 августа 1987 г. Проверено 17 апреля 2021 г.
- ^ Кейнуш, Банафше (2016), «Саудовско-иранская разрядка» , Саудовская Аравия и Иран: друзья или враги? , Нью-Йорк: Palgrave Macmillan, США, стр. 131–150, doi : 10.1007/978-1-137-58939-2_9 , ISBN. 978-1-137-58939-2 , получено 3 мая 2021 г.
- ^ Исмаил, Райхан (2012). «Саудовские улемы и шииты Саудовской Аравии» . Журнал шиитских исламских исследований . 5 (4): 403–422. дои : 10.1353/isl.2012.0066 . hdl : 1885/71817 . ISSN 2051-557X . S2CID 144703302 .
- ^ Мумтаз, Кашиф (2004). «Саудовская Аравия после 11 сентября: государство в смятении» . Стратегические исследования . 24 (3): 73–86. ISSN 1029-0990 . JSTOR 45242539 .
- ^ Перейти обратно: а б «Саудовские шииты стекаются на выборы» . www.aljazeera.com . Проверено 4 мая 2021 г.
- ^ Абдулаал, Валид (2008). «Муниципальные советы в Саудовской Аравии, контекст и организация». Факультет экологического дизайна Университета короля Абдель Азиза . 6:12 .
- ^ «Суннитско-шиитский раскол» . www.cfr.org . Проверено 4 мая 2021 г.
- ^ Баззи, Мохамад (15 января 2016 г.). «Как казнь Саддама Хусейна способствовала росту сектантства на Ближнем Востоке» . Нация . ISSN 0027-8378 . Проверено 4 мая 2021 г.
- ^ Луоми, Мари (2008). Сектантская идентичность или геополитика: региональный раскол между шиитами и суннитами на Ближнем Востоке . Финский институт международных отношений. Хельсинки: Финский институт международных отношений. ISBN 978-951-769-203-8 . OCLC 683216967 .
- ^ «Отрицание достоинства» . Хьюман Райтс Вотч . 3 сентября 2009 г. Проверено 18 апреля 2021 г.
- ^ ар-Рашид, Мадави (2013). «Внутренняя сектантская политика Саудовской Аравии» (PDF) . Норвежский ресурсный центр по миростроительству :
- ^ Перейти обратно: а б Макфаркуар, Нил (9 июня 2011 г.). «В Саудовской Аравии королевские фонды покупают мир на данный момент» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 4 мая 2021 г.
- ^ Вери, Фредерик. «Забытое восстание в Восточной Саудовской Аравии» . Фонд Карнеги за международный мир . Проверено 18 апреля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Маттисен, Тоби (2012). «Саудовская весна?»: Протестное движение шиитов в Восточной провинции 2011—2012 гг . Ближневосточный журнал . 66 (4): 628–659. дои : 10.3751/66.4.14 . ISSN 0026-3141 . JSTOR 23361621 . S2CID 145387022 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Шейх Нимр ан-Нимр: номинальный шиитский священнослужитель» . Новости Би-би-си . 2016-01-02 . Проверено 18 апреля 2021 г.
- ^ «Шиитский священнослужитель среди 47 казненных Саудовской Аравией за один день» . www.amnesty.org . 2 января 2016 года . Проверено 18 апреля 2021 г.
- ^ «Шейх Нимр ан-Нимр: шиитский священнослужитель был занозой на глазу саудовского режима» . Хранитель . 2016-01-02 . Проверено 18 апреля 2021 г.
- ^ Behnegarsoft.com (08.12.2020). «Народ Саудовской Аравии выражает гнев по поводу сноса шиитской мечети Аль-Авамия | Тагрибньюс (TNA)» . Информационное агентство Тагриб (TNA) . Проверено 18 апреля 2021 г.
- ^ «Конфликт в Катифе | ACLED» . 27 апреля 2018 г. Проверено 18 апреля 2021 г.
- ^ «Саудовская Аравия казнит шиитов за «насильственные нападения» » . www.aljazeera.com . Проверено 18 апреля 2021 г.
- ^ Голдберг, Джеффри (2 апреля 2018 г.). «Наследный принц Саудовской Аравии: Верховный лидер Ирана «выставляет Гитлера в хорошем свете» » . Атлантика . Проверено 18 апреля 2021 г.
- ^ «Реформы» Саудовской Аравии не включают толерантность к шиитскому сообществу» . Хьюман Райтс Вотч . 21 сентября 2018 г. Проверено 18 апреля 2021 г.
- ^ «Саудовская Аравия: необходимы дальнейшие реформы учебников» . Хьюман Райтс Вотч . 15 февраля 2021 г. Проверено 5 мая 2021 г.
- ^ Араб, Новое (8 апреля 2020 г.). «Саудовская Аравия отказывается возвращать тела мусульман-шиитов, казненных после «фиктивного суда» » . алараби . Проверено 18 апреля 2021 г.