Малкольм Сент-Клер (режиссер)
Малькольм Сент-Клер | |
---|---|
Рожденный | 17 мая 1897 г. |
Умер | 1 июня 1952 г. | ( 55 лет
Род занятий | Кинорежиссер, писатель, продюсер и актер |
Заметная работа | Янки Дудл в Берлине |
Малкольм Сент-Клер (17 мая 1897 – 1 июня 1952) был голливудским кинорежиссером, писателем, продюсером и актером. [ 1 ]
Кинокарьера Сент-Клера охватывала немого и звукового эпоху кино Золотого века Голливуда . Его работы характеризуются «динамичным визуальным стилем», проявляющимся во всех жанрах, которые он рассматривал. [ 2 ]
Расцвет кинопроизводства Сент-Клера пришелся на эпоху немого кино , что продемонстрировало его гибкость в использовании этого средства как режиссера комедий. Его фильмы включали фарс для Сеннетта , возмутительные шутки с Китоном и сложные комические романы для Paramount . [ 3 ]
Его работа как режиссера снизилась с появлением звука , из-за усиления цензуры и трудностей с адаптацией к менее мобильной камере и студийному редактированию его работ. Его более поздние фильмы часто ограничивались «семейными» комедиями из фильмов категории B , такими как сериал «Семья Джонсов» , «Лам и Эбнер» , а также более поздние полнометражные фильмы «Лорел и Харди» . [ 4 ]
Большинство немых фильмов Сент-Клера утеряны или имеют ограниченный доступ в архивах. [ 5 ]
Карьера
[ редактировать ]Студия Мака Сеннетта и Triangle: 1915–1921 гг.
[ редактировать ]«Дар Малькольма Сент-Клера пересек многие комедийные стили, от широкого фарса до самой изысканной романтической комедии: он был комическим актером, сценаристом и режиссером комиксов. Его лучшая работа отличалась сочетанием блестящего визуального стиля и ироничного остроумия». - Историк кино Рут Энн Дуайер в книге «Малкольм Сент-Клер: его фильмы, 1915–1948» (1996). [ 6 ]
Малкольм Сент-Клер проработал у продюсера комедийных фильмов Мака Сеннета и студии Triangle-Keystone в течение пяти лет, «период, за который он сформировал большую часть своего основного словарного запаса кино, который он должен был использовать на протяжении всей своей карьеры». [ 7 ]
В 17 лет Сент-Клер был нанят Los Angeles Express для рисования спортивных карикатур. [ 8 ] Бывший сотрудник «Экспресса» Лайдж Конли выступал в роли ключевого полицейского у Мака Сеннетта и познакомил Сент-Клера с актером Оуэном Муром , который играл одну из главных ролей с Мэйбл Норманд . Мур убедил продюсера Сеннета, что Сент-Клер, чьим единственным очевидным талантом было рисование, преуспеет в качестве сценариста для студии. [ 9 ]
По этой благовидной рекомендации Сеннетт нанял Сент-Клера и быстро разочаровался: подросток — «худой и тощий» — Сент-Клер. Клер получила эпизодическую роль в роли Keystone Kop. [ 10 ] Так началось его актерское обучение: летом 1915 года он выполнял часто опасные трюки во время съемок фильма « Мой камердинер» (1915), зарабатывая 3 доллара в день. Среди его коллег-комиков были актеры-ветераны Чарли Чаплин , Эдди Клайн и Эл Сент-Джон . [ 11 ] Сент-Клер покинул «Кистоун Копс» в начале 1916 года под эгидой Мейбл Норманд, присоединившись к компании игроков, исполнявших комические роли на студии «Треугольник» . Сент-Клер появился в 13 из этих фильмов Сеннета, в девяти из которых он был указан. [ 12 ]
Его первым заявленным фильмом был «Доллары и смысл» (1916), в котором он сыграл «англичанина». Его последней ролью в «Треугольнике» была роль «Наследного принца» в «Янки Дудл» в Берлине (1919) и связанном с ним выпуске «Мак Сеннетт «Купающиеся красавицы» в книге «Почему пляжи популярны » после Первой мировой войны. » (1919), в котором представлен комикс «Тевтонский орден тяжелый." [ 13 ] Между 1919 и 1921 годами Сент-Клер получил степень режиссуры и снял для Сеннетта около двух дюжин комедий с двумя барабанами, придумав некоторые характерные шутки. [ 14 ]
Его первой режиссерской работой стал фильм «Портные Rip & Stitch Tailors » (1919). [ 15 ]
Китон-Сент. Сотрудничество Клера: 1921–1922 гг.
[ редактировать ]Ближе к концу своей работы у Сеннетта Сент-Клер вместе с комическим актером и режиссером Бастером Китоном снял два фильма : «Козел» (1921) и «Кузнец» (1922). Подход Китона к кинематографической комедии объединил сцены «затычки» с тематическими элементами истории. Сент-Клер перенял методы Китона в своих будущих фильмах: «Юмор в его работах основан на хорошо построенных шутках, связанных друг с другом и/или с центральной сюжетной линией, комический стиль, усовершенствованный во время работы с Бастером Китоном». [ 16 ]
Уорнер Бразерс, 1924–1925 гг.
[ редактировать ]В конце 1923 - начале 1924 года 25-летний Мэл Сент-Клер снял «Телефонную девушку». в бурной деятельности В декабре 1923 года Сент-Клер подписал контракт с FBO на постановку сериала, съемки которого начнутся в феврале 1924 года. Warner Bros. Studios, которые были впечатлены его сериалом «Боевая кровь» для FBO, наняли Сент-Клера для создания своего первого художественного фильма « Джордж Вашингтон-младший» , который он снял в январе 1924 года, а затем вернулся в FBO, чтобы завершить свой контракт на съемки. Телефонная девушка. [ 17 ]
Биограф Рут Энн Дуайер отмечает, что любовь Сент-Клера к боксу «отражена в замечательном количестве фильмов, которые он снял об этом виде спорта: семнадцать». [ 18 ]
Фотограф Ли Гармс работал оператором в сериалах « Борьба с кровью» и «Телефонная девушка» , а затем последовал за Сент-Клером в Warner Bros., а затем в Paramount Pictures, где он получил премию «Оскар» за свою операторскую работу. [ 19 ]
После завершения «Рин Тин Тин» полнометражного фильма «Найди своего мужчину» и криминальной драмы « На тонком льду» в 1924 году Warner Bros. закрыла «Сент-Клер», несмотря на кассовые успехи картин. [ 20 ]
Фотографии Колумбии
[ редактировать ]После увольнения из «бюджетной» студии Warner Bros. Сент-Клер был нанят Columbia Pictures – в то время считавшейся студией « Poverty Row » – для постановки фильма «После рабочего времени» (1925). [ 21 ] «Светская драма», этот утраченный фильм был хорошо принят рецензентами. После того, как «Часы работы» впервые появились в 71-минутной версии, картина была переиздана после редактирования до 56-минутной версии. Более короткая версия была прибыльной, а ее «художественный и финансовый успех» привлек внимание руководителей Paramount Picture. [ 22 ]
Сент-Клер был известен тем, что обеспечивал непринужденную и благоприятную производственную группу, что способствовало его популярности среди актеров и технических специалистов. Некоторая доля «клоунады» и «шутливых шуток», а также очные бейсбольные матчи «стимулировали веселую атмосферу, необходимую для комического настроения его фильмов». [ 23 ]
Парамаунт Пикчерз: 1926–1929 гг.
[ редактировать ]«Фильмы Paramount можно с полным основанием назвать пиком карьеры Сент-Клера, временем, когда кинокритики крупнейших киножурналов дважды признавали его одним из лучших режиссеров Америки». - Историк кино Рут Энн Дуайер в фильме «Малкольм Стрит, Клер: его фильмы, 1915–1948» (1996). [ 24 ]
Фильм Сент-Клера « После рабочего времени 1925 года» , снятый для Columbia Pictures, имел как финансовый успех, так и успех у критиков. В 1925 году руководство Paramount заключило контракт с 28-летним режиссером. [ 25 ]
Пребывание Сент-Клера в Paramount станет «самым важным этапом в его карьере». [ 26 ] Историк кино Рут Энн Дуайер отмечает:
[Т] фильмами, благодаря которым Сент-Клер стал известен, были сложные комедии, которые он снял для Paramount в 1920-х годах; они имеют легкий, наклонный оттенок, который чаще всего ассоциируется с Эрнстом Любичем . [ 27 ]
Сент-Клера и Луизы Брукс Конфликты
[ редактировать ]Сент-Клер руководил рядом звезд кино эпохи немого кино, находясь по контракту с Paramount, среди них Пола Негри , Флоренс Видор , Эстер Ралстон , Том Мур , Адольф Менжу , Клара Боу и Луиза Брукс . В интервью 1989 года биографу Барри Пэрис Брукс осудил Сент-Клера, который снял ее в трех художественных фильмах Paramount, и заявил, что он некомпетентен и пьян. Рут Энн Дуайер в своем исследовании биографии Сент-Клера в 1996 году не смогла найти подтверждения утверждениям Брукса, заключив, что ее «неприятная оценка режиссерской техники Сент-Клера [была] крайне неточной». [ 28 ] Дуайер добавляет, что ее собственный отчет «должен исправить любые заблуждения, вызванные утверждениями Брукса». [ 29 ]
Несмотря на профессиональные разногласия, режиссер и актриса сохранили дружеские отношения. В книге интервью Джона Кобала « Люди будут говорить » Брукс описал Сент-Клера как «очаровательного человека, прекрасного человека». [ 30 ] Примерно во время съемок « The Show Off » Сент-Клер нарисовал две карикатуры на Брукса, обе из которых были опубликованы в журналах и газетах. [ 31 ]
Переход к звуку
[ редактировать ]Сент-Клер изо всех сил пытался адаптироваться к звуковым технологиям с появлением новой технологии в 1930 году в Соединенных Штатах. Работа Сент-Клера как режиссера пошла на убыль из-за усиления цензуры и трудностей с адаптацией к менее мобильной камере и студийному монтажу своих работ. [ 32 ] В начале 1930-х годов он сделал несколько картин на различных студиях, включая MGM ( «Монтана Мун» , «Пульт дистанционного управления» ), Paramount ( «Опасная Нэн МакГрю »), Universal ( «Будуарный дипломат» ), Fox ( «Ночной выходной Олсена» ) и RKO ( «Голди») . ладит ).
20 век Фокс
[ редактировать ]Сент-Клер присоединился к 20th Century-Fox в 1936 году и проработал в студии 12 лет. [ 33 ] Он снял ряд комедий и драм, в том числе «Семья Джонсов» серию домашних комедий и полнометражный фильм Милтона Берла . Он также принял внештатные задания, в том числе две роли Лама и Эбнера . Мэл Сент-Клер, пожалуй, наиболее известен в конце своей карьеры как режиссер четырех комедий Лорел и Харди , выпущенных Fox в период с июня 1943 года по май 1945 года. [ 34 ] [ 35 ]
Fox закрыла свое подразделение B в декабре 1944 года. [ 36 ] оставив Сент-Клера бездействующим до 1948 года, когда он снял два малобюджетных полнометражных фильма для выпуска Fox. В 1950 году он хотел снять Бастера Китона в телесериале, но плохое здоровье помешало ему снова стать режиссером. [ 37 ]
Малкольм Сент-Клер умер 1 июня 1952 года в возрасте 55 лет.
Режиссерская карьера Сент-Клера закончилась так же, как и началась: менее известные актеры снимались в простеньких фильмах с умеренным бюджетом. Самые яркие моменты его карьеры, тихая работа, в которой он стал таким мастером, остались забытыми». [ 38 ]
Техника и стиль камеры
[ редактировать ]Сент-Клер был известен тем, что использовал множество «фирменных» снимков с камеры в качестве кинематографических средств, с помощью которых можно рассказать историю, в том числе «сзади» и «снимок с рук и ног». [ 39 ] Кроме того, очень сжатые последовательности крупных планов лиц в реакции друг на друга или на событие широко считаются характерными для метода рассказывания историй Сент-Клера. [ 40 ]
Устройство «Обратный выстрел»
[ редактировать ]Эта кинематографическая техника, известная в творчестве Сент-Клера, представляет собой актера, вовлеченного в какое-то действие, но обращенного в сторону от зрителя или, возможно, другого персонажа в кадре, и, таким образом, скрывающего истинное поведение или состояние объекта. Затем внезапно раскрывается тема, разочаровывая аудиторию в ее мгновенном непонимании. Историк кино Рут Энн Дуайер объясняет, что эти кадры служили целью «обмануть» наблюдателя и были «узнаваемой «подписью» Сент-Клера».
Двайер приводит пример из «Дела об убийстве на Канарских островах » (1929), в котором «Канарейка» Оделл ( Луиза Брукс ) рассматривается через замочную скважину, сидит спиной к камере, в ее руке видна зажженная сигарета: очевидно, она жива, но на самом деле она только что был убит. [ 41 ]
Кадры «Руки и ноги»
[ редактировать ]Цель таких кадров «с рук и ног» — раскрыть эмоциональное состояние персонажа, а также продвинуть повествование. [ 42 ]
Крупные планы рук или ног могут показать социальный и экономический статус героя фильма Сент-Клера: увешанные драгоценностями руки женщины сжимают пачку писем, ненадолго открывает одно, а затем выбрасывает их все в корзину для мусора ( Аре Родители Люди? (1925)). Ноги женщины в элегантных вечерних туфлях ходят вверх и вниз, а затем яростно топают ногами: камера показывает дрожащую люстру на потолке комнаты внизу ( Великая княгиня и официант (1926)) [ 43 ]
Дуайер отмечает, что этот прием «рука-нога» широко использовался современниками Сен-Клера, в том числе Эрнстом Любичем и Альфредом Хичкоком , служа средством создания «психологического портрета своего владельца». Двайер добавляет, что «St. Клер использовал эту технику с 1920 года, и возможно, что другие режиссеры позаимствовали ее у Сен-Клера». [ 44 ]
Быстрые крупные планы
[ редактировать ]Сент-Клер начал использовать технику «крупных планов в тесной последовательности», когда выразительные лица актеров как будто общаются друг с другом, позволяя лучше понять их отношения. Примечательная аппликация из фильма «Джентльмены предпочитают блондинок» (1928) представляет собой «быстрый обмен взглядами между героинями [Рут Тейлор и Элис Уайт], причем каждый кадр отражает смену настроения или выражения лица». [ 45 ]
Сент-Клер успешно использовал это устройство в своих фильмах на тему бокса, в том числе «Нокаут Рейли» (1927). [ 46 ]
Фильмография [ 47 ]
[ редактировать ]Актер
[ редактировать ]Примечание. Все фильмы с участием актера были сняты на студии Triangle-Keystone . [ 48 ]
- Мой камердинер (1915)
- Доллары и смысл (1916)
- В кабаре (1916)
- Ее рыцарь цирка (1917)
- «Камерное лечение» (1917)
- Его идеальный день (1917)
- Невинный злодей (1917)
- Их внутренний обман (1917)
- Его куколка (1917)
- Потерянный - Повар (1917)
- Янки Дудл в Берлине (1919)
Директор
[ редактировать ]Киностудии указаны рядом с названием каждого фильма. [ 49 ]
Немые фильмы
[ редактировать ]1919
- Портные рип-энд-стич — Triangle-Keystone
- Маленькая Вдова - Треугольник-Кресло-Камень
- Нет матери, которая бы направляла его - Треугольный краеугольный камень
1920
- Он любил так, как будто солгал - Радуга/Универсал
- Причуды молодого человека - Треугольник-Кистоун
- Кухня Золушки - Треугольник-Кистоун
- Добро пожаловать домой - Reelcraft
1921
- Свадебные колокольчики расстроены - Triangle-Sennett
- Дни возлюбленных - Треугольник-Сеннетт
- Козел (1921) - Buster Keaton Productions
- Накануне вечером - Fox Film
- Вызовите полицейского (1921) - Треугольник-Кистоун
1922
- Яркие глаза – треугольный краеугольный камень
- Кузнец - Comique Film Corporation/ First National Pictures |
- Рис и старая обувь - /Robertson-Cole Corp.
- Их первый отпуск - Робертсон-Коул
- Развлечение босса - Робертсон-Коул
- Рождество - Робертсон-Коул
- Держите их дома - Робертсон-Коул
1923
- Борьба с кровью - FBO
1924
- Джордж Вашингтон-младший — Warner Bros.
- Телефонная девушка - FBO
- Найди своего мужчину — Warner Bros.
- Маяк у моря — Warner Bros.
1925
- На тонком льду — Warner Bros.
- В нерабочее время - Columbia Pictures
- Родители — люди? - Известные игроки-Ласки
- Проблемы с женами - Известные игроки-Ласки
- Женщина мира - известные игроки-Ласки
1926
- Великая княгиня и официант — Paramount
- Социальная знаменитость - Paramount
- Хороший и непослушный - Paramount
- Понты - Paramount
- Популярный грех - Paramount
1927
- Нокаут Рейли - Paramount
- Завтрак в Санрайзе - Парамаунт
1928
- Джентльмены предпочитают блондинок — Paramount
- Спортивные товары - Paramount
- Бо Бродвей - Метро-Голдвин-Мейер
- Флот прибыл - Paramount
1929
- Дело об убийстве на Канарских островах — Paramount
- Добро пожаловать, опасность - RKO Pictures
- Переулок - РКО
Звуковые фильмы
[ редактировать ]1929
- Ночной парад - РКО
1930
- Монтана Мун - Метро-Голдвин-Мейер
- Опасная Нэн МакГрю — Paramount
- Пульт дистанционного управления - Metro-Goldwyn-Meyer
1931
1933
- Ночь Олсена - Fox Film
- Голди ладит - RKO
- Тайм-аут для романтики - Метро-Голдвин-Мейер
1936
1937
- Опасно для вас - Метро-Голдвин-Мейер
- Ей пришлось поесть — 20th Century Fox
- Знакомьтесь, Миссис - Republic Pictures
- Рожденный безрассудным — 20th Century Fox
1938
- Поездка в Париж — 20th Century Fox
- Безопасность в цифрах — 20th Century Fox
- На ферме — 20th Century Fox
- Все дети — 20th Century Fox
1939
- Семья Джонсов в Голливуде — 20th Century Fox
- Быстрые миллионы - 20th Century Fox
- Голливудская кавалькада - Paramount
1940
- Молодой, каким чувствуешь себя — 20th Century Fox
1942
- Застенчивый холостяк - РКО
- «Человек в багажнике» — 20th Century Fox
- Над моим трупом — 20th Century Fox
1943
- Две недели жить - РКО
- Джиттербаги - 20th Century Fox
- Мастера танцев — 20th Century Fox
1944
- Swing Out the Blues - Columbia Pictures
- Большой шум — 20th Century Fox
1945
- Тореадоры — 20th Century Fox
1948
- Артур берет верх - 20th Century Fox
- Отпор — 20th Century Fox
Примечания
[ редактировать ]- ^ Дуайер, Раут Энн (20 марта 1997 г.). Малкольм Сент-Клер: его фильмы 1915–1948 гг . Серия «Кинорежиссеры пугала». Пугало Пресс. ISBN 978-0-8108-2709-7 .
- ^ Дуайер, 1996, стр. 1, стр. 2: «…пик карьеры 1926 год…» И с. 5: О Китоне
- ^ Дуайер, 1996, стр. 1, стр. 2: «…пик карьеры 1926 год…» И с. 5: О Китоне
- ^ Дуайер, 1996 стр. 2: «...его карьера режиссера категории «Б» в 1930-х годах на студии 20th Century Fox…» И стр. 160-161
- ^ Дуайер, 1996 стр. 2: «многие фильмы утеряны, а некоторые, сохранившиеся лишь на хрупком запасе нитратов, недоступны для просмотра». И п. 160
- ^ Дуайер, 1996 стр. 1: Составная цитата, небольшие правки для краткости, понимание: смысл без изменений.
- ^ Дуайер, 1996 стр. 7: С Сеннеттом в течение «пяти лет, с 1915 по 1921 год…»
- ^ Дуайер, 1996 стр. 7: «...17-летний Сент-Клер рисовал спортивные карикатуры для Лос-Анджелесского экспресса».
- ^ Дуайер, 1996 стр. 8
- ^ Дуайер, 1996 стр. 2, с. 8, на обеих страницах указан размер 6 футов 3 дюйма.
- ^ Дуайер, 1996 стр. 9-10
- ^ Дуайер, 1996, стр. 177-241: Фильмография.
- ^ Дуайер, 1996 стр. 11: См. здесь доброту Нормана по отношению к Сент-Клеру и поддержку карьеры И стр. 13: О зачисленных и незарегистрированных ролях. И п. 177-183: Фильмография
- ^ Дуайер, 1996 стр. 7: С Сеннеттом в течение «пяти лет, с 1915 по 1921 год…»
- ^ Дуайер, 1996, стр. xiii-xviii: Список названий фильмов, хронологический.
- ^ Дуайер, 1996 стр. 5
- ^ Дуайер, 1996 стр. 85-86
- ^ Дуайер, 1996 стр. 4
- ^ Дуайер, 1996 стр. 72
- ^ Дуайер, 1996 стр. 94: Дэрил Занук Мосли: Взлет и падение последнего магната Голливуда (1984). См. сноску №. 5, с. 95 в Дуайере.
- ^ Дуайер, 1996 стр. 94
- ^ Дуайер, 1996 стр. 94, И с. 85: См. эпиграф, приписываемый Джеку Уорнеру: «Я не хочу добра. Я хочу во вторник».
- ^ Дуайер, 1996 стр. 122
- ^ Дуайер, 1996 стр. 2: «…пик карьеры 1926 год…» И с. 98 за цитату.
- ^ Дуайер, 1996 стр. 94: « После рабочего времени » (1925) художественный и финансовый успех побудил Paramount искать таланты молодого режиссера, который к 1925 году, в возрасте 28 лет, имел на своем счету 46 фильмов.
- ^ Дуайер, 1996 стр. 4: Работа Сент-Клера в Paramount в 1920-е годы — «самый важный этап его карьеры».
- ^ Дуайер, 1996 стр. 51, с. 2: «…пик карьеры 1926 год…» И с. 5: 1928 «вершина карьеры…» И с. 5: Утонченный стиль Сен-Клера «возник не просто в результате его общения с Эрнстом Любичем».
- ^ Дуайер, 1996 стр. 3-4: Луиза Брукс «неприятная оценка режиссерской техники Сент-Клера… крайне неточная…»
- ^ Дуайер, 1996 стр. 3-4: Отчет Дуайера «должен исправить любые заблуждения, вызванные утверждениями Брукса».
- ^ Кобал, Джон (1985). Люди будут говорить . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. п. 82. ИСБН 0-394-53660-6 .
- ^ «Луиза Брукс — Карикатуры и иллюстрации (американские)» . Общество Луизы Брукс . Проверено 11 августа 2024 г.
- ^ Дуайер, 1996 стр. 2: «...его карьера режиссера категории «Б» в 1930-х годах на студии 20th Century Fox…» И стр. 160-161
- ^ Дуайер, 1996 стр. 5-6: О 12 годах работы в 20th Century Fox
- ^ Скотт МакГилливрей , Лорел и Харди: От сороковых вперед, второе издание , iUniverse, 2009, стр. 160. ISBN 978-1-4401-7237-3
- ^ Эриксон, Хэл (2014). «Малкольм Сент-Клер» . Отдел кино и телевидения The New York Times . Архивировано из оригинала 30 марта 2014 года . Проверено 21 марта 2014 г.
- ^ Скотт МакГилливрей , Лорел и Харди: От сороковых вперед, второе издание , iUniverse, 2009, стр. 160. ISBN 978-1-4401-7237-3
- ^ Эриксон, Хэл (2014). «Малкольм Сент-Клер» . Отдел кино и телевидения The New York Times . Архивировано из оригинала 30 марта 2014 года . Проверено 21 марта 2014 г.
- ^ Дуайер, 1996 стр. 6
- ^ Дуайер, 1996 стр. 107
- ^ Дуайер, 1996 стр. 107: Рецензенты были «знакомы» с этим устройством, на которое «они ссылались в своей оценке [Св. Работа Клера. и п. 110: См. раздел «Быстро расположенные крупные планы».
- ^ Дуайер, 1996 стр. 108
- ^ Дуайер, 1996 стр. 109: «...раскрыть эмоциональное состояние души... передать важную повествовательную информацию».
- ^ Дуайер, 1996 стр. 109: Дуайер приводит дополнительные примеры.
- ^ Дуайер, 1996 стр. 109: См. здесь примечание о Питере Милне, см. Библиографию, стр. 109. 171 для статьи в журнале Motion Picture Classic, 1926 год.
- ^ Дуайер, 1996 стр. 110
- ^ Дуайер, 1996 стр. 110
- ^ Дуайер, 1996, стр. xiii-xviii: Список названий фильмов, студия, хронологический порядок.
- ^ Дуайер, 1996, стр. xiii-xviii: Список названий фильмов, хронологический.
- ^ Дуайер, 1996, стр. xiii-xviii: Список названий фильмов и студий, хронологический.
Ссылки
[ редактировать ]- Дуайер, Рут Энн. 1996. Малкольм Сент-Клер: Его фильмы, 1915–1948 . The Scarecrow Press , Лэнтам, Мэриленд, и Лондон. ISBN 0-8108-2709-3
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Малкольм Сент-Клер на IMDb
- Малкольм Сент-Клер в Virtual History
- Фотография Мэла Сент-Клера с писательницей Анитой Лоос и актрисой Рут Тейлор.
- Фотогалерея Мэла Сент-Клера (ACertainCinema.com)