Биофакт (философия)
В философии и социологии биофакт — это существо, которое одновременно является артефактом и живым существом или одновременно естественным и искусственным . [1] Это существо было создано целенаправленными действиями человека, но существует в результате процессов роста. [1] Это слово представляет собой неологизм, образованный от сочетания слов bios и artefact .
Есть источники, которые приводят некоторые творения генной инженерии . в качестве примеров биофактов [2] [3]
История
[ редактировать ]Биофакт был представлен еще в 2001 году немецким философом Николь К. Карафиллис. [4] хотя ее книга «Биофакте», опубликованная в 2003 году, обычно используется в качестве справочника для введения этого термина. [5] По словам Карафиллиса, слово «биофакт» впервые появилось в немецкой статье (под названием «Биофакт и артефакт») в 1943 году, написанной австрийским протозоологом Бруно М. Кляйном. [6] Обращаясь как к микроскопии, так и к философии, Кляйн назвал биофактом то, что представляет собой видимый мертвый продукт, возникающий из живого существа, пока оно еще живо (например, раковина). Однако различие Кляйн основывалось на различии биотическое/абиотическое и мертвое/живое, а не на природе/технологии и росте/искусственном. Со своей стороны, Карафиллис описала биофакт как герменевтическую концепцию , позволяющую сравнивать природу и технологию в сфере живого. [7]
Философия
[ редактировать ]Термином «биофакт » Карафиллис хочет подчеркнуть, что живые существа могут быть в высшей степени искусственными благодаря методам, полученным в сельском хозяйстве, садоводстве (например, селекции) или биотехнологии (например, генной инженерии , клонировании ). Биофакты демонстрируют признаки культуры и техники.Прежде всего, концепция призвана опровергнуть общепринятую философскую традицию объединять все виды живых существ под категорию « природа» . Концепция биофакта ставит под вопрос, является ли феномен роста надежным кандидатом для различения природы и технологии.
Для философии техники возникают вопросы: а) биотехнология и сельское хозяйство не должны быть неотъемлемой частью рефлексии , добавляя тем самым новые идеи к общему фокусу на машине и артефакте, и если б) устоявшиеся концепции техники и технологии, которые подчеркивают искусственность не должна изменяться. Карафиллис рассматривает включение биофактов в теорию техники как шанс переформулировать классические концепции дизайна и строительства для определения создания артефактов. По ее мнению, биофакты зависят от метода провокации. [8]
Для философии природы биофакты подчеркивают необходимость прояснить, является ли природа самоочевидной в каждом случае. Перед биофилософией стоит задача по-новому осмыслить категории «организм» и « живое существо» . [9] В философии науки бросают вызов подходам, которые фокусируются только на категории вещи (или эпистемической вещи), не историзируя техничность, медиальность и материальность ее появления в качестве живого объекта. Для социологии науки концепция биофакта плодотворна для обсуждения исключительности научного знания (роли эксперта ) при создании научных объектов, которые высвобождаются в жизненный мир или публичную сферу. В частности, поскольку концепция биофакта касается феномена роста и становления личности , она также оказывает влияние на философские дисциплины, феноменологию, антропологию и онтологию . Именно Юрген Хабермас недавно подчеркнул антропологические последствия, если человечество откажется от дифференциации «возникновения» и «создания». [10]
Артефакты – это искусственные, то есть рукотворные объекты. В отличие от биофактов, их невозможно встретить в природе. Таким образом, биофакты разграничивают онтологическое пересечение. Они частично рукотворные, но растут. Как и артефакты, они созданы для определенной пользы . Биофакты можно рассматривать как биотические артефакты, которые проявляют свой характер гибридов в различных аспектах.
Этот термин также позволяет философам критиковать некоторые концепции технонауки , где объединение научных знаний о природе и технического создания техноприроды рассматривается как прогресс в политическом смысле. [11] Этот термин также был принят в новом BioArt , нередко без использования его критических последствий.
Поскольку Карафиллис дополнила рост и размножение организмов техническими объектами, она установила типологию различных видов организмов в зависимости от их использования, а именно:
- Естественная форма жизни
- Неизменные биофакты
- Измененные биофакты
- Генетически воспроизведенные биофакты
- Генетически модифицированные биофакты. [12]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Хайль, Рейнхард; Камински, Андреас; Стиппак, Маркус; Унгер, Александр (2007). Напряженность и конвергенция: технологические и эстетические трансформации общества . Нью-Брансуик: Издатели транзакций. п. 145. ИСБН 9783899425185 .
- ^ Буркард, Майкл (2018). Конфликтующие философии и право международной торговли: мировоззрения и ВТО . Чам, Швейцария: Пэлгрейв Макмиллан. п. 126. ИСБН 9783319610665 .
- ^ Грюнвальд, Армин (2012). Ответственная нанобиотехнология: философия и этика . Бока-Ратон, Флорида: CRC Press. п. 241. ИСБН 9789814364331 .
- ^ Николь К. Карафиллис: Органический, натуральный, устойчивый. Философские аспекты доступа к природе в XXI веке. Тюбинген: Издательство А. Франке; глава 6
- ^ Николь К. Карафиллис (редактор), Биофакты. Эксперимент о людях между артефактами и живыми существами , Mentis: Paderborn, 2003.
- ^ Бруно Мария Кляйн: Артефакт и биофакт, в: Микрокосмос 1943/44.
- ^ Аткинсон, Пол; Гласнер, Питер; Лок, Маргарет (2009). Справочник по генетике и обществу: картирование новой геномной эры . Оксон: Рутледж. п. 230. ИСБН 978-0203927380 .
- ^ Карафиллис, Северная Каролина: Провокация как метод биотехнической эволюции, в: Фолькер Герхардт, Клаус Лукас и Гюнтер Сток (ред.): Эволюция. Теория, формы и следствия парадигмы в природе, технике и культуре . Берлин: Академия Верлаг, 2011 г.
- ^ Марианна Шарк: Живые существа против вещей , Де Грюйтер, 2005.
- ^ Юрген Хабермас: Будущее человеческой природы , Франкфурт-на-Майне: Зуркамп 2001.
- ^ См. Бруно Латур: Политика природы. Как привнести науку в демократию , издательство Гарвардского университета, 2004 г.
- ^ Болдт, Иоахим (2015). Синтетическая биология: метафоры, мировоззрения, этика и право . Висбаден: Спрингер. п. 114. ИСБН 9783658109875 .
Литература
[ редактировать ]- Николь К. Карафиллис (ред.): Биофакты — эксперимент о людях между артефактами и живыми существами . Падерборн, Mentis 2003 (на немецком языке).
- Николь К. Карафиллис: Биофакты – основы, проблемы, перспективы . Дискуссионный блок в журнале Deliberation Knowledge Ethics / Erwaegen Wissen Ethics , Том 17, № 4 (2006). (на немецком языке с аннотациями на английском языке)
- Николь К. Карафиллис: Рост биофактов: реальность или метафора? . В: Р. Хайль, А. Камински, М. Стиппак, А. Унгер и М. Циглер (ред.): Напряженность и конвергенция. Технологические и эстетические (транс)формации общества. Билефельд (2007). 141–152. (по-английски)
- Николь К. Карафиллис: Эндогенный дизайн биофактов. Ткани и сети в биоискусстве и науках о жизни . В: ск-интерфейсы. Взрывая границы – создавая мембраны в искусстве, технологиях и обществе. Эд. Йенс Хаузер. Ливерпуль: University of Liverpool Press (Европейское издание) (2008), 42–58. (по-английски)
- Николь К. Карафиллис: Этические и эпистемологические проблемы гибридизации живых существ: биофакты и покупка тела . В: Вэньчао Ли и Ханс Позер (ред.): Этические соображения в отношении современной науки и технологий. Немецко-китайский подход . Мюнстер: ЛИТ 2007, 185–198. (по-английски)
- Карафиллис, Северная Каролина: Артефакт – Живое существо – Биофакт. Философские аспекты жилых зданий . В: G. de Bruyn et al. (Ред.): Жилые здания – обучаемые конструкции . Серия «Культура и технологии», Том 16. Мюнстер, Нью-Йорк. 2009: ЛИТ, 97–111. (на немецком языке)
- Карафиллис, Северная Каролина Биофакты как новая категория информатики? В: Раймунд Якоб, Лотар Филлипс, Эрих Швайгофер, Чаба Варга (ред.): На пути к идее справедливости. Памятное издание Ильмару Таммело . Мюнстер и др.: ЛИТ. 249-262. (на немецком языке)
- Карафиллис, Северная Каролина: Провокация как метод биотехнической эволюции , в: Фолькер Герхардт, Клаус Лукас и Гюнтер Сток (ред.): Эволюция. Теория, формы и следствия парадигмы в природе, технике и культуре . Берлин: Академия Верлаг, 2011 г.
Дополнительная литература (на английском языке)
[ редактировать ]- Сюзанна Анкер , «Техногенез», в: Б. Эндрю Люстиг, Барух А. Броуди, Джеральд П. Маккенни (ред.): Изменение природы: концепции природы и естественного в дебатах по биотехнологии , Springer 2008, стр. 275–322.
- Торстен Мейер и Ута Хасслер: « История строительства и история науки », Материалы Третьего Международного конгресса по истории строительства , Котбус, май 2009 г.
- Орлан : гибридное произведение искусства, изд. С. Шепард и Орлан, Тейлор и Фрэнсис, 2010 г.
- Ингеборг Райхле : Искусство в эпоху технонауки. Генная инженерия, робототехника и искусственная жизнь в современном искусстве . Вена, Нью-Йорк: Springer 2010.
→ Дополнительную литературу на немецком языке см. в статье в немецкой Википедии.