Jump to content

Биофакт (философия)

В философии и социологии биофакт это существо, которое одновременно является артефактом и живым существом или одновременно естественным и искусственным . [1] Это существо было создано целенаправленными действиями человека, но существует в результате процессов роста. [1] Это слово представляет собой неологизм, образованный от сочетания слов bios и artefact .

Есть источники, которые приводят некоторые творения генной инженерии . в качестве примеров биофактов [2] [3]

Биофакт был представлен еще в 2001 году немецким философом Николь К. Карафиллис. [4] хотя ее книга «Биофакте», опубликованная в 2003 году, обычно используется в качестве справочника для введения этого термина. [5] По словам Карафиллиса, слово «биофакт» впервые появилось в немецкой статье (под названием «Биофакт и артефакт») в 1943 году, написанной австрийским протозоологом Бруно М. Кляйном. [6] Обращаясь как к микроскопии, так и к философии, Кляйн назвал биофактом то, что представляет собой видимый мертвый продукт, возникающий из живого существа, пока оно еще живо (например, раковина). Однако различие Кляйн основывалось на различии биотическое/абиотическое и мертвое/живое, а не на природе/технологии и росте/искусственном. Со своей стороны, Карафиллис описала биофакт как герменевтическую концепцию , позволяющую сравнивать природу и технологию в сфере живого. [7]

Философия

[ редактировать ]

Термином «биофакт » Карафиллис хочет подчеркнуть, что живые существа могут быть в высшей степени искусственными благодаря методам, полученным в сельском хозяйстве, садоводстве (например, селекции) или биотехнологии (например, генной инженерии , клонировании ). Биофакты демонстрируют признаки культуры и техники.Прежде всего, концепция призвана опровергнуть общепринятую философскую традицию объединять все виды живых существ под категорию « природа» . Концепция биофакта ставит под вопрос, является ли феномен роста надежным кандидатом для различения природы и технологии.

Для философии техники возникают вопросы: а) биотехнология и сельское хозяйство не должны быть неотъемлемой частью рефлексии , добавляя тем самым новые идеи к общему фокусу на машине и артефакте, и если б) устоявшиеся концепции техники и технологии, которые подчеркивают искусственность не должна изменяться. Карафиллис рассматривает включение биофактов в теорию техники как шанс переформулировать классические концепции дизайна и строительства для определения создания артефактов. По ее мнению, биофакты зависят от метода провокации. [8]

Для философии природы биофакты подчеркивают необходимость прояснить, является ли природа самоочевидной в каждом случае. Перед биофилософией стоит задача по-новому осмыслить категории «организм» и « живое существо» . [9] В философии науки бросают вызов подходам, которые фокусируются только на категории вещи (или эпистемической вещи), не историзируя техничность, медиальность и материальность ее появления в качестве живого объекта. Для социологии науки концепция биофакта плодотворна для обсуждения исключительности научного знания (роли эксперта ) при создании научных объектов, которые высвобождаются в жизненный мир или публичную сферу. В частности, поскольку концепция биофакта касается феномена роста и становления личности , она также оказывает влияние на философские дисциплины, феноменологию, антропологию и онтологию . Именно Юрген Хабермас недавно подчеркнул антропологические последствия, если человечество откажется от дифференциации «возникновения» и «создания». [10]

Артефакты – это искусственные, то есть рукотворные объекты. В отличие от биофактов, их невозможно встретить в природе. Таким образом, биофакты разграничивают онтологическое пересечение. Они частично рукотворные, но растут. Как и артефакты, они созданы для определенной пользы . Биофакты можно рассматривать как биотические артефакты, которые проявляют свой характер гибридов в различных аспектах.

Этот термин также позволяет философам критиковать некоторые концепции технонауки , где объединение научных знаний о природе и технического создания техноприроды рассматривается как прогресс в политическом смысле. [11] Этот термин также был принят в новом BioArt , нередко без использования его критических последствий.

Поскольку Карафиллис дополнила рост и размножение организмов техническими объектами, она установила типологию различных видов организмов в зависимости от их использования, а именно:

  • Естественная форма жизни
  • Неизменные биофакты
  • Измененные биофакты
  • Генетически воспроизведенные биофакты
  • Генетически модифицированные биофакты. [12]
  1. ^ Jump up to: а б Хайль, Рейнхард; Камински, Андреас; Стиппак, Маркус; Унгер, Александр (2007). Напряженность и конвергенция: технологические и эстетические трансформации общества . Нью-Брансуик: Издатели транзакций. п. 145. ИСБН  9783899425185 .
  2. ^ Буркард, Майкл (2018). Конфликтующие философии и право международной торговли: мировоззрения и ВТО . Чам, Швейцария: Пэлгрейв Макмиллан. п. 126. ИСБН  9783319610665 .
  3. ^ Грюнвальд, Армин (2012). Ответственная нанобиотехнология: философия и этика . Бока-Ратон, Флорида: CRC Press. п. 241. ИСБН  9789814364331 .
  4. ^ Николь К. Карафиллис: Органический, натуральный, устойчивый. Философские аспекты доступа к природе в XXI веке. Тюбинген: Издательство А. Франке; глава 6
  5. ^ Николь К. Карафиллис (редактор), Биофакты. Эксперимент о людях между артефактами и живыми существами , Mentis: Paderborn, 2003.
  6. ^ Бруно Мария Кляйн: Артефакт и биофакт, в: Микрокосмос 1943/44.
  7. ^ Аткинсон, Пол; Гласнер, Питер; Лок, Маргарет (2009). Справочник по генетике и обществу: картирование новой геномной эры . Оксон: Рутледж. п. 230. ИСБН  978-0203927380 .
  8. ^ Карафиллис, Северная Каролина: Провокация как метод биотехнической эволюции, в: Фолькер Герхардт, Клаус Лукас и Гюнтер Сток (ред.): Эволюция. Теория, формы и следствия парадигмы в природе, технике и культуре . Берлин: Академия Верлаг, 2011 г.
  9. ^ Марианна Шарк: Живые существа против вещей , Де Грюйтер, 2005.
  10. ^ Юрген Хабермас: Будущее человеческой природы , Франкфурт-на-Майне: Зуркамп 2001.
  11. ^ См. Бруно Латур: Политика природы. Как привнести науку в демократию , издательство Гарвардского университета, 2004 г.
  12. ^ Болдт, Иоахим (2015). Синтетическая биология: метафоры, мировоззрения, этика и право . Висбаден: Спрингер. п. 114. ИСБН  9783658109875 .

Литература

[ редактировать ]
  • Николь К. Карафиллис (ред.): Биофакты — эксперимент о людях между артефактами и живыми существами . Падерборн, Mentis 2003 (на немецком языке).
  • Николь К. Карафиллис: Биофакты – основы, проблемы, перспективы . Дискуссионный блок в журнале Deliberation Knowledge Ethics / Erwaegen Wissen Ethics , Том 17, № 4 (2006). (на немецком языке с аннотациями на английском языке)
  • Николь К. Карафиллис: Рост биофактов: реальность или метафора? . В: Р. Хайль, А. Камински, М. Стиппак, А. Унгер и М. Циглер (ред.): Напряженность и конвергенция. Технологические и эстетические (транс)формации общества. Билефельд (2007). 141–152. (по-английски)
  • Николь К. Карафиллис: Эндогенный дизайн биофактов. Ткани и сети в биоискусстве и науках о жизни . В: ск-интерфейсы. Взрывая границы – создавая мембраны в искусстве, технологиях и обществе. Эд. Йенс Хаузер. Ливерпуль: University of Liverpool Press (Европейское издание) (2008), 42–58. (по-английски)
  • Николь К. Карафиллис: Этические и эпистемологические проблемы гибридизации живых существ: биофакты и покупка тела . В: Вэньчао Ли и Ханс Позер (ред.): Этические соображения в отношении современной науки и технологий. Немецко-китайский подход . Мюнстер: ЛИТ 2007, 185–198. (по-английски)
  • Карафиллис, Северная Каролина: Артефакт – Живое существо – Биофакт. Философские аспекты жилых зданий . В: G. de Bruyn et al. (Ред.): Жилые здания – обучаемые конструкции . Серия «Культура и технологии», Том 16. Мюнстер, Нью-Йорк. 2009: ЛИТ, 97–111. (на немецком языке)
  • Карафиллис, Северная Каролина Биофакты как новая категория информатики? В: Раймунд Якоб, Лотар Филлипс, Эрих Швайгофер, Чаба Варга (ред.): На пути к идее справедливости. Памятное издание Ильмару Таммело . Мюнстер и др.: ЛИТ. 249-262. (на немецком языке)
  • Карафиллис, Северная Каролина: Провокация как метод биотехнической эволюции , в: Фолькер Герхардт, Клаус Лукас и Гюнтер Сток (ред.): Эволюция. Теория, формы и следствия парадигмы в природе, технике и культуре . Берлин: Академия Верлаг, 2011 г.

Дополнительная литература (на английском языке)

[ редактировать ]
  • Сюзанна Анкер , «Техногенез», в: Б. Эндрю Люстиг, Барух А. Броуди, Джеральд П. Маккенни (ред.): Изменение природы: концепции природы и естественного в дебатах по биотехнологии , Springer 2008, стр. 275–322.
  • Торстен Мейер и Ута Хасслер: « История строительства и история науки », Материалы Третьего Международного конгресса по истории строительства , Котбус, май 2009 г.
  • Орлан : гибридное произведение искусства, изд. С. Шепард и Орлан, Тейлор и Фрэнсис, 2010 г.
  • Ингеборг Райхле : Искусство в эпоху технонауки. Генная инженерия, робототехника и искусственная жизнь в современном искусстве . Вена, Нью-Йорк: Springer 2010.

→ Дополнительную литературу на немецком языке см. в статье в немецкой Википедии.

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: be7272fbec63fe72f7b3c8ee8227a753__1673255580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/be/53/be7272fbec63fe72f7b3c8ee8227a753.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Biofact (philosophy) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)