Тур Элтона Джона по Советскому Союзу в 1979 году.
Национальный тур Элтона Джона | |
Расположение | СССР |
---|---|
Связанный альбом | Одинокий мужчина |
Дата начала | 21 мая 1979 г. |
Дата окончания | 28 мая 1979 г. |
Количество шоу | 8 |
Английский рок-певец Элтон Джон дал восемь концертов в Советском Союзе с 21 по 28 мая 1979 года. [ 1 ] Тур по двум городам стал важным событием на фоне напряженности времен Холодной войны между СССР и Западом. [ 2 ] и признак растущей толерантности коммунистических властей к западной массовой культуре. [ 3 ] Концерты были одними из первых выступлений поп-исполнителей в СССР после визитов Клиффа Ричарда и Boney M. [ 4 ] Журнал Billboard назвал концерты «значительными и успешными» и назвал Джона «первым ярым рок-исполнителем, появившимся в СССР». [ 4 ]
По итогам тура в июне 1979 года советские власти разрешили государственной звукозаписывающей компании «Мелодия» выпустить альбом Джона 1978 года «A Single Man» , что сделало его первым западным поп-альбомом, официально выпущенным в СССР. [ 4 ] [ 5 ] Пребывание Джона в стране стало темой телевизионного документального фильма « В Россию с Элтоном» . BBC Radio 1 Прямая трансляция программы 28 мая, проходившей в московском концертном зале «Россия» , ознаменовала первую стереоспутниковую связь между СССР и Западом.
Предыстория и концепция
[ редактировать ]Концерты были частью тура Элтона Джона A Single Man. [ 1 ] и были исполнены в сопровождении перкуссиониста Рэя Купера . [ 6 ] [ 7 ] Идея тура Джона заключалась в том, чтобы избежать визуальной экстравагантности его предыдущих выступлений и сосредоточиться на пении и игре на фортепиано. [ 8 ] Как и в случае с его выступлениями ранее в туре, в Европе и Израиле, на российских концертах был сет в исполнении одного Джона, за которым следовал сет с Купером, который играл на различных ударных инструментах. [ 9 ] Шоу длились более двух часов. [ 1 ]
Джон считал, что ему предоставили возможность играть в СССР просто потому, что он об этом попросил. Он сказал, что советские власти хотели пригласить в гости других рок-исполнителей, в том числе Эрика Клэптона , Пола Маккартни и Pink Floyd , но не были уверены в правильности протокола приглашая западных артистов. [ 1 ] Кроме того, по словам Джона, россияне с недоверием относились к американским промоутерам. [ 10 ] После того, как менеджер Джона, Джон Рид присутствовал сотрудник по культуре посольства . его шоу в Оксфорде , обратился с запросом в советское посольство в Лондоне, 17 апреля на [ 10 ] [ 11 ] Впечатленный, представитель пригласил Джона дать десять концертов в Ленинграде (современный Санкт-Петербург) и десять в Москве ; вместо этого Рид согласился провести по четыре концерта в каждом городе. [ 11 ] Промоутерами концертов выступили Харви Голдсмит и российская компания Госконцерт. [ 4 ] Плата Джона в размере 1000 долларов за выступление была самой низкой, которую он получал с тех пор, как играл в клубе «Трубадур» в Лос-Анджелесе в начале 1970-х годов. [ 5 ]
История тура
[ редактировать ]Прибытие
[ редактировать ]Имидж Джона как богатого, яркого и открыто бисексуального артиста расходился с суровым имиджем, поддерживаемым доктриной Коммунистической партии . [ 2 ] [ 11 ] Он и сопровождающие его лица прилетели в Москву 20 мая. [ 12 ] Группу срочно доставили на железнодорожный вокзал, а затем ночь на поезде отправили в Ленинград. Музыкальное, звуковое и другое сценическое оборудование перевезли на грузовиках через Европу в Ленинград. [ 11 ]
Спрос на восемь концертов был высоким: цена билетов была установлена на уровне 8 рублей, что соответствовало средней дневной заработной плате в Советском Союзе. Более 90 процентов билетов взяли высокопоставленные члены партии, дипломаты и военные. Остальные перешли из рук в руки на черном рынке по цене, в 25 раз превышающей официальную цену. [ 12 ] Как и в случае с другими западными исполнителями, музыка Джона была доступна в СССР только через нелегальный импорт. В то время его пластинки стоили на черном рынке около 70 долларов каждая. [ 4 ]
Ленинградские концерты
[ редактировать ]Премьера состоялась в Концертном зале «Большой Октябрь» на 3800 мест, где атмосфера была необычайно официальной и сдержанной для рок-концерта. Первой песней вечера Джона была « Your Song ». [ 13 ] » зажегся свет в зале Когда после его последнего номера « Crazy Water , но прежде чем он вернулся на сцену для выхода на бис , многие высокопоставленные чиновники покинули зал; Затем настоящие фанаты начали продвигаться к сцене со своих мест в задней части зала. [ 14 ] Когда Джон и Купер несколько раз вышли на бис, эти фанаты свободно танцевали, подпевали и подавали знаки мира сотрудникам службы безопасности, что автор Дэвид Джон ДеКоуто описывает как «экстраординарное проявление неповиновения». [ 14 ] Роберт Хилберн из Los Angeles Times присутствовал на концерте и описал сцену: «Я наблюдал за лицами официальных гостей. И тут прозвучал вопрос: « Почему все это происходит?» И вы видите этот рассвет, это выражение лица и так далее, и это опасная вещь, это настоящая мощная сила. Вы видели, что произошло на Западе в 50-х и 60-х годах с этой музыкой». [ 14 ] Газеты всего мира сообщили об успехе концерта. Заголовок Daily Telegraph гласил : «Элтон Джон ошеломляет поклонников советского рока», а автор The New York Times заявил, что «полицейские и другие советские чиновники были беспомощны» в своих попытках контролировать толпу. [ 15 ] Джон считал это величайшим достижением в своей карьере на тот момент, особенно потому, что большая часть публики не была знакома с его записями. [ 4 ]
Мне сказали не петь « Назад в СССР », и я, конечно, так и сделал. Если КГБ и шпионило за мной, то они явно не шпионили достаточно внимательно, чтобы понять, что один из самых быстрых способов заставить меня что-то сделать — это сказать мне не делать этого. [ 16 ]
– Элтон Джон, 2019 г.
После концерта-открытия Джона официально попросили смягчить свое выступление. Его попросили воздержаться от столь энергичной игры на фортепиано и от опрокидывания табурета во время исполнения песни « Bennie and the Jets », а также запретили играть кавер на песню «Beatles » « Back in the СССР ». [ 17 ] До конца тура Джон продолжал завершать каждое выступление песней «Back in the СССР». [ 18 ] Он и Купер были удивлены очевидным отсутствием энтузиазма у публики во время второго выступления в Большом Октябрьском зале; впоследствии они узнали, что официальные лица заставляли фанатов садиться, как только они пытались встать или танцевать. [ 18 ] Той ночью Джон включил русскую песню « Полночь в Москве » в «Бенни и самолеты», в то время как его сет включал в себя отрывок из Чайковского Фортепианного концерта № 1 . [ 18 ]
В тот же вечер Джона попросили дать частный концерт в его отеле при поддержке Купера на барабанах и Клайва Фрэнкса, его звукорежиссера на басу. На следующее утро из-за тяжелого похмелья Джон отказался от официально санкционированного визита их с Купером в Зимний дворец . Английский таблоид сообщил об этом событии под заголовком «Элтон пренебрегает русскими в восстании в Зимнем дворце». [ 19 ]
После последнего из четырех выступлений в Большом Октябрьском зале Джон уехал поездом в Москву. Поклонники собрались на вокзале, чтобы проводить его, бросая цветы и небольшие подарки, такие как мягкие плюшевые мишки. Джон был тронут этим жестом до слез, зная о трудностях, с которыми столкнулись граждане при коммунистическом режиме, и о завышенных ценах, которые они заплатили бы за эти предметы роскоши. [ 19 ]
Московские концерты
[ редактировать ]Четыре концерта Джона в концертном зале «Россия» в Москве были хорошо приняты публикой. [ 20 ] Среди своих культурных мероприятий в городе Джон посетил стадион, который строился в рамках подготовки к проведению в СССР летних Олимпийских игр 1980 года . Помимо интереса к футболу в качестве владельца английского клуба «Уотфорд» , он также смотрел матч между ЦСКА (Москва) и командой минского «Динамо» . Обращаясь к прессе после того, как он наблюдал за сменой караула у Мавзолея Ленина , он заявил о своем неприятии апартеида в спорте, будь то по признаку цвета кожи, класса или сексуальных предпочтений. Русский переводчик, переведший эти комментарии, опустил какие-либо упоминания о сексуальных предпочтениях, что соответствует жесткой линии СССР в отношении гомосексуализма. [ 21 ]
После своего первого показа в Москве Джон позировал фотографам возле Кремля на Красной площади . Он принял казачью позу, непочтительно одетый в пурпурный пиджак, желтые брюки и длинную цепочку жемчуга. [ 20 ] Billboard сообщил об успехе визита и прокомментировал «сильную реакцию аудитории» на Купера, особенно его «театральное» присутствие и взгляд «стареющего ученого». [ 4 ] Журнал воспроизвел часть редакционной статьи о турне, опубликованной в британском таблоиде The Sun : «Вся заслуга Элтона Джона за то, что он раскачал уравновешенное, душное российское общество до самых основ... Даже сейчас правящая Коммунистическая партия с недоверием относится к декадентская музыка Запада, но не таков рядовой россиянин, особенно молодежь, которой надоели унылые, скучные, официально одобренные развлечения». [ 4 ]
Последствия
[ редактировать ]Международное освещение визита Джона в СССР сделало его более значимым событием, чем все предыдущие гастроли туда западных артистов. [ 22 ] По описанию ДеКоуто, посольство Великобритании в Москве заявило, что это «самый важный шаг вперед в отношениях между Востоком и Западом с тех пор, как Хрущев посетил Голливуд еще в 59 году». [ 21 ]
В интервью 1986 года Джон сказал, что его советские хозяева «очевидно… хотели предолимпийской пропаганды», и выразил сожаление по поводу того, что только 10 процентов билетов на концерт были доступны российской публике. Тем не менее он назвал турне «потрясающим опытом» и подчеркнул щедрость русских людей, с которыми он встретился. [ 10 ]
Документальный фильм и радиопередача
[ редактировать ]Пребывание Джона в СССР снимали Дик Клемент и Ян Ла Френе . [ 21 ] Отснятый материал был смонтирован для документального фильма « В Россию с Элтоном» . [ 23 ] В фильм вошли кадры заключительного концерта Джона в Москве и сцены, показывающие политический контекст тура. [ 1 ] и его реакция на русскую культуру. [ 21 ] Фильм был показан в кинотеатрах Соединенного Королевства летом 1979 года в рамках двойной афиши с фильмом Клемана и Ла Френе « Каша » , основанным на их телесериале. [ 24 ]
Заключительный концерт тура, состоявшийся в концертном зале «Россия» 28 мая, транслировался в прямом эфире на всю Европу по каналу BBC . [ 20 ] Это ознаменовало собой первую стереоспутниковую связь между СССР и Западом. [ 20 ] [ 25 ] В Великобритании программа транслировалась на BBC Radio 1 , ведущим был диск-жокей Энди Пиблз . [ 20 ] Эта запись шоу 28 мая стала доступна на нескольких контрафактных альбомах, в том числе «A Single Man in Moscow» . [ 26 ] Приуроченное к 40-летию тура, Universal Music выпустила ограниченным тиражом двойной пластинку под названием Live from Moscow 1979 ко Дню музыкального магазина 2019 . Впоследствии альбом был переиздан на виниле и компакт-дисках, а в январе 2020 года поступил в магазины цифровой музыки. [ 27 ]
Даты тура
[ редактировать ]По данным Ultimate Classic Rock [ 1 ] и Дэвид Джон ДеКоуто: [ 28 ]
Дата | Город | Место проведения |
---|---|---|
21 мая 1979 г. | Ленинград | Концертный зал Большой Октябрьский |
22 мая 1979 г. | ||
23 мая 1979 г. | ||
24 мая 1979 г. | ||
25 мая 1979 г. | Москва | Rossiya Concert Hall |
26 мая 1979 г. | ||
27 мая 1979 г. | ||
28 мая 1979 г. |
Установить список
[ редактировать ]Сет-лист Джона мало менялся на протяжении всего тура. [ 1 ] На его последнем концерте в Москве прозвучали следующие песни (все написаны Элтоном Джоном и Берни Топином , если не указано иное): [ 22 ]
- « Твоя песня »
- «Шестьдесят лет спустя»
- " Дэниэл "
- " Горизонтальный голубь "
- « Отведи меня к пилоту »
- « Человек-ракета »
- « Не дай солнцу зайти надо мной »
- « Прощай, дорога из желтого кирпича »
- «Рой Роджерс»
- « Свеча на ветру »
- « Эго »
- « Где теперь Святой Петр? »
- « Он должен уйти » ( Джо Эллисон , Одри Эллисон)
- « Я слышал это сквозь виноградную лозу » ( Норман Уитфилд , Барретт Стронг )
- « Похороны друга »
- "Сегодня вечером"
- "Лучше умереть"
- "Идол"
- « Думаю, я убью себя »
- « Я чувствую себя пулей (в пистолете Роберта Форда) »
- « Бенни и Джетс »
- « Извини, кажется, самое трудное слово »
- « Любовь по совместительству » (Элтон Джон, Гэри Осборн )
- « Безумная вода »
- « Песня для парня » (Джон)
- Медли: « Субботний вечер хорош для драк / Волшебник пинбола » (/ Пит Тауншенд )
- Медли: « Крокодил Рок »/« Get Back »/« Back in the СССР » (/ Джон Леннон , Пол Маккартни )
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Робинсон, Джо (21 мая 2014 г.). «История исторического первого турне Элтона Джона по России» . Абсолютный классический рок . Проверено 16 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Джексон, Энди (21 мая 2018 г.). «21 мая 1979 года: турне Элтона Джона по СССР прокладывает первые трещины в железном занавесе» . bt.com . Проверено 16 марта 2019 г.
- ^ Жук, Сергей И. (2019). «Советские американисты и американские визуальные медиа в СССР в эпоху Брежнева». Ин Микконен, Симо; Скотт-Смит, Джайлз; Парккинен, Яри (ред.). Перепутанные Восток и Запад: культурная дипломатия и художественное взаимодействие во время холодной войны . Берлин и Бостон, Массачусетс: Де Грюйтер. стр. 167–68. ISBN 978-3-11-057050-2 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Московский корреспондент (2 июня 1979 г.). «Русские выдадут «одинокого человека» Джона » . Рекламный щит . стр. 1, 58 . Проверено 16 марта 2019 г.
{{cite magazine}}
:|author=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Jump up to: а б ДеКоуто 2018 , с. 728.
- ^ ДеКоуто, Дэвид Джон (2018). Капитан Фантастик: Полная биография Элтона Джона 70-х годов . Чендлер, Аризона: Triple Wood Press. ISBN 978-1980762485 .
- ^ Бернардин, Клод; Стэнтон, Том (1996). Человек-ракета: Элтон Джон из А–Я . Вестпорт, Коннектикут: Прегер. п. 23 . ISBN 978-0275956981 .
- ^ Бернардин и Стэнтон 1996 , с. 156.
- ^ Бернардин и Стэнтон 1996 , с. 23.
- ^ Jump up to: а б с Салевич, Крис (декабрь 1986 г.). «Падение и взлет Реджинальда Дуайта». Вопрос . Доступно на Backpages Rock (требуется подписка).
- ^ Jump up to: а б с д ДеКоуто 2018 , с. 717.
- ^ Jump up to: а б ДеКоуто 2018 , с. 718.
- ^ ДеКоуто 2018 , с. 719.
- ^ Jump up to: а б с ДеКоуто 2018 , с. 720.
- ^ ДеКоуто 2018 , с. 722.
- ^ Джон, Элтон (2019). Мне . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Гриффин Святого Мартина. п. 172. ИСБН 978-1-250-77028-8 .
- ^ DeCouto 2018 , стр. 722–23.
- ^ Jump up to: а б с ДеКоуто 2018 , с. 723.
- ^ Jump up to: а б ДеКоуто 2018 , с. 724.
- ^ Jump up to: а б с д и ДеКоуто 2018 , с. 726.
- ^ Jump up to: а б с д ДеКоуто 2018 , с. 725.
- ^ Jump up to: а б Бернардин и Стэнтон 1996 , с. 157.
- ^ Бернардин и Стэнтон 1996 , стр. 23, 108.
- ^ «Внутренняя история Флетчера - в фильме (рекламе) еще смешнее». Экран Интернешнл . 21 июля 1979 г. с. 19.
- ^ Лондонский корреспондент (26 мая 1979 г.). «Элтон — первое стерео звено» . Рекламный щит . п. 72 . Проверено 18 марта 2019 г.
{{cite magazine}}
:|author=
имеет общее имя ( справка ) - ^ DeCouto 2018 , стр. 726, 779.
- ^ Сотрудники Goldmine (21 января 2020 г.). «Московское выступление Элтона Джона 1979 года будет выпущено на двух пластинках или двух компакт-дисках» . Золотая жила . Проверено 6 февраля 2021 г.
- ^ DeCouto 2018 , стр. 808–09.