История оригами
История оригами последовала за изобретением бумаги и стала результатом использования бумаги в обществе. В подробной японской классификации оригами делится на стилизованное церемониальное оригами (儀礼折り紙, гирэй оригами ) и развлекательное оригами (遊戯折り紙, юги оригами ), причем оригами обычно признается только развлекательное оригами. [1] [2] Однако на этой странице описана история как церемониального, так и развлекательного оригами.
Современный рост интереса к оригами начался с разработки в 1954 году Акирой Ёсидзавой обозначений, указывающих, как складывать модели оригами. [3] [4] Система Йошизавы-Рэндлетта сейчас используется во всем мире. Сегодня популярность оригами привела к появлению обществ оригами, таких как Британское общество оригами и OrigamiUSA . Первая известная социальная группа оригами была основана в Сарагосе, Испания, в 1940-х годах. [5]
Традиционный дизайн
[ редактировать ]Торжественное оригами (оригата)
[ редактировать ]К VII веку бумага была завезена в Японию из Китая через Корейский полуостров, и японцы разработали васи , улучшив метод изготовления бумаги в период Хэйан . Техника изготовления бумаги, разработанная в Японии примерно в 805–809 годах, называлась нагаси-суки (流し漉き) — метод добавления клея в процесс традиционной техники тамэ-суки (溜め漉き) для формирования более прочного слоя бумажных волокон. [1] [2] [6] [7] С развитием японской технологии изготовления бумаги и широким распространением бумаги сложенная бумага стала использоваться для украшений и инструментов для религиозных церемоний, таких как гохэй , онуса ( ja:大麻 (神道) ) и сидэ в синтоистских святилищах . Религиозные украшения из бумаги и способ заворачивания подарков в сложенную бумагу постепенно стали стилизоваться и утвердиться как церемониальное оригами. [1] [2] В период Хэйан императорский двор установил кодекс этикета для упаковки денег и товаров, используемых в церемониях, в сложенную бумагу, а также кодекс этикета для упаковки подарков. [8]
В период Муромати ) разработали различные формы приличия с 1300-х по 1400-е годы кланы Огасавара и кланы Исэ ( ja:伊勢氏 , дополнив прототип японского приличия из сложенной бумаги, который существует и по сей день. Клан Исэ руководил декорумом внутренней части дворца сёгуната Асикага , и в частности Исэ Садачика ( ja:伊勢貞親 ) во время правления восьмого сёгуна Асикага Ёсимаса (足利義政) оказал большое влияние на развитие приличия классов даймё и самураев , что привело к развитию различных стилизованных форм церемониального оригами. Формы церемониальных оригами, созданных в этот период, были геометрическими, а формы носи , которые прикреплялись к подаркам на праздниках и свадьбах, а также оригами, имитирующие бабочек, которые отображались на сосудах для сакэ , сильно отличались от форм более поздних поколений развлекательного оригами. чьи формы отражают характеристики реальных объектов и живых существ. Обертывание «носи» и складывание бабочек женского и мужского пола, которые до сих пор используются на свадьбах и торжествах, являются продолжением и развитием традиции, зародившейся в период Муромати. [1] [2] [9] В стихотворении Ихара Сайкаку 1680 года описываются бабочки-оригами, которые использовались на синтоистских свадьбах и изображали жениха и невесту. [10]
Развлекательное оригами
[ редактировать ]Неизвестно, когда в Японии появились игровые бумажные модели, ныне широко известные как оригами. Однако кодзука японского меча , изготовленного Гото Эйдзё (後藤栄乗) между концом 1500-х и началом 1600-х годов, была украшена изображением журавля, сделанным из оригами, и считается, что существовало оригами для игры. к периоду Сэнгоку или раннему периоду Эдо. [11]
В 1747 году, в период Эдо , была опубликована книга под названием «Ранма дзусики» (欄間図式), в которой содержались различные рисунки ранма ( ja :欄間 ), украшения японской архитектуры . Сюда входили оригами различных конструкций, в том числе бумажные модели журавликов, которые хорошо известны и сегодня, и считается, что к этому времени многие люди были знакомы с оригами для игры, которое современные люди признают оригами. В этот период оригами обычно называли ориката (折形) или орисуэ (折据) и часто использовалось в качестве узора на кимоно и украшениях. [11]
Хиден сенбазуру ориката ( ja:秘傳千羽鶴折形 ) , опубликованная в 1797 году, является старейшей известной технической книгой по игровому оригами. Книга содержит 49 деталей оригами, созданных буддийским монахом по имени Гидо ( :ja:義道 ) из провинции Исэ , чьи работы были названы и сопровождались кёка (狂歌, комический танка ) автора Акисато Рито (秋里籬島). Эти изделия были гораздо более технически продвинутыми, чем их предшественники, что позволяет предположить, что культура оригами стала более сложной. Гидо продолжал заниматься оригами после публикации своей книги, оставив потомкам не менее 158 высококвалифицированных шедевров. В 1976 году город Кувана в префектуре Миэ , родном городе Гидо, определил 49 методов, описанных в « Хидэн сенбадзуру ориката», как нематериальные культурные ценности города Кувана . Город Кувана также сертифицирован как квалифицированные специалисты, способные правильно создавать эти работы и обладающие глубокими знаниями в этом искусстве. Кувана-Сити опубликовал на YouTube некоторые методы изготовления оригами . [12] [13] [14]
С позднего периода Эдо до периода Бакумату оригами, имитирующие шесть легендарных японских поэтов, роккасэн (六歌仙), перечисленные в Кокин Вакасю (古今和歌集), составленном в 900-х годах, и персонажи Тюсингуры стали популярными, но сегодня они редко используются. используются в качестве предметов для оригами. [12]
Самым ранним свидетельством складывания бумаги в Европе является изображение небольшого бумажного кораблика во французском издании 1498 года «Tractatus de Sphaera Mundi » Иоганна де Сакробоско . [15] Есть также свидетельства разрезанной и сложенной бумажной коробки 1440 года. [16] Возможно, что складывание бумаги на западе зародилось у мавров гораздо раньше; однако неизвестно, было ли оно открыто независимо или знания об оригами пришли по шелковому пути.
Современный дизайн и инновации
[ редактировать ]Фридрих Фребель , изобретатель детских садов, признал переплет бумаги. Он ткал, складывал и вырезал в качестве учебных пособий для развития детей в начале 19 века. [17] По мере того как система детских садов распространялась по Европе и остальному миру, она принесла с собой маленькие цветные квадраты, которые мы сегодня знаем как бумагу для оригами.
Модернизация Японии началась в эпоху Мэйдзи , когда в 1875 году был открыт первый детский сад в Японии, а оригами стало использоваться как часть дошкольного образования в Японии. В правилах детского сада 1877 года было перечислено 25 занятий, включая предметы оригами. «Сёкокумин» (小国民), журнал для мальчиков, часто публиковал статьи об оригами. Оригами Дзусэцу (折紙図説), опубликованное в 1908 году, четко отличает церемониальное оригами от развлекательного оригами. В этих книгах и журналах представлены как традиционный японский стиль оригами, так и стиль, вдохновленный Фребелем. [18]
Йозеф Альберс , отец современной теории цвета и минималистического искусства, преподавал оригами и складывание бумаги в 1920-х и 30-х годах в знаменитой школе дизайна Баухаус. Его методы, в которых использовались листы круглой бумаги, сложенные в спирали и изогнутые формы, оказали влияние на современных художников-оригами, таких как Кунихико Касахара .
Работы Акиры Йошизавы из Японии, создателя рисунков оригами и автора книг по оригами, вдохновили на современный ренессанс этого ремесла. Он изобрел процесс и технику мокрого складывания и заложил первоначальный набор символов для стандартной системы Йошизавы-Рэндлетта , которую Роберт Харбин и Сэмюэл Рэндлетт позже усовершенствовали . Его работа получила распространение благодаря исследованиям Гершона Легмана , опубликованным в основополагающих книгах Роберта Харбина «Магия бумаги» и, в большей степени, в «Секретах мастеров оригами», которые раскрыли огромный мир складывания бумаги в середине 1960-х годов.
Современное оригами привлекло внимание поклонников во всем мире благодаря все более сложным конструкциям и новым техникам. Одним из таких методов является « мокрое складывание », практика некоторого увлажнения бумаги во время складывания, чтобы готовое изделие лучше держало форму. Такие варианты, как модульное оригами, также известное как модульное оригами, представляет собой процесс, в котором множество модулей оригами собираются в часто декоративное целое.
Для успешного складывания сложных моделей оригами обычно требуется тонкая и прочная бумага или тканевая фольга. Эти легкие материалы позволяют наносить больше слоев, прежде чем модель станет непрактично толстой. Современное оригами вырвалось из традиционных техник линейного построения прошлого, и модели теперь часто складываются в мокром виде или изготавливаются из других материалов, кроме бумаги и фольги. Благодаря популярности новое поколение создателей оригами экспериментировало с техниками складок и плавными узорами, используемыми при создании реалистичных масок, животных и других традиционных художественных тем.
Садако и тысяча журавлей
[ редактировать ]Одна из самых известных конструкций оригами — японский журавль . Журавль благоприятен в японской культуре. Легенда гласит, что у того, кто сложит тысячу бумажных журавликов, сбудется самое заветное желание. Журавль-оригами (折鶴 orizuru по-японски) стал символом мира благодаря этому верованию и благодаря молодой японской девушке по имени Садако Сасаки . В детстве Садако подверглась воздействию радиации в результате атомной бомбардировки Хиросимы , и это неизбежно сказалось на ее здоровье. Тогда она была хибакуша – пережившей атомную бомбардировку. В 1955 году, когда ей исполнилось двенадцать, она умирала от лейкемии . Ее одноклассник рассказал ей об этой легенде, поэтому она решила сложить тысячу журавликов-оригами, чтобы выжить. Однако, когда она увидела, что другие дети в ее палате умирают, она поняла, что не выживет, и вместо этого пожелала мира во всем мире и прекращения страданий.
Популярная вымышленная версия сказки гласит, что Садако перед своей смертью сложила 644 журавлика; ее одноклассники затем продолжили складывать журавликов в честь своей подруги. Эта версия ее истории была опровергнута Музеем мира Хиросимы. [19] и ее семья. [20] Ее похоронили вместе с множеством журавликов, сложенных как самой Садако, так и ее одноклассниками. Хотя ее усилия не смогли продлить ей жизнь, они побудили ее друзей построить статую Садако в Парке мира Хиросимы . Ежегодно в Хиросиму отправляют 10 000 000 журавлей и размещают возле статуи. [21] Группа из тысячи бумажных журавликов по-японски называется сенбазуру (千羽鶴).
История Садако была экранизирована во многих книгах и фильмах. Старший брат Садако, Масахиро Сасаки, написал полную историю Садако на английском языке, какой он ее помнит, в надежде развеять множество вымышленных версий истории своей сестры. [20]
См. также
[ редактировать ]Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д История и современность оригами: предыстория (на японском языке). Университета Кюсю Библиотека . Архивировано из оригинала 7 мая 2021 года . Проверено 14 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д История оригами (на японском языке). Японская ассоциация оригами. Архивировано из оригинала 14 ноября 2022 года . Проверено 14 ноября 2022 г.
- ^ Маргалит Фокс (2 апреля 2005 г.). «Акира Ёсидзава, 94 года, современный мастер оригами» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Ньютон, Лиз (1 декабря 2009 г.). «Сила оригами» . Кембриджский университет. + плюс журнал.
- ^ Хименес, Луис Фернандо. «Оригами: искусство складывания бумаги». Исторический центр Сарагосы, 2009 г.
- ^ Глава 1. Внешний вид оригами. (PDF) (на японском языке). Никкан Когё Симбун . Архивировано из оригинала (PDF) 25 ноября 2022 года . Проверено 25 ноября 2022 г.
- ^ Нагаси-суки (на японском языке). Котобанк./Digitalio, Inc./ Асахи Симбун . Архивировано из оригинала 25 ноября 2022 года . Проверено 25 ноября 2022 г.
- ^ Введение в практику «ориката», чтобы обернуть и связать чувства радости. (на японском языке). Nikkei, Inc., 31 марта 2017 г. Архивировано из оригинала 15 ноября 2022 г. . Проверено 15 ноября 2022 г.
- ^ форма цветка бабочки (на японском языке). Котобанк./Digitalio, Inc./ Асахи Симбун . Архивировано из оригинала 14 ноября 2022 года . Проверено 14 ноября 2022 г.
- ^ Хатори Коширо. «История оригами» . К. Оригами . Проверено 1 января 2010 г.
- ^ Jump up to: а б История и современность оригами: от Сэнгоку до середины периода Эдо (на японском языке). Библиотека Университета Кюсю. Архивировано из оригинала 7 мая 2021 года . Проверено 14 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б История и настоящее оригами: от позднего периода Эдо до позднего периода Эдо. (на японском языке). Библиотека Университета Кюсю. Архивировано из оригинала 7 мая 2021 года . Проверено 14 ноября 2022 г.
- ^ «Бумажные журавлики, которые объединяют людей» . Кувана Сити /MIRAI NEXT Co., Ltd. Архивировано из оригинала 18 ноября 2022 года . Проверено 18 ноября 2022 г.
- ^ Ван-Айверсон, Пэтси (2011). Оригами 5: Пятая международная встреча науки, математики и образования оригами . АК Петерс/CRC Press. ISBN 9781568817149 .
- ^ Иоганнес де Сакро Боско (1498 г.). Ж. Пети (ред.). Превосходный комментарий Питера Сируэлли к Иоанну Священной Боско Сферы Мира, включая также вопросы Питера де Алиакуса .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Донна Серена да Рива. «Складывание бумаги в Европе XV века» .
- ^ Лусеро, JC (11 ноября 2023 г.). «История оригами: от древних ритуалов к современным инновациям» . Одна складка за раз . Проверено 2 декабря 2023 г.
- ^ История и современность оригами: эпохи Мэйдзи и Тайсё (на японском языке). Библиотека Университета Кюсю. Архивировано из оригинала 7 мая 2021 года . Проверено 14 ноября 2022 г.
- ^ «Специальная выставка 1» .
- ^ Jump up to: а б Сасаки, Масахиро; ДиЧикко, Сью (7 апреля 2020 г.). Полная история Садако Сасаки: и тысячи бумажных журавликов . Издательство Таттл. ISBN 978-1-4629-2169-0 .
- ^ «Город Хиросима. Вопрос: Сколько бумажных журавликов отправлено к Детскому памятнику мира?» . www.city.hiroshima.lg.jp . Архивировано из оригинала 10 августа 2019 года.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дэвид Листер (29 февраля 2024 г.). «Список листеров» . Британское общество оригами. – Сборник из 115 эссе историка оригами.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Окамура Масао. «История оригами в Японии» . Оригами Тантейдан.