Jump to content

баянизм

(Перенаправлено с Мишеля де Бэя )

Баянизм — термин, применяемый к школе мысли католического богослова Михаила Байуса (1513–1589). [ 1 ] Ее главные апологеты, в том числе Баюс, в основном утверждали, что эта школа и ее учение являются возвращением к своего рода августинианству , вопреки опоре на схоластику и схоластические сочинения, которые господствовали над большинством католических богословов того времени. [ 2 ] Это непосредственный исторический предшественник янсенизма , и, как и янсенизм, католическая церковь считала его неортодоксальным.

Мишель Байюс (Мишель де Бэй)

[ редактировать ]
Мишель Де Бэй (Байус)

Мишель де Бэй родился в Меслене в Эно, в семье фермера Жана де Бэя. Он изучал гуманитарные науки в Брюгелете и Ангиене , а в 1533 году начал изучать философию в Старом университете Левена . С 1535 года он также изучал богословие в колледже папы Адриана VI . [ 1 ] В 1542 году он был рукоположен в священники. [ 3 ] и был назначен директором Стендонк-колледжа в Левене. В 1550 году Де Бэй получил лицензию по богословию и стал президентом колледжа Адриана. Он также заменил профессора Священного Писания, отсутствовавшего тогда на Тридентском соборе .

Пока канцлер Руард Таппер и профессор богословия Хосе Равестейн присутствовали на Тридентском соборе, Байус и его коллега Жан Хессельс воспользовались случаем, чтобы представить новые методы и новые доктрины. Они полагали, что католические апологеты серьезно пострадали из-за своей зависимости от авторитета и методов схоластики и что, если вместо того, чтобы апеллировать к трудам св. Фомы как к конечному критерию истины, им придется больше настаивать на авторитете Библии. а что касается работ ранних отцов, таких как св. Киприан, св. Иероним и св. Августин, они окажутся на гораздо более безопасной почве, и их аргументы с большей вероятностью вызовут уважение их оппонентов. [ 4 ]

По требованию францисканцев Парижский осудил университет Сорбонны восемнадцать предложений, воплощающих основные новации Бая и Гессельса. Баюс ответил на порицание в мемуарах, ныне утерянных, и споры только усилились. [ 5 ] Папа Пий IV через кардинала Гранвеля , архиепископа Мехелена, заставил молчать как Бая, так и францисканцев, не вынеся, однако, никакого доктринального решения.

В 1561 году Баюс присутствовал на Тридентском соборе в качестве богослова короля Испании. Баюс вернулся в Лувен в 1564 году и в том же году опубликовал новые трактаты. Равештейн, сменивший Таппера на посту канцлера, проинформировал Рим, требуя решительных действий. 1 октября 1567 года Папа Пий V подписал папскую буллу «Ex omnibus afflictionibus», в которой можно было найти ряд осуждаемых предложений, но без упоминания имени Бая. Поначалу Баюс сохранял нейтралитет, но когда папская булла (1567 г.) была принесена в университет и зачитана преподавателям, он подписался вместе с другими профессорами. де Гранвеля Баюс отказался от Морильона, генерального викария , от всех ошибок, осужденных в булле, но от него не потребовалось сразу же подписывать свое отречение.

В Левене Баюс прославился как лидер антисхоластической реакции 16 века. Сторонники этой реакции сражались под знаменем Августина Гиппонского, хотя парадоксальным образом подрывали учение Августина о благодати; в результате неортодоксально-августинистские пристрастия Бая привели его к конфликту с Римом по вопросам благодати, свободы воли и тому подобного. [ 2 ]

В 1570 году, после смерти Равештейна, Баюс стал деканом факультета. Тогда за границу пошли слухи, что новый декан отнюдь не соответствует православному учению. Последователи и противники предложили четкое заявление. Оно получило название «Explicatio articulorum», в котором Байус утверждал, что из многих осужденных положений некоторые были ложными и справедливо порицались, некоторые лишь плохо выражены, а третьи, хотя и расходились с терминологией схоластики, были еще подлинными высказываниями отцов; во всяком случае, к более чем сорока из семидесяти девяти статей он утверждал, что ему нечего делать. Баюс был назначен канцлером Лувена, деканом коллегиальной церкви Святого Петра и «хранителем» университетских привилегий. В 1579 году папа Григорий XIII издал буллу «Provisionis nostræ», подтверждающую предыдущее решение папы.

Баянская доктрина

[ редактировать ]

Система Бая содержится в серии опускул или брошюр:

  • «По свободной воле»
  • «Справедливость и оправдание»
  • "Жертва"
  • «Заслуженные труды»
  • «Изначальная целостность человека и достоинства нечестивых»
  • «Таинства»
  • «Форма крещения»
  • «Первородный грех»
  • "Благотворительность"
  • «Индульгенции»
  • «Молитвы за умерших»

Сам Баюс собрал все эти брошюры в «Opuscula Theologica» М. Бая (Лёвен, 1566). Монах маврист - Габриэль Герберон дал более полное издание: оперу М. Бая cum Bullis pontificum et alice ad ipsius causum spectantibus (Кёльн, 1696). Это издание было внесено в Индекс в 1697 году из-за его второй части, или Байаны , которую цензоры сочли выказывающей слишком большую симпатию к Баию. Суть баианства также можно найти в 79 положениях, подвергнутых цензуре Пия V. [ 6 ] Первые 60 легко идентифицируются в печатных произведениях Бая, а остальные 19 – « tales quae vulgocircerrentur », как говорится в старинном рукописном экземпляре буллы « Ex omnibus », – представляют собой устное учение баианистского крыла.

Байус верил в три состояния человека, которые он изложил в предисловии к «Первородной целостности человека», написав: «Какова была изначально целостность, естественная для человека? Без этого вопроса невозможно понять ни первое искажение природы (по первородный грех), ни его возмещение благодатью Христа».

(1) Состояние невиновности

[ редактировать ]

В трудах отцов Церкви решительно утверждается фактическое соединение природы и благодати в первом человеке. Отсюда Байус сделал вывод о необходимой связи между благодатью и естественным состоянием человека. Он считал, что первобытная невинность была не сверхъестественным, а естественным состоянием человечества. В этом состоянии, считал Баюс, природа человека заключалась в том, чтобы прилепиться к Богу через соблюдение заповедей и через дары Святого Духа . [ 7 ]

Байус считал, что первобытное состояние человека обязательно включало в себя попадание на небеса; иммунитет от невежества, страданий и смерти; и присущая сила заслуг . Он считал, что это не безвозмездные дары благодати, а естественные для человечества. [ 8 ]

(2) Состояние падшей природы

[ редактировать ]

Падение человека — это не и не может быть, по Баюсу, простой потерей безвозмездных или сверхъестественных даров, а неким позитивным злом, проникающим глубоко в самую нашу природу. Это зло – первородный грех. Под первородным грехом Баюс понимает вместо простого лишения благодати само привычное похоть, передающееся по законам наследственности и развивающееся по законам физического и психического роста. Это грех или моральное зло само по себе, даже для безответственных детей, и это вне всякого отношения к воле, будь то первоначальной или личной.

Баюс считает свободу человека ненужной для моральной ответственности; он утверждает, что моральный агент может быть связан внутренним детерминизмом до тех пор, пока нет внешнего принуждения. Он считает, что без Искупления из испорченной человеческой природы могут исходить только испорченные действия. Иногда они могут казаться добродетельными, но это только видимость ( vitia virtutes imitantia ). По правде говоря, все человеческие действия, не очищенные Искуплением, являются чистыми и простыми пороками, причём убийственными пороками ( vitia sunt et Damant ).

(3) Состояние искупленной природы

[ редактировать ]

В схеме Бая дары первобытной невинности, утраченные первородным грехом, восстанавливаются Иисусом Христом. Тогда и только тогда они становятся благодатью, но не из-за своего сверхъестественного характера, а из-за явной недостойности падшего человека. С помощью благодати искупленные могут совершать добродетельные поступки и приобретать заслуги для неба. Для Баия это не влечет за собой более высокого статуса, внутреннего обновления или освящающей благодати. Нравственное действие, названное ли оно справедливостью, милосердием или подчинением закону, является единственным инструментом оправдания, добродетели и заслуг. Роль благодати состоит исключительно в том, чтобы держать под контролем похоть и тем самым давать нам возможность совершать нравственные поступки и исполнять закон.

Баий говорит о прощении грехов как о необходимом для оправдания, но это лишь фикция iuris ; Фактически, оглашенный до крещения или кающийся до отпущения грехов может, просто соблюдая заповеди, иметь больше милосердия, чем некоторые так называемые праведники. Если оглашенного и кающегося не называют справедливыми, то только из уважения к Священному Писанию, которое требует для полной справедливости как обновленной жизни (т. е. морального действия), так и прощения греха (т. е. reatus или ответственности за наказание). Даровать такого рода прощение — единственная цель и действенность таинств умерших, крещения и покаяния. Что касается таинств живых, то Евхаристия – единственное, о чем Баий высказал свои взгляды, – не имеет никакой другой жертвенной ценности, кроме как доброе нравственное действие, приближающее получателя к Богу.

Католический взгляд

[ редактировать ]

Католическое учение, уже изложенное против пелагиан различными соборами и папами пятого века, полностью представлено против реформаторов на Тридентском соборе , особенно в V сессии, Декрете о первородном грехе, и VI сессии, Декрете об оправдании. Эти два сеанса, оба предшествующие трудам Бая, содержат три утверждения, которые явно несовместимы с тремя основными позициями Бая, описанными выше: (1) изначальная справедливость человека представлена ​​как сверхъестественный дар; (2) Первородный грех описывается не как глубокое ухудшение человеческой природы, а как утрата чисто безвозмездных привилегий. [ сомнительно обсудить ] ; (3) Оправдание изображается как внутреннее обновление души присущей ей благодатью.

Более точное определение католического учения дано в консенсусе католических богословов . Этот консенсус был безоговорочно выражен такими университетами, как Париж, Саламанка, Алькала и сам Лувен, а также такими богословами, как Кунерус Петри (ум. 1580 – «Де грация», Кельн, 1583); Суарес (ум. 1617 – «De gratiâ Dei» в Op. Omni., VII, Париж, 1857); Роберт Беллармин (ум. 1623 – «О благодати и свободной воле», в Controversiae, IV, Милан, 1621); Хуан Мартинес де Рипальда (ум. 1648 – «Adversus Baium et Baianos», Париж, 1872); Стайарт (ум. 1701 – «В предложениях осуждаются утверждения», Лувен, 1753); Оноре Турнели (ум. 1729 – «De Gratiâ Christi», Париж, 1726); Казини (ум. 1755 – «Что такое человек?» изд. Шибена , Майнц, 1862).

Влияние баянизма

[ редактировать ]

Даже помимо янсенизма , который является прямым ответвлением баианства, в истории богословия можно найти некоторые следы идей Бая о естественном и сверхъестественном. Школа Августина , представленная такими людьми, как Генри Норис , Фульгентиус Белелли и Джованни Лоренцо Берти , приняла, хотя и с оговорками, идею естественного стремления человека к обладанию Богом и блаженному видению на небесах. Стандартный труд этой школы, «Vindiciæ Augustinianæ», даже однажды был доложен Святому Престолу, но никакого порицания не последовало. Позже Бенедикт Штаттлер , Георг Гермес , Антон Гюнтер , Дж. Б. Хиршер и Йоханнес фон Кун развили представление о сверхъестественном, родственное идее Байуса. Признавая относительно сверхъестественные дарования, они отрицали, что приобщение Божественной природы и усыновление к вечной жизни существенно отличаются от нашей природной нравственной жизни. Против этой теории выступил Клейтген , и теперь она, похоже, вымерла. Матулевич в «Doctrina Russorum de Statu iustitiæ originalis» (Краков, 1903) говорит, что современное русское богословие в значительной мере воплощает взгляды Бая.

Баянизм — разновидность августинианства , стремившаяся очистить августинианство от схоластических мутаций, объединивших его с Аристотелем . «Но это было осуждено как просто форма пелагианства , в которой природа была самодостаточна». [ 9 ]

  1. ^ Перейти обратно: а б Солье, Джозеф. «Мишель Байус». Католическая энциклопедия Том. 2. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1907 г., 26 января 2021 г. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  2. ^ Перейти обратно: а б  Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Байус, Майкл ». Британская энциклопедия . Том. 3 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 225.
  3. ^ Вейтлауфф, Манфред. «Байус, Михаил», Религия прошлого и настоящего . 2011 год ISBN   9789004146662
  4. ^ Маккаффри SJ, Джеймс. «Байанизм», История католической церкви: от Возрождения до Французской революции , Vol. Я, гл. VI, 1914 г. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  5. ^ Марнеф, Гвидо. «Мера даром?», Архиепископия Мехелен-Брюссель , часть 1, 2009 г., с. 84-86
  6. ^ Денцингер , Энхиридион , 881-959 гг.
  7. ^ Смолдерс, Питер. «Байанизм», Sacramentum Mundi Brill Online, (Карл Ранер, ред.), 2016 г.
  8. ^ Хардон, Джон. «Байанизм», Современный католический словарь.
  9. ^ Лонг, Д. Стивен, Говоря о Боге: теология, язык и истина , Wm. Издательство Б. Эрдманс, 2009, с. 57 ISBN   9780802845726

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Анализ богословских различий Бая с точки зрения католических иезуитов , особенно в интерпретациях Бая Августина и его отношений с Янсениусом и янсенизмом, см. Любац, Анри де (1969). Августинианство и современное богословие . Перевод Ланселота Шеппарда. Гердер и Гердер. ISBN  0-8245-1802-0 .

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: be5b76a6ced8a98ff4fd0c3ef12c3ffb__1713811140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/be/fb/be5b76a6ced8a98ff4fd0c3ef12c3ffb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Baianism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)