HMS Imperieuse (1805 г.)
Разгром французского флота на Баскских дорогах . Томас Уиткомб , 1817 год. HMS Imperieuse (справа) атакует стоявшие на мели французские корабли.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Медея |
Строитель | Феррол Верфь |
Запущен | 9 ноября 1797 г. |
Захваченный | Британцы 5 октября 1804 г. |
![]() | |
Имя | HMS Ифигения |
Приобретенный | В плену 5 октября 1804 г. |
Переименован | HMS Imperieuse в 1805 году |
реклассифицирован | Карантинный корабль 1818 года. |
Судьба | Продан и разобран в 1838 году. |
Общие характеристики [ 1 ] | |
Класс и тип | 38-пушечный фрегат пятого ранга |
Тонны нагрузки | 1,045 61 ⁄ 94 ( м.м. ) |
Длина |
|
Луч | 40 футов 1 дюйм (12,2 м) |
Глубина захвата | 12 футов (3,7 м) |
Движение | Паруса |
План паруса | Полностью оснащенный корабль |
Дополнить | 284 (позже 315) |
Вооружение |
|
HMS Imperieuse — 38-пушечный пятого ранга фрегат Королевского флота . Построенный в Ферроле , Испания, для испанского флота, он был спущен на воду под названием «Медея» в 1797 году. В 1804 году он входил в состав эскадры, перевозившей золото из Южной Америки в Испанию, которое было захвачено британцами , когда между Испанией и Британией был мир. Впоследствии «Медея» была принята на вооружение Королевского флота и кратко называлась HMS Iphigenia, а затем в 1805 году была переименована в Imperieuse .
В 1806 году командование «Империейзом» было передано лорду Кокрейну . Ее отправили в Средиземное море, где она совершила ряд выдающихся подвигов, захватив большое количество военных призов и совершив рейды на позиции противника вдоль побережья Франции и Испании. После непродолжительного возвращения в Англию «Империя» участвовала в нападении на французский флот на Баскских дорогах в 1809 году. Во время битвы она принимала активное участие в уничтожении четырех линейных французских кораблей и фрегата. Позже в том же году она приняла участие в неудачной кампании Валхерен .
В 1811 году «Империя» вернулась в Средиземное море под командованием Генри Дункана , где она работала вдоль побережья Италии, успешно действуя против неаполитанского и французского судоходства и береговых укреплений. Она вернулась в Англию в 1814 году, а ей заплатили и поместили в рядовую в следующем году . Преобразованный в карантинный корабль в 1818 году, он был продан и разобран в 1838 году.
Испанский сервис
[ редактировать ]«Медея» — 40-пушечный фрегат ВМС Испании, спроектированный Джулианом Мартином де Ретамоса. [ 2 ] Она была спущена на воду в Ферроле в ноябре 1797 года и получила религиозный псевдоним Санта-Барбара . [ 3 ] Ее размеры по орудийной палубе составляли 147 футов 2 дюйма (44,9 м) . 122 feet 4+1⁄4 inches (37.3 m) at the keel, with a beam of 40 feet 1 inch (12.2 m) and a depth in the hold of 12 feet (3.7 m). This made her 1,045 Грузоподъемность 61 ⁄ 94 тонны (бм). [ 1 ]
Битва у мыса Санта-Мария
[ редактировать ]
В августе 1804 года «Медеей» командовал капитан Франсиско де Пьедрола-и-Вердуго, когда она отправилась из Монтевидео в Кадис . Ее сопровождали фрегаты «Фама» , «Мерседес» и «Санта-Клара» , на борту находился контр-адмирал Хосе де Бустаманте-и-Гуэрра , который принял на себя общее командование эскадрой. Получив разведданные, что испанские корабли были нагружены сокровищами, которые должны были быть использованы для поддержки испанских финансов перед объявлением войны Великобритании, Королевский флот послал эскадру из четырех фрегатов, чтобы захватить испанские корабли и их груз.
Британцы перехватили испанскую эскадру у южного побережья Португалии 5 октября и потребовали ее сдачи, но Бустаманте отказался. HMS Indefatigable , британский флагман под командованием капитана Грэма Мура , произвел предупредительный выстрел в нос «Медеи » , после чего между эскадрильями вспыхнула общая перестрелка. Через десять минут Мерседес была уничтожена взрывом в ее магазине, а вскоре после этого Санта-Клара и Медея , находившиеся в тесном бою с «Неутомимым» , сдались. Фама оторвался, пытаясь сбежать, но через несколько часов был схвачен HMS Lively . [ 4 ] У Медея двое убитых и десять раненых. [ 5 ] Захват эскадры вызвал возмущение в Испании, и в декабре испанский король официально объявил войну Великобритании. [ 6 ]
Британская служба
[ редактировать ]Захваченная «Медея» прибыла на верфь Плимута в октябре 1804 года и впоследствии была принята на вооружение Королевского флота . Первоначально он был зарегистрирован как HMS Iphigenia , но в декабре 1805 года был переименован в HMS Imperieuse . [ 1 ] В период с февраля по ноябрь 1806 года он прошел большой ремонт в Плимуте. Классифицируемый как 38-пушечный пятый ранг , он имел двадцать восемь 18-фунтовых (8,2 кг) пушек на верхней палубе, десять 32-фунтовых (15 кг) карронад на квартердеке и две 9-фунтовые (4,1 кг) пушки. и две 32-фунтовые (15 кг) карронады на баке . [ 1 ]
Бискайский залив
[ редактировать ]2 сентября 1806 года лорд Кокрейн был назначен капитаном «Империиза» . [ 7 ] После завершения ремонта в ноябре «Империя» присоединилась к британской эскадре под командованием коммодора Ричарда Китса , дислоцированной у Баскских дорог . Кокрейну было приказано путешествовать независимо от эскадры, и он захватил два приза у Ле-Сабль-д'Олон 19 декабря и еще один у входа в Гаронну 31 декабря. [ 1 ] 7 января 1807 года несколько лодок из Империеза под командованием лейтенанта Дэвида Мейплтона штурмовали форт, защищавший залив Аркашон, уничтожив его батарею из четырех 36-фунтовых орудий , двух полевых орудий и 13-дюймового миномета. Требуя ремонта руля направления, «Империя» вернулась в Плимут в феврале 1807 года. [ 8 ]
Средиземноморский
[ редактировать ]После того, как Кокрейну был предоставлен отпуск по состоянию здоровья, капитан Александр Скин принял временное командование « Империейзом» , и она отплыла в Ушант, чтобы присоединиться к блокирующему флоту у Бреста . Она вернулась в Плимут в августе 1807 года, после чего Кокрейн возобновил командование и получил приказ сопровождать конвой торговых судов на Мальту . Он прибыл в Валлетту в октябре и направился на север, чтобы присоединиться к Средиземноморскому флоту у Тулона . 14 ноября «Империус» столкнулся с вооруженным полюсом у побережья Монтекристо, который, как подозревал Кокрейн, был генуэзским капером . После того, как капитан полякра отказался разрешить лодкам из Империеза обследовать корабль, он был схвачен в результате короткой, но жестокой абордажной операции, в результате которой Империез потерял двух убитых и 13 раненых, а капера - одного убитого и 15 раненых. Однако позже выяснилось, что полакр был мальтийским — дружественным судном, работавшим на основании каперской грамоты . [ 9 ]

В декабре 1807 года «Империус» получил двухмесячный круиз по Адриатике и захватил три торговых судна с незаконными лицензиями на торговлю. [ 10 ] Впоследствии в феврале ее отправили в западное Средиземноморье, где она потопила две канонерские лодки и захватила третью у побережья Картахены, Испания . [ 11 ] 21 февраля 1808 года «Империаз» внезапно атаковал французского капера «Л'Ориент» и два торговых судна, пришвартованных под артиллерийскими батареями в Альмерии . Под нейтральным флагом США (законная военная уловка ) она бросила якорь рядом с капером, а затем быстро подняла британский флаг и спустила лодки на воду в экспедиции под руководством лейтенанта Эдварда Ханта Колфилда. Хотя испанская батарея впоследствии открыла огонь, все три вражеских корабля были взяты с небольшими повреждениями. Во время абордажа Колфилд был убит артиллерийским залпом, когда прыгнул на борт капера, и еще 10 человек были ранены. [ 12 ] Доставив свои призы в Гибралтар, «Империя» 5 марта отплыла на Балеарские острова. Патрулируя побережье Майорки и Менорки, она захватила 10 мелких призов и обстреляла казармы испанской армии в Сьюдаделе . [ 13 ] Затем она совершила серию рейдов вдоль побережья Каталонии, прежде чем вернуться в Гибралтар для ремонта. [ 14 ]
В июне 1808 года Испания перешла на сторону Великобритании и стала союзником Британии, и впоследствии Кокрейн получил приказ от вице-адмирала лорда Коллингвуда , командующего Средиземноморским флотом, помочь испанским усилиям по изгнанию французского гарнизона из Барселоны. Прибыв в Порт-Маон 16 июля, «Имперьез» , HMS Hind и HMS Kent сопровождали конвой испанских войск с Майорки на материк. Затем Кокрейн приступил к нарушению французских линий снабжения, отправив десантные отряды на берег для атаки на главную прибрежную дорогу между Барселоной и Бланесом , и помог каталонскому ополчению захватить замок в Монгате . [ 15 ]
Империоз прибыл в устье Роны 16 августа и приступил к разрушению ряда сигнальных станций и казарм вдоль французского побережья. [ 16 ] 7 сентября к Imperieuse присоединился HMS Spartan под командованием капитана Джалила Брентона , и он продолжил десантные операции против французов. На рассвете 10 сентября катера из Империеза и Спартана начали атаку на серию артиллерийских батарей возле Порт-Вандра . Приземлившись на самую южную батарею, орудия были резко взорваны , а казармы были взорваны. Когда французские войска собрались, чтобы отреагировать на угрозу, Кокрейн и Брентон в ответ отправили отряд лодок, наполненных корабельными мальчиками , замаскированными в алые куртки королевской морской пехоты, чтобы начать отвлекающую атаку на север. Тем временем главный штурм успешно уничтожил оставшиеся батареи, в то время как Империез встал на якорь недалеко от берега и отбросил наступающий отряд кавалерии картечью . Три дня спустя «Империя» и «Спартан» захватили пять торговых судов, и «Спартан» впоследствии вернулся в порт с призами, а «Империя» продолжила свой круиз. [ 17 ]
Империез прибыл в залив Роз в ноябре, чтобы помочь в защите Росаса , который находился в осаде примерно 12 000 французских и итальянских солдат под командованием генерала Оноре Шарля Рейля . [ 18 ] Расположенный на прибрежной дороге, соединяющей Францию с Барселоной, город был окружен цитаделью и фортом, построенными на мысе недалеко от побережья. Хотя французская пушка создала брешь на возвышенности на востоке, Кокрейн принял на себя командование фортом и вывел на берег более двух третей своей команды, чтобы установить мины-ловушки и укрепить его оборону. [ 19 ] Овладев городом, французы 30 ноября начали штурм форта, который был отбит с тяжелыми потерями, нанесенными атакующим. Однако 5 декабря испанский гарнизон в цитадели сдался, и Кокрейн счел свою позицию в форте несостоятельной. Под прикрытием орудий «Империаза » Кокрейн и его люди вернулись на свой корабль и взорвали подрывные заряды, которые частично разрушили форт. Продолжая двигаться на север вдоль каталонского побережья, Империез заметил конвой французских торговых судов, пришвартованных возле Кадакеса . Кокрейн вывел «Империоз» на берег и захватил одиннадцать судов с припасами для французской армии и эскорта конвоя — 7-пушечный катер и 5-пушечный люггер . [ 20 ]
Битва на Баскских дорогах
[ редактировать ]
Империез вернулся в Плимут 19 марта 1809 года, и всего через 10 дней ему было приказано снова отправиться в путь, чтобы присоединиться к блокирующей эскадре адмирала лорда Гамбье на Баскских дорогах, Франция. Французский флот стоял на якоре на узком рейде , и британское Адмиралтейство стремилось уничтожить его с помощью атаки брандеров, спланированной и осуществленной Кокрейном. Прибыв на Баскские дороги 3 апреля, Кокрейн вывел Империез на берег, чтобы разведать французские позиции, и начал подготовку к атаке на одиннадцать французских линейных кораблей и два фрегата, стоящих на якоре в узком канале под батареями Иль -д'Экса . 11 апреля три взрывных судна и 20 брандеров были запущены против французских позиций, в то время как «Империез» , «Эгль» , «Паллада » и «Юникорн» заняли позицию к северу от якорной стоянки, чтобы принять экипажи, возвращающиеся с брандеров. Хотя брандеры нанесли лишь незначительный ущерб, все французские суда, кроме двух, сели на мель в устье реки Шаранта , пытаясь избежать угрозы. [ 21 ]

Imperieuse был ближайшим британским кораблем к якорной стоянке и первым, кто наблюдал за приземлившимся французским флотом на рассвете следующего дня. Кокрейн стремился продолжить атаку и провел утро, подавая Гамбье серию безумных сигналов, умоляя его отправить британский флот, но они были проигнорированы. [ 22 ] Как следствие, Кокрейн позволил «Империазу» медленно дрейфовать к французским кораблям и подал последний сигнал, который, по его мнению, Гамбье не мог пропустить: «Корабль терпит бедствие и требует немедленной помощи». [ 23 ] Впоследствии «Империя» направила свой правый борт на Калькутту , Аквилон и Виль де Варсови и открыла огонь, нанеся серьезные повреждения корпусу «Калькутты » . Гамбье неохотно отправил эскадру британских кораблей на поддержку Империеза, что побудило деморализованную команду « Калькутты» покинуть корабль. Кокрейн послал лодки, чтобы завладеть ею, но судно было по ошибке подожжено и уничтожено. Британские подкрепления выстроились в боевую линию и открыли огонь, вынудив два линейных корабля сдаться и затопить еще один. Во время боя Imperieuse получила серьезные повреждения мачт, такелажа и парусов, а также три человека погибли и одиннадцать получили ранения. [ 24 ]
Британским кораблям было приказано вернуться к основному флоту на Баскских дорогах на рассвете следующего дня, но «Империя» осталась — Кокрейн утверждал, что приказ распространялся только на его подкрепления — и к ней присоединились «Паллада» , «Бигль» , «Этна» и восемь других меньших кораблей. Кокрейн приказал возобновить атаку на оставшиеся стоявшие на мели корабли, но это не принесло большого эффекта. Утром 14 апреля Гамбье подал сигнал об отзыве « Империи» , и на следующий день ей было приказано вернуться в Англию с депешами Гамбье. [ 25 ]
Кампания Вальхерен
[ редактировать ]После того, как Кокрейн устроил скандал, публично осудив поведение Гамбье на Баскских дорогах, военно-морская карьера Кокрейна была разрушена, и он обратил свое внимание на политику. В июне 1809 года командование «Империейзом» перешло к капитану Томасу Гарту , который 30 июля отплыл из Даунса с большим британским флотом, направлявшимся в Нидерланды. Флот стал частью неудачной кампании Вальхерен — совместной экспедиции с армией, целью которой было разрушение французских верфей во Флашинге и Антверпене . Поднимаясь по реке Шельда 16 августа, «Империя» по ошибке вошла в канал, который привел ее в пределах досягаемости форта в Тернезене . Во время перестрелки Империя выпустила из своей карронады несколько снарядов форта , один из которых взорвался в магазине . В результате взорвалось около 3000 бочек с порохом, в результате чего погибло 75 человек из гарнизона форта. [ 26 ]
Вернуться в Средиземное море
[ редактировать ]22 сентября 1810 года капитан Генри Дункан принял командование « Империейзом» в Гибралтаре, а в июне следующего года он был отправлен в Средиземное море, чтобы присоединиться к блокирующему флоту Королевского флота у Тулона. [ 27 ] Командующий флотом сэр Эдвард Пелью отдал приказ «Империазу» патрулировать побережье Неаполя, и 11 октября Дункан обнаружил три канонерские лодки, пришвартованные под фортом в Позитано . Лодки из Империиза под командованием лейтенанта Итона Стэннарда Трэверса были отправлены, чтобы заставить форт замолчать. Несмотря на сильный мушкетный огонь, британские моряки вытеснили защитников форта и уничтожили батарею, а затем вернулись на свои лодки и захватили две канонерские лодки. Во время атаки один морской пехотинец был убит и два члена экипажа получили ранения, а «Имперьезе» , подвергшейся сильному обстрелу из форта, фор-марсельную рею . отстрелили [ 28 ]
Впоследствии к «Империазу» присоединился 32-пушечный фрегат HMS Thames под командованием капитана Чарльза Нэпьера . 19 октября они бросили якорь возле Палинуро и отправили свои лодки к берегу, захватив 10 вооруженных полякров, груженных нефтью. [ 29 ] [ 30 ] Два дня спустя они обнаружили 10 неаполитанских канонерских лодок и несколько торговых судов, пришвартованных под фортом в порту Палинуро. Считая их численность недостаточной для нападения на порт, Дункан отправил Темзу на оккупированную британцами Сицилию, чтобы запросить подкрепление, и 28 октября она вернулась с 250 солдатами 62-го пешего полка . [ 29 ] 1 ноября пехота, группа морских пехотинцев и матросов начали атаку, захватив возвышенность с видом на гавань. На следующее утро «Империйез» и «Темза» ворвались в порт и бежали в пределах досягаемости канонерских лодок, стреляя бортовыми залпами, потопив два судна и вынудив сдаться остальные. Затем они бросили якорь недалеко от форта и начали оживленную канонаду, которая вынудила форт сдаться в течение 30 минут. В течение следующих двух дней форт был взорван, и как только войска снова погрузились на борт, два фрегата ушли с шестью канонерскими лодками, 22 фелюгами и 20 большими рангоутами . [ 30 ] [ 31 ]

В июне 1812 года «Империус» входил в состав эскадры под командованием капитана Патрика Кэмпбелла 74-пушечного линейного корабля HMS «Левиафан», патрулировавшего западное побережье Италии. 27 июня эскадра спустила лодки для атаки на конвой из 18 французских судов, стоявших на якоре у Алассио и Лаигеглии . Хотя британцы уничтожили две батареи на берегу, они встретили сильное сопротивление французских защитников. Попытки вывести французские корабли были прекращены, и вместо этого они были уничтожены британскими орудиями. Во время экспедиции Империез получил четырех убитых и одиннадцать раненых. [ 32 ] [ 33 ]
Позже в том же году Imperieuse вернулась в Порт-Махон для капитального ремонта, и пока она находилась в ремонте, Дункану предложили командовать фрегатами HMS Resistance и HMS Undaunted . Однако он решил остаться с «Империейзом» после получения письма от команды, в котором выражалось восхищение капитаном и желание, чтобы он остался на корабле. [ 27 ] В апреле 1813 года Империез покинул Маон во главе эскадры из трех фрегатов и двух бригов, чтобы возобновить блокаду Неаполя. [ 27 ] [ 34 ]
В сентябре эскадра прибыла из порта Анцио , где обнаружила французский конвой из 29 торговых судов, защищенных двумя батареями на моле , башней на севере и еще одной батареей, прикрывающей мол на юге. 5 октября эскадрилья была усилена 74-пушечным HMS Edinburgh под командованием капитана Джорджа Дандаса , и в тот же день началась атака на порт. Imperieuse и Resistance заняли позицию напротив мола, HMS Swallow встал на якорь возле башни, а HMS Eclair , HMS Pylades и Edinburgh заняли позиции рядом с прикрывающей батареей. После открытия огня десант под командованием лейтенанта Трэверса захватил южную батарею, в то время как другой офицер Империеза , лейтенант Мейплтон, возглавил отряд , завладевший «кротом». Батареи впоследствии были взорваны англичанами, и весь конвой был захвачен без каких-либо потерь со стороны нападавших. [ 35 ]
Судьба
[ редактировать ]После Парижского договора и окончания военных действий с Францией Империез вернулся в Англию в июле 1814 года и по прибытии Дункан был назначен на недавно построенный фрегат пятого ранга HMS Glasgow . «Империя» ненадолго попала под командование капитана Филипа Дюмареска и капитана Джозефа Джеймса, прежде чем ей заплатили и поместили в рядовой в Ширнессе в 1815 году. [ 1 ] В 1818 году он был переоборудован в лазарет (карантинный корабль) и переехал в Стэнгейт-Крик в устье реки Медуэй . В сентябре 1838 года она была продана в Ширнессе за 1705 фунтов стерлингов и впоследствии разбита в Ротерхите . [ 1 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Уинфилд (2014), с. 150.
- ^ «Последний рейс фрегата Мерседес» (PDF) (на испанском языке). Испанская культурная акция. 2014. с. 192. Архивировано (PDF) из оригинала 28 мая 2019 года.
- ^ «Медея (фрегат, 1797–1804)» . Портал испанских архивов (на испанском языке). Министерство культуры и спорта . Проверено 28 мая 2019 г.
- ^ Клоуз (1900), с. 351.
- ^ Джеймс (Том III), с. 282.
- ^ Джеймс (Том III), с. 283.
- ^ Кордингли (2008), с. 109.
- ^ Кордингли (2008), с. 118.
- ^ Кордингли (2008), стр. 137–139.
- ^ Гримбл (2000), с. 76.
- ^ Кордингли (2008), с. 141.
- ^ Кордингли (2008), стр. 141–143.
- ^ Клоуз (1900), с. 405.
- ^ Кордингли (2008), с. 144.
- ^ Кордингли (2008), стр. 152–153.
- ^ Кордингли (2008), с. 154.
- ^ Кордингли (2008), стр. 158–161.
- ^ Кордингли (2008), стр. 164–165.
- ^ Кордингли (2008), с. 168.
- ^ Кордингли (2008), с. 174.
- ^ Джеймс (Том V), стр. 110–111.
- ^ Кордингли (2008), с. 193.
- ^ Кордингли (2008), с. 196.
- ^ Джеймс (Том V), с. 115.
- ^ Кордингли (2008), стр. 202–203.
- ^ Джеймс (Том V), с. 138
- ^ Jump up to: а б с «Некролог - капитан достопочтенный сэр Генри Дункан RN» Журнал Gentleman's Magazine . Том. В. Январь 1836 г. с. 308.
- ^ Джеймс (Том V), с. 373.
- ^ Jump up to: а б Клоуз (1900), с. 494.
- ^ Jump up to: а б Вудман (2001), с. 168.
- ^ Джеймс (Том V), с. 375.
- ^ Маршалл (1825), с. 995.
- ^ Клоуз (1900), с. 509.
- ^ Маршалл (1825), с. 997.
- ^ Клоуз (1900), с. 535.
Ссылки
[ редактировать ]- Клоуз, Уильям Лэрд (1900). Королевский флот, История с древнейших времен до наших дней, Том V. Лондон: Сэмпсон Лоу, Marston & Company . OCLC 1924562 .
- Кордно, Дэвид (2008). Кокрейн Бесстрашный . Лондон: Издательство Блумсбери . ISBN 978-0-7475-8545-9 .
- Гримбл, Ян (2000). Морской волк: Жизнь адмирала Кокрейна . Эдинбург: Берлин . ISBN 1-84158-035-Х .
- Джеймс, Уильям (1837). Военно-морская история Великобритании, Том III . Лондон: Ричард Бентли . ОЛ 20526183М .
- Джеймс, Уильям (1837). Военно-морская история Великобритании, том V. Лондон: Ричард Бентли . OCLC 01924562 .
- Маршалл, Джон (1825). Королевская военно-морская биография, том II, часть II . Лондон: Лонгман, Рис, Орм, Браун и Грин . OCLC 1084567656 .
- Уинфилд, Риф (2014). Британские военные корабли в эпоху парусного спорта 1793–1817 гг . Издательство Сифорт. ISBN 978-1-78346-926-0 .
- Вудман, Ричард (2001). Победа морской мощи: победа в наполеоновской войне 1806–1814 гг . Кэкстон Издания. ISBN 1-84067-359-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с HMS Imperieuse (корабль, 1797 г.) на Викискладе?