Концерт для фортепиано соло (Алкан)
Концерт для фортепиано соло ( фр . Concerto pour Piano seul ) — трёхчастная сольная фортепианная пьеса, написанная Шарлем-Валентином Алканом . Произведения являются частью цикла из 12 пьес под названием Douze études dans tous les тонны шахтеров (12 этюдов в минорных тональностях), опубликованного в 1857 году (хотя, возможно, они были написаны несколькими годами ранее). В пьесе, где есть разделы с пометками «Тутти», «Соло» и «Фортепиано», солист должен представить голоса как оркестра, так и солиста. Пианист Джек Гиббонс комментирует: «Стиль и форма музыки приобретают монументальное качество — богатые, плотные текстуры и гармонии… вызывают в воображении звуковой мир целого оркестра и утомляют исполнителя, как физически, так и морально, предел». [ 1 ]
Произведение отличается прогрессивной тональностью , начиная с G ♯ минор и заканчивая F ♯ минор ; это следствие того, что произведение представляет собой три последовательных элемента цикла из 12 этюдов, каждый из которых по тональности на чистую кварту выше, чем его предшественник.
Пьеса, включающая все три части, занимает 121 страницу, а ее исполнение занимает около 50 минут. что «в первой части больше тактов, чем во всей Хаммерклавирной сонате Бетховена Первая часть сама по себе занимает 72 страницы, а ее воспроизведение занимает более 29 минут (Джек Гиббонс отмечает , »). Алкан разрешил сократить произведение, чтобы получилось «un morceau de concert, d'une durée ordinaire» (концертное произведение нормальной продолжительности). Возможно, первую часть (единственную) в такой сокращенной версии композитор исполнил на сольном концерте в Париже в 1880-х годах. Лишь в 1939 году Эгон Петри полностью представил пьесу во время передач BBC. [ 2 ]
Адриан Корлеонис считает, что Концерт представляет собой самое тяжелое фортепианное произведение до времен Кайхосру Шапурджи Сорабджи и Ферруччо Бузони . [ 2 ]
Описание
[ редактировать ]Первое движение
[ редактировать ]Первая часть, играющая почти полчаса и имеющая 1342 такта , обозначена как « Allegro assai ». Исполнение требует огромной физической выносливости и отличных технических навыков для исполнения таких функций, как арпеджио, октавные переходы, гаммы, прыжки, форшлаги, смена рук, быстрая смена мотивов блок-аккордов, тремоло и трели, исполняемые четвертым и пятым пальцами во время проигрываемой мелодии. с той же стороны. Алкан остается близким к классической сонатной форме , используя двойную экспозицию, но разделы экспозиции и развития значительно расширены.

Вступительные такты, составляющие первую тему, обозначены как «квази-тромб» (как трубы ). Такие отметки часто появляются на протяжении всей партитуры, чтобы указать на оркестровый инструмент, который должен вызывать пианист. После раскрытия этой темы начинается контрастная, более лирическая вторая тема. Эта вторая тема используется как контраст как самой первой теме, так и, в более общем смысле, любым сложным виртуозным пассажам.

Третья тема, более героическая по своему характеру и мажорному тону, появляется после некоторого развития первых двух тем. «Сольная» запись, следующая за обсуждением этих тем, носит шопиновский , квазиимпровизационный характер. Примечательной особенностью движения является очень расширенный отрывок на постоянной «педальной» ноте G ♯ , предшествующий разделу перепросмотра.
Второе движение
[ редактировать ]Вторая часть представляет собой «глубоко трогательное и выразительное Адажио, которое переходит в мощную траурную центральную часть, предвещающую звуковой мир Малера». [ 3 ] Вторая часть обозначена как « Адажио ». Вступительная часть обозначена как «квази- челли ».
Третья часть
[ редактировать ]
Последняя часть, отмеченная « Allegretto alla barbaresca», имеет технические трудности, сравнимые с первой частью, включая более крупные прыжки и более широкое использование полиритмов 3 против 4 . Один отрывок содержит уникальную маркировку «квази-рибеш», то есть, как ребек , средневековый струнный инструмент, произошедший от арабского ребаб .
оркестровка
[ редактировать ]Первую часть Концерта оркестровал Карл Клиндворт . Первая версия была сделана в 1872 году (рукопись сейчас находится в библиотеке Королевского музыкального колледжа в Лондоне) и, по-видимому, была представлена самому Алкану незадолго до смерти последнего, уже одобренная Гансом фон Бюловым . Клиндворт выпустил вторую версию, которая была исполнена в Берлине в 1902 году под дирижированием Клиндворта, а солистом был Хосе Вианна да Мотта , которому эта версия была посвящена. Оркестрованная версия допускает значительные вольности по отношению к оригиналу, многие отрывки расширены, усечены или изменены. Другие попытки оркестровки Концерта были предприняты возможным сыном Алкана Эли-Мириам Делаборд и американским композитором Марком Старром. [ 4 ] Запись версии Клиндворта 1902 года была выпущена в 1997 году на лейбле Naxos Records с Дмитрием Феофановым в качестве солиста. [ а ]
Дискография
[ редактировать ]Сейчас существует несколько записей этой работы; Среди наиболее известных из них — работы Джека Гиббонса , Марка-Андре Амлена , Джона Огдона , Марка Латимера , Рональда Смита , Стефани МакКаллума , Винченцо Мальтемпо и Стефани Эльбаз .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Наксос 8.553702
- ^ «Об Алкане» . www.jackgibbons.com . Проверено 12 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б allmusic , Концерт для фортепиано соло соль ♯ минор (Этюды во всех минорных тональностях № 8–10), соч.
- ^ «Алканский концерт для фортепиано соло» . Граммофон . Проверено 27 октября 2022 г.
- ^ * Хо, Аллан Б.; Макдональд, Хью (1998). Алкан: Полное собрание сочинений для фортепиано с оркестром (CD). Наксос Рекордс . 8.553702. Архивировано из оригинала 23 марта 2016 г. Проверено 6 декабря 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Результаты
[ редактировать ]- 12 этюдов во всех минорных тональностях, включая Concerto pour Piano Seul : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
Спектакли
[ редактировать ]Выступление на YouTube Джека Гиббонса .
Выступление на YouTube Марка -Андре Амлена