Проперция де Росси
Проперция де Росси (ок. 1490–1530) была новаторской женщиной- скульптором итальянского Возрождения и одной из четырех женщин, получивших биографию в Вазари « Жизнеописаниях художников» . [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Проперция де Росси родилась в Болонье ; она была дочерью Джованни Мартино Росси да Модена, нотариуса . [ 2 ] Что необычно для женщин-художниц раннего Нового времени, она не была дочерью художника. Похоже, она изучала живопись, музыку, танцы, поэзию и классическую литературу. [ 3 ] Говорят также, что она училась у скульптора в Болонском университете . [ 4 ] Вазари заявила, что она была экспертом в «домашних делах», а также во многих науках, играла и пела «лучше, чем любая другая женщина ее города». [ 5 ] В юности не определившись с тем, каким способом самовыражения она хочет заниматься, она нашла свое направление, когда попробовала свои силы в скульптуре. Некоторые источники утверждают, что она создавала небольшие, но замысловато детализированные произведения искусства на абрикосе, персике и вишне. камни. Однако, возможно, это была выдумка, придуманная Вазари, чтобы объяснить, как женщина могла научиться искусству скульптуры. [ 6 ] Сюжет этих небольших «фризов» часто был религиозным, одним из самых известных из которых были « Страсти Христовы с апостолами» и «Распятие в персиковой косточке». [ 5 ] Эта резьба была идентифицирована как часть ожерелья, расположенного в Палаццо Бонамини-Пеполи в Пезаро . Другие приписываемые работы включают резную вишневую косточку, находящуюся в Уффици , и набор из одиннадцати резных персиковых камней, вставленных в серебряную филигрань, находящуюся в Археологическом музее в Болонье. [ 7 ] , выполненные пером и тушью Вазари также отметила, что она копировала рисунки Рафаэля . [ 5 ] Вазари описал ее как замужнюю. [ 5 ]
Основные комиссии
[ редактировать ]В 1525 году де Росси был одним из нескольких художников, привлеченных для работы в соборе Сан-Петронио в Болонье над набором рельефов со сценами из книги Бытия, начатым четырьмя художниками в августе 1524 года, включая художника Амико Аспертини . [ 8 ] Вазари заявила, что де Росси просила рассмотреть ее кандидатуру для этой комиссии и что власти запросили образец ее работы, поэтому она выполнила портретный бюст графа Гвидо де Пеполи из мрамора для его сына Алессандро, получив широкое признание (Болонья, Палаццо Пеполи Кампогранде ). [ 5 ] [ 7 ]
Записи собора показывают, что ей заплатили за создание трех сивилл, двух ангелов и «квадро» - вероятно, пары барельефных панелей, включая панель «Иосиф и жена Потифара» , которая сейчас находится в музее Сан-Петронио в Болонье. [ 8 ] В этой сцене Иосиф пытается сбежать от жены египетского офицера. Искусно выполненная мускулатура и классическая одежда фигур свидетельствуют о знании де Росси античности. [ 9 ] Ее стиль в этом произведении соответствует «модернистской манере» таких художников, как Джулио Романо , Микеланджело , Альфонсо Ломбарди , Корреджо и Пармиджанино . [ 1 ] Тема бегства Иосифа от своей соблазнительницы была популярна в первые дни Контрреформации , поскольку она передавала опасности женской безнравственности. [ 9 ] Второе барельефное панно, как полагают, изображает «Визит царицы Савской к Соломону» . [ 7 ] Вазари писала, что де Росси заплатили «самую нищенскую цену за ее работу», объясняя это тем, что ее коллега Аспертини пыталась лишить ее комиссий и зарплаты. [ 5 ] Вазари заявил, что она больше никогда не работала в соборе, что подтверждается ее отсутствием в их записях после 1526 года. [ 8 ]
Записано, что в 1526 году она выполняла гравировку на мраморе по заказу Горо Гери для церкви Мадонны дель Бараккано в Болонье. [ 10 ] [ 11 ]
Юридические вопросы
[ редактировать ]Жизнь Де'Росси была описана как трансгрессивная. [ 1 ] В 1520 году ее обвинили в вандализме частного сада, принадлежавшего ее соседу, Франческо да Милано, торговцу бархатом, вместе с Антоном Галеаццо Мальвазией, с которым она считалась его «наложницей». [ 1 ] [ 8 ] В 1525 году ей было предъявлено обвинение в том, что она вместе с художником Доменико Франсиа испортила лицо художника Винченцо Миолы, выплеснув краску ему в лицо и поцарапав глаза; Амико Аспертини подтвердил обвинение. [ 1 ] [ 8 ] В 1529 году она зарегистрирована как бедная в больнице Сан-Джоббе, где лечилась от сифилиса. [ 8 ] [ 1 ]
Спустя годы
[ редактировать ]Вазари утверждал, что в более поздней жизни де Росси посвятила себя гравюре, получившей большое признание. [ 5 ] Ей не приписывалось ни одного произведения. [ 1 ] Вазари писал, что слава о ней распространилась по всей Италии, пока не достигла ушей Папы. [ 5 ] Она умерла на той же неделе, что и Карла V коронация Климентом VII в Болонье 24 февраля 1530 года. [ 2 ] Клименту VII сказали, что де Росси была «благородным и возвышенным гением», и он поехал в Болонью, чтобы встретиться с ней; однако она умерла до его прибытия. [ 12 ] Она была похоронена в больнице Делла Морте, как указано в ее завещании. [ 5 ] Вазари заявила, что ее сограждане «при жизни считали ее одним из величайших чудес, сотворенных природой в наши дни». [ 5 ]
Де Росси в «Жизнеописаниях самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов»
[ редактировать ]
Хотя известно, что многие художницы-женщины работали в эпоху итальянского Возрождения, де Росси была единственной женщиной, включенной в биографии Вазари. [ 13 ] [ 14 ] В своей жизни Вазари приводит примеры древних женщин классической традиции, добившихся выдающихся результатов, и современных писательниц, а затем заявляет: «И они не были слишком горды, чтобы поставить себе свои маленькие ручки, такие нежные и такие белые, как будто отобрать у нас пальму первенства, к ручному труду, бросая вызов грубости мрамора и недобрым резцам, чтобы достичь своего желания и тем завоевать славу», продолжая описывать достижения де Росси. [ 5 ]
Вазари Некоторые ученые считают, что жизнь сформировалась только на основе уничижительных представлений о женщинах, но ее можно интерпретировать и более сложным образом, например, где женское тело де Росси аллегоризирует аспекты создания современного искусства. [ 15 ] Вазари утверждает, что де Росси смогла так удачно изобразить жену Иосифа и Потифара, потому что она была безумно влюблена в «красивого молодого человека», который мало о ней заботился, и что, вырезая это произведение, она смогла преодолеть свою страсть. . [ 8 ] Это описание основано на современных представлениях о женщинах, управляемых своими страстями и меланхолией . [ 8 ]
Наследие
[ редактировать ]Джан Паоло Ломаццо написал жизнь де Росси, добавив деталей к рассказу о жене Иосифа и Потифара и сравнив ее с трагическими женщинами древности, такими как Сафо . [ 8 ] Фелиция Хеманс включила стихотворение Проперция Росси . в своем сборнике «Записки о женщинах» (1828), где она сосредоточила внимание на безответной любви художницы через экфрасис по мотивам картины Луи Дука 1822 года. [ 16 ] Де Росси выступала для Хеманса как художница, которая выходит за рамки роли музы, освобождаясь от традиционных гендерных ограничений посредством акта самотворения. [ 16 ] В 1828 году также была опубликована и поставлена пьеса Паоло Коста о жизни Проперции, в которой также основное внимание уделяется безответной любви Де Росси, которая в конечном итоге привела к ее смерти. [ 8 ]
В 1830 году Академия белли искусств в Болонье отметила Де Росси среди других женщин-художниц раннего Нового времени, отметив ее уникальную роль как скульптора и защищая ее от представления Вазари о ней как о женщине, которая не может справиться с крайностями безответной страсти. . [ 8 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Грациани, Ирен (2021). Дамы искусства. Истории женщин XVI-XVII веков . Скира. п. 94.
- ^ Перейти обратно: а б Робертс Рэгг, Лаура Мария (1907). Женщины-художницы Болоньи . Лондон: Метуэн. п. 168. hdl : 2027/uc1.32106007700112 .
- ^ Хеллер, Нэнси Г. (1997). Женщины-художницы: иллюстрированная история (3-е изд.). Нью-Йорк: Абвиль Пресс. п. 23. ISBN 0-7892-0345-6 .
- ^ "Проперция де Росси". База данных женщин-художников CLARA. Национальный музей женщин в искусстве, 2008. Интернет. 13 февраля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Вазари, Джорджо (1913). Жизнеописания самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов, том. 5 . Перевод Де Вере, Гастона дю К. Флоренция: MacMillan & Co и Общество Медичи. стр. 121–128.
- ^ Робертс Рэгг, Лаура Мария (1907). Женщины-художницы Болоньи . Лондон: Метуэн. стр. 170–171. hdl : 2027/uc1.32106007700112 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Интернет-галерея искусств, база данных изображений изобразительного искусства с возможностью поиска» . www.wga.hu. Проверено 12 марта 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Джейкобс, Фредрика Х. (1993). «Построение жизни: Мадонна Проперция Де'Росси 'Шультриче' Болоньезе» . Слово и изображение . 9 (2): 122–132. дои : 10.1080/02666286.1993.10435481 . ISSN 0266-6286 .
- ^ Перейти обратно: а б Чедвик, Уитни (1990). Женщины, искусство и общество (4-е изд.). Лондон: Темза и Гудзон. п. 93 . ISBN 9780500202418 .
- ^ Робертс Рэгг, Лаура Мария (1907). Женщины-художницы Болоньи . Лондон: Метуэн. п. 172. hdl : 2027/uc1.32106007700112 .
- ^ Пьетрантонио, Вера Фортунати; Грациани, Ирен (2008). Properzia de' Rossi: скульптор из Болоньи времен Карла V (на итальянском языке). Издательство «Композиторы». ISBN 978-88-7794-632-4 .
- ^ Блюстоун, Натали Харрис (1995). Двойное видение: взгляды на гендер и изобразительное искусство . Торонто: Издательство Университета Фарли Дикинсона. п. 43.
- ^ Дамы искусства: Истории женщин XVI и XVII веков . Скира. 2021.
- ↑ Примечание: Бернардо де Доминичи в своей биографии неаполитанских художников 1742 года ( Vite ; стр. 327), описывая жизнь Марианджиолы Крискуоло , перечисляет ряд тогдашних «современных» художниц, в том числе: Проперцию де Росси, Лавинию Фонтану и Ирен. ди Спилимберго , ученик Тициана , Ла Варотари, ла Тинторетта, ла Гарцони и другие.
- ^ Куинн, Салли (апрель 2012 г.). «Описание женщины-скульптора в Италии раннего Нового времени: анализ биографии Properzia de' Rossi в жизни Джорджо Вазари». Пол и история . 24 (1): 135.
- ^ Перейти обратно: а б Пулхэм, Патрисия (2016). «Марморальные сестричества: классическая скульптура в женском письме девятнадцатого века» . 19: Междисциплинарные исследования в долгом девятнадцатом веке . 2016 (22): 1–29. дои : 10.16995/ntn.763 .
Ссылки
[ редактировать ]- Чедвик, Уитни, Женщины, искусство и общество, Темза и Гудзон, Лондон, 1990 г.
- Хеллер, Нэнси Г. Женщины-художники: иллюстрированная история. Нью-Йорк: Abbeville Press, 1997.
- Харрис, Энн Сазерленд и Линда Нохлин , Женщины-художницы: 1550–1950 , Художественный музей округа Лос-Анджелес, Кнопф, Нью-Йорк, 1976.
- Джейкобс, Фредерика. Строительство жизни: Мадонна Проперция Де Росси, «Болонский скульптор» , Слово и образ, 1993, стр. 122–32.
- Вазари, Джорджо. Жизнь Мадонны Проперция де Росси в «Жизнеописаниях художников» (1568), пер. Дж. и П. Бонданелла, Оксфорд: Oxford University Press, 1991, стр. 339–44.
- Оригинальный текст из издания 1568 года с иллюстрацией Properzia de' Rossi Джорджо Вазари в итальянском Wikisource.
- Гризельда Поллок и др. «Женщины и история искусства». Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн. Издательство Оксфордского университета, 2003 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Properzia de' Rossi , на Викискладе?