Ма Шоучжэнь
Ма Шоучжэнь | |
---|---|
Ма Шоучжэнь | |
Рожденный | в. 1548 г. Нанкин , Китай |
Умер | 1604 |
Другие имена | Ма Сянлан, Юэцзяо |
Род занятий | Йиджи , художник, поэт |
Ма Шоучжэнь ( китайский : 馬守真 ; ок. 1548–1604), также известная под своим любезным именем Ма Сянлан ( китайский : 馬湘蘭 , что означает «Орхидея реки Сян ») и псевдонимом Юэцзяо («Лунная красавица»), была китайской китайкой. куртизанка и художница, родившаяся в Нанкине во времена поздней династии Мин (1550–1644). Она была известным художником, поэтом и композитором. Она получила имя Сянлань, потому что ее самые любимые картины были с орхидеями.
Биография
[ редактировать ]Ма родился в Нанкине. [ 1 ] О ее молодости известно не так много информации. [ 2 ] В 15-летнем возрасте Ма Шоучжэнь официально вступил в должность Иджи . [ 3 ] Ее первая известная картина также написана в этом году. [ 1 ] До этого она, возможно, получила образование у владельца, который владел ею в детстве. [ 3 ]
Ма жила в развлекательном районе вдоль реки Циньхуай , где она была одной из восьми красавиц Циньхуая . [ 1 ] [ 2 ] Будучи матриархом в обществе иджи , она поощряла образование и обучение иджи в области искусства. Чтобы сохранить свою репутацию элитного иджи , она позволяла находиться в своей резиденции только образованным мужчинам или молодым студентам-лордам. [ 3 ] Она была известна как странствующий рыцарь, так как дарила молодым людям много подарков и бесцеремонно обращалась со своими деньгами. [ 2 ]
Во времена поздней династии Мин элита Иджи бросила вызов гендерным стереотипам конфуцианских ценностей. В отличие от дворянских женщин, которым часто не рекомендовалось развивать талант, чтобы он не подорвал их добродетель как жены и матери, йиджи получили образование в области живописи, поэзии и музыки. Кроме того, они владели собственностью и участвовали в общественной жизни. [ 1 ]
Первый покровитель Ма, Пен Ньян, был учеником Вэнь Чжэнмина . После его смерти, когда ей было восемнадцать, она взяла себе нового покровителя Ван Чжидэна, поэта, и у нее развился талант к написанию стихов. [ 4 ]
Будучи матриархом Ицзи, она подружилась со многими поэтами и интеллектуалами, такими как Пэн Нянь (1505–1566), Чжоу Тяньцю (1514–1595), Сюй Вэй (1521–1593), Сюэ Минъи (конец 16 века) и Ван Чжидэн (1535–1593). 1612). [ 3 ] Поэты писали стихи, вдохновленные ею или для нее, описывая Ма как красивую, теплую и гостеприимную личность. [ 3 ] Во время их визитов Ма Шоучжэнь присоединился к ним в создании картин, стихов и пьес. Она также устраивала вечеринки в своем многоуровневом плавучем доме с литераторами в качестве ее гостей. [ 1 ]
Ма мирно умерла в своей резиденции в Нанкине в 1604 году. [ 1 ] [ 2 ] Как куртизанку, желавшую войти в дворянскую семью, Ма часто подвергалась насмешкам, продолжавшимся и после ее смерти. [ 4 ]
Роман с Ван Чжидэном
[ редактировать ]Ма Шоучжэнь и Ван Чжидэн были сексуальными и деловыми партнерами. [ 4 ] У них были любовные отношения друг с другом, и были случаи, когда они открыто выражали свою привязанность друг к другу. [ 5 ]
Ван написал отчет об их встрече. Он рассказал, что они встретились, когда молодой литератор подал на Ма в суд за плохое обращение. Секретарь суда пошел арестовать ее, когда Ван был в гостях, и заключил сделку на ее свободу за его каллиграфию. Ма влюбился и сделал Вану предложение, но тот отказался, заявив, что не хочет воспользоваться ситуацией. [ 4 ]
Ма и Ван писали друг другу письма, и Ма часто посылал подарки Ван Чжидэну и его жене. [ 4 ]
Ма и Ван вместе написали несколько картин и стихов. Одной из их знаменитых совместных работ стала «Нарцисс и Рок» , состоящая из двух изображений и стихотворения. [ 5 ] Когда Ма опубликовала свои стихи в 1591 году, Ван включила к ним предисловие. [ 1 ]
Отношения Ма и Вана, возможно, легли в основу оперы 1597 года «Байлианцюнь» («Белая шелковая юбка») , в которой высмеивалась сексуально активная пожилая пара. [ 4 ] [ 2 ] Пьесу быстро запретили из-за аморальности, но книга приобрела популярность. [ 4 ] Однако некоторые современные ученые полагают, что Ма и Ван на самом деле не были вдохновением для пьесы. [ 2 ]
Однажды Ма взяла свой плавучий дом в Сучжоу . Ван вспомнил, что это было празднование его 70-летия (хотя ученый Чжао Ми считает это маловероятным из-за коммерческих требований театрального тура). [ 3 ] [ 4 ] Вскоре после этого Ма заболела. [ 1 ] [ 4 ] [ 2 ] Хотя ее письма Вану с просьбой навестить ее сохранились, неизвестно, сделал ли он это. [ 4 ] Ван написал двенадцать восхвалений Ма после ее смерти, а также биографию Мацзи чжуань (Биография куртизанки Ма). [ 1 ] [ 4 ] [ 2 ]
Художественная работа
[ редактировать ]Рисование
[ редактировать ]Ма Шоучжэнь зарекомендовала себя как талантливая художница в кружке Вэнь и школе У. Клиенты приезжали даже из Таиланда, чтобы купить ее работы. [ 4 ] Как художник Ма Шоучжэнь хорошо известен своими пейзажами, орхидеями и бамбуковыми изображениями в сочетании с каллиграфией. Ее работа кистью тонкая, а изображения выполнены либо легкими красками, либо монохромными чернилами. Ее предпочтительные форматы рисования включают веер, ручные свитки и подвесные свитки. [ 3 ] Ма была известна тем, что использовала технику двойного контура, при которой края ее листьев и цветов обводятся тонкими линиями. Этот подход можно проследить до Чжао Мэнцзяня , оказавшего влияние на творчество Ма. [ 1 ] [ 2 ] Ее картины из бамбука были в стиле Гуань Даошэна . [ 6 ] Единственные картины Ма Шоучжэнь, которые сохранились до наших дней, — это ее чернильные пейзажи, орхидеи и бамбук. Поскольку она была общительным человеком, многие из ее картин, возможно, раздавались на вечеринках. [ 3 ]
Из-за ее известности картины Ма часто копировали. [ 7 ]
Театр
[ редактировать ]Наряду с рисованием Ма умела писать стихи и сочинять драмы, однако некоторые из ее драм со временем были утеряны. [ 3 ] Ма работал в театре как артист, владелец труппы и драматург. Она была единственной женщиной-владельцем труппы в театре позднего Мин. Она единственная зарегистрированная куртизанка, которая руководит труппой как стабильным бизнесом в театре Мин Цин . Эта работа включала выступления на сцене, репетиторство исполнителей и гастроли с ее труппой, известной северными пьесами. [ 4 ]
Ма также был автором как минимум одной пьесы «Саньшэн цзи» ( «История трех жизней »). Спектакль представляет собой экранизацию пьесы «Южная песня» (1127–1279) о студенте, предающем свою возлюбленную-куртизанку. Поскольку театр куртизанок нечасто фигурировал в театре Мин, некоторые драматурги-мужчины полагали, что «История трех жизней» была написана призраком. Спектакль о любви и предательстве в трёх жизнях. В первом Ван Куй предает куртизанку Гуйин, которая поддерживала его учебу, после чего женится на другой. Во второй жизни куртизанка Су Цин (Гуйин) бросает студента Фэн Куя (Ван Куй). В третьей жизни они отдают долг любви и женятся. [ 4 ]
Поэзия
[ редактировать ]Ма опубликовала свой первый сборник стихов в 1591 году с предисловием Ван Чжидэна. [ 4 ]
Покровительство
[ редактировать ]Ма также был покровителем искусств. Лян Чэньюя Она финансировала «Хунсянь ню» (Леди Хунсянь) в обмен на то, что Лян писал для нее стихи. [ 4 ]
Наследие
[ редактировать ]Жизнь Ма была записана Ван Чжидэном. Через пятьдесят лет после ее смерти Цянь Цяньи задокументировал версию жизни Ма Вана в своих стихах. Ван Дуаньшу (р. 1621) восхвалял Ма в сборнике поэтесс. [ 4 ]
В 1994 году кратеру на Венере было присвоено имя Ма. [ 8 ]
Список работ
[ редактировать ]- Орхидея и бамбук , (веерная) тушь на золотой бумаге, в коллекции Дворцового музея. [ 9 ]
- Орхидея, бамбук и камень , (веерная) тушь на золотой бумаге, в коллекции Дворцового музея. [ 10 ]
- Орхидея, бамбук и камень , тушь (ручная прокрутка) на золотой бумаге, в коллекции Дворцового музея. [ 11 ]
- Орхидея и камень , (висячий свиток), бумага, тушь, в онлайн-коллекции Метрополитен-музея. [ 12 ]
- Висящий свиток с бамбуком и орхидеями на камне , бумага, тушь, из коллекции Рейксмузеума. [ 13 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Ма Шоучжэнь, Орхидея и камень , 1572, Метрополитен-музей.
-
Ма Шоучжэнь, Орхидея , 1604 год, Художественная галерея Йельского университета.
-
Ма Шоучжэнь, Орхидея и бамбук , Институт искусств Миннеаполиса.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Мерлин, Моника (2011). «Нанкинский Иджи Ма Шоучжэнь (1548–1604): пол, пространство и живопись в квартале удовольствий позднего Мин». Пол и история . 23 (3): 630–652. дои : 10.1111/j.1468-0424.2011.01660.x . S2CID 141846753 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Лэнг, Эллен Джонстон (1998). «Ма Шоучжэнь». В Ли — Лили Сяо Хун; Стефановска, А.Д.; Уайлс, Сью; Хо, Клара Вин-Чунг (ред.). Биографический словарь китаянок . Публикации библиотек Гонконгского университета. Армонк, Нью-Йорк: М. Е. Шарп. ISBN 978-0-7656-0043-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Ценг, Юхо (1993). «Женщины-художницы династии Мин». Артибус Азия . 53 (1/2): 249–261. дои : 10.2307/3250517 . ISSN 0004-3648 . JSTOR 3250517 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Чжао, Ми (2017). «Ма Сянлань и Ван Чжидэн на сцене и за кулисами: переосмысление романтики театра куртизанок в Китае Мин-Цин» . Азиатский театральный журнал . 34 (1): 122–151. дои : 10.1353/atj.2017.0007 . ISSN 1527-2109 .
- ^ Перейти обратно: а б «Прошлый аукцион: Ма Шоучжэнь и Ван Чжидэн» . Артнет . Всемирная корпорация Artnet . Проверено 25 февраля 2016 г. .
- ^ Бенези, Эммануэль; Роулингс, Кандис; Кембер, Памела; Джонсон, Ричард, ред. (2012). «Ма Шоучжэнь или Ма Шоу-чен; названия стилей: Сянглань, Юэцзяо». Бенезит словарь азиатских художников . Оксфорд, Нью-Йорк, Окленд, Кейптаун: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-992302-1 .
- ^ «Приписывается Ма Шоучжэню | Орхидея и камень | Китай | Династия Мин (1368–1644)» . Метрополитен-музей . Проверено 11 апреля 2024 г.
- ^ «Планетарные имена» . Planetarynames.wr.usgs.gov . Проверено 11 апреля 2024 г.
- ^ «Ма Шоучжень Орхидея и Бамбук» . Коллекция Дворцового музея . Дворец-музей. Архивировано из оригинала 6 декабря 2015 года . Проверено 27 февраля 2016 г.
- ^ «Ма Шоучжэнь: орхидея, бамбук и камень» . Коллекция Дворцового музея . Дворец-музей. Архивировано из оригинала 15 марта 2016 года . Проверено 27 февраля 2016 г.
- ^ «Ма Шоучжэнь: орхидея, бамбук и камень» . Коллекция Дворцового музея . Дворец-музей. Архивировано из оригинала 15 марта 2016 года . Проверено 27 февраля 2016 г.
- ^ «Ма Шоучжэнь» . Метрополитен-музей . Метрополитен-музей . Проверено 27 февраля 2016 г.
- ^ «Висячий свиток с бамбуком и орхидеями на скале, Ма Шоучжэнь, ок. 1548 – ок. 1604» . Рейксмузеум (на голландском языке) . Проверено 10 апреля 2024 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Вайднер, Марша; и др. (1988). Виды с Нефритовой террасы: китайские женщины-художницы 1300-1912 гг . Индианаполис и Нью-Йорк: Художественный музей Индианаполиса и Риццоли. стр. 72-81 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1540-е годы рождения
- 1644 смерти
- Китайские женщины-художницы
- Китайские женщины XVI века
- Китайские художники XVI века.
- Китайские художницы XVI века.
- Китайцы 17 века
- Китайские художники XVI века.
- Китайские композиторы
- Восемь красавиц Циньхуая
- Китайские певицы XVI века
- Женщины-театральные менеджеры и продюсеры
- Китайский гейис
- Китайские поэты XVI века.
- Китайские писательницы XVI века.
- Китайские поэты 17 века.
- Китайские художники 17 века.
- Китайские художницы 17 века.
- Династия Мин Гейс