Сюэ Сусу
Эта статья может потребовать редактирования текста с точки зрения грамматики, стиля, связности, тона или орфографии . ( Апрель 2024 г. ) |
Сюэ Сусу | |
---|---|
Рожденный | около 1564 г. |
Умер | 1637 - 1652 |
Другие имена | Сюэ Ву, Сюэсу, Судзун, Жуньцин, Жуннян, Улан |
Род занятий | куртизанка, художница , поэтесса , шахматистка |
Известный | Конная стрельба из лука , живопись |
Сюэ Сусу | |||
---|---|---|---|
китайский | Сюэ Сусу | ||
|
Сюэ Сусу ( китайский : 薛苏素 ; также известный как Сюэ Ву (薛五) , Сюэсу (薛素) , Судзун среди других псевдонимов) ( ок. 1564–1650? Н. Э.) была китайской куртизанкой во времена династии Мин . [ 2 ] Она была опытным художником и поэтом и отличалась умением стрелять из лука. Она была особенно известна своими фигурными картинами, которые включали множество буддийских сюжетов. Ее работы хранятся во многих музеях как в Китае, так и за рубежом. Ее стрельбу из лука комментировали многие современные писатели, как и ее мужские и воинственные наклонности; Литераторы того периода считали их привлекательной особенностью.
Она жила в Восточном Китае, проживая большую часть своей жизни в районах Чжэцзян и Цзянсу . После карьеры знаменитой куртизанки в Нанкине Сюэ Сусу была замужем около четырех раз. В более позднем возрасте она в конце концов выбрала жизнь буддийской отшельницы.
Биография
[ редактировать ]Сюэ родился либо в Сучжоу , либо в Цзясине (современные источники не согласны). [ 3 ] По словам историка Цянь Цяньи, по крайней мере часть своего детства она провела в Пекине . [ 4 ] Из-за своей бедной семьи Сюэ Сусу с детства выступала в цирковой труппе и развила навыки верховой езды, стрельбы из рогатки и ходьбы по канату. [ 5 ] Позже Сюэ Сусу решила стать куртизанкой. Свою профессиональную жизнь она провела в квартале развлечений Циньхуай в Нанкине в 1580-х годах. [ 6 ] где она стала чем-то вроде знаменитости среди литераторов и правительственных чиновников, которые часто посещали там Цзяофан . [ 7 ] [ 1 ] [ 3 ] Она была очень избирательна в своей клиентуре, принимая в качестве любовников только образованных и образованных мужчин и отказываясь предлагать свою привязанность ради простой финансовой выгоды. [ 1 ] Еще находясь в Цзясине, Сюэ Сусу встретил Дун Цичана , великого писца и каллиграфа, неизвестного в то время в мире и впоследствии ставшего министром обрядов . В то время он все еще преподавал в частной школе, чтобы зарабатывать на жизнь. Когда Дун Цичан встретил Сюэ Сусу, она сразу же привлекла его, и он сделал для нее копию Сутры сердца вместе с надписью и постскриптумом. Под руководством Дун Цичана Сюэ Сусу могла с легкостью рисовать пейзажи, орхидеи и бамбук. Позже она также овладела навыками рисования фигур, цветов, травы и насекомых. Когда она стала взрослой, ее стихи, книги и картины привлекли знаменитостей. Она также освоила навыки вышивания в раннем возрасте и продолжила вышивать, когда стала старше. Осенью 1612 года ученики Ли Жихуа принесли ему статую Гуаньинь, вышитую вручную Сюэ Сусу, и том «Сутры сердца Праджня», которую Ли Жихуа оценил как «чрезвычайно изысканную». [ 8 ]
В 1590-х годах она вернулась в Пекин, где устраиваемые ею вечеринки и литературные собрания, а также демонстрации стрельбы из лука еще больше укрепили ее репутацию. [ 9 ] Сюэ Сусу стала известна как «Ученая женщина десяти талантов (十能才女)». Десятью талантами были: сочинение стихов, каллиграфия, рисование, игра на гуцине, игра в шахматы, игра на флейте, вышивание, езда на лошади, хождение по канату и стрельба из рогатки. [ 10 ] Сюэ Сусу владела го (игрой) и была единственной женщиной-шахматисткой в династии Мин, имеющей документально подтвержденные исторические записи. [ 11 ] Сюэ Сусу называла себя «странствующей женщиной -рыцарем ». [ 3 ] [ 12 ] и взяла свое имя в честь известной в истории женщины-воительницы; [ 4 ] в качестве прозвища она также выбрала прозвище Улан 五郎 («пятый молодой джентльмен»). [ 9 ] Эпитет «странствующая женщина-рыцарь» повторили и библиофил Ху Инлинь , и Фань Юйлинь, секретарь военного министерства. [ 9 ] Очевидно, она увлекалась военными делами и не брезговала использовать свое положение для влияния на военные дела, однажды бросив своего возлюбленного Юаня Вэйчжи, когда он отказался финансировать экспедицию против японцев в Корее. [ 3 ] [ 4 ]
Первый брак Сюэ Сусу был с генералом. Когда-то она понравилась генералу по имени Ли Чжэнман или генералу по имени Ли, и она стала его любимой наложницей. После того, как ее брак распался, она снова стала куртизанкой. Позже, когда ее портрет был представлен южным районам проживания меньшинств, офицер Сюаньвэй по имени Пэн в Юяне влюбился в Сюэ Сусу. Чтобы жениться на ней, Пэн Сюаньвэй послал ученого по имени Фэн и потратил много денег, чтобы заманить Сюэ Сусу в Юян. Прибыв в Юян, Сюэ Сусу поняла, что ее обманули. [ как? ] , а Пэн Сюаньвэй держал Сюэ Сусу дома более десяти лет. Это был ее второй брак, продлившийся более десяти лет. После того, как ее второй брак распался, она все же предпочла заняться артистической деятельностью в качестве куртизанки. [ 13 ] В какой-то момент после 1605 года ее карьера куртизанки подошла к концу, когда она вышла замуж за драматурга и бюрократа Шэнь Дэфу . [ 9 ] [ 14 ] Это был третий брак Сюэ Сусу, и после этого она больше не продолжала работать куртизанкой. Наконец, она вышла замуж за Юаня Вэйчжи (袁微之), богатого бизнесмена из Сучжоу, как наложницу. Брак Сюэ Сусу с Юань Вэйчжи был ее последним браком. Всего она вышла замуж четыре раза и в конце концов умерла в доме Юаня. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] Когда Сюэ Су Су состарилась, она начала хотеть детей, но иметь детей было трудно, потому что она была старше. Поэтому она молилась за других через буддизм и молилась, чтобы у всех мужчин и женщин, которые любят друг друга, были дети. [ 18 ] [ 19 ]
В более позднем возрасте она обратилась в буддизм , по большей части удалившись от мира. [ 1 ] [ 3 ] Однако даже в свои восемьдесят она активно участвовала в литературном мире, развлекая художниц, таких как Хуан Юаньцзе и И Линь, в своем доме на Западном озере после падения династии Мин. [ 1 ] [ 9 ] Вместе со своей подругой-буддистом Ян Цзянцзы (сестрой куртизанки Сюэ, Лю Инь ), она совершила паломничество к священным местам, таким как гора Лу и гора Эмэй . [ 20 ] Дата ее смерти неизвестна; некоторые источники предполагают, что она, возможно, дожила до 1650-х годов, в то время как другие относят ее смерть к концу 1630-х или началу 1640-х годов. Цянь Цяньи упоминает о ее смерти в работе, опубликованной в 1652 году, поэтому очевидно, что она умерла до этой даты. [ 9 ]
У Сюэ Сусу был чернильный камень под названием «Чернильный камень Чжи» (脂砚). На нижней части коробки с чернильными камнями выгравированы слова «Ваньли Гуйю Гусу У Ванью», а в правом верхнем углу начертаны четыре иероглифа «红颜素心 (хунъянсуксин, «красивое лицо, чистое сердце»)». На внутренней стороне крышки выгравирован портрет Сюэ Сусу с тонким темным узором, который был написан Цю Чжу , дочерью Цю Шичжоу . На нижней части чернильного камня выгравированы маленькие буквы официальным шрифтом: «Чернильный камень, хранимый Чжиянчжаем, будет сохранен навсегда». Есть поговорка, что Чжиянчжай из «Сна о красных особняках» может быть назван в честь Сюэ Сусу Чжиян. [ 21 ]
Картины
[ редактировать ]Уже в подростковом возрасте она была опытным художником. [ 1 ] Сюэ была хорошо известна своим художественным талантом. Ее работу считали похожей на работу Чэнь Чуна . [ 22 ] Одна из ее картин считалась «самым совершенным произведением такого рода за весь период Мин». [ 4 ] а критики современного искусства считали ее «мастером техники». [ 4 ] Ху Инлинь считал ее вершиной современной живописи и спрашивал: «Какой известный художник с умелыми руками сможет превзойти ее?» [ 3 ] и утверждая, что «... [она] превосходит всех в рисовании бамбука и орхидей». [ 1 ] Ею также остро восхищался выдающийся художник и искусствовед Дун Цичан , который был вдохновлен скопировать всю Сутру Сердца в ответ на картину Сюэ, изображающую бодхисаттву Гуаньинь ; [ 1 ] он утверждал, что «ни одна [из работ Сюэ Сусу] не лишена намерения и духа, приближающегося к божественному». [ 3 ] Хотя она рисовала стандартные предметы пейзажей, бамбука и цветов (особенно любила орхидеи), Сюэ была известна своими работами в живописи фигур, что было сравнительно необычной художественной темой для куртизанок. [ 1 ] Примеры ее картин выставлены в Художественном музее Гонолулу и Музее азиатского искусства Сан-Франциско . [ 23 ]
Поэзия
[ редактировать ]Сюэ регулярно дополняла свои картины собственными стихами и опубликовала два тома сочинений, из которых дошел только один. Хуа суо ши китайский : 花瑣事 ( «Мелочи о цветах ») представляет собой сборник коротких прозаических очерков и анекдотов о различных цветах, тогда как Нань ю цао китайский : 南游草 ( «Записки из путешествия на юг »), который, по-видимому, утерян. содержал подборку ее стихов о жизни куртизанки. Некоторые из них были собраны в различных антологиях династий позднего Мин и ранней Цин . [ 9 ]
Ху Инлинь писала, что «Ее поэзия, хотя и лишена свободы, демонстрирует талант, редкий среди женщин». [ 3 ] Работая в литературных кругах, Сюэ также стал темой для многих современных поэтов. Сюй Юань , еще одна поэтесса того периода, описывает очарование Сюэ:
Лотос расцветает, когда она двигает своей парой арок.
Ее тонкая талия, всего в ладонь, достаточно легкая, чтобы танцевать на ладони.
Застенчиво прислонившись к восточному ветру
Ее чистый цвет и туманная изысканность наполняют луну. [ 24 ]
Ху Инлинь писал о Сюэ:
Кто пересадил этот цветок знаменитого вида в Императорский сад?
Ее улыбка стоит тысячи золотых.
Она живет возле причала, как Таойе [Персиковый Лист] , под ветром.
Она похожа на тростник, стоящий в воде, обнимающий луну, и напевающий
Красный Феникс наполовину поднят из-за своего партнера.
Ее брови слегка нахмурены, ожидая, что сердце поделится
Настал момент прочитать «Вечное сожаление» . стихотворение Бо Цзюйи
Возле кровати она ждет нефритовой лютни. [ 1 ]
Собственные работы Сюэ затрагивают самые разные темы, от легкой эротики:
Внутри городских каменных стен в квартале удовольствий
Я глубоко унижен тем, что мои таланты затмевают все остальные.
Река блестит, вода прозрачная, и чайки плавают парами.
Небо кажется пустым, облака безмятежны, а дикие гуси летают рядами.
Мое вышитое платье частично заимствует оттенок гибискуса.
Изумрудное вино имеет аромат лотоса.
Если бы я не ответил взаимностью на твои чувства
Осмелюсь ли я пировать с вами, Мастер Хэ? [ 1 ]
для романтика:
В эту прекрасную ночь я думаю о тебе, гадая, вернешься ли ты.
Одинокая лампа светит мне, отбрасывая слабую тень.
Я сжимаю одну одинокую подушку; не с кем поговорить
Лунный свет заливает пустынный двор; слезы пропитывают мое платье. [ 9 ]
к причудливо-философскому:
Полный аромата вкус вина под цветением
Лазурные ворота, окруженные бамбуком.
В одиночестве я наблюдаю, как чайки летают по небу
Беззаботный и довольный, я чувствую себя полностью удовлетворенным. [ 1 ]
Сюэ часто обменивалась стихами и картинами со своей клиентурой, получая взамен их собственные произведения искусства. [ 3 ]
Стрельба из лука
[ редактировать ]Хотя она преуспела в поэзии, живописи и вышивке, умением, которое отличало Сюэ от других куртизанок, был ее талант к стрельбе из лука. Ее мастерство в традиционно мужском искусстве придало ей вид андрогинности, который литераторы того времени считали очень привлекательным. [ 9 ] [ 20 ] В детстве тренировался в Пекине. [ 1 ] она усовершенствовала свои навыки во время пребывания в компании военного офицера в отдаленных регионах Китая. Всадники местных племен были впечатлены ее стрельбой, и она стала чем-то вроде местной знаменитости. [ 4 ] Позже она провела публичные демонстрации в Ханчжоу , которые собрали большую аудиторию. [ 1 ] [ 4 ] Ху Инлинь описывает одно из таких представлений:
«Она способна выстрелить из арбалета два шара один за другим, заставить второй шар ударить по первому и разбить его в воздухе. Еще один трюк, который она может сделать, — это положить шар на землю и, натянув лук, левой рукой назад, а правая рука натягивает лук из-за спины, попадает в него из ста выстрелов, она не промахивается ни одного. [ 1 ]
Поэт Лу Би вспоминает еще один трюк, выполненный Сюэ: «Когда служанка берет мяч в руку и кладет его себе на макушку / Она [Сюэ] разворачивается, ударяет по нему другим мячом, и оба мяча падают на землю». [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Дарья Берг (2008). «Амазонка, художница и авантюристка: куртизанка в позднем императорском Китае» . У Кеннета Джеймса Хаммонда; Кристин Эйлин Стэплтон (ред.). Человеческая традиция в современном Китае . Роуман и Литтлфилд. стр. 19–30. ISBN 978-0-7425-5466-5 .
- ^ «Прошлые события|Вспоминая моего отца Ван Ипина: за пожертвованием чернильного камня И Бин Шоу и картин Линь Ляна времен династии Мин» .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Кан-и Сун Чанг ; Хаун Сосси ; Чарльз Йим-це Квонг (1999). Женщины-писатели традиционного Китая: антология поэзии и критики . Издательство Стэнфордского университета. стр. 227–228. ISBN 978-0-8047-3231-4 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Виктория Б. Касс (1999). Опасные женщины: воины, бабушки и гейши эпохи Мин . Роуман и Литтлфилд. п. 39 . ISBN 978-0-8476-9395-5 .
- ^ « Кружок живописи Цзиньлин» способствует участию женщин-художников в истории китайского искусства, Гун Сянь является лидером «Цзинлин» » .
- ^ Дарья Берг (24 июля 2013 г.). Женщины и литературный мир в Китае раннего Нового времени, 1580-1700 гг . Рутледж. стр. 33–. ISBN 978-1-136-29021-3 .
- ^ « Многим стоит сделать свои портреты» — красота женщин в произведениях художниц династий Мин и Цин» .
- ^ «Красавица Цзяю|Сюэ Сусу: «Езда на лошади с рогаткой», легендарная жизнь» .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Берг, Дарья (2009). «Культурный дискурс о Сюэ Сусу, куртизанке в Китае позднего Мин» (PDF) . Международный журнал азиатских исследований . 6 (2): 171–200. дои : 10.1017/S1479591409000205 . S2CID 145248344 . Архивировано из оригинала (PDF) 7 апреля 2014 года . Проверено 31 мая 2013 г.
- ↑ Том 98 «Всеобъемлющих стихотворений династии Мин»: «Сюэ Усяошу обладает десятью навыками, включая поэзию, каллиграфию, рисование, игру на арфе, шахматы, Сяо и вышивку, а также скачку, ходьбу по канату и стрельбу снарядами, которые особенно уникальные навыки».
- ^ «[Игра в шахматы] Период династии Мин, когда было бесчисленное множество известных шахматистов» .
- ^ Александра Грин (1 февраля 2013 г.). Переосмысление визуальных повествований из Азии: межкультурные и сравнительные перспективы. Редактор Александра Грин . Издательство Гонконгского университета. п. 66. ИСБН 978-988-8139-10-1 .
- ^ «Чжунсянцы» Сюй Шуминя: «Его привлек Ли Чжэнман, и его портреты были представлены Мантуну. Пэн Сюаньфу глубоко им восхищался. Фэн Шэн, человек У, сказал, что он мог добиться простоты и тратить деньги впустую. Со временем он — К сожалению, Сюаньвэй задержал ее более десяти лет, а затем отправил на север. Что касается волнения варваров, то это редкость в мире».
- ^ Лин Фоксхолл; Габриэле Неер (3 апреля 2012 г.). Гендер и город до современности . Джон Уайли и сыновья. стр. 151–152. ISBN 978-1-118-23444-0 .
- ^ «Краткая биография стихотворений династий» Цянь Цяньи (Сюэ Сусу): «В середине года он долгое время постился и поклонялся Будде, но так и не женился. Позже он вернулся в богатую семью. в Уся, где он умер как землевладелец».
- ^ «Научно-популярные результаты | История женщин-художниц в Цзясине во времена династий Мин и Цин (Часть 2)» [Научно-популярные результаты | История женщин-художниц в Цзясине во времена династий Мин и Цин (Часть 2) zjskw.gov.cn ]. .
- ^ «Красавица Цзяю|Сюэ Сусу: «Езда на лошади с рогаткой», легендарная жизнь» .
- ^ Ричард М. Барнхарт; Ян Синь (1997). Три тысячи лет китайской живописи . Издательство Йельского университета. п. 248. ИСБН 978-0-300-09447-3 .
- ^ «Коралловая сеть» содержит надпись Ли Жихуа на «Авалокитешваре в цветке» Сюэ Су Су: «Сюэ Су умеет играть на струнах, настраивать цитру и играть на вышивальных машинах; он также хорошо умеет ухаживать за бровями и подстригать виски. радость в мире, Он может делать все, чтобы развлекать людей. Однако, Хуахуа, после старения весной человеческие чувства неизбежно станут зелеными и зелеными. Джи не может сосредоточиться на мыслях своего сына. Теперь он точно пишет о великом мастере, молясь за наследника от имени любящих пар в мире. Это еще один большой недостаток со стороны Джи Джи. цветы вырастают из пальцев; Бодхисаттва появляется в цветах и приносит истинные плоды».
- ^ Jump up to: а б Ветцель, Дж. (2002). «Скрытые связи: куртизанки в мире искусства династии Мин». Женские исследования . 31 (5): 645–669. дои : 10.1080/00497870214051 . S2CID 145231141 .
- ^ «Оценка картин Сюэ Сусу, художницы времен династии Мин, с бамбуковыми орхидеями» .
- ^ «Цветы, 1615 год» . Музей азиатского искусства Сан-Франциско. Архивировано из оригинала 11 июня 2013 года . Проверено 6 июня 2013 г.
- ^ Хелен Тирни (1999). Энциклопедия женских исследований: AF . Издательская группа Гринвуд. п. 242. ИСБН 978-0-313-31071-3 .
- ^ Дороти Ко (1994). Учителя внутренних палат: женщины и культура в Китае семнадцатого века . Издательство Стэнфордского университета. п. 170 . ISBN 978-0-8047-2359-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Робинсон, Джеймс (1988). Виды с Нефритовой террасы: китайские женщины-художницы 1300-1912 гг . Нью-Йорк: Художественный музей Индианаполиса и Риццоли. стр. 82–88.
- Люди из Восточного Китая
- Династия Мин Гейс
- Китайский гейс
- Буддисты династии Мин
- Поэты династии Мин
- Китайские женщины-поэты
- 1560-е годы рождения
- Смерти 1650-х годов
- Китайские женщины-художницы
- Китайские поэты XVI века.
- Китайские поэты 17 века.
- Китайские художники XVI века.
- Китайские художники 17 века.
- Китайские художницы 17 века.
- Китайские писательницы XVI века.
- Китайские художницы XVI века.
- Буддийские художники