Магнитная тряпка
Магнитная тряпка | |
---|---|
Скотт Джоплин | |
![]() Титульный лист "Магнитной тряпки" | |
Жанр | Рэгтайм |
Форма | тряпка |
Опубликовано | 21 июля 1914 г. [ 1 ] |
Издатель | Издательская компания Скотта Джоплина |
Продолжительность | 5 : 11 |
Инструмент: только фортепиано |
« Magnetic Rag » — фортепианная композиция в стиле регтайм 1914 года американского композитора Скотта Джоплина . Это важно тем, что это последняя газета, опубликованная Джоплином при жизни, за три года до его смерти в 1917 году. Она также уникальна по форме и некоторым музыкальным приемам, использованным в композиции.
Фон
[ редактировать ]«Magnetic Rag» была написана больным Джоплином ближе к концу его карьеры, когда интерес к рэгтайму пошел на убыль. Он страдал последней стадией сифилиса , болезни, от которой он умер всего три года спустя. Возможно, из-за настроения Джоплина в это время, произведение выражает меланхолию, почти совершенно неслыханную в его более ранних работах. [ 2 ]
Форма
[ редактировать ]Хотя многие из фортепианных тряпок Джоплина соответствуют классической тряпочной схеме, «Magnetic Rag» уникален своей формой AABBCCDDAA. Из-за своей новизны на тот момент эту форму охарактеризовали как «прогрессивную». [ 3 ] Было высказано предположение, что Джоплин пытался объединить элементы рэгтайма с классической сонатной формой . [ 4 ] Форма циклична: то есть вступительная мелодия повторяется в конце произведения. Циклическая форма редко встречается среди лохмотьев Джоплина. [ 5 ]
Использование Джоплином итальянских показателей темпа в «Магнитной тряпке» было истолковано как его намерение придать этому произведению серьезный аспект, аналогично Тримонише и «Новой тряпке Скотта Джоплина». [ 6 ] «Магнитная тряпка» начинается с инструкции « Allegretto ma non troppo » (умеренно быстро, но не слишком быстро) и продолжается в строне D с « Tempo l'istesso » (темп остается прежним), предостережением против замедления темпа во время движения. раздел второстепенного режима. [ 6 ] Джоплин также использовал в "Magnetic Rag" классический размер 4/4 "обычного времени" вместо более обычного размера 2/4, характерного для тряпичных мелодий. Одновременно Джоплин удвоил все значения нот, в результате чего необычный размер 4/4 не имел практического влияния на то, как звучало произведение или как оно исполнялось. Его публикация в размере 4/4 была просто способом связать эту газету с классическими и популярными фортепианными произведениями, уже известными. [ 6 ] Поскольку Джоплин сам опубликовал «Магнитную тряпку», высказывались предположения, что композиция полностью отражает его пожелания и не содержит никаких компромиссов. [ 6 ]
Джоплин продюсировал "Magnetic Rag" в период, который некоторые музыковеды считают его экспериментальным периодом. Именно в это время Джоплин попытался написать отрывки, которые не ограничивались бы стандартным ритмом левой руки «ум-тьфу» и включали в себя несколько других новинок. [ 7 ]

Как и классическая тряпка, "Magnetic Rag" начинается с четырехтактового вступления. Поскольку он присутствует как в начале, так и в конце произведения, мелодия штамма A , возможно, является самой узнаваемой мелодией в произведении. Большая часть этой мелодии написана в стиле си -бемоль мажор , основной тональности всего произведения; однако в тактах 11 и 12 лад меняется на соль минор . Этот сдвиг демонстрирует один из последних приемов Джоплина: установление внешнего ключа в рамках штамма. [ 8 ]
Второй, третий и четвертый штаммы сделали «Magnetic Rag» уникальным среди тряпок Джоплина. Штамм B написан полностью соль минор. Затемнение [ 9 ] тон, генерируемый минорной гаммой , выделяется среди лохмотьев Джоплина и вновь встречается в D. ноте В отличие от минорных тем в версии B , третья часть оптимистична, но с горько-сладкими гармониями. [ 10 ] возвращаясь еще раз к тональности си-бемоль мажор . Здесь впервые произведение отходит от стандартного рисунка левой руки, который характерен для большинства рэгтаймов. [ 3 ] Эту часть произведения сравнивают со стилем двенадцатитактового блюза . [ 11 ] Штамм C также представляет собой единственный известный момент, когда Джоплин отклоняется от стандартной формы с шестнадцатью тактами и вместо этого имеет длину 24 такта. [ 5 ] [ 12 ] с неравномерным 14- и 10-барным делением. Его первые 12 тактов параллельны 12-тактовой блюзовой форме, а следующие два такта расширяют субдоминанту как переход в последние десять тактов. [ 13 ]
Из всех штаммов в произведении последний штамм D , пожалуй, самый интересный. Оно написано си -бемоль минор . Когда Джоплин использовал минорные тональности в предыдущих разделах, он использовал относительную тональность соль минор (т. е. относительно основной тональности си-бемоль мажор). Однако в этом четвертом разделе он вместо этого использовал параллельный ключ . В этом штамме также есть разделы, в которых правая и левая руки играют ноты в унисон, и в которых заметно отсутствует стандартный размер 2/4 для левой руки. [ 3 ] Большинство тряпок Джоплина заканчиваются последней строчкой, но «Magnetic Rag» заканчивается кодой . Эта «улыбающаяся маленькая кода» [ 10 ] выражает некоторые тональности и ритмы, слышимые на протяжении всего произведения.
Наследие
[ редактировать ]Широко считается, что "Magnetic Rag" представляет собой уникальную комбинацию настроений, особенно для рэгтайма, и описывается как меланхоличная и "захватывающая" тряпка. [ 14 ]
С брамсовской тьмой. . . "Magnetic Rag", последнее произведение, которое он закончил, Джоплин вывел музыку далеко за рамки шумной атмосферы пивного зала, которая для многих слушателей и исполнителей характеризовала идиому "тряпка". Это была музыка большого масштаба, которая теперь была втиснута в узкие рамки тряпичной формы — настолько, что музыка часто трещала по швам. [ 15 ]
Некоторые историки музыки оценивают "Magnetic Rag", как и другие произведения позднего периода творчества Джоплина, как свидетельствующие о его нестабильном психическом состоянии, возникшем в результате воздействия сифилиса. Один из них — Мартин Уильямс :
«Последний период» Джоплина представляет собой странную совокупность противоречий. Некоторые из его произведений больше ориентированы на концертную музыку, чем любой джаз вплоть до Ленни Тристано , в то время как другие, кажется, возвращаются к его стилю 1900-х годов. Глубоко амбициозные отрывки соседствуют с бессмысленными механическими частушками. Нетрудно найти в этих сочинениях отражение надвигающегося помешательства — он сошел с ума в 1916 году. [ 16 ]
В книге «Это рэгтайм » Терри Уолдо критикует эту точку зрения:
Рассматривать поздние лохмотья Джоплина как «странную коллекцию противоречий». . . упускает суть. . . . "Magnetic Rag" действительно включает в себя части, напоминающие стиль Джоплина 1900-х годов, но они служат для создания "глубоких" частей. Здесь ужасающая смесь знакомого и мучительного неизвестного. На самом деле более важно уметь сфокусировать эти противоположности. Музыка тяжела от приближающегося шизоидного кошмара Джоплина, но это не слабость. [ 17 ]
В своей биографии Скотта Джоплина Джеймс Хаскинс пишет:
В начале 1914 года он завершил книгу «Магнитная тряпка», которую многие считают его лучшей, и в том же году опубликовал ее сам. В нем есть что-то нежное, как в « Развлекателе », а его характерная форма и диапазон настроений предполагают для некоторых музыковедов прорыв в шопинской форме регтайма, хотя и прорыв, который произошел слишком поздно. [ 18 ]
Ближе к концу своей жизни Скотт Джоплин развивал рэгтайм в новом направлении, делая акцент на форме и тональности и пытаясь объединить характеристики классической западной музыки и традиционного рэгтайма. [ 19 ] Это совершенно иное направление, чем то, которое мог бы принять джаз .
Джаз, ищущий одну тему как центр импровизации , имел тенденцию ослаблять чувство формы, унаследованное от рэгтайма. . . . Усилия Джоплина явно усиливают это чувство формы. Стоит только услышать блестящее возвращение первой темы Magnetic Rag — восстановление мажорной тональности, импульс обновленного ритма — чтобы осознать силу перепросмотра в рэгтайме. [ 5 ]
В альбоме примечания к Скотту Джоплину: Piano Rags , [ 20 ] Джошуа Рифкин описывает «Magnetic Rag» как «прощальное произведение», в котором Джоплин отдает «дань уважения» «пересаженной среднеевропейской танцевальной музыке» и европейским мастерам, которым он пытался подражать. Рифкин предполагает, что короткая кодовая часть композиции также «выглядит как прощание, как если бы он знал, насколько кратким и мрачным было время, отведенное ему». [ 21 ] В 1979 году Алан Рич в журнале New York Magazine написал, что, предоставив таким артистам, как Рифкин, возможность записать музыку Джоплина, компания None such Records «почти в одиночку создала возрождение Скотта Джоплина». [ 22 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Джасен и Тиченор (1978) : 100.
- ^ Джасен и Тиченор (1978) : 137.
- ^ Jump up to: а б с Мэджи (1998) : 400
- ^ Уотерман (1985a) : 51
- ^ Jump up to: а б с Уотерман (1985b) : 235
- ^ Jump up to: а б с д Берлин (2002) : 230
- ^ Уотерман (1985b) : 233-234.
- ^ Уотерман (1985b) : 233
- ^ Вудстра, Крис; Джеральд Бреннан; Аллен Шротт (2005). Весь музыкальный путеводитель по классической музыке: полный путеводитель по классической музыке . Книги о бэкбите. п. 667. ИСБН 0-87930-865-6 .
- ^ Jump up to: а б Джейсен и Джонс (2001) : 29.
- ^ «Тряпка: ее эволюция и история - музыкальная история» . Basinstreet.com . Проверено 21 июля 2008 г.
- ^ Уолдо (1976) : 59
- ^ Берлин (2002) : 160
- ^ Морган, Дэн (сентябрь 2007 г.). «Обзоры классических компакт-дисков - сентябрь 2007 г., Joplin Piano Rags Vol. 2» . MusicWeb-International . Проверено 21 июля 2008 г.
- ^ Радость (1997) : 25
- ^ Уильямс (1959) 16
- ^ Уолдо (1976) : 64
- ^ Хаскинс (1978) : 189
- ^ Уотерман (1985b) предлагает подробный анализ этой тенденции в творчестве Джоплина.
- ^ « Компакт-диск Скотта Джоплина Piano Rags Nonesuch Records (с бонус-треками)» . Проверено 19 марта 2009 г.
- ^ Рифкин, Джошуа. "Scott Joplin Piano Rags", None such Records, (1970), примечания к альбому
- ^ Рич 1979 .
Ссылки
[ редактировать ]- Берлин, Эдвард А. (2002). Рэгтайм: музыкальная и культурная история . АвторДом. ISBN 0-595-26158-2 .
- Джоя, Тед (1997). История джаза . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-509081-0 .
- Хаскинс, Джеймс (1978). Скотт Джоплин . Нью-Йорк: Doubleday & Company, Inc. ISBN 0-385-11155-Х .
- Джейсен, Дэвид А.; Джин Джонс (2001). Black Bottom Stomp: восемь мастеров рэгтайма и раннего джаза . Рутледж. п. 29 . ISBN 0-415-93641-1 .
- Джейсен, Дэвид А.; Требор Джей Тиченор (1978). Тряпки и рэгтайм: музыкальная история . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Dover Publications, Inc., стр. 100 . ISBN 0-486-25922-6 .
- МэГи, Джеффри (1998). «Рэгтайм и ранний джаз». В Дэвиде Николлсе (ред.). Кембриджская история американской музыки . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-45429-8 .
- Уолдо, Терри (1976). Это рэгтайм . Hawthorn Books, Inc. Нью-Йорк: ISBN 0-8015-7618-0 .
- Уотерман, Гай (1985a). «Рэгтайм». В Дж. Э. Хассе (ред.). Рэгтайм: его история, композиторы и музыка . Нью-Йорк: Книги Ширмера. ISBN 0-02-871650-7 .
- Уотерман, Гай (1985b). «Поздние тряпки Джоплина: анализ». В Дж. Э. Хассе (ред.). Рэгтайм: его история, композиторы и музыка . Нью-Йорк: Книги Ширмера. ISBN 0-02-871650-7 .
- Уильямс, Мартин (1959). Искусство джаза: от регтайма до бибопа . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-306-80134-5 .
- Рич, Алан (1979). "Музыка" . Нью-Йорк (24 декабря 1979 г.). ООО «Нью-Йорк Медиа»: 81 . Проверено 5 августа 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Музыкальная партитура и запись в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- «Магнитная тряпка» - из проекта Mutopia (транскрипция партитуры и MIDI-файл)
- Копия партитуры оригинального издания