Винченцо Фоппа
Винченцо Фоппа | |
---|---|
Рожденный | Винченцо Фоппа в. 1427–1430 гг. |
Умер | в. 1515–1516 (84–89 лет) |
Национальность | итальянский |
Заметная работа | Распятие Часовня Портинари Юный Цицерон читает Поклонение королей |
Движение | Итальянский Ренессанс |
Винченцо Фоппа ( ок. 1427–1430 – ок. 1515–1516 ) был итальянским художником эпохи Возрождения . Хотя немногие из его работ сохранились, он был уважаемым и влиятельным художником своего времени и считается выдающимся лидером ранней ломбардской школы. Свою карьеру он провел, работая на семью Сфорца , миланских герцогов в Павии , а также на различных других покровителей по всей Ломбардии и Лигурии . он жил и работал в своей родной Брешии В последние годы своей жизни .
Ранний период жизни
[ редактировать ]О молодости и обучении Фоппы известно очень мало. Он родился в Брешии . [1] В то время в регионе было мало уважаемых художников, а художественная сцена в Брешии отсутствовала. Поэтому вполне вероятно, что Фоппе пришлось искать художественное образование в другом месте. Некоторыми из его первых знакомств с искусством, вероятно, были фрески, написанные Джентиле да Фабриано в капелле Бролетто в Брешии, и тканое Благовещение Якопо Беллини . Последний художник оказал на него одно из самых сильных влияний, и возможно, что Фоппа был учеником непосредственно Беллини. Он также, возможно, был учеником Бонифачо Бембо . Некоторые историки предполагают, что Фоппа, возможно, рано обучался в Падуе у Франческо Скарчоне , хотя его ранние работы стилистически больше напоминают Пизанелло и Джентиле да Фабриано. Скорее всего, Фоппа отправился в Верону на обучение .
Карьера
[ редактировать ]Ранние работы
[ редактировать ]Самая ранняя известная работа, приписываемая Фоппе, — «Мадонна с младенцем и ангелами» . Композиционно эта картина напоминает стиль Веронезе из-за своего готического внешнего вида, что способствует предположению, что Фоппа обучался в Вероне, возможно, у Стефано или Микелино да Безоццо . Тем не менее, в этом произведении также есть уникальные аспекты, свидетельствующие о личном подходе художника, такие как сероватый оттенок кожи, который стал определяющим аспектом ломбардской школы. Однако фигуры в «Мадонне с младенцем и ангелами» далеко не так реалистичны, как в более поздних работах художника. Следующая работа, как известно, написанная рукой Фоппы, - это его «Распятие» , написанное в Бергамо в 1456 году. Эта работа ознаменовала собой значительный шаг вперед для Винченцо, поскольку его изображение людей значительно повзрослело между завершением « Мадонны» и « Распятием» . Картина чрезвычайно похожа на одноименную работу Якопо Беллини, что подтверждает предположение о том, что Фоппа, возможно, проводил время, тренируясь с Беллини. Венеция . В работе также используются элементы, связанные со школой Веронезе, такие как холмистый пейзаж и вымышленный город на заднем плане. Хотя композиция почти идентична более ранним работам Беллини, нежные цвета Фоппы и продвинутое натуралистическое изображение трех распятых мужчин указывают на его значительный талант даже на таком раннем этапе его карьеры. [1]
Павия и Генуя
[ редактировать ]К 1456 году Винченцо Фоппа работал самостоятельно как художник и, вероятно, переехал в Павию, где жил не позднее 1458 года. К этому времени он женился на своей соотечественнице из Брешии по имени Кайлина, дочери Катерины де Болис Кремонской, и имел от нее детей. Художественное сообщество в Павии было более развито, чем в Брешии, хотя и меньше, чем в Милане, благодаря руководству Микелино да Безоццо. В какой-то момент семья Сфорца наняла Фоппу на работу в Павии. Этой договоренности, вероятно, способствовал Бартоломео Гадио, главный надзиратель герцога, и Фоппа, вероятно, сначала работал над замком Павии . Хотя неясно, для каких именно работ Фоппа был конкретно зачислен, он явно произвел сильное впечатление на герцога Франческо Сфорца . Винченцо получил восторженное рекомендательное письмо от Сфорца, которое позволило ему получить покровительство дожа Генуи и приоров братства Святого Иоанна для фресок в часовне Святого Иоанна Крестителя в Кафедральный собор Генуи . Фоппа отправился в Геную в 1461 году, чтобы избежать чумы, существовавшей в то время в Павии, и вернулся в Павию в 1462 году, завершив только потолок. В конце концов он вернулся, чтобы завершить строительство часовни в 1471 году, хотя все его работы были потеряны в 16 веке. В следующем году Фоппа написал ряд работ, которые с тех пор были утеряны, такие как алтарь часовни Св. Бернардино в Моримондо и фрески из жития блаженного Иснардо Виченца в доминиканской церкви Св. Томмазо в Павия. [1]
Милан
[ редактировать ]В 1463 году Франческо Сфорца вызвал Фоппу в Милан для работы над различными проектами. Первой из них была фреска для портика новой больницы Маджоре , изображающая семью Сфорца, торжественно закладывающую первый камень больницы. Архитектором больницы был Филарете , который впоследствии прославил Винченцо Фоппу как одного из величайших живописцев той эпохи. Фоппа был единственным художником Ломбардии, удостоенным этой награды. После этого Фоппа написал серию фресок для украшения Банка Медичи в Милане, здания-палаццо, подаренного Франческо Сфорца Козимо Медичи . Его работа там началась в 1464 году под руководством представителя банка Медичи в Милане Пиджелло Портинари и была завершена к 1467 году. Фрески включали серию из восьми римских императоров (в том числе одного из Траяна , предварительный эскиз которого до сих пор существует) и портрет Франческо Сфорца и его семьи. Единственная сохранившаяся фреска этого здания изображает читающего маленького мальчика, а на скамейке позади него выгравировано имя Цицерона. Эта работа под названием «Чтение молодого Цицерона» — единственное известное светское произведение Фоппы, сохранившееся до наших дней и находящееся в коллекции Уоллеса в Лондоне . Тема картины обсуждалась историками, в том числе высказывались предположения, в том числе Джан Галеаццо Сфорца (внук Франческо), внук Августа , и сам Цицерон . [1] [2] [3]
В 1468 году Пиджелло Портинари снова поручил Фоппе украсить капеллу церкви Портинари в Святого Эусторджио в Милане. В часовне хранятся останки святого мученика Петра Веронского , а также какое-то время хранились останки самого Портинари. Хотя нет уверенности, что Фоппа сам нарисовал часовню, цикл фресок «Жизнь святого мученика Петра» ему обычно приписывают . Его работы в Часовне также включают цикл «Учителей Церкви» , бюсты святых и Благовещение . Радужное украшение ребристого купола, вероятно, представляет собой «блаженное видение» прибытия в рай, причем радуга означает Бога и подразумевает благочестие Портинари. [4] Фрески в часовне демонстрируют продвинутое и творческое использование перспективы Фоппа, показывая точки схода за пределами композиции. В сочетании с использованием света и размещением сцен в повседневной обстановке эта «ломбардская перспектива» оживляет сцены. [1]
После смерти своего отца Франческо герцог Галеаццо Мария Сфорца продолжил тесные отношения своей семьи с Фоппой, впервые заказав алтарь в Монце в 1466 году и сделав его членом герцогского дома в 1468 году. По просьбе Фоппы в 1468 году новый Герцог предоставил ему гражданство Павии и охранную грамоту на шесть лет, что позволило художнику передвигаться по миланским территориальным владениям без пошлин и налогов. [1]
Фоппа вернулся в Брешию, чтобы нарисовать алтарь для церкви Святой Марии Маддалены в 1472 году, но вернулся в Милан к 1473 году. Несколько сохранившихся Мадонн, вероятно, были завершены примерно в этот период или в какой-то момент в 1460-х годах. [1] Некоторые из этих картин выглядят почти как рельефы или скульптуры, демонстрируя влияние таких скульпторов, как Донателло . [5]
Павия
[ редактировать ]В 1474 году Фоппа сотрудничал с Занетто Бугатто и Бонифачо Бембо над амбициозным алтарем для Кастелло Павии, но работа над проектом была остановлена, когда Галеаццо Сфорца был убит в 1476 году. Предполагалось, что некоторые сохранившиеся панели были частью этого проекта Кастелло. Трио также работало над различными другими заказами в Павии. Во второй половине десятилетия Фоппа завершил несколько церковных работ, в том числе ряд работ с изображением Богородицы с Младенцем. Фоппа прославился благодаря этим работам «Мадонна с младенцем», которые он продолжал создавать в 1480-х годах и до конца своей карьеры. Многие из этих произведений почти одинаково составлены: Мария держит младенца Иисуса перед занавеской, пейзажем или другим подобным фоном. Винченцо выполнил ряд работ для церкви Санта-Мария-ди-Брера в Милане, в том числе полиптих « Мадонна с младенцем и святыми», законченный около 1476 года, и фреску « Мадонна с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном-евангелистом», датированную 1485 годом. В Санта-Мария-ди-Брера он также завершил фреску Святой Себастьян — персонаж, которого Фоппа рисовал несколько раз за десятилетие. К 1486 году Фоппа завершил алтарь Боттигеллы в Гражданских музеях Павии . [6] на котором были изображены Сильвестро Боттигелла и его жена, преклонившие колени перед Девой Марией. [1]
Спустя годы
[ редактировать ]К 1489 году Фоппа вернулся в Лигурию, завершив в феврале разрушенный алтарь для часовни Дориа в Чертоза-ди-Риварола недалеко от Генуи. В следующем году Фоппа завершил еще один алтарь, на этот раз для ораторского искусства Санта-Мария-ди-Кастелло в Савоне . Эта работа была заказана Джулиано делла Ровере , постоянным покровителем Фоппы во время его пребывания в Савоне. В 1490 году Брешиа предоставила Фоппе ежегодное пособие в размере 100 лир в обмен на продолжающийся художественный вклад в развитие города, что ознаменовало его возвращение домой. В том же году он расписал центральную Лоджетту города. В оставшиеся годы он продолжал писать многочисленные религиозные произведения, которые он провел в основном в своей родной Брешии, а также в Павии. Его последняя известная работа датирована 1514 годом, и считается, что он умер в 1515 или 1516 году в Брешии. [1]
Стиль
[ редактировать ]На стиль Фоппы сильное влияние оказали Беллини, Пизанелло и Мантенья . Его человеческие фигуры обычно изображаются с серебристо-серым оттенком кожи - особенностью, которая стала отличительным качеством ломбардской школы. Такая окраска придает субъектам почти болезненный вид. Фоппа прославился своим использованием перспективы, света и цвета. Хотя в современных документах Фоппа назван не только художником, но и архитектором, неизвестных зданий или построек, которые он спроектировал, не существует. [1] В своем «Поклонении королей» , написанном, вероятно, на рубеже 16-го века, художник использовал пастилью , или пасту, чтобы придать работе глубину и яркость. Он выполнил это методом сграффито , подложив сусальное золото под место, где в изделии располагались три волхва , закрасив их поверх золота, а затем соскребая краску, чтобы придать их коронам и другим украшениям настоящий золотой блеск. [7] Подавляющее большинство известных работ Фоппы носят религиозный характер, с особым упором на картины Богородицы с Младенцем. Он не углублялся далеко в другие темы, хотя из-за его зависимости от заказов это, возможно, не было его личным выбором. Однако этот ограниченный объем, вероятно, предвзят, из-за чего произведения пережили столетия, поскольку многие из его циклов фресок были потеряны для истории, а большинство сохранившихся работ представляют собой небольшие религиозные произведения или алтарные панели. [1]
Наследие
[ редактировать ]Фоппа был известен как величайший художник своей эпохи в Ломбардии и считается основателем ранней ломбардской школы. Хотя до его приезда художественные сообщества существовали в Павии и Милане, именно его работы придали ломбардскому искусству самобытность и новую жизненную силу. На пике своей карьеры с 1460-х по 1480-е годы он оказал доминирующее влияние на искусство Ломбардии, и современные документы свидетельствуют о его весьма уважаемой репутации как среди его покровителей, так и среди остального художественного сообщества. [1] Фоппа был уверен в своих заслугах и способности получать комиссионные, поскольку он часто покидал города с незавершенными работами, чтобы заняться работой в другом месте, которое он считал более интересным или более прибыльным. Есть свидетельства того, что временами его приходилось уговаривать или заставлять выполнять более тривиальные работы, которые его не интересовали. [8] Есть несколько художников, которые оказывают значительное влияние Фоппы, в том числе Винченцо Чиверкьо , Амброджо Бергоньоне и Джироламо Романино . Его долгосрочное влияние несколько уменьшилось из-за прибытия Леонардо да Винчи в Милан в 1482 году. Огромная личность и художественное влияние Леонардо снизили важность стиля Фоппы. Его восприятие в наше время также повреждено огромным объемом его работ, которые были утеряны. Хотя на протяжении своей карьеры он был плодовитым художником, до наших дней дожило относительно немного произведений, написанных Фоппой. [1]
Известные работы
[ редактировать ]- Мадонна с младенцем и ангелами , около 1450 г., Флоренция, собрание Беренсона.
- Распятие , 1456, Бергамо , Академия Каррары.
- Кающийся святой Иероним , ок. 1460, Бергамо , Академия Каррара
- Мадонна Книги , 1460–1468, Милан, Пинакотека Кастелло Сфорцеско.
- Мадонна с Младенцем , 1460–1470, Берлин, Государственные музеи.
- Мальчик, читающий Цицерона , ок. 1464 , Лондон, Коллекция Уоллеса
- Фрески капеллы Портинари , 1464–1468, Милан, базилика Сант-Эусторджио.
- Четыре доктора церкви
- Восемь бюстов святых
- Четыре сцены из жития великомученика Петра :
- Облачное чудо
- Чудо ЛжеМадонны
- Чудо Нарни
- Мученичество святого Петра Веронского
- Благовещение
- Успение Богородицы
- Святой Августин , 1465–1470, Милан, Пинакотека Кастелло Сфорцеско.
- Святой Теодор , 1465–1470, Милан, Пинакотека Кастелло Сфорцеско.
- Святой Кристофер , около 1470 года, Денвер , Денверский художественный музей
- Евангелисты , 1477, Брешия , кармелитская церковь Санта-Мария, капелла Аверольди.
- Мадонна с младенцем и ангелом , 1479–1480, Флоренция, Уффици.
- Алтарь Боттигеллы, около 1486 г., Павия , Гражданские музеи
- Святой Франциск, получающий стигматы, и Святой Иоанн Креститель , 1488–1489, Милан, Пинакотека Кастелло Сфорцеско.
- Святой Себастьян , около 1489 г., Милан, Пинакотека Брера.
- Мадонна с младенцем в пейзаже , около 1490 г., Филадельфия, Художественный музей Филадельфии.
- Алтарь , около 1490 г., Ораторское искусство Богоматери в замке Савона, с Людовико Бреа.
- Мадонна с Младенцем , 1490–1495, Милан, Музей Польди Пеццоли.
- Мадонна с младенцем , 1492, Брешия , церковь Санта-Мария-Ассунта-ди-Кьезануова
- Мученичество святого Себастьяна , ок.1485, Милан, Пинакотека Кастелло Сфорцеско
- Портрет Джованни Франческо Бривио , 1495, Милан, Музей Польди Пеццоли
- Портрет старого джентльмена , 1495–1500, Филадельфия , Художественный музей Филадельфии .
- Святой Антоний Падуанский , 1495–1500, Вашингтон , Национальная художественная галерея.
- Сан-Бернардино Сиенский , 1495–1500, Вашингтон, Национальная художественная галерея.
- Алтарь Санта-Мария-делле-Грацие , 1500–1510, Милан, Пинакотека Брера.
- Поклонение волхвов , около 1500, Лондон, Национальная галерея.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Ффулкс, Констанс Дж .; Майокки, Родольфо (1909). Винченцо Фоппа из Брешии, основатель Ломбардской школы . Лондон: Лейн. п. 282-283.
- ^ Джонс, Ховард; Килпатрик, Росс (2007). «Цицерон, Плутарх и Винченцо Фоппа: переосмысление фрески Банка Медичи (Лондон, Коллекция Уоллеса, инв. P 538)». Международный журнал классической традиции . 13 (3): 369–383. дои : 10.1007/BF02856419 . S2CID 154761413 .
- ^ Уотерхаус, ЕК (1950). «Фреска Фоппы в коллекции Уоллеса». Журнал Берлингтон . 92 (567): 176–177.
- ^ Бернштейн, Дж. Гитлин (1981). «Наука и эсхатология в капелле Портинари». Арте Ломбарда . 26 (60): 33–40.
- ^ Урри, Серена (2004). «Технические находки в произведении Винченцо Фоппы: Поклонение ребенку со святым Бенедиктом и ангелами». Бюллетень Детройтского института искусств . 78 (1–2): 30–39. дои : 10.1086/DIA41504982 . S2CID 192791323 .
- ^ «Фоппа Винченцо, Мадонна с Младенцем на троне между святыми Матфеем, святым Иоанном Крестителем, святым Стефаном, святым Иеронимом, блаженным Домиником Каталонским, блаженной Сибиллиной Павийской, Маттео Боттигеллой и Бьянкой Висконти» . Фонд Федерико Зери Унибо . Проверено 7 сентября 2022 г.
- ^ Данкертон, Джилл; Плаццотта, Кэрол (2001). «Поклонение королей» Винченцо Фоппы . Технический бюллетень Национальной галереи . 22 : 18–28.
- ^ Уэлч, Эвелин Сэмюэлс (1985). «Новые документы Винченцо Фоппы». Журнал Берлингтон . 127 (986): 296–300.