теоретический
![]() | Эта статья содержит слишком много или слишком длинные цитаты . ( июнь 2020 г. ) |
Теорика расходуемых ( греч . Θεωρικά ), также называемая Теоретическим фондом или Фестивальным фондом , была названием фонда денег в древних Афинах, на фестивали, жертвоприношения и различные виды общественных развлечений. При определенных обстоятельствах этот фонд также распределялся среди людей в виде щедрот от государства. [ 1 ]
История
[ редактировать ], в Афинах было По словам Ксенофонта больше праздников, чем во всей остальной Греции. [ 2 ] Помимо тех, которые были открыты для всего народа, многие из них были ограничены членами каждого племени, дема и дома. Последние финансировались из частных средств общины, которая их отмечала. На самых важных из общественных праздников происходили не только жертвоприношения , но и шествия , театральные представления, гимнастические состязания и игры, отмечавшиеся с большим великолепием и большими расходами.
Theorika была создана или восстановлена [ 3 ] около 350 г. до н. э., после Социальной войны (357–355 до н. э.) , [ 4 ] афинским государственным деятелем Евбулом , администратором сокровищницы теориконов где-то после 354/3, пока Кефизофонт Афидны не заменил его в 343/2, и Диофантом. Социальная война погрузила Афины в серьезные военные и финансовые трудности, создав тем самым стимул помогать афинскому народу посредством щедрости. Он был создан для того, чтобы предоставить достаточно денег бедным афинским гражданам, чтобы они могли приобрести билеты на ежегодные фестивали общественного богослужения и театральные постановки, такие как Дионисия , Панафинея , Элевсиния и Таргелия . Часть расходов на эти фестивали оплачивались отдельными лицами в виде литургий . Например, в каждом Городе Дионисия одноименный архонт выбирал гражданина хорегосом либо для одной комедии, либо для трех трагедий вместе с сатирической пьесой . Ожидалось, что эти хорегои оплатят всю стоимость обучения и постановки спектаклей. В 410 году хорегос за трагедию потратил на постановку отведенных ему пьес 3000 драхм, в то время как 1 драхма составляла дневную заработную плату квалифицированного рабочего в Афинах. Остальную финансовую нагрузку взяло на себя государство. казначейство . Религиозные посольства на Делосе и в других местах, особенно на Олимпийских , Немейских , Истмийских и Пифийских играх , в основном опирались на государственные средства, хотя часть расходов ложилась на плечи более богатых граждан, которые их проводили. [ 5 ]
Сумма денег, вносимых в эту казну, варьировалась от «15 талантов или меньше до немногим меньше 100 талантов». [ 6 ] В кратком изложении (Дем. 1 гип. 5) Демосфена » « Первого Олинфиака ученый по имени Либаний [ 7 ] не было каменных сидений (только деревянные скамейки) поясняет, что в Афинах в Театре Диониса , а также первоначально не взималась плата за вход на фестиваль. Из-за нехватки сидячих мест вспыхивали драки, когда все бросались искать скамейку; лидеры общины решили взимать плату за вход в размере двух оболов , чтобы предотвратить дальнейшее насилие. [ 8 ] Плата выплачивалась арендатору театра (так называемому Θεατρώνης , Θεατροπώλης или ἀρχιτέκτων ), который обязулся содержать его в хорошем состоянии и постоянно быть готовым к использованию при условии, что ему будет разрешено получать прибыль. [ 9 ] Но поскольку более бедные граждане не могли позволить себе платить за вход, Афины учредили фонд, который покрыл расходы на их билеты. Каждому гражданину выделялась одна драхма для покрытия стоимости билета в два обола (διωβελία) в каждый день трехдневной Дионисии. [ 8 ] Выплаты будут различаться в зависимости от колебаний государственной казны и продолжительности фестивалей.
Эта плата продолжала взиматься и после постройки каменного театра. Перикл , чтобы облегчить бедным классам, издал закон, который позволял им получать плату за вход от государства; после чего все те граждане, которые были слишком бедны, чтобы платить за свои места, обращались за деньгами на публичное собрание, которое тогда часто проводилось в театре. [ 9 ]
Со временем это пожертвование распространилось и на другие развлечения, помимо театральных: сумма в два обола каждому присутствовавшему гражданину вручалась ; если праздник длился два дня, четыре обола; а если три, то шесть оболов; но не более того. Отсюда все теоретические щедроты получили название дибелии ( διωβελία ). Выдаваемые таким образом суммы различались в разное время и, конечно, зависели от состояния общественной казны. Эти раздачи денег, как и раздачи зерна и муки, назывались дианомай ( διανομαί ), или диадосейс ( διαδόσεις ). Их часто совершали в Дионисии , когда присутствовали союзники и видели, как излишки их дани распределялись из [ нужны разъяснения ] оркестр [ нужны разъяснения ] . Аппетит народа к щедростям возрастал благодаря поощрениям, стимулируемым время от времени проектированием [ нужны разъяснения ] демагоги ; и во времена Демосфена они, по-видимому, не ограничивались беднейшими классами. [ 10 ] Немецкий ученый-классик Филипп Август Бек от 25 до 30 талантов . подсчитал, что на них ежегодно тратилось [ 11 ]
Теоретический совет
[ редактировать ]В прежние времена ни одно лицо или группа не назначались специально для управления Теоретическим фондом. Присвоенные таким образом деньги были распределены Хелленотамиай . После анархии, когда система щедрости была восстановлена Агиррием , был назначен совет управляющих, возможно, состоящий из десяти человек, которых называли многими именами (в том числе ἀρχὴ ἐπὶ τῷ θεωρικῷ , οἱ ἐπὶ τῷ θεωρικὸν τεταγμέμοι или κεχειροτονημένοι , θεωρικὴ ἀρχὴ ). Они избирались поднятием рук во времена великого Дионисия по одному от каждого племени и служили на четырехлетний срок. Во времена Евбула под контроль этого совета были переданы многие другие отрасли управления, такие как управление гражданскими расходами, канцелярия Аподектая и строительство доков, арсеналов и улиц. Это было продиктовано беспокойством части людей о том, что никакая часть доходов не должна быть неправомерно отведена из Теоретического фонда, чему, по их мнению, можно было бы помешать, увеличив полномочия его управляющих. Но эти исключительные способности, судя по всему, не просуществовали долго. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]
По мере того как государственные доходы в Афинском государстве значительно увеличивались, росла и теоретическая администрация; по словам Демосфена, произошло увеличение до 400 талантов в год по сравнению с прежними 130 талантами (Фил. IV 37–8). В результате этого роста Теоретический совет начал занимать влиятельную позицию над другими общественными работами, видами деятельности и советами, которые находились под контролем βουλή (Совета пятисот). Раньше буле контролировало государственные доходы и расходы, а также ассигнования денег магистратам с помощью различных советов: полетаев (Аукционного совета) и аподектаев (Совета получателей). [ 16 ] Когда Теоретическая администрация пришла к власти и работала вместе с булем, она поставила администрацию в такое положение, когда «у нее должны были быть хорошие шансы обеспечить себе львиную долю ассигнований и, возможно, дополнить эту долю излишками». [ 17 ] Влиятельная позиция также позволяла членам совета директоров получать конфиденциальные знания о деятельности других отделов, которые раньше были доступны только тем, кто был в буле. [ 18 ] Это ослабило монополию буля, и в результате чиновники-теоретики смогли получить высшую финансовую проницательность и заменить буль в качестве основного финансового ресурса. [ 19 ] Люди, стремившиеся к популярности в Афинах, признали этот рост власти и влияния источником больших возможностей, и в конечном итоге Теоретический совет затмил и поглотил все другие финансовые учреждения. [ 20 ] Используя эту власть, Теоретический совет приступил к надзору за сдачей в аренду шахт, финансированием дорогостоящих общественных работ, таких как дороги и здания, а также деньгами для афинского флота. Эсхин презрительно описывает эту новую монополию власти в своей речи « Против Ктесифона» :
... они [Теоретический совет] также контролировали верфи, отвечали за строящийся военно-морской арсенал и были суперинтендантами улиц; почти все управление государством было в их руках. (3,25)
Демосфен, Филипп II и «Стратиотика»
[ редактировать ]До создания теорики стратиотика (τὰ στρατιωτικά), или Военный (стратиотический) фонд, получала все оставшиеся избыточные доходы, если Афины находились в состоянии войны; это обеспечило финансирование военных расходов. Но сразу после Социальной войны все избыточные доходы были переданы теорике, пока Демосфен не боролся за их перенаправление обратно в стратиотику в 339/8. [ 21 ] Демосфен был решительным сторонником борьбы с растущей властью Филиппа II Македонского и считал, что все излишки денег следует использовать для военных кампаний, а не для внутренних общественных работ; Евбул, напротив, был категорически против дорогостоящих иностранных экспедиций. После Социальной войны Евбул и его последователи, «партия мира», считали, что афинской αρχή больше нет, поэтому они использовали теорию, чтобы «удержать демоса от опрометчивых империалистических авантюр». [ 22 ] и убедить людей, что мир полезен. Теорика стала в некотором смысле психологическим инструментом для этой политической партии, позволяющим подавить военный менталитет, эксплуатируя эгоизм афинян. Это также было «решающим фактором в процессе формирования и искажения восприятия». [ 23 ] что могло бы объяснить отрицание Филиппа как непосредственную угрозу, а также то, почему афиняне были более тщательны в организации праздников, чем в отношении своей собственной армии (Дем. Фил. I 35–6). В « Первом Олинфиаке» , написанном в 349 г. до н. э., Демосфен жалуется, что у Афин есть средства для борьбы с Филиппом, но они предпочитают использовать свои деньги для удовольствия:
Таковы мои взгляды на экспедиционный корпус. Что касается денежной массы, то у вас есть деньги, афиняне; у вас есть больше, чем у любой другой страны, для военных целей. Но вы присваиваете это себе для собственного удовольствия. Теперь, если вы потратите их на кампанию, вам не понадобится дополнительный запас; если нет, то у вас есть или, скорее, у вас вообще нет запаса. 'Что!' кто-то воскликнет: «Вы действительно собираетесь использовать эти деньги в военных целях?» Конечно, нет. Только я считаю, что мы должны предоставить солдат и что должна быть одна единая система оплаты за службу. Однако ваше мнение таково, что вам следует без проблем просто присваивать деньги на свои фестивали. Тогда единственной альтернативой будет военный налог, высокий или легкий, в зависимости от обстоятельств. Нам нужны только деньги, а без денег нельзя сделать ничего из того, что должно быть сделано. Перед вами есть и другие предложения по сбору припасов; выберите тот из них, который вы считаете целесообразным, и, пока еще есть время, займитесь решением проблемы. (19-20)
Тем временем в Афинах был принят защитный закон, запрещающий предложения по использованию денег в теорике, особенно если эти предложения противоречили цели фонда (меризмос). Осторожность Демосфена при подходе к теме теорики в « Первом Олинфиаке» доказывает, что такой закон существовал. Также в это время, перед лицом либо сопротивления Филиппу вернуть свое имущество, либо предательства своих союзников и потери их, их клерухи и фракийского Херсонеса , Аполлодор Ахарнский предложил в буле (членом которой он был в 348 г. до н. э.), что афинский народ должен решить, следует ли использовать излишки для теорики или стратиотики (Дем. 59.4 против Нееры ). Голосование было единогласным за то, чтобы деньги были использованы для стратиотики против Филиппа, но, поскольку такого рода предложения все еще были незаконными, Аполлодор оказался обвиненным Стефаном из Эроиадаи, который составил графический параномон (γραφή παρανόμων) против него; в конечном итоге он был оштрафован на один талант, и его указ был признан недействительным. [ 24 ] После этого голосования Евбул пригрозил смертью любому, кто попытается поставить интересы теорики ниже интересов стратиотики, что объявило это деяние преступлением, караемым смертной казнью. После обвинения Аполлодора и нового закона Евбула Демосфен в своей Третьей Олинфиаке , речи, произнесенной в 349 г. до н.э. вместо военных действий Филиппа против Олинфа , открыто предложил государству избавиться от теорики из-за ее сдерживающего воздействия на текущий кризис. Он также просил отменить военные льготы для тех, кто проводил дионисийские праздники в Афинах, поскольку это деморализовало людей, желающих служить своей стране:
Говоря простым языком, я имею в виду законы по управлению Теоретическим фондом, а также некоторые правила службы. Первые распределяют военные средства в виде театральных денег среди тех, кто остается в городе; последние дают безнаказанность дезертирам и, как следствие, обескураживают тех, кто готов служить. Когда вы отмените эти законы и освободите путь для мудрых советов, тогда ищите кого-нибудь, кто предложит то, что, как вы все знаете, является спасительными мерами. Но пока вы этого не сделаете, не надейтесь найти государственного деятеля, который предложит меры в вашу пользу только для того, чтобы вы его погубили за свои старания. Вы никогда его не найдете, тем более, что единственным результатом будет то, что предлагающий попадет в беду, не улучшив ситуацию, а его судьба также сделает хороший совет более опасным для будущего. Да, афиняне, и вы должны настаивать на том, чтобы те, кто издал эти законы, также отменили их. (3.10-11)
Идею деморализации повторяет Либаний. Вместо зарплаты [ 25 ] за службу в армии и перенесение опасностей войны афинские граждане предпочитали оставаться дома и посещать религиозные праздники. выдвинул аргумент Евбул через два года после Первого Олинфияка , что афиняне должны были принять мир с Филиппом ( Мир Филократа , который поддерживал Эсхин), в противном случае им пришлось бы идти в Пирей , платить военный налог (эйсфору) для финансирования флот и перевести деньги из теории в стратиотику (Дем. О лжепосольстве 19.291). Евбул предложил афинянам различные варианты: они могли принять мир с Филиппом или, если они решат продолжить войну, им придется поддерживать ее, используя свои собственные средства финансирования. [ 26 ] Целью Демосфена, критикуя теорию, было вырвать афинян из их отрицания и ошибочных убеждений, чтобы они могли осознать «абсурдное противоречие между внутренними приоритетами и внешними потребностями, между комфортной иллюзией мира и растущим кризисом на севере». ». [ 27 ]
К Четвертой Филиппике [ 28 ] Отношение Демосфена к теорике менялось:
Есть еще один вопрос, искажение которого посредством несправедливых оскорблений и невоздержанных выражений наносит ущерб государству и, кроме того, дает предлог тем, кто не желает выполнять какие-либо свои гражданские обязанности; действительно, вы обнаружите, что во всех случаях, когда человек не выполнил свой долг, это приводилось в качестве оправдания. Я действительно боюсь говорить на эту тему, но все же сделаю это; ибо я думаю, что смогу с пользой для государства защищать интересы как бедных против богатых, так и собственников против нуждающихся. Если бы мы могли изгнать из своей среды как поношения, которыми некоторые обрушивают Теоретический фонд, так и страх, что Фонд не будет поддерживаться без причинения большого вреда, мы не смогли бы оказать большую услугу и не смогли бы с большей вероятностью укрепить ее. весь политический организм. (4.35-37)
Политическая партия Демосфена, «партия войны», всегда «традиционно (особенно в великие дни Империи) была интервенционистской снаружи, но «афинской» внутри». [ 29 ] Видя, что теорика имеет решающее значение для сохранения социального мира в Афинах ( Демад в Плутарха «Мор. 1011b» называл ее «клеем демократии»), ему нужно было обратиться к обоим мирам как к беспристрастному арбитру. В Четвертой «Филиппике» он выступает от имени бедняков Афин, напоминая богатым, критиковавшим теорику при ее зарождении, что, когда государственный доход не превышал 130 талантов в год, они оставались послушными и платили налоги на недвижимость. С ростом доходов, достигающим 400 талантов в год, богатые больше не чувствовали на своих плечах бремени финансовой ответственности, и, по его мнению, бедные также должны иметь возможность извлечь выгоду из этого увеличения (Флп. IV 37–9). ).
В 339 г. до н. э. ситуация в Афинах стала гораздо более тревожной, чем в 348 г., когда Филипп напал на Олинф и его союзников, что Афины (за исключением Демосфена) не считали непосредственной угрозой. В 339 году Филипп захватил Элатею в Фокиде , которая представляла для Афин более близкую и серьезную опасность. Демосфену без труда удалось убедить Собрание выделить все государственные средства на стратиотику, а Филохор во фрагменте, сохранившемся Дионисием Галикарнасским (объявление Аммея 1.11), еще раз иллюстрирует успех Демосфена:
Народ, выслушав письмо [письмо с обвинениями Филиппа в адрес афинян] и увещевания Демосфена, который выступал за войну и формулировал необходимые резолюции, принял решение снести колонну, воздвигнутую для записи мирного договора и союз с Филиппом, а также укомплектовать флот и всячески энергично вести войну.
Уменьшение Теорики
[ редактировать ]Тот факт, что Демосфену не было предъявлено обвинение в нарушении закона Евбула, позволяет предположить, что ему удалось добиться отмены закона где-то около 339 года. В 337/6 году Демосфен стал главой теорики и пожертвовал 10 000 драхм из собственных денег (Эш .3.24), пока доходы направлялись в стратиотику; но его пожертвований хватило всего на один год. После восстановления теорики он попытался посредством частных подарков и большого праздника компенсировать привилегии, утраченные афинянами после принятия его финансовой политики. [ 30 ] Вскоре после продвижения Демосфена Теоретический совет был ослаблен законом Гегемона, который запрещал мужчинам занимать должности более четырех лет; До принятия этого закона теоретические должностные лица могли избираться снова и снова подряд. Гегемон был членом оппозиционной партии наряду с Эсхином и Демадом, и трудно определить политическую причину его закона, кроме как «преднамеренной пощечины Демосфену». [ 31 ] Ликург также стал соперником буля за контроль над финансами и поднялся по лестнице власти, пока в 337/6 г. не принял на себя юрисдикцию над государственной казной в качестве контролера финансов (ὁ ἐπὶ τῆς διοικήσεως), которую ранее монополизировал Теоретический совет. Он управлял этим местом двенадцать лет подряд до 326/5, когда его соперник и соперник Демосфена, Менесайхм , занял эту должность. [ 32 ]
Несмотря на сокращение полномочий, Теоретический совет в той или иной степени существовал вплоть до Афинской конституции Аристотеля (326–323 гг. до н. э.). Ликург использовал большую часть доходов государства для оплаты своей обороны, строительных проектов и религиозных праздников, что сохраняло некоторое ощущение продолжения теории в Афинах. Одно из последних упоминаний о теории касалось пресловутой попытки Демада подкупить афинян. В 331 году Агис III король Спарты убедил Афины присоединиться к нему в восстании Спарты против Александра . Афиняне умоляли Демада , который тогда был членом Теоретического совета, предоставить деньги для использования на развертывание триер для помощи в восстании. Его ответ, записанный в Плутарха «Морали» (Praecepta Gerendae Reipublicae 818 EF), был:
У вас есть деньги, потому что к Празднику кувшинов я предусмотрел, чтобы каждый из вас получил по полмины ; но если вы предпочитаете использовать деньги для этого предприятия, используйте для Фестиваля свои собственные деньги. [ 33 ]
Подкуп Демада успешно удержал афинян от восстания против Александра.
Ссылки
[ редактировать ]- Эсхин. «Против Ктесифона». Пер. Чарльз Дарвин Адамс. Речи Эсхина. Кембридж: Классическая библиотека Леба, 1948.
- Смотрите также: Против Ктесифона (Персея)
- Аристотель. Афинская конституция . Пер. Пи Джей Роудс. Нью-Йорк: Книги Пингвина, 1984.
- Блейк, Уоррен Эверетт «Новый литературный фрагмент о Демосфене» Trans Proc Am Philol Assoc 57 (1926): 275–295.
- Бьюкенен, Джеймс Дж. Теорика . Нью-Йорк: Джей Джей Огюстин, 1962.
- Демосфен. «Первый Олинтиак; Третий Олинтиак; Первая филиппика; Четвертая Филиппика». Пер. Дж. Х. Винс. Демосфен. Нью-Йорк: Классическая библиотека Леба, 1930.
- Смотрите также: Олинфийцы и Филиппики (Персей)
- Демосфен. «Против Нееры». Пер. АТ Мюррей. Демосфен. Кембридж: Классическая библиотека Леба, 1939.
- Смотрите также: Против Неэры (Персея)
- Демосфен. «О ложном посольстве». Пер. Калифорния Винс . Демосфен. Кембридж: Классическая библиотека Леба, 1926.
- Смотрите также: О ложном посольстве (Персей)
- Дионисий Галикарнасский. «Ад Аммеус». Пер. Уильям Рис Робертс. Дионисий Галикарнасский: Три литературных письма. Кембридж: Кембриджский университет, 1901.
- Дионисий Галикарнасский: Три литературных письма (Google Книги)
- Хансен, М. Х. Афинская демократия в эпоху Демосфена . Транс Дж. А. Крук. Кембридж: Блэквелл, 1991.
- Хансен, М.Х. «Теоретический фонд и графический параномон против Аполлодора». Греческие и византийские исследования XVII (1976): 235–246.
- Харрис, Эдвард М. Демократия и верховенство закона в классических Афинах . Кембридж: Кембриджский университет, 2006.
- Мадер, Готфрид «Pax Duello Mixta: Демосфен и риторика войны и мира». Классический журнал 101.1 (2005–6): 11–35.
- Плутарха Мораль
- Родс, П.Дж. Афинская буль . Оксфорд: Оксфордский университет, 1972.
- Родс, П.Дж. «Афинская демократия после 403 г. до н.э.» Классический журнал 75.4 (апрель – май 1980 г.): 305–323.
- Треветт, Джереми. Аполлодор, сын Пейзона . Оксфорд: Оксфордский университет, 1992.
- http://www.mlahanas.de/Greeks/Money.htm Древнегреческие монеты
- Рекомендуемое чтение
- Коуквелл, Джордж , «Эвбул». Журнал эллинистических исследований 83 (1963): 47–67.
- Сили, Рафаэль, «Афины после социальной войны». Журнал эллинистических исследований 75 (1955): 74–81.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Кеннеди, Чарльз Ранн (1870), «Теорика» , в Смите, Уильяме (ред.), Словаре греческих и римских древностей , Бостон: Little, Brown and Company , стр. 1126–1127.
- ^ Ксенофонт , представитель. Т.е. iii. 8
- ^ Некоторые древние источники называют Перикла основателем теории (Перикл 9.1 Плутарха и Горгий Платона 515E); Агирриос , афинский демагог, также упоминается Аристотелем как первый, кто инициировал эту публичную щедрость в Афинской конституции 41.3. См. также Бьюкенен, Джеймс Теорика . Нью-Йорк, 1962 г. (стр. 29–53).
- ^ Юстин (6.9.1) датирует создание теории где-то в конце или после битвы при Мантинее в 362 году до нашей эры.
- ^ Георг Фридрих Шеманн , Антиквитаты греческого публичного права с. 305
- ^ Родос, П.Дж. Афинский буль . Оксфорд 1972: с. 106.
- ↑ Некоторые принимают объяснение Либания, но предоставляемая им информация часто подвергается сомнению. Эдвард М. Харрис приводит веские аргументы в пользу сомнений в своей книге «Демократия и верховенство закона в классических Афинах» (Нью-Йорк, 2006 г.): «Дорога к исторической ошибке часто вымощена благими намерениями. Конечно, ни у кого не было лучших намерений, чем у ученого Либания…» (с. 121).
- ^ Jump up to: а б Блейк, WE «Новые литературные фрагменты о Демосфене» Trans Proc Am Philol Assoc 57 (1926) стр. 282.
- ^ Jump up to: а б Георг Фридрих Шеманн , Id. п. 219
- ^ Демосфен , Филипп. iv. 141
- ^ Филипп Август Бек , Общественная экономика Афин, с. 224, 2-е изд.
- ^ Эсхин , Против Ктесифона 57, изд. Стеф.
- ^ Филипп Август Бёк , с. 170 и т. д.
- ^ Георг Фридрих Шеманн , Ид. 320 .
- ^ Ваксмут, Хеллен. Альт. том. ii. точка. я. стр. 124–127, 1-е изд.
- ^ Хансен, М. Х. Афинская демократия в эпоху Демосфена . Оксфорд 1991: с. 253; см. также Арист. Ат. Конст. 47.2-48.1.
- ^ Хансен, М.Х. «Теоретический фонд и параномон графа против Аполлодора» GBS XVII (1976): стр. 242.
- ^ Родос, П.Дж. «Афинская демократия после 403 г. до н.э.» CJ 75.4 (апрель – май 1980 г.): стр. 313.
- ^ Родос Ат. Буль п. 107.
- ^ Блейк 282.
- ^ Родос 105.
- ^ Мадер, Готфрид «Pax Duello Mixta: Демосфен и риторика войны и мира» CJ 101.1 (2005-6): стр. 21.
- ^ Мадер с. 21.
- ^ Треветт, Джереми Аполлодор, сын Пейзона . Оксфорд 1992: с. 138-9.
- ^ Либаний здесь не прав; гоплиты не получали оплаты за свои военные услуги (Харрис 121).
- ^ Харрис, EM Демократия и верховенство закона в классических Афинах . Кембридж 2006: с. 122.
- ^ Мадер с. 16.
- ↑ Некоторые современные ученые считают Четвертую Филиппику недостоверной — в противном случае она, вероятно, была доставлена сразу после Третьей Филиппики в 341 году до нашей эры.
- ^ Бьюкенен, Дж. Дж. Теорика . Нью-Йорк 1962: с. 66.
- ^ Блейк с. 286-7.
- ^ Бьюкенен с. 72-3.
- ^ Бьюкенен с. 76-7.
- ^ Бьюкенен с. 80. (Его перевод)
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Смит, Уильям , изд. (1870). Словарь греческих и римских древностей . Лондон: Джон Мюррей.
{{cite encyclopedia}}
: Отсутствует или пусто |title=
( помощь )