МАДИ

Многоканальный цифровой аудиоинтерфейс ( MADI ), стандартизированный как AES10 Обществом аудиоинженеров (AES), определяет формат данных и электрические характеристики интерфейса, который передает несколько каналов цифрового звука . AES впервые задокументировала стандарт MADI в AES10-1991 и обновила его в AES10-2003 и AES10-2008. Стандарт MADI включает описание на уровне битов и имеет общие черты с двухканальным интерфейсом AES3 .
MADI поддерживает последовательную цифровую передачу по коаксиальному кабелю или оптоволоконным линиям с 28, 56, 32 или 64 каналами; и частоты дискретизации до 96 кГц и выше [ 1 ] : 5.1 с разрядностью звука до 24 бит на канал. Подобно AES3 и ADAT Lightpipe , это однонаправленный интерфейс от одного отправителя к одному получателю.
Разработка и приложения
[ редактировать ]MADI был разработан AMS Neve , Solid State Logic , Sony и Mitsubishi. [ 2 ] [ 3 ] и широко используется в аудиоиндустрии, особенно в профессиональном аудиосекторе . Он обеспечивает преимущества перед другими протоколами и стандартами цифрового аудиоинтерфейса, такими как AES3 , ADAT Lightpipe , TDIF ( цифровой интерфейс Tascam ) и S/PDIF (цифровой интерфейс Sony/Philips). Эти преимущества включают в себя:
- Поддержка большего количества каналов на линию
- Использование коаксиальных и оптоволоконных сред, поддерживающих передачу аудиосигналов на расстояние более 100 метров, до 3000 метров по многомодовому и 40 000 метров по одномодовому оптоволокну.
В исходной спецификации (AES10-1991) канал MADI определялся как 56-канальный транспорт для связи широкоформатных микшерных консолей с цифровыми многодорожечными записывающими устройствами. Крупные вещательные студии также использовали его для маршрутизации многоканального звука по своим объектам. Версия 2003 года (AES10-2003) добавляет возможность работы с 64 каналами за счет исключения работы с переменной скоростью и поддерживает частоту дискретизации 96 кГц с уменьшенной пропускной способностью канала. [ а ] Последний стандарт AES10-2008 включает незначительные уточнения и обновления, чтобы соответствовать текущему стандарту AES3.
Аудио через Ethernet различных типов является основной альтернативой MADI для передачи многих каналов профессионального цифрового звука.
Формат передачи
[ редактировать ]Каналы MADI используют формат передачи, аналогичный сети оптоволоконного интерфейса распределенных данных (FDDI). Поскольку MADI чаще всего передается по медным каналам через коаксиальные кабели сопротивлением 75 Ом, он более близок к спецификации FDDI для медных каналов, называемой CDDI. AES10-2003 рекомендует использовать разъемы BNC с коаксиальными кабелями. [ 1 ] : 7.1.4 и разъемы SC [ б ] с оптическими волокнами. [ 1 ] : 7.2.1 MADI по оптоволокну может поддерживать радиус действия до 2 км.
Базовая скорость передачи данных составляет 100 Мбит/с с использованием кодирования 4B5B 125 МГц для обеспечения физической скорости передачи данных . В отличие от AES3, эти часы не синхронизируются с частотой дискретизации звука , а полезная нагрузка аудиоданных дополняется с помощью символов синхронизации JK . Символы синхронизации могут быть вставлены на любой границе подкадра и должны встречаться хотя бы один раз за кадр. [ с ] Хотя стандарт отделяет тактовую частоту передачи от частоты дискретизации звука и, таким образом, требует отдельного соединения синхронизации слов для поддержания синхронизации, некоторые поставщики предоставляют возможность блокировки частей информации о синхронизации передачи для целей получения синхронизации слов.
Аудиоданные почти идентичны полезной нагрузке AES3, но с большим количеством каналов. Вместо букв MADI присваивает номера каналов от 0 до 63. Синхронизация кадров обеспечивается символами синхронизации вне самих данных, а не встроенной последовательностью преамбулы, и первые четыре временных интервала каждого подканала кодируются как обычные данные, используемые для идентификации подканала: [ 6 ]
- Бит 0: установлен в 1, чтобы отметить канал 0, первый канал в каждом кадре.
- Бит 1: установлен в 1, чтобы указать, что этот канал активен (содержит интересные данные).
- Бит 2: маркер канала notA/B, используется для обозначения левого (0) и правого (1) каналов. Обычно четные каналы — это A, а нечетные — B.
- Бит 3: установлен в 1, чтобы отметить начало блока данных из 192 выборок.
Частота дискретизации
[ редактировать ]Исходная спецификация AES10-1991 допускала 56 каналов с частотой дискретизации от 32 до 48 кГц с дополнительным диапазоном изменения скорости ± 12,5%. [ 7 ] [ 8 ] Это приводит к общему диапазону от 28 до 54 кГц. На самой высокой частоте это дает в общей сложности 56 × 32 × 54 = 96768 кбит/с, оставляя 3,232% канала для меток синхронизации и ошибок тактовой частоты передачи.
Версия 2003 года определяет другие отношения между частотой дискретизации и количеством каналов. [ 9 ]
- от 32 кГц до 48 кГц ± 12,5%, 56 каналов;
- номинал от 32 кГц до 48 кГц, 64 канала;
- От 64 кГц до 96 кГц ± 12,5%, 28 каналов.
При частоте дискретизации 48 кГц 64 канала занимают 64 × 32 × 48000 = 98,304 Мбит/с. Добавление минимального кадра 8 × 58 кбит/с дает 98688 бит/с, оставляя 1,312% свободным для изменения синхронизации и других накладных расходов.
Обе версии стандарта поддерживают более высокие частоты дискретизации (например, 96 кГц или 192 кГц) за счет использования двух или более каналов на аудиосэмпл в канале.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с AES10-2008 (r2014): Рекомендуемая практика AES для цифровой аудиотехники — последовательный многоканальный цифровой аудиоинтерфейс (MADI) , Общество аудиоинженеров , 2008 г. , получено 17 января 2018 г.
- ^ «Ассортимент продукции Soundscape MADI» . Звуковой ландшафт . Архивировано из оригинала 18 июля 2011 г. Проверено 23 февраля 2011 г.
- ^ Уоткинсон, Джон; Рамси, Фрэнсис (2004). «4.11 Стандартный многоканальный интерфейс (MADI)» . Справочник по цифровому интерфейсу (3-е изд.). Тейлор и Фрэнсис. ISBN 0240519094 . Проверено 28 июля 2016 г.
- ^ АДИ-6432 АДИ-6432Р
- ^ Руководство HD MADI
- ^ * Грушка, Мэри К. (15 октября 2008 г.), «Последовательный многоканальный аудио-цифровой интерфейс» , TV Technology , заархивировано из оригинала 23 января 2016 г. , получено 24 марта 2009 г.
- ^ AES10-1991, пункт 4.1.
- ^ Фринк, Марк (февраль 2012 г.). «Цифровые сценические коробки Cat5 Snake» (PDF) . FOH Online : 37 . Проверено 16 июня 2019 г.
- ^ AES10-2003, пункт 5.1.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «AES10-2008 (r2014): Рекомендуемая практика AES для цифровой аудиотехники — последовательный многоканальный аудиоцифровой интерфейс (MADI)» , Общество аудиоинженеров , 2008 г. , получено 18 июня 2019 г.