Алессандро Морески
Алессандро Морески | |
---|---|
![]() Морески против. 1900 г. | |
Рожденный | 11 ноября 1858 г. |
Умер | 21 апреля 1922 г. Рим , Италия | (63 года)
Альма-матер | Школа Сан-Сальваторе-ин-Лауро |
Занятие | Оперный певец |
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( май 2024 г. ) |
Алессандро Морески (11 ноября 1858 — 21 апреля 1922) — итальянский хорист конца XIX века и единственный кастрат , делавший сольные записи . [ 1 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Алессандро Морески родился 11 ноября 1858 года в семье Луиджи Лоренцо Морески (1840–1897) и Розы Марии Потелли, римско-католической семьи в городке Монте-Компатри в Папской области , недалеко от Фраскати ( Лацио ). [ нужна ссылка ] Вполне возможно, что он родился с паховой грыжей , от которой кастрация все еще считалась лекарством в Италии 19 века. [ 2 ] Другая возможность состоит в том, что он был кастрирован позже, примерно в 1865 году, что больше соответствовало многовековой практике кастрации вокально одаренных мальчиков задолго до полового созревания. В любом случае, гораздо позже он вспоминал о своем удовольствии петь еще мальчиком в часовне Мадонны дель Кастаньо, недалеко от своего родного города. [ 3 ]
Ранняя карьера
[ редактировать ]
Кажется вероятным, что певческие способности Морески привлекли внимание Назарено Розати, бывшего члена хора Сикстинской капеллы, который искал новые таланты, и около 1870 года взял его в Рим. [ 3 ] Морески стал учеником школы Сан-Сальваторе в Лауро , где его преподавал Гаэтано Капоччи , маэстро ди капелла папской базилики Святого Иоанна Латеранского . В 1873 году, когда ему было всего пятнадцать лет, он был назначен первым сопрано в хоре этой базилики. [ 4 ] а также стал постоянным членом групп солистов, нанятых Капоччи для пения в салонах римского высшего света. [ 5 ] Его пение на таких вечерах ярко описала Анна Лилли де Хегерманн-Линденкроне, американская жена посла Дании при Святом Престоле:
Г-жа Чарльз Бристед из Нью-Йорка, недавно обращенная в Римскую церковь, принимает в субботу вечером... Певцы Папы являются большой достопримечательностью... поскольку ее салон - единственное место за пределами церквей, где их можно услышать. Знаменитая Мореска [ sic ], поющая в Латерано, является полноликим сопрано с сорока зимним стажем. В каждой ноте у него слеза, в каждом вздохе — вздох. Он спел драгоценную песню » Гуно из « Фауста , которая казалась ужасно неуместной. Особенно когда он спрашивает (в подзорную трубу), действительно ли он Маргарита, возникает искушение ответить за него «Маке» [ни в малейшей степени]. [ 6 ]
В 1883 году Капоччи представил особую витрину для своего протеже : первое исполнение в Италии оратории « Christus am Ölberge» , Бетховена в которой Морески исполнил требовательную колоратурную партию Серафима. [ 7 ] Благодаря этому выступлению он стал известен как l'Angelo di Roma , и вскоре после этого, пройдя прослушивание всеми членами хора Сикстинской капеллы , он был назначен там первым сопрано, и эту должность он занимал следующие тридцать лет. . [ 8 ]
Хор Сикстинской капеллы
[ редактировать ]
Директором Морески в Сикстинской сцене был Доменико Мустафа , который сам когда-то был кастратом-сопрано, который понял, что Морески был, среди прочего, единственной надеждой на продолжение сикстинской традиции исполнения знаменитой постановки « Мизерере» Грегорио Аллегри во время Страстной недели . Когда Морески присоединился к Сикстинскому хору, там еще было шесть кастратов, но ни один из них не был способен выдержать утомительное сопрано тесситура этого произведения . [ 9 ] Талант Морески иногда приводил к «поведению, [которому] часто было достаточно капризным, чтобы заставить его забыть о надлежащей профессиональной манере, как в случае, когда после концерта он выставлял себя напоказ среди толпы, как павлин, в длинном белом шарфе, чтобы быть поздравил..." [ 10 ]
Хор Сикстинской капеллы управлялся по многовековым традиционным принципам со строгой системой иерархии. В 1886 году старший кастрат Джованни Чезари ушел в отставку, и, вероятно, именно тогда Морески занял пост Direttore dei concertisti (директора солистов). [ 11 ] В 1891 году Морески занял должность segretario puntatore , ответственного за ежедневник деятельности хора, а в следующем году был назначен maestro pro tempore — в основном административная должность, связанная с созывом собраний хора, назначением репетиций, предоставлением отпуска и подобное. В течение этого года Алессандро также отвечал за контроль правильного выполнения хором своих обязанностей в Сикстинской капелле. С художественной точки зрения работа заключалась в выборе солистов и разработке репертуара. Этот период был периодом раскола в организации Сикстинского хора, а также католической церковной музыки в целом, поскольку реформаторское движение, известное как цецилианство , зародившееся в Германии, начало влиять на Рим. Его призывы к церковной музыке вернуться к двойной основе григорианского пения и полифонии Палестрины угрожали как репертуару, так и практике Сикстинской капеллы. Мустафа также назначил Лоренцо Перози своим бессменным директором, 26-летнего священника из Тортона в Пьемонте и сторонник цесилианства. Морески был свидетелем борьбы между двумя движениями, но также занимался светскими делами: 9 августа 1900 года, по прямому требованию итальянской королевской семьи, он пел на похоронах недавно убитого короля Умберто I , несмотря на Папство все еще не имело официальных контактов с единым итальянским светским государством , которое оно считало узурпатором. [ 12 ]
Весной 1902 года в Ватикане Морески сделал первую из своих записей для компании Gramophone & Typewriter Company лондонской . В 1904 году он сделал дополнительные записи, всего семнадцать треков. В это время Мустафа вышел в отставку в 1903 году, а несколько месяцев спустя умер Папа Лев XIII , решительный сторонник сикстинской традиции. Его преемником стал Папа Пий X , влиятельный сторонник цецилианства. Среди первых официальных действий понтифика было обнародование motu proprio ( Tra le sollecitudini «Среди забот») в День святой Сесилии, 22 ноября 1903 года, в котором говорилось: «Всякий раз, когда... желательно использовать высокие голоса сопрано и контральто, эти партии должны исполнять мальчики, согласно древнейшему церковному обычаю». Морески и его немногие оставшиеся коллеги должны были выйти на пенсию и быть заменены мальчиками.
Официально Алессандро был членом Сикстинского хора до Пасхи 1913 года (на этот день он имел право на пенсию после тридцати лет службы) и оставался в хоре Капеллы Джулии собора Святого Петра в Риме до года. Примерно на Пасху 1914 года он встретил венского музыковеда Франца Хабека, автора книги Die Kastraten und ihre Gesangskunst («Кастраты и их искусство пения», опубликованной в Берлине в 1927 году), который планировал пригласить Морески на концерты, возрождающие репертуар великого восемнадцатого века. кастрат Фаринелли . Однако Морески (сейчас ему пятьдесят пять лет) больше не обладал требуемым высоким диапазоном сопрано и никогда не имел необходимой виртуозной оперной подготовки. [ 13 ]
Выход на пенсию и смерть
[ редактировать ]Выйдя на пенсию, Морески жил в квартире на улице Виа Плинио, 19 недалеко от Ватикана, где и умер в возрасте 63 лет, возможно, от пневмонии. Его похоронная месса была большим и общественным мероприятием в церкви Сан-Лоренцо-ин-Дамасо , и ее проводил Перози, который, несмотря на свою антипатию к кастратам, чувствовал «большую дружбу, которая связала их вместе». [ 14 ] Морески был похоронен в семейном склепе в Чимитеро дель Верано , «городе мертвых» недалеко от римской станции Тибуртина. В той же могиле покоится его коллега Доменико Сальватори. [ 15 ]
Внешний вид и личность
[ редактировать ]По словам Хабека, «внешний вид Морески мало отличается от обычного для певца. Он среднего или скорее небольшого роста. Его симпатичное лицо совершенно безбородое, грудь удивительно широкая и мощная. Голос у него металлический, как у очень высокий тенор. Его голос и манера поведения производят юношеское впечатление, подкрепленное его оживленной беседой, которая дополняет общую очаровательную картину, которую представляет певец». [ 16 ]
Записи
[ редактировать ]Все записи Морески были сделаны в Риме за два сеанса записи для компании Gramophone & Typewriter Company. Первая серия записей была сделана 3 и 5 апреля 1902 года Уиллом и Фредом Гайсбергами . Восемнадцать пригодных для использования партий хора Сикстинской капеллы были запечатлены на воске, четыре из них соло Морески. Десятилетия спустя Фред Гайсберг вспоминал, как делал эти исторические первые записи в Ватикане: «Выбрав большой салон со стенами, покрытыми Тицианом , Рафаэлем и Тинторетто , мы установили нашу грязную машину прямо посередине пола». [ 17 ] Второй комплект записей был сделан в Риме в апреле 1904 года под руководством У. Синклера Дарби. Записи воспроизводятся на компакт-дисках лейблов Opal и Pearl.
Критическое мнение
[ редактировать ]Критические мнения по поводу записей Морески разделились. [ 18 ] некоторые говорят, что они не представляют особого интереса, кроме новизны сохранения голоса кастрата и того, что Морески был посредственным певцом, в то время как другие обнаруживают останки талантливого певца, к сожалению, уже вышедшего из расцвета сил к моменту записи, как Морески был в ему около сорока лет. Тем не менее, другие считают, что он был очень хорошим певцом, и что большая часть «трудностей» при прослушивании записей Морески проистекает из изменений вкусов и стиля пения со временем. Его вокальная техника, безусловно, может показаться раздражающей для современных ушей, но многие из, казалось бы, несовершенных вокальных атак, например, на самом деле являются форшлагами , берущимися с десятой доли ниже ноты - в случае Морески это, кажется, было давний способ использования особой акустики самой Сикстинской капеллы. Устаревшая эстетика пения Морески, включающая крайнюю страсть и постоянное рыдание, часто звучит странно для современного слушателя и может быть ошибочно истолкована как техническая слабость или симптом стареющего голоса. [ 19 ]
Уровень его записей, безусловно, варьируется; Морески записал две версии «Распятия» Россини . В первой, первой партии Морески с его первой записи в 1902 году, он поет фальшиво и продолжает делать это в течение нескольких тактов. [ 20 ] Каким бы ни было современное мнение о его записях, восторженные аплодисменты его коллег свидетельствуют об их высокой оценке, по крайней мере, в одном случае, что можно услышать в конце исполнения песни Тости "Ideale". [ 21 ]
Самая известная пьеса, записанная Морески, — это » Баха и Гуно « Аве Мария Моцарта (хотя хор Сикстинской капеллы записал «Ave verum corpus» , голос Морески индивидуально не слышен). [ 22 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Алессандро Морески - Последний кастрат: Полные записи Ватикана (переиздание) :: Обзоры OndaRock» . ОндаРок . Проверено 14 сентября 2020 г.
- ^ Клэптон, Н.: Морески и голос кастрата (Лондон, 2008), стр. 60–62.
- ^ Перейти обратно: а б Клэптон, с. 62
- ^ Клэптон, с. 75
- ^ Клэптон, стр. 76–78.
- ^ де Хегерманн-Линденкроне, Алабама: Солнечная сторона дипломатической жизни , (Нью-Йорк: 1914), стр. 118–19.
- ^ Клэптон, стр. 81–82.
- ^ Клэптон, стр. 102–03.
- ^ Клэптон, стр. 104–07.
- ^ перевод с Девоти, L: Алессандро Морески, известный как «Ангел Рима» 1858–1922 , в Р. Лефевре и А. Морелли (ред.): Musica e musica nel Lazio (Рим, 1985), стр. 467
- ^ Клэптон, стр. 116–17.
- ^ подробности об этом периоде жизни Морески и потрясениях в Сикстинском хоре см. Клэптон, стр. 124–72 passim.
- ^ Клэптон, стр. 185–86.
- ^ перевод из Il Giornale d'Italia 30 апреля 1922 г., стр. 2
- ^ см. Клэптон, стр. 188, 194.
- ^ перевод с Haböck, F: Кастраты и их искусство пения (Берлин, 1927), стр. 185.
- ^ Гайсберг, Ф.: Заметки из моего дневника, записи реальных выступлений («Граммофон», xxii, № 256, (сентябрь 1944 г.), стр. 43).
- ↑ Хабёк восторженно писал о своем живом выступлении; см. «Кастраты и их певческое искусство» , стр. 185–86.
- ^ Здесь можно прочитать ряд критических мнений, например: Донингтон, Р.: Путеводитель по музыке барокко, Лондон, 1973 (стр. 73–74); Шоу-Тейлор, Д.: Голос кастрата на граммофоне , приложение к Гериоту, А: Кастраты в опере (переиздание в Лондоне, 1975), стр. 225–27; Скотт, М.: Записи пения (Лондон, 1977), стр. 10–11; Лоу, Дж: Пересмотр Алессандро Морески: Кастрат в записях (в «The Opera Quarterly», 1984 2 (2), стр. 1–12); аннотации к Алессандро Морески, последнему кастрату, Complete Vatican Recordings (Opal CD 9823); Клэптон, Н.: Алессандро Морески и голос кастрата (Лондон, 2008 г.), стр. 197–216 passim.
- ↑ Opal CD 9823, трек 7, отрывок с 2'04 по 2'16
- ^ это можно услышать в конце трека 3 на компакт-диске OPAL 9823.
- ^ OPAL CD 9823, трек 12
- де Хегерманн-Линденкроне, Алабама: солнечная сторона дипломатической жизни (Нью-Йорк, 1914 г.)
- Хабёк, Ф.: Кастраты и их певческое искусство (Берлин, 1927)
- Клэптон, Н.: Алессандро Морески и голос кастрата (Лондон, 2008 г.)
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Полный текст Tra le Sollecitudini доступен в Интернете на английском языке по адресу Tra Le Sollecitudini. Инструкция по духовной музыке. Архивировано 16 июля 2012 г. на Wayback Machine.
- 1904 Запись Баха/Гуно: Аве Мария