Jump to content

Харджиндер Сингх (офицер ВВС)


Харджиндер Сингх

Рожденный ( 1909-02-04 ) 4 февраля 1909 г.
Район Хошиарпур , провинция Пенджаб (Британская Индия)
Умер 6 сентября 1971 г. ) ( 1971-09-06 ) ( 62 года
Чандигарх
Верность  Британская Индия (1931–1947)
 Индия (с 1947 г.)
Услуга/ ветвь  Британская индийская армия (1931–1947)
 ВВС Индии (с 1947 г.)
Классифицировать вице-маршал авиации
Единица 1-я эскадрилья IAF
Команды Команда технического обслуживания
1 базовая ремонтная база
Битвы/войны Китайско-индийская война
Вторая мировая война
Награды Медаль Парам Вишишт Сева
Член Ордена Британской Империи
Супруг (а) Беант Каур

Вице-маршал авиации Харджиндер Сингх , PVSM , MBE (4 февраля 1909 — 6 сентября 1971) — офицер авиации ВВС Индии . Он был одним из первых, кто присоединился к недавно созданным ВВС Индии (IAF) в 1933 году в самом низком звании «гавайский сипай». За свою карьеру, охватывающую более трех десятилетий и двух войн, он поднялся с самого низкого рядового звания до второго по величине звания в ВВС Индии. Провозглашенный техническим волшебником и новатором, он считается легендой IAF.

Сингх родился в районе Хошиарпур провинции Пенджаб и стал сиротой в возрасте 11 лет, потеряв отца, братьев и сестер из-за чумы очень рано, а несколько лет спустя — мать. Воспитанный своей тетей в Джаландхаре, он поступил в инженерный колледж Маклагана в Лахоре в возрасте 17 лет. Окончив его пять лет спустя, он оставил потенциально комфортную жизнь в качестве дипломированного инженера на государственной службе и поступил на службу в Королевские ВВС (RAF) в качестве «гавайский сипай». После ученичества он поступил на службу в ВВС Индии на авиабазе RAF Digh Road . Он служил в Северо-Западной пограничной провинции во время кампании в Вазиристане . Во время Второй мировой войны он возглавлял рядовых в качестве прапорщика 1-й эскадрильи IAF в Бирманской кампании .

Сингх был назначен летным офицером после возвращения из Бирмы. В июне 1943 года Сингх был назначен членом Ордена Британской Империи (MBE). Затем он служил на базе Королевских ВВС в Кохате и был главным техническим директором подразделения оперативной подготовки Королевских ВВС в Пешаваре. После раздела Индии он возглавил техническую и ремонтную базу ВВС. Обеспечил высокую исправность самолетов во время Индо-Пакистанской войны 1947 года . В 1948 году он был назначен командиром станции в Канпуре в звании капитана группы.

В апреле 1950 года, в возрасте 41 года, Сингх обрел крылья после завершения летной подготовки. В январе 1955 года Сингх принял командование вновь созданным Командованием технического обслуживания . Он будет возглавлять команду около 9 лет, вплоть до выхода на пенсию. В 1958 году эта должность была повышена до коммодора авиации, а в 1959 году — до вице-маршала авиации. За это время он спроектировал и построил легкий самолет связи, на котором совершил испытательный полет, запустил первый реактивный двигатель индийского производства и изготовил самолет Hawker Siddeley HS 748 в Канпуре.

На его счету было много новинок - первый индийский капрал , первый индийский сержант , первый индийский прапорщик , первый индийский инженерный офицер и первый индиец, награжденный MBE в ВВС.

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Сингх родился 4 февраля 1909 года в семье Джат-сикхов в деревне Сирхала-Курхад округа Хошиарпур провинции Пенджаб . Младший из троих детей, он очень рано потерял отца, братьев и сестер из-за чумы. К тому времени, когда ему было 11, он также потерял мать, и его воспитывала тетя по отцовской линии в деревне Махил Гайла, недалеко от Банги, Джуллундур, где его дядя Сампуран Сингх Махал был заилдаром . [ 1 ] Он успешно сдал конкурсные вступительные экзамены и поступил в Маклагана инженерный колледж в Лахоре . [ 2 ] На третьем курсе его избрали секретарем ассоциации молодых инженеров. Будучи секретарем, он хотел организовать визит на базу Королевских ВВС. Адъютант части отказался, заявив, что индейцев внутрь не пускают, а также сообщил, что индейцы являются неполноценными в расовом отношении. Обиженный этим, он решил пойти в ВВС и доказать, что офицер неправ. [ 3 ]

В 1928 году правительство Индии согласилось на поступление индийцев в Королевский военно-воздушный колледж Крэнвелла . [ 4 ] Наземный персонал должен был пройти обучение в Индии и отбираться из учеников класса «D» на Индийских железных дорогах и называться гавайскими сипаями 3-го класса. Учениками на железных дорогах были неграмотные мальчики, а выпускники инженерных специальностей на эту должность не рассматривались. Сингх настаивал и неоднократно писал в ВВС Великобритании. Плата и статус этой должности были скудными, намного меньше, чем ему платили в качестве стипендии на последнем году обучения инженеру. У него также было предложение на должность суперинтенданта электростанции Гуджранвала. Несмотря на это, Сингх был полон решимости присоединиться к ВВС. В ноябре 1930 года он был выбран, и в январе 1931 года ему было предложено присоединиться к Карачи . Оставив жизнь инженера, возможно, роскошную, он поступил в низший ранг гавайского сипая. [ 5 ]

Военная карьера

[ редактировать ]

Ранняя карьера

[ редактировать ]

21 января 1931 года Сингх присоединился к военно-воздушным силам на авиабазе RAF Digh Road . он обучался на слесаря ​​планеров, а не на слесаря ​​авиационных двигателей По совету своего старшего унтер-офицера . После двух лет обучения, в январе 1933 года, он был направлен на испытательный и отправочный полет в ВВС Великобритании в Карачи, где работал и обслуживал Westland Wapiti . Он был среди 19 гавайских сипаев ВВС Индии, когда они были сформированы 1 апреля 1933 года в составе одного звена . [ 6 ]

Сингх был отправлен в Кветту в сентябре 1933 года вместе с четырьмя офицерами и еще одним сипаем. [ 7 ] Именно здесь произошла авария, в результате которой в авиакатастрофе погибли пилоты-офицеры Бхупиндер Сингх и Амарджит Сингх. [ 8 ] 7 февраля 1934 года ему было присвоено действующее звание Гавайского Найка, эквивалентное капралу Королевских ВВС. В начале 1935 года он был одним из первых людей, получивших звание ведущего авиатора (LAC) после прохождения теста LAC. [ 6 ]

В апреле 1936 года рейс «А» перелетел из Карачи в Пешавар в Северо-Западной пограничной провинции (СЗПП) для участия в кампании в Вазиристане . Этот полет был прикреплен к 5-й эскадрилье RAF как полет «D». В середине 1937 года он перебрался в Мираншах , где добился рекордной исправности самолетов. В июле 1938 года был сформирован отряд «Б», и 1-я эскадрилья IAF перебралась на базу ВВС Амбала . ВВС Великобритании Позже в том же году летный офицер Генри Рунганадхан на своем Wapiti выиграл воздушную гонку на выставке самолетов в Дели против Hawker Audaxes . В качестве обслуживающего экипажа самолета-победителя Сингх был представлен командующему Индии авиацией, вице-маршалу авиации Филиппу Жуберу де ла Ферте . [ 9 ]

Вторая мировая война

[ редактировать ]

С началом войны в сентябре 1939 года командир авиабазы ​​в Карачи предложил Сингху назначение в ВВС Великобритании. Он отказался от комиссии, решив остаться в IAF, отметив, что он не против оставаться унтер-офицером в IAF всю свою жизнь. 1 ноября 1939 года ему было присвоено звание гавайского хавилдара, эквивалентное сержанту . [ 10 ] Восемь месяцев спустя, 10 июня 1940 года, он был повышен до звания летного сержанта и назначен инженером станции форта Сандеман в СЗПП, которым командовал лейтенант Карун Кришна Маджумдар . [ 11 ] назвал его «техническим волшебником» Во время этого периода летный офицер Баба Мехар Сингх за то, что за 72 часа отремонтировал самолет, потерпевший аварийную посадку. [ 12 ]

В марте 1941 года командир 1-й эскадрильи Суброто Мукерджи совершил вынужденную посадку в деревне после того, как попал в пыльную бурю. Самолет был поврежден и был отремонтирован Сингхом в деревне в течение двух дней. Ремонт поврежденного самолета в отдаленном уголке вдали от авиабазы ​​и депо был выдающимся подвигом, и Мукерджи похвалил Сингха за его замечательное выступление на встрече с британскими сержантами, приданными к эскадрилье в Амбале. [ 13 ] В августе 1941 года эскадрилья была преобразована в Вестленд. Лисандр и Сингх и его люди тренировались на этом самолете. [ 14 ] У Lysander возникла проблема с повреждением покрышек хвостового колеса при приземлении. Сингх спроектировал, изготовил и установил на самолет деревянные колеса! [ 15 ]

В январе 1942 года 1-я эскадрилья под командованием командира эскадрильи К. К. Маджумдара получила приказ о переброске в Бирму . Эскадрилья перебралась поездом в Рангун через Калькутту, а двенадцать «Лисандров» должны были вылететь из Пешавара через Лахор, Дели, Канпур, Калькутту и Читтагонг в Бирму. За день до вылета три самолета совершили аварийную посадку на взлетно-посадочной полосе. В поезде находилась техническая бригада вместе со своим оборудованием. Сингх, не имея ни оборудования, ни технической команды, руководил пилотами и стрелками, чтобы отремонтировать самолет и привести его в готовность к полету в течение 36 часов. Маджумдар повысил Сингха до исполняющего обязанности уорент-офицера I класса . [ 16 ]

В феврале 1-я эскадрилья совершила несколько бомбардировок японского аэродрома в Мэхонгсоне . Японцы почти каждый день отвечали собственными рейдами. Все это время Сингх руководил своей командой, чтобы поддерживать «Лисандры» в рабочем состоянии. [ 17 ] После возвращения из Бирмы эскадра двинулась в Секундерабад , а затем в Тричинополи . В июне 1942 года он был переведен в Рисалпур и преобразован в Hawker Hurricane II B. [ 14 ] В августе командир Мукерджи и бывший командир Маджумдар попросили Сингха принять техническую комиссию и стать офицером ВВС. [ 18 ]

3 сентября 1942 года Сингх был назначен первым индийским инженером в звании летного офицера . двум другим прапорщикам было присвоено звание летчика . В тот же день [ 19 ] 1 февраля 1943 года он был назначен президентом Комиссии по первоначальному и повторному отбору в Центре подготовки новобранцев в Уолтоне, Лахор . В июне 1943 года Сингх был назначен кавалером Ордена Британской Империи (MBE), что стало первой такой наградой в ВВС. [ 20 ] Позже в том же году он был показан в пропагандистском фильме вместе со своим бывшим командиром Маджумдаром и на плакате о вербовке вместе с летным офицером АМО Прингом с надписью «Это Принг, а это Сингх». [ 21 ]

1 декабря Сингх отправился в Англию, поскольку его выбрали для прохождения высшего технического образования. В ходе своего визита он посетил различные учреждения и производственные предприятия. В июне 1944 года он вернулся в Индию и был направлен на базу ВВС Кохат . [ 6 ] В феврале 1945 года Маджумдар возглавлял показательный полет, который проходил в Уолтоне, Лахор. Сингх присутствовал и видел, как Маджумдар разбился во время погружения. Позже Сингх написал некролог своего друга и наставника, в котором говорилось, что часть его умерла в тот день. [ 22 ] После восемнадцатимесячного пребывания в Кохате Сингх был повышен до звания командира эскадрильи и назначен главным техническим директором подразделения оперативной подготовки Королевских ВВС в Пешаваре. Под его началом находились как индийские, так и британские летчики. В начале 1947 года перешёл в штаб авиации, где был назначен начальником технической подготовки в звании командира авиаполка . [ 6 ]

Пост-независимость

[ редактировать ]

После раздела Индии большая часть технического оборудования, а также ремонтные базы находились в Пакистане. Сингх занимался обслуживанием зданий и техническими ноу-хау в Индии. В ходе Индо-Пакистанской войны 1947 года он реорганизовал всё техническое прикрытие и обеспечил высокую исправность. Он также прошел обучение в Делийском аэроклубе и получил лицензию коммерческого пилота . Затем он прилетел на своем личном гражданском самолете в Кашмир и перелетал с базы на базу на небольшом самолете. [ 6 ]

9 августа 1948 года Сингху было присвоено звание капитана группы и назначен командиром станции в Канпуре. [ 2 ] Здесь он возглавил команду для работы над 100 поврежденными самолетами Consolidated B-24 Liberator совместно с Hindustan Aircraft Limited (HAL) в Бангалоре. На этих самолетах 5-я эскадрилья IAF . 2 ноября 1948 года была сформирована [ 23 ] Хотя он летал на гражданских и военных самолетах, он все еще не был квалифицированным пилотом IAF. С конца 1949 года он проходил обучение в Военно-воздушной академии в Амбале. [ 24 ]

15 апреля 1950 года Сингх заработал свои «крылья» в возрасте 41 года, когда большинство подготовленных пилотов ограничили свои полеты. Командир эскадрильи Э.Д. Массиламани, его старший административный офицер и квалифицированный летный инструктор (QFI), помогал ему на продвинутом этапе полета. [ 2 ] В 1951 году начальник штаба авиации (CAS) маршал авиации сэр Рональд Ивело-Чепмен предложил Сингху должность председателя HAL с повышением до звания коммодора авиации. Сингх отклонил предложение, решив остаться в IAF. 26 января 1955 года в Канпуре было создано Командование технического обслуживания под руководством Сингха. [ 25 ]

Воздушное звание

[ редактировать ]

24 марта 1958 года Сингху было присвоено звание коммодора авиации , и с учетом его воздушного звания это назначение было переименовано в командующего авиацией (AOC) командования технического обслуживания. [ 26 ] [ 27 ] В это время IAF и Indian Airlines Corporation (IAC) искали замену Douglas C-47 Skytrain . В сражении участвовали три самолета: Hawker Siddeley HS 748 , Fokker F27 Friendship и Lockheed CL-49. В 1959 году он возглавил группу в Соединенное Королевство для выбора самолета для производства в Индии. Hawker Siddeley HS 748 . В конечном итоге выбор пал на [ 28 ] 15 мая 1959 года он был внеочередно повышен до звания вице-маршала авиации и переименован в главнокомандующего авиации (AOC-in-C). Сингх возглавил проектирование и постройку четырехместного легкого самолета связи, получившего название «Канпур-I». Он также выступал в качестве летчика-испытателя, сам управляя самолетом. [ 29 ]

Вице-маршал авиации Сесил Бушье , первый командующий ВВС, о карьере Сингха

«Ваша карьера, должно быть, одна из самых романтических для любого человека на любой службе в мире».

[ 6 ]

В апреле 1961 года командование технического обслуживания под командованием Сингха запустило первый реактивный двигатель, построенный в Индии. [ 30 ] Позже в том же году, в ноябре, первый самолет HS 748, получивший название «Суброто», был собран и позже передан нации премьер-министром Джавахарлалом Неру . [ 31 ] 26 января 1962 года он был награжден медалью Парам Вишишт Сева (тогда называвшейся медалью Вишишт Сева I степени) за выдающиеся заслуги высочайшего уровня. [ 32 ]

Сингх ушел из ВВС 4 ноября 1963 года после 32 лет службы. [ 33 ] предложил ему должность генерального контролера авиастроения Маршал авиации CAS, инженер Аспи, . Ему также предложили продлить срок службы, от чего он отказался. Узнав, что Сингх планирует поселиться в Чандигархе после выхода на пенсию, премьер-министр написал главному министру Пенджаба Партапу Сингху Кайрону , что он очень высокого мнения о Сингхе и не хочет, чтобы он уходил с государственной службы. [ 34 ]

Личная жизнь

[ редактировать ]

Сингх женился на Беант Каур 31 мая 1934 года. [ 35 ] Беант родился 9 апреля 1917 года в Лайаллпуре (ныне Пакистан ). Она закончила колледж Лайаллпур Хальса . Выйдя замуж за Харджиндера, она также заинтересовалась полетами и в 1952 году стала первой индийской женщиной, получившей лицензию частного пилота. [ 15 ] После выхода Сингха на пенсию пара поселилась в Чандигархе, куда она летала почти каждый день. [ 36 ] Своих детей у пары не было. Они усыновили сына сестры Бинта, Манмохана. Манмохан вступил в индийскую армию и вышел в отставку в звании полковника . [ 6 ]

Спустя годы

[ редактировать ]

После выхода на пенсию Сингх занимал множество консультативных должностей в правительствах, а также в крупных компаниях. Он был советником компаний General Electric , Himalayan Helicopters и Avro Atlantic . Он также работал советником правительства Пенджаба в нескольких департаментах: техническое образование, производственное обучение, общее образование, гражданская авиация и защита детей. [ 37 ]

Смерть и наследие

[ редактировать ]

В сентябре 1971 года, произнося речь в колледже DAV в Чандигархе , Сингх перенес сердечный приступ и умер в возрасте 62 лет. [ 15 ] Его гроб несли несколько действующих офицеров ВВС США. [ 38 ] Сингха считают инженерным гением и провидцем, опередившим свое время. [ 39 ] Его считали техническим волшебником и новатором. Сегодня его считают легендой ВВС Индии. [ 40 ] Его считали «голубоглазым мальчиком» министра обороны В. К. Кришны Менона . В связи с производством самолетов HS 748 в Командовании технического обслуживания в Канпуре под руководством Сингха, начальник штаба авиации главный маршал Пратап Чандра Лал отметил, что «HS» вполне может означать «Харджиндер Сингх», как и «Хоукер Сиддели». " [ 41 ] Харджиндер Нагар возле базы ВВС в Чакери , Канпур, назван в его честь. [ 15 ]

Награды и награды

[ редактировать ]
Медаль Парам Вишишт Сева Медаль независимости Индии Член Ордена Британской Империи Медаль за общие заслуги в Индии
1939–1945 Звезда Бирманская звезда Военная медаль 1939–1945 гг. Медаль за службу в Индии

Даты звания

[ редактировать ]
Знаки отличия Классифицировать Компонент Дата присвоения звания
Нет значка Гавайский сипай Королевские ВВС 21 января 1931 г. [ 42 ]
Нет значка Гавайский сипай Королевские ВВС Индии 1 апреля 1933 г.
Ведущий авиатор Королевские ВВС Индии Январь 1935 г. [ 43 ]
Гавайский подъем ( капрал ) Королевские ВВС Индии 7 февраля 1934 г. (исполняющий обязанности) [ 44 ]
Гавайский констебль ( сержант ) Королевские ВВС Индии 1 ноября 1939 г. [ 45 ]
летный сержант Королевские ВВС Индии 10 июня 1940 г. [ 11 ]
Уорент-офицер I класса Королевские ВВС Индии Январь 1942 г. (действующий)
Ноябрь 1942 г. (основной) [ 46 ]
Летающий офицер Королевские ВВС Индии 3 сентября 1942 г. [ 27 ]
Лейтенант полета Индийские ВВС 1 апреля 1949 г. (по существу) [ 27 ]
Командир эскадрильи Индийские ВВС 15 августа 1949 г. (по существу) [ 27 ]
Командир звена Индийские ВВС Январь 1947 г. (действующий) [ 47 ]
Капитан группы Индийские ВВС 14 августа 1948 г. (исполняющий обязанности) [ 27 ]
Командир звена Индийские ВВС 26 января 1950 г. (ввод в строй и смена знаков различия) [ 48 ]
1 октября 1951 г. (по существу) [ 27 ]
Капитан группы Индийские ВВС 1 октября 1955 г. [ 27 ]
Воздушный коммодор Индийские ВВС 24 марта 1958 г. (исполняющий обязанности) [ 26 ]
10 октября 1958 г. [ 27 ]
вице-маршал авиации Индийские ВВС 15 мая 1959 г. (исполняющий обязанности) [ 27 ]
10 декабря 1961 г. (по существу) [ 27 ]
  1. ^ Эдвардс 2016 , с. 2.
  2. ^ Перейти обратно: а б с «Крылья для капитана группы Харджиндера Сингха» (PDF) . pibarchive.nic.in . 14 апреля 1950 года.
  3. ^ Эдвардс 2016 , с. 4-7.
  4. ^ Шарма 1997 , с. 92.
  5. ^ Эдвардс 2016 , с. 14-16.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Эдвардс 2016 .
  7. ^ Эдвардс 2016 , с. 52.
  8. ^ Эдвардс 2016 , с. 57.
  9. ^ Эдвардс 2016 , с. 90.
  10. ^ Эдвардс 2016 , с. 100.
  11. ^ Перейти обратно: а б Эдвардс 2016 , с. 107.
  12. ^ Эдвардс 2016 , с. 113.
  13. ^ Эдвардс 2016 , с. 124.
  14. ^ Перейти обратно: а б «История IAF | ВВС Индии | Правительство Индии» . indianairforce.nic.in .
  15. ^ Перейти обратно: а б с д Сапру 2014г .
  16. ^ Эдвардс 2016 , с. 155-158.
  17. ^ Эдвардс 2016 , с. 181.
  18. ^ Эдвардс 2016 , с. 226-227.
  19. ^ Эдвардс 2016 , с. 228.
  20. ^ «№36033» . Лондонская газета (Приложение). 2 июня 1943 г. с. 2432.
  21. ^ Эдвардс 2016 , с. 240-241.
  22. ^ Эдвардс 2016 , с. 263.
  23. ^ Эдвардс 2016 , с. 310-312.
  24. ^ Эдвардс 2016 , с. 326.
  25. ^ «РОЛЬ КОМАНДИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ В ВВС» (PDF) . pibarchive.nic.in . 17 марта 1956 года.
  26. ^ Перейти обратно: а б «ВОЗДУШНОЕ ЗВАНИЕ GP CAPT HARJINDER SINGH» (PDF) . pibarchive.nic.in . 27 марта 1958 года.
  27. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к «Послужной список вице-маршала авиации Харджиндера Сингха, 1963 год, англ., Bharat Rakshak.com» . Бхарат Ракшак .
  28. ^ Лал 1986 .
  29. ^ «ЭЙР И ХАЛ ЧИФС В КАНПУРЕ» (PDF) . pibarchive.nic.in . 18 августа 1960 года.
  30. ^ «DM ВКЛЮЧАЕТ ПЕРВЫЙ РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ИНДИЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА» (PDF) . pibarchive.nic.in . 8 апреля 1961 года.
  31. ^ Эдвардс 2016 , с. 366-367.
  32. ^ «ЧЕТЫРЕ ОФИЦЕРА ВВС ПОЛУЧИЛИ МЕДАЛЬ ВИШИШТА СЕВА» (PDF) . pibarchive.nic.in . 25 января 1962 года.
  33. ^ «IAF ПРОЩАЕТСЯ С АВМ ХАРДЖИНДЕРОМ СИНГХОМ» (PDF) . pibarchive.nic.in . 4 августа 1963 года.
  34. ^ Эдвардс 2016 , с. 377.
  35. ^ Эдвардс 2016 , с. 66.
  36. ^ «Первая женщина-пилот в Индии скончалась в возрасте 95 лет» . Индостан Таймс . 14 мая 2012 г.
  37. ^ Эдвардс 2016 , с. 379.
  38. ^ Эдвардс 2016 , с. 383.
  39. ^ «Знайте легенды индийских ВВС: АВМ Харджиндер Сингх» . Твиттер .
  40. ^ «Легенды ВВС Индии | ВВС Индии | Правительство Индии» . indianairforce.nic.in .
  41. ^ Лал 1986 , с. 82.
  42. ^ Эдвардс 2016 , с. 16.
  43. ^ Эдвардс 2016 , с. 61.
  44. ^ Эдвардс 2016 , с. 71.
  45. ^ Эдвардс 2016 , с. 101.
  46. ^ Эдвардс 2016 , с. 158.
  47. ^ Эдвардс 2016 , с. 284.
  48. ^ «Новые дизайны гербов и значков в сфере услуг» (PDF) . Бюро пресс-информации Индии – Архив .

Библиография

[ редактировать ]
  • Эдвардс, Майк (2016), Спитфайр Сингх: Истинная жизнь безжалостных приключений , Bloomsbury Publishing India, ISBN  978-9384898670
  • Шарма, Г.К. (1997), Национализация индийской армии 1885–1947 , Allied Publishers Pvt Ltd, ISBN  978-8170235552
  • Сапру, Сомнатх (2014), Боевые знания: ВВС Индии 1930–1945 гг ., KW Publishers Pvt Ltd, ISBN  978-9383649259
  • Лал, ПК (1986), Мои годы в IAF , Lancer Publishers, ISBN  8170620082
Военные офисы
Новое название
Новая команда
Офицер авиации, командующий главнокомандующим по техническому обслуживанию
1955–1963
Преемник
Новое название
Новый блок
Командир Базового ремонтного депо №1
1948–1955
Преемник
НП Наир
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cadb8782116891680aff77eaca762502__1707912660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ca/02/cadb8782116891680aff77eaca762502.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Harjinder Singh (IAF Officer) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)