Согласие или оплата
«Согласие или оплата» , также называемая «Плати или окей» , — это тактика соблюдения требований, используемая некоторыми компаниями, в первую очередь Meta , для повышения ставок, по которым пользователи дают согласие на обработку данных в соответствии с Европейского Союза ( Общим регламентом защиты данных GDPR). Он заключается в предоставлении пользователю уведомления о согласии на отслеживание , но с возможностью только двоичного выбора; либо пользователь дает согласие на обработку данных, либо он должен заплатить за использование услуги, которую в противном случае можно использовать бесплатно, если на обработку данных получено согласие. Эта тактика подверглась критике со стороны защитников конфиденциальности и неправительственных организаций , таких как NOYB и Wikimedia Europe , которые утверждают, что она является незаконной в соответствии с GDPR. 17 апреля 2024 года Европейский совет по защите данных опубликовал необязательное заключение, в котором говорится, что в большинстве случаев модели согласия или оплаты не представляют собой действительного согласия в значении GDPR.
Фон
[ редактировать ]В соответствии с GDPR обработка персональных данных физического лица разрешена только при шести законных основаниях: согласие, договорная необходимость, юридическое обязательство в соответствии с законодательством ЕС или государства-члена, общественный интерес, защита жизненно важных интересов физического лица и законный интерес обработчика. . [1]
Когда GDPR впервые вступил в силу в 2018 году, Meta оправдывала обработку персональных данных тем, что ее условия использования представляют собой договор, по которому пользователь дал согласие на обработку персональных данных. [2] [3] Однако это было оспорено австрийским активистом по защите конфиденциальности Максом Шремсом , который успешно доказал, что договорная необходимость не является действительным основанием для обработки данных, когда речь идет о персонализированной рекламе. [4] В ответ на это решение Meta изменила свою правовую основу для обработки персональных данных с договорной необходимости на законный интерес, который, в свою очередь, также был признан недействительным основанием, когда речь идет об обработке персональных данных для целевой рекламы . [5] [6] Затем Meta изменила свое юридическое основание на согласие, но решила реализовать согласие таким образом, чтобы пользователи, давшие согласие на персонализированную рекламу, могли использовать услугу бесплатно, а пользователи, которые этого не сделали, должны были платить ежемесячную подписку, чтобы продолжить использование. услуга. [6]
Критики этой модели согласия назвали ее «Плати или ладно», утверждая, что ежемесячная плата непропорциональна и что пользователи не могут отозвать свое согласие на отслеживание так же легко, как оно дается, чего требует GDPR. . Массимилиано Джельми, юрист по защите данных в NOYB, заявил: «Закон ясен: отозвать согласие должно быть так же просто, как и дать его. До боли очевидно, что платить 251,88 евро в год за отзыв согласия - это не так просто, как нажать кнопку «ОК», чтобы принять отслеживание». [7] [8]
17 апреля 2024 года Европейский совет по защите данных опубликовал необязательное заключение, в котором говорится, что в большинстве случаев модели согласия или оплаты не представляют собой действительного согласия в значении GDPR. [9]
Расследование Европейской комиссии
[ редактировать ]1 июля 2024 года Европейская комиссия объявила, что начала расследование против Meta в соответствии с положениями Закона о цифровых рынках , при этом в предварительных выводах утверждается, что подход Meta не соответствует Закону о цифровых рынках, и это утверждение Meta оспорила. [10]
Другие пользователи
[ редактировать ]Хотя Meta подвергалась наибольшему вниманию и критике в отношении использования принципа «Плати или окей», другие компании также использовали эту тактику. Австрийское управление по защите данных установило, что derStandard.at немецкоязычная газета действовала незаконно, используя фразу «Плати или окей», в то время как другие сайты также были обвинены в том же, в том числе Spiegel.de , zeit.de , Heise. de , faz.net , krone.at и t-online.de . [11]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Обрабатывайте персональные данные на законных основаниях | Европейский совет по защите данных» . www.edpb.europa.eu . Проверено 23 мая 2024 г.
- ^ Шехнер, Сэм. «Модель таргетированной рекламы Meta сталкивается с ограничениями в Европе» . ВСЖ . Архивировано из оригинала 20 октября 2023 года . Проверено 23 мая 2024 г.
- ^ Ломас, Наташа (4 января 2023 г.). «Новый год Meta начинается с новых штрафов ЕС за конфиденциальность на сумму более 410 миллионов долларов» . ТехКранч . Проверено 23 мая 2024 г.
- ^ Хорвиц, Сэм Шехнер и Джефф. «Мета позволит пользователям отказаться от некоторых таргетированных объявлений, но только в Европе» . ВСЖ . Архивировано из оригинала 31 марта 2023 года . Проверено 23 мая 2024 г.
- ^ Ломас, Наташа (30 марта 2023 г.). «Meta пытается и дальше отказывать пользователям из ЕС в свободном выборе отслеживания, но грядут перемены» . ТехКранч . Проверено 23 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Ломас, Наташа (30 октября 2023 г.). «Meta предложит подписку без рекламы в Европе, чтобы продолжать отслеживать других пользователей» . ТехКранч . Проверено 23 мая 2024 г.
- ^ Ломас, Наташа (16 февраля 2024 г.). «Европейские группы по защите цифровых прав говорят, что будущее конфиденциальности в Интернете находится на острие ножа» . ТехКранч . Проверено 23 мая 2024 г.
- ^ Ломас, Наташа (11 января 2024 г.). «Meta сталкивается с еще одной проблемой конфиденциальности в ЕС, связанной с выбором согласия «платить за конфиденциальность»» . ТехКранч . Проверено 23 мая 2024 г.
- ^ Мейер, Дэвид. « У Meta нет вариантов»: регуляторы конфиденциальности ЕС отклоняют плату за уклонение от отслеживания» . Удача . Архивировано из оригинала 17 апреля 2024 года . Проверено 23 мая 2024 г.
- ^ Дмитракова, Олеся (1 июля 2024 г.). «Мета обвиняется в нарушении европейского закона с помощью модели «плати или соглашайся» | CNN Business» . CNN . Проверено 11 июля 2024 г.