5 пальцев
5 пальцев | |
---|---|
![]() | |
Режиссер | Джозеф Л. Манкевич |
Автор сценария | Майкл Уилсон В титрах не указан: Джозеф Л. Манкевич |
На основе | Дело Цицерона роман 1949 года Людвиг Карл Мойзиш |
Продюсер: | Отто Ланг |
В главных ролях | Джеймс Мейсон Даниэль Дарье Майкл Ренни |
Кинематография | Норберт Бродин |
Под редакцией | Джеймс Б. Кларк |
Музыка | Бернард Херрманн |
Цветовой процесс | Черное и белое |
Производство компания | 20 век Фокс |
Распространено | 20 век Фокс |
Дата выпуска |
|
Время работы | 108 минут |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | Английский |
Театральная касса | 1 350 000 долларов США (аренда в США) [ 1 ] |
«Пять пальцев» , также известный как «Пять пальцев» , — американский шпионский фильм-нуар 1952 года , снятый Джозефом Л. Манкевичем и продюсером Отто Ланга . Сценарий, написанный Майклом Уилсоном, был основан на книге 1950 года «Операция Цицерон» (оригинал на немецком языке: Der Fall Cicero ) Людвига Карла Мойзиша , нацистского коммерческого атташе посольства Германии в Анкаре, Турция (1943–44). [ 2 ]
Фильм основан на реальной истории албанца 1943–44 годах , Элиесы Базны , шпиона с кодовым именем Цицерон, который работал на в когда он работал камердинером у британского посла в Турции нацистов сэра Хью Монтгомери Нэтчбулла. Хьюгессен . Базна фотографировала сверхсекретные документы и передавала фотографии Францу фон Папену , послу Германии в Турции и бывшему канцлеру Германии, используя Мойзиша в качестве посредника.
Джеймс Мейсон играет Улисса Дьелло (Цицерон), персонажа по мотивам Базны. В фильме также снимались Даниэль Дарье , Майкл Ренни , Герберт Бергхоф и Уолтер Хэмпден .
Сюжет
[ редактировать ]В нейтральной Турции в 1944 году посол Германии Франц фон Папен знакомится с графиней Анной Ставиской, француженкой и вдовой прогермански настроенного польского графа. Будучи обездоленной, графиня добровольно соглашается стать шпионом за определенную плату, но ее предложение отклоняется.
Улисс Дьелло обращается к атташе немецкого посольства Мойзишу с предложением предоставить фон Папену сверхсекретные британские документы за цену в 20 000 фунтов стерлингов . Немцы не знают, что Дьелло является личным камердинером британского посла сэра Фредерика Тейлора, а также бывшим камердинером покойного графа.
Сфотографированные документы, взятые из сейфа сэра Фредерика, оказались подлинными. Дьелло дают кодовое имя Цицерон и просят продолжить его уловку. Он передает свои деньги Анне на хранение и платит ей часть при условии, что ему будет разрешено использовать ее новую виллу в качестве места встреч для своих сделок. Когда камердинер также рассказывает Анне о своей мечте жить с ней в Южной Америке, она дает ему пощечину, но соглашается на его условия.
Мойзиша вызывает в Берлин генерал СС Кальтенбруннер, с подозрением относящийся к истинным намерениям Цицерона. Бомбардировка союзниками румынского нефтеперерабатывающего завода осуществлена точно так, как показано в сфотографированных документах Цицерона. Полковник фон Рихтер отправляется в Анкару, чтобы взять на себя руководство переговорами с Цицероном, а британцы отправляют контрразведчика Колина Трэверса для выявления шпиона.
Недавно обретенное богатство Анны и предыдущая готовность стать шпионкой заставляют ее попасть под подозрение Трэверса, который также оборудует сейф посла охранной сигнализацией. Фон Рихтер запрашивает документ с подробным описанием операции союзников под названием «Оверлорд» и плана вторжения в день «Д», и Цицерон требует за него 40 000 фунтов стерлингов.
Диелло понимает, что вскоре он может быть убит одной стороной или захвачен другой. Он бежит в Южную Америку и обнаруживает, что Анна украла все его деньги и уехала в Швейцарию. Она отправляет сэру Фредерику письмо, в котором называет его камердинера шпионом, которому платят немцы. Диелло снимает предохранитель сигнализации сейфа, открывает сейф, фотографирует планы дня Д и перехватывает письмо, но уборщица заменяет предохранитель. Когда Диелло возвращает планы в сейф, он включает сигнализацию и вынужден бежать.
Теперь Диелло знает наверняка, как к нему относится Анна. Разоренный и находящийся в бегах, Диелло требует и получает от немцев плату в размере 100 000 фунтов стерлингов за фотографии планов дня «Д». Второе злонамеренное письмо Анны немцам дезинформирует их о том, что камердинер является британским шпионом, в результате чего они игнорируют информацию о дне Д как ненадежную.
Дьелло в одиночку сбегает в Рио , где он наслаждается новой жизнью, полной процветания и свободы, пока бразильские власти не арестовывают его, потому что все его деньги — фальшивые , созданные во время операции «Бернхард» . Осознание того, что деньги Анны в Швейцарии тоже фальшивые, дает ему некоторое утешение.
Бросать
[ редактировать ]
- Джеймс Мейсон в роли Улисса Дьелло
- Даниэль Дарье в роли графини Анны Стависки
- Майкл Ренни в роли Колина Трэверса
- Уолтер Хэмпден в роли сэра Фредерика Тейлора
- Оскар Карлвейс в роли LC Мойзиша
- Герберт Бергхоф, как полковник фон Рихтер
- Джон Венграф в роли графа Франца фон Папена
- Бен Астар, как Зиберт (как А. Бен Астар)
- Роджер Плауден в роли Кита Макфаддена
Производство
[ редактировать ]Натурные съемки в Турции были запланированы, но были отменены, поскольку студии не решались снимать фильмы за границей из-за высоких затрат. [ 3 ] Однако режиссер Джозеф Л. Манкевич отправился в Турцию со съемочной группой для съемок экстерьера и фона в Анкаре , включая Франца фон Папена оригинальный лимузин Mercedes-Benz , который Манкевич разместил в Стамбуле . [ 4 ] Находясь в Турции, Манкевич разговаривал по телефону с Людвигом Карлом Мойзишем , и Мойзиш вышел из укрытия, чтобы тайно наблюдать за съемками Манкевича. Однако, когда власти узнали, что Манкевич был в контакте с Мойзишем, они попытались помешать Манкевичу покинуть страну с фильмом. Это испытание потребовало заступничества самого высокого уровня турецкого правительства, чтобы позволить Манкевичу покинуть Турцию с фильмом. [ 5 ]
Студия наняла технического консультанта, чтобы немного научить Джеймса Мэйсона турецкому языку , но Мейсон достаточно выучил разговорный турецкий язык, проведя пять месяцев в Турции, снимая «Секреты Стамбула» (1936), поэтому в услугах консультанта не было необходимости. [ 6 ]
Прием
[ редактировать ]В современном обзоре для The New York Times критик Босли Кроутер написал: «Те, кто может опасаться, что старые времена шелковых шпионских фильмов так же мертвы, как и прошедшие дни бриллиантовых диадем и королевской дипломатии, теперь могут снова поселиться в комфорте и покалывающее удовлетворение, которое можно получить от фильма «Пять пальцев» компании Twentieth Century Fox… Ибо здесь, в этом грамотном развлечении, которое Джозеф Л. Манкевич устроил с актерским составом, который вполне мог быть набран на мероприятии в посольстве в довоенном Берлине, денди шпионского триллера, который когда-либо проходил через безупречные руки Грэма Грина или Альфреда Хичкока — или, если на то пошло, EP Oppenheim ». [ 7 ]
Уильям Брогдан из Variety раскритиковал продолжительность фильма, назвав его «хорошим, хотя и несколько затянутым триллером в стиле плаща и кинжала». [ 8 ]
Кассовые сборы назвали «Пять пальцев» «полудокументальным фильмом», который «немного слишком длинный». [ 9 ]
Кинозритель назвал фильм «захватывающим» и предсказал, что он поднимет карьеру Джеймса Мейсона на более высокий уровень славы: «История начинается медленно, но как только появляется Джимми Мейсон, он кладет всему этому конец… Голливуд появилась новая звезда». [ 10 ]
На сайте Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг одобрения 100% на основе отзывов семи критиков. Критики высоко оценили акцент Отто Ланга на реализме и аутентичности, высоко оценив использование в фильме натурных съемок в Берлине, Анкаре, Лондоне и Стамбуле, что «соответствует его откровенно аутентичной тематике». [ 9 ]
Награды
[ редактировать ]Фильм был номинирован на две премии «Оскар» : «Лучший режиссер » Манкевича и «Лучший сценарий» Уилсона. за выдающиеся режиссерские достижения в кино, Манкевич также был номинирован на премию Гильдии режиссеров Америки а Уилсон был номинирован на премию Гильдии писателей Америки за лучший сценарий американской драмы . Он получил « Золотой глобус» за лучший сценарий и премию Эдгара за лучший детективный сценарий.
Телевизионная адаптация
[ редактировать ]«Пять пальцев» были адаптированы в 16-серийный телесериал в главных ролях 1959–1960 годов с Дэвидом Хедисоном и Лучианой Палуцци .
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ «Лучшие кассовые хиты 1952 года», Variety , 7 января 1953 г.
- ^ Хиттс, Дороти Дж. «Сноска к Цицерону» . ЦРУ.gov . Центральное разведывательное управление. Архивировано из оригинала 9 января 2008 года . Проверено 5 января 2016 г.
- ^ Хефферман, Гарольд (8 июля 1951 г.). «Актеры радуются, когда магнаты останавливают зарубежные фильмы». Воскресный журнал и звезда . Линкольн, Небраска . п. 6-Д.
- ^ Лайонс, Леонард (8 июля 1951 г.). «Лионское логово». Хантсвилл Таймс . п. 19.
- ^ Парсонс, Луэлла (11 августа 1951 г.). « Снята операция «Цицерон». Гонолулу Стар-Бюллетень . п. 16.
- ^ «У Джеймса Мэйсона есть скрытый талант». Пресс-Телеграм . 31 января 1952 г. п. А5.
- ^ Кроутер, Босли (23 февраля 1952 г.). «Обзор экрана: шпионский триллер «Пять пальцев» с Джеймсом Мэйсоном в главной роли, новый фильм в театре Рокси». Нью-Йорк Таймс . п. 7.
- ^ Брогдан, Уильям (13 февраля 1952 г.). «Рецензии на фильм: 5 пальцев» . Разнообразие . № 185. с. 6. ПроКвест 1016964572 . Проверено 26 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Обзоры функций: 5 пальцев» . Театральная касса . № 60. 16 февраля 1952 г. стр. b10. ПроКвест 1529091210 . Проверено 26 сентября 2022 г.
- ^ ХС (5 апреля 1952 г.). «Разговор о кино: пять пальцев» . Любитель картинок . № 23. С. 16–17. ПроКвест 1705139458 . Проверено 26 сентября 2022 г.
- Базна опубликовал свой собственный отчет о событиях в своей книге « Я был Цицероном » в 1962 году (Bazna, Elyesa, with Hans Nogly. I Was Cicero . New York: Harper & Row, 1962).
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- фильмы 1952 года
- Шпионские драмы 1950-х годов
- Фильмы 20th Century Fox
- Фильм нуар
- Американские шпионские драмы
- Американские черно-белые фильмы
- Работы, отмеченные премией Эдгара
- Англоязычные фильмы 1950-х годов
- Фильмы, написанные Бернардом Херрманном
- Фильмы по биографиям
- Фильмы режиссера Джозефа Л. Манкевича
- Фильмы, действие которых происходит в 1944 году.
- Фильмы, действие которых происходит в Стамбуле
- Фильмы, действие которых происходит в Анкаре
- Фильмы, действие которых происходит в Лондоне
- Фильмы, снятые в Стамбуле.
- Фильмы, снятые в Лондоне
- Шпионские фильмы о Второй мировой войне
- Фильмы по сценариям Майкла Уилсона (сценарист)
- Фильмы по сценариям Джозефа Л. Манкевича
- Драматические фильмы 1952 года
- Культурные изображения Франца фон Папена
- Американские фильмы 1950-х годов
- Англоязычные шпионские драмы