Филопатрис
( «Филопатрис» греч . Φιλόπατρις ἢ Διδασκόμενος , что означает «Патриот, или Тот, кого учат») — произведение византийской литературы , диалог, ранее приписывавшийся Лукиану , но теперь общепризнанный как фальшивый. Дата и цель его проведения уже давно стали предметом дискуссий.
История
[ редактировать ]Действие происходит в Константинополе . Некий Трефон, обращенный в христианство лысым длинноносым галилеянином, вознесенный по воздуху на третье небо (явный намек на св. Павла ) и встречающий друга Крития, находящегося в состояние сильного волнения. [1]
Трефон спрашивает причину волнения Крития, и обращение Крития к Зевсу приводит к дискуссии о язычестве и христианстве, в которой все боги, предложенные Критием, отвергаются Трефоном, который, наконец, предлагает Критию поклясться Троицей ( Греческий подзаголовок ἢ διδασκόμενος относится к этому «наставлению» Крития в вопросах, касающихся христианства). [1]
Критий далее рассказывает, как его представили группе пессимистов, которые предсказывали всевозможные беспорядки в империи и поражение от ее врагов. Тем временем на сцене появляется третий человек и сообщает, что имперские армии одержали славную победу. Выражается надежда, что Вавилон ( Багдад , главный город халифов ) вскоре может быть разрушен, Египет покорен (то есть отвоеван у арабов ), а нападения « скифов » ( русских или болгар ) отбиты. [1]
Диалог завершается благодарностью неизвестному богу Афин за то, что им было разрешено быть подданными такого императора и жителями такой империи. [1]
Споры
[ редактировать ]«Филопатрис » долгое время считался нападкой на христианство и относился ко времени Юлиана Отступника (император 361–363 гг.). Хронологические указания (например, намек на массовое убийство женщин на Крите ) побудили Нибура приписать это царствованию Никифора Фоки (963–969), и эта точка зрения сейчас в целом поддерживается. [1]
Поскольку в Константинополе в то время не было язычников, упомянутые пессимисты, должно быть, были христианами; либо монахи, особенно близкие друзья константинопольского патриарха , которые, возмущенные мерами, принятыми Фокой в отношении имущества Церкви, были готовы приветствовать поражение императорского оружия и гибель империи; или безобидные провидцы, которые утверждали, что предсказывают будущее посредством поста, молитвы и бдения. [1]
В любом случае, автор, будь то софист, которого Фока поручил напасть на монахов, или какой-нибудь профессор, надевшийся нажиться на воспевании императорских дифирамб, представляет взгляды патриотических (как видно из названия), а не непатриотических взглядов. вечеринка. [1]
Согласно другой точке зрения, относящей этот диалог ко времени Ираклия (610–641), автором был христианский фанатик, целью которого было сделать известным существование монастыря запоздалых язычников, врагов как христианской веры, так и христианства. империя; однако сомнительно, существовала ли такая языческая община, достаточно многочисленная, чтобы иметь важное значение, в то время. Целью первой и более длинной части диалога была борьба с гуманизмом того периода, который угрожал возрождением политеизма как соперника христианства. [1]
В 1982 году «Дата и цель Филопатриса » книга Барри Болдуина была опубликована в журнале «Поздняя греческая литература», том 27 , с аргументами, которые фактически опровергли византийскую датировку. Болдуин рассмотрел альтернативные даты, включая возможность того, что «Филопатрис принадлежал во времена правления Юлиана », отметив при этом, что « Филопатрис на удивление трудно определить».
Редакции и переводы
[ редактировать ]- Издания Дж. М. Геснера (1715 г.) и К. Б. Хазе в Боннском CSHB (1828 г.), вып. xi.
- Включено в издание Лукиана Якобитца (1839 г.).
- Перевод на французский язык (1912).
- Доктор медицинских наук Маклауд (редактор), в Lucian vol. 8 (1967, Леб ), с английским переводом.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Чисхолм 1911 , с. 439.
Ссылки
[ редактировать ]- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Филопатрис ». Британская энциклопедия . Том. 21 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 439. Примечания:
- Б. Г. Нибур, «Об эпохе диалога Филопатриса» в его «Исторических сочинениях Кляйне» (1843), вып. ii.
- Р. Крамп , Филопатрис. Языческий монастырь седьмого века в Константинополе (1894 г.) Google Книги
- К. Стах, De Philopatride ( Краков , 1894), который показывает его позднее происхождение с помощью лингвистических тестов.
- Р. Гарнетт, «Милосердие за забвение» в журнале Cornhill Magazine (май 1901 г.)
- С. Рейнах в Archaeological Review (1902), вып. я.
- Дополнительные сведения см. в статье фон Добшютца в «Реаленциклопедии протестантского богословия» Герцога-Хаукса (1904 г.).
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в