Jump to content

мухаджир

(Перенаправлено с Мухашира (албанцы) )

Мухакшир и Мухакшер (множественное число: Muhaxhirë и Muhaxherë означает «мусульманские беженцы» , что на албанском ) — османские албанские общины, которые покинули свои дома в качестве беженцев или были переселены из Греции , Сербии и Черногории в Албанию , Косово и, в меньшей степени, в Северную Македонию во время и после различных войн.

Этот термин используется для мусульман (включая турок, боснийцев, черкесов и цыган). [ 1 ] [ 2 ] и албанцы-мусульмане, которые были изгнаны сербской армией из большей части Санджака Ниша и бежали в Косовский вилайет во время и после сербско-османской войны (1876–1878 гг.) , То есть к 1881 году. [ 3 ] По оценкам, 49–130 000, или от 30 до 70% местных албанцев и мусульман были убиты или изгнаны сербской армией . Сегодня лишь небольшая часть албанцев осталась в Южной Сербии, большинство из них - в Прешевской долине . [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]

С созданием Республики Албания в 1912 году в регион продолжал прибывать большой приток албанцев, а также других мусульман из Косово, Черногории, Северной Македонии, Греции, Египта, Болгарии и Сербии, большинство из которых поселились в Северная и Центральная Албания. Сегодня от трети до четверти населения Албании и Косово имеют происхождение от этих мухаджиров.

«Мухакшир» (и его варианты написания в единственном и множественном числе) является албанской формой слова и было заимствовано из османского турецкого языка : مهاجر (откуда современный турецкий язык : мухацир ), который сам происходит от арабского мухаджира ( مهاجر ). [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]

Переселение албанцев началось ранее в северной Албании. Первые известные депортации относятся к 1877 году. В это время были депортированы албанцы, проживающие в самых северных частях Нови-Пазара, Куршумлии, а также вилайета Ниш. В это время все те, кто не смог бежать, были убиты различными сербско-черногорскими силами. Таким образом, в демографической карте региона произошли глубокие изменения.

Албанцы были либо изгнаны, либо бежали и/или отступили из захваченных территорий в поисках убежища в Османском Косово . [ 3 ] Во время Балканских войн албанцы-мусульмане были депортированы с христианских территорий и поселились в Османской империи вплоть до Ближнего Востока.

Албанцы до второй половины XIX века жили также в городах, поселках и селах Санджака Ниша . Большинство албанцев было сосредоточено в районе Топлица, в который входили районы Ябланица, Косаница, Прокупле и город Прокупле, в округе Ниш, включавшем районы Власотинце, Лесковац, Ниш и город Ниш, Вранский район с регионами Мазурица, Поляница, Пчиня и городом Вране и Пиротским районом (Нишава). Албанские жители были и в других местах, особенно в таких городах, как Чуприя , Парачин , Ужице , Крушевац , Алексинац , Карановац (Кралево) и даже в Белграде. В Сербии проживало 30–70 тысяч мусульман (албанцы, черкесы, боснийцы и турки). Илья Гарашанин создал платформу и программу изгнания албанцев и мусульман из Сербии. После 16 декабря 1877 года сербская армия начала кампанию в районе Балкан против беззащитного албанского населения Санджака Ниша. Сербская армия атаковала гражданское население, убивая и убивая стариков, женщин, детей и других людей. Они подожгли албанские и мусульманские поселения, сожгли дома и другие объекты Албанские владельцы. [ 13 ]

Сербский принц Сербии Милан I для достижения этой цели раздал своим сербским солдатам прокламация, в которой говорилось: «...чем меньше албанцев останется на освобожденных от Турции территориях, тем больший вклад вы внесете в развитие государства. Чем больше будет перемещено албанцев, тем больше заслуг для вашей страны». Сербский писатель Йован Хаджи-Васильевич объясняет намерения сербского правительства вторгнуться на территории на юге. Он пишет, что изгнание албанцев было направлено на то, чтобы «сделать Сербию чистым национальным государством» и создать возможность «что действия сербов в будущем будут направлены на части Косово». [ 14 ]

Мухаджиры были расселены в основном в районах, прилегающих к границе сегодняшней Сербии, на территории Косово и в таких городах, как Вуштри , Подуево , Гилан и Феризай . Многие другие семьи Мухаширов также поселились в Республике Албания . [ 15 ]

Черногория

[ редактировать ]

В 1877 году Никшич был аннексирован черногорцами в соответствии с Берлинским договором. [ 16 ] [ 17 ] Американский писатель Уильям Джеймс Стиллман (1828–1901), путешествовавший в то время по этому региону, пишет в своей биографии о черногорских войсках, которые по приказу принца начали артиллерийскую бомбардировку крепости Студеница в Никшиче. Внутри крепости находилось около 20 албанских низамов, которые сопротивлялись, и когда стены проломились, они сдались и спросили Стиллмана, собираются ли они быть обезглавленными. Албанец, сопровождавший Стиллмана, перевел его слова, заявив, что их не собираются убивать, и албанцы это отпраздновали. [ 18 ] Вскоре после заключения договора черногорский принц начал изгнание албанцев из Никшича, Жабляка и Колашина, которые затем бежали в Турцию, Косово (Приштина). [ 19 ] и Македония. [ 20 ] Перед изгнанием черногорские войска также грабили албанцев. [ 21 ] После падения Никшича князь Никола написал стихотворение о победе. [ 22 ]

После Балканских войн в состав Черногории вошли новые территории, населенные албанцами. Затем Черногория получила часть Малесии , соответственно Хоти и Груду , с Тузи в качестве центра, Плавом , Гусинье , Ругово , Печем и Гьяковой . [ нужна ссылка ] Во время Первой мировой войны албанские иммигранты из Никшича, изгнанные в Цетинье, отправили Исе Болетини письмо , в котором говорилось, что они рискуют умереть с голоду, если он не отправит им деньги на еду. [ 23 ]

Албанцы , боснийцы и мусульмане , изгнанные из Черногории, были переселены в Северную и Центральную Албанию в такие города, как Шкодер , Пуке , Лежа и Тирана .

Летом 1944 года глава местной организации сопротивления Наполеон Зервас предложил чамским албанцам присоединиться к ЭДЕС в борьбе против левой ЭЛАС , но их ответ был отрицательным. [ 24 ] После этого, в соответствии с приказом, данным специально EDES союзными войсками, вытеснить их из этого района, между двумя сторонами произошли ожесточенные бои. [ 24 ] Согласно британским сообщениям, бандам чамов-коллаборационистов удалось бежать в Албанию со всем своим снаряжением, включая полмиллиона украденного скота, а также 3000 лошадей, оставив после себя только пожилых членов общины. [ 25 ] 18 июня 1944 года силы EDES при поддержке союзников начали атаку на Парамифию. После кратковременного конфликта с объединенным чамско-германским гарнизоном город наконец перешел под командование союзников. Вскоре после этого против мусульманской общины города были совершены жестокие репрессии. [ 26 ] который считался ответственным за резню сентября 1943 года . [ 25 ]

Максимальная распространенность чамского албанского диалекта: с 19 века по 1912/1913 год (заштрихованная линия). Население (независимо от языкового происхождения) по религии: мусульманское большинство (коричневое), православное большинство (розовое), смешанное (светло-коричневое). Цветные области не означают, что албаноязычные составляли большинство населения.

Более того, в июле и августе произошли два нападения с участием десятой дивизии ЭДЕС и местных греческих крестьян , жаждущих отомстить за поджоги собственных домов. [ 24 ] Согласно утверждениям Чама, которые не подтверждаются британскими отчетами, [ 25 ] Самая позорная резня албанских мусульман греческими нерегулярными формированиями произошла 27 июня 1944 года в районе Парамития , когда эти силы захватили город, убив около 600 мусульманских чамов, мужчин, женщин и детей, многие из которых были изнасилованы и подвергнуты пыткам перед смертью. [ 26 ] Британские офицеры описали это как « самое позорное дело, связанное с оргией мести , когда местные партизаны грабят и бессмысленно уничтожают все ». Британское министерство иностранных дел сообщило, что « епископ Парамифии участвовал в обыске домов в поисках добычи и вышел из одного дома и обнаружил, что его и без того тяжело нагруженного мула тем временем раздели какие-то андарты ». [ 24 ]

С другой стороны, Крис Вудхаус, глава военной миссии союзников в Греции во время оккупации Оси, присутствовавший в то время в этом районе, официально принял на себя всю ответственность за решение об изгнании чамов, хотя и критиковал вендетту. способ, которым это было осуществлено; включив в свою военную сводку «Записка о чамах» от 16 октября 1945 г. краткое описание ситуации, которая привела к событиям в Парамифии: «Чамы в расовом отношении частично турки, частично албанцы, частично греки. В 1941-3 они сотрудничали с итальянцами, что затрудняло организацию партизанского сопротивления в этом районе, я никогда не слышал, чтобы кто-либо из них принимал участие в каком-либо сопротивлении врагу, подстрекаемый союзной миссией под моим руководством, выгнал их из домов в 1944 году, чтобы облегчить операции против. В основном они укрылись в Албании, где также не пользовались популярностью. Их изгнание из Греции было осуществлено кроваво из-за обычного духа вендетты, который подпитывался многочисленными зверствами, совершенными чамами в союзе с итальянцами. работа была завершена непростительной резней Чамов в Филлиате в марте 1945 года, устроенной остатками расформированных сил Зерваса под командованием Зотоса. Чамы заслужили то, что получили, но методы Зерваса были довольно плохими – или, скорее, его подчиненные офицеры ушли. руки. Результатом стала, по сути, смена населения, удалив нежелательное меньшинство с греческой земли. Возможно, было бы лучше оставить все как есть» (PRO/FO, 371/48094). [ 26 ] В это время небольшое количество цыган-мусульман из филиалов также бежало в Албанию вместе с мусульманскими чамами. [ 27 ] Они поселились в деревне Шкалле, недалеко от Саранды , откуда в последние годы из-за иммиграции некоторые из них переселились в Грецию. [ 27 ]

Во время христианского австро-венгерского правления в Боснии и Герцеговине многие боснийцы-мусульмане покинули Боснию и поселились в Албании. Популярными направлениями были Шияк , Бораке в округе Дуррес и Призрен , Пея в Косово. Причиной иммиграции была исламская религия, которую боснийцы и другие мусульмане в Боснии хотели сохранить. Будучи единственной мусульманской страной в Европе, Албания была единственным возможным местом назначения для беженцев. С созданием Королевства Югославия в Албанию продолжилась еще одна волна иммиграции. Албанское правительство поселило боснийцев в Тиране и Дурресе.

События черкесского геноцида , а именно этнические чистки , убийства, вынужденная миграция и изгнание большинства черкесов с их исторической родины на Кавказе, [ нужна ссылка ] привело к гибели примерно 600 000 выходцев с Кавказа. [ 28 ] до 1 500 000 [ 29 ] смертей и успешной миграции оставшихся 40 000 черкесов , иммигрировавших в Косово и Албанию из-за периодических нападений России с 1768 по 1917 год. [ 30 ]

Черкесы быстро ассимилировались с мусульманской албанской культурой и сегодня имеют лишь ограниченные контакты с черкесской диаспорой. Черкесы основали множество деревень в Косово, например Хайвалию в Приштине. Они поселились в таких городах, как Приштина, Феризай и Подуево, и были известны в албанском обществе как храбрые и честные люди. [ 30 ]

Северная Македония

[ редактировать ]
Матери Терезы Семья жила в Скопье до 1934 года, когда они переехали в Тирану .

Вскоре после поражения Турции от балканских союзников конференция послов великих держав (Великобритании, Германии, России, Австро-Венгрии, Франции и Италии) в декабре 1912 года в Лондоне собралась для решения нерешенных вопросов, поднятых конфликтом. . При поддержке, оказанной албанцам Австро-Венгрией и Италией, конференция согласилась создать независимое государство Албания, что стало реальностью в 1913 году. Однако границы нового государства были проведены таким образом, что большие территории с албанским населением население осталось за пределами Албании, включая территорию, которая впоследствии стала Социалистической Республикой Македония .

В ХХ веке албанцы и мусульмане Королевства Югославия пережили период дискриминации. У них не было ни политических прав, ни тем более религиозных прав. из Северной Македонии, характеризующиеся бедностью, а также политическими преследованиями, Многие албанцы поселились в новом государстве Албания. Пунктами назначения иммигрантов были Тирана, Эльбасан и Шкодер.

Мухашир-албанцы

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «олси-джазехи-на-македонском-шоу» (на албанском языке). 2 мая 2018 г. Проверено 5 апреля 2020 г.
  2. ^ "эни-кочи/биография/" . текст (на албанском языке) . Проверено 5 апреля 2020 г.
  3. ^ Jump up to: а б Ягодич, Милош (1998). «Эмиграция мусульман из новых сербских областей 1877/1878» . Балканология. Revue d'Etudes Pluridisciplinaires . II (2). Балканология. дои : 10.4000/balkanologie.265 . S2CID   140637086 . пункт. 29. «Албанские беженцы (тюрк. Muchageers)»
  4. ^ Планана, Эмин (1985). «Причины характера исхода албанских беженцев с территории Санджака Ниша в Косово (1878–1878 гг.)]». Изучайте албанский язык . 1 :189–190.
  5. ^ Ризай, Скендер (1981). «Девять английских документов о Призренской лиге (1878–1880)». Альбанологические следы (Серия исторических наук) . 10 : 198.
  6. ^ Шимшир, Билал Н. (1968). Турецкие миграции из Румелии. Emigrations turques des Balkans [Турецкая эмиграция с Балкан] . Том I. Документы. п. 737.
  7. ^ Элси, Роберт (2010). Исторический словарь Косово . Пугало Пресс. п. XXXII. ISBN  9780333666128 .
  8. ^ Стефанович, Джордже (2005). «Взгляд на албанцев глазами сербов: изобретатели традиции нетерпимости и их критики, 1804–1939». Ежеквартальный журнал европейской истории . 35 . (3): 470.
  9. ^ Блуми, Иса (2011). Основы современности: человеческая деятельность и имперское государство . Рутледж. п. 79. ISBN   9780415884648 . «Например, беженцы из региона Ниш, который стал Сербией после 1878 года, в больших количествах поселились в регионах Дреница и Гьякова в Косово с конца 1870-х годов. Сегодня они известны как мухакшир (от арабского, через османское, что означает изгнание или иногда более нейтральные, иммигранты). Подобно аналогичным группам во всем мире, которые сформировали националистический лексикон — Хейматвертрибене, Галут/Тефуцот, аль-Ладжин, Просфигес, Пэнгунгси, Вакимбизи, Пахстаканнер — «Ниш мухакшир» представляют собой группу. мощная подгруппа во внутренней политике и экономике современного Косово».
  10. ^ Франц, Ева Энн (2009), «Насилие и его влияние на формирование лояльности и идентичности в позднеосманском Косово: мусульмане и христиане в период реформ и трансформации», Журнал по делам мусульманских меньшинств , 29 (4): 455–468, doi : 10.1080/13602000903411366 , S2CID   143499467 , Перемещенные лица (алб. muhaxhirë , тюрк. muhacir , серб. muhadžir ) нашли убежище преимущественно в восточных частях Косово.
  11. ^ Малькольм, Ноэль (1998). Косово: Краткая история . Макмиллан. п. 229. ИСБН  9780810874831 . «Все эти вновь прибывшие были известны как мухаджиры (трк.: мухацир серб.: мухаджир), общее слово для обозначения мусульманских беженцев. Общее число тех, кто поселился в Косово, с уверенностью неизвестно: оценки варьировались от 20 000 до 50 000 для восточных Косово, тогда как в 1881 году губернатор вилайета предоставил в общей сложности 65 000 человек, некоторые из которых находились в санчаках Скопье и Нови-Пазара. По грубой оценке, 50 000 человек могли бы показаться разумной цифрой для тех мухаджиров 1877–1878 годов, которые поселились в них. территорию самого Косово».
  12. ^ Ука, Сабит (2004). Право на дома, недвижимое и автохтонное имущество не истекает: данные в виде сводки [Права на дома и имущество, вещное и автохтонное, не исчезающее с течением времени: Данные, представленные в виде долей имущества по наследству] . Ассоциация мигрантов Косово. п. 52. ISBN   9789951408097 . "Итак, в дальнейшем, после их изгнания в 1877-1878 годах, будут отмечены лишь некоторые отчества (фамилии) албанцев Топлицы и другие албанские пороки Санджака Ниша. Это значит, что изгнанные после переселения албанцы получают атрибут мухаджиры (беженцы) вместо того, чтобы брать в качестве фамилии имя своего деда, племени или какое-либо другое, они берут название деревни Санджак Ниша, откуда они были изгнаны [Итак, здесь далее, после их изгнания. в 1877-1878 гг. будут отмечены лишь некоторые отчества (фамилии) албанцев Топлицы и других албанских районов Санджака Ниша. Это означает, что албанцы, изгнанные после переезда, получили название мухаксире (беженцы), что вместо этого означало семью. фамилию взять имя своего деда, клана или любого другого, они в качестве своей семейной фамилии берут название деревни санджаков Ниша, откуда они были изгнаны.]»
  13. ^ «Дебаты из Санджака и Ниша» (PDF) (на албанском языке) . Проверено 5 апреля 2020 г.
  14. ^ «Дебаты из Санджака и Ниша» (PDF) (на албанском языке) . Проверено 5 апреля 2020 г.
  15. ^ «Дебаты из Санджака и Ниша» (PDF) (на албанском языке) . Проверено 5 апреля 2020 г.
  16. ^ Косжа, Реджеп (1999). Косово в энциклопедическом взгляде (на албанском языке). Публикации Тоэна. п. 81. ИСБН  978-99927-1-170-5 . Проверено 21 ноября 2019 г.
  17. ^ Хоутсма, М. Т. (1993). Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла, 1913–1936 гг . БРИЛЛ. п. 559. ИСБН  978-90-04-09791-9 . Проверено 21 ноября 2019 г.
  18. ^ Стиллман, Уильям Джеймс (1877). Автобиография журналиста, том II, Уильям Джеймс Стиллман - полнотекстовая бесплатная книга (часть 3/5) . Проверено 21 ноября 2019 г.
  19. ^ Малькольм, Ноэль (1998). Косово: Краткая история . Макмиллан. п. 229. ИСБН  978-0-333-66612-8 . Проверено 21 ноября 2019 г.
  20. ^ Народная культура (на албанском языке) (Перевод: 118/5000 процесс изгнания албанцев с их земель в Колашине, Никшич-Поле, Жабьяке и других местах». Ред.). Академия наук РГХ, Институт народной культуры. 1991. с. 25 . Проверено 21 ноября 2019 г.
  21. ^ Малоку, Энвер (1997). Депортации албанцев и колонизация Косово (1877–1995) (на албанском языке) (насилие и кража имущества в черногорской армии вынудили их бежать из Колашина, Никшича, Шпузы, ... ред.). Косовский информационный центр . Проверено 21 ноября 2019 г.
  22. ^ ИЛЛИРИИЙСКИЕ ПИСЬМА . 1878. с. 187 . Проверено 21 ноября 2019 г.
  23. ^ Албанологические следы: Серия исторических наук (на албанском языке). Институт. 1988. с. 251 . Проверено 21 ноября 2019 г.
  24. ^ Jump up to: а б с д Мазовер, Марк (2000). «Три формы политической справедливости, 1944-1945» . После окончания войны: восстановление семьи, нации и государства в Греции, 1943–1960 (иллюстрированное издание). Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета . стр. 25–26. ISBN  9780691058429 . Проверено 15 марта 2009 г.
  25. ^ Jump up to: а б с Герман Франк Мейер. Окровавленный Эдельвейс : 1-я горнострелковая дивизия во Второй мировой войне. Окровавленный Эдельвейс. 1-я горнострелковая дивизия в Великой Отечественной войне. Ч. Линкс Верлаг, 2008 г. (на немецком языке). ISBN   978-3-86153-447-1 , с. 620
  26. ^ Jump up to: а б с Викерс, Миранда. Проблема чамов – албанские национальные и имущественные претензии в Греции . Академия обороны Соединенного Королевства. п. 21.
  27. ^ Jump up to: а б Ламброс Бальциотис (2015). «Балканские цыганские иммигранты в Греции: первоначальный подход к особенностям миграционного потока». Международный журнал языка, перевода и межкультурной коммуникации . 1 . (1): 5. «В целом кажется, что предыдущие связи любого рода с Грецией облегчают не только миграцию, но и более постоянный образ жизни в стране. Так обстоит дело с цыганами-мусульманами из Филиати в Теспротии. которые после изгнания албанских мусульман-чамов из Греции в 1944–1945 годах поселились в Тиране, Влёре , Дурресе , Шкалле и Саранде в Албании. Большинство семей, более пятнадцати, постепенно обосновались в Греции».
  28. ^ Ричмонд, Уолтер (9 апреля 2013 г.). Геноцид черкесов . Издательство Университета Рутгерса. ISBN  9780813560694 .
  29. ^ Ахмед, Акбар (27 февраля 2013 г.). Чертополох и дрон: как война Америки с террором стала глобальной войной с племенным исламом . Издательство Брукингского института. ISBN  9780815723790 .
  30. ^ Jump up to: а б «История черкесского народа в Косово» (на албанском языке). 2 июля 2018 года . Проверено 23 апреля 2020 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d4ad27051edc02eaa171d661cc422df7__1721581680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d4/f7/d4ad27051edc02eaa171d661cc422df7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Muhaxhir - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)