Свет миру (Салливан)

«Свет мира» — оратория, написанная в 1873 году Артуром Салливаном . Салливан написал либретто при содействии Джорджа Гроува на основе Нового Завета . Работа была вдохновлена Уильяма Холмана Ханта популярной картиной 1853–1854 годов «Свет мира» . История оратории рассказывает всю жизнь Христа , рассказанную преимущественно от первого лица, уделяя особое внимание его деяниям на Земле как проповедника, целителя и пророка.
Произведение было впервые исполнено на Бирмингемском фестивале 27 августа 1873 года и стало второй ораторией композитора, первой из которых была «Блудный сын» (1869).
Фон
[ редактировать ]
Историк Майкл Эйнгер предполагает, что идея либретто « Света мира» пришла к Салливану, когда он осматривал часовню недалеко от Нориджа , Англия, в сентябре 1872 года. Сочинение оратории занимало Салливана на протяжении большей части 1873 года. [ 1 ] Во введении Салливана к произведению говорится, что, в отличие от » Генделя « Мессии , в котором основное внимание уделяется «духовной идее» Христа, или » И.С. Баха , музыки «Страстей в которой основное внимание уделяется страданиям Христа, цель « Света миру» состоит в том, чтобы «изложить человеческий аспект жизни нашего Господа на земле, иллюстрируя это некоторыми реальными событиями в Его карьере, которые особенно связаны с Его качествами Проповедника, Целителя и Пророка». Как и в » Мендельсона «Илии , события в оратории повествуются от первого лица, причем персонажи, включая Христа, обращаются непосредственно к публике. [ 2 ]
Салливан несколько раз приезжал в Бирмингем, чтобы репетировать припев. [ 3 ] В период репетиций Альфред, герцог Эдинбургский (сын королевы Виктории ), объявил о своей помолвке с Великой княгиней Марией Александровной Российской , дочерью царя Александра II . Герцог и герцогиня поженились в 1874 году. [ 4 ] Салливан был другом герцога, и, узнав о помолвке, он добивался и получил разрешение посвятить ораторию великой княгине Марии. [ 5 ]
Герцог присутствовал на премьере на Бирмингемском фестивале 27 августа 1873 года. [ 6 ] Солистами были Тереза Титдженс , Зелия Требелли-Беттини , Джон Симс Ривз и Чарльз Сэнтли . [ 7 ] Когда Салливан появился на сцене, чтобы провести свою новую работу, его встретили «сердечным и единодушным приветствием... Последний плод его гения оставляет далеко позади все, что ему предшествовало», сообщила «Таймс» . [ 8 ] Президент фестиваля граф Шрусбери публично поздравил композитора по окончании выступления: [ 5 ] под аплодисменты публики. [ 9 ]
После премьеры Салливану подарили «красивый серебряный кубок и значительную сумму денег», и он получил доход от продажи партитур. Тем не менее, его заработок от оратории составил небольшую сумму по сравнению с состоянием, которое он позже заработал на сочинении опер «Савойя» с У. С. Гилбертом . [ 5 ] После премьеры в Бирмингеме выступления последовали и в других городах. «Свет мира» широко исполнялся по всей Великобритании и в других странах при жизни Салливана. С тех пор оно исполнялось редко. [ 6 ] Его первая профессиональная запись с Симфоническим хором BBC и Концертным оркестром BBC под управлением Джона Эндрюса была выпущена в 2018 году. [ 2 ] [ 10 ]
Критическая реакция
[ редактировать ]Как отметил критик в «Таймс» » Генделя , Салливан взял на себя трудную задачу — проследить путь, пройденный «Мессией . [ 8 ] Поначалу пресса была полна энтузиазма. The Observer писал: «Оратория — это произведение воображения, не только умных идей, но и действительно религиозной религиозной мысли. Оркестром управляют таким образом, что только тот, кто полностью знаком с каждым инструментом, его индивидуальными возможностями и его Эффект в сочетании способен оценить. Инструментарий никогда не бывает навязчивым, но всегда деликатным и выразительным, а многие оркестровые пассажи отличаются красотой партитуры, сольной и хоровой... проявляют большой талант. лечение и, Учитывая характер темы, они написаны с большим разнообразием. В заключение «Свет мира» — великолепное произведение. [ 11 ]
Аналогичным образом газета The Standard прокомментировала: «После должного размышления общее мнение таково, что в своей оратории г-н Артур Салливан обогатил мировую музыкальную библиотеку прекрасным произведением, отчетливо представляющим современную композиторскую школу и рассчитанным на существование в той сфере, где она занимает видное место как образец нового типа оратории, достоинство которой она поддерживает, учитывая трудности прецедента, с которыми пришлось столкнуться г-ну Салливану в « Мессии » Генделя . » Баха « Страсти , не говоря уже о незаконченном «Христусе» Мендельсона , можно сказать, что он вошел в список против множества гигантов. чтобы воздать хвалу высочайшего значения... Свет Мира ... даже избегает той магнитной скалы, Мендельсона, на которую было обращено так много прекрасных и хорошо нагруженных лаев. заманили на свою гибель. [ 5 ]
Хотя Шарль Гуно описывал произведение как шедевр, к 1899 году рецензенты уже не относили его к одному классу величайших ораторий: « Свет мира , возможно, и не ставится в один ряд с высшими образцами ораториального искусства, но его несомненные достоинства дают право его к почетному и близкому общению со своими наиболее любимыми собратьями». [ 12 ] Некоторые последующие критические оценки не носили даже такого рода. «Лишь изредка в ходе этого тяжеловесного двух-трехчетвертного часа появляется выдающийся композитор « Бури и Ирландской симфонии », - писал Кристофер Уэббер в 2000 году. [ 13 ] Другой рецензент нашел золотую середину: «Главная слабость «Света мира » [является] безжизненной музыкой, отданной партии баритона (Иисуса). ... Изучение этой партитуры выявило ... много прекрасных припевов, блестящих соло, не имеет последовательности или индивидуальности « Антиохийского мученика» или «Золотой легенды» , и красивые пасторальные отрывки. Хотя «Свет мира» он обладает более чем достаточным количеством достоинств, чтобы оправдать профессиональное возрождение». [ 14 ]
Первая профессиональная запись произведения, выпущенная в 2018 году, вызвала восторженные оценки произведения. Присвоив записи 5 звезд из пяти, Роберт Хьюгилл похвалил вокал, использование текста, «смелый» подход от первого лица, «яркие и часто красочные оркестровки» и драматическую характеристику припева. Он пришел к выводу, что это произведение «легко упустить из виду ... оно вызывает большой интерес, и повторное прослушивание заставило меня ценить его еще больше». [ 2 ] Эндрю Ахенбах из Gramophone согласился:
«Свет Мира …» появляется после многих десятилетий несправедливого пренебрежения как великолепно самобытное, простое достижение, наполненное пленительным мелодическим очарованием, коммуникативным талантом и технической уверенностью, всегда демонстрирующее завидно надежный драматический инстинкт. … Особенно изобретательно выглядит использование Салливаном внутреннего оркестра для сопровождения слов Иисуса, мягкий тембр альтов, виолончелей, английского рожка, бас-кларнета и контрафагота, часто вызывающий пронзительный эффект. Послушайте также несколько волнующих, порой захватывающих припевов Листа. ... Среди других ярких моментов - прекрасный квинтет «Несомненно, Ты Отец наш» и ария сопрано «Скажи тебе, дочь Сиона» (такие чарующие кларнеты Мендельсона), мощная увертюра ко второй части, почти оперная опера Марии Магдалины «Господи, почему скрываешься?» ты лик твой?», и та пронзительно-выразительная оркестровая интерлюдия, открывающая финальную сцену под названием «У гроба – Утро». (здесь предшествует Элгару). Удивительно впечатляет также чисто оркестровое вступление к памятной «Не плачьте по мертвым» и возвышенному вокальному квартету без сопровождения «Да, хоть я иду по долине». [ 15 ]
Музыкальные номера
[ редактировать ]
Первая часть
- № 1 Пролог (Припев) – Выйдет жезл
- Вифлеем
- № 2 Введение и Речитатив – Жили-были пастухи
- №3 Хор Ангелов – Слава Богу
- № 4 Хор пастухов – Пойдем теперь даже в Вифлеем
- № 5 Соло ( бас ) – Благословен Ты
- № 6 Воздух ( Сопрано ) – Душа моя возвеличивает Господа
- № 7 Салливан пропустил это число. [ 16 ]
- №8 Хор пастухов – Вся земля отдыхает
- № 9 Соло ( Контральто ) – Встань и возьми маленького ребенка.
- № 10 Соло (Сопрано) и Хор – В Раме был слышен голос
- № 11 Воздух ( Тенор ) – Удержи свой голос от плача.
- № 12 Соло (Контральто) – Встань и возьми маленького ребенка.
- № 13 Припев – Я изолью свой дух
- Назарет — В синагоге
- № 14 Соло ( Баритон ) и Хор – Дух Господень
- № 15 Квинтет – Несомненно, Ты Отец наш
- № 16 Соло (Баритон) – Блаженны гонимые
- № 17 Припев – Он заставляет солнце восходить
- Лазарь
- № 18 Дуэт (тенор и баритон) – Господи, взгляни на того, кого ты любишь
- № 19 Соло (Контральто) и припев – Не плачьте о мертвых
- № 20 Сцена (сопрано и баритон) - Господи, если бы ты был здесь
- № 21 Припев – Вот, как Он возлюбил его
- № 22 Соло (Баритон) – Я не говорил тебе
- № 23 Припев – Могила не может похвалить тебя
- Путь в Иерусалим
- № 24 Соло – Поймите, как
- № 25 Хор детей – Осанна сыну Давидову
- № 26 Воздух (Сопрано) – Скажи тебе, дочь Сиона
- № 27 Хор учеников – Да будет благословенно Царство
- № 28 Трио и хор – Осанна сыну Давидову
Вторая часть
- Иерусалим
- № 29 Увертюра
- № 30 Соло (Баритон) – Когда Сын Человеческий
- № 31 Соло и припев – Разве это не тот, кого стремятся убить?
- № 32 Хор женщин – Час настал
- № 33 Соло (Баритон) – Дочери Иерусалима
- № 34 Квартет (Без сопровождения) – Да, хотя я иду по долине
- № 35 Хор – Мужчины и братья
- У Гроба
- № 36 Речитатив (Сопрано) – Где Его положили
- № 37 Ария (Сопрано) – Господи, зачем скрываешь лицо Твое?
- № 38 Речитатив – Почему ты плачешь?
- № 39 Ария (Контральто) – Господь воскресе
- №40 Припев – Господь воскресе
- № 41 Соло (Тенор) – Если воскреснете
- № 42 Припев – Его возвысил Бог
Записи
[ редактировать ]- Наталья Романив, Элеонора Деннис, Китти Уотли, Роберт Мюррей, Нил Дэвис, Симфонический хор BBC , Концертный оркестр BBC , Джон Эндрюс, Даттон (2018). [ 2 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Гнев, с. 102
- ^ Перейти обратно: а б с д Хьюгилл, Роберт . «Освещая забытое произведение: Джон Эндрюс и Концертный оркестр BBC возрождают священную ораторию сэра Артура Салливана « Свет мира » , Planet Hugill, 23 декабря 2018 г.
- ^ Меркурий , Бирмингем, 3 августа 1895 г.
- ^ Гнев, стр.103
- ^ Перейти обратно: а б с д Введение в «Свет мира» , Архив Гилберта и Салливана , по состоянию на 1 августа 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Шеперд, Марк. «Свет мира» , Дискография Гилберта и Салливана, 24 декабря 2003 г., по состоянию на 1 августа 2018 г.
- ^ «Свет мира» , «Музыкальный мир» , 30 августа 1873 г., стр. 584
- ^ Перейти обратно: а б «Таймс» , 28 августа 1873 г.
- ↑ The Manchester Guardian , 23 ноября 1900 г.
- ^ Купер, Кэтрин. » Артура Салливана «Джон Эндрюс о «Свете мира » , Presto Music, 20 декабря 2018 г.; и Кэмпбелл, Александр. «Джон Эндрюс дирижирует первой записью «Света мира » Артура Салливана » , ClassicalSource.com, январь 2019 г.
- ↑ The Observer , 31 августа 1873 г.
- ^ Финдон, Бенджамин В. «Салливан как композитор» в книге Лоуренса А. Сэра Артура Салливана, История жизни, письма и воспоминания (1899) Боуден, Лондон
- ^ Уэббер, Кристофер. Обзор записи 2000 года для MusicWeb
- ^ Сильверман, Ричард. «Свет миру: нарушение критического молчания» , 2001 г., по состоянию на 11 июня 2008 г.
- ^ Ахенбах, Эндрю. «САЛЛИВАН Свет миру» , Граммофон , февраль 2019 г.
- ↑ Рукопись и опубликованная партитура переходят с № 6 на № 8. Либо Салливан никогда не устанавливал этот номер, либо он никогда не оркестровал его и не убрал его из партитуры. Оригиналы рукописей Салливана и оригинальные оркестровые партии хранятся в архивах Общества сэра Артура Салливана.
Ссылки
[ редактировать ]- Эйнгер, Майкл (2002). Гилберт и Салливан – двойная биография . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0195147693 .
- Джейкобс, Артур (1984). Артур Салливан – викторианский музыкант . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Ланн, Генри К. «Музыкальные фестивали в Бирмингеме и Херефорде» The Musical Times и циркуляр для классов пения , Vol. 16, № 368 (1 октября 1873 г.), стр. 235–42. Издатель: Musical Times Publications Ltd. (онлайн-версия требует подписки)