Симфония ми мажор (Салливан)
Симфония ми мажор , впервые исполненная 10 марта 1866 года, была единственной симфонией, написанной Артуром Салливаном . После смерти Салливана ее часто называли «Ирландской» симфонией, поскольку она была написана в Ирландии, и как дань уважения Мендельсона «Шотландской симфонии» .
Произведение в целом было хорошо встречено на первых выступлениях.
История
[ редактировать ]Салливан начал работу над своей симфонией в 1863 году, когда ему был 21 год. Из отпуска в Северной Ирландии он писал матери, что «когда я трясся домой… сквозь ветер и дождь в открытой прогулочной машине , вся первая часть симфонии пришла мне в голову с настоящим ирландским оттенком». – помимо обрывков других движений». [1] Позже композитор писал: «Я всегда хотел назвать ее «Ирландской симфонией», но скромно воздерживался, поскольку она вызывала сравнение с «Шотландской симфонией». [т.е. Мендельсона Симфония № 3 .] [2] Название появилось в опубликованной партитуре только после смерти Салливана, в издании Novello 1915 года. Салливан писал в 1899 году своему кузену, музыкальному критику Б.В. Финдону: «Знал ли бы я, что Стэнфорд назовет его произведение «Ирландской симфонией»? , я думаю, мне следовало бы ударить по голове своей скромностью». [3]
Первое исполнение симфонии состоялось в Хрустальном дворце 10 марта 1866 года под управлением Августа Маннса Салливана , который ранее дирижировал лондонской премьерой музыки к «Буре» . [4] [n 1] Второе исполнение симфонии состоялось 11 апреля в Сент-Джеймс-холле на концерте Лондонского музыкального общества; [6] дирижером был Альфред Меллон . [7] [8] 11 июля состоялось третье выступление на так называемом «Большом оркестровом концерте г-на Артура С. Салливана». [9] Программа состояла в основном из произведений Салливана, включая увертюру к «Сапфировому ожерелью» и отрывки из «Маски в Кенилворте » под управлением композитора. Среди исполнителей была популярная певица Дженни Линд , которая выступила соавтором концерта, исполнила четыре музыкальных номера, включая две песни Салливана, и собрала большую аудиторию. [9] [10]
Симфония была хорошо принята, хотя музыкальные критики и тогда, и позже отмечали влияние других композиторов. Критик в «Таймс» написал после первого исполнения: «Симфония [является] лучшим музыкальным произведением, если судить только по размеру ее формы и количеству содержащихся в ней прекрасных мыслей, долгое время созданным любым английским композитором». ...Г-н Салливан должен отречься от Мендельсона, даже от Бетховена и, прежде всего , от Шумана на год и один день». [11] В своем исследовании музыки Салливана в 1960 году Джервас Хьюз также обнаружил отголоски Шумана, а Шуберта . также [12] В анализе 2000 года Эндрю Лэмб отмечает, что симфония предшествует хорошо известным симфониям Брамса, Чайковского и Дворжака, и соглашается с более ранними аналитиками в том, что на партитуру Салливана основное влияние оказали Шуберт, Шуман и Мендельсон. Лэмб отмечает темы для тромбонов и нижних струн во второй части, которые «придают произведению особую торжественность». Хотя Лэмб оценивает общее настроение симфонии вполне серьезно, он считает, что она «также показывает Салливана в его самой легкой форме, прежде всего в радостной третьей части… с ее веселой темой для гобоя и восхитительным взаимодействием струнных пиццикато и журчащих деревянных духовых инструментов». [13] В 2006 году аналитик Эндрю Берн заметил, что финал представляет собой ранний пример одного из любимых приемов композитора: мелодия, впервые услышанная на гобое, сочетается в контрапункте с ритмической темой первых скрипок: «Такой прием должен был стали визитной карточкой композитора в двойных припевах его оперетт». [7]
Симфония регулярно исполнялась при жизни Салливана. [14] В двадцатом веке его исполняли мало, но в последние десятилетия его стали слышать чаще, и он стал основным произведением на открытии первого английского музыкального фестиваля (транслируемого BBC ) в октябре 2006 года. [15] Выпущено четыре компакт-диска с записью этого произведения, а немецкая фирма Musikproduction Jürgen Höflich опубликовала новое издание партитуры. [16]
Анализ
[ редактировать ]В симфонии четыре части:
- Анданте – Аллегро, но не слишком оживленное.
- Анданте выразительное
- Аллегретто
- Аллегро, живое и живое
Продолжительность спектакля около тридцати пяти минут (или чуть дольше, если повтор экспозиции взят в первой части). [17]
- Вступление Andante открывается чередованием октав тоники и доминанты в пунктирном ритме, играемом медными духовыми инструментами, на что отвечает мотив « Дрезденский аминь » на струнных (мендельсоновский штрих). [18] Основная часть Аллегро первой части разделила критические мнения. В «Граммофоне» в 1969 году Эдвард Гринфилд прокомментировал: «Первая тема ми минор может быть очень мендельсоновской по форме, ритму и тональности, но она дает первый настоящий признак подлинной жизненной силы воображения Салливана». [18] тогда как Хьюз считает, что, хотя сонатная форма использована грамотно, первая тема, «скрипичная кантабиле многообещающего звука, разваливается на седьмом такте». [12]
- Вторая часть, си мажор, основана на том, что Гринфилд называет «очень мендельсоновской мелодией», которая «переживает обработку Армии Спасения на валторнах и альт-тромбоне в октавах только для того, чтобы завершиться возмутительной шпаргалкой второй части « Незаконченного» Шуберта» . фраза сначала на гобоях, а потом на скрипках». [18] Хьюз описывает это движение как лирическое, но с «довольно скучным аккомпанементом». [12]
- до Третья часть скерцо мажор вызвала самые положительные отзывы критиков. Хьюз отмечает, что это не традиционная форма симфонического скерцо, а образец ABCA с короткой кодой, основанной на B. [12] Шуберта в котором Гринфилд услышал поразительное сходство с финалом Большой до мажорной симфонии . [18] Веселая основная тема движения отдана гобою, всегда одному из любимых инструментов Салливана.
- Финал не содержит каких-либо нетрадиционных черт, хотя Гринфилд отмечает, что он представляет собой «один из тех дискантов (быстрый пунктирный ритм на фоне традиционно высокой мелодии), которые стали одной из визитных карточек оперетт».
Хьюз так резюмирует симфонию: «Несмотря на многообещающую первую часть и некоторое грамотное тематическое развитие, симфонию нельзя считать удовлетворительным достижением. Слишком большая часть материала создана машиной – пока мы не находим мало признаков настоящая спонтанность». [19] Гринфилд заключает, что симфония является «очаровательным примером викторианского искусства, хотя бы в его наименее сдержанной форме». [18] Лэмб считает, что, несмотря на серьезный тон большей части произведения, симфония обладает «всепроникающим очарованием» и демонстрирует «полностью умелое управление оркестром». [13]
Записи
[ редактировать ]- Королевский филармонический оркестр Ливерпуля / сэр Чарльз Гроувс ( EMI , 1968)
- Концертный оркестр BBC / Оуайн Арвел Хьюз ( CPO , 1993)
- Филармонический оркестр BBC / Ричард Хикокс ( Чандос , 2000)
- Королевский филармонический оркестр Ливерпуля / Дэвид Ллойд-Джонс ( Наксос , 2007)
Примечания, ссылки и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ В рекламируемую программу концерта также входила Бетховена « Ах!» . perfido в исполнении Эфросиньи Парепы , Вебера » увертюра «Юбель и его песня «Долина» в исполнении Чарльза Сэнтли , увертюра Бетховена к «Фиделио» и его Четвертой симфонии , а также скрипичные соло в исполнении Карла Розы . [5]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джейкобс, с. 36
- ↑ Янг, примечание 17 к главе 3.
- ^ Финдон, с. 56
- ^ Джейкобс, с. 41
- ^ «Концерт в Хрустальном дворце», The Morning Post , 10 марта 1866 г., стр. 1
- ^ «Музыка – Лондонское музыкальное общество», The Daily News , 13 апреля 1866 г., стр. 8
- ^ Jump up to: а б Гори, Эндрю. (2007). Примечания к компакт-диску Naxos 8.570351 ОСЛК 611357010
- ↑ «Концерты» , The Times , 16 апреля 1866 г., через Архив Гилберта и Салливана, по состоянию на 2 июня 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Зал Сент-Джеймс», The Standard , 12 июля 1866 г., стр. 3
- ↑ «Сент-Джеймс-Холл» , The Times , 13 июля 1866 г., через Архив Гилберта и Салливана, по состоянию на 2 июня 2018 г.
- ^ «Концерты» , The Times , 12 марта 1866 г., стр. 12
- ^ Jump up to: а б с д Хьюз, с. 11
- ^ Jump up to: а б Лэмб, Эндрю. Примечания к компакт-диску Chandos 9859 (2000) ОСЛК 811240559
- ^ Шепард, Марк. «Симфония ми мажор, 'Ирландский' (1866)» , дискография Гилберта и Салливана, 12 июля 2009 г., по состоянию на 2 июня 2018 г.
- ↑ Официальный сайт английского музыкального фестиваля. Архивировано 22 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Ирландская симфония. Архивировано 23 сентября 2006 г. в Wayback Machine , Musikproduction Jürgen Höflich, переиздание издания Novello & Co, с новым введением.
- ^ Примечания к компакт-диску CPO 999 171-2 (1994). ОСЛК 34029969
- ^ Jump up to: а б с д и Гринфилд, Эдвард. «Салливан: Симфония ми мажор, ирландский , Граммофон , февраль 1968, стр. 1167».
- ^ Хьюз, с. 12
Источники
[ редактировать ]- Финдон, Бенджамин Уильям (1904). Сэр Артур Салливан – Его жизнь и музыка . Лондон: Джеймс Нисбет. OCLC 499660152 .
- Хьюз, Джервас (1959). Музыка сэра Артура Салливана . Лондон: Макмиллан. OCLC 500626743 .
- Джейкобс, Артур (1984). Артур Салливан: викторианский музыкант . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-315443-8 .
- Янг, Перси М. (1971). Сэр Артур Салливан . Лондон: JM Dent & Sons. ISBN 978-0-460-03934-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Симфония ми мажор : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Обзор и анализ в Music Web International