Уильям Люкси
Уильям Люкс, ОП | |
---|---|
Рожденный | Дата рождения неизвестна пригород Бургундии , Франция |
Умер | После 1275 г. |
Занятие | Священник , проповедник , теолог, библейский экзегет |
Образование | Приорат Сент-Джеймс Парижский университет |
Жанр | Схоластика |
Предмет | Комментарии к Библии , Теологии , Этике |
Известные работы |
|
Вильгельм Люкси , ОП ( фл. 1267–1275), также известный как Гильельмус де Люкси или ( Люси, Луши, Люси, Лекси, Лисси, Лиси, Лисси ), родился в Бургундском регионе Франции в тринадцатом веке. [ 1 ] Он был -доминиканцем монахом , ставшим регентом богословия Парижского университета , а также известным библейским экзегетом и проповедником .
Биография
[ редактировать ]О ранней жизни Уильяма мало что известно, за исключением того, что он, скорее всего, родился в первой четверти тринадцатого века в деревне к югу от города Осер в Бургундии, Франция. [ 1 ] Подробности о вступлении Вильгельма в орден доминиканцев и его прибытии в Париж неизвестны. Однако он, должно быть, подавал большие академические надежды, поскольку ему было поручено продолжить свое богословское обучение в Приорате Святого Иакова Доминиканского Ордена, , Studium Generale расположенном в Париже . Впоследствии он стал магистром-регентом Парижского университета после 1260 года, вероятно, между 1267 и 1275 годами. [ 2 ]
Преподавая и проповедуя в окрестностях Парижа, Вильгельм оказался втянутым во второй этап Нищенствующей борьбы (1267-1271) и Аверроистской полемики 1270 года. В своих проповедях он выражал свою поддержку универсальной проповеднической миссии нищенствующих орденов. (особенно доминиканский и францисканский ордены) и их право публично выслушивать исповеди , и выразил свое презрение к моральным принципам. расхлябанность светских священнослужителей . [ 3 ] Находясь в Париже, он, кажется, имел теплые отношения с францисканцами и святым Бонавентурой, в частности, поскольку его пригласили произнести вторую часть схоластической проповеди со святым Бонавентурой в монастыре францисканских кордельеров в Париже в 1267 году. [ 4 ] и с любовью упоминает о смерти святого Бонавентуры в проповеди, произнесенной в первое воскресенье Великого поста где-то после 1275 года в Париже. [ 5 ] Его проповеди позволяют предположить, что Уильям был консервативным теологом, приверженным принципу, согласно которому философы не должны пытаться использовать философию для решения чисто богословских вопросов. [ 6 ]
Идентичность и признание
[ редактировать ]С шестнадцатого века до наших дней Уильям был идентифицирован как французский доминиканец тринадцатого века и английский францисканец четырнадцатого века . Лишь в конце девятнадцатого века, когда Бартелеми Оро опубликовал свое знаковое исследование латинских средневековых рукописей, хранящихся в Национальной библиотеке Франции , призрачный Уильям начал привлекать внимание современных ученых. [ 7 ] Более поздние научные публикации во многом пролили свет на вклад Уильяма как библейского комментатора и проповедника и подтвердили его личность как французского доминиканца тринадцатого века . [ 8 ]
Библейские комментарии и проповеди Уильяма копировались еще при его жизни и пользовались довольно широким распространением по всей Европе. Через пятьдесят лет после своей смерти Уильям был признан выдающимся библейским толкователем . В списке библейских комментариев, написанном Ландольфом де Колумной незадолго до 1328 года, Уильям фигурирует как библейский комментатор с некоторой репутацией. В списке Ландольфа он прочно помещен в круг прославленных средневековых библейских экзегетов , в который входят Николас Триве , Фома Аквинский , Доминик Грима, Петр Тарантезский , Николай Лирский и Хью Сен-Шерский . [ 9 ]
Сочинения
[ редактировать ]Сохранившийся корпус сочинений Уильяма представляет собой библейские комментарии или почтовые сообщения и проповеди, написанные между 1267 и 1275 годами, почти все из которых сохранились в рукописной форме. [ 10 ]
Его главным образом помнят за его библейские комментарии, на которые «он провел большую часть своей жизни, тщательно изучая и разъясняя пророчества Пророков», отмечает историк Энтони Паркинсон . Его постиллы на Книгу Иеремии , Книгу Плача , Книгу Варуха и Двенадцать малых пророков сохранились в пяти средневековых рукописях, а два комментария, один на католические послания , а другой на Книгу Откровения , считаются утерянными. [ 11 ] Хотя необходимо провести дополнительную работу, чтобы определить, какие из наиболее современных источников повлияли на его экзегетические сочинения, исследования его комментариев к Книге Варуха и ряда его библейских прологов позволяют предположить, что на него оказали влияние близкие современники Стивен Лэнгтон , некий Дин из Солсбери (возможно, Ричард Пур ), Хью Сент-Шер , Уильям Миддлтон, Уильям Альтон и, возможно, Джон Печем . [ 12 ]
Библейские комментарии: английское название | Библейские комментарии: латинское название [ 13 ] |
---|---|
Комментарий к книге Иеремии | Постилла над Иеремией |
Комментарий к Книге Плача | Почта над поездами |
Комментарий к книге Варуха | Постилла над Барухом |
Комментарий к двенадцати малым пророкам | Постилла о 12 пророках |
Двадцать восемь проповедей, проповедей о времени и святых , сохранились в шестнадцати средневековых рукописях. [ 14 ] В основном это «школьные проповеди», некоторые из которых являются «университетскими проповедями», произнесенными в Париже. Его проповеди дают представление о третьем поколении доминиканских проповедников в Париже и их проповеднической деятельности, особенно по таким вопросам, как пастырское попечение и нравственные реформы.
Проповеди: английское название | Количество проповедей | Проповеди: латинское название [ 15 ] |
---|---|---|
Третье воскресенье Адвента | 1 | Третье воскресенье Адвента |
Рождество | 2 | В праздник Рождества |
В праздник Святого Стефана | 1 | В праздник святителя великомученика Стефана |
В праздник Святых Невинных | 1 | В праздник Иннокентия |
Семидесятое воскресенье | 2 | Воскресенье семидесятых |
Шестидесятое воскресенье | 1 | Воскресенье шестидесятого |
Первое воскресенье Великого поста | 2 | Первое воскресенье Великого поста |
Второе воскресенье Великого поста | 1 | Второе воскресенье Великого поста |
Четвертое воскресенье Великого поста | 1 | Четвертое воскресенье Великого поста |
Вербное воскресенье | 1 | Воскресенье в Пальмовых Бранчах |
в октаве Пасхи Воскресенье | 1 | Воскресенье ниже восьмого числа Пасхи |
Третье воскресенье после Пасхи | 1 | Третье воскресенье после Пасхи |
Второй день ферии (или праздник) после Пятидесятницы. | 1 | Второй день после Пятидесятницы |
В праздник Пресвятой Троицы | 1 | В праздник Пресвятой Троицы |
Третье воскресенье после Троицы | 1 | Третье воскресенье после Троицы |
Седьмое воскресенье после Троицы. | 1 | Седьмое воскресенье после Троицы |
Пятнадцатое воскресенье после Троицы. | 1 | Пятнадцатое воскресенье после Троицы |
Двадцать первое воскресенье после Троицы. | 1 | Двадцать первое воскресенье после Троицы |
Двадцать третье воскресенье после Троицы. | 1 | Двадцать третье воскресенье после Троицы. |
В праздник Успения | 1 | В праздник Успения Пресвятой Богородицы |
В праздник Рождества Богородицы | 1 | В праздник Рождества Пресвятой Богородицы |
В праздник святой Екатерины (Александрийской) | 1 | В праздник Святой Екатерины |
В память Пресвятой Богородицы | 1 | В память Пресвятой Богородицы |
В праздник Благовещения | 1 | В праздник Благовещения |
Проповедь в любую субботу в течение года. | 1 | Проповедь каждую субботу в течение года |
Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Лукси, Постилла о Варухе , стр. xiii-xiv.
- ^ Люкси, Постилла о Барухе , стр. XXII.
- ^ Сулавик, «Проповедь Вильгельма Лукси», стр. 148-152.
- ^ Сулавик, «Проповедь Вильгельма Лукси», с. 148.
- ^ Париж, BnF лат. 14952, ф. 60вб.
- ^ Батайон, «Кризисы Парижского университета», стр. 167-169.
- ^ Орео, Уведомления и выдержки , том. 4, с. 53-63.
- ^ Среди наиболее известных ученых, обративших внимание на Уильяма, - Берил Смолли , Луи-Жак Батайон и Николь Бериу. Полный отчет о многовековой путанице в отношении личности Уильяма и ее расшифровке см.: Luxi, Postilla super Baruch , стр. xiv-xxi.
- ^ Джузеппе Биллановинч, «От Ливия Ратерио до Ливия Петрарки» в Italia Medioevale e Umanistica 2 (1959): 157.
- ↑ Отредактированные комментарии Уильяма к Варуху, Ионе и библейским прологам к Книге Иеремии, Книге Плача и Двенадцати Малым Пророкам см.: Luxi, Postilla super Baruch . Издание его проповеди на праздник Святых Невинных см.: Сулавик, Проповедь Вильгельма Луксийского , стр. 157-169.
- ^ См. Стегмюллер, Repertorium Biblicum , vol. 2, с. 415-416; и Джузеппе Биллановинч, «От Ливия Ратерио до Ливия Петрарки» в Italia Medioevale e Umanistica 2 (1959): 157.
- ^ Свидетельства почти современного влияния на постиллы Уильяма см.: Сулавик, «Хью из постиллы Св. Шера», стр. 165-166; Эндрю Сулавик, «Барух secundum Decanum Salesberiensem: текст и введение к самому раннему латинскому комментарию о Варухе», Archives d'histoire doctrinale et litéraire du Moyen Age , 68 (2001): 252-254; Люкси, Постилла супер Барух , стр. li-lxxiii; и Линде, «Джон Печам о форме плача», стр. 150.
- ↑ Список названий библейских комментариев Уильяма взят из: Kaeppeli, Scriptores Ordinis Predicatorum , vol. 2, с. 114-115.
- ^ Список обширных проповедей Уильяма см.: Kaeppeli, Scriptores Ordinis Predicatorum , vol. 2, с. 109-114 и том. 4, с. 101
- ^ Список названий проповедей Уильяма взят из: Kaeppeli, Scriptores Ordinis Predicatorum , vol. 2, с. 110-114.
Источники
[ редактировать ]- Батайон, Луи-Жак (1976). «Кризис Парижского университета после университетских проповедей». Иностранные переводы в Парижском университете в тринадцатом веке . Берлин: Де Грюйтер. стр. 155–169. ISBN 9783110059861 .
- Орео, Бартелеми (1892). Уведомления и выдержки из некоторых латинских рукописей Национальной библиотеки . Полет. 4. Париж.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Кэппель, Томас; Панелла, Эмилио (1970–1993). Писатели Ордена проповедников Средневековья . Рим
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Линде, Корнелия (2013). «Джон Печем в форме плача». Форма и функция в Библии позднего средневековья . Лейден: Брилл. стр. 147–162. ISBN 9789004248885 .
- Люкси де, Уильям (2006). Сулавик, Эндрю (ред.). Вильгельм Лукси Постилла над Варухом, Постилла над Ионой . Средневековое продолжение корпуса христиан 219. Тюрнхаут: Бреполи. ISBN 9782503051918 .
- Стегмюллер, Фредерик (1950). Библейский репертуар средневековья Барселона ISBN 8400035100 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Сулавик, Эндрю (2002). «Проповедь Вильгельма Люксийского, ОП в парижских школах между 1267 и 1275 годами». Проповедь и общество в средние века: этика, ценности и социальное поведение . Падуя, Италия: Centro Studi Antoniani. ISBN 8885155537 .
- Сулавик, Эндрю (2004). «Хью из Постилла Св. Шера о книге Баруха: работа средневекового компилятора или библейского толкователя?». Хьюго де Сен-Шер (†1263) bibliste et theologien . Тюрнхаут: Бреполи. стр. 155–171. ISBN 2503517218 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Батальон Луи-Жака. «От lectio to praedicatio: библейские комментарии и проповеди в XIII веке». Журнал философских и теологических наук . 70 (1986): 559–574.
- Батайон, Луи-Жак (1992). «Ранская схоластическая и нищенствующая проповедь как толкование Священного Писания». В М. Джордане; К. Эмери (ред.). Ad Litteram: авторитетные тексты и их средневековые читатели . Нотр-Дам: Издательство Университета Нотр-Дам. стр. 165–177. ISBN 9780268006327 .
- Бериу, Николь (1998). Пришествие мастеров Слова. Проповедь в Париже в 13 веке . Нотр-Дам: Институт исследований августинцев. стр. 165–177. ISBN 9782851211552 .
- Смолли, Берил. «Некоторые комментарии тринадцатого века к разумным книгам». Доминиканские исследования . 3 и 4 (1949): 41–47, 236–274.
- Смолли, Берил. «Некоторые комментарии тринадцатого века к разумным книгам». Архив доктринальной и литературной истории средних веков . 18 (1951): 106–116.