Христос и Богородица Диптих
Диптих « Христос и Богородица» состоял из двух небольших картин, написанных маслом на дубовых панно раннего нидерландского художника Дирка Баутса (также называемого Дириком Баутсом), завершенных ок. 1470–1475. Первоначально они составляли крылья шарнирного религиозного диптиха .
Оригинальный диптих с автографом утерян, хотя сохранились многочисленные версии, как правило, довольно низкого качества, включая почти идентичный диптих в Лувре и аналогичный диптих в Торонто . Другие версии каждой панели сохранились. Лучшие версии Mater Dolorosa находятся в Институте искусств Чикаго и в коллекции Вайсбергера в Мадриде . Чикагскую версию, вероятно, нарисовал сын Бута Дирик Баутс-младший, о котором ничего не известно. [ 1 ] Хорошая версия Христа находится в коллекции герцогини Осуна в Севилье. Известно как минимум десять других версий, в том числе одна из мастерской Дирка Баутса в Национальной галерее в Лондоне. [ 2 ] [ 3 ]
Хотя религиозные диптихи были обычным явлением в северном искусстве середины XV века, они, как правило, следуя нововведениям весьма коммерчески успешного Рогира ван дер Вейдена , на которого, как известно, находился под влиянием Баутса, изображали святого в паре с дарителем . Этот пример необычен тем, что на обеих крыльях изображены члены святого семейства.
Описание
[ редактировать ]
Баутс изображает Деву Марию как «Mater Dolorosa» ( Скорбящая Богоматерь ). Она изображена с покрасневшими глазами, полными слез, льющихся по щекам. Ее голова склонена в тоске, [ 4 ] и хотя она смотрит наружу, выражение ее лица задумчиво и интроспективно. Ее глаза, как и глаза Христа на правой панели, застенчиво и с достоинством отвернуты от зрителя. Ее глаза опущены, его такие же покрасневшие от слез глаза смотрят вправо. [ 5 ] По сравнению со страстными и выразительно переданными изображениями страданий Марии в искусстве ближайших современников Баутса Яна ван Эйка или Рогира ван дер Вейдена , [ 6 ] здесь горе Мэри очень сдержано и, по словам историка искусства Джозефа Ван дер Эльста, тем более «привлекательно и глубоко трогательно. Она вневременна, как человеческое страдание». [ 7 ]
Христос показан в страданиях и боли, что отражает один из двух широких стилей одиночного портретного изображения, популярных в середине и конце 15 века, в обоих из которых его голова была изображена либо почти изолированно, либо почти изолированно, в половину длины. [ 8 ] Изображение Христа в формате «Святой Лик» восходит к византийским иконам , и этот мотив был снова популяризирован Робертом Кампеном и утраченным фронтальным изображением Христа ван Эйка, известным по копии в Staatliche Preussischer Kulturbesitz Museen в Берлине. [ 9 ]
Второй популярный способ изображения головы Христа, «Муж скорбей », или «Мертвый Христос», восходит к римским образам и обычно менее формальный, менее фронтальный, чем изображения Святого Лика, и фокусируется на страданиях и страданиях. страсть библейских сказаний. [ 10 ] Пожалуй, наиболее ярким примером последнего является « Гертгена тот Синт Янс ок Человек скорби» . 1485–95. Более ранняя правая панель Баутса также типична: на ней изображен Христос, истекающий кровью на лбу из-за разрезов, сделанных Терновым Венцом . Очень похожая работа около 1470 года , приписываемая Баутсу, сопоставима по композиции, колорите и тону и сегодня находится в Лондонской национальной галерее. [ 11 ]
В этой работе Баутс смещает акцент и представляет как Христа, так и Марию в традиции, причем Мария теперь представлена как Женщина Скорби». [ 7 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Матер Долороза . Мастерская Дирика Баутса Младшего, ок. 1470–75. 38,7 × 30,3 см. Художественный институт Чикаго .
-
Христос в терновом венце , Дирк Баутс, ок. 1470. Масло с яичной темперой , Национальная галерея , Лондон.
-
Человек скорби , Гертген тот Синт Янс ок. 1485–95. Дерево, масло, Музей Catharijneconvent , Утрехт .
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Mater Dolorosa (Скорбящая Дева), 1480/1500» . Художественный институт Чикаго . Проверено 17 сентября 2013 г.
- ^ « Христос, увенчанный терновым венцом ». Национальная галерея , Лондон. Проверено 6 августа 2012 г.
- ^ Кэмпбелл, с. 63
- ^ Вольф, 113
- ^ Вольф, 114
- ^ ван дер Вейдена около 1435–1438 годов См. «Снятие с креста» или диптих ван Эйка «Распятие и Страшный суд» около 1440 года . Ван дер Эльст, 79 лет
- ^ Jump up to: а б Ван дер Эльст, 79 лет
- ^ Вольф, 119
- ^ Вольф, 118
- ^ Вольф, 117
- ^ « Христос, увенчанный терновым венцом ». Национальная галерея , Лондон. Проверено 6 августа 2012 г.
Источники
[ редактировать ]- Кэмпбелл, Лорн . Нидерландские школы пятнадцатого века . Лондон: Публикации Национальной галереи, 1998. ISBN 1-85709-171-X
- Ван дер Эльст, Джозеф. Последний расцвет Средневековья . Кессинджер Паблишинг, 2005. ISBN 1-4191-3806-5
- Вольф, Марта. «Образ сострадания: «Скорбящая Мадонна» Дирика Баутса». Институт искусств Чикагского музейного дела , 15/2, 1989. 112–125; 174–175