Jump to content

МС Скандинавская Звезда

Координаты : 58 ° 34' с.ш. 10 ° 34' в.д.  /  58,567 ° с.ш. 10,567 ° в.д.  / 58,567; 10,567  ( Примерное место пожара MS Scandian Star )

Скандинавская звезда после катастрофы
История
Имя МС Массалия
Тезка Массалия
Владелец Компания Нью Лайнер (Пакет)
Маршрут Марсель Малага Касабланка
Строитель Дубижон-Нормандия SA
Номер двора 124
Запущен 19 января 1971 г.
Завершенный 1971
Идентификация Номер ИМО : 7048219
Имя МС Стена Балтика
Владелец Stena Cargo Line Ltd
Порт приписки Нассау ,  Багамы
Приобретенный 1 октября 1983 г.
Судьба Продал
Имя MS Остров Фиеста
Владелец Stena Cargo Line Ltd
Порт приписки Нассау,  Багамы
Приобретенный ноябрь 1984 г.
Судьба Чартерный
Имя МС Скандинавская Звезда
Владелец ООО "СиЭскейп"
Оператор Скандинавские круизы по миру
Порт приписки Нассау,  Багамы
Маршрут Санкт-Петербург, Флорида / Тампа, Флорида – Косумель, Мексика Мексика
Приобретенный декабрь 1984 г.
Выведен из эксплуатации 1990
Судьба Продал
Имя МС Скандинавская Звезда
Владелец Вогнмандрутен К/С, А/С
Оператор ДА-НО Линия
Маршрут Осло , Норвегия Норвегия – Фредериксхавн , Дания Дания
Приобретенный март 1990 г.
В эксплуатации 1 апреля 1990 г.
Судьба Загорелся 7 апреля 1990 г.;
Имя МС Канди
Владелец Вогнмандрутен К/С, А/С
Выведен из эксплуатации 1994
Судьба Заложен (1990–1994)
Имя МС Регал Вояджер
Владелец Международные партнеры по доставке
Оператор Comarit Ferries, St. Thomas Cruises, Isabel Cortes Ferry Service Ltd, Ferries del Caribe SA, FerryMar, портовое управление Тринидада и Тобаго
Приобретенный февраль 1994 г.
Выведен из эксплуатации 1997
Судьба Продал
Имя МС Регал Вояджер
Приобретенный февраль 2004 г.
Судьба Списано
Общие характеристики
Тоннаж 10513 брт
Длина 142,24 м (466,7 футов)
Луч 22,2 м (73 фута)
Черновик 5,5 м (18 футов)
Установленная мощность 2*16-цилиндровый дизель Pielstick, 11,770 кВт
Скорость 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час)

MS Scandian Star , первоначально называвшийся MS Massalia , — автомобильно-пассажирский паром , построенный во Франции в 1971 году. Судно было подожжено 7 апреля 1990 года, в результате чего погибло 159 человек. Официальное расследование установило, что причиной пожара стал осужденный поджигатель , погибший в огне. [1] С тех пор этот вывод оспаривается. [2]

После длительного простоя после пожара он был в конечном итоге отремонтирован, переоборудован и снова введен в эксплуатацию как Regal Voyager , сначала в Средиземноморье, а затем в Карибском бассейне. В конечном итоге она была списана в 2004 году.

Теплоход Massalia был построен компанией Dubigeon-Normandie SA в 1971 году и передан компании Compagnie de Paquebots, что позволило ей следовать по маршруту компании Марсель Малага Касабланка . Корабль также совершал круизы по Средиземному морю . К 1984 году она принадлежала ряду компаний и была переименована в Stena Baltica , Island Fiesta и, наконец, в Scandian Star — имя, данное ей компанией Scandian World Cruises. Скандинавская звезда была зафрахтована для круизов между Санкт-Петербургом / Тампой , Флорида , США, до Косумеля , Кинтана-Роо , Мексика.

Скандинавская звезда за свою историю пострадала и от других пожаров. В ходе расследования пожара 1990 года следователи узнали, что незарегистрированные пожары также произошли в 1985 году, вызванные фритюрницей, и еще дважды в 1988 году, первый из которых был вызван разрывом смазочной трубки. [3] 15 марта 1988 года, всего через несколько дней после первого пожара, «Скандинавская звезда» находилась примерно в 50 морских милях (90 км) к северо-востоку от Канкуна , когда в машинном отделении начался второй пожар. Корабль, на борту которого тогда находились 439 пассажиров и 268 членов экипажа, лишился электропитания и аварийной кислородной системы, что затруднило усилия пожарных. Неспособность членов экипажа эффективно общаться друг с другом и с пассажирами вызывала серьезную озабоченность и создавала путаницу во время тушения пожара и процедур эвакуации. [4]

В 1990 году «Скандинавская звезда» была введена в эксплуатацию на маршруте Осло Фредериксхавн норвежской судоходной линии DA-NO Linjen. Поскольку корабль-казино был переоборудован из корабля-казино в пассажирский паром, новую команду «Скандинавской звезды » пришлось обучить всего за десять дней, чтобы освоить новые обязанности, в то время как шесть-восемь недель были бы разумным периодом для обучения команды для корабль своего размера. Многие члены экипажа не могли говорить по-английски, по-норвежски или по-датски , что еще больше снижало эффективность реагирования экипажа на чрезвычайную ситуацию. [5] Эрик Штайн, технический руководитель норвежской морской страховой компании Assuranceforeningen Skuld , осмотрел судно и заявил о недостаточной пожарной готовности, сославшись на неисправные противопожарные двери . среди других причин [6]

Ночью 7 апреля 1990 года, около 2 часов ночи по местному времени, вспыхнул пожар, который был обнаружен пассажиром и доведен до сведения администратора. Огонь распространился с 3-й на 4-ю палубу и остановился на 5-й палубе. Лестничная клетка и потолки служили дымоходами для распространения огня. Хотя переборки были изготовлены из стальной конструкции с асбестовыми стеновыми панелями, из меламиновой смолы в качестве декоративного покрытия использовался ламинат , который в ходе последующих испытаний оказался чрезвычайно легковоспламеняющимся, что привело к распространению огня по всей палубе 3. Горящие ламинаты выделяли токсичный цианистый водород и угарный газ . Затем огонь распространился на четвертую и пятую палубы. [7]

Когда капитан узнал о пожаре, он попытался закрыть противопожарные двери в переборках на палубе 3. Противопожарные двери не были настроены на полностью автоматическое закрытие и не отреагировали, поскольку аварийная сигнализация возле дверей не была активирована вручную пассажирами или экипажем. Поблизости также располагалось помещение для хранения транспортных средств, вентилируемое большими вентиляторами для удаления выхлопных газов, и вентиляторы втягивали воздух через неправильно закрепленную противопожарную дверь и вызывали быстрое распространение огня с палубы 3 на палубу 4 и палубу 5 по лестницам, расположенным с обоих концов.

Позже капитан приказал своей команде отключить систему вентиляции, когда понял, что она подпитывает огонь, и непреднамеренным результатом стало то, что дым смог проникнуть в пассажирские каюты через вентиляционные отверстия в дверях. Некоторые пытались укрыться от дыма в таких местах, как туалеты и ванные комнаты, или оставались спать в постели, но в конечном итоге дым одолел их. Те, кто пытался спастись, могли столкнуться с густым задымлением, запутанной планировкой коридоров и плохой подготовкой членов экипажа.

Следователи предложили несколько причин, по которым многие пассажиры не смогли безопасно эвакуироваться:

  1. Многие люди, вероятно, не услышали сигналов тревоги из-за расстояния между их каютами и сигнализацией, а также из-за обычного механического шума корабельных систем.
  2. Некоторые люди, вероятно, не смогли найти выход из-за густого дыма, закрывающего пути выхода и указатели.
  3. При горении меламиновых панелей в коридорах выделялись ядовитые газы цианистый водород и угарный газ , что приводило к быстрой потере сознания и смерти.
  4. Многие португальские члены экипажа не говорили и не понимали норвежского, датского или английского языка, не были знакомы с кораблем и никогда не практиковали пожарные учения. Лишь немногие члены экипажа даже подумали надеть дыхательные маски перед выходом в задымленные коридоры.
  5. На 5-й палубе, где произошло большинство смертей пассажиров, коридоры были расположены так, что имели тупики и иначе логически не вели к запасным выходам.

Капитан приказал активировать общую сигнализацию, приказал всем покинуть корабль и разослал запрос на сигнал бедствия . Капитан и команда в конечном итоге покинули корабль до того, как все пассажиры были эвакуированы, в результате чего многие остались на борту горящего корабля даже после того, как его отбуксировали в гавань. Корабль отбуксировали в Люсекиль , Швеция, где пожарные подавили пожар за десять часов.

Капитан судна сообщил, что в день пожара на пароме находились 395 пассажиров и 97 членов экипажа. [8] Позже было установлено, что на судне погибли 158 человек, или примерно треть всех пассажиров, находившихся на борту. Еще один пострадавший скончался через две недели от полученных травм. 136 из убитых были норвежцами.

Поскольку останки многих жертв были повреждены в результате пожара, над идентификацией всех обнаруженных останков работали более 100 специалистов, в том числе полицейские техники, судебно-медицинские патологоанатомы и судебные стоматологи. [9] Первоначально сообщалось, что многие из найденных тел были детьми, но шведская полиция заявила, что дети в возрасте до 7 лет не были включены в списки пассажиров, что вызвало путаницу в фактических подсчетах. [8]

Расследование

[ редактировать ]

В ходе расследования полиции Осло первоначально подозрение было выдвинуто против Эрика Мёрка Андерсена, датского водителя грузовика, погибшего в результате катастрофы и ранее имевшего три судимости за поджог . [10] Более позднее расследование, проведенное в 2009 году, установило, что произошло несколько отдельных пожаров и что для их разжигания потребовалось бы несколько человек, особенно если они не были знакомы с планировкой корабля. [2] В отчете 2013 года, подготовленном самопровозглашенной норвежской группой под названием «Stiftelsen Etterforskning Av Mordbrannen Scandian Star» («Фонд по расследованию поджогов Скандинавская звезда») отрицается ответственность Андерсена, вместо этого утверждается, что несколько пожаров были устроены намеренно и водитель грузовика был убит. при одном из первых двух пожаров (до девяти часов до начала последнего пожара). [10]

В том же отчете за 2013 год утверждалось, что девять опытных членов экипажа, присоединившиеся к кораблю ранее в Тампе , вероятно, были ответственны за шесть отдельных пожаров на «Скандинавской звезде», а также за многочисленные акты саботажа как на корабле, так и на борту корабля. усилия пожарных расчетов по тушению пожара. [11] В отчете предполагается, что мотивом преступления было мошенничество со страховкой, поскольку незадолго до пожара судно было застраховано на двойную стоимость. В отчете утверждается, что для того, чтобы события развивались таким образом, потребовалось несколько человек, обладающих инсайдерской информацией о корабле. Это противоречивое и недоказанное сообщение привело к возобновлению интереса полиции, и в 2014 году расследование было официально возобновлено, а обвинения с покойного подозреваемого Андерсена были сняты. [2]

В марте 2015 года парламент Норвегии решил отменить срок давности за поджоги, так что уголовное расследование и судебное преследование остаются возможными. [12] В феврале 2016 года датский следователь в отставке Флемминг Туэ Йенсен, который руководил расследованием после пожара в 1990 году, заявил, что пожар был диверсией и был устроен членами экипажа корабля; что противопожарные двери были открыты, чтобы позволить огню распространиться; и что третье возгорание, произошедшее после эвакуации пассажиров с корабля, было вызвано тем, что члены экипажа пропитали матрасы дизельным топливом. [13] [14] [15]

Изменения в Международном кодексе систем пожарной безопасности

[ редактировать ]

Инцидент поднял ряд вопросов, касающихся противопожарной защиты и эвакуации на пассажирских судах. В Международный кодекс систем пожарной безопасности Международной морской организации Международной конвенции по охране человеческой жизни на море были внесены комплексные поправки после катастрофы в 1992 году. [16]

Утилизация и последующее обслуживание

[ редактировать ]
Кэнди лежала на приколе в Саутгемптоне после пожара

Сгоревший корабль был отбуксирован в Копенгаген , Дания, 18 апреля 1990 года и прибыл через два дня. [17] и оставался там несколько месяцев. 11 августа 1990 года его отбуксировали в Соединенное Королевство, и он сначала прибыл в Халл. [18] перед тем, как 10 сентября отправиться в Саутгемптон , где судно было переименовано в Candi, просто закрасив часть первоначального названия.

В феврале 1994 года она была продана на аукционе компании International Shipping Partners. [19] Он был переименован в Regal Voyager и отправлен в Италию для восстановления, а затем зафрахтован компанией Comarit Ferries и отправлен на маршрут между Танжером , Марокко, и Порт-Вандром , Франция.

В 1997 году он был зарегистрирован в компании St. Thomas Cruises и курсировал между Порт-Исабель, штат Техас , и Пуэрто-Кортесом , Гондурас, для паромной службы Isabel Cortes. Зафрахтованный компанией Ferries del Caribe в 1999 году, он отправился на маршрут Санто-Доминго Сан-Хуан, Пуэрто-Рико . Корабль был поставлен на прикол в Чарльстоне, Южная Каролина , в 2003 году, затем продан индийским судоразделщикам в 2004 году и переименован в Regal V. Она прибыла в Аланг , Гуджарат , Индия, 14 мая 2004 года, а работа по ее расставанию началась пять дней спустя. [ нужна ссылка ]

Мемориалы

[ редактировать ]
MS Скандинавская звезда Мемориал

Через несколько месяцев после пожара группа поддержки выживших, священнослужители и психологи организовали двухдневный мемориальный рейс, чтобы почтить память жертв и помочь выжившим и членам их семей исцелиться. В путешествие отправились около 300 человек, которые сбросили цветы в Северное море во время поминальной службы на закате. [20]

, был открыт мемориал 7 апреля 2006 года в Осло , недалеко от крепости Акерсхус . На нем изображена мать, несущая своего ребенка и ведущая еще одного ребенка, маленького мальчика, который тянется за упавшим плюшевым мишкой; также большая памятная доска с именами всех жертв пожара. [21]

В 2015 году, в 25-ю годовщину пожара, королева Норвегии Соня , премьер-министр Норвегии Эрна Сольберг , мэр Осло Фабиан Станг и посол Дании в Норвегии Торбен Брилле почтили память жертв и выживших на церемонии на набережной. [22]

Постоянный мемориал огня Скандинавской звезды был открыт в Люсекиле 13 мая 2021 года. [ нужна ссылка ]

Документальный фильм 2020 года и возможное возобновление дела

[ редактировать ]

В 2020 году датский национальный телеканал DR , норвежский канал NRK и шведский канал TV4 транслировали шестичасовой скандинавский документальный фильм под названием «Скандинавская звезда» , во многом основанный на книге журналиста Politiken Ларса Хальскова Branden - Gåden om Scandian Star ( «Огонь - загадка скандинавской звезды»). ). В документальном фильме подробно рассказывается и содержится ряд утверждений о том, что произошло той ночью, о том, почему правда о «Скандинавской звезде» так и не была раскрыта, о том, как власти подвели скорбящих и о том, что полицейское расследование этого дела отсутствует. [23] [24] [25]

Некоторые из обвинений были следующими: [26]

  • Вопреки утверждениям властей, некоторые эксперты по пожарной безопасности полагают, что в ту ночь произошло как минимум четыре пожара, и по кораблю распространялся не один пожар, а отдельные пожары, возникшие в разное время. Эксперты по пожарной безопасности отмечают, что среди свидетельств, позволяющих предположить это, был тот факт, что одна и та же секция корабля горела дважды, и что шведские пожарные утверждают, что все пожары были потушены, пока судно буксировали в Лисекил, но все равно огромный пожар вспыхнул в совершенно другом месте корабля через пять часов после того, как корабль пришвартовался.
  • Нет никаких доказательств того, что Эрик Мёрк Андерсен устроил какой-либо из пожаров, а сам Андерсен погиб во время второго пожара.
  • Несколько экспертов по пожарной безопасности и главный следователь датских морских властей Флемминг Туэ Йенсен не верят, что пожары были делом рук какого-то случайного пиромана. Они считают, что все они были начаты профессионалами, которые знали, что делают, и хорошо знали компоновку корабля. Когда начался второй пожар, две противопожарные двери были заблокированы, чтобы предотвратить их закрытие: одна с двумя матрасами, а другая с большим бетонным блоком, доступным только для экипажа корабля. Открытие этих противопожарных дверей обеспечивало быстрое распространение огня, поскольку обеспечивало приток воздуха из автомобильной палубы под огонь, тем самым обеспечивая «эффект дровяной печи», и тот же пожар возник на корабле в таком месте, которое позволяло вентиляции переносить его на другие места. этажей и на противоположную сторону корабля.
  • Скандинавская звезда была (официально) куплена судовладельцем Хенриком Йохансеном по сильно завышенной цене (21,7 миллиона долларов США) и сразу же была застрахована на 24 миллиона долларов США датской страховой компанией Fjerde Sø. Всего неделей ранее судно было продано компании SeaEscape Ltd. всего за 10 миллионов долларов США. Это может быть показателем страхового мошенничества, но власти никогда не расследовали его должным образом. Шведский представитель Polferries , который также был заинтересован в покупке корабля в 1990 году, заявил, что «Скандинавская звезда » была «трехногой лошадью», и ее стоимость даже близко не приближалась к 20 миллионам долларов США, поскольку она была старой, в плохом состоянии и не паром РО-РО . Последнее является серьезным недостатком для парома, перевозящего транспортные средства, поскольку им всем приходится разворачивать паром задним ходом, когда он прибывает, вместо того, чтобы просто продолжать движение вперед к другому концу корабля.
  • Утром 7 апреля, пока пожарные пытались потушить пламя, на вертолете обратно на корабль были доставлены четыре члена экипажа: главный машинист, машинист, главный электрик и капитан Хьюго Ларсен. Они сказали, что хотели помочь пожарным, но поведение главного машиниста и главного электрика было весьма подозрительным. Однажды главный электрик выбил клинья из-под противопожарных дверей, пытаясь их закрыть. Пожарные намеренно разместили здесь клинья ради собственной безопасности. Также все четыре члена экипажа в тот или иной момент исчезли и пожарные больше их не видели.
  • По словам нескольких шведских пожарных и спасателей, трое неизвестных мужчин ночью вышли из корабля в гавани Люсекиль и быстро исчезли, прежде чем пожарные успели предупредить полицию. Вскоре после этого в передней части ресторана вспыхнул огромный пожар. Температура пожара быстро достигла такой высокой температуры, что пожарные не могли потушить огонь еще 12 часов. По данным пожарных, пожаров вблизи ресторана ранее не было.
  • Несколько крупных и подозрительных пожаров произошли на «Скандинавской звезде» и ее родственных кораблях, когда они плавали в Карибском море. В 1984 году пожар полностью уничтожил MS Scandian Sea , и его стоимость была списана до нуля (что привело к выплате полной страховой суммы).
  • «Скандинавская звезда» была далека от мореходных качеств, когда 1 апреля начала плавание с пассажирами, и безопасности пассажиров уделялось очень мало внимания. В марте, когда корабль был пришвартован в Куксхафене в Германии, инспектор норвежской страховой компании Скульд осмотрел судно и дал конкретные инструкции о том, что необходимо исправить несколько вещей, прежде чем судно сможет получить страхование ответственности, не говоря уже о путешествии с пассажирами. Среди дефектов были противопожарные двери, которые не закрывались должным образом, ржавые спринклерные системы, которые не удалось проверить, важная противопожарная дверь была заменена неэффективной стеклянной дверью, а также то, что ни разу не было проведено ни одного пожарного учения. Как ни странно, Скульд все равно оформил страхование ответственности корабля, несмотря на отчет инспектора.
  • По данным как датских, так и норвежских морских властей, никто из них не был каким-либо образом проинформирован о «Скандинавской звезде» , и поэтому до 7 апреля ни одна из них не проводила никаких проверок. По данным датских морских властей, судно было зарегистрировано в Нассау, Багамы , и поэтому обязано было лишь соблюдать гораздо более мягкие багамские правила безопасности. Однако в документальном фильме бывший секретарь и председатель Датской ассоциации моряков Хенрик Берлау утверждает, что датские морские власти знали, что «Скандинавская звезда» не готова перевозить пассажиров, еще до того, как судно было назначено на свой маршрут в течение первой недели Апрель 1990 года. Однако после катастрофы морские власти предпочли умолчать об этом, поскольку это могло бы возложить ответственность за ущерб на государство Дания. Берлау утверждает, что его источником является бывшее руководство морских властей [ нужны разъяснения ] и что морские власти отложили установленную законом проверку на две недели. Корабль сгорел до того, как была назначена проверка. Морские власти прокомментировали информацию Берлау, заявив, что они не нашли никаких архивных доказательств того, что кто-либо из сотрудников видел судно или находился на нем. [ нужна ссылка ]

9 мая 2020 года документальный фильм привел к тому, что большинство членов датского парламента проголосовали за начало правительственных слушаний. Среди вопросов: каков статус дела и что делается для его закрытия? [27]

См. также

[ редактировать ]

58 ° 34' с.ш. 10 ° 34' в.д.  /  58,567 ° с.ш. 10,567 ° в.д.  / 58,567; 10,567  ( Примерное место пожара MS Scandian Star )

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Сольхейм, Т.; Лоренцен, М.; Сунднес, ПК; Банг Г. и Бремнес Л. (1992): Катастрофа парома «Скандинавская звезда» в 1990 году – вызов судебной стоматологии. Международный журнал юридической медицины 104 : 339-345.
  2. ^ Jump up to: а б с «Полиция возобновила расследование пожара в «Скандинавской звезде»» . Местный номер . Местная Европа AB. 13 июня 2014 года . Проверено 23 февраля 2016 г.
  3. ^ Файнфрок, Дон (4 октября 1988 г.). «NTSB узнает о еще одном пожаре на борту корабля» . Архивы УПИ . Юнайтед Пресс Интернешнл. УПИ . Проверено 23 февраля 2016 г.
  4. ^ Колстад, Джеймс (8 августа 1989 г.). «Рекомендации по безопасности М-89-054» (PDF) . Национальный совет по безопасности на транспорте . Проверено 23 февраля 2016 г.
  5. Секунды до катастрофы , «Пожар на борту звезды» (S01E04)
  6. ^ Хальсков, Ларс (20 сентября 2015 г.). «Человек, который не одобрил бы «Скандинавскую звезду» » . politiken.dk . Проверено 23 февраля 2016 г.
  7. ^ Пальмберг, Пьер. «Скандинавский Star Fire на борту 070490-080490» (PDF) . SWECO Проектирование противопожарной защиты и управление рисками . Проверено 30 марта 2020 г.
  8. ^ Jump up to: а б «Официальные лица заявляют, что число погибших в результате пожара на пароме в Дании может превысить 176» . Нью-Йорк Таймс . 10 апреля 1990 г. ISSN   0362-4331 . Проверено 10 сентября 2019 г.
  9. ^ Якобсен Дж.; Ремвиг, П. (май 1991 г.). «[Идентификация пострадавших после пожара на пароме «Скандинавская звезда»]». Тандлагебладет . 95 (8): 325–330. ISSN   0039-9353 . ПМИД   1948719 .
  10. ^ Jump up to: а б Обзор Scandian Star: Подозреваемый погиб за день до последнего пожара , vg.no; по состоянию на 7 апреля 2015 г. (на норвежском языке)
  11. ^ Профессионалы: — Маннскап основал «Скандинавскую звезду огня» — «Скандинавская звезда» , VG.no; по состоянию на 7 апреля 2015 г. (на норвежском языке)
  12. ^ «Стортинг, Предложение представителя об отмене срока давности за нарушение § 148 первого абзаца первого предложения второго альтернативного наказания (пункт о поджоге)» . Стортинг . Дело - stortinget.no. 16 октября 2014 года . Проверено 23 февраля 2016 г.
  13. ^ «Спустя 26 лет новая информация о фатальном пожаре Скандинавской звезды» . Местный номер . Местная Европа AB. 22 февраля 2016 г. Проверено 23 февраля 2016 г.
  14. ^ «Инспектор нарушает 26-летнее молчание: за поджогом стояли профессионалы» . politiken.dk . 20 февраля 2016 г. Проверено 23 февраля 2016 г.
  15. ^ «Норвежская полиция хранит молчание по поводу обвинений отставного судового инспектора» . politiken.dk . Проверено 23 февраля 2016 г.
  16. ^ «История требований пожарной безопасности» . www.imo.org . Архивировано из оригинала 1 июля 2017 года . Проверено 2 июля 2017 г.
  17. ^ "Т/с Массалия 1971" . Архивировано из оригинала 26 мая 2012 года . Проверено 24 апреля 2010 г.
  18. ^ «Скандинавская звезда» . 1990 год . Проверено 24 апреля 2010 г.
  19. ^ Асландер, Мике. «М/С Массалия» (на шведском языке). Архивировано из оригинала 26 мая 2012 года . Проверено 26 апреля 2012 г.
  20. ^ Меллгрен, Дуг (27 мая 1990 г.). «Семьи выживших скандинавских звезд совершают мемориальное путешествие» . АП НОВОСТИ . Проверено 10 сентября 2019 г.
  21. ^ «Скандинавская звезда» . 13 июня 2009 года . Проверено 24 апреля 2010 г.
  22. ^ Берглунд, Нина (7 апреля 2015 г.). «Погорельцы на пароме не забыты» . www.newsinenglish.no . Проверено 10 сентября 2019 г.
  23. Новый документальный фильм о трагедии на «Скандинавской звезде». Архивировано 4 июня 2020 года в Wayback Machine , Nabolandskanalerne; по состоянию на 6 июня 2020 г. (на датском языке)
  24. ^ Скандинавская звезда — новый документальный сериал о катастрофе корабля , Датский институт кино; по состоянию на 6 июня 2020 г. (на датском языке)
  25. ^ Документальный сериал о «Скандинавской звезде» впечатляет: «Если есть ад на Земле, то он здесь» , Berlingske Tidende; по состоянию на 6 июня 2020 г. (на датском языке)
  26. ^ Новый документальный сериал рассказывает всю историю «Скандинавской звезды» , Д. Р. Нюхедера; по состоянию на 6 июня 2020 г. (на датском языке)
  27. ^ Фолькетинг возобновляет дело «Скандинавской звезды» , Д. Р. Нюхедер; по состоянию на 6 июня 2020 г. (на датском языке)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: da5641bfb74e8b5a4154991912952476__1721384580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/da/76/da5641bfb74e8b5a4154991912952476.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
MS Scandinavian Star - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)