Томас Мы видели
Томас Раджна (21 декабря 1928 г. - 16 июля 2021 г.) [ 1 ] был британским пианистом и композитором венгерского происхождения. С 1970 года он проживал в Кейптауне в Южной Африке.
Биография
[ редактировать ]Раджна родилась в Будапеште , Венгрия . Он начал играть на фортепиано и сочинять музыку в раннем возрасте и учился в Музыкальной академии Ференца Листа , где выиграл премию Листа в 1947 году. В том же году он покинул Венгрию, чтобы поселиться в Лондоне и поступил в Королевский музыкальный колледж . Вскоре он появился на Променадах под руководством таких дирижеров, как Карло Мария Джулини , Колин Дэвис и Джон Причард , а также стал частым диктором BBC . В 1963 году он был назначен профессором фортепиано в Школе музыки и драмы Гилдхолла .
Его первой коммерческой записью стало полное собрание сольных фортепианных произведений Игоря Стравинского . После этого он записал музыку Александра Скрябина , Роберта Шумана и Оливье Мессиана , фортепианную партию « Петрушки» Игоря Стравинского с Новой филармонией под управлением Эриха Лейнсдорфа и Белы Бартока с «Музыку для струнных, ударных и челесты» сэром Георгом Шолти и Лондонским симфоническим оркестром. Оркестр . Он завершил цикл записей, посвященный всей фортепианной музыке Энрике Гранадоса . Впоследствии он взялся за запись « Ференца Листа » 12 трансцендентальных этюдов и «12 этюдов» , соч. 1. Раджна часто исполнял два собственных фортепианных концерта.
Он поселился со своей семьей в Кейптауне, Южная Африка, в 1970 году, чтобы получить должность на музыкальном факультете Кейптаунского университета (UCT), где в 1989 году он стал доцентом по классу фортепиано. В январе 1981 года он был награжден Университетскую стипендию UCT и в том же году получил премию Artes от Южноафриканской радиовещательной корпорации (SABC) за серию радиопрограмм о Ференце Листе под названием «Листианец». Метаморфоза». Он завершил свой Фортепианный концерт № 2 в 1984 году. В следующем году он получил докторскую степень по музыке от UCT в знак признания его сочинений.
Во время визита в Англию в 1990 году он записал с оркестром Шумана Концерт для фортепиано с Филармоническим оркестром BBC и дал сольный концерт произведений Эрно Донаньи и самого себя. В том же году Раджна исполнила сольную партию фортепиано в первом и пока единственном в Южной Африке исполнении монументальной Симфонии «Турангалила» Мессиана с Симфоническим оркестром Кейптауна . Европейская премьера его Концерта для арфы 1990 года состоялась в Копенгагене на Пятом Всемирном конгрессе арфистов в июле 1993 года. Это произведение и его Второй фортепианный концерт (с Раджной в качестве солиста) были записаны Национальным симфоническим оркестром SABC и выпущены на компакт-диске в 1993 году. В конце того же года он ушел со своего поста в Музыкальном колледже UCT.
Его самая первая коммерческая запись, полное собрание сольных фортепианных произведений Стравинского, которое Раджна записал в 1963 году и которое было недоступно в течение 30 лет, вновь вошло в международное обращение после того, как голландский лейбл Emergo Classics выпустил их обновленную версию в цифровом формате в серии Saga Classics. в 1993 году. В 1994 году он завершил «Видеоигры для оркестра» и свою оперу «Амаранта» . Бывший Фонд творческих искусств заказал эти произведения, а также « Рапсодию для кларнета с оркестром» (1995), премьера которой состоялась Робертом Пикапом , NSO и Ричардом Коком в 1996 году. В том же году Раджна была удостоена книжной премии UCT за его Концерт для арфы. Эта ежегодная награда вручается в знак признания выдающегося вклада в любую область обучения, и впервые музыкальная композиция была удостоена такой награды. В 1997 году Раджна получил Премию Молтено за жизненные достижения от Фонда Трехсотлетия Кейптауна .
Премьера «Фантазии Раджны для скрипки с оркестром» (1996), написанной по заказу тогдашнего Натальского филармонического оркестра , состоялась в Дурбане в 1998 году. Лайон и Хили Харпс из Чикаго заказали его Сюиту для скрипки и арфы для презентации на Седьмом Всемирном конгрессе арфистов в Праге в июле. 1999. Анна Верхоланцева , победительница Московского международного конкурса арфистов 1997 года, представившая это произведение в Праге , с тех пор записала его компакт-диск и дала исполнения «Сюиты» со своим партнером-скрипачом Александром Тростянским в Москве, Лондоне. , Нью-Йорк, Чикаго и Сан-Франциско. Премьера оперы «Амаранта» состоялась в ноябре 2000 года в Кейптаунской опере совместно с Оперной школой UCT.
В 2001 году Раджна создал собственный лейбл компакт-дисков Amarantha Records . В его каталог входят его исполнение «Гойески» Гранадоса, музыка венгра Донаньи, полное собрание «С уважением» Мессиана, 2-й и 3-й фортепианные концерты Бартока, концерты Шумана и Барбера, 2-й фортепианный концерт Брамса, музыка Скрябина и избранные произведения Раджны. репрезентативные композиции. В том же году Раджна написала « Тарантуллу» для скрипки и фортепиано по заказу Международного конкурса струнных инструментов Университета Южной Африки (Unisa) для конкурса в Претории 2002 года. в Кейптауне Премьера «Видеоигр» в исполнении Капского филармонического оркестра под управлением Дэвида де Вильерса состоялась в августе 2002 года и вызвала признание публики и критиков. Международный скрипач-виртуоз Михаил Овруцкий, победитель конкурса струнных инструментов в Претории в 2002 году и исполнивший по этому случаю «Тарантуллу» Раджны , приехал в Кейптаун, чтобы исполнить «Фантазию Раджны для скрипки с оркестром» Раджны в мае 2004 года. Премьера Концерта для арфы состоялась в Швейцарии в мае 2004 года. Базель в сентябре 2004 года.
Записи Раджны полного собрания фортепианных произведений испанского композитора Энрике Гранадоса (1867-1916), сделанные в Лондоне для CRD в 1976 году, были переизданы в 2004 году на шести компакт-дисках в бокс-сете и распространены по всему миру компанией Brilliant Classics . В 2007 году эти записи были переизданы CDR на семи компакт-дисках, которые можно купить по отдельности. В период с 2002 по 2004 год Раджна завершил работу над еще одной оперой «Песнь долины » по пьесе Атоля Фугарда . Премьера состоялась на Летнем фестивале искусств Шпира в Стелленбосе в марте 2005 года, а в 2007 году опера была возрождена на Национальном фестивале искусств Кляйн Кару в Оудсхорне , где получила призы в двух номинациях: лучшее музыкальное шоу и самый многообещающий новичок ( «Голда»). Шульц , сопрано, главная героиня оперы).
В 2006 году он завершил «Сотворение - негритянская проповедь» Раджны для хора и оркестра, написанную для Первого международного летнего музыкального фестиваля в Кейптауне в 2006 году. Фортепианные прелюдии входят в программу подготовки преподавателей Unisa. В ответ на заказ Unisa написать набор для нового экзаменационного альбома по фортепиано для 7-го класса он завершил свой «Восточный праздник» в августе 2006 года. Премьера его скрипичного концерта (2007) состоялась в октябре 2010 года в Стелленбошском университете .
Во время празднования 80-летия Раджны Капский филармонический оркестр исполнил отрывки из «Песни долины» на концерте во время Третьего международного летнего музыкального фестиваля в Кейптауне в ноябре 2008 года. Сам Раджна был солистом в его Втором фортепианном концерте. Раджна подготовил и переиздал на своем лейбле серию своих знаковых записей более раннего выпуска, теперь прошедших цифровой ремастеринг и впервые доступных на компакт-дисках. Он выпустил и Брамса фортепианные концерты си-бемоль мажор Листа ля минор Шумана, «Трансцендентальные исследования» в сочетании с их самой ранней версией, 12 этюдами , соч. 1, а «Vingt» Мессиана посвящен sur l'enfant-Jésus . В разработке – фортепианные концерты Бартока, Стравинского, Прокофьева и Барбера , Баха концерты для клавесина и музыка Скрябина и Донаньи.
Раджна умер в возрасте 92 лет в больнице Кейптауна 16 июля 2021 года. [ 2 ]
Композиции
[ редактировать ]Балет
[ редактировать ]- Девушка в маске , 1958 год для балета Западного театра.
Оперы
[ редактировать ]- Амаранта , 2000 г.
- «Песня долины» , по пьесе Атоля Фугарда , 2005 г.
Фильмография
[ редактировать ]- Семь лет в Тибете , 1956 год.
- Реактивный шторм , 1959 год.
Оркестровые произведения
[ редактировать ]- Сюита для струнных, 1952–1954.
- Движения для струнных, 1962 г.
- Кантилены и интерлюдии, 1968 г.
- Пикколо Дивертисменто, 1987
- Видеоигры для оркестра, 1994 г.
концертанте
[ редактировать ]- Фортепианный концерт № 1, 1960–1962 гг.
- Фортепианный концерт № 2, 1983–1984 гг.
- Концерт для арфы с оркестром, 1990 г.
- Рапсодия для кларнета с оркестром, 1995 г.
- Фантазия для скрипки с оркестром, 1996 г.
- Концерт для скрипки с оркестром, 2007 г.
Камера
[ редактировать ]Два игрока
[ редактировать ]- Музыка для кларнета и фортепиано, 1947, Альфонс Ледюк, Париж, 1970.
- Музыка для виолончели и фортепиано, 1950 г.
- Музыка для скрипки и фортепиано, 1956–57, Accent Music, Дж'бург, 1990.
- Сюита для скрипки и арфы, 1997–98, Лион и Хили, Чикаго, 1998.
- Тарантулла для скрипки и фортепиано, Amarantha Music 2001
Четыре игрока
[ редактировать ]- Струнный квартет, 1948 год.
Ансамбль
[ редактировать ]- Серенада для десяти духовых инструментов, ударных, цимбалов (или маримбы) и фортепиано/челесты.
Фортепиано
[ редактировать ]- Прелюдии для фортепиано, 1947–1950, Accent Music, Дж'бург, 1988 – Amarantha Music, Кейптаун, 2002
- Каприччио для фортепиано (или клавесина), 1960 г.
- Восточный праздник 2006, Unisa/Amarantha Music, 200?
Вокал
[ редактировать ]- Четыре ранние песни для высокого голоса и фортепиано
- Колыбельная песня ( Уильям Блейк ), 1948 год.
- «Вниз по диким долинам» ( Уильям Блейк ), 1948 год.
- Встреча ночью ( Роберт Браунинг ), 1948 год.
- Сольфеджио, 1949 год.
- Четыре традиционных африканских текста для высокого голоса и фортепиано, 1975
- Печаль Кодио
- Идиллия
- Серенада
- Рогоносец доволен
- «Stop All the Clocks» для среднего голоса и фортепиано, Четыре песни на стихи У. Х. Одена , 1998
- Остановите все часы
- Композитор
- Их одинокие лучшие
- Беженский блюз
Стихи использованы с любезного разрешения Curtis Brown Ltd., Лондон, от имени Estate of WH Auden, владельцев авторских прав.
Хоровой
[ редактировать ]- Три еврейских хора, 1972–73.
- Адонай ма-адам
- Hashkivenu
- Есть тайна
- The Creation - A Negro Sermon (JW Johnson), 2000, для смешанного хора без сопровождения, Amarantha Music
- The Creation – A Negro Sermon (JW Johnson), 2005–06, для хора и оркестра, Amarantha Music
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Томас Раджна, мой отец и любимый патриарх нашей семьи, скончался в больнице в Кейптауне в 1:30 ночи в пятницу, 16 июля, после падения и перелома руки.
- ^ «Некролог: венгерский композитор Томас Раджна скончался в возрасте 92 лет» . Оперный провод . 21 июля 2021 г. Проверено 21 июля 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Томас Раджна на IMDb
- «Песня долины» Атоля Фугарда была положена на музыку композитором Томасом Раджна, пишет Гай Уиллоуби, инициатор проекта.
- «Песни на год и день» Эрика Чисхолма , Томаса Раджны и Виктора Хели-Хатчинсона
- «Медаль Фонда Трехсотлетия Кейптауна» .
- Раджна становится сильнее, приближаясь к 70 годам
- 1928 рождений
- 2021 смертей
- Венгерские эмигранты в Соединенном Королевстве
- Британские эмигранты в Южную Африку
- Южноафриканские евреи
- Южноафриканские композиторы
- Южноафриканские композиторы-мужчины
- Выпускники Королевского музыкального колледжа
- Академический состав Кейптаунского университета
- Выпускники Музыкальной академии Ференца Листа
- Южноафриканский народ венгерско-еврейского происхождения
- Венгерские классические пианисты
- Британские классические пианисты
- Южноафриканские классические пианисты