Ахмет Рыза
Ахмет Рыза | |
---|---|
![]() Риза в 1909 году | |
Президент палаты депутатов | |
В офисе 17 декабря 1908 - 1911 | |
Депутат | Мехмед Талаат , Рухи аль-Халиди |
Избирательный округ | Стамбул ( 1908 |
Сенатор | |
В офисе 18 апреля 1912 - 1919 | |
Член палаты депутатов | |
В офисе 17 декабря 1908 г. - 18 января 1912 г. | |
Избирательный округ | Константинополь |
Личные данные | |
Рожденный | 1858 Константинополь , Османская империя (современный Стамбул, Турция) |
Умер | 26 февраля 1930 года Стамбул , Турция |
Политическая партия | Комитет профсоюзов и прогресса (1894–1910) |
Отношения | Selma Rıza (сестра) |
Родители) | Али Риза Naile Criminal |
Альма -матер | Гриньон Национальная школа агрономии Университет Сорбонна |
Ахмед Рыза (1858 - 26 февраля 1930 г.) был османским педагогом, активистом, революционером, интеллектуальным, политиком, полиматом, [ 1 ] и выдающийся член молодых турок . [ 2 ] Он также был ключевым ранним лидером комитета Союза и прогресса . [ 3 ]
В течение почти двадцати лет, когда он жил в Париже, он возглавлял парижский отдел комитета Османского союза, который впоследствии будет назван комитетом Союза и Прогресса , и вместе с доктором Назумом Бей он основал Мешверет , первую официальную публикацию Общество, где он был изгнан. В дополнение к своей работе в качестве лидера оппозиции, Риза был удвоен в качестве позитивистского идеолога.
После революции в 1908 году он был объявлен «отцом свободы» и стал первым президентом возрожденной палаты депутатов , нижней палаты Османского парламента . К 1910 году он дистанцировался от чашки, так как он стал более радикальным и авторитарным. В 1912 году он был назначен сенатором . [ 4 ] Он был ведущим переговорщиком во время неудачных переговоров о военном альянсе между Османской империей, Францией и Великобританией на Первую мировую войну . Во время войны он был одним из немногих политиков, которые выступали против и осудили армянский геноцид , пока он продолжался. В эпоху перемирия он был назначен президентом Сената и преследовал своих бывших товарищей по профсоюзам. После того, как он поссорился с Даматом Ферид -пашей, он снова отправился во Францию, где поддержал Мустафы Кемаль -Паша (Ататюрк) националистов . Он вернулся в Турцию после подписания договора о Лозанне .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Ахмет Рыза родился в Стамбуле в 1858 году в семье, которая была на государственной службе в течение нескольких поколений. Он был сыном Али Риза Бей государственного деятеля и сенатора . Дедушка Ахмета был министром сельского хозяйства и монетного двора, также называемого Али Рыза. Правдед Ахмета был Кеманкеш Эфенди, султан Селим III Sır Kâtibi (секретный секретарь); [ 5 ] Его отцом был Сиддик Молла, кади , который служил в Египте . [ 6 ] Отец Ахмета был назван Ингилизом («англичанином») из -за его команды английским языком и восхищения Британской империей . Его мать, Fräulein Turban, родилась в Мюнхене, но была венгерского происхождения. Она переехала в Вену, где встретила Ингилизию, когда он был на дипломатической миссии, и обратилась в ислам, чтобы жениться на нем, взяв имя Наиль Сабыка Ханим . [ 7 ] [ 8 ] Сестра Ахмета была Сельма Риза .
Ахмет Рыза получил образование в западном стиле, посетив Beylerbeyi Rüşdiye , после этого Mahrec-I Aklâm, а затем Mekteb-I Sultânî (современная средняя школа Галатасарай ). После окончания университета он работал в переводе Sublime Porte некоторое время . С роспуском османского парламента отец Ахмета был изгнан в Кони . Сопровождая своего отца до изгнания, он увидел плохие условия крестьян. Путешествие вызвало обеспокоенность Райзы об их благополучии, и он хотел познакомить их с современными методами культивирования, что привело его к изучению сельского хозяйства во Франции. [ 8 ] В 1884 году он окончил Университет Гриньон по специальности сельскохозяйственный инженер. В то время как в Париже он обнаружил позитивистские идеи Огюста Конта и Жан-Франсуа Робинет .
Вернувшись в Османскую империю, Ахмед Риза попытался использовать свою степень и новейшие технологии для создания предприятия. Однако это не удалось, и он обвинил его кончину в отсталых крестьянах. Он работал в министерстве образования с намерением обучения крестьян. [ 8 ] В 1887 году он подал в отставку с поста директора по образованию в Бурсе . Будучи пессимистичным в отношении реформы, он решил вернуться во Францию. [ 6 ]
Изгнание в Париже
[ редактировать ]
В 1889 году Риза вернулся в Париж. Две теории объясняют полете Ризы: одна была то, что он дал предлог участия в выставке, организованной для столетия французской революции , другой указал, что он просто сбежал в Париж. [ 6 ] В Париже Риза работал переводчиком во французской судебной системе. В Университете Сорбонна он продолжал проходить курсы по позитивизму, как он учил математику Пьер Лаффитт . На него повлияли мысли Лаффитта об исламе и восточной цивилизации, в частности. [ 9 ] Лаффитт полагал, что ислам является самой продвинутой религией, поэтому мусульманам было легко принять позитивизм. Ахмет Риза стал одним из самых активных членов Société Positiviste , и в 1905 году он появился в качестве «представителя мусульманских общин» в Comité positif occidental , организации, созданной для распространения позитивизма на международном уровне.
В течение первых лет в Париже он попытался ответить на различные газеты и журналы, которые писали неблагоприятно о Османской империи. [ 10 ] [ 8 ] В 1891 году Османское правительство приказало Ризе вернуться в империю из -за «либерального» языка, который он использовал на конференции о османских женщинах, но он не подчинялся. Он написал письмо Министерству поста и телеграфам в Стамбуле, в котором говорилось, что он не является членом секретного общества и что, когда необходимо защищать интересы и права страны и нации, он мог сделать это через статьи, которые он Опубликовано в парижских газетах. [ 8 ]
В 1893 году Ахмед Риза отправил несколько петиций Султану Абдулу Хамиду II , где он обрисовал в общих чертах преимущества конституционного режима. Обескуратный после своего шестого ходатайства, он начал писать статьи во французском информационном бюллетене La Jeune Turquie, опубликованной Халилом Ганимом , а также опубликовал программу реформ, которую он ранее представлял Абдулу Хамиду в форме брошюры под именем Lâyiha ve Mektub ( Петиция Письмо ) в Лондоне.
Ведущий комитет профсоюзов и прогресса
[ редактировать ]
Раза начал переписывать члены комитета Османского союза в 1892 году. Считается, что он сделал предложения в первую проектную программу общества. [ 8 ] Когда ведущие члены Османского союза были арестованы и выпущены в течение короткого времени в том же году, многие из них бежали в Париж. В 1894 году эти эмиграды , особенно Мехмет Назым , предположили, что он присоединился к обществу, Риза принял, но предположил, что имя общества изменилось. Он предполагал, что общество следует назвать порядок и прогресс ( низам верки) , позитивистский девиз Конта; Общество скомпрометировано, приняв имя «Союз и прогресс» вместо этого. [ 8 ]
Это сделало его лидером Парижского отделения Комитета Союза и Прогресса , группы, которая была сосредоточена вокруг газеты Мешверет , журнала, который он начал публиковать с Ганимом. [ 8 ] Там он пытался синтезировать позитивистскую доктрину в рамках османской исламской философской традиции. Rıza также опубликовал серию статей, выступающих за конституционализм для Османской империи, которые он оправдал благодаря исламской традиции консультаций . [ 11 ] Он также внес свой вклад в течение Али этого времени.
Раза была в ужасе от хамидийских массовых убийств , которые он обвинил в султане и осудил как «традиции ислама и заповедники Корана » . [ 12 ]
Во время его изгнания к нему постоянно обращались агенты Константинополя с щедрыми предложениями амнистии за его дефект, от которого он всегда отказывался. В результате давления со стороны дворца Йилдыз , французское правительство запретило Мешверет 11 апреля 1896 года. Раза отправил свою газету в Швейцарию в мае, прежде чем поселиться в Бельгии в сентябре 1897 года. Между тем, секуляризм Ахмеда Руза вызвал рифти Консервативные молодые турки, которые объединились вокруг Мизанки Мурат . Большинство разочаровывающих из -за профсоюзных деятелей было Rıza, устойчивая противодействие революции. В конгрессе, состоявшемся в декабре 1896 года, Мурад Бей был избран главой Кубка, заменив Ахмеда Риза Бей. [ 8 ] Во время греко-турецкой войны Ахмед Риза был исключен из Кубка после того, как он отказался вытащить статью, которую он опубликовал в Мешвере, в поддержку критского восстания . Райце пришлось снова переехать, когда правительство Бельгии запретило Мешверет и депортировало его в 1898 году, к большому смятению бельгийского парламента . Ахмед Рыза бросил публиковать газету на Турции, вместо этого продолжая свое существование на французском языке. Его обвинили в атеизме консервативными молодыми турками и сторонниками Абдула Хамида II. К 1899 году Османское правительство зажало оппозицию еще крепче. В Стамбуле было арестовано больше юнионистов, а Мизанки Мурад и его друзья вернулись в Стамбул за амнистию. В это время утешал Rıza, что молодые турки, которые остались в Европе, начали снова собираться вокруг него. Его сестра Сельма также присоединилась к нему в Париже, сделав ее первой женщиной -членом общества.

В конце 1899 года движение «Молодой Турк» был возрожден с дефектами Исмаила Кемали , Дамата Махмута -Паша и его сыновей принца Сабахаттина и Лютифуллы. Однако у этих новых перебежчиков были разные идеи для будущего Османской империи: они верили в либерализм и децентрализацию. При приглашении принца Сабахаттина и его брата, первого конгресса османской оппозиции в Париже в феврале 1902 года. На Конгрессе появились две группы, которые были разделены по вопросу об иностранном вмешательстве, чтобы помочь в свержении режима: «Интервенционные» «В составе принца Сабахаттина и армянских делегатов и« не вмешательских », которые были сторонниками Ахмеда Риза, которые остались в меньшинстве. Rıza также была против любого автономного статуса для вопленных армянских восточных провинций . После Конгресса Рыза и его сторонники основали комитет прогресса и профсоюза, в то время как принц Сабахаттин основал комитет любителя свободы Османской свободы. ЦП вскоре установил журнал Şûrâ yı ümmet , базирующаяся в Каире, в котором внесла вклад Rıza.
Процесс Ризы был укреплен с новым кругом симпатиков в Османской империи, которая организовалась вокруг Общества Османской свободы . Основанная группами офицеров и государственных служащих из Салоники в 1906 году, группа объединилась с процессором в 1907 году. В этом году 29 декабря состоялся второй конгресс Османской оппозиции. На Конгрессе сторонникам революции удалось повлиять на Рузу, и делегаты пообещали понять революцию всеми необходимыми средствами, включая терроризм. [ 13 ] В Париже он не играл не существенной роли в событиях молодой турок революции .
Вторая конституционная эра
[ редактировать ]После объявления Конституции Риза вернулся в Стамбул 25 сентября 1908 года, где его приветствовали с «отцом свободы» ( Ebü-L Ahrar , HürriyetCilerin Babası ). Он держал аудиторию с султаном 16 октября 1908 года. [ 10 ]
Ахмед Риза был введен в центральный комитет Кубка , и после избрания в Палату депутатов в качестве депутата из Стамбула он был единогласно избран президентом Палаты. Он подвергся критике со стороны консерваторов за его ценности. Из -за его предполагаемого атеизма он был лучшим в списке хитов во время инцидента 31 марта . В первый день событий министр юстиции Мустафа Назы -Паша был принят за президента и линчева. Риза подал в отставку по просьбе великого визиря в атмосфере восстания и сбежал из парламента, когда повстанцы ворвались в здание во время сессии. Он спрятался под защитой Германии в здании железной дороги Багдад в городе. [ 14 ] Риза вернулся на свою работу, когда армия действий прибыла в Айэстефанос, чтобы восстановить приказ. Он был переизбран президентом парламента в конце 1910 года. В том же году он назначил Кубок как организацию, заслуживающую Нобелевской премии мира за его усилия по защите мира в Османской империи. [ 15 ]
Тем не менее, Rıza все больше разочаровался в Кубке за их убийства журналистов, таких как Хасан Фехми и Ахмет Самим , и он подал в отставку из центрального комитета Кубка. Он отказался от своего парламентского президентства в 1911 году. [ 10 ] Он не баллотировался на переизбрание с роспуском парламента в январе 1912 года, и 18 апреля 1912 года назначил в качестве сенатора. После переворота в 1913 году у Кубка он полностью выпал с профсоюзными активами.
Более поздняя карьера
[ редактировать ]
В 1915 году Риза была одним из немногих политиков османских лиц, которые осудили геноцид армян . О законе о конфискации армянской собственности он заявил в парламенте: «Также не законно классифицировать товары, упомянутые законом как заброшенные товары, потому что владельцы армянцев этих товаров не оставляли их охотно, они были изгнаны, изгнаны насильственно. " Отметив, что такая конфискация противоречила Османской конституции , он добавил: «Сильный вооружение меня, изгнать меня из моей деревни, а затем продать мою собственность: это никогда не бывает законно. Никакая османская совесть или закон не могут принять это». [ 16 ] [ 17 ]
Как педагог, он принял инаугурацию Второй средней школы для девочек в Турции, средней школы Кандилли для девочек в 1916 году в Стамбуле (он должен был быть первой, но вспышка Первой мировой войны задержала выполнение проекта ) [ 18 ]
В период перемирия султан Мехмед VI Vahdettin назначил Ахмеда Ризы президентом Сената Османского, во время которого он сообщил американским дипломатам об Османского правительства оппозиции лиге национального мандата . Гранд -визирь Дамат Ферид -паша в конце концов переиграл его, забрав свою позицию. Он отправился в движение Мустафы Кемала (Ататюрк) Паши и отправился в Париж 22 июня 1919 года. Он сыграл важную роль в переговорах между Францией и правительством Великого национального собрания, что привело к концу франко-турецкой войны . Он вернулся в Турецкую Республику в 1926 году.
После ухода из общественной жизни на ферме в Ваникёе Ахмед Риза написал свои мемуары и историю Кубка. Они были опубликованы более чем через 50 лет после его смерти в 1988 году под названием Meclis-i Mebusan ve Ayan Reisi Ahmet Rıza Bey'in Anıları («Мемуары Ахмет Риза, президента Палаты депутатов и Сената»). Он умер 26 февраля 1930 года в Стамбуле и похоронен на кладбище в Кандилли.
Он был награжден орденом звезды Каражорже . [ 19 ]
Работа
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Лейхас , 1889
- Tolarance Muslumane , 1897
- Журналы Мешверет , 1903-1908
- Кризис Востока , 1907
- Echos of Turkey , 1920
- Моральное банкротство западной политики на востоке , 1922
Обязанности и ответственность
[ редактировать ]- Султан и принцы
- Солдат
- Женщина
Журналы
[ редактировать ]- Western Review , 1896-1908
- Позитивистский обзор , 1900-1908 гг.
Смотрите также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Финкель, Кэролайн (2006). Мечта Османа: история Османской империи, 1300-1923 . Основные книги. п. 505. ISBN 0-465-02396-7 Полем Получено 2010-06-07 .
- ^ «Ахмед Риза Бей» .
- ^ Подъем и развитие либеральной мысли в Турции
- ^ 1908 Революция Aykut Kansu Communication Publications, ISBN 9789754705096 , 2009
- ^ Кабакча, Энес. «Введение позитивизма в Турцию и влияние турецкой социологии» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 13 ноября 2014 года . Получено 1 декабря 2015 года .
- ^ Jump up to: а беременный в Желтый, Сулейман Ариф. «Социологические и религиозные мнения Ахмет Риза» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 8 декабря 2015 года . Получено 1 декабря 2015 года .
- ^ Таглия, Стефано (2015). Интеллектуалы и реформа в Османской империи: молодые турки по проблемам современности . Routledge. п. 52. ISBN 9781317578635 Полем Получено 8 августа 2017 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Ebüzziya, Ziyad. «Ахмед Риза» (PDF) . Турецкий религиозный фонд Исламская энциклопедия 1989 Том 2. Архивировал (PDF) из оригинала 6 декабря 2015 года . Получено 1 декабря 2015 года .
- ^ Оздалга, Элизабет (2005). Позднее Османское общество: интеллектуальное наследие . Психология пресса. ISBN 9780415341646 .
- ^ Jump up to: а беременный в Малкоч, Эминалп. «Османский интеллектуал на восточной -западной оси: Ахмед Риза Жизнь и Мир мысли» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 6 декабря 2015 года . Получено 1 декабря 2015 года .
- ^ Кабакча, Энес. «Введение позитивизма в Турцию и влияние турецкой социологии» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 13 ноября 2014 года . Получено 1 декабря 2015 года .
- ^ SUNY 2015 , с. 149–150.
- ^ Карал, Энвер Зия (1962). Османская история Vol. 8 Анкара. п. 517.
{{cite book}}
: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка ) - ^ МакМикин, Шон (2016). Османский эндшпиль: война, революция и создание современного Ближнего Востока, 1908–1923 . Нью -Йорк, Нью -Йорк: пингвин Рэндом Хаус. п. 52. ISBN 9781594205323 .
- ^ «Архив номинации - Union et Progrès» . Nobelprize.org . Получено 3 декабря 2020 года .
- ^ SUNY 2015 , с. 308.
- ^ Kieser 2018 , с. 269
- ^ "Tarihce" . Архивировано из оригинала 2012-11-28 . Получено 2012-11-08 .
- ^ Acovic, Dragomir (2012). Слава и честь: украшения среди сербов, сербов среди украшений . Белград: Официальный газетт. п. 369
Источники
[ редактировать ]- Кизер, Ханс-Лукас (2018). Талаат -паша: отец современной Турции, архитектор геноцида . ПРИЗНАЯ УНИВЕРСИТЕТА ПРИСЕТА. ISBN 978-1-4008-8963-1 .
- Сводка на: Кизер, Ханс-Лукас. "Паша, талат". 1914-1918 Online. Международная энциклопедия Первой мировой войны .
- Суни, Рональд Григор (2015). «Они могут жить в пустыне, но нигде»: история армянского геноцида . ПРИЗНАЯ УНИВЕРСИТЕТА ПРИСЕТА. ISBN 978-1-4008-6558-1 .
- Сводка на: Рональд Григор Суни (26 мая 2015 г.). "Армянский геноцид" . 1914-1918 Online. Международная энциклопедия Первой мировой войны .
- 1858 Рождения
- 1930 Смерть
- Выпускники средней школы Галатасарай
- Правительственные министры Османской империи
- Журналисты 20-го века из Османской империи
- Журналисты 19-го века из Османской империи
- Молодые турки
- Свидетели армянского геноцида
- Академики из Стамбула
- Турецкий народ венгерского происхождения
- Авторы 19-го века из Османской империи
- Авторы 20-го века из Османской империи
- Комитет профсоюзов и политиков прогресса
- Члены Сената Османской империи
- Основатели турецкого журнала
- Турецкие националисты